Научная статья на тему 'Организационно-экономическое обеспечение инновационного развития региона'

Организационно-экономическое обеспечение инновационного развития региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
755
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / PROCESS OF INNOVATION / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Школинский Сергей Всеволодович

В настоящей статье рассматривается специфика организационного и экономического обеспечения региональной инновационной деятельности, раскрывается содержание основных элементов соответствующего организационно-экономического механизма, представлен институциональный аспект инновационной политики региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and Economic Provision of Innovative Development of Region

The article dwells on the specifics of the organizational and economic support for regional innovation activity, reveals the contents of the major elements of the organizational-economic mechanism, represents the institutional aspect of innovation policy in the region.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономическое обеспечение инновационного развития региона»

УДК 332.146.2

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Сергей Всеволодович Школинский, д. э. н., проф., зав. каф. экономической теории Тел.: +7-916-591-73-01, e-mail: sv.shkodinsky@mgou.ru Московский государственный областной университет http://mgou.ru/

В настоящей статье рассматривается специфика организационного и экономического обеспечения региональной инновационной деятельности, раскрывается содержание основных элементов соответствующего организационно-экономического механизма, представлен институциональный аспект инновационной политики региона.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, инновационный процесс, инновационное развитие региона

В современных условиях инновационная деятельность рассматривается как важнейший источник развития, позволяющий повышать конкурентоспособность экономики, а инновации являются своеобразным индикатором деловой активности, определяя быстро развивающиеся перспективные сектора при условии благоприятного инновационного и инвестиционного климата.

Региональные инновационные системы (РИС) становятся одним из действенных механизмов решения давно назревших и жизненно необходимых социально-экономических проблем в Российской Федерации. При условии целенаправленной поддержки со С. В. Шкодинский стороны государства РИС способны повысить уровень технико-экономического развития российской экономики, увеличить удельный вес современных наукоемких технологий и производств, обеспечить выпуск конкурентоспособной продукции, ускорить формирование инновационного предпринимательства, стимулировать развитие инновационной инфраструктуры.

Организационно-экономический механизм инновационной деятельности региона предполагает формирование и развитие системы отношений между широким кругом институциональных образований, которые инициируют, внедряют инновации и поддерживают инновационную активность на региональном уровне. Они во многом создают предпосылки качественной адаптации региона к изменениям и генерированию научно-технического прогресса. Многие исследования подтверждают, что устойчивое развитие регионального производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инноваций.

Организационно-экономические основы региональной инновационной деятельности предполагают решение следующих задач инновационного развития: обеспечение расширенного воспроизводства региональных интеллектуальных ресурсов; развитие региональной инновационной инфраструктуры; создание благоприятных условий для инновационной деятельности; кадровое обеспечение регионального инновационного процесса; развитие вузовского и научного секторов региона, которые служат важнейшей интеллектуальной предпосылкой повышения регионального инновационного потенциала, и др.

Эти и многие другие задачи современного инновационного развития региональных экономических систем должны решаться, по мнению автора, в контексте текущих проблем функционирования научно-инновационного комплекса региона, а также действенности существующих методов поддержки инновационного развития на субфедеральном уровне.

Особое значение в современных условиях принадлежит региональной инновационной инфраструктуре как совокупности различных предприятий и организаций, которые, с одной стороны, обеспечивают научно-техническое развитие региона, а с другой - практически реализуют региональные инновационные программы [3].

Следует согласиться с мнением многих специалистов, что, в целом, инфраструктура региональной инновационной деятельности представляет собой систему, которая может состоять из следующих подсистем [8]:

- научно-техническая и инновационная подсистема, обеспечивающая научное сопровождение управленческих процессов;

- инвестиционно-финансовые институты, в том числе предприятия венчурной индустрии, определенные Концепцией развития венчурной индустрии в России;

- хозяйствующие предприятия и организации;

- информационная сеть, которая должна функционировать на базе старейшей в мире и эффективно действующей в условиях переходной экономики сети Российского объединения информационных ресурсов научно-технического развития;

- специализированные инновационные структуры (наукограды, бизнес-парки, бизнес-инкубаторы, инновационные центры и др.);

- сфера инвестиционно-инновационного обслуживания;

- специализированные фонды.

Организационно-экономические основания региональной инновационной деятельности базируются на нормативно-правовом ее обеспечении, что, в первую очередь, предполагает адаптацию к правовой базе формирующейся инновационной системы РФ и создание соответствующих нормативно-правовых документов, обеспечивающих полноценное и эффективное функционирование инновационной деятельности в регионе. Наличие стабильной правовой системы служит фундаментом развития цивилизованного предпринимательства.

Мировая практика показывает, что инновационные процессы должны поддерживаться государством как в области правовой регламентации всего жизненного цикла инновационной идеи (вплоть до ее реализации в производстве), так и в сфере научных разработок и использования инноваций хозяйствующими субъектами [9].

Важно, чтобы правовое обеспечение, поддержка и льготирование осуществлялись на федеральном уровне, а далее конкретизировались на субфедеральном уровне. Опыт развитых стран показывает, что главная задача государства в этой сфере - устойчивая, последовательная политика поддержки, основными элементами которой являются [5]:

- рост инвестирования в научные и опытно-конструкторские разработки (в США размеры таких инвестиций составляют не менее 3,0 % от ВВП);

- привлечение малого и среднего бизнеса к развитию наукоемких производств на основе совершенной правовой базы и системы льготного налогообложения.

Необходимо отметить, что анализ концептуально-правовой базы и существующего программного обеспечения указывает на отсутствие четкой целевой установки в инновационной политике российского государства на поддержку видов деятельности, развивающих прогрессивные технологические уклады, привносящие инновационный импульс в воспроизводственный цикл экономики. Однако, по мнению многих специалистов, целостной нормативно-правовой базы, регламентирующей инновационную деятельность в регионах России на протяжении всего жизненного цикла изделия, сегодня не существует.

Особая роль в структуре организационно-экономического механизма управления инновациями принадлежит региональным и муниципальным органам власти, поскольку от их компетенции зависит не только эффективность разрабатываемой и реализуемой инновационно-инвестиционной политики, но и вектор направленности социально-экономического региона в целом.

Организация эффективного инновационного процесса на уровне региона предполагает осуществление инновационного маркетинга территорий и маркетинга нововведений;

повышение инвестиционной привлекательности региона; организацию взаимообмена нововведениями в рамках региона; проведение инновационного реинжиниринга предприятий региональной инфраструктуры и др.

Организационно-экономическое обеспечение инновационного развития региона требует выполнения, по крайней мере, двух условий [4]:

1) передачи полномочий от национального к региональному (местному) уровням управления;

2) осуществления задач содействия и стимулирования развития государственных, общественных и частных организаций в регионе.

При этом необходимо придерживаться следующих принципов инновационного развития региона:

1) принцип приоритетности долгосрочных целей - долгосрочный характер и высокая степень неопределенности возможных результатов внедрения инноваций определяет необходимость видения долгосрочной перспективы развития территории на основе активизации и развития имеющегося инновационного потенциала, для чего необходима разработка стратегии инновационного развития территории;

2) принцип государственного участия - государство устанавливает правила функционирования и взаимодействия участников инновационного процесса через формирование правового поля, поэтому наиболее ценными являются те виды государственной политики, которые стремятся улучшить взаимодействие между различными участниками инновационного процесса и повысить способность к инновациям, в частности, к внедрению новых технологий;

3) принцип адаптации проявляется в приспособлении системы управления инновационным развитием к меняющимся условиям. Так, в фазе депрессии обычная рыночная стратегия, связанная с максимизацией прибыли, сменяется стратегией минимизации потерь и уменьшения неопределенности; кроме этого, появление новых технологий, услуг и методов управления приводит к существенным изменениям в потребностях общества, социальном поведении, что приводит к необходимости адаптации организационной системы управления к сложившимся условиям;

4) принцип межотраслевого взаимодействия - наиболее сильные конкурентные преимущества территории появляются при объединении фирм различных отраслей, взаимно способствующих росту конкурентоспособности друг друга, в кластеры. Важной отличительной чертой кластера является его инновационная ориентированность, проявляющаяся в быстром освоении новейших видов техники и технологии производства с последующим выходом на новые рынки;

5) принцип эффективности - внедрение инноваций на уровне территориальных экономических систем должно быть направлено на получение экономического, социального, экологического, научно-технического и другого эффекта.

Эмпирические исследования показывают, что организационно-экономические основания для осуществления инноваций, инновационной деятельности и инновационных процессов сильно варьируются в зависимости от типов регионов. Основными показателями для классификации регионов являются: инновационность региона и уровень развития региональной экономики [1]. Инновационность региона - это его способность к самообновлению, адаптации к изменениям и генерированию научно-технического прогресса. Мировой опыт показывает, что устойчивое развитие производства и поддержание его конкурентоспособности в долгосрочной перспективе зависит не столько от ресурсных возможностей, сколько от инноваций.

По степени проявления этих показателей можно выделить периферийные регионы с относительно отсталой экономикой, старые индустриальные регионы и промышленно развитые, наукоемкие регионы.

Проведенный нами анализ особенностей развития некоторых российских регионов дает представление о состоянии инновационности и уровне развития экономики этих ре-

гионов. Показательным промышленно развитым и наукоемким российским регионом является Томская область. Не принижая влияния ее богатых природных ресурсов на экономическое развитие региона, необходимо отметить огромную роль ее научного и научно-технического потенциала.

В Томске - старейшем университетском и научном центре России - насчитывается шесть государственных университетов, институтов и НИИ, тринадцать академических институтов государственных академий наук (5 от РАН и 6 от РАМН), что позволило сформировать Томский научно-образовательный комплекс. В настоящий момент его вклад в валовой региональный продукт (ВРП) превышает 7%, он является одним из ведущих в России и признается международным научным сообществом [6].

В Томской области - самая высокая в мире доля работников с высшим и средним образованием от общего числа занятых: на 10 тыс. чел. экономически активного населения приходится 151 исследователь (РФ - 69, Великобритания - 55, США - 61, Япония -102), 17 профессоров, 68 кандидатов наук, 1980 студентов.

В результате совместной работы бизнеса и власти Томской области уже в 2005 году в регионе насчитывалось 273 малых инновационных предприятия, что составило 4% от их общей численности. Инновационный сектор обеспечивает 15% прироста промышленного производства области. Внутренние затраты на исследования и разработки превышают среднероссийские показатели: 1,57 % ВРП Томской области (1,44% в России). В наукоемком бизнесе производится продукции в среднем на 15 тыс. долларов США на одного занятого работника [2].

В настоящее время в регионе реализуется программа «Разработка и реализация модели инновационного развития на примере Томской области» с объемом финансирования более 450 млн рублей. В реализации этой программы участвуют уже функционирующие в Томске 8 офисов коммерциализации научных разработок, 3 бизнес-инкубатора, 3 инновационно-технологических центра, центр трансфера технологий Томского научного центра СО РАН, технопарк и венчурный фонд [7].

Подтверждающим фактором достигнутого уровня инновационного развития региона стала победа Томской области в правительственном конкурсе на право создания Особой экономической зоны (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Кроме Томска, победителями конкурса стали Зеленоград и Дубна (Московская область), Санкт-Петербург (Ленинградская область), Липецкая область и Елабуга (республика Татарстан). Этот факт дает основание также говорить о принадлежности данных регионов к типу наукоемких.

Как представляется, достижение положительных результатов региональной инновационной политики возможно при грамотном государственном управлении научной, научно-технической и инновационной деятельностью. Важное значение при этом играет соответствующая организационная структура, функционирующая на основе четко поставленных целей и задач. Ее схема представлена на рис. 1.

Следует подчеркнуть, что применение прямых и косвенных управляющих воздействий к субъектам территориального управления в сфере науки и техники позволяет органам государственной власти региона повлиять на объемы и направленность научно-технических работ, осуществление инновационной деятельности, уровень цен на научно-техническую и инновационную продукцию в интересах повышения уровня жизни населения.

Кроме косвенных управляющих воздействий, схема государственного управления инновационной деятельностью региона предусматривает оказание прямых управляющих воздействий на соответствующие субъекты посредством выдачи распоряжений, применения санкций и осуществления контроля.

Целью региональной инновационной политики является стабилизация и подъем экономики региона, достижение условий для эффективного исполнения и рационального использования бюджета за счет сохранения и развития научно-технического потенциала и создания благоприятных условий для инновационной деятельности.

Рис. 1. Место организационных структур в инновационной политике региона

Для достижения цели должны быть определены задачи оперативного и стратегического планирования:

- активизация инновационной деятельности с целью создания новой конкурентоспособной продукции и повышения качества выпускаемой продукции до показателей мирового уровня и расширение за счет этого внешнего и внутреннего рынка для промышленных предприятий, агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности региона и т.д.;

- формирование региональных научно-технических и инновационных программ и проектов в интересах обеспечения устойчивого социально-экономического развития области;

- введение региональной контрактной системы в сфере научно-технических разработок;

- повышение направленности регионального заказа на научную, научно-техническую и инновационную продукцию на решение проблем регионального значения;

- стимулирование изобретательской деятельности, повышение уровня патентной защищенности продукции и технологий, защита патентного рынка области от притока на них зарубежных патентов;

- содействие защите национального приоритета на результаты научных исследований, выполняемых за счет бюджетов всех уровней и защите интересов авторов и патентообладателей промышленной собственности.

С учетом вышеперечисленных задач, для активизации инновационной деятельности, стимулирования создания, использования и распространения нововведений необходима реализация механизма формирования региональных инновационных программ, который позволит осуществить качественные преобразования в инновационной сфере региона.

Эффективно функционирующий организационно-экономический механизм региональной инновационной деятельности способен обеспечить:

- вовлечение интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот и активизацию продвижения результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ вузов региона в реальный сектор экономики;

- оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов;

- трансфер инновационных разработок вузов региона на крупные промышленные предприятия в целях организации широкомасштабного производства отечественной наукоемкой продукции;

- формирование прозрачной информационной среды об имеющемся в регионе научно-техническом потенциале, инновационных разработках и продукции;

- подготовку кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства;

- организацию региональных инновационных структур с целью создания единой национальной сети центров трансфера технологий.

Оценка организационно-экономических оснований инновационной деятельности в регионе свидетельствует о том, что назрела острая необходимость в активной государственной поддержке инновационных процессов на региональном уровне посредством разработки комплекса мер стимулирования инновационной деятельности, всесторонне охватывающего все направления инновационной политики, предусматривающего льготное налогообложение предприятий инновационной сферы при контроле качественной стороны нововведений.

Продуманная инновационная политика, грамотное управление региональными инновациями, совершенствование региональной инновационной системы позволяют активизировать инновационную деятельность региона, способны обеспечить трансфер высокоэффективных технологий, увеличить объемы продаж наукоемкой продукции на внутреннем и внешнем рынке.

Литература

1. Бекетов Н. В. Научно-инновационная система региона: теория, методология и практика организации. - М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2001. - 265 с.

2. Беляев А. Н. Взаимодействие власти и бизнеса при формировании модели инновационного предпринимательства : Презентации. - М.: АНО «НИСИПП», 2000. [Электронный ресурс]. URL: http://www.nisse.ru/presentations.html

3. Гранберг А.Г., Валентей С.Д. Движение регионов России к инновационной экономике. Монография. - М.: Наука, 2006.

4. Гохберг Л. Национальная инновационная система России в условиях «Новой экономики» // Вопросы экономики. 2003. № 3. С. 26-44.

5. Инновационное развитие территорий в России и ЕС Т.1-7. - М.: Сканрус, 2001.

6. Инновации // Агентство развития Томской области: сайт. - Томск: НОФ Агентство развития Томской области, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.arto.ru/innovation.html

7. На инновационную программу до 2008 года нужно 450 млн. рублей (Томская область) // Информационный портал ГОРОДА СИБИРИ. - Чита: ООО «Рифт», 2003. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sibcity.ru

8. Шершнев А.А. Механизм формирования региональной инновационно-инвестиционной деятельности: Автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. - Н.Новгород, 2004. - 29 с.

9. Юрганова Л.А. Организационно-правовое обеспечение инновационного развития старопромышленного региона // Инновационный портал Уральского Федерального округа. [Электронный ресурс]. URL: http://www.invur.ru/index.php ?page-=npot&cat=npub&doc=org_obesp

inno razv.

Organizational and Economic Provision of Innovative Development of Region

S. V. Shkodinsky, Doctor of Economics, Professor, Head of Economic Theory Department Moscow State Regional University

The article dwells on the specifics of the organizational and economic support for regional innovation activity, reveals the contents of the major elements of the organizational-economic mechanism, represents the institutional aspect of innovation policy in the region.

Keywords: organizational and economic mechanism, process of innovation, innovative development of region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.