Бойко Д.А.
аспирант кафедры «Коммерция и логистика» РГЭУ (РИНХ)»
Эл. почта: denis [email protected]
ОРГАНИЗАЦИОННОЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК НА РЫНКЕ ЗЕРНА
В работе рассматриваются задачи государственной логистики на рынке зерна, формирование и совершенствование финансово-правового регулирования рынка государственных закупок. Представлены процессы создания условий для привлечения масштабных инвестиций в агропромышленный комплекс. Необходимость реализации комплекса преобразований на рынке зерна и зерно-продукции позволит создать необходимые предпосылки для роста уровня общей эффективности агропромышленного комплекса.
Ключевые слова: государственные закупки, финансово-правовое регулирование, рынок зерна и зернопродук-тов, логистическое обеспечение.
В задачи государственной логистики на рынке зерна входит:
• организационно-экономическое, административно-правовое регулирование рынка государственных закупок;
-формирование хозяйственных
связей и межрегионального товарообмена по поставкам общественно необходимых товаров и услуг в рамках государства и за его пределами;
-организация физического продвижения продукции от производителя
к потребителю через систему государственных резервов и спецобеспечения, в том числе в государственном секторе экономики;
-формирование и регулирование материальных запасов в рамках госзакупок;
-обеспечение совершенствования логистической инфраструктуры рынка.
При условии более детальной содержательной интерпретации понятия распределения по существующей функциональной классификации государственная логистика может быть отнесена к категории распределительной, а в контексте регулирования рынка госзакупок отдельных категорий продукции, государственная логистика - это сфера организации обращения товаров выборочной номенклатуры, отвечающих понятию общественного блага.
В постановке и решении задач распределительной логистики, призванной обеспечивать государственные нужды, существуют тенденции усложнения интеграционных составляющих, что становится существенным фактором для трансформации требований к построению логистических цепей поставок товаров для государственных нужд.
Исследовав организационно-
экономическую платформу функциональных связей, сложившуюся на зерновом рынке страны, необходимо подчеркнуть, что в последние годы наблюдаются значительные позитивные тенденции:
- товаропроизводители самостоятельно участвуют в рыночных отношениях, взаимодействуя с государственными и бизнес-структурами, в частности, без привлечения посредников;
- на рынке зерна объективно уже сформирована конкурентная среда и развивается его инфраструктура;
- совершенствуются механизмы государственного регулирования рынка зерна и зернопродуктов.
Представленные выше благоприятные тенденции, характеризующие состояние и параметры дальнейшего развития логистической системы распределения на рынке зерна, создают базисные предпосылки для формирования мотивации к расширению объемов производства зерна.
Однако и это показано во второй части данного исследования, за последние три года темпы роста валовой продукции зернового комплекса имеют возможность для дальнейшего увеличения показателей. В противовес этому в данный момент в Российской Федерации, как и во всем мире, из-за проявлений финансовой нестабильности неустойчивы инвестиционные процессы, нестабилен рост объемов агропродоволь-ственного экспорта.
Исходя из статистического анализа устойчивости производства зерна в Ростовской области за 19902010 гг. (см п. 2.2), можно сделать следующие выводы [1]:
- исследование показало, что по
коэффициентам устойчивости
урожайности, размера посевов и валовых сборов зерна в хозяйствах всех категорий, начиная с 2000 г., наблюдается положительная тенденция
- увеличение уровней этих показателей;
- изменения показателей являются
различными, так как коэффициент
вариации размера посевных площадей составила 9,99%, а колеблемость урожайности и валовых сборов
зерновых культур составили
соответственно 27,06 и 34,80%. Это говорит о высоком различии уровней этих показателей за рассматриваемый промежуток времени;
- динамика коэффициентов
урожайности и валовых сборов
показывает, что валовой сбор напрямую зависит от уровня урожайности. Показана положительная тенденция динамики устойчивости урожайности,
валового сбора и посевных площадей зерновых культур в Ростовской области.
В рамках исследуемой тематики необходимо, подчеркнув положительные тенденции развития и функционирования рынка зерна, осветить и проблемные аспекты, которые проявляются по следующим причинам:
1. Законодательная база
государственного регулирования АПК нуждается в корректировке, для придания большей направленности на защиту прав российских
производителей и экспортеров зерна.
2. Бизнес-сообщество в
недостаточной степени вовлечено в процесс подготовки принятия решений по государственному регулированию, организационно-функциональному, правовому управлению рынком зерна.
3. Существует определенный достаточно невысокий экономический лимит бюджетной поддержки аграрного сектора, а в первую очередь это касается объемов субсидирования за счет средств федерального бюджета процентной ставки по привлекаемым краткосрочным и инвестиционным кредитам.
4. Невысокая доступностью
средств государственной поддержки для предприятий зернообрабатывающей направленности, организации по хранению и переработке зерна, что существенно занижает
конкурентоспособность отечественной продукции и минимизирует
возможности расширения внутреннего спроса на зерно.
5. Высокий процент износа
основных средств техникотехнологической составляющей
зернового производства на фоне недостаточных масштабов внедрения новых энерго- и почвосберегающих технологий.
6. Несоответствие ряда мер административных реформ задачам развития рыночных отношений в
исследуемом секторе, что наиболее ярко проявилось в ходе реформирования системы государственного контроля безопасности и качества зерна.
7. Недостаточности логистического инфраструктурного обеспечения на рынке зерна .
Перечисленные выше причины повышают риски хозяйственной деятельности, снижают мотивацию зернопроизводителей к расширению производства зерна, минимизируют процесс активизации инвестиций в отрасль и приводят к дестабилизации зернового рынка, выявляя недостаточную степень его организованности.
В целях совершенствования логистической системы госзакупок на рынке зерна необходима, в рамках разработки и внедрения, логистическая оптимизация существующей системы государственной поддержки и регулирования АПК, направленная на повышение уровня ее прозрачности и прогнозируе-мости, а также ставящая целью расширение спроса на продукцию отечественного аграрно-продовольственного сектора, правовое обеспечение вертикальной интеграции в аграрном секторе, стимулирование инвестиционной деятельности и развития логистической рыночной инфраструктурной обеспеченности, развитие конкурентной среды, и главное, содействие экспорту отечественного зерна.
Именно комплексное решение этих вопросов с помощью логистического инструментария, применимого в системе распределения, обеспечит быстрое и существенное увеличение притока инвестиций в отрасль и сможет создать предпосылки для увеличения скорости воспроизводственных процессов, поможет добиться динамичного роста объемов производства. Несомненно, представленные рыночные перспективы благоприятно отразятся на показателях экономической системы всей страны, а для сельского хозяйства
представят предпосылки наиболее эффективного функционирования и устойчивого развития.
В рамках логистической оптимизации государственного регулирования на рынке зерна первоочередными, требующими неотложного решения, задачами являются:
1. Корректировка правового обеспечения господдержки сельского хозяйства и регулирования аграрнопродовольственного рынка на долгосрочный период.
2. Формирование правового поля и введение в логистическую систему распределения зерна механизма функционирования фьючерсной биржевой торговли зерном, а также внедрение складских свидетельств.
4. Нивелирование инфраструктурных недостатков в отношении транспортного обеспечения, системы складирования и других аспектов.
5. Дезорганизация региональных административных барьеров при торговле зерном.
6. Государственное стимулирование экспорта зерна, заключающееся в следующем:
- субсидировании и предоставлении государственных гарантий по экспортным сделкам,
- оформлении экспортных поставок по схеме «полифункционального логистического центра»,
- переходе на уведомительный характер возврата НДС экспортерам зерна;
7. Разработка и последовательная реализация взаимодействия трех стран: России, Украины и Казахстана в рамках зернового пула, на основании согласованной экспортно-зерновой политики.
8. Обеспечение консолидации и синергии усилий Совета экспортеров зерна Российского зернового союза, Минсельхоза России, Минэкономразвития России и ФТС России, направленных на формирование объективно вос-
требованных социально-экономических условий деятельности на предприятиях и организациях отрасли.
9. Совершенствование механизма проведения зерновых интервенций на основе логистического инструментария, предполагающего автоматизацию производственных и сбытовых процессов, повлеченных в мониторинг качества, расширение круга участников закупочных и товарных интервенций, повышение прозрачности и ответственности поставщиков зерна интервенционного фонда, нахождение «золотой середины» ценового диапазона для проведения закупочных интервенций, определяя недопустимость ограничений экспорта зерна, а также стимуляцию импорта зерна и зернопродуктов.
10. Повышение уровня информационного обеспечения и качества обобщения государственной статистической информации о посевах и сборах, а также мониторинг наличия зерна, рационализация объема циркулирующих в системе данных, расширение доступности оперативной информации о ходе посевных и уборочных работ, сведений о качестве зерна нового урожая, прогнозах его внутреннего потребления и других характеристиках.
11. Активизация работы и привлечение отраслевых союзов к деятельности по оптимизации тарифов на услуги, что входит в полномочия государственных учреждений, функционирующих на рынке зерна.
12. Действия, направленные на увеличение объема средств федерального бюджета, выдаваемых на субсидирование процентов по кредитам, а также максимизация сроков (до 7 -8 лет), на которые предоставляются инвестиционные кредиты в данной отрасли.
13. Оптимизация технико-
технологической составляющей при производстве зерна (в процессы посева и уборки зерновых), увеличение перечня машин и оборудования, поставляе-
мого на условиях лизинга с использованием бюджетной поддержки (в том числе машины и механизмы, необходимые внедрения технологических инноваций предприятий по хранению и переработке зерна).
14. Организация и внедрение в
рыночную практику механизма государственной бюджетной поддержки частных лизинговых компаний, реализуемого путем компенсации определенной части лизинговых платежей сельхозпроизводителям при приобретении инновационно-технологических видов
техники.
15. Государственная поддержка и бюджетное финансирование исследовательских и испытательных работ по проведению результатов достижений биотехнологий в аграрном производстве.
16. Стимулирование оптимизации транспортной составляющей межрегиональной торговли зерном за счет снижения тарифов на железнодорожные перевозки, введения льготных тарифов на период массовых перевозок во вре-мясбора и транспортировки зерна.
17. Формирование условий для поэтапного перехода от государственного лицензирования услуг элеваторов к системе их добровольной сертификации.
В результате анализа современного состояния рынка зерна, особую проблему на пути логистической оптимизации государственного регулирования на рынке зерна составляет ситуация с реформированием системы административного контроля безопасности и качества зерна.
Проведенная в рамках государственного регулирования рынка зерна ликвидация Росгосхлебинспекции имеет как следствие существенные недостатки, так как она была проведена без учета должных потребностей и текущего уровня развития рынка зерна, а от принятия решения и выработки мер по его
реализации были несколько обособлены не только бизнес-сообщество, в интересах которого должна была проводиться административная реформа, но и Мин-сельхоз России.
В недостаточной мере учтена отмена федерального закона «О государственном контроле за качеством и рациональным использованием зерна и продуктов его переработки», а также изменение ведомственных нормативных актов и инструкций, ненадлежащим образом функционирует инфраструктура системы распределения, не предпринимались шаги к формированию адекватно рыночной ситуации функционирующей системы контроля качества зерна.
В данный момент ситуация на рынке зерна несколько дестабилизирована, а органы власти ряда регионов активно воспользовались сложившимся правовым «вакуумом» для формирования дополнительных административных барьеров, применяемых для сельхозпроизводителей и других звеньев логистической сети распределения на рынке зерна.
Все это требует проведения логистической оптимизации государственного регулирования на рынке зерна, направленной на корректировку сложившейся ситуации, что позволит повысить показатели эффективности функционирования отрасли.
Логистическая оптимизация государственного регулирования на рынке зерна предполагает в качестве первостепенных действий формирование новой системы контроля за безопасностью и качеством зерна, которая должна быть максимально ориентирована на интересы всех субъектов рынка, включая бизнес-структуры и государство, и способствовать развитию здоровой конкуренции.
Государство должно осуществлять контроль за безопасностью зерна и продуктов его переработки, закупленных
для государственных нужд, регулируя его наличие и качество.
Также необходимо в рамках логистической оптимизации государственного регулирования на рынке зерна разработать и внедрить единство методологии проверки качества, сформулировать стандартные требования к оборудованию и минимальному перечню показателей качества. Сохраняя за собой право проверки достоверности сведений, указанных в сертификатах, государственные органы вполне могут внедрить мероприятия по аккредитации систем добровольной сертификации в сфере подтверждения соответствия качества зерна и продуктов его переработки. Однако, если результаты государственной проверки выявляют пара-метральные несоответствия, показатели недостоверности указанной информации в процессе добровольной сертификации и проверки качества, госслужбы имеют право применять соответствующие санкции на приостановление деятельности определенных предприятий и организаций, совершивших неправомочные действия или бездействия.
Как часть логистической оптимизации государственного регулирования на рынке зерна можно сформировать предложения по совершенствованию государственной политики в области повышения качества и согласованию стандартов на зерно и продукты его переработки, а также на осуществление международного сотрудничества в этой сфере.
И область информационного обеспечения должна находиться в ведении государственных органов, которые с помощью логистического менеджмента смогут аккумулировать в рамках определенного банка данных необходимую для производителей зерна и его приобретателей на территории Российской Федерации и за ее пределами информацию об урожайности, цене и других основных характеристиках. В данный мо-
мент такая информация представляется пользователям глобальных сетей, однако она достаточно фрагментарна, не конкретизирована и содержит некоторое количество «информационного шума».
Именно логистический инструментарий способен обеспечить сбор данных о качестве зерна, выработку рекомендаций по правилам рассмотрения разногласий по качеству зерна и проведение арбитражных процедур, так как логистика непосредственно связана с инфраструктурным обеспечением системы распределения зерна.
При заключении коммерческих сделок вопросы оценки качественных показателей зерна, как право выбора двух путей - оценки качества государственными учреждениями или частными структурами должно быть предоставлено участникам рынка, а при вывозе зер-
на и продуктов его переработки с территории нашей страны есть возможность отказаться от обязательной сертификации качества зерна.
Ведь в ситуации, когда готовится экспортная отправка зерна, нужно требовать проведение сертификации, но эти документы носят формальный характер, потому что непосредственно они нужны для того, чтобы правомерно оформить все документы на экспортную партию продукции, а экспортный сертификат качества зерна выступает как дополнительный налог на экспорт данного вида продукции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.Электронный ресурс. Прогноз на урожай зерна в России в 2012 - РИА «Новости» Режим доступа:
ria.ru/trend/_grains_Russia_2012_1701201 2/