Научная статья на тему 'Организационно-методическая модель развития общих и специальных качеств юных футболистов СШОР "Русичи"'

Организационно-методическая модель развития общих и специальных качеств юных футболистов СШОР "Русичи" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ФУТБОЛ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / УРОВЕНЬ ЗДОРОВЬЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ЭТАП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ / ORGANIZATIONAL-METHODICAL MODEL OF DEVELOPMENT GENERAL AND SPECIFIC QUALITY OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS SSHOP " RUSICH"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гридин Дмитрий Юрьевич

Разработана организационно методическая модель развития общих и специальных качеств у юных футболистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Выявлено влияние данной модели на уровень здоровья, двигательную и техническую подготовленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гридин Дмитрий Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-METODICAL MODEL OF DEVELOPMENT GENERAL AND SPECIFIC GUALITY OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS SSHOR "RUSICH"

The organizational methodical model of development general and specific quality of young football playersfrom 8 to 9 years old on starter stage of training. The influence on health, motor and technical preparation of this model was revealed.

Текст научной работы на тему «Организационно-методическая модель развития общих и специальных качеств юных футболистов СШОР "Русичи"»

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ОБЩИХ И СПЕЦИАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ СШОР «РУСИЧИ»

ORGANIZATIONAL-METODICAL MODEL OF DEVELOPMENT GENERAL AND SPECIFIC GUALITY OF YOUNG FOOTBALL PLAYERS SSHOR «RUSICH»

Гридин Дмитрий Юрьевич

магистрант

Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева

г. Орел, Россия Gridin Dmitriy Yuiryevich Orel State University named after . S. Turgenev

Orel, Russia

Аннотация. Разработана организационно-методическая модель развития общих и специальны^х качеств у юны^/х футболистов 8-9 лет на этапе начальной подготовки. Вы^явлено влияние данной модели на уровень здоровья, двигательную и техническую подготовленность

Abstract. The organizational-methodical model of development general and specific quality of young football playersfrom 8 to 9 years old on starter stage of training. The influence on health, motor and technical preparation of this model was revealed.

Ключевые слова: организационно-методическая модель, футбол, двигательная подготовленность, уровень здоровья, техническая подготовленность, этап начальной подготовки

Keywords: Organizational-methodical model of development general and specific quality of young football players SSHOP " Rusich".

Поиск и разработка новых форм организации тренировочных занятий по футболу остается одной из актуальной проблем специалистов в области физической культуры и спорта. Современный этап развития футбола требует повышения профессионального мастерства тренеров, совершенствования методов тренировки и постоянной оценки эффективности, применяемых средств.

Ведущие специалисты отмечают отставание российских футболистов от лучших зарубежных в технике владения мячом, поэтому необходимо внедрение на начальном этапе в практику новых научно-обоснованных подходов к построению тренировки игроков [1,2,4].

Этап начальной подготовки является важнейшим в подготовке футболистов. Во-первых, начиная с первых лет, мы закладываем фундамент будущей спортивной формы, во-вторых, формируем технику «будущего футбола», как бы предвидя его развитие через 10-15 лет.

Анализируя динамику развития мирового футбола в последнее десятилетие, можно предположить, что основным фактором решения технико-тактических задач будет развитие скоростной техники, основанной на высоком уровне специальной выносливости [4, 6].

Анализ начального этапа подготовки свидетельствует о том, что начиная с 6-летнего возраста, тренеры на первое место ставят получение спортивного результата, зачастую в ущерб физическому и психологическому здоровья, а как

94/143

следствие и технической подготовке. Разработка организационно-методической модели подготовки юных футболистов, основанная на промежуточных данных развития общих и специальных качеств является как никогда актуальной.

Под организационно-методической моделью мы понимаем целенаправленный педагогических процесс развития общих и специальных качеств футболистов, все компоненты которого выстроены в строго определенной последовательности и направленны на получение спортивного результата.

На практике организационно-методическая модель определяет эффективность работы тренера, которая помогает рациональное применение средств и методов подготовки футболистов. Объективными критериями тренировочного процесса являются показатели технической и тактической подготовленности, а также результат, показанный на соревнованиях. Субъективными критериями его знания, умения, навыки, психологические процессы, состояния, свойства личности, обеспечивающие выполнение педагогических задач.

Работа по внедрению организационно-методической модели развития общих и специальных качеств юных футболистов проводилась на базе СШОР «Русичи» г. Орла.

Для внедрения данной модели нами были сформированы две группы футболистов 8-9 лет, которые в целом были однородны, что подтверждено сравнением средних показателей критерия Стьюдента.

Таблица 1

Сравнительные показатели физической и технической подготовленности

футболистов 8-9 лет СШОР «Русичи» (констатирующий эксперимент)

Контрольные нормативы КГ ЭГ 1 И ^критерий

Х±т Х±т

1. Бег 30 м, сек 5,34±0,2 5,36±0,2 0,15

2.Бег 10x15x20 метров, сек 24,56±0,23 23,59±0,15 0,34

3. Прыжок в длину с места, см 155,1±1,51 154,8±3,27 0,34

4. Жонглирование мяча, кол-во раз 9,45±0,08 9,5±0,09 0,01

5.Ведение мяча, сек 13,45±0,09 13,78±0,10 0,57

6. Удар на точность, кол-во 1,9±1,3 2,1±1,1 0,40

При разработке экспериментальной модели мы попытались подобрать средства и методы, основываясь на психолого-педагогических принципах обучения и возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Занятия проводись 4 раза в неделю, что соответствует программе СШОР отделения «футбол». Три из них в спортивном зале, одно на поле. При хороших погодных условиях все занятия проводились на спортивной площадке. Хочется отметить, что материально-техническая база СШОР не позволяет проводить необходимое количество тренировочных занятий на специально оборудованных газонах. Игровая деятельность занимала 30-40 минут от общего времени тренировки.

Результаты предварительных исследований позволили установить, что в тренировочном процессе общей физической подготовке отводится незначительное количество времени, всего 15%, в основном преобладает технико-тактическая подготовка, а именно ударным действиям, а управление мячом

представлено гораздо в меньшем объеме. Кроме того значительно большой объем непосредственной игровой деятельности, в ходе которой большинство юных футболистов зачастую очень пассивно выполняют задания тренера.

В основу организационно-методической модели развития общих и специальных качеств юных футболистов положены следующие условия:

- 70% времени отводится на физическую подготовку, причем 50% на ОФП и 20% на СФП;

-20% времени на техническую подготовку;

- 10% на остальные виды подготовки.

20% от всего времени, которое выделено на техническую подготовку, отдано таким техническим элементам, как ведение и обводка. Применение большого количества специально подобранных игровых упражнений на развитие навыков ведения мяча и обводке, в сочетании с ударами ногой по мячу.

На занятиях мы использовали разнообразные методы обучения, проводили индивидуальное обучение, просматривали запись фрагментов тренировки, разбирали основные ошибке техники. Использование упражнений и специальных заданий, направленных на формирование наблюдательности, восприятия величины и формы предметов, их удаленности, восприятия пространства и времени способствует оптимизации учебной информации.

Специально составленные проблемные ситуации способствовали развитию творческого мышления игроков, побуждали детей к сравнению анализу и обобщению полученной информации, умению самостоятельно принимать решения, ошибаться и добиваться своей цели.

Как правило, один раз в месяц применялся метод промежуточного контроля физической и технической подготовленности, знаний и умений юных футболистов.

За время проведения формирующего педагогического эксперимента в физической и технической подготовке футболистов 8-9 лет СШОР «Русичи» отмечены существенные изменения.

Из таблицы 2 видно, что достоверные изменения (р<0,05) произошли в следующих показателях: быстроты (бег на 30 метров); скоростной выносливости (бег 10x15x20 метров); жонглировании мяча; ведении мяча и удара на точность.

За период формирующего эксперимента у экспериментальной группы по сравнению с контрольной достоверно изменились показатели в следующих тестах: бег 30 метров (1=2,19), бег 10x15x20 метров (1=2,28), жонглирование мяча (1=2,34), ведение мяча (1=2,13) и ударь на точность (1=2,35).

Таблица 2

Сравнительные показатели физической и технической подготовленности

футболистов 8-9 лет СШОР «Русичи» (формирующий эксперимент)

Контрольные нормативы КГ ЭГ ^критерий

Х±т Х±т

1. Бег 30 м, сек 5,12±0,2 5,01±0,2 2,19

2.Бег 10x15x20 метров, сек 22,56±0,23 20,59±0,17 2,28

3. Прыжок в длину с места, см 160,2±0,38 163,8±1,08 0,12

4. Жонглирование мяча, кол-во раз 10,15±0,08 12,03±0,09 2,34

5.Ведение мяча, сек 11,48±0,09 10,58±0,27 2,13

6. Удар на точность, кол-во 3,2±0,39 5,3±0,42 2,35

Таким образом, разработанная и внедренная нами организационно-методическая модель развития общих и специальных качеств у футболистов 8-9 лет СШОР «Русичи» оказывает положительное влияние на развитие быстроты и технических способностей.

Литература

1. Варюшин В. В. Тренировка юны/х футболистов. М. : Физкультура, образование и наука, 1997.

2. Герасименко А. П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юны/х футболистов. Волгоград : ВГА ФК, 2002. 87 с.

3. Годик М. А., Скородумова А. П. Комплексный контроль в спортивных играх. М. : Советский спорт, 2010. 336 с.

4. Голомазов С. В., Чирва Б. Г Теория и методика футбола. Техника игры/. М. :СпортакадемПресс, 2002. 472 с.

5. Лапшин О. Б. Теория и методика подготовки юны/х футболистов. М. : Человек, 2010.176 с.

6. Футбол : типовая учебно-тренировочная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва /Российский футбольный союз. М. : Совесткий спорт, 2011. 160 с.

7. Чесно Ж. Л., Дюрэ Ж Футбол. Обучение базовой технике / пер. с франц.; учеб.-метод. издание. М. : ТВТ Дивизион, 2006. 176 с.

References

1. Varyushin V. V. Trenirovka yunyh futbolistov [Training of young player]. Moscow, Fizkul'tura, obrazovanie i nauka Publ., 1997.

2. Gerasimenko A. P. Sovershenstvovanie osnov tekhniko-takticheskogo masterstva yunyh futbolistov [Improvement of the foundations of technical and tactical skills of young players]. Volgograd, VGAFK Pub!, 2002, 87p.

3. Godik M. A., Skorodumova A. P. Kompleksnyj kontrol' v sportivnyh igrah [Complex control in sports games]. Moscow, Sovetskij sport Publ,, 2010, 336p.

4. Golomazov S. V., CHirva B. G. Teoriya i metodika futbola. Tekhnika igry [Theory and methodology of football. Technique of the game]. Moscow, SportakademPress Publ., 2002, 472p.

5. Lapshin O. B. Teoriya i metodika podgotovkiyunyh futbolistov [Theory and methods of training young players]. Moscow, Chelovek Publ., 2010, 176p.

6. Futbol: tipovaya uchebno-trenirovochnaya programma sportivnojpodgotovki dlya detsko-yunosheskih shkol, specializirovannyh detsko-yunosheskih shkol olimpijskogo rezerva [Football: typical training program of sports training for youth schools, specialized youth schools of Olympic reserve]. Rossijskij futbol'nyj soyuz. Moscow, Sovestkij sport Publ., 2011, 160 p.

7. Chesno Zh. L., Dyure Zh. Futbol. Obuchenie bazovoj tekhnike [Football. Learning the basic techniques]. Moscow, TVTDivizion Publ., 2006, 176p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.