Научная статья на тему '«Кейс-стади» при профессиональной иноязычной подготовке специалистов с позиции когнитивного моделирования в образовании'

«Кейс-стади» при профессиональной иноязычной подготовке специалистов с позиции когнитивного моделирования в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
618
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЕЙС-СТАДИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ИНОЯЗЫЧНАЯ ПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОМПЕТЕНЦИИ / КОУЧИНГ / АНАЛИЗ / СИНЕРГИЯ / ESP (ENGLISH FOR SPECIFIC PURPOSES) / CASE STUDY / VOCATIONALLY-ORIENTED LINGUISTIC PROFICIENCY / COMPETENCE / COACHING / ANALYSIS / SYNERGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гладкова Ольга Дмитриевна, Коннова Зоя Ивановна

Освещаются вопросы, связанные с использованием «продвинутого» интерактивного метода «кейс-стади» в процессе обучения профессионально ориентированному английскому языку в неязыковом вузе. В качестве примера предлагается ознакомиться с разработанным на кафедре иностранных языков ТулГУ процессом моделирования интерактивных профессионально ориентированных кейсов, алгоритмом работы с ними, а также результатами, полученными на начальном этапе экспериментальной работы по внедрению кейсов на всех уровнях обучения в неязыковом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гладкова Ольга Дмитриевна, Коннова Зоя Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASE STUDY’ IN TEACHING ESP FROM THE PERSPECTIVE OF COGNITIVE MODELING IN EDUCATION

The paper reviews the issues concerned with the use of an “advanced” interactive teaching method case study in ESP (English for Specific Purposes) classroom. The authors speak in detail about the process of vocationally-oriented interactive case study modeling and the algorithms of how to work with the case studies (both developed at Foreign Languages Department, Tula State University). The paper provides the results attained at the initial stage of experimental work directed towards case-study implementation when teaching ESP at all levels of education at a non-linguistic university.

Текст научной работы на тему ««Кейс-стади» при профессиональной иноязычной подготовке специалистов с позиции когнитивного моделирования в образовании»

Bocharova Elena, post-graduate student, elenaboch14@gmail. Russia, Tula, Tula State University.

Trushina Evgeniya, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor, kafedra_timpo@,mail.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 378.1

«КЕЙС-СТАДИ» ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ С ПОЗИЦИИ КОГНИТИВНОГО МО ДЕЛИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

О.Д. Гладкова, З.И. Коннова

Освещаются вопросы, связанные с использованием «продвинутого» интерактивного метода «кейс-стади» в процессе обучения профессионально ориентированному английскому языку в неязыковом вузе. В качестве примера предлагается ознакомиться с разработанным на кафедре иностранных языков ТулГУ процессом моделирования интерактивных профессионально ориентированных кейсов, алгоритмом работы с ними, а также результатами, полученными на начальном этапе экспериментальной работы по внедрению кейсов на всех уровнях обучения в неязыковом вузе.

Ключевые слова: кейс-стади, профессиональная иноязычная подготовка, профессионально ориентированный английский язык, компетенции, коучинг, анализ, синергия.

Цель статьи - затронуть ряд вопросов, с вязанных с кейсовым методом, ориентированным на улучшение качества профессиональной иноязычной подготовки студентов.

Статья включает в себя следующие разделы: 1) Введение:

Сущность и специфика метода «кейс-стади», 2) Этапы примерной процедуры моделирования и обсуждения кейса, 3) Экспериментальная работа, 4) Выводы.

Введение: Сущность и специфика метода «кейс-стади»

«Кейс-стади» - это интерактивный метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. При обучении английскому языку в неязыковом вузе суть этого метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных практико-ориентированных проблем (кейсов) с целью формирования у студентов профессиональной иноязычной подготовки. Задача студентов - осмыслить предложенную конкретную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, четко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определенный алгоритм деятельности, который приведет к решению проблемы [9; 10; 11; 12]. Кейс-метод позволяет учитывать

профессиональную подготовку студентов, их интересы, выработанный стиль мышления и поведения, что дает возможность широко использовать его для обучения английскому языку в рамках будущей профессии.

Согласно ФГОС ВПО и целям, которые он определяет, изучение иностранных языков должно быть направлено на развитие у будущих специалистов ключевых компетенций, главными из которых являются профессиональная, коммуникативная, социокультурная и учебно-позновательная компетенции. В условиях перехода от знаниевого подхода в обучении к компетентностному необходимы новые методы, позволяющие развивать у студентов эти компетенции, актуализировать их, структурировать дидактический материал для их формирования, учить не только запоминать и воспроизводить, но и применять полученные знания на практике. Вместе с тем следует отметить, что в современном глобализированном мире помимо профессионально ориентированных знаний специалисту необходимо обладать умением быстрого информационного поиска и навыком эффективной работы в команде. Эти условия полностью выполняет метод «кейс-стади», строящий обучение через активизацию самого процесса приобретения знаний.

На первом этапе нашего исследования, связанного с изучением потенциала метода «кейс-стади» при обучении профессионально ориентированному иностранному языку в неязыковом вузе, нами были выявлены некоторые особенности этого метода. К ним относят нижеизложенные отличительные черты [1; 4; 7; 11].

Кейс носит проблемный характер, т.е. он начинается с постановки проблемной задачи (дилеммы) и завершается ее решением.

Кейс дает возможность работы в группах на едином проблемном

поле.

Кейс позволяет применять в процессе обучения педагогический коучинг, суть которого заключается в раскрытии когнитивного, синергического и других потенциалов обучающегося с целью максимального повышения его эффективности, тем самым приучая личность эффективно «управлять» самой собой и моделировать собственную образовательную траекторию [5].

Кейс позволяет использование краткой информации, снижающей степень неопределенности в условиях лимита времени.

Кейс стимулирует возможность получения студентами не только знания, но и глубокое осмысление теоретических концепций, а также возможность создания новых моделей деятельности.

Кейс-стади не обладает жесткой схемой, а позволяет вносить необходимые коррективы в процесс обучения, что наделяет его гибкостью, адаптивностью.

Кейс-стади отличается когнитивной целостностью, включающей различные уровни познавательной активности, такие, как эмпирический,

направленный на сбор и первичный анализ данных, и теоретический, связанный с их анализом и интерпретацией.

Кейс-стади характеризуется синергией, т. к. суммарный положительный эффект от групповой работы над кейсом значительно больше, чем эффект, получаемый от работы отдельно взятого индивидуума над тем же кейсом. Синергия - это суммирующий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что их действие существенно превосходит эффект каждого отдельного компонента в виде простой суммы. Применение кейсового метода при активном обучении профессионально ориентированному английскому языку развивает умение объединять усилия нескольких человек и добиваться сверхаддитивного эффекта (1+1+1+1=S, где S > 4). Таким образом, доля каждого участника обсуждения кейса больше 1, так как усилия обучающихся объединяются согласованностью векторов этих усилий (направленностью к одной цели, т. е. к коллективному решению кейса), что развивает у студентов профессиональный навык эффективной работы «в команде».

Этапы примерной процедуры моделирования и обсуждения кейса

В ходе анализа научных и научно-методических источников по исследуемой проблематике [2; 3; 4; 8; 9], а также учитывая собственный опыт по созданию интерактивных профессионально ориентированных кейсов для обучения «языку профессии» в неязыковом вузе, нами было выявлено, что фактически любой преподаватель может на основании собственного опыта и накопленных материалов самостоятельно смоделировать кейс.

Примерную процедуру моделирования и обсуждения кейсов при обучении английскому языку можно представить в виде последовательности следующих этапов:

Формулирование проблемы (дилеммы) в рамках изученной лексической темы.

Стратегическое проектирование модели кейса: выбор конкретного практико-ориентированного случая, содержащего вокабуляр по пройденной лексической теме, методики сбора данных, логики их анализа и т.п.

Подбор разноплановых аутентичных материалов по проблеме кейса (в текстовом, графическом, презентационном, аудио и видео форматах).

Синтез полученных ранее первичных обобщений, например, в виде презентации PowerPoint, Openoffice Impress и других приложений. Для этих целей также логично использовать возможности онлайн сервиса Prezi.com. Это сервис, с помощью которого можно создавать интерактивные презентации онлайн, доступные для студентов даже вне стен университета. Возможности Prezi позволяют моделировать презентации нового вида с нелинейной структурой. Prezi можно как

«свернуть» в одну картинку, так и увеличить («акцентировать») каждый ее элемент для детального изучения в ходе работы над изучаемой темой.

Администрирование спроектированной модели с целью выявления и устранения возможных недостатков. (На этом этапе оценивается готовность кейса к использованию в процессе обучения английскому языку).

Обсуждение созданного кейса в учебной группе. Заключительный этап кейс-стади предполагает «рассказывание истории», когда обучающиеся делятся приобретенным опытом, знаниями с другими. Кейс вырабатывает у студентов навыки простейшего обобщения, поиска, анализа и интерпретации информации, тем самым стимулируя их когнитивную функцию, и мотивирует их работать в команде.

Необходимо отметить, что кейсовый метод применяется на заключительном этапе работы над лексико-грамматической профессионально ориентированной темой. К этому моменту обучаемые уже владеют необходимыми языковыми средствами, в том числе терминами, профессиональной лексикой и фразами-клише, которые им понадобятся в предлагаемой коммуникативной ситуации [7; 10; 8, 155-157].

С точки зрения студентов «решение» кейса, как правило, проходит в 5 основных этапов.

Знакомство с конкретной ситуацией, ее особенностями.

Выделение основной проблемы (дилеммы), выделение факторов и персоналий, которые могут реально повлиять на ее решение.

Предложение концепций / тем для «мозгового штурма».

Анализ возможных последствий принятия того или иного решения.

«Решение» кейса - предложение одного или нескольких вариантов (последовательности действий), указание на возможное возникновение проблем, механизмы их предотвращения и решения [8, 155-157].

Экспериментальная работа

Для обеспечения эффективного формирования профессиональной иноязычной подготовки будущих специалистов, а также с целью развития их когнитивно-синергического потенциала группой авторов кафедры иностранных языков ТулГУ был разработан пакет интерактивных профессионально ориентированных онлайн кейсов для студентов экономических специальностей, размещенный на Интернет-платформе http://eflgladkova.professorjournal.ru. Использование этого пакета в системе высшего образования целесообразно как в аудиторной работе, в том числе для проведения рубежного и итогового контроля и промежуточных срезов по изучаемой теме, так и для организации самостоятельной работы студентов (как индивидуальной, так и групповой) вне стен университета.

Моделированию каждого отдельного кейса и созданию пакета онлайн кейсов предшествовал длительный подготовительный этап, в ходе

которого происходил анализ информационных и когнитивных возможностей кафедры иностранных языков ТулГУ с целью выявления подходящего лингвистического и лингводидактического материалов, соответствующих требованиям ФГОС ВПО. Подбирался текстовой, графический, презентационный, аудио и видео материал для формирования и стимуляции профессиональной языковой подготовки студентов на всех этапах обучения. Создавались мультимедийные учебные пособия,методические указания по работе с видеофильмами, англоязычными ресурсами медиакомпаний, отбирались тематические интернет-сайты, изучались блоги, микроблоги и подкасты представителей политики, экономики и бизнеса и т.п.

Эффективность использования разработанного нами интерактивного пакета профессионально ориентированных онлайн кейсов в качестве инструмента формирования профессиональной иноязычной подготовки студентов и развития их когнитивно-синергического потенциала доказана педагогическим экспериментом, проведенным в рамках констатирующего этапа экспериментальной работы со студентами экономического факультета. Его суть состояла в том, что нами были выделены контрольная и экспериментальная группы и поэтапно осуществлены:

диагностика исходного состояния иноязычной подготовки студентов до внедрения интерактивного пакета профессионально ориентированных онлайн кейсов;

диагностика подготовки после обучения в рамках кейс-метода и принятия мер педагогического воздействия по улучшению качества языковой подготовки.

Экспериментальная работа по проверке эффективности использования созданных ресурсов осуществлялась с сентября 2012 года по март 2013 год. В ходе опытно-экспериментальной работы обучение иностранному языку в экспериментальных группах осуществлялось на базе интернет-класса в режиме онлайн с привлечением не только разработанного нами пакета интерактивных онлайн кейсов, но и с применением созданных электронных учебно-методических и тестовых ресурсов. Обучение в контрольных группах строилось в соответствии с традиционной методикой.

Согласно гипотетическому предположению о том, что интерактивные профессионально ориентированные кейсы положительно влияют на качество навыков говорения (обсуждения и презентация материала), аудирования и чтения, а также грамматических навыков и навыков употребления профессионально ориентированной лексики в контексте, нами были отобраны показатели степени сформированности навыков говорения, аудирования, чтения, грамматических навыков и навыков употребления профессионально ориентированной лексики в

контексте. Выявление динамики развития когнитивно-синергического потенциала производилось с помощью анкетирования преподавателей и студентов.

Коэффициент сформированности компонентов профессиональной иноязычной подготовки студентов в ходе эксперимента вычислялся по формуле: K = N / M (диагностика усвоения знаний по В.П. Беспалько), где K - коэффициент сформированности; N - число выполненных операций; M - общее число операций. В качестве критической величины коэффициента в нашем исследовании принято значение равное 0,7. Если полученный коэффициент менее 0,7, значит, студент не усвоил знания данного уровня. Высший коэффициент 0,9-1 явился показателем того, что процесс обучения на данном этапе близок к конечному результату и может быть завершен.

Работа с кейсом в экспериментальных группах требовала от студентов максимальной концентрации, желания взаимодействовать друг с другом, эффективно работать «в команде», прислушиваться к мнениям других, ценить и уважать их. Обсуждение кейса происходило только на английском языке; функция преподавателя сводится к коучингу, наблюдению, фасилитации и, по необходимости, направлению дискуссии в «нужное русло», вовлечению всех студентов группы в разноплановый анализ и интерпретацию кейса.

В ходе эмпирической части исследования в экспериментальных группах мы придерживались разработанного нами авторского алгоритма работы с профессионально ориентированными интерактивными кейсами, заключающегося в следующем:

Работа над кейсом в группе начинается с детального разбора названия кейса.

Далее студентам предоставляется краткая «история» кейса, происходит постановка цели, озвучивается проблема (дилемма), которую необходимо решить.

Для удобства интерпретации кейса студенты снабжаются ключевыми словами с помощью «майндмэппинга» (инографики интеллекта или карты мыслей) и/или «облаков тегов» (визуального представления списка категорий, меток, тегов и ключевых слов) по обсуждаемой теме. Они содержат минимальный вокабуляр, необходимый для дальнейшего обсуждения кейса.

Студенты обеспечиваются разноплановой информацией о событиях, предшествовавших и сопутствующих событиям кейса. Для изучения приводятся различные онлайн источники.

Для принятия студентами адекватного решения в ходе изучения кейса приводятся мнения авторитетных лиц по анализируемой проблеме (блоги, микроблоги, страницы соцсетей, подкасты и т.п.).

Студенты получают ряд вопросов для «мозгового штурма», а также обращаются к различным информационным источникам в сети (сайты компаний, аналитические онлайн-издания и т. п.).

Для разностороннего и полноценного анализа ситуации изучается то, каким образом проблема нашла отражение в массовой и поп-культурах. Предлагаются вопросы для обсуждения.

Приводятся аудио- и видеоматериалы, содержащие мнения авторитетных лиц (экономистов, топ-менеджеров, политиков и т. п.). Происходит анализ ситуации и поиск возможных путей решения проблемы.

Заключительный этап кейс-стади предполагает «рассказывание истории»; происходит обобщение материала, предлагаются конкретные пути решения проблемы. Нестандартный формат изложения материала также приветствуется. Это могут быть ежегодный отчет, презентация, социологическое исследование, статья в газете или журнале, сравнение трендов и т. п.

Таким образом, эффективность работы в рамках кейсового метода была доказана положительной динамикой, а именно: улучшением качества знаний, представленном на рисунке.

□ и (09.2012)

■ и о (09.2012)

т и 01 .2 СО (0

и ЭГ 01 .2 со (0

Динамика изменения сформированности компонентов профессиональной языковой подготовки будущих специалистов

Важно отметить следующее: проведенные нами опросы

показывают, что студенты положительно реагируют на кейсовый метод. Они видят в нем игру, обеспечивающую повторение пройденных тем по профильным дисциплинам, совершенствуют свое владение практическими навыками иноязычного профессионального общения, а также развивают когнитивный и синергический потенциал при обучении иностранному языку. Преподаватели, использующие кейс-метод в своей деятельности, подтверждают достижение определенных положительных результатов:

мониторинг устной и письменной речи показал, что у обучающихся увеличился словарный запас;

повысилась мотивация обучающихся к изучению иностранного

языка;

значительно улучшились умения самостоятельного и группового анализа проблемы на иностранном языке;

наблюдалось положительное восприятие студентами «командной работы» на занятиях по иностранному языку;

все больше обучающихся понимали практическую значимость умения общаться на иностранном языке для будущей профессиональной деятельности.

Выводы

На основе анализа психолого-педагогической и учебнометодической литературы, содержащей отечественный и зарубежный опыт по исследуемой проблематике, а также собственного опыта по моделированию и применению интерактивных кейсов выявлено, что кейс-метод способствует:

а) улучшению профессиональной иноязычной подготовки студентов (наращивание профессионального вокабуляра; приобретение знаний о специфических речевых клише, употребляемых в той или иной ситуации; знакомство с профессиональными жаргонизмами; формирование профессиональной культуры общения и т. д.);

б) развитию когнитивных способностей студентов (приобретение новых знаний и развитие общих представлений; развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою; приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем; приобретение навыков разработки действий и их осуществления);

в) развитию синергических способностей студентов (возможность работать в команде; развитие здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умения общаться; возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы).

Подводя итог, хотелось бы обратить внимание на то, что метод «кейс-стади» предоставляет студентам отличную возможность творчески применять пройденный иноязычный материал с учетом их профессиональных знаний и позволяет им адаптироваться к реальным и потенциально возможным жизненным ситуациям. Как интерактивный метод обучения профессионально ориентированному английскому языку он постепенно завоевывает позитивное отношение со стороны студентов, оказывает положительное влияние на их профессионализацию и формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе.

Список литературы

1. Simons, H. Case Study Research in Practice. London [etc.]: SAGE,

2009.

2. Гладкова О.Д., Задонская Л.В., Коннова З.И. Когнитивносинергические возможности метода «case-study» в рамках компетентностного подхода при обучении языку профессии в вузе // Профессионально ориентированное обучение иностранному языку и переводу в вузе: материалы международной конференции. Москва, 10-12 апреля 2012 года. М.: РУДН, 2012. С. 76-80.

3. Г ончарова М.В. Кейс-метод в обучении иноязычному общению менеджеров // Студент и учебный процесс: иностранные языки в высшей школе: сборник научных статей / под ред. Ю.Б. Кузьменковой. М.: Центр по изучению взаимодействия культур ФИЯ МГУ им. М.В.Ломоносова, 2004. Дискуссионный клуб FLT: современные тенденции и опыт профессионалов. Вып. 5. С. 95-100.

4. Долгоруков А.М. Case study как способ понимания // Практическое руководство для тьютера системы Открытого образования на основе дистанционных технологий. М.: Центр интенсивных технологий образования, 2002. С. 21-44.

5. Заикина Т.В., Смирнов В.Т. Коучинг как составляющая

успешного перехода на двухуровневую систему образования // Фундаментальные исследования. 2008. №5. С. 68-69 / URL:

www.rae.ru/fs/?section=content&op=show article&article id=7780877 (дата обращения: 19.03.2013).

6. Макарова Т.А. Кейс-методы в преподавании общественных

наук // Сайт учителя права и экономики МОУ “Юбилейная СОШ”: [Электронный ресурс] / URL: http: // makarovata. rcde.vstu.edu.ru/

от 14.04.2009.

7. Михайлова Е.А. кейс и кейс-метод: общее понятия //

Маркетинг.1999. №1. С. 109-117.

8. Покушалова Л.В. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения студентов // Молодой ученый. 2011. №5. Т.2. С. 155-157.

9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 368 с.

10. Ситуационный анализ, или анатомия кейс-метода / Под ред. Ю.П. Сурмина. Киев: Центр инноваций и развития, 2002. 286 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Сурмин Ю.П. Что такое кейс-метод? Взгляд теоретика и практика. // Сайт «Окно в ситуационную методику обучения». [Электронный ресурс] / URL: http: //www.casemethod.ru от 14. 04. 2009.

12. Щукин А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам: учеб. пособие. М.: Филоматис, 2008.180 с.

Гладкова Ольга Дмитриевна, канд. пед. наук, доц., glad9246@,yahoo.com, Россия, Тула, Тульский государственный университет.

Коннова Зоя Ивановна, д-р пед. наук, проф., зав. кафедрой, forlang atsii. tula.ru, Россия, Тула, Тульский государственный университет

CASE STUDY’ IN TEACHING ESP FROM THE PERSPECTIVE OF COGNITIVE

MODELING IN EDUCATION

O.D. Gladkova, Z.I. Konnova

The paper reviews the issues concerned with the use of an “advanced” interactive teaching method - case study - in ESP (English for Specific Purposes) classroom. The authors speak in detail about the process of vocationally-oriented interactive case study modeling and the algorithms of how to work with the case studies (both developed at Foreign Languages Department, Tula State University). The paper provides the results attained at the initial stage of experimental work directed towards case-study implementation when teaching ESP at all levels of education at a non-linguistic university.

Key words: Case study, vocationally-oriented linguistic proficiency, ESP (English for Specific Purposes), competence, coaching, analysis, synergy.

Gladkova Olga Dmitriyevna, candidate of pedagogical science, associate professor at foreign languages department, slad9246@yahoo.com, Russia, Tula, Tula State University.

Konnova Zoya Ivanovna, doctor of pedagogical science, professor, head offoreign languages department, forlang@tsu.tula.ru, Russia, Tula, Tula State University

УДК 3 (304)

ТРАДИЦИИ СЕМЬИ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА

В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

Н.А. Гущина

Представлен психолого-педагогический анализ трактовки роли традиций семьи как перспективной тактики позитивной социализации ребенка дошкольного возраста. Показаны особенности традиций (избирательность, повторяемость, действенность) и описаны формы их осуществления в семье. Выделены уровни и показатели, которые позволят определить сформированность у ребенка отношения к семье в процессе социализации.

Ключевые слова: социализация, семейные традиции, партнерские отношения.

Социально-экономические изменения последних лет содействовали воспитанию у целого поколения россиян качеств, не способствующих поддержанию семейных отношений, воспитанию детей. На фоне растущего социального расслоения возрастает родительское неблагополучие, которое статистически отражено в ежегодном увеличении числа родителей, лишенных родительских прав, отказных детей. Даже по мере улучшения экономической ситуации в стране, внимания государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.