Научная статья на тему 'Организационно-методические основы инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии в вузе'

Организационно-методические основы инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМА ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / УЧИТЕЛЬ ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНАЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ТВОРЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Людмила Николаевна, Кленикова Светлана Анатольевна, Антропова Елена Анатольевна

Статья посвящена вопросу организационно-методических основ инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии в вузе. В статье определены методологические аспекты инновационного развития образовательного процесса в системе переподготовки и повышения квалификации учителей технологии на факультете технологии и предпринимательства (ФТП); определены конкретные проблемы данного развития и предложены пути их решения в системе переподготовки и повышения квалификации учителей технологического образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анисимова Людмила Николаевна, Кленикова Светлана Анатольевна, Антропова Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL BASES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF TECHNOLOGY AT A HIGHEREDUCATION INSTITUTION

The article is devoted to the organizational and methodical bases of innovative development of the system of retraining and professional development of teachers of technology at a higher education institution. The article defines the methodological aspects of innovative development of educational process in the system of retraining and professional development of teachers of technology at the faculty of technology and business (FTP), specific problems of this development are defined and ways of their solution in the system of retraining and advanced training of teachers of technological education are offered.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические основы инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии в вузе»

УДК 378-057

DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-158-168

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ ТЕХНОЛОГИИ В ВУЗЕ

Анисимова ЛЯ, Кленикова СА., Антропова ЕА.

Московский государственный областной университет

141014, Московская область, г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д. 24

Аннотация. Статья посвящена вопросу организационно-методических основ инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии в вузе. В статье определены методологические аспекты инновационного развития образовательного процесса в системе переподготовки и повышения квалификации учителей технологии на факультете технологии и предпринимательства (ФТП); определены конкретные проблемы данного развития и предложены пути их решения в системе переподготовки и повышения квалификации учителей технологического образования.

Ключевые слова: инновационное развитие, система переподготовки, повышение квалификации, учитель технологии, социальная и профессиональная ответственность, творческая направленность инновационной деятельности.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL BASES OF INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF RETRAINING AND PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF TEACHERS OF TECHNOLOGY AT A HIGHER EDUCATION INSTITUTION

L. Anisimova, S. Klenikova, E. Antropova

Moscow Region State University

24, Vera Voloshina ul., Mytishchi, 141014, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the organizational and methodical bases of innovative development of the system of retraining and professional development of teachers of technology at a higher education institution. The article defines the methodological aspects of innovative development of educational process in the system of retraining and professional development of teachers of technology at the faculty of technology and business (FTP), specific problems of this development are defined and ways of their solution in the system of retraining and advanced training of teachers of technological education are offered.

Key words: innovative development, retraining system, advanced training, technology teacher, social and professional responsibility, creative direction of innovation activity.

© CC BY Анисимова Л.Н., Кленикова С.А., Антропова Е.А., 2018.

В настоящее время общество, реализующее инновационные преобразования, предъявляет качественно новые требования к системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров в вузах. Для Московской области это является весьма актуальным в связи с новой стратегией развития государственной инновационной системы. Важнейшей задачей отечественного высшего образования являются переподготовка и повышение квалификации учителей технологии, способных к инновационной деятельности. Следует отметить, что развитие этой системы подготовки учителей технологии осуществлялся на основе традиционного подхода, который отличался недостаточностью требований, связанных с подготовкой слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации как субъектов саморазвития. Тогда как важным является их интенсивное развитие как носителей технологической культуры и современных инновационных технологий [3].

Современные изменения, происходящие в системе высшего образования и системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, обусловлены сменой научно-теоретической парадигмы, которая предполагает моделирование нового образовательного пространства и организацию образовательного процесса. Они направлены на развитие личности педагога (в частности, учителя технологии, обладающего профессиональными компетенциями) как субъекта интеллектуального, духовного и профессионального, как носителя целей, идей и норм созидательного преобразования действительности,

способного осуществлять инновационную профессиональную деятельность. При этом личность исходно понимается как некое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные психические процессы индивида и определяющие его поведение, некую логичность и последовательность, неповторимость и устойчивость [6; 8].

Изменение требований к профессионализму учителей технологии привело к новому пониманию содержания системы их переподготовки и повышения квалификации, поскольку нашему обществу необходимо повышение самосознания личности у педагогических работников.

Актуализировались такие характеристики современного учителя технологии, как: конкурентоспособность, гуманизм, коммуникабельность, способность к сотрудничеству, ускорению своего профессионального роста, способность принимать ответственные решения, самостоятельность, социальная и профессиональная ответственность, творческая направленность инновационной деятельности [3].

Актуальность опытно-экспериментальной работы в этом направлении обусловлена как инновационными преобразованиями экономической и социокультурной сфер развития общества, так и необходимостью проведения качественных преобразований в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Основываясь на положениях федерального закона «Об образовании», мы рассматриваем целенаправленную подготовку и переподготовку высококвалифицированных педагогических кадров на базе вуза как ведущую.

Visy

Методологические основы развития институтов повышения квалификации с принципиально новыми функциями продуктивно разрабатывались известными учёными: Т.Г. Браже, С.Г. Верш-ловским, А.В. Даринским, Ю.Н. Ку-люткиным, А.Е. Мароном, В.Г. Онуш-киным, Г.С. Сухобской, Е.П. Тонконогой (Институт образования взрослых РАО); Э.М. Никитиным, И.Д. Че-челем, А.П. Ситником, А.К. Капитанской, К.М. Чегодаевым (Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования Московской области); В.А. Сластениным, Т.И. Шамовой, П.И. Третьяковым,В.А. Тереховым(Мос-ковский педагогический государственный университет); В.Ю. Кри-чевским, В.Т. Воронцовой (Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства).

Система дополнительного образования специалистов строится на следующих теоретических основах:

- развитие личности человека (Н.А. Бердяев, С.И. Гессен, И.А. Ильин, Н.Д. Никандров, В.С. Соловьев);

- развитие высшего профессионального образования (А.П. Беляева, Б.С. Гершунский, В.Г. Кинелев, Ю.А. Конаржевский, В.Ю. Кричев-ский, В.В. Лаптев, Н.Д. Никандров, В.А. Садовничий, И.А. Скопылатов);

- профессиональная самореализация личности (М.С. Каган, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, Н.Ф. Талызина);

- междисциплинарная интеграция и индивидуализация обучения (И.Д. Зверев, А.А. Кирсанов, В.Н. Максимова);

- стандартизация и моделирование качества высшего образования

(А.П. Валицкая, А.А. Реан, Е.Н. Степанов);

- теории системного (В.Ф. Афанасьев, В.С. Ильин, Н.Ф. Кузмина, Г.П. Щедровицкий и др.), деятельност-ного (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), личност-но ориентированного (Ю.П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, А.М. Зимичев, В.В. Сериков, В.А. Сухомлинский и др.), инновационного (А.В. Хуторской) подходов к обучению и организации образовательного процесса;

- различные подходы к решению проблем подготовки к исследовательской, инновационной и экспериментальной работе (Л.Н. Ани-симова, О.С. Анисимов, Ф.Н. Гонобо-лин, В.И. Загвязинский, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, С.А. Кленикова (Кор-дышева), В.В. Краевский, В.С. Лазарев, Е.М. Муравьев, М.А. Мусатова (Ко-шелева), А.М. Новиков, Э.Д. Новожилов, Г.Д. Хорошавина, А.В. Хуторской, И.Д. Чечель и др.).

Профессиональная подготовка слушателей рассматривается нами как сложная синергетическая система, определяемая целостно взаимодействующими её компонентами. К ним относятся цель, задачи, педагогические условия, включающие методы, средства, формы обучения, а также управление взаимодействием данной целостности.

В качестве методологии опытно-экспериментальной работы профессорско-преподавательским составом факультета технологии и предпринимательства МГОУ выбран комплекс подходов, дающих возможность развивать личность в единстве (духовно-нравственное, интеллектуальное, профессиональное, культурно-про-

светительское направления развития) [1]. Эти подходы позволяют моделировать и проектировать педагогические условия для развития личности учителя технологии.

В последнее время в ходе реализации новых подходов, направленных на повышение результативности и эффективности образовательного процесса системы дополнительного профессионального образования, всё более чётко обозначились существенные противоречия между:

- возросшими требованиями общества к уровню и расширению профессиональных знаний слушателей и фактической их недостаточной компетентностью в практической деятельности;

- необходимостью разработки и создания инновационных форм обучения с учётом сложившихся изменений в обществе, запросов слушателей и традиционно сложившимися формами повышения квалификации педагогических кадров;

- потребностью и стремлением к разработке, внедрению инновационных образовательных технологий обучения и отсутствием научно обоснованной системы их реализации.

Мы предполагаем в рабочей гипотезе, что результативность и эффективность подготовки в системе переподготовки и повышения квалификации учителей технологии достигаются, если:

- определено содержание курсов на основе научных положений и современных изменений в образовательной области «Технология» с учётом современных тенденции развития высшего образования, а также потребностей и интересов слушателей;

- определены образовательные технологии с учётом базовой подготовки слушателей и уровней их профессиональной компетентности;

- применены в оптимальном сочетании традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, а также способы управления методической системой;

- создана образовательная среда, способствующая освоению инновационной деятельности слушателями данной системы.

К настоящему времени в МГОУ: исследованы теоретические вопросы повышения качества системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии в новых социально-экономических условиях; выявлены специфика образовательного пространства факультета технологии и предпринимательства и различных образовательных организаций Московской области и её влияние как ресурса развития потенциала личности слушателей на содержание, формы и технологии дополнительного профессионального образования; определены принципы построения процесса подготовки (целостность, фундаментальность, универсальность, интегра-тивность, профессиональность, вариативность, культурологичность, гуманизация), инновационные формы и образовательные технологии с учётом базовой подготовки слушателей (уровня их профессиональной компетентности), а также запросов и потребностей [1].

Инструментарии дополнительного профессионального образования слушателя, включающие как систему измерения, экспертизы, педагогический анализ и самоанализ качества

Viey

образовательного процесса, позволяют охарактеризовать (количественно или качественно) состояние и динамику успешности профессионально-личностного продвижения каждого слушателя, но по большому счёту для достижения высокого уровня развития личности, реализации профессиональной направленности личности учителя технологии потребуется вся жизнь (в плане осуществления плодотворной профессиональной деятельности). И только достижения в профессиональной деятельности могут показать, каких вершин в профессии достигла личность учителя технологии [4].

Мы считаем, что сформирован-ность личности учителя технологии -это результат достижения целостности обучения и воспитания, приобретения и накопления технологической культуры, высокого уровня ответственности в педагогической работе в условиях сознательной и обоснованной свободы выбора путей совершенствования технологической подготовки молодого поколения (в соответствии с общепринятыми в обществе высокими духовно-нравственными нормами).

Главной особенностью современного повышения квалификации учителей-предметников становится возрастание роли самого слушателя в образовательном процессе. Следует отметить, что учитель технологии, имея накопленный полезный педагогический опыт профессиональной деятельности, собственное глубокое понимание цели и задач технологической подготовки и путей реализации полученных профессиональных компетенций, воплощённых в профессиональных знаниях, умениях и навыках

и профессионально важных качествах, может активно и успешно участвовать в диагностике своих профессиональных потребностей, в планировании результатов повышения своей квалификации, в оценивании и коррекции образовательного процесса в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Проведённый анализ реализации образовательных программ за 20132018 гг. (Программа профессиональной переподготовки «Образование и педагогика» по профилю «Обслуживающий труд»; «Изучение современных технологий обработки волокнистых и текстильных материалов в учебных мастерских (на примере художественной обработки) в условиях реализации ФГОС основного общего образования»; «Формирование универсальных действий у обучающихся в процессе решения творческих и учебно-прикладных задач на уроках технологии в условиях внедрения ФГОС»; «Организация проектной и инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе технологической подготовки в условиях внедрения ФГОС») позволил нам определить методологические аспекты инновационного развития образовательного процесса в системе переподготовки и повышения квалификации учителей технологии на факультете технологии и предпринимательства (ФТП), моделирования и реализации системы обучения для становления субъектной позиции учителей-предметников в процессе профессиональной подготовки, управления взаимодействием систем обучения и образовательной области «Технология» для развития профессионализма слушателей [1].

vi6^

Инновационную деятельность мы видим в приобретении слушателями опыта саморазвития (творческого, интеллектуального, духовного) [2] и в полном раскрытии профессионального потенциала в области освоения полезной информации, полученной в педагогической деятельности.

Эффективность инновационной работы по организации образовательного процесса реально оценивается нами как результат по критериям, определяющим уровни существенно усовершенствованного продукта, т. е. новой более высокого качества профессиональной подготовки учителей технологии [3], и выявляющим в комплексе интеллектуальное и профессиональное саморазвитие слушателей по различным направлениям этой подготовки, ориентированной на инновационную профессиональную деятельность в образовательных организациях.

В качестве инновационной формы предъявления будущим учителям технологии образовательной области «Технология» мы используем мастер-классы, вебинары, круглые столы, выставки, конкурсы, научно-исследовательские семинары, а также новые информационные технологии [3], которые, несомненно, оказывают помощь в изучении разнообразных дисциплин, проведении презентаций и других мероприятий, освоении самостоятельной и исследовательской работы.

Инновационный подход в работе системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии позволил разработать научно-методическое обеспечение учебных дисциплин (методики формирования

профессиональных компетенций; привлечение новых средств освоения профессиональных компетенций). Такое методическое обеспечение выступает как средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее полнее учитывать способности слушателей, создавать образовательную среду в соответствии с их профессиональными интересами.

Мы считаем, что процесс инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей - это основное направление обновления качества результатов в процессе целостной подготовки учителей технологии нового поколения для Подмосковного региона.

В системе переподготовки и повышения квалификации учителей технологии могут обучаться следующие категории слушателей:

- первая категория - педагоги и методисты, ориентированные на совершенствование технологической подготовки учащихся с учётом интеграции комплекса ведущих подходов [7] (повышение квалификации должно быть направлено на обучение с применением инновационных методов, средств и форм по выбранным направлениям с учётом формирования необходимых компетенций в соответствии с ФГОС общего образования);

- вторая категория - учителя, не имеющие специального педагогического образования, но реализующие технологическую подготовку в образовательных организациях (для них необходимо разработать специальные образовательные программы в соответствии с ФГОС общего образования, но с усиленным акцентом на подготовку учителя технологии).

На факультете технологии и предпринимательства, реализующем образовательные программы системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии, решается ряд наиболее важных проблем, связанных с инновационным развитием рассматриваемого образовательного процесса [1].

Первой проблемой является подготовка слушателей курсов к системным изменениям в своей профессиональной деятельности, которая должна быть направлена на углубление профессиональных компетенций в целях последующего совершенствования технологической подготовки в новых условиях.

Проблема решается в процессе опережающей подготовки педагогических кадров с учётом внедрения ФГОС общего образования, подготовки их к самостоятельному профессионально-творческому [7] выстраиванию целостного образовательного процесса, подготовки к работе с все более возрастающими по объёму и по содержанию информационными потоками в области технологического образования. Так решается первая конкретная задача инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии.

Второй проблемой является переподготовка учителей - специалистов без профильного педагогического образования [5] (т. е. выпускников непрофильных вузов), освоение ими профессиональных компетенций учителя технологии для успешной профессиональной деятельности в образовательных организациях.

В связи с этим специальная подготовка данной категории слушателей

кардинально отличается от известного повышения квалификации учителей технологии: разрабатываются новые образовательные программы, организационно-методические методы и формы обучения, обеспечивающие условия для вхождения в профессиональную культуру, реализуется подготовка по педагогическим, психологическим, предметным и частно-методическим дисциплинам. Таково решение второй конкретной проблемы инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии, связанной с привлечением специалистов без профильного педагогического образования на работу в систему образования.

Третьей проблемой является оптимизация инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии на основе применения комплекса системного, деятельностного, компетент-ностно-развивающего, инновационного подходов. Этот комплекс подходов к обучению слушателей названной системы дополнительного образования направлен на активный рост профессиональной компетентности слушателей, на овладение профессиональными компетенциями, на повышение квалификации и переподготовку педагогических кадров, на создание педагогических условий саморазвития и самореализации, вхождения слушателей в профессиональную культуру, на профессионально-творческое саморазвитие, что в целом очень важно для успешной профессиональной деятельности учителей технологии.

Для этого необходимо разработать технологии конструирования образовательных программ в соответствии с

применяемым комплексом подходов к обучению (системному, деятельност-ному, компетентностно-развивающе-му, инновационному) и с учётом ФГОС общего образования. Характерными особенностями содержания данных программ для учителей технологии являются: оперативный отклик на социально-экономические потребности общества (его социальный заказ, предъявляемый к качеству профессиональной деятельности учителей технологии, уровню их профессиональной культуры и профессионально значимым качествам личности); учёт интересов, профессиональных потребностей, профессионально-творческого саморазвития слушателей [8]. Так осуществляется решение третьей конкретной задачи инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии.

Четвёртой проблемой является повышение эффективности использования современных информационно-коммуникационных технологий, цифровых образовательных ресурсов в процессе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров за счёт создания педагогических условий (в частности, средств обучения), наполняющих информационную образовательную среду.

Создание информационной образовательной среды, повышающей открытость и доступность необходимой информации, позволяет удовлетворить и обслужить конкретные информационные потребности преподавателей и слушателей. Такие педагогические условия [8] способствуют расширению возможностей полноценного освоения слушателями всех новых технологий, значительно повышают качество ос-

воения профессиональных компетенций учителей технологии, связанных с их инновационной деятельностью, а также с научно-исследовательской работой. Таково решение четвёртой конкретной проблемы инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии, связанной с эффективным использованием информационно-коммуникационных технологий.

Для формирования профессиональных компетенций [3] в условиях переподготовки и повышения квалификации учителей технологии необходим инновационный образовательный процесс, когда применяются современные методы, средства и формы обучения (например, совместные приобретение знаний и освоение умений, диалоговое решение учебных проблем, постановка и формулирование новых проблем, овладение научно-исследовательской и творческой деятельностью, овладение приёмами анализа, классификации и свёртки информации в удобные базы данных, отработка умения отстаивать собственную точку зрения, определение индивидуальной образовательной траектории).

Методика обучения построена на интегративной взаимосвязи теоретических и практических занятий [6]. Усвоение учебного материала значительно повышается при индивидуальном подходе, в процессе совместного обсуждения выполненных заданий, в сотворчестве слушателя и преподавателя. Таким образом, целенаправленное вовлечение слушателей в инновационную деятельность в образовательном процессе:

- активизирует профессиональное саморазвитие [5] в контексте расширенной интеграционными процессами

технологической подготовки образовательной области «Технология»;

- развивает такие личностные качества современного учителя технологии, как конкурентоспособность, способность к сотрудничеству, способность принимать ответственные решения, самостоятельность, профессиональная ответственность, творче-

ская направленность инновационной деятельности;

- обеспечивает положительную мотивацию, специальный интерес к инновационной педагогической деятельности и к своему профессиональному росту.

Статья поступила в редакцию 31.05.2018

ЛИТЕРАТУРА

1. История и сегодняшний день факультета технологии и предпринимательства МГОУ / Л.Н. Анисимова и др. // Школа и производство. 2016. № 8. С. 48-53.

2. Анисимова Л.Н. Развитие творческой и научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей технологии // Право и практика. 2017. № 2. С. 236-243.

3. Анисимова Л.Н., Кленикова С.А., Мусатова М.А., Антропова Е.А. Бакалавриат - первая ступень высшего профессионального образования: по программе подготовки бакалавров по направлению подготовки 44.03.05 - Педагогическое образование, профиль: «Технологическое и экономическое образование»: монография. М., 2017. 434 с.

4. Анисимова Л.Н., Туманова И.П. Учебно-воспитательная среда как инструмент формирования профессиональных компетенций студентов при подготовке к профори-ентационной работе со школьниками // Фундаментальные исследования. 2013. № 1. С. 104-110.

5. Антропова Е.А. Выявление особенностей профессионального самоопределения старшеклассников в условиях профильного обучения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 2. С. 102-112.

6. Кленикова С.А. Методическая подготовка бакалавров педагогического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2016. № 1. С. 111-117.

7. Кленикова С.А. Роль педагогической практики в формировании профессиональной компетентности будущего бакалавра педагогического образования // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2015. № 4. С. 57-65.

8. Мусатова М.А. Основные принципы развития профессиональной направленности бакалавров педагогического образования на основе исследовательско-творческой деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 4-1. С. 163-166.

REFERENCES

1. Anisimova L.N. et al. [History and present day of the faculty of technology and entrepre-neurship of Moscow Region State University]. In: Shkola iproizvodstvo [School and production], 2016, no. 8, pp. 48-53.

2. Anisimova L.N. [The development of creative and research activity of students-future teachers of technology]. In: Pravo ipraktika [Law and practice], 2017, no. 2, pp. 236-243.

3. Anisimova L.N., Klenikova S.A., Musatova M.A., Antropova E.A. Bakalavriat - pervaya stupen' vysshego professional'nogo obrazovaniya: po programme podgotovki bakalavrov po napravleniyu podgotovki 44.03.05 - Pedagogicheskoe obrazovanie, profil': «Tekhnologicheskoe i ekonomicheskoe obrazovanie» [Baccalaureate - the first level of higher professional educa-

V16V

ISSN 2072-8395

2018/№ 3

tion for bachelors in the direction of training 44.03.05 - Pedagogical education, "Technological education"]. Moscow, 2017. 434 p.

4. Anisimova L.N., Tumanova I.P. [The educational environment as a tool of formation of professional competence of students in preparation for vocational work with students]. In: Fundamental'nye issledovaniya [Fundamental study], 2013, no. 1, pp. 104-110.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Antropova E.A. [Identification of the peculiarities of professional self-determination of senior pupils in the conditions of profile training]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2016, no. 2, pp. 102-112.

6. Klenikova S.A. [Methodical training of bachelors of pedagogical education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2016, no. 1, pp. 111-117.

7. Klenikova S.A. [The role of pedagogical practice in the professional competence formation of future bachelor of pedagogical education]. In: Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: Pedagogika [Bulletin of Moscow Region State University. Series: Pedagogics], 2015, no. 4, pp. 57-65.

8. Musatova M.A. [The basic principles of development of professional orientation of the bachelors of pedagogical education on the basis of research and creative activities]. In: Sovre-mennye naukoemkie tekhnologii [Modern science-intensive technologies], 2016, no. 4-1, pp. 163-166.

Анисимова Людмила Николаевна - доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

Кленикова Светлана Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета; e-mail: [email protected]

Антропова Елена Анатольевна - аспирант, старший преподаватель кафедры теории и методики профессионального образования Московского государственного областного университета;

e-mail: [email protected]

Lyudmila N. Anisimova -doctor of pedagogical sciences, professor, professor of the Department of Theory and Methodology of Professional Education, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

Svetlana A. Klenikova - candidate of pedagogical sciences, associate professor, the Department of Theory and Methodology of Professional Education, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

Elena A. Antropova - postgraduate student, senior lecturer of the Department of Theory and Methodology of Professional Education, Moscow Region State University; e-mail: [email protected]

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ

Анисимова Л.Н., Кленикова С.А., Антропова Е.А. Организационно-методические основы инновационного развития системы переподготовки и повышения квалификации учителей технологии в вузе // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2018. № 3. С. 158-168. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-158-168

FOR CITATION

Anisimova L.N., Klenikova S.A., Antropova E.A. Organizational and methodical bases of innovative development of the system of retraining and professional development of teachers of technology at a higher education institution. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2018. no. 3, рр. 158-168. DOI: 10.18384/2310-7219-2018-3-158-168

V16V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.