Научная статья на тему 'Организационно-нормативное регулирование отношений собственности на природные ресурсы и формирование окружающей природной среды'

Организационно-нормативное регулирование отношений собственности на природные ресурсы и формирование окружающей природной среды Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
155
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА / ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ / ОТНОШЕНИЯ / СОБСТВЕННОСТЬ / ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Харипова Зура Расуевна, Магомадова Элиза Саид-Хасановна

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы нормативно-правового обеспечения формирования отношений собственности на природные ресурсы, а также на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-нормативное регулирование отношений собственности на природные ресурсы и формирование окружающей природной среды»

УДК 501.7.671

ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОТНОШЕНИЙ

СОБСТВЕННОСТИ НА ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ

З.Р. Харипова, Э.С-Х. Магомадова Ростовский государственный строительный университет

В данной статье рассматриваются некоторые вопросы нормативно-правового обеспечения формирования отношений собственности на природные ресурсы, а также на обеспечение рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.

Ключевые слова: среда; природопользование; отношения; собственность; природные ресурсы.

In this article some questions of standard legal support of formation of the relations of property on natural resources, and also on ensuring rational environmental management and protection of surrounding environment are considered.

Key words: Wednesday; environmental management; relations; property; natural resources.

Каждый гражданин России имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, которое обеспечивается планированием, управлением, нормированием и госконтролем качества среды, страхованием граждан, возмещение им ущерба здоровью, нанесенного за счет загрязнения природной среды и иных вредных воздействий.

Как правило, современные районы представляют территории, размещенных на зоны по функциональному использованию, где соседствуют селитебные территории и территории под объектами промышленности, рекреационные зоны, территории с особо охраняемым режимом использования, и межселенные территории. Расположение зон, направление их развития определяются генеральным планом развития региональных территориальных образований. Основные задачи генерального плана - обеспечение эффективного использования прилегающих территорий.

Факторы, влияющие на эффективность использования региональных территорий, а соответственно и формирующие комплекс мероприятий принято делить на: экономические; социальные; юридические; административные или политические, физико-географические, связанные с окружающей средой, либо местоположением.

Кроме того, учет приведенных факторов местоположения и окружающей природной среды являются определяющими для определения мер по охране и оценке стоимости земельных участков в пределах территориальных образований или в комплексе с другими объектами какой - либо территории.

Разработка и совершенствование экономических механизмов охраны окружающей природной среды является определяющим моментом для достижения рационального и эффективного использования природных ресурсов, обеспечения безопасной деятельности человека в любой среде обитания.

Экономический механизм охраны природной среды определен в законе «Об охране окружающей природной среды», в котором установлен принцип платности за природопользование и загрязнение среды. Размеры оплат отличаются в несколько раз для разрешенного (в пределах лимитов) объема природопользования (или загрязнения) и

сверхлимитных. При нанесении ущерба среде плата не освобождает природопользователя от обязанности восстановления нарушенного объекта.

Важное значение для экономического механизма охраны окружающей природной среды имеет статья 18, которая устанавливает, что любой природопользователь обязан заключить договор с исполнительным органом власти на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность. Договор заключается на основе экологической экспертизы и лицензии (разрешения) на комплексное природопользование. Договор устанавливает порядок использования ресурсов, права и обязанности природопользователя, ответственности сторон, размеры платежей, порядок компенсаций ущерба, организацию санитарно-защитных зон и т.д. Лицензия, выдаваемая специально уполномоченными государственными органами, устанавливает лимиты на использование природных ресурсов и загрязнения среды, фиксирует экологические требования. Несмотря на некоторую неопределенность в порядке введения договоров на природопользование, воздействие ветвей власти и государственных надзорных органов при их использовании и т.п., т.е. такое положение может играть решающую роль в переходе природопользователей к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям, к бережному отношению к природе.

Нормирование качества среды в государственной экологической экспертизы, установленные в законодательстве, позволяют обеспечить государственное воздействие на природопользователей. Уровни предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду по всем их видам должны утверждаться специально уполномоченными органами Российской Федерации в области охраны природной среды и санитарно-эпидемиологического надзора. Эти же органы обязаны выдавать предписание на ограничение, приостановление и прекращение деятельности природопользователя при нарушении им установленных экологических нормативов. Такой шаг - безусловно, мощный рычаг воздействия на природопользователей, введение которого в жизни обусловлено отсутствием полного набора нормативных актов, определяющих порядок применения санкций к нарушителям. Выход из положения заключается во включении соответствующих условий в договор на природопользование. Перед заключением договора должна проводиться государственная экспертиза, выводы которой обязательны как при заключении договора, так и применении экологических и других санкций к природопользователю. В законе предусматривается и общественная экологическая экспертиза, выводы которой становятся юридически обязательными, если они утверждены органами госэкспертизы.

Экологические требования к предприятиям, сооружениям и иным объектам сформулированы в действующем природоохранном законодательстве, которые обязательны как при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в строй, так и при эксплуатации объектов. Эти требования учитывают при составлении договоров на природопользование, при отработке любых ведомственных нормативных документов, в том числе строительных норм и правил (СниП), норм технологического проектирования (НТП, ВСН), ведомственных норм технологического проектирования (ВНТП) и т.д. Только после приведения в соответствие этих документов с положениями Закона можно говорить о единой комплексной программе экологизации хозяйственной деятельности. Вместе с тем, в ряде СниПов вопросы экологии полностью отсутствовали, а в некоторых они сформулированы так, что не имеют юридической силы. Например: имеются такие записи: «По возможности следует давать оценку предполагаемого воздействия объекта строительства на окружающую среду» (СН 225-79. «Инструкция по инженерным изысканиям для промышленного строительства»).

Порядок действия в чрезвычайных экологических ситуациях и на особо охраняемых природных территориях также прописан в действующем природоохранном законодательстве. Зоны чрезвычайной экологической ситуации, экологического бедствия

устанавливают высшие органы власти Российской Федерации по представлению специально уполномоченных государственных органов. По их же представлению образуются и государственные природные заповедники, заказники, национальные парки, на чьих территориях запрещается хозяйственная и иная деятельность, противоречащая целям их создания.

Охрана окружающей природной среды включает, как известно, комплекс мероприятий по охране, рациональному использованию и восстановлению живой (растительный и животный мир) и неживой (почвы, воды, атмосферы, климат и т.д.) природы. В условиях цивилизации указанные мероприятия могут быть осуществлены лишь разработкой, установлением и строгим использованием законов и подзаконных актов. Основным законом - Конституцией Российской Федерации предусмотрены обязанности предприятий и граждан по бережному отношению к природе, правильному и рациональному использованию природных ресурсов. В целом законы и подзаконные нормативные акты представляют систему правовой основы охраны природы в стране, в целях обеспечения нынешнего и будущего поколений людей.

Помимо этого, конкретизация положений законов происходит на основе подзаконных нормативных актов, к ним относятся государственные стандарты (ГОСТ), в которых содержатся четкие требования, например, к оценке различных явлений, вредностей, что обеспечивает единообразный подход к решению проблем по охране природы.

Система стандартов в области охраны природы (ССОП) состоит из комплекса взаимосвязанных стандартов, направленных на сохранение, восстановление и рациональное использование природных ресурсов.

Основной задачей ССОП является введение в стандарты правил и норм, направленных на:

- обеспечение сохранности природных комплексов;

- содействие восстановлению и рациональному использованию природных ресурсов;

- содействие сохранению равновесия между развитием производства и устойчивостью окружающей природной среды;

- совершенствование управления качеством окружающей природной среды в интересах человечества.

ССОП должна способствовать решению следующих сложных задач:

• ограничение поступлений в окружающую природную среду промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих веществ в атмосфере, природных водах и почвах до количеств, не превышающих предельно допустимых концентраций;

• рациональное использование и охрана водотоков, внутренних водоемов и морей, их водных биологических ресурсов;

• упорядочение землеустроительных работ, охрана и рациональное использование земли, соблюдение оптимальных нормативов, отвод земель на нужды строительства, промышленности и транспорта;

• сохранение и рациональное использование биологических ресурсов;

• обеспечение воспроизводства диких животных, поддержание в благоприятном состоянии условий их обитания;

• сохранение генофонда растительного и животного мира, в том числе редких и исчезающих видов;

• охрана природно-заповедных фондов (заповедников, заказников, памятников и национальных парков, водных объектов и др.);

• улучшение использования недр.

Помимо указанной системы в стране действуют другие стандарты, принятые ранее и не отмененные вновь введенными. Иногда ведомство, например, по сельскому хозяйству, устанавливает новые требования, изложенные в стандарте, не изменяющим обозначения ССОП, но в этом случае обязательна ссылка на измененный или отмененный стандарт.

Органы центрального и местного управления, ведомства имеют право устанавливать какие-либо новые требования, ограничения и положения в пределах своей компетенции, но не противоречащие действующим нормативным документам по охране природы.

Таким образом, действующее законодательство об охране окружающей природной среды и разработанные на его основе нормативно-правовые акты, стандарты и т.д. призваны обеспечить разработку комплексных природоохранных мероприятий на местном и региональном уровнях, которые должны быть направлены на формирование и развитие рационального природопользования и охраны окружающей природной среды каждого территориального образования.

Литература:

1. Чешев А.С., Власенко Т.В., Шевченко О.Ю. Эколого-экономический механизм обеспечения эффективности использования городских территорий, М:, «Вузовская книга», 2012.

2. Вагин В.С., Чешев А.С. Экологизация природоохранной деятельности на территории муниципальных образований. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2015.

3. Карпова Н.В. Организационно-экономические аспекты рационального природопользования в городских условиях. М.: «Вузовская книга», 2014.

Зура Расуевна Харипова - аспирант кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Ростовского государственного строительного университета.

Zura Rasuyevna Haripova - the graduate student of the «Economy of Environmental Management and Inventory of the Rostov State University of Civil Engineering.

Элиза Саид-Хасановна Магомадова - аспирант кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Ростовского государственного строительного университета.

Elisa Said-Hasanovna Magomadova - the graduate student of the «Economy of Environmental Management and Inventory» of the Rostov State University of Civil Engineering.

344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

344022, Rostov-on-Don, Sotsialisticheskaya St., 162 Тел.: +7(863) 295-03-32; e-mail: kafkadastra@yandex .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.