УДК 373.1
Литвинова Жанна Борисовна
преподаватель Сибирской академии права, экономики и управления
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ЦЕНТРИРОВАННОГО ПОДХОДА В ЧАСТНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация:
В статье рассмотрены формы и методы организации обучения, педагогические требования к профессионально-педагогической культуре педагога, обеспечивающие оптимальную реализацию принципов личностно-центрированного подхода (ЛЦП). Выявлены возможности и преимущества реализации ЛЦП в образовательном процессе частной школы: это «недирективный» творческий педагог, способный создать благоприятный психологический микроклимат, а также количественный состав учебного коллектива.
Ключевые слова:
личностно-центрированный подход, личностно-центрированное образование, формы и методы личностно-центрированного обучения, частная школа, «недирективный» педагог, благоприятный психологический климат.
Litvinova Zhanna Borisovna
Lecturer, Siberian Academy of Law, Economics and Management
EDUCATIONAL ORGANIZATIONAL BASES OF PERSONALITY-CENTERED APPROACH IMPLEMENTATION IN PRIVATE EDUCATION
Summary:
The article considers the forms and methods of education management, pedagogical requirements to the professional culture of a teacher, providing optimal realization of the principles of personality-centered approach. The author discusses resources and advantages of the personality-centered approach implementation in the private school, in particular, such as a "nondirective" creative teacher able to create a favourable psychological microclimate, as well as quantitative composition of the education community.
Keywords:
person-centered approach, learner-centered training, forms and methods of person-centered learning, private school, "nondirective" teacher, favorable psychological climate.
Перед современной теорией и практикой обучения поставлена важнейшая задача, обусловленная процессами социального развития общества, - возрождение гуманистической традиции. Решить ее возможно через внедрение в практику обучения психологических теорий и концепций, значительно обогащающих ее и обосновывающих процесс развития личности в обучении [1, с. 17-46]. Психологической теорией, основанной на огромном практическом опыте и проверенной в многочисленных эмпирических исследованиях, является «личностно-центрированный подход» (person-centered approach) (далее - ЛЦП) известного американского психотерапевта Карла Рэнсома Роджерса [2]. Концепция ЛЦП заключается в том, что естественным стремлением каждого человека является желание быть самостоятельным, ответственным, а также самоактуализироваться [3].
К.Р. Роджерс в книге «Свобода учиться» подробно изложил свои идеи и взгляды на обучение и воспитание. Основная цель получения образования не может сводиться к получению «статичных» знаний, необходимо научить ребенка меняться и приспосабливаться, а также самому добывать необходимые для жизни знания. Центральное место в образовательном процессе он отводит учащемуся и его самостоятельной учебной деятельности. В узком понимании под обучением К. Роджерс понимает «значимое, осмысленное, переживаемое учение», в котором «целостный человек (со всеми его ... особенностями) погружается в учение как в некоторое событие». Причем обучение предполагает предоставление учащемуся свободы выбора различных форм деятельности, задействование в учебной деятельности субъективного (личного) опыта каждого учащегося.
В целом личностно-центрированное образование (далее - ЛЦО) представляет собой единство деятельности педагога, который «позволяет» ученику учиться, и ребенка, который «осмысленно» учится, а в результате изменяются опыт, установки, поведение и сама личность и учащегося, и педагога. «Центрированное» на личности учащегося образование необходимо организовывать с учетом уникальной личности ребенка, его индивидуальных способностей, субъектным опытом, интересами и склонностями [4].
Актуальные и востребованные современным обществом идеи К. Роджерса, к сожалению, не реализуются в современном российском образовании. Препятствуют этому консервативно настроенные педагоги, не желающие заниматься преобразованиями, недостаточное количество методических рекомендаций, адресованных практикующим педагогам [5]. Но автор статьи видит причину, препятствующую реализации ЛЦП, в самом подходе К.Р. Роджерса и считает, что заключается она в его не технологичности. Частная школа (далее - ЧШ) обладает рядом преимуществ в реализации принципов индивидуального подхода [6], а значит, и решением проблемы реализации
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ЛЦП может стать создание определенных психолого-педагогических и организационно-дидактических условий, составляющих основу, то есть главную часть, служащую его опорой и основанием.
Рассмотрим их более подробно. По мнению К. Роджерса, в основе ЛЦО лежат определенные психологические характеристики личных отношений между педагогом и учащимся, а не преподавательские качества личности педагога, не его знания и широта кругозора, не планирование учебной программы, аудиовизуальные средства или программированное обучение, не лекции и демонстрации и не обилие книг [7; 8]. Обязательным условием успешной реализации ЛЦП в образовательной деятельности ЧШ является наличие творческого, аутентичного педагога, основной установкой которого является принятие ребенка, оказание психолого-педагогической поддержки личности учащегося, психологическими характеристиками которого являются эмпатия, конгруэнтность по отношению к каждому учащемуся.
ЧШ в настоящее время не страдают от дефицита высококвалифицированных кадров и имеют возможность выбирать наиболее подготовленных педагогов. Активные директора ЧШ формируют творческие коллективы педагогов-энтузиастов, заботящихся не столько о материальном благополучии, сколько о профессиональной самореализации, возможности работать в дружелюбном творческом коллективе единомышленников, заинтересованных в результатах своей работы. Образовательная среда ЧШ готова предоставить педагогу больше свободы в выборе целей и содержания образования, разработке критериев оценки результатов, позволяет учитывать психологические особенности самого педагога, дает возможность творческого самовыражения, разработки и внедрения авторской педагогической концепции.
Оказание педагогической помощи и поддержки учащимся через безусловную любовь, принятие ребенка таким, какой он есть, положительное отношение к нему всегда являлось достоинством частного образования. Внимательный педагог ЧШ с уважением относится ребенку, к его требованиям и пожеланиям, стремится создать для него атмосферу эмоционального комфорта, не навязывает нормы и правила, предоставляет свободу выбора с целью проявления учеником большей самостоятельности и ответственности при решении учебных проблем. Такая модель поведения «индирективного» педагога полностью соответствует концепции К. Роджерса.
Предоставление учащемуся как субъекту образовательной деятельности свободы выбора форм и методов познавательной деятельности является еще одним условием, необходимым для организации «центрированного» на личности учащегося образования. Основной идее ЛЦП наиболее соответствуют интерактивные методы обучения, так как организация учебных занятий с их использованием отводит главную роль обучающимся, которые могут принимать самостоятельные решения в ходе обучения, делать осознанный выбор, причем источником мотивации обучения является интерес самого ребенка, а педагог больше не выступает «источником» знания, а является только помощником («фасилитатором») учения.
К сожалению, в российской государственной школе с большой наполняемостью учебных классов самыми популярными методами обучения остаются пассивные методы, слабой стороной которых является слабая обратная связь между педагогом и учащимся. Кроме этого, классно-урочная форма организации образовательного процесса предполагает ориентацию на ученика среднего уровня возможностей и подготовки, на результат обучения - получение знаний. Часто педагоги школ настроены авторитарно и подходят к процессу развития личности учащегося лишь формально. Но каким бы талантливым ни был педагог, он не может «работать с 35 детьми в классе персонально "глаза в глаза"» [9]. В небольших учебных коллективах ЧШ посредством диалога и взаимопонимания, использования «центрированных» на личности учащегося методов обучения, обеспечивающих возможность более самостоятельного и ответственного учения, достигнуть целей ЛЦО гораздо легче. В ЛЦО оказание помощи в выборе ценностных ориентаций и личностных смыслов учения, развитие творческих способностей и личности учащегося являются обязательными. Учесть способности, мотивы и интересы, социальные установки и ценностные ориентации личности каждого учащегося можно в индивидуальной образовательной программе, и ЧШ в этом вопросе также имеет ряд преимуществ.
С целью выявления потенциала образовательной среды ЧШ нами были проведены ее анализ и психолого-педагогическая экспертиза (см. табл. 1) [10].
Таблица 1 - Основные и дополнительные па раметры
№ п/п Основные параметры Значение № п/п Дополнительные параметры Значение
1 Модальность 1,3 6 Эмоциональность 10,0
2 Широта 4,45 7 Обобщенность 3,2
3 Интенсивность 8,2 8 Доминантность 9,2
4 Осознаваемость 8,2 9 Когерентность 6,1
5 Устойчивость 1,8 10 Активность 5,8
11 Мобильность 8,0
Учащиеся ЧШ являются субъектами собственной познавательной деятельности (модальность 1,3). Они не только свободны и активны и используют предлагаемые средой возможности личностного развития, но и сами создают вокруг себя образовательные ресурсы (проектируют, решают собственные жизненные задачи, используют дополнительные источники информации). Необходимо увеличить количество субъектов, объектов, процессов и явлений, включенных в данную образовательную среду (широта 4,45). ЧШ наполнена благоприятными условиями, влияниями и возможностями для развития личности учащегося, а высокая степень интенсивности (8,2) ее образовательной среды достигается использованием в учебном процессе разнообразных интерактивных форм и методов, а также через установление доверительных и теплых взаимоотношений между педагогами и школьниками. Педагоги и учащиеся ЧШ, а также родители сознательно и целенаправленно стремятся внести в среду новые возможности, насытить ее условиями для творческого саморазвития, личностного роста, поэтому ЧШ демонстрирует высокую степень осознаваемости (8,2).
Подчеркнем, что среда ЧШ, являясь «творческой», обладает низкой устойчивостью (1,8). Причинами этого являются нестабильность коллектива учащихся, частая смена педагогов, необходимость арендовать помещения. Все эти недостатки компенсируют высокая эмоциональность среды (10,0), преобладание эмоционального компонента над рациональным, такая среда может характеризоваться как эмоционально насыщенная («яркая» по К. Роджерсу). Низкий показатель обобщенности ЧШ (3,2) говорит о том, что школа нуждается в единой концепции образовательной деятельности. Достоинством ЧШ является то, что для всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов и родителей - ЧШ в системе ценностей занимает «центральное» место в развитии учащегося по отношению к другим источникам влияния на личность (доминантности среды 9,2). Но на личность учащегося влияют также факторы социальной среды, неформальные молодежные организации, средства массовой информации и интернет, поэтому ЧШ обладает средним уровнем когерентности (6,4). Результатом образования ЧШ являются социально активные личности, стремящиеся творчески изменять среду обитания в соответствии с теми ценностными ориентирами, которые они усвоили в своей школе (степень социальной активности 5,8).
ЧШ в современных условиях позволяет осуществлять адаптацию учащихся к новым жизненным условиям. Педагоги ЧШ на своих уроках активно и творчески используют новые методические разработки, проводят уроки в контексте определенных событий, происходящих в обществе, свободны в изменении плана урока в зависимости от конкретной обстановки, сложившейся в классе, знакомятся с работами психологов и соответственно перестраивают характер педагогического общения с учениками, все это характерно для высокомобильной школы (8,0).
Итак, образовательная среда ЧШ характеризуется высокой интенсивностью, осознавае-мостью, эмоциональностью, доминантностью, активностью, мобильностью и низкой устойчивостью и обобщенностью, а также обладает низким показателем широты и средним уровнем когерентности.
Подводя итог вышесказанного, можем сделать следующий вывод. Высокая доминантность частной школы говорит о ее успешном функционировании, школа обладает условиями и возможностями для реализации ЛЦП К. Роджерса в образовательном процессе. «Недирективный» творческий педагог, способный создать благоприятный психологический микроклимат, количественный состав учебного коллектива позволяют применять в образовательном процессе интерактивные методы обучения, а ЛЦП К. Роджерса способствует увеличению обобщенности школы, позволяет педагогам работать как единой команде.
Ссылки:
1. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении. М., 1999. 288 с.
2. Исенина М.М. Предисловие к книге К. Роджерса «Взгляд на психотерапию. Становление человека». М., 1994.
3. Роджерс К.Р. Клиент-центрированная психотерапия. М., 1993. 320 с.
4. Роджерс К.Р. Свобода учиться. М., 2002. 527 с.
5. Трошагин М.И. Личностно ориентированный подход в обучении и проблемы его реализации // Воспитание школьников. 2008. № 11. С. 47-57.
6. Устинова Е.В. Проблема развития личностно ориентированного обучения в системе частных образовательных учреждений // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2011. № 2 (24).
7. Роджерс К.Р. Клиент-центрированная психотерапия.
8. Роджерс К.Р. Свобода учиться.
9. Терешатова Е. Штучное образование // Директор школы. 2009. № 10. С. 76-83.
10. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001. 365 с.