ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСНОГО КУРСА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В УСЛОВИЯХ ЛЁТНОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ Калинин А. Н.
Государственная Летная Академия Украины
Аннотация. В данной статье показана необходимость, а также значимость разработки экспериментального ориентировочного комплексного курса «Профессиональная адаптация преподавателей экономических дисциплин к профессиональнопедагогической деятельности в летном учебном заведении». Представленный экспериментальный ориентировочный кем -плексный курс подготовлен преимущественно для преподавателей экономических дисциплин, которые не специализируются в вопросах гражданской авиации, и только приступили к педагогической деятельности в летном учебном заведении.
© Калинин А. Н., 2009
Ключевые слова: модули, выборка, преподаватель, гражданская авиация, летное учебное заведение, профессиональная адаптация.
Анотація. Калінін А.М. Організаційно-методичні особливості розробки експериментального комплексного курсу для викладачів економічних дисциплін в умовах льотного навчального закладу. У даній статті показані необхідність, а також значущість розробки експериментального орієнтовного комплексного курсу «Професійна адаптація викладачів економічних дисциплін до професійно-педагогічної діяльності в льотному навчальному закладі». Представлений експериментальний орієнтовний комплексний курс підготовлений переважно для викладачів економічних дисциплін, які не спеціалізуються в питаннях цивільної авіації, і тільки приступили до педагогічної діяльності в льотному навчальному закладі.
Ключові слова: модулі, вибірка, викладач, цивільна авіація, льотний навчальний заклад, професійна адаптація.
Annotation. Kalinin A.M. Organizational-methodical features of working out of an experimental complex course for teachers of economic disciplines in flight educational institution conditions. In given article necessity and importance of working out of an experimental rough complex course «Professional adaptation of teachers of economic disciplines to professional-pedagogical activity in the flight educational institution» is shown. The presented experimental rough complex course is prepared mainly for teachers of economic disciplines who do not specialize in topics on civil aviation, and who recently started pedagogical activity in the flight educational institution.
Keywords: modules, sample, teacher, civil aviation, flight educational institution, professional adaptation.
Введение.
На сегодняшний день на летные учебные заведения возложена большая ответственность при подготовке конкурентоспособных квалифицированных специалистов, составляющих основу авиационного кадрового потенциала, как каждого государства по отдельности, так и мирового сообщества в целом.
Проведенный анализ уровня экономической подготовки курсантов-пилотов показал, что недостаточно разработаны теоретические, организационно-педагогические и методические вопросы, связанные с формированием экономической культуры, не хватает системности и целенаправленности в практической ориентации курсантов на управление безопасностью полетов с учетом оценки финансово-экономических показателей. Не нашла должного освещения и специфика гражданской авиации в имеющихся образовательноквалификационных характеристиках и учебных программах по экономическим дисциплинам в летных учебных заведениях на территории стран Содружества независимых государств (СНГ). Как следствие, сегодняшний выпускник летного учебного заведения не соответствует требованиям авиационных предприятий, работающих в условиях либерализации рынка авиационных перевозок.
Кроме того, анонимный опрос преподавателей экономических дисциплин в летных учебных заведениях, проведенный на территории Казахстана, России и Украины, продемонстрировал, что 75 процентов вышеуказанных преподавателей не представляют себе специфику летного труда и вследствие этого избегают проработку таких тем как: человеческий фактор в системе безопасности полетов, тенденции и перспективы развития современной гражданской авиации, экономическая культура
пилотов, себестоимость транспортных расходов на авиационные работы и услуги, специфика работы международных и национальных организаций по воздушному транспорту и др.
Анализ проблемы профессиональной адаптации преподавателей экономических дисциплин к профессионально-педагогической деятельности в условиях авиационной образовательной среды [1,
2, 3] подтвердил необходимость разработки экспериментального ориентировочного комплексного курса «Профессиональная адаптация преподавателей экономических дисциплин к профессиональнопедагогической деятельности в летном учебном заведении».
Работа выполнена по плану НИР Государственной Летной Академии Украины.
Цель, задачи работы, материал и методы.
Целью исследования является разработка экспериментального ориентировочного комплексного курса, обеспечивающего переподготовку преподавателей экономических дисциплин в условиях летного учебного заведения.
Результаты исследований.
Рассматривая профессиональную адаптацию «как специфический процесс изменений, результатом которых является возникновение качественно нового, поступательный процесс восхождения от низшего к высшему, от простого к сложному» [5, С. 587], нами были проанализированы уровни профессиональной адаптации преподавателей экономических дисциплин к специфике деятельности авиационной образовательной среды, разработаны теоретико-методологические и технологические основы реализации педагогических условий. При этом учитывалось, что профессиональная адаптация является длительным процессом, а её уровень невозможно существенно изменить одним мероприятием или посредством одного цикла (одних курсов) повышения квалификации, поэтому процесс разработки экспериментального ориентировочного комплексного курса «Профессиональная адаптация преподавателей экономических дисциплин к профессионально-педагогической деятельности в летном учебном заведении» имел свою логику и содержание.
Для того чтобы разработать экспериментальный ориентировочный комплексный курс нами были поставлены следующие задачи:
• определить уровень мотивации
профессионально-педагогической деятельности преподавателей экономических дисциплин к работе в летном учебном заведении;
• определить уровень подготовки и авиационной культуры преподавателей экономических дисциплин к работе в летном учебном заведении;
• определить трудности, с которыми сталкиваются преподаватели экономических дисциплин в летном учебном заведении;
• определить какими знаниями, навыками, умениями (ЗНУ) и профессионально важными качествами (ПВК) должен обладать преподава-
Таблица 1.
Оценка параметров подготовки преподавателей экономических дисциплин (в % от общего числа опрошенных
преподавателей экономических дисциплин, N=20)
Виды подготовки Оценка
5 4 3 2
Теоретическая (экономическая) подготовка 75 15 10 0
Методическая подготовка 40 20 30 10
Психолого-педагогическая подготовка 25 5 20 50
Практическая подготовка 38 33 29 0
Авиационная подготовка (Основы авиационной культуры) 15 30 35 20
Подготовка к научным исследованиям 25 55 20 0
Информационная подготовка (информационные технологии) 25 35 40 0
тель экономических дисциплин для эффективной профессионально-педагогической деятельности в летном учебном заведении;
• определить уровень профессиональной адаптации преподавателей экономических дисциплин к профессионально-педагогической деятельности в летном учебном заведении.
В 2006-2007гг. нами было проведено анкетирование на базе Государственной летной академии Украины (ГЛАУ) среди:
• преподавателей экономического профиля (N=20);
• курсантов 1У-У курсов: будущие пилоты, диспетчеры, специалисты аэронавигационного обеспечения (N=250);
• специалистов авиационных предприятий: пилоты, диспетчеры, начальники финансовоэкономических отделов, экономисты (N=50).
Всего выборка составила 320 респондентов и является вполне репрезентативной. В результате анкетирования нами были получены следующие данные относительно уровня подготовки преподавателей экономических дисциплин к работе в летном учебном заведении (табл. 1).
Данные таблицы 1 свидетельствуют, что наибольшие затруднения у преподавателей экономических дисциплин возникают с психологопедагогической подготовкой и, как следствие, оценка качества подготовки не является высокой.
Следует также обратить пристальное внимание на уровень авиационной подготовки педагогов, от которого зависит понимание специфики летного учебного заведения и мотивация курсантов к изучению экономических дисциплин.
Нами констатировано, что большинство начинающих преподавателей испытывают определенные затруднения в реализации того или иного вида профессионально-педагогической деятельности.
Неудовлетворенность результатами собственного труда высказали 65% опрошенных, 75%
- уровнем авиационной культуры, 67% - уровнем собственной подготовки к работе в летном учебном заведении. Часть преподавателей (27%) при обучении в вузе недостаточно изучали психологопедагогические дисциплины.
75% преподавателей сообщили, что практически им не предоставляется возможность повышения квалификации за пределами летного учебного заведения (краткосрочные курсы, семинары, стажировка), 85% - на отсутствие необходимой литературы отечественных авторов по экономическим дисциплинам в контексте гражданской авиации (ГА). Преподаватели указали на необходимость организации проведения специальных занятий по педагогике и психологии высшей школы, авиационной педагогике, методике преподавания экономических дисциплин в летных учебных заведениях. Заинтересовала преподавателей экономических дисциплин идея проведения мастер-классов по экономике ГА, маркетингу ГА, человеческим ресурсам в области ГА. Они также обратили внимание, что испытывают потребности в организованной и систематической помощи со стороны кафедры, более опытных коллег.
В 2007 г. по итогам этапа констатирующего эксперимента были сделаны выводы о наличии противоречий между требованиями современного летного учебного заведения к уровню профессиональной готовности преподавателя экономических дисциплин, как носителя и субъекта авиационной культуры, реальным уровнем сформированности этой культуры, и отсутствием каких-либо разработок на данную тематику в системе профессионального образования, что негативно влияет и на педагогическую практику. Была проведена диагностика исходных уровней профессиональной мотивации и основных компонентов профессиональной адаптации преподавателей экономических дисциплин к специфике летного учебного заведения, которая была впоследствии использована при разработке экспериментального комплексного курса.
Мы постарались выяснить у респондентов (N=320), «Есть ли необходимость в том, чтобы создать комплексную программу для прохождения профессиональной адаптации преподавателей экономического профиля к специфике деятельности летного учебного заведения?»
В результате чего нами были получены следующие данные (рис. 1).
Для того чтобы определить содержание экспериментального ориентировочного комплексного курса мы провели опрос среди преподавателей экономических дисциплин, работающих в ГЛАУ.
Все вопросы были сгруппированы в три блока: «Авиационная культура преподавателя», «Экономика авиатранспортных предприятий», «Методика преподавания экономических дисциплин» в условиях летного учебного заведения. Тщательному анализу подвергались ответы преподавателей экономических дисциплин на поставленные контрольные вопросы. Полученные ответы от преподавателей помогли нам определить необходимое содержание комплексного курса.
К проведению ориентировочного комплексного курса, который проходил в форме интерактивных лекций, ролевых и деловых игр, экскурсий, были привлечены 10 человек: пилоты ГА 1-го класса и инструкторы, преподаватели кафедры летной эксплуатации, аэродинамики и динамики полета, сотрудники музея летного учебного заведения, преподаватели кафедры авиационной психологии и педагогики, заместитель заведующего кафедрой менеджмента и экономики, ставших активными участниками (экспертами и педагогами-наставниками) дальнейшей экспериментальной работы.
|~| ДА, нужна комплексная программа
Д НЕТ, не нужна комплексная программа
Рис. 1. Необходимость создания комплексной программы для прохождения профессиональной адаптации преподавателей экономического профиля к специфике деятельности летного учебного заведения
Экспериментальный ориентировочный комплексный курс был подготовлен преимущественно для молодых преподавателей экономических дисциплин, которые не специализируются в вопросах ГА, и только приступили к педагогической деятельности в летном учебном заведении.
В процессе данного экспериментального ориентировочного комплексного курса нами были реализованы следующие условия:
конструирование учебно-познавательной и практической профессиональной деятельности преподавателей с учетом дидактических и специфических организационно-процессуальных принципов (проведение научно-практических конференций, семинаров, тренингов с участием опытных преподавателей экономических дисциплин летного учебного заведения совместно с руководителями экономических структур авиапредприятий; организация стажировки в службах летного учебного заведения и экономических отделах авиапредприятий); организация педагогической стажировки начинающих преподавателей (стажеров) в течение первого учебного года с подведением итогов работы. Руководитель стажировки на протяжении этого периода предоставляет консультации стажеру по вопросам, которые возникают в отношении профессиональной деятельности, предлагает помощь в разрешении профессиональных проблем, посещает занятия начинающего преподавателя с целью оценки, корректировки и определения направлений по усовершенствованию его деятельности; компактность и ускоренность обучения являются двумя взаимосвязанными и взаимозависимыми компонентами при усвоении информации в процессе изучения нового материала, которые направлены на экономию времени обучаемого. Продолжительность комплексного курса составляет 4 месяца; разъяснение и содействие в подборе и подготовке необходимой документации (анализ учебных программ, составление рабочих планов); самостоятельная работа (самообразование). Преподаватель (самостоятельно и/или с помощью более опытных преподавателей соответствующего профиля) подбирает специализированную (учебную, научную, периодическую и др.) литературу, которая дает возможность расширять и углублять свои знания по экономическим, техническим и производственным процессам деятельности ГА, а также совершенствовать методическую подготовку; создание благоприятной культурнообразовательной среды, которая будет способствовать развитию авиационной, экономической, информационной, педагогической культуры преподавателя;
содействие личностному развитию преподавателя, что позволит ему правильно воспринимать общественные образовательные потребности и формировать личные потребности в области формирования авиационной культуры и развития педагогической и экономической культуры;
построение индивидуальной программы профессионального развития преподавателя «осевым» принципом, которой является формирование авиационной культуры на основе системной диагностики и самодиагностики,
объективного определения уровней и перспектив развития;
• материально-технические условия организации
педагогического процесса.
Для реализации данных условий мы учитывали:
- наличие педагогических способностей преподавателя и их дальнейшее развитие;
- систематическое использование демонстрационных и иллюстративных методов;
- систематическое использование репродуктивного, проблемного, эвристического и исследовательского методов;
- систематическое использование педагогических и информационных технологий;
- использование методов активного обучения, которые подразделяются на: неимитационные (дискуссии, проблемные лекции, творческие семинары, экскурсии); имитационные неигровые (решение производственных задач, анализ конкретной ситуации, действия по инструкции); имитационные игровые (ролевые и деловые игры, игровое моделирование);
- изучение « Экономики производства» в ГА с учетом реализации межпредметных связей специализированных курсов «Воздушные перевозки», «Организация и планирование предприятий ГА», «Планирование полетов», «Международные организации гражданской авиации».
Комплексный курс состоит из трех модулей (теоретической части) и стажировки в службах летного учебного заведения (практической части).
Изначально проводится информационноадаптационная лекция с той целью, чтобы сделать краткий обзор комплексного курса, осветить основные трудности и проблемы преподавателей экономических дисциплин на начальном этапе их профессионально-педагогической деятельности и показать способы адаптации к новым условиям работы в летном учебном заведении.
Первый модуль «Авиационная культура преподавателя» помогает педагогу:
- сформировать необходимые знания относительно истории, особенностей, проблем и перспектив развития ГА;
- учитывать психологические особенности и профессиональную направленность курсантов-пилотов в процессе преподавания;
- сформировать межпредметные связи с другими авиационными дисциплинами и др.
На занятиях преподаватели экономических дисциплин знакомятся с целевой моделью летного состава, изучают типы воздушных судов и их технико-экономические характеристики, работают с авиационным понятийным аппаратом, анализируют и определяют цели и задачи ГА в разрезе экономической целесообразности и др. Занятия проводят опытные преподаватели, пилоты 1-го класса.
По завершению данного модуля, проходит показ учебного фильма «Полет» с последующей
дискуссией. Затем с целью закрепления и проверки усвоения материала, преподавателям экономических дисциплин предлагается ряд контрольных вопросов. Приведем в качестве примера некоторые из них.
1. Какие существуют этапы развития всемирной авиации?
2. На Ваш взгляд, как взаимосвязана безопасность полетов с экономической культурой пилотов? Объясните.
3. По Вашему мнению, какие существуют перспективы развития гражданской авиации?
4. На Ваш взгляд, какие основные компании (страны) являются производителями авиационной техники (воздушных судов) для регулярных пассажирских перевозок?
5. Какие типы воздушных судов для регулярных пассажирских перевозок эксплуатируются на украинских и международных воздушных трассах?
Оценка развернутых ответов проводится по пятибалльной шкале.
Во втором модуле «Экономика авиатранспортных предприятий» указывается на прикладной характер экономики ГА и ее отличие от других отраслей экономики. Были раскрыты роль и значение современного авиапредприятия, экономический механизм его работы в условиях рыночной экономики. Рассматривались вопросы регулирования проблем воздушного транспорта такими международными авиационными организациями как ИКАО и ИАТА. Обсуждали перспективу членства и дальнейшие последствия для Украины от присоединения к европейской программе «Открытое небо», которая предусматривает либерализацию рынка авиаперевозок и свободный доступ международных авиакомпаний на внутренние маршруты и др.
Подготовленный нами набор конкретных ситуаций позволил приблизить модуль «Экономика авиатранспортных предприятий» к реальным условиям работы и обеспечить его максимальную эффективность. Метод конкретных ситуаций был использован нами во всех модулях. Однако, учитывая экономическую специальность преподавателей именно в модуле «Экономика авиатранспортных предприятий» данный метод нашел свое полное воплощение.
По завершению второго модуля, проходит показ учебного фильма «Воздушные перевозчики» с последующим обсуждением.
Третий модуль «Методика преподавания экономических дисциплин» интегрирует в себя два предыдущие модуля. Данный модуль начинается с упражнения «Моя педагогическая позиция в летном учебном заведении». Преподавателям предлагают уточнить собственную педагогическую позицию по следующей схеме [4, С. 196]:
1) профессиональная биография (описание причин, которые способствовали выбору педагогической профессии);
2) философия педагогической деятельности (изложение собственных взглядов на профессию преподавателя и свою собственную педагогическую деятельность);
3) проблемы и перспективы развития педагогической деятельности в условиях летного учебного заведения (назвать основные проблемы преподавателей, попробовать определить причины их возникновения, предложить способы решения проблем, высказать свои взгляды относительно перспектив развития педагогической деятельности).
Это упражнение требует от преподавателей элементов самоанализа и самооценки. Проектируя педагогическое воздействие, преподавателю экономических дисциплин необходимо учитывать и свою психологическую готовность к общению с курсантами.
В начале данного модуля были охарактеризованы особенности преподавания экономических дисциплин в системе подготовки авиационного специалиста через призму авиационной педагогики. Затем был проведен мастер-класс на тему «Роль и значение гражданской авиации в условиях рыночной экономики». Также рассматривались основные методы обучения в условиях летного учебного заведения: проблемные, программированные, исследовательские, игровые и др. Оговаривались виды мотивации, методы и средства внутреннего и внешнего стимулирования и активизации учебнопознавательной деятельности курсантов. Проводилась педагогическая диагностика ЗНУ курсантов по экономическим дисциплинам. Обсуждались методы контроля (устный, письменный, тестирование) и особенности их использования на занятиях по экономическим дисциплинам и др.
Завершается третий модуль проведением деловой (ролевой) игры среди преподавателей экономических дисциплин. В нашем исследовании деловая (ролевая) игра применяется и как метод активного обучения педагогов с целью выработки у них необходимых ЗНУ и ПВК в нестандартных ситуациях профессионально-педагогической деятельности, и как средство тестирования определенных педагогических способностей у преподавателей экономических дисциплин.
Помимо изучения основных теоретических модулей, преподаватели экономических дисциплин также проходят стажировку «Введение в авиационную специальность» в службах летного учебного заведения.
В процессе стажировки преподаватели экономических дисциплин непосредственно знакомятся с содержанием профессии авиационного специалиста (пилота, диспетчера), спецификой и перспективами развития авиационной отрасли, узнают производственный процесс авиационного предприятия. Стажировка способствует успешной профессиональной адаптации преподавателей экономических дисциплин к специфике деятельности летного учебного заведения.
Выводы.
Таким образом, разработанный нами экспериментальный ориентировочный комплексный курс направлен на преодоление основных затруднений в процессе профессиональной адаптации, развитие личности преподавателя экономических дисциплин и совершенствование его профессиональнопедагогической деятельности с учетом специфики летного учебного заведения.
Перспективы дальнейших исследований предполагают проведение экспериментальной оценки эффективности педагогических условий профессиональной адаптации преподавателей экономических дисциплин в условиях летного учебного заведения.
Литература:
1. Калінін А.М. Пробіеми професійної адаптації викладачів економічного профілю в льотних навчальних закладах // НАУКА І МОЛОДЬ. ГУМАНІТАРНА СЕРІЯ: Збірник наукових праць. - К.: НАУ, 2007. - С. 59-62.
2. Калінін А.М. Протиріччя професійної адаптації молодих викладачів економічного профілю в льотних навчальних закладах // Педагогіка, психологія та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту: наукова монографія за редакцією проф. Єрмакова С.С. - Харків: ХДАДМ (ХХПІ), 2007. - №11. - С. 124-129.
3. Калінін А.М. Педагогічні умови професійної адаптації молодих викладачів економічного профілю у вищому льотному навчальному закладі // Нові технології навчання: Наук.-метод. зб. / Кол. авт. - К.: Інститут інноваційних технологій і змісту освіти МОН України, 2008. - Вип. 53. - С. 97-101.
4. Педагогічна майстерність: Підручник / І.Я. Зазюн, Л.В. Кра-мущенко, І.Ф. Кривонос та ін.; За ред. І.Я. Зазюна. - 2-ге вид., допов. і переробл. - К.: Вища шк., 2004. - 422 с.
5. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Аверинцева С.С. Изд. 2- е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.
Поступила в редакцию 09.04.2009 г.