ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
Н. В. ЛОГВИН
В статье рассматривается основное направление решения задач в области развития системы высшего профессионального образования, которое является развитием организационно-экономического механизма ее функционирования, а также совершенствование данного механизма в сфере образования, относящееся к качественной составляющей развития системы высшего профессионального образования.
Ключевые слова: система высшего профессионального образования, организационноэкономический механизм, образовательное учреждение.
Основным направлением решения задач в области развития системы высшего профессионального образования является развитие организационно-экономического механизма ее функционирования [2].
Совершенствование организационно-экономического механизма в сфере образования можно отнести к качественной составляющей развития системы высшего профессионального образования, поскольку решение этой стратегической задачи осуществляется путем усложнения системы по следующим основным направлениям: внедрение новых моделей финансирования образовательных организаций всех уровней образования; внедрение механизмов, способствующих развитию экономической самостоятельности образовательных организаций; реализация комплекса мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности сферы образования, способствующих притоку инвестиций, а также финансовых, материальных, интеллектуальных и иных ресурсов в систему образования.
Выбор инструментов государственного воздействия на сферу высшего образования и деятельность вузов во многом определяется традициями и культурными особенностями тех или иных стран, развитостью систем высшего образования, степенью вовлеченности населения в сферу высшего образования, что актуализирует данную тематику для российской практики.
Термин «организационно-экономический механизм», несмотря на широкое распространение, не получил строгого формализованного определения [1]. Применительно к высшему образованию механизм можно представить как создание
форм организаций в рамках системы высшего профессионального образования, установление связей и взаимодействия между ними таким образом, чтобы результат функционирования всей системы удовлетворял определенным, заранее заданным условиям. В качестве условий могут выступать те цели и задачи, решением которых обусловлено развитием системы высшего профессионального образования, а также вытекающие из них более конкретные задачи, которые должны решаться в рамках модернизации образования.
Модель организационно-экономического механизма должна в первую очередь отображать варианты и возможности выполнения этих условий. В основу построения модели организационно-экономического механизма может быть положена схема процесса функционирования системы высшего профессионального образования, построенная в соответствии с существующей методологией функционального моделирования и отображающая взаимосвязи и взаимодействие двух элементов системы - образовательного учреждения и органа управления образованием, осуществляющейся в рамках их функционирования.
Взаимосвязи между этими двумя элементами реализуются по направлениям: определения условий функционирования образовательного учреждения; ресурсного обеспечения функционирования образовательного учреждения; обмена информацией о выполнении условий функционирования образовательного учреждения; обмена информацией о ресурсном обеспечении образовательного учреждения; обмена информацией о входных и выходных параметрах и о содержании процесса функционирования образовательного учреждения.
Взаимосвязь с внешней средой осуществляется по следующим направлениям: условия функционирования органа управления образованием устанавливаются «надсистемой», т. е. извне по отношению к системе высшего профессионального образования; стратегическая цель также формулируется вне системы высшего профессионального образования и дается ей через орган управления образованием как предмет труда. Достижение поставленной цели является результатом функционирования системы.
Рост массовости высшего образования, переход в ряде развитых стран к всеобщему высшему образованию делают проблематичными сложившиеся подходы к финансированию вузов. Начинает складываться, причем независимо от того, какая модель превалировала раньше, модель распределения затрат на высшее образование между государством (бюджетные расходы на образование), обществом (расходы некоммерческих организаций и фондов), домохозяйствами (расходы семей) и самими обучаемыми (подработка для оплаты обучения, возврат после окончания вуза образовательного кредита).
Распределение расходов на высшее образование между различными агентами образовательного рынка приводит к тому, что идет постепенное изменение схем государственного регулирования доступности, качества и эффективности высшего образования.
Разделение затрат на образование, появление негосударственных источников финансирования высшего образования принципиальным образом меняет возможности и механизмы государственного регулирования данной сферы.
Негосударственный сектор высшего образования появляется до того, как в государственные вузы начинают допускать платный контингент. При этом теоретически может происходить резкое размежевание этих секторов по источникам финансирования: государство финансирует только государственные вузы, и обучение в них бесплатно, обучение за плату осуществляется только в негосударственных высших учебных заведениях. В этих условиях регулирование государством доступности осуществляется тем, что оно задает численность бюджетных студентов (т. е. контингент государственных вузов) и может устанавливать верхний предел числа студентов в каждом негосударственном вузе, ставя тем самым верхний предел контингентам, обучаемым в негосударственном секторе.
Качество образования в принципе может регулироваться одинаково, особенно при наличии независимой системы его контроля и оценки.
В ситуации, когда нет жесткого разделения и в государственных вузах могут обучаться платные студенты, основной вопрос состоит в том, участвует ли государство в финансировании негосударственного сектора высшего образования, и если, да, то в каких объемах и на каких условиях.
Поступление государственных средств в частные вузы, как правило, сопровождается ужесточением контроля за качеством обучения и становлением независимых систем его контроля и оценки. Эффективность образования может рассчитываться как рост качества по отношению к общему объему ресурсов (государственных и частных), поступающих в систему высшего образования в целом и в каждый вуз (государственный и негосударственный) в частности.
Таким образом, государственное регулирование доступности, качества и эффективности высшего образования - это многоаспектная и многофакторная проблема. Принципы, подходы и механизмы регулирования сильно зависят от устройства институциональной среды, в которой оно осуществляется.
Прием в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования в 2011 г. сократился на 137,7 тыс. чел. (на 11,5 %) в основном за счет студентов, принятых на заочную форму обучения (сокращение составило 97,6 тыс. чел., или 18,9 %). Численность принятых на дневную форму обучения уменьшилась на 23,9 тыс. чел., или на 3,8 % (табл. 1).
Исследование опыта государственного регулирования систем высшего образования за рубежом показывает, что в наиболее общем виде можно выделить следующие его основные направления:
- государственное финансирование и субсидирование системы высшего образования, включая поддержку образовательного кредитования;
- создание условий для становления независимых систем контроля качества образования, развития образовательных технологий, интеграции науки и образования;
- регулирование численности студентов и структуры подготовки кадров;
- поддержка интеграции национальных систем образования и академической мобильности студентов и преподавателей.
Таблица 1
Показатели деятельности организаций высшего профессионального образования в 2011 г. [3]
2011 г. в % к 2010 г. 2010 г. в % к 2009 г.
Государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования
число учреждений, ед. 634 97,1 653 98,6
численность студентов, тыс. чел. 5453,9 93,2 5848,7 95,3
прием, тыс. чел. 1057,7 88,5 1195,4 89,9
выпуск, тыс. чел. 1157,3 98,3 1177,8 100,9
Негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования
число учреждений, ед. 446 96,5 462 102,2
численность студентов, тыс. чел. 1036,1 86,3 1201,1 93,6
прием, тыс. чел. 149,7 73,4 204,0 95,1
выпуск, тыс. чел. 285,6 98,4 290,1 105,3
Для полноценного обеспечения квалифицированными рабочими кадрами отечественных предприятий необходимо решить проблемы, с которыми сегодня сталкиваются учебные заведения среднего и высшего профессионального образования.
Во-первых, необходим периодический пересмотр и корректировка перечня специальностей, по которым готовятся рабочие кадры, в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда.
Во-вторых, необходимо решение проблем финансирования учебных заведений на основе поиска источников, альтернативных госбюджету. Перспективным представляется восстановление связей с предприятиями, для которых подготовка кадров осуществлялась бы целенаправленно. Это позволило бы решить проблемы с инвестициями в развитие учебно-методической базы и в выпуск учебной литературы, а кроме того, сняло бы проблему поиска рабочих мест для прохождения производственной практики.
Для построения эффективного механизма формирования государственного задания на подготовку кадров необходима реализация целого комплекса мер, в том числе требуется:
- обеспечить заинтересованность региональных и муниципальных органов власти в определении потребности в специалистах соответствующего профиля как текущей, так и прогнозной без ее завышения;
- обеспечить независимый прогноз потребности в специалистах по отраслям в региональном разрезе;
- обеспечить мониторинг рынка труда специалистов;
- определить квоты на целевую подготовку (целевой прием) по субъектам РФ;
- повысить эффективность отбора кандидатов на целевую подготовку (целевой прием) в вузы;
- обеспечить закрепление кадров в отраслях;
- обеспечить переход к отраслевым системам оплаты труда;
- стимулировать более быстрый выход на пенсию работников социальной сферы пенсионного возраста (например, путем создания отраслевых пенсионных систем);
- создать механизмы эффективного преобразования целевого приема в целевую контрактную подготовку путем развития государственного субсидирования целевой подготовки кадров;
- создать систему перевода образовательных кредитов в государственные образовательные субсидии при условии, если выпускник вуза идет работать в государственные и муниципальные учреждения социальной сферы.
Таким образом, механизм формирования государственного заказа на целевую подготовку включает следующие основные элементы:
- создание системы прогнозирования потребностей государственного сектора социальной сферы в кадрах специалистов;
- создание системы квотирования мест под государственный заказ (мест целевого приема) в региональном разрезе;
- создание системы мониторинга рынка труда специалистов соответствующего профиля;
- формирование системы отбора претендентов на поступление на места по государственному заказу (на места целевого приема);
- создание стимулов для закрепления специалистов в социальной сфере.
Литература
1. Жукова Т. В. Экономическая устойчивость российских вузов // Университетское управление. 2008. № б.
2. Об образовании: закон РФ (в редакции Федерального закона от 13 января 1996 года № 12-ФЗ) (с изменениями на 1 апреля 2012 года).
3. Социально-экономическое положение России 2011 год. URL: http:// www.gks.ru
* * *
ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM OF HIGHER EDUCATION: IMPROVEMENT DIRECTIONS
N. V. Logvin
In article the main direction of the solution of tasks in the field of development of system of higher education which is development of the organizational and economic mechanism of its functioning, and also improvement of this mechanism in education, developments of system of higher education relating to a qualitative component are considered.
Key words: higher education system, organizational and economic mechanism, educational institution.