Научная статья на тему 'Организационно-методические аспекты совершенствования домашней учебной работы школьников в условиях цифровой трансформации образования'

Организационно-методические аспекты совершенствования домашней учебной работы школьников в условиях цифровой трансформации образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
578
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ / СУЩНОСТЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ / ВАРИАТИВНЫЕ УСЛОВИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ / DISTANCE EDUCATION / INFORMATION AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT / DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION / TYPES OF HOMEWORK / THE ESSENCE OF HOMEWORK / VARIABLE CONDITIONS / CLASSIFICATION OF HOMEWORK / THE EFFECTIVENESS OF HOMEWORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Козлов О. А.

В статье рассматриваются проблемы совершенствования домашней учебной работы школьников, дается подробный анализ методических аспектов этой работы. Установлено, что результативность самостоятельной домашней работы учащихся во многом зависит от того, каким образом учитель организует и направляет учебную направленную на выполнение домашних заданий. Именно организационная сторона самостоятельной учебной деятельности учащихся является одной из актуальных проблем теории и практики школьного обучения. Показана роль технологии дистанционного обучения при организации домашней учебной работы школьников. Даются практические рекомендации по совершенствованию организационно-методической работы с педагогами, администрацией, учащимися и родителями по совершенствования домашней учебной работы школьников в условиях цифровой трансформации образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Козлов О. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND METHODICAL ASPECTS OF IMPROVEMENT OF HOME SCHOOL STUDENTS UNDER CONDITIONS OF DIGITAL TRANSFORMATION OF EDUCATION

The article discusses the problems of improving the homework of schoolchildren, provides a detailed analysis of the methodological aspects of this work. It has been established that the effectiveness of homework largely depends on how the teacher organizes and directs students' activities related to homework. It is the organization of work with homework that is one of the modern problems of the theory and teaching methods. The role of distance learning technology in organizing homework for schoolchildren is shown. Practical recommendations are given to improve the organizational and methodological work with teachers, administration, students and parents to improve the homework of students in the digital transformation of education.

Текст научной работы на тему «Организационно-методические аспекты совершенствования домашней учебной работы школьников в условиях цифровой трансформации образования»

Организационно-методические аспекты совершенствования домашней учебной работы школьников в условиях цифровой трансформации образования

Козлов Олег Александрович,

ведущий научный сотрудник ФГБНУ Институт стратегии развития образования Российской академии образования, [email protected]

В статье рассматриваются проблемы совершенствования домашней учебной работы школьников, дается подробный анализ методических аспектов этой работы. Установлено, что результативность самостоятельной домашней работы учащихся во многом зависит от того, каким образом учитель организует и направляет учебную направленную на выполнение домашних заданий. Именно организационная сторона самостоятельной учебной деятельности учащихся является одной из актуальных проблем теории и практики школьного обучения. Показана роль технологии дистанционного обучения при организации домашней учебной работы школьников. Даются практические рекомендации по совершенствованию организационно-методической работы с педагогами, администрацией, учащимися и родителями по совершенствования домашней учебной работы школьников в условиях цифровой трансформации образования.

Ключевые слова: дистанционное образование, информационно-образовательная среда, цифровая трансформация образования, виды домашних заданий, сущность домашнего задания, вариативные условия, классификация домашних заданий, эффективность домашнего задания.

Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания (интернет-номер АААА-А20-120012300059-1) на 2020 год

Современный этап развития образования, как и всего общества, характеризуется широким и повсеместным использованием во всех сферах деятельности средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), которые в последнее время все чаще называются цифровыми информационными технологиями (ЦИТ) или цифровыми технологиями [1].

Изменения в сфере образования, произошедшие в результате широкого использования цифровых информационных технологий, коренным образом изменили парадигму интерактивного взаимодействия между субъектами образовательного процесса (обучающий, обучающийся и интерактивный информационный ресурс) [1].

Сегодня все чаще говорят о цифровой трансформации образования [2]. Цифровая трансформация неизбежно ведет к переменам содержания образования, методов и организационных форм учебной работы. Необходимо идти от обучения всех к обучению каждого (пер-сонализация образования), пересмотреть и оптимизировать наборы учебно-методических и организационных решений, информационных материалов, инструментов, использовать быстро растущий потенциал цифровых технологий.

Суть цифровой трансформации образования в том, чтобы каждым обучающимся были достигнуты заданные образовательные результаты, в первую очередь, благодаря индивидуализации процесса обучения, которая включает использование средств и методов искусственного интеллекта и виртуальной реальности, а также развития в образовательных учреждениях информационно-образовательной среды с возможностью доступа к широкополосному Интернету и оперированием большим объемом данных.

Целью обучения становится формирование и развитие у обучающих способности учиться, понимать логику поиска новых решений, которые двигают науку вперед.

Цифровая трансформация образования смещает акцент на освоение учащимися новых способов учебной деятельности: анализ, синтез и перенос знаний и умений на новые учебные ситуации. Персонализированная организация обучения позволяет учебному заведению работать без отстающих, формирует учебную самостоятельность обучаемых, развивает их способности и личностный потенциал.

Одним из направлений цифровой трансформации образования является дистанционное обучение. Используемые в дистанционном обучении возможности интерактивного взаимодействия субъектов обучения, программы и способы доставки информации, позволяют организовать и поддерживать их диалог и постоянную обратную связь, что является проблемой для большинства традиционных систем обучения. Система дистанционного обучения (СДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обуче-

X X

о

го А с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

<0

о ш т

X

<

т О X X

ния, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [3].

Развитие дистанционного образования в сфере высшего образования является одним из приоритетных направлений теории и методики педагогики высшей школы, что объясняется доступностью, демократичностью и относительной дешевизной дистанционного обучения. При этом прогресс внедрения дистанционного образования в высшей школе сдерживается наличием противоречий между его доступностью и качеством, которое сегодня не может удовлетворить связанные с ним ожидания обучающихся, государства и общества.

В настоящее время в России сформирована Единая система оценки качества образования (ЕСОКО), позволяющая осуществлять непрерывный мониторинг и оценку знаний обучающихся в процессе обучения, обеспечивая оперативность выявления и решения возникающих проблем преподавания отдельных предметов, состояния школ, регионов и национальной системы образования в целом [4].

ЕСОКО предоставляет возможность заинтересованным участникам системы образования разного уровня иметь полную и достоверную информацию о качестве образования и обучения, иметь представление о различных факторах, влияющих на результативность работы школ. Полученная информация дает школам возможность осуществлять самодиагностику своей деятельности, а родителям получать информацию об учебных достижениях своих детей.

Современные средства дистанционного обучения предоставляют широкие возможности для создания электронных образовательных ресурсов, включая в содержание обучения иллюстративный материал, аудио и видео материалы, конструирование различного вида тестовых систем, с помощью которых можно осуществлять тестирование в развивающем и контрольном оценивании.

Создаваемые на платформе Moodle тестовые системы позволяют, при необходимости, включать в тестовые задания механизм самооценки обучающихся, сущность которого заключается в том, что обучающийся сам себе ставит оценку, которая служит показателем его уверенности в правильности выполнения тестового задания. Оценки, которые поставил себе обучающийся, учитываются при выведении итоговой оценки тестирования [5].

Следует отметить, что приоритетные направления развития отечественного образования, такие, как гуманизация, информатизация, вариативность, которые отражены в Законе Российской Федерации «Об образовании», призваны адаптировать процесс обучения к интересам, образовательным потребностям и способностям обучающихся.

В первую очередь, это достигается за счет внедрения современных методов организации и сопровождения учебной деятельности обучающихся и, особенно, выполнения самостоятельных домашних заданий, которые представляют собой важнейшую функцию исполнения требований, предъявляемых обществом и государством к подготовке выпускника общеобразовательной школы. Согласно этим требованиям, выпускник должен быть готов к осуществлению самостоятельной деятельности в условиях множественных информационных источников, принимая в этих условиях оптимальные решения и добиваясь их исполнения.

Ввиду того, что выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной учебной деятельности учащихся, рассмотрим более подробно теоретико-методические аспекты этой деятельности.

На основе анализа психолого-педагогической литературы можно утверждать, что несмотря на то, что домашнее задание, как вид самостоятельной учебной деятельности учащихся, имеет солидную историю, исследователи продолжают рассматривать этот педагогический феномен на общепедагогическом и методическом уровнях, включая такие аспекты как: виды домашних заданий, требования к выполнению домашних заданий, взаимосвязь сложности домашнего задания и уровня самостоятельности обучающихся; условия и факторы, влияющие на результативность домашних заданий, инструктирование обучающихся по выполнению домашних заданий, методы педагогического оценивания домашних заданий и др.

Однако, несмотря на современный уровень развития педагогики, многие существенные проблемы, связанные с самостоятельной учебной деятельностью обучающихся, не получили своего должного освещения.

В условиях, когда в распоряжении учителя находятся такие мощные дидактические средства, разработанные на базе новых информационных и коммуникационных технологий, как электронные образовательные ресурсы (компьютерные тренажеры, электронные учебники, электронные лабораторные практикумы и др.), создаются реальные условия формирования готовности выпускников к самостоятельной учебной деятельности, в том числе, в процессе выполнения домашних заданий.

Однако учителя, не имея научно обоснованных методик формирования учебной самостоятельности обучающихся, включают в процесс обучения современные средства, руководствуясь педагогической интуицией и опытом, что не может не сказаться отрицательно на результативности учебной деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий.

Современные дидактические средства позволяют учителю конструировать систематические, дифференцированные по уровню, индивидуальные по способности самостоятельные домашние задания, которые позволяют не только обеспечить успешность каждого учащегося в учебной деятельности, но также способствуют снижению учебной нагрузки. Однако, на практике эти возможности дидактических средств используются не в полной мере, что связано, в первую очередь, с отсутствием научно обоснованных и апробированных методик.

В современной школьной дидактике происходит существенное изменение представлений о школьном уроке, как основной организационной форме процесса обучения. Если в традиционном уроке ведущей была деятельность учителя, а обучающимся отводилась подчиненная роль, то современный урок рассматривает учебную деятельность обучающегося в качестве ведущей, а на учителя возлагается функция организации и управления деятельностью обучающихся. Такая трансформация деятельности преподавания и учения влияет на все дидактические компоненты процесса обучения (цели, содержание, формы, средства и методы и др.).

В этой связи, существенно изменились взгляды исследователей на роль самостоятельных домашних заданий. В традиционном учебном процессе домашние задания выполняли вспомогательную функцию по отношению к уроку, как ведущей организационной форме.

Это следует из анализа психолого-педагогической литературы, где до сих пор продолжает существовать точка зрения, что домашнее задание призвано закрепить знания и навыки действия по образцу. По существу, домашнему заданию отводится роль тренажа, что существенно обедняет не только содержание, но и методы организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся вне урока.

Сужение роли домашних заданий в учебном процессе школы отражается на методике организации системы домашних заданий, которая содержит объявление на уроке домашнего задания и краткий инструктаж по его выполнению с указанием способов деятельности по их выполнению.

Кроме того, методика, как правило, предлагает способы проверки и оценивания домашних заданий (просмотр работ, опрос по контрольным вопросам и др.). Однообразие форм и формализация критериев оценки домашних заданий снижает интерес обучающихся к выполнению заданий на поисковом или творческом уровне.

Современный взгляд на процесс обучения состоит в том, что самостоятельные домашние задания являются естественным продолжением самостоятельной учебной деятельности обучающихся в процессе урока. Содержание домашних заданий включает знания и способы деятельности, полученных на уроке, которые необходимо применить при выполнении заданий. При этом, на обучающегося возлагается ответственность за результаты выполнения домашних заданий, что предполагает его готовность к самостоятельности и самоконтролю [6].

В педагогических исследованиях домашние задания рассматриваются как комплекс самостоятельно выполняемых учащимся учебных заданий, которые определяются содержанием обучения и реализуются в условиях деятельности учителя и учащихся [7].

В реальном учебном процессе цели домашнего задания определяются на уровне содержания каждого отдельного конкретного задания. В тоже время, содержание урока, как правило, является продолжением ранее изученного материала, на котором основывается освоение нового знания, что соответствует дидактическим принципам построения содержания обучения. Поэтому учитель должен отбирать содержание домашнего задания, что позволяет осуществлять логический переход от одного урока к другому.

Таким образом, учебная деятельность учащихся под руководством учителя и самостоятельное выполнение учащимися домашнего задания обеспечивает логическую связь содержания обучения и деятельности по его освоению как целостного процесса обучения.

Роль домашнего задания, как связующая целостного процесса обучения, позволяет выделить набор дидактических и воспитательных функций домашних заданий, включая обучающую, диагностирующую, пропедевтическую, развивающую, рефлексивную, эвристическую, прогностическую, исследовательскую, воспитывающую, эстетическую, информационную, интегрирующую.

Столь большое многообразие педагогических функций домашнего задания обеспечивается многообразием видов домашних заданий, классификация которых содержит два больших класса домашних заданий: реализующих, преимущественно, дидактические или воспитательные функции:

- по дидактическим целям и задачам (изучение нового материала; усвоение новых знаний; усвоение навыков и умений; применению знаний, навыков и умений;

обобщение и систематизация знаний; проверка знаний, навыков, умений; комбинированные работы, имеющие несколько дидактических целей);

- по характеру познавательной деятельности учащихся (по образцу, реконструктивные, частично-поисковые, исследовательские);

- по уровню самостоятельности учащихся (задания по образцу; задания с указанием к их выполнению; задания вариативного характера; задания творческого характера);

- по форме организации (групповые, фронтальные, индивидуальные);

- по продолжительности выполнения (регламентированные и без установленного срока выполнения);

- по степени индивидуализации (общие, дифференцированные и индивидуальные).

Одним из необходимых этапов организации выполнения домашнего задания является педагогическое оценивание, позволяющее учителю оценить результативность самостоятельной учебной деятельности учащихся. При этом, развивающее педагогическое оценивание предполагает участие учащихся, что влияет не только на мотивацию учения, но и способствует формированию навыков самоконтроля.

Для формирования у учащихся навыков самоконтроля в процессе выполнения домашнего задания полезно использовать следующие методические приемы:

1. Выделите задания:

а) с которыми Вы не справились. Как Вы думаете, почему Вы не смогли выполнить эти задания?

б) которые Вы выполняли с помощью привлечения дополнительных источников информации. На каком этапе потребовалась помощь? Сможете ли Вы в следующий раз справиться с таким типом задания самостоятельно?

в) которые не вызывают у Вас трудностей.

2. «Незаконченный тезис» - продолжите предложение (письменно или устно) «Самым трудным для меня было ...».

3. Предложите свое домашнее задание по данной теме. Обоснуйте свой выбор.

4. «Анализ домашнего задания». Его суть заключается в том, что учащиеся должны описать способ выполнения (решения), структуру выполнения (решения), выделить используемые математические факты и т.д.

Таким образом, учитель в процессе организации работы с домашним заданием должен осуществить:

1) планирование домашнего задания учащихся (определение цели);

2) отбор содержания в соответствии с целью (выбор видов, форм организации);

3) контроль деятельности учащихся с последующей коррекцией для достижения целей.

Учащиеся при этом должны выполнить:

1) планирование своих действий (выбрать свои цели, определить методы их достижения);

2) организацию деятельности (объединить все свои ресурсы для решения поставленной задачи);

3) управление своей деятельностью (осуществить самоконтроль с последующей коррекцией).

Эффективность домашнего задания зависит от мотивации учащихся к выполнению домашнего задания и степени осознания учащимися значимости предстоящей деятельности. Этого можно добиться, используя следу-

X X

о

го А

с.

X

го т

о

2 О

м о

о см о см

<0

о ш т

X

<

т О X X

ющие приемы: включение учащихся в совместную творческую деятельность, активное участие учащихся в планировании и организации домашнего задания, делегирование руководства учащимся в групповой деятельности, обеспечение объективной оценки процесса и результата выполнения домашнего задания и поощрения их за успешное выполнение задания и др.

Основными средствами организации домашнего задания становятся интернет-ресурсы, программные среды и т.д.

Использование рассмотренных видов домашнего задания позволяет повысить эффективность методики организации домашнего задания в обучении, которая включает в себя следующие этапы:

1. Планирование (определение целей и функций домашнего задания с учетом взаимосвязи с учебными целями предстоящего урока);

2. Мотивация (выбор приемов, стимулирующих деятельность учащихся по выполнению домашнего задания);

3. Организация (выбор вида домашнего задания, средств его организации, определение сроков выполнения);

4. Контроль и самоконтроль (соотнесение целей и полученных результатов, оценка деятельности учащихся, рефлексия учеником своих действий и самооценка).

Организация самостоятельной работы учащихся сегодня напрямую связывается с системами электронного обучения, дистанционного обучения, взаимодействием всех участников учебно-воспитательного процесса с информационно-образовательной средой [8]. Опыт массового применения таких систем весной 2020 года показал наличие большого количества организационно-методических проблем в деле организации самостоятельной домашней работы учащихся.

Следует отметить, что внедрение информационно-образовательной среды в повседневную деятельность общеобразовательных школ является сложной социальной проблемой и одним из важнейших ресурсов решения этой проблемы является кадровый и методический ресурсы [9 - 14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не претендуя на полноту исследуемого вопроса, можно предложить комплекс организационно-методических мероприятий по организации самостоятельной домашней работы учащихся в условиях функционирования информационно-образовательной среды, причем, отметим также, что мероприятия даются не в порядке их важности, а просто перечисляются.

1. В педагогических вузах в рамках существующих дисциплин или в качестве дисциплин по выбору, следует организовать подготовку в области освоения методики домашней учебной работы в условиях цифровой трансформации образования, при этом особое внимание необходимо уделять работе с системами дистанционного обучения.

2. В системе дополнительного профессионального образования педагогических работников организовать курсы повышения квалификации в области методики домашней учебной работы с учетом особенностей преподаваемых дисциплин и возрастных особенностей обучаемых, уделяя особое внимание проблемам работы с системами дистанционного обучения.

3. Для управленческих кадров образовательных организаций предлагается провести занятия в системе по-

вышения квалификации по организации учета и контроля образовательных достижений учащихся в области домашней учебной работы при переходе на режим дистанционного обучения как в индивидуальном, так и массовом режимах.

4. В образовательных организациях провести беседы, курсы и формы общения с родителями по освоению методики домашней учебной работы при переходе на режим дистанционного обучения.

5. С учащимися провести плановые занятия по освоению технологии дистанционного обучения, например, в рамках курса «Информатика» или «Технология», в том числе и по выполнению домашней учебной работы как при переходе на режим дистанционного обучения, так и в режиме обычной организации учебного процесса.

6. Авторам УМК по школьным дисциплинам и разработчикам сетевых версий УМК необходимо готовить не просто электронный контент к разрабатываемым курсам, но и продумывать вопросы выполнения домашней учебной работы при переходе как на режим дистанционного обучения, так и в режиме обычной организации учебного процесса с использованием потенциала дистанционного обучения.

В заключение можно сделать вывод о том, что развитие методики домашней учебной работы становится важнейшим фактором совершенствования подготовки выпускников общеобразовательных школ и этому вопросу должны уделять внимание все участники учебно-воспитательного процесса.

Литература

1. Роберт, И.В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования / И.В. Роберт // Педагогическая информатика. №1. С. 108-121.

2. Уваров, А.Ю. Образование в мире цифровых технологий: на пути к цифровой трансформации. Изд. дом ГУ-ВШЭ, М.: 2018. 168 с.

3. Роберт И.В., Козлов О.А., Усенков Д.Ю. и др. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. М., 2012. Сер. Информатизация образования.

4. Единая система оценки качества образования https://fioco.ru/ru/osoko

5. Социологическая оценка качества дистанционного обучения в вузе https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskaya-otsenka-kachestva-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze

6. Бакулина, Е.А. Домашнее задание в обучении математике: предпосылки совершенствования, особенности, перспективы использования / Е.А. Бакулина // Интеграция образования : науч.-метод, журнал. №3 (60). С. 110-114.

7. Бакулина, Е.А. Современная технология организации работы с домашними заданиями в обучении математике учащихся средних общеобразовательных учреждений / Е.А. Бакулина // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». 2011. №3 (67). С. 67-70.

8. Лапенок, М.В. Научно-педагогические основания создания и использования электронных образовательных ресурсов информационной среды дистанционного обучения: на примере подготовки учителей : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Ла-

пенок Марина Вадимовна; [Место защиты: Ин-т информатизации образования Рос. акад. образования]. Москва, 2014. 43 с.

9. Полякова, В.А., Козлов, О.А. Информатизация образования в обществе глобальной сетевой коммуникации: философский аспект/Информатизация образования и науки. 2015. № 3 (27). С. 167-182.

10. Полякова, В.А., Козлов, О.А. Методологическое и теоретическое обоснование сетевой модели методической системы подготовки педагогических и управленческих кадров в области информационных и коммуникационных технологий // В книге: «Профессиональное образование: модернизационные аспекты»: коллективная монография. Ростов-на-Дону, 2016. С. 73-100.

11. Полякова, В.А., Козлов, О.А. Теоретические основы подготовки педагогов к применению информационных и коммуникационных технологий в профессиональной деятельности //Дистанционное и виртуальное обучение. 2016. № 11 (113). С. 104-109.

12. Козлов О.А., Полякова В.А. Основные направления подготовки педагогических и управленческих кадров в области применения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в условиях профессиональной переподготовки // Человеческий капитал. 2014. № 6 (66). С. 24-33.

13. Джабраилов, Е.В., Козлов, О.А. Информатизация учебно-воспитательного процесса в школе: теория и практика: монография / Е.В. Джабраилов, О.А. Козлов. Нижний Новгород, 2007. 124 с.

14. Козлов, О.А. Проблемы подготовки педагогических и управленческих кадров к проектированию и использованию новых образовательных продуктов // В сборнике: Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки. Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2015. С. 274-277.

Organizational and methodical aspects of improvement of home school students under conditions of digital transformation of education Kozlov O.A.,

Institute for Education Development Strategy, Russian Academy of Education

The article discusses the problems of improving the homework of schoolchildren, provides a detailed analysis of the methodological aspects of this work. It has been established that the effectiveness of homework largely depends on how the teacher organizes and directs students' activities related to homework. It is the organization of work with homework that is one of the modern problems of the theory and teaching methods. The role of distance learning technology in organizing homework for schoolchildren is shown. Practical recommendations are given to improve the organizational and methodological work with teachers, administration, students and parents to improve the homework of students in the digital transformation of education. Keywords: distance education, information and educational environment, digital transformation of education, types of

homework, the essence of homework, variable conditions, classification of homework, the effectiveness of homework.

References

1. Robert, I.V. The development of the conceptual apparatus of

pedagogy: digital information technologies of education / I.V. Robert // Pedagogical informatics. No. 1. S. 108-121.

2. Uvarov, A.Yu. Education in the world of digital technology: on the

path to digital transformation. Ed. House of the Higher School of Economics, Moscow: 2018.168 s.

3. Robert I.V., Kozlov O.A., Usenkov D.Yu. and others. Explanatory

dictionary of terms of the conceptual apparatus of informatization of education. M., 2012. Ser. Informatization of education.

4. Unified system for assessing the quality of education https://fioco.ru/ru/osoko

5. Sociological assessment of the quality of distance learning at the

university https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskaya-otsenka-kachestva-distantsionnogo-obucheniya-v-vuze

6. Bakulina, E.A. Homework in teaching mathematics: prerequisites

for improvement, features, prospects for use / E.A. Bakulina // Integration of education: scientific method, journal. No. 3 (60). S. 110-114.

7. Bakulina, E.A. Modern technology for organizing work with homework in teaching mathematics to students of secondary educational institutions / E.A. Bakulina // Bulletin of the Volgograd State Pedagogical University. Series "Pedagogical Sciences". 2011. No3 (67). S. 67-70.

8. Lapenok, M.V. Scientific and pedagogical grounds for the creation and use of electronic educational resources of the information environment of distance learning: the example of teacher training: abstract of thesis. ... Doctors of pedagogical sciences: 13.00.02 / Lapenok Marina Vadimovna; [Place of protection: Institute for Informatization of Education, Ros. Acad. education]. Moscow, 2014.43 s.

9. Polyakova, V.A., Kozlov, O.A. Informatization of education in a

global network communication society: philosophical aspect // Informatization of education and science. 2015. No 3 (27). S. 167-182.

10. Polyakova, V.A., Kozlov, O.A. The methodological and theoretical justification of the network model of the methodological system for training pedagogical and managerial personnel in the field of information and communication technologies // In the book: "Vocational Education: Modernization Aspects": collective monograph. Rostov-on-Don, 2016.S. 73-100.

11. Polyakova, V.A., Kozlov, O.A. Theoretical Foundations of Training Teachers for the Application of Information and Communication Technologies in Professional Activities // Distance and Virtual Learning. 2016. No. 11 (113). S. 104-109.

12. Kozlov O.A., Polyakova V.A. The main directions of training pedagogical and managerial personnel in the field of application of information and communication technologies (ICT) in the conditions of professional retraining // Human capital. 2014. No. 6 (66). S. 24-33.

13. Dzhabrailov, E.V., Kozlov, O.A. Informatization of the educational process in school: theory and practice: monograph / E.V. Dzhabrailov, O.A. Kozlov. Nizhny Novgorod, 2007.124 s.

14. Kozlov, O.A. Problems of training pedagogical and managerial personnel for the design and use of new educational products // In the collection: Modernization of teacher education in the context of the global educational agenda. A collection of articles on the materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference on the problems of developing and testing new modules of undergraduate programs in an enlarged group of specialties "Education and Pedagogy" (specialization - Special (defectological) education), involving the academic mobility of university students of pedagogical profile (non-pedagogical areas of training) in a network environment. Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after K. Minina. 2015.S. 274-277.

X X О го А С.

X

го m

о

2 О M

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.