Научная статья на тему 'Организационно-методологические аспекты формирования согласованной промышленной политики Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана'

Организационно-методологические аспекты формирования согласованной промышленной политики Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
433
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОГЛАСОВАННАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЕДИНАЯ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / КОНКУРЕНТНОЕ ПРЕИМУЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зеньков Игорь Егорович

В статье дан краткий экономико-правовой анализ состояния сотрудничества стран ЕЭП в области формирования основ согласованной промышленной политики. Основной акцент сделан на необходимость разработки и принятия концептуального, рамочного документа, как основы для принятия дальнейших решений. По мнению автора, данная публикация может явиться дополнительным стимулом для обсуждения проблем, касающихся формирования и реализации промышленной политики на постсоветском пространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and methodological aspects of the formation of a coherent industrial policy of the Common Economic Space of Russia, Belarus and Kazakhstan

The article provides a brief economic and legal analysis of the CES cooperation in forming the basis of coordinated industrial policy. The main emphasis is on the need to develop and adopt conceptual framework document as a basis for further action. According to the author, this publication may be an additional stimulus for the discussion of issues relating to the formulation and implementation of industrial policy in the former Soviet space.

Текст научной работы на тему «Организационно-методологические аспекты формирования согласованной промышленной политики Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана»

17.10. ОРГАНИЗАЦИОННОМЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОГЛАСОВАННОЙ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РОССИИ, БЕЛОРУССИИ И КАЗАХСТАНА

Зеньков Игорь Егорович, соискатель ИПР РАН. Заместитель начальника Управления внешний связей РАН

[email protected]

Аннотация: в статье дан краткий экономико-правовой анализ состояния сотрудничества стран ЕЭП в области формирования основ согласованной промышленной политики. Основной акцент сделан на необходимость разработки и принятия концептуального, рамочного документа, как основы для принятия дальнейших решений. По мнению автора, данная публикация может явиться дополнительным стимулом для обсуждения проблем, касающихся формирования и реализации промышленной политики на постсоветском пространстве.

Ключевые слова: согласованная промышленная

политика, национальная промышленная политика, единая макроэкономическая политика, единое экономическое пространство, конкурентное преимущество.

ORGANIZATIONAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF A COHERENT INDUSTRIAL POLICY OF THE COMMON ECONOMIC SPACE OF RUSSIA, BELARUS AND KAZAKHSTAN

Zenkov Igor Yegorovich, Deputy Head of the Foreign Relations of Russian Academy of Sciences

[email protected]

Annotation: the article provides a brief economic and legal analysis of the CES cooperation in forming the basis of coordinated industrial policy. The main emphasis is on the need to develop and adopt conceptual framework document as a basis for further action. According to the author, this publication may be an additional stimulus for the discussion of issues relating to the formulation and implementation of industrial policy in the former Soviet space.

Keywords: concerted industrial policy, the national industrial policy, a unified macroeconomic policy, a common economic space, a competitive advantage.

В условиях динамизма в решении стратегических задач по расширению интеграционных связей на постсоветском пространстве и реализации идеи формирования единого экономического пространства (ЕЭП) России, Белоруссии и Казахстана необходимы как теоретическая проработка макроэкономических сценариев на основе предполагаемого тренда экономического роста, так и детализированный план действий, предусматривающий использование инструментов, позволяющих предугадывать

возможные изменения рыночной ситуации, проектировать желаемое будущее и определять наиболее эффективные пути его достижения.

Сегодня уже стало очевидным, что важнейшую роль в обеспечении сбалансированного роста играет промышленная политика, как экономический курс государств, имеющий долговременный стратегический характер, направленный на создание финансовых, организационных и других условий для устойчивого, сбалансированного роста экономики. Активная согласованная промышленная политика направлена на формирование макроэкономической и институциональной среды развития, на обеспечение согласованности проводимых преобразований, определении потребности в ресурсах, контроль результатов деятельности. На современном этапе промышленная политика государства должна отвечать на вызовы развития, обосновывать постановку задач и формулировать механизмы решения наиболее острых проблем экономического развития.

Понимание необходимости выработки единых подходов в реализации государственной промышленной политики рамках ЕЭП выразилось в инициативе белорусской стороны, которая на встрече глав правительств стран Таможенного союза 15 июня

2012 года внесла предложение о разработке под эгидой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) программного документа проведения единой промышленной политики в ЕЭП. Данной инициативой был дан старт формированию согласованной промышленной политики стран ЕЭП, и этот процесс в настоящее время активно развивается.

Однако, что вкладывают страны ЕЭП в понимание национальной промышленной политики и как они намерены формировать согласованной ее вариант в условиях интеграции? Как представляется, не будет лишним обратить внимание исследователей к обсуждению данного процесса. С учетом этого, в статье будет сделана попытка основе краткого анализа принятых межгосударственных решений выявить закономерности формирования

согласованной промышленной политики стран ЕЭП в организационно-методологическом аспекте и определить возможные проблемные моменты, которые могут быть существенными уже на данной стадии.

Прежде всего, отметим, что необходимость формирования и проведения согласованной промышленной политики (СПП) в рамках ЕЭП следует из в закладываемых основ единой макроэкономической политики государств ЕЭП, где одной из основных целей определено создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технической кооперации.

Так, основными целями формирования Единого экономического пространства являются [1]:

- эффективное функционирование общего (внутреннего) рынка товаров, услуг, капитала и труда;

- создание условий стабильного развития структурной перестройки экономики Сторон в интересах повышения жизненного уровня их населения;

- проведение согласованной налоговой, денежнокредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной и тарифной политики;

- развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;

- создание общей системы мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научнотехнологической кооперации.

Предусматривается согласование основных направлений и этапов структурной перестройки экономики государств-участников, обеспечивающие эффективное использование производственного потенциала, формирование благоприятного инвестиционного климата, поддержку

высокоэффективных производств, проведение согласованной антимонопольной, налоговой и финансовой политики, а также создание условий для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства.

Стороны создают необходимые условия для стабильного экономического развития государств-участников, осуществляют согласованную

государственную поддержку их приоритетных отраслей и производств, эффективную конверсию и реформирование предприятий. [1]

Однако, следует, отметить, что в ст. 3 Договора о Евразийской экономической комиссии от 18 ноября 2011 года (далее - Договор) [3], среди перечисленных сфер, в которых Комиссия осуществляет свою деятельность, в частности макроэкономическая политика, конкурентная политика и др., промышленная политика как сфера деятельности не вошла, включены лишь

промышленные и сельскохозяйственные субсидии.

Вместе с тем, вслед за инициативой белорусской стороны, на заседании Коллегии Евразийской экономической комиссии, состоявшейся 19 июля 2012

года, было принято решение о создании

Консультативного комитета по промышленности [3], основной задачей которого является проведение консультаций с представителями государств -членов Таможенного союза и Единого

экономического пространства и выработка предложений для Коллегии по вопросам

формирования единых подходов в проведении

согласованной промышленной политики в рамках ЕЭП на основе модернизации и инновационного технологического развития.

Как следует из Положения [3] Консультативный комитет по промышленности создается при Коллегии Евразийской экономической комиссии

(далее - Коллегия, Комиссия) в соответствии со статьей 19 Договора о Евразийской экономической комиссии и является консультативным органом, обеспечивающим выработку предложений и проведение консультаций для Коллегии и Совета Комиссии по вопросам проведения согласованной промышленной политики, предоставления промышленных субсидий, разработки и реализации межгосударственных программ и проектов в рамках Единого экономического пространства.

Отметим, что на национальном уровне в странах ЕЭП ориентиры структурных и институциональных преобразований в рамках государственной промышленной политики и их формализация «в первом приближении» в виде рамочных законов, программ и концепций находятся пока либо в стадии рассмотрения проектов, либо в начальной стадии реализации (РБ).

Однако, несмотря на это, государства ЕЭП в контексте реализации идеи формирования согласованной промышленной политики, уже взяли активный старт. А именно, перечень проблем, определенный для рассмотрения Комитетом, как консультативным органом, довольно широк и значителен по содержанию.

Так, среди вопросов, которые рассматривает Комитет на основе предложений уполномоченных органов исполнительной власти Сторон следующие:

1) определение приоритетов развития

промышленности в рамках ЕЭП;

2) формирование эффективных механизмов и

инструментов согласованной промышленной

политики ЕЭП, соответствующих требованиям Всемирной торговой организации;

3) контроль предоставления промышленных

субсидий в соответствии Соглашением о единых правилах предоставления промышленных субсидий от 9 декабря 2010 года;

4) разработка Сторонами и реализации в рамках ЕЭП межгосударственных инновационных программ и проектов в области промышленности;

5) содержание проектов международных договоров, проектов решений Комиссии и Высшего Евразийского экономического совета, а также иных нормативных правовых актов Комиссии в области промышленной политики;

6) развитие научно-технического сотрудничества в целях повышения конкурентоспособности промышленности и ее инновационного и экспортного потенциала;

7) развитие производственно-технической

кооперации и рыночных форм производственной интеграции;

8) соответствие национальных законодательств Сторон правовой базе Таможенного союза и Единого экономического пространства для подготовки аналитических и информационных материалов, предложений и заключений для Комиссии;

9) подготовка проектов международных договоров и иных документов, необходимых для функционирования и скоординированного развития промышленных комплексов в рамках ЕЭП;

10) иные вопросы в сфере промышленности в пределах компетенции Коллегии [3].

Отметим, что «приоритеты», «эффективные механизмы и инструменты» согласованной промышленной политики ЕЭП, будут основываться на том, что вкладывают страны в содержание своей национальной промышленной политики. К пониманию необходимости формирования основ национальной промышленной политики страны ЕЭП подошли в разное время. В России вернулись к обсуждению этого вопроса около 8 лет назад, в других странах-партнерах по ЕЭП несколько позже. Объективно этому способствовало то, в современной экономической ситуации, когда конкурентная борьба смещается в сторону новейших технологических укладов, роль государства возрастает. В политико- и экономико-правовых документах, принятых в государствах ЕЭП отражено понимание того, что движение стран по траектории инновационного развития потребует перестройки отраслевой структуры промышленности, с точки зрения ее соответствия прогрессивным постиндустриальным сдвигам. А это возможно сделать, только

сформировав целостный механизм на базе активной промышленной политики.

Так, в Республике Беларусь предложение о разработке Закона о промышленной политике в Беларуси внесла НАН Беларуси [4].

При этом центральным вопросом по мнению НАН РБ является проблема импортозамещения. По мнению НАН РБ [4], вопросы импортозамещения и наращивания объемов экспорта должны решаться в рамках общегосударственной промышленной политики Беларуси. В числе мер по стимулированию импортозамещения, которые предлагает

Национальная академия наук, - формирование государственного заказа не только за счет средств республиканского, но и местных бюджетов.

Важно отметить, что в решении проблемы сбалансированного развития НАН РБ видит не только наращивание производства и экспорта на действующих предприятиях, но и создания новых масштабных производств, прежде всего в отраслях с высокой добавленной стоимостью, имеющих высокую долю местного компонента, хороший экспортный потенциал. Национальной академией наук намечено реализовать ряд проектов, относящихся к 5 и 6-му технологическим укладам. Для наращивания экспорта и объемов импортозамещающей продукции

собственного производства разработаны страновые стратегии развития экспорта наукоемкой продукции и услуг организаций НАН Беларуси и Программа производства импортозамещающей продукции НАН Беларуси на 2011-2015 годы.

В июле 2012 года в РБ была принята Программа развития промышленного комплекса Республики

Беларусь на период до 2020 года Согласно Программе [8], основной целью дальнейшего развития промышленного комплекса страны будет формирование конкурентоспособного инновационного сектора экономики, ориентированного на создание высокопроизводительных рабочих мест.

Достижение поставленных целей предполагается за счет комплексного сочетания трех направлений:

- модернизация традиционных секторов

промышленности;

- развитие топливно-энергетического комплекса;

- создание высокотехнологичных и наукоемких

производств в таких областях как радио-, микро- и оптоэлектроника, телевизионная техника,

фармацевтическая промышленность, химическое производство, малотоннажная химия, развитие космических технологий.

Программа предусматривает поэтапное

реформирование системы государственного управления промышленностью путем формирования холдингов и перехода республиканских органов государственного управления от оперативного управления организацией к управлению собственностью через акции и формирование института управляющих (I этап), а также объединения отраслевых органов государственного управления и создания Министерства промышленной политики, основной функцией которого станет выработка стратегии развития промышленности (II этап).

Отметим, что отдельным блоком в Программе предусмотрено формирование единых подходов промышленной политики в Едином экономическом пространстве, создание равных условий

хозяйствования, формирование условий для интеграционных объединений.

В Республике Казахстан закон об индустриальной политике разрабатывает Министерство индустрии и новых технологий Казахстана. В проекте Закона содержится следующее определение:

«индустриальная политика - комплекс системных мер государства, направленных на диверсификацию экономики с целью обеспечения ее устойчивого роста, включающих повышение эффективности и конкурентоспособности приоритетных секторов экономики;

Будущий закон закрепит все меры государственной поддержки, указанные в Государственной программе форсированного индустриально-инновационного развития. С учетом опыта Южной Кореи и Германии предполагается создание «Института индустриального развития» [5], который будет заниматься анализом, прогнозированием развития отраслей

промышленности, изучением различных

технологических вопросов, в том числе разработкой коэффициентов, нормативов и т.д. Кроме того, на институт будет также возложена функция экспертного органа, также будут привлечены эксперты-ветераны, ранее работавшие в промышленности.

В России законопроект о национальной

промышленной политике РФ был представлен на

рассмотрение Государственной думе в 2008 году. Принятие доработанного варианта закона ожидается

2013 г.

В законопроекте определяются меры поддержки промышленности со стороны государства, включая инновационную деятельность, размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ для государственных нужд, внешнеторговую деятельность и др. Большое внимание уделяется прогнозированию с целью разработки адекватной промышленной политики, при этом предусматривается, что в состав концепции социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу входит концепция промышленной политики и в состав программы социально-экономического развития на

среднесрочную перспективу - программа промышленного развития.

Согласно заявлению Статс-секретаря - заместителя министра промышленности и торговли Российской Федерации Станислава Наумова понимание промышленной политики уже «не связано с банальной раздачей бюджетных денег неэффективным предприятиям, а необходимостью «создания институциональных условий для обеспечения долгосрочного устойчивого промышленного роста»,

Новый закон о государственной промышленной политике будет носить рамочный характер и должен «закрепить терминологический аппарат, определить порядок разработки и утверждения стратегических ориентиров развития промышленности» [6].

В настоящее время в России действуют 10 отраслевых программных документов, разработанных Министерством промышленности и торговли РФ, исполнительным органом, отвечающим за государственную политику в области развития промышленности. Среди этих документов Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года; Стратегия развития электронной промышленности до 2025 года; Стратегия развития судостроительной

промышленности до 2020 года; Стратегия развития транспортного машиностроения до 2015 года и др.

Таким образом, на основе краткого экономикоправового анализа сотрудничества государств ЕЭП на пути формирования основ согласованной промышленной политики можно делать следующие выводы:

- в государствах ЕЭП происходит активная

формализация национальных моделей

промышленного роста на основе инновационного сценария в виде рамочных законов, программ, стратегий.

- траектория инновационного развития и сопутствующая ей модернизация и перестройка отраслевой структуры промышленности являются определяющей для стран ЕЭП в формировании национальной промышленной политики.

- в принятых в странах ЕЭП и готовящихся к

принятию документах, определяющих

промышленную политику, предусмотрена

необходимость и целесообразность совместных действий в рамках ЕЭП.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- необходимость формирования согласованной промышленной политики стран ЕЭП вытекает из общих задач формирования Единого экономического пространства.

- к настоящему времени уже создан координирующий консультативный орган в рамках ЕЭП, однако, при этом, формально не закреплены основы и направления формирования совместной промышленной политики.

Таким образом, на сегодня сделано уже много, и прежде всего, странами признана необходимость проведения государственной промышленной политики как на национальных уровнях, так и в условиях интеграции. Однако можно сделать один главный вывод - не хватает рамочного документа, определяющего вектор совместного движения.

С целью исключения разобщенности и противоречий, которые могут возникнуть в ходе выполнения странами ЕЭП своих собственных задач, которые она ставят в рамках национальной промышленной политики необходимо выработать единое понимание сущности согласованной промышленной политики в условиях интеграции, разработать ее концепцию. Иначе могут возникнуть определенные проблемы. Как отмечают специалисты, «общая цель - продвижение к единому экономическому пространству, посредством объединения национальных рынков, стимулирования взаимной торговли, снятия ограничений в движении капитала, трудовых ресурсов и товаров - может быть использована странами-участницами интеграционной группировки совершенно по-разному, в зависимости от собственных целевых установок и ожиданий от интеграции» [7].

Попытаемся предложить некоторые «отправные» моменты рамочного документа, определяющего концепцию совместной промышленной политики ЕЭП:

1. Совместная промышленная политика должна отражать стремление стран ЕЭП достижения конкурентных преимуществ в мировом экономическом пространстве, прежде всего, за счет приложения совместных усилий, в условиях интеграции.

2. Выбор текущих и долгосрочных целевых установок, использование конкретных инструментов промышленной политики должны осуществляться на

основе взвешенного анализа реальных и потенциальных конкурентных преимуществ которыми обладают и будут обладать экономики стран ЕЭП в условиях интеграции.

3. Стратегия структурной (отраслевой) перестройки экономик стран ЕЭп с использованием преимуществ интеграции должна планироваться с учетом избранных вариантов инновационного развития на основе сложившихся тенденций технологического развития в экономиках стран ЕЭП в отдельности и в условиях интеграции. Обоснованность следования в планировании экономического развития по одному из сценариев (инерционный, догоняющий и достижения лидерства в ведущих научно-технических секторах, в частности, исследованы российскими экономистами [10,11,12,13].

Справочно: В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, то для страны с диверсифицированной отраслевой структурой выбор варианта политики технологической модернизации не может быть универсальным для всех отраслей и секторов экономики. Для России в современных условиях оптимальным является вариант развития с элементами лидерства в некоторых сегментах экономики, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющего варианта в большинстве секторов экономики. Реализация такого варианта является предпочтительной в рамках Стратегии [9].

4. При разработке концепции совместной

промышленной политики следует учесть геоэкономическое положение стран ЕЭП. Так, сопредельный потенциальный партнер с Запада, Европейский Союз, реализует стратегию постиндустриализма, основанную на формировании качественно нового типа воспроизводства,

основанный на достижениях науки и высоких технологиях, рациональном использовании ресурсов и новом качестве человеческого капитала. Отметим, кстати, что в 2010 году ЕС приступил к формированию новой промышленной политики, отвечающей современным вызовам [14].

5. Одновременно новые возможности и новые вызовы открывает вступление России во Всемирную торговую организацию, что также необходимо учесть при разработке совместной промышленной политики стран ЕЭП.

В заключение отметим, что очевидным сегодня является то, что достичь положительного эффекта для реализации долговременных стратегических задач в условиях инновационной экономики можно только при разработке соответствующей промышленной политики. Что будут вкладывать государства -участники ЕЭП в понятие согласованная промышленная политика в действительности и как они будут действовать в условиях интеграции - покажет время. Однако, прежде чем приступать к реализации конкретных организационных мер, желательно уже сегодня выработать согласованные концептуальные подходы для поступательного движения в условиях интеграции. В противном случае, согласованная промышленная политика стран ЕЭП может по существу стать лишь механизмом мирного разрешения споров, возникающих между конкурентами.

Список литературы:

1. Единое экономическое пространство (ЕЭП), страница

на сайте ЕврАзЭС.

http://www.evrazes.com/customunion/eepr

2. Договор о Евразийской экономической комиссии http://base.consultant.ru/

3. Положение о консультативном комитете по

промышленности. Утверждено решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 19 июля 2012 г. № 112

htt p://www. garant.ru/products/i po/prime/doc/70104578/

4. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=65183

5. http://ru.government.kz

6. http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/shipbuilding/561

7. Экономические интересы России в евразийской интеграции. Часть I Материк. Информационноаналитический портал постсоветского пространства http://www. materik. ru/rubric/detail. php?ID=15047

8. http://www.economy.gov.by/ru/news/o-programme-razvitija-promyshlennogo-kompleksa-respubliki-belarus-na-period-do-2020-goda_i_0000001746.html

9. Стратегия инновационного развития Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р

10. Стратегия модернизации российской экономики/отв. ред. В.М. Полтерович - СПб, Алетейя

11. Г.А. Власкин, Е.Б. Ленчук Промышленная политика в условиях переходи к инновационной экономике, Москва, Наука, 2006

12. Е.Б. Ленчук Г.А. Власкин Международная кооперация и инновации в странах СНГ, Санкт-Петербург, АЛЕТЕЙЯ, 2011

13. В.В. Иванов Инновационная парадигма XXI Москва, Наука 2011

14. http://ec.europa.eu/enterprise/policies/industrial-competitiveness/industrial-

policy/files/communication_on_industrial_policy_en.pdf

Reference list:

1. The Common Economic Space (CES), the page on the

website of the EurAsEC.

http://www.evrazes.com/customunion/eepr

2. Agreement on the Eurasian Economic Commission http://base.consultant.ru/

3. Regulations on the Advisory Committee on Industry.

Approved by the decision of the Eurasian Economic Commission on July 19, 2012 № 112

htt p://www. garant.ru/products/i po/prime/doc/70104578/

4. http://www.pravo.by/main.aspx?guid=65183

5. http://ru.government.kz

6. http://www.minpromtorg.gov.ru/industry/shipbuilding/561

7. Russia's economic interests in the Eurasian integration.

Part I. Materik. Information-analytical portal of the postSoviet era.

http://www. materik. ru/rubric/detail. php?ID=15047

8. http://www.economy.gov.by/ru/news/o-programme-razvitija-promyshlennogo-kompleksa-respubliki-belarus-na-period-do-2020-goda_i_0000001746.html

9. The strategy of innovative development of the Russian Federation until 2020. Approved by the Federal Government on December 8, 2011 N 2227-p

10. The Strategy of modernizing of the Russian economy / Executive editor V. Polterovich - St. Petersburg, Aletheia

11. G.A. Vlaskin, E.B. Lenchuk Industrial policy in the transition to an innovative economy, Moscow, Nauka, 2006

12. E.B. Lenchuk, G.A. Vlaskin International cooperation and innovation in the CIS countries, Saint-Petersburg, Aletheia, 2011

13. V.V. Ivanov, Innovative paradigm XXI Moscow, Nauka, 2011

14. http://ec.europa.eu/enterprise/polides/mdustrial-competitiveness/mdustrial-

policy/files/communication_on_industrial_policy_en.pdf

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Зенькова И. Е. «Организационнометодологические аспекты формирования согласованной промышленной политики Единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана» Разработка согласованной промышленной политики является необходимой мерой для решения стратегических задач, стоящих перед странами ЕЭП. Сегодня есть необходимые условия для развития традиционных и появления новых отраслей экономики стран ЕЭП, которые явятся источником создания конкурентных преимуществ группировки в мировом экономическом пространстве. Среди этих условий - взаимодополняемость экономических систем государств евразийского региона и наличие в них соответствующих природных, производственных и интеллектуальных ресурсов. Актуальность изложенных автором статьи организационно-методологических аспектов формирования согласованной промышленной политики определяется необходимостью принятия взвешенных решений, основанных на научно-практическом подходе к проблеме. Логичным является вывод о необходимости разработки и принятия единого концептуального документа, определяющего ход дальнейших совместных действий.

Главный научный сотрудник Института проблем рынка РАН (ИПР РАН)

Доктор экономических наук

А. А. Мигранян

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.