Научная статья на тему 'Логистическая оптимизация государственного регулирования на рынке зерна'

Логистическая оптимизация государственного регулирования на рынке зерна Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
189
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЫНОК ЗЕРНА И ЗЕРНОПРОДУКТОВ / LOGISTICS OPTIMIZATION / GOVERNMENT REGULATION / THE MARKET OF GRAIN AND GRAIN PRODUCTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Д. А.

Раскрыты особенности государственного регулирования рынка зерна, представлены задачи государственной логистики в системе распределения зерна и зернопродуктов, выявлены положительные и отрицательные тенденции развития рынка зерна, определены риски хозяйственной деятельности в исследуемой отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Logistic optimization of the grain market state regulation

The features of state regulation of the grain, are tasks of the state of logistics in the distribution of grain and grain products, revealed both positive and negative trends in the grain market, business risks identified in the test industry.

Текст научной работы на тему «Логистическая оптимизация государственного регулирования на рынке зерна»

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА РЫНКЕ ЗЕРНА

БОЙКО Д.А.,

аспирант кафедры коммерции и логистики, Ростовский государственный экономической университет (РИНХ),

e-mail: [email protected]

Раскрыты особенности государственного регулирования рынка зерна, представлены задачи государственной логистики в системе распределения зерна и зернопродуктов, выявлены положительные и отрицательные тенденции развития рынка зерна, определены риски хозяйственной деятельности в исследуемой отрасли.

Ключевые слова: логистическая оптимизация; государственное регулирование; рынок зерна и зернопродуктов.

The features of state regulation of the grain, are tasks of the state of logistics in the distribution of grain and grain products, revealed both positive and negative trends in the grain market, business risks identified in the test industry.

Keywords: logistics optimization; government regulation; the market of grain and grain products.

Коды классификатора JEL: Q15, Q16, Q18.

Исследование научно-практических разработок в области организации распределительной логистической системы зерна и зернопродуктов других стран показывает, что в практике государственного регулирования достигаются немалые успехи в определении оптимального сочетания целей и средств благодаря применению общегосударственного программирования совместно с выработкой долгосрочных целевых ориентиров в конкретной области хозяйственной деятельности. И в России на данный момент, в большинстве рыночных сфер взаимодействие бизнес-структур и государства является наиболее эффективным.

Опираясь на определенные финансовые ресурсы, регулирующие воздействия государства практически всегда носят адресный характер или даже, в результате проведения тендеров и конкурсных испытаний, приобретают конкретных исполнителей, а затем используются комплексно для осуществления конкретно установленных целей. Определенные организационно-управленческие механизмы, регулирующие государственные закупки формируют движение товаров с целью обеспечения государственных нужд, а по сути эти функции могут быть делегированы государственной логистике.

В задачи государственной логистики на рынке зерна входят:

• организационно-экономическое, административно-правовое регулирование рынка государственных закупок;

• формирование хозяйственных связей и межрегионального товарообмена по поставкам общественно необходимых товаров и услуг в рамках государства;

• организация физического продвижения продукции от производителя к потребителю через систему государственных резервов и спецобеспечения, в том числе в государственном секторе экономики;

• формирование и регулирование материальных запасов в рамках госзакупок;

• обеспечение организации логистической инфраструктуры рынка.

При условии более детальной содержательной интерпретации понятия распределения по существующей функциональной классификации, государственная логистика может быть отнесена к категории распределительной, а в контексте регулирования рынка госзакупок отдельных категорий продукции, государственная логистика — это сфера организации обращения товаров выборочной номенклатуры, отвечающих понятию общественного блага.

В постановке и решении задач распределительной логистики, призванной обеспечивать государственные нужды, существуют тенденции усложнения интеграционных составляющих, что становится существенным фактором трансформации требований к построению логистических цепей поставок товаров для государственных нужд.

Исследовав организационно-экономическую платформу функциональных связей, сложившуюся на зерновом рынке страны, необходимо подчеркнуть, что в последние годы наблюдаются значительные позитивные тенденции:

© Д.А. Бойко, 2012

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

88

Д.А. БОЙКО

■/ товаропроизводители самостоятельно участвуют в рыночных отношениях, взаимодействуя с государственными и бизнес-структурами, в частности, без привлечения посредников;

■/ на рынке зерна объективно уже сформирована конкурентная среда и развивается его инфраструктура; совершенствуются механизмы государственного регулирования рынка зерна и зернопродуктов.

Представленные выше благоприятные тенденции, характеризующие состояние и параметры дальнейшего развития логистической системы распределения на рынке зерна, создают базисные предпосылки для формирования мотивации к расширению объемов производства зерна.

Однако, и это показано нами во второй части данного исследования, за последние три года темпы роста валовой продукции зернового комплекса имеют возможности для дальнейшего увеличения показателей. В противовес этому в данный момент в Российской Федерации, как и во всем мире, из-за проявлений финансовой нестабильности, неустойчивы инвестиционные процессы, нестабилен рост объемов агропродовольственного экспорта и др.

В рамках исследуемой тематики необходимо, подчеркнув положительные тенденции развития и функционирования рынка зерна, осветить и проблемные аспекты, которые проявляются по следующим причинам:

1. Законодательная база государственного регулирования АПК нуждается в корректировке, для придания ей большей направленности на защиту прав российских производителей и экспортеров зерна.

2. Бизнес-сообщество в недостаточной степени вовлечено в процесс подготовки принятия решений по государственному регулированию, организационно-функциональному, правовому управлению рынком зерна.

3. Существует определенный достаточно невысокий экономический лимит бюджетной поддержки аграрного сектора, и в первую очередь это касается объемов субсидирования за счет средств федерального бюджета процентной ставки по привлекаемым краткосрочным и инвестиционным кредитам.

4. Невысокая доступность средств государственной поддержки для предприятий зернообрабатывающей направленности, организации хранения и переработки зерна существенно занижает конкурентоспособность отечественной продукции и минимизирует возможности расширения внутреннего спроса на зерно.

5. Высокий процент износа основных средств технико-технологической составляющей зернового производства, на фоне недостаточных масштабов внедрения новых энерго- и почвосберегающих технологий.

6. Несовпадение ряда мер административных реформ с задачами развития рыночных отношений в исследуемом секторе, что наиболее ярко проявилось в ходе реформирования системы государственного контроля безопасности и качества зерна.

7. Недостаточность логистического инфраструктурного обеспечения на рынке зерна и др.

Перечисленные выше причины повышают риски хозяйственной деятельности, снижают мотивацию зернопроизводителей к расширению производства зерна, минимизируют процесс активизации инвестиций в отрасль и приводят к дестабилизации зернового рынка, выявляя недостаточную степень его организованности.

В рамках совершенствования логистической системы госзакупок на рынке зерна, необходима в рамках разработки и внедрения логистическая оптимизация существующей системы государственной поддержки и регулирования АПК, направленная на повышение уровня ее прозрачности и прогнозируемости, а также ставящая целью расширение спроса на продукцию отечественного аграрно-продовольственного сектора, правовое обеспечение вертикальной интеграции в аграрном секторе, стимулирование инвестиционной деятельности и развития логистической рыночной инфраструктурной обеспеченности, развитие конкурентной среды, и главное, это содействие экспорту отечественного зерна.

Именно комплексное решение этих вопросов с помощью логистического инструментария, применимого в системе распределения, обеспечит быстрое и существенное увеличение притока инвестиций в отрасль и сможет создать предпосылки для увеличения скорости воспроизводственных процессов, а также поможет добиться динамичного роста объемов производства. Несомненно, представленные рыночные перспективы благоприятно отразятся на показателях экономической системы всей страны, а для сельского хозяйства обеспечит предпосылки наиболее эффективного функционирования и устойчивого развития.

На наш взгляд, в рамках логистической оптимизации государственного регулирования на рынке зерна первоочередными, требующими неотложного решения, задачами являются:

1. Корректировка правового обеспечения господдержки сельского хозяйства и регулирование аграрнопродовольственного рынка на долгосрочный период.

2. Формирование правового поля и введение в логистическую систему распределения зерна механизма функционирования фьючерсной биржевой торговли зерном, а также внедрение складских свидетельств.

4. Нивелирование инфраструктурных недостатков в отношении транспортного обеспечения, системы складирования и других аспектов.

5. Дезорганизация региональных административных барьеров при торговле зерном.

6. Государственное стимулирование экспорта зерна, заключающееся в:

♦ субсидировании и предоставлении государственных гарантий по экспортным сделкам;

♦ оформление экспортных поставок по схеме «полифункционального логистического центра»;

♦ переход на уведомительный характер возврата НДС экспортерам зерна и др.

7. Разработка и последовательная реализация взаимодействия трех стран — России, Украины и Казахстана — в рамках зернового пула, на основании согласованной экспортно-зерновой политики.

8. Обеспечение консолидации и синергии усилий Совета экспортеров зерна Российского зернового союза, Мин-сельхоза России, Минэкономразвития России и ФТС России, направленных на формирование объективно востребованных социально-экономических условий деятельности на предприятиях и организациях отрасли.

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ... 89

9. Совершенствование механизма проведения зерновых интервенций, на основе логистического инструментария, предполагающего автоматизацию производственных и сбытовых процессов, в повлеченных в мониторинг качества, расширение круга участников закупочных и товарных интервенций, повышение прозрачности и ответственности поставщиков зерна интервенционного фонда, нахождение «золотой середины» ценового диапазона для проведения закупочных интервенций, определяя недопустимость ограничений экспорта зерна, а также стимуляцию импорта зерна и зернопродуктов.

10. Повышение уровня информационного обеспечения и качества обобщения государственной статистической информации о посевах и сборах, а также мониторинг наличия зерна, рационализация объема циркулирующих в системе данных, расширение доступности оперативной информации о ходе посевных и уборочных работ, сведений о качестве зерна нового урожая, прогнозах его внутреннего потребления и других характеристиках.

11. Активизация работы и привлечение отраслевых союзов к деятельности по оптимизации тарифов на услуги, что входит в полномочия государственных учреждений, функционирующих на рынке зерна. хозяйствующими субъектами, занимающими монопольное положение на рынке.

12. Действия, направленные на увеличение объема средств федерального бюджета, выдаваемых на субсидирование процентов по кредитам, а также максимизация сроков (до 7-8 лет), на которые предоставляются инвестиционные кредиты в данной отрасли.

13. Оптимизация технико-технологической составляющей при производстве зерна (процессы посева и уборки зерновых), увеличение перечня машин и оборудования, поставляемого на условиях лизинга с использованием бюджетной поддержки (в том числе машины и механизмы, необходимые для внедрения технологических инноваций предприятий по хранению и переработке зерна).

14. Организация и внедрение в рыночную практику механизма государственной бюджетной поддержки частных лизинговых компаний, реализуемого путем компенсации определенной части лизинговых платежей сельхозпроизводителям при приобретении инновационно-технологических видов техники.

15. Государственная поддержка и бюджетное финансирование исследовательских и испытательных работ по проведению результатов достижений биотехнологий в аграрном производстве.

16. Стимулирование оптимизации транспортной составляющей межрегиональной торговли зерном за счет снижения тарифов на железнодорожные перевозки, введения льготных тарифов на период массовых перевозок в период сбора и транспортировки зерна.

17. Формирование условий для поэтапного перехода от государственного лицензирования услуг элеваторов к системе их добровольной сертификации.

В результате анализа современного состояния рынка зерна, на наш взгляд, особую проблему на пути логистической оптимизации государственного регулирования на рынке зерна надо видеть в ситуации с реформированием системы административного контроля безопасности и качества зерна.

Проведенная в рамках государственного регулирования рынка зерна ликвидация Росгосхлебинспекции имеет как следствие существенные недостатки, так как она была проведена без учета должных потребностей и текущего уровня развития рынка зерна, а от принятия решения и выработки мер по его реализации были несколько обособлены не только бизнес-сообщество, в интересах которого должна была проводиться административная реформа, но и Минсельхоз России.

ЛИТЕРАТУРА

1. Белых С.А., Стаханов Д.В. Логистика АПК региона. Ростов н/Д: РГУ, 2000. 160 с.

2. Логистика: Учеб. пособие / Под ред. Н.Г. Каменевой. М.: КУРС: ИНФРА-М, 2012. 202 с.

3. Динамика основных показателей на рынке зерна. (Электронный ресурс). Режим доступа: www.grainboard.ru.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 3 Часть 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.