Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
организационно-экономический механизм / среднее профессиональное образование / управление / Республика Саха (Якутия) / литературный обзор / анализ / развитие / проблемы / рекомендации / organizational and economic mechanism / secondary vocational education / management / Republic of Sakha (Yakutia) / literary review / analysis / development / problems / recommendations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матаннанов А. К.

Актуальность темы. Работа акцентирует внимание на роли среднего профессионального образования в экономическом развитии региона и представляет анализ текущего состояния системы этого уровня образования, выявление проблем. От организационно экономического механизма управления этой системой зависит качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда, а, следовательно, и общее экономическое развитие региона. Однако, несмотря на ключевую роль среднего профессионального образования, существующие механизмы управления в этой области зачастую требуют доработки и оптимизации. Это обусловливает необходимость глубокого анализа текущего состояния системы, а также выявления проблем и перспектив её развития. Цель. Сделать обзор литературы и раскрыть понятие организационно — экономического механизма управления в среднем профессиональном образовании. Методология. В качестве исследовательского инструментария использованы: метод обобщения, обзор литературных источников, а также количественный и качественный анализ данных. Результаты и выводы. В результате исследования было определено понятие организационно — экономического механизма управления в среднем профессиональном образовании. Выявлены ключевые проблемы и вызовы, стоящие перед системой среднего профессионального образования в регионе, а также предложены рекомендации для их преодоления. Область применения. Данный анализ может быть полезен для органов управления образованием, образовательных учреждений и других заинтересованных сторон, стремящихся к улучшению и оптимизации системы среднего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Матаннанов А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR MANAGING SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA): LITERARY REVIEW AND ANALYSIS

The relevance of the topic. The work focuses on the role of secondary vocational education in the economic development of the region and presents an analysis of the current state of the system of this level of education, identification of problems. This system depends on the organizational and economic mechanism on the quality of training of specialists, their competitiveness in the labor market, and therefore the general economic development of the region. However, despite the key role of secondary vocational education, existing management mechanisms in this area often require refinement and optimization. This requires a deep analysis of the current state of the system, as well as the identification of problems and prospects for its development. Methodology. As a research tool, we used: a generalization method, an overview of literary sources, as well as quantitative and qualitative analysis of data. Results and conclusions. As a result of the study, the concept of organizational and economic management mechanism in secondary vocational education was determined. Key problems and challenges facing the secondary vocational education system in the region have been identified, and recommendations have been proposed to overcome them. Scope of application. This analysis can be useful for educational authorities, educational institutions and other stakeholders seeking to improve and optimize the system of secondary vocational education.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ»

УДК 332

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ СРЕДНИМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ В РЕСПУБЛИКЕ САХА (ЯКУТИЯ): ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР И АНАЛИЗ

Коды JEL: 125, R10

Матаннанов А. К., аспирант, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммо-сова, г. Якутск, Россия

E-mail: art_konstan@mail.ru; SPIN-код: 5184-9530

Поступила в редакцию 22.10.2023. Принята к публикации 30.10.2023

Аннотация.

Актуальность темы. Работа акцентирует внимание пароли среднего профессионального образования в экономическом развитии региона и представляет анализ текущего состояния системы этого уровня образования, выявление проблем. От организационно - экономического механизма управления этой системой зависит качество подготовки специалистов, их конкурентоспособность на рынке труда, а, следовательно, и общее экономическое развитие региона. Однако, несмотря на ключевую роль среднего профессионального образования, существующие механизмы управления в этой области зачастую требуют доработки и оптимизации. Это обусловливает необходимость глубокого анализа текущего состояния системы, а также выявления проблем и перспектив её развития.

Цель. Сделать обзор литературы и раскрыть понятие организационно — экономического механизма управления в среднем профессиональном образовании.

Методология. В качестве исследовательского инструментария использованы: метод обобщения, обзор литературных источников, а также количественный и качественный анализ данных.

Результаты и выводы. В результате исследования было определено понятие организационно — экономического механизма управления в среднем профессиональном образовании. Выявлены ключевые проблемы и вызовы, стоящие перед системой среднего профессионального образования в регионе, а также предложены, рекомендации для их преодоления.

Область применения. Данный анализ может быть полезен для органов управления образованием, образовательных учреждений и других заинтересованных сторон, стремящихся к улучшению и оптимизации системы среднего профессионального образования.

Ключевые слова: организационно-экономический механизм, среднее профессиональное обг разование, управление, Республика Саха (Якутия), литературный обзор, анализ, развитие, проблемы, рекомендации.

UDC 332

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM FOR MANAGING SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION IN THE REPUBLIC OF SAKHA (YAKUTIA): LITERARY REVIEW AND ANALYSIS

JEL Codes: 125, R10

Matannanov A. K., postgraduate, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosova, Yakutsk, Russia

E-mail: art_konstan@mail.ru; SPIN-code: 5184-9530

Annotation.

The relevance of the topic. The work focuses on the role of secondary vocational education in the economic development of the region and presents an analysis of the current state of the system of this level of education, identification of problems. This system depends on the organizational and economic mechanism on the quality of training of specialists, their competitiveness in the labor market, and therefore the

general economic development of the region. However, despite the key role of secondary vocational education, existing management mechanisms in this area often require refinement and optimization. This requires a deep analysis of the current state of the system, as well as the identification of problems and prospects for its development.

Methodology. As a research tool, we used: a generalization method, an overview of literary sources, as well as quantitative and qualitative analysis of data.

Results and conclusions. As a result of the study, the concept of organizational and economic management mechanism in secondary vocational education was determined. Key problems and challenges facing the secondary vocational education system in the region have been identified, and recommendations have been proposed to overcome them.

Scope of application. This analysis can be useful for educational authorities, educational institutions and other stakeholders seeking to improve and optimize the system of secondary vocational education.

Keywords: organizational and economic mechanism, secondary vocational education, management, Republic of Sakha (Yakutia), literary review, analysis, development, problems, recommendations.

Введение

Среднее профессиональное образование (далее СПО) является уровнем образования, который предоставляет профессиональные знания и навыки, необходимые для осуществления определенных профессий и реализации на практике специализированных профессиональных задач [1] и играет важную роль в развитии общества, обеспечивая подготовку квалифицированных специалистов в различных отраслях экономики.

В Республике Саха (Якутия) среднее профессиональное образование является важным компонентом развития региональной экономики и обеспечения кадрового потенциала. В последние годы СПО совершило видимый рывок и стало более привлекательным для выпускников школ, существенно вырос интерес к выпускникам СПО у работодателей [2].

Таким образом, можно отметить, что в последнее время потребность современного общества в конкурентоспособных рабочих кадрах нарастает.

Однако следует учесть проблему поиска квалифицированных кадров, которые мгновенно отвечали бы потребностям [3] работодателей, что влечёт за собой избыток неквалифицированных работников. Несмотря на это, позиция России [4] в рейтингах по показателям доступности рабочей силы не изменяется, а удовлетворенность работодателей результатами профессионального образования в СПО остаётся на более низком уровне.

Следовательно, необходимо акцентировать внимание на эффективности организационно-экономического механизма управления СПО. Этот механизм играет ключевую роль в функционировании образовательной системы и успешном достижении поставленных целей.

Основной целью данной статьи является проведение литературного обзора и анали-

DOI: 10.22394/1997-4469-2023-62-3-80-86

за организационно-экономического механизма управления средним профессиональным образованием в Республике Саха (Якутия).

Литературный обзор

В настоящее время термин организационно — экономический механизм был активно обсужден в работах многих исследователей. Известный российский экономист Б. А. Райзберг [5] определяет организационно-экономический механизм как совокупность организационных структур и конкретных форм и методов управления, а также правовых форм, с помощью которых реализуются в действующие в конкретных условиях экономические законы, процесс воспроизводства.

В современном экономическом словаре [6], понятие механизм имеет принципиальное отличие от системы управления, в которую включается аппарат управления, выполняющий функции субъекта управления.

Изучению организационно-экономического механизма управления средне-профессиональным образованием посвящены работы таких авторов, как В. И. Блинов, JI. Н. Курте-ева, Е. В. Ломтева, И. В. Романенко, М. А. Су-хонда, И. Г. Головцова, А. Г. Боев, И. Г. Дежина, Г. А. Ключарев, Е. А. Питухин, А. Л. Кекконен, С. В. Шабаева, Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина, А. В. Беспечальных, Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина, О. В. Шинкарева, Д. А. Басовский, А. С. Роботов, К. С. Дзюба, Т. В. Мазанкова и др., а также зарубежный учёный Э. Хайнс [7] который рассматривает возможные изменения в сфере труда и образования в связи с развитием технологий в будущем.

В исследовании А. Г. Боева [9] выделяются три ключевых подхода к понятию организационно-экономический механизм:

1. Системный, рассматривающий его как комплекс взаимосвязанных элементов для гар-

ионизации управленческих и производственных процессов.

2. Инструментальный, где механизм представляется как набор инструментов и рычагов для достижения целей.

3. Процессный, акцентирующий внимание на механизме как процедуре решения задач управления.

Эти подходы отражают общую концептуальную основу, включая методы, стимулы, принципы и другие элементы.

На основании работы И. В. Романенко и М. А. Сухонда [10], организационно-экономический механизм функционирования отрасли можно охарактеризовать как интегрированную систему управления, в рамках которой каждый компонент влияет на конечный результат.

Исследование И. Г. Головцова учитывает [11] факт, что в общем виде организационно-экономический механизм является совокупностью дополняющих друг друга экономических рычагов и методов воздействия на производство и потребление образовательных услуг.

На основании вышеизложенного определим организационно-экономический механизм управления средним профессиональным образованием как систему взаимосвязанных методов, инструментов и процессов, предназначенную для координации, планирования, организации, контроля и стимулирования образовательной деятельности, обеспечивающую гармоничное взаимодействие всех участников образовательного процесса с целью повышения качества обучения и соответствия его требованиям современного рынка труда.

Аналитический обзор

По мнению ряда исследователей, организационно-экономические механизмы управления средним профессиональным образованием нуждаются в доработке и адаптации к современным реалиям. Особое внимание следует уделить интеграции образования с потребностями рынка труда, чтобы гарантировать выпускникам высокую конкурентоспособность и релевантность их навыков. При этом, учитывая динамичность экономической среды и рост технологических инноваций, механизмы управления должны быть гибкими и способными к быстрому переосмыслению стратегий и подходов. Таким образом, критический анализ существующих методик и их последующая оптимизация может сыграть ключевую роль в улучшении качества среднего профессионального образования в Республике Саха (Якутия).

Республика Саха (Якутия) — это уникальный регион, занимающий значительную часть восточной территории Российской Федерации. Являясь неотъемлемой частью Дальнего Восто-

ка, она выделяется своей просторностью, богатыми природными ресурсами и особыми климатическими условиями. В политике по развитию территорий Дальнего Востока, Якутия становится одним из ключевых регионов, привлекающим внимание не только на национальном [12], но и на международном уровне.

Развитие Дальнего Востока России активно обсуждается в научных кругах. Е. А. Питухин, А. Л. Кекконен, и С. В. Шабаева [13] подчеркивают, что реализация более 800 инвестиционных проектов в этом регионе потребует создания свыше 110 тыс. новых рабочих мест за следующее десятилетие. При этом стоит задача подготовки специалистов, отвечающих запросам современного рынка труда. Основное внимание уделяется трём лидирующим регионам: Приморскому краю, Республике Саха (Якутия) и Хабаровскому краю.

При этом, система среднего профессионального образования покрывает потребности лишь на 40 %. Одним из решений данной проблемы становится привлечение трудовых мигрантов, которые занимают вакансии, требующие среднего образования.

Несмотря на национальный приоритет развития Дальнего Востока [14], текущая система профессионального образования не всегда может обеспечивать потребность в кадрах, соответствующих требованиям производства. Возникает проблема конкуренции между выпускниками образовательных учреждений и опытными трудовыми мигрантами. Также одной из проблем становится отток молодёжи из региона из-за нежелания работать в условиях сурового климата и отсутствия условий для полноценной социальной адаптации.

Исследователи подчеркивают, что современная система образования на Дальнем Востоке должна активно адаптироваться к реалиям и потребностям рынка, предоставляя образовательные услуги, соответствующие запросам региона.

В работах В. И. Блинова, Л. Н. Куртеевой [15] выделяются четыре ключевых направления развития системы СПО: терапевтический, ортопедический, паллиативный и эктомиче-ский. В этих направлениях акцент делается на модернизацию организационно — экономического управления в сфере СПО.

Авторы подчеркивают необходимость:

1. Применение принципов государственно-частного партнерства и комбинированного финансирования.

2. Переход к сетевому управлению региональными сменами СПО.

3. Применение новой методологии стандартизации в СПО.

4. Формирование системы подготовки педагогических кадров.

5. Юридической легализации и экономической поддержки федеральных учебно-методических объединений СПО.

Особое внимание авторы уделяют сохранению ключевых ценностей СПО, включая общую доступность и практико-ориентированность.

Параллельно с этим в работе [16] выделены основные направления реформирования организационно-экономических принципов региональных систем СПО которые включают следующее:

1. Привлечение внебюджетных средств через актуальные программы дополнительного образования и предоставления налоговых льгот компаниям, активно задействованным в образовательной деятельности.

2. Целевое использование бюджетных средств, например, для улучшения материально-технической оснащенности образовательных учреждений СПО.

3. Оптимизация использования как бюджетных, так и внебюджетных ресурсов учебными заведениями.

4. Развитие сетевой связи в условиях ограниченных ресурсов образовательных организаций.

Анализ работ этих авторов позволяет утверждать имеющиеся методы и рекомендации, которые могут стать основой развития и модернизации системы СПО в условиях современных экономических и социальных вызовов.

Выводы

Среднее профессиональное образование играет важную роль в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия). Это ключ к подготовке специалистов, которые могут быстро и эффективно адаптироваться к меняющимся потребностям рынка труда. В последние годы, несмотря на рост интереса к СПО со стороны выпускников и работодателей, есть ряд проблем, требующих решения.

Основной проблемой является несоответствие квалификации выпускников потребностям современного рынка труда. Это, в свою очередь, говорит о необходимости обновления и адаптации организационно — экономического механизма управления СПО. Такие изменения должны учитывать, как текущие экономические и социальные требования, так и прогнозируемые изменения в связи с технологическим развитием и глобализацией.

Для улучшения ситуации, исследователи предлагают ряд мер: активизацию государственно-частного партнерства, улучшение материально-технической базы образовательных учреждений, оптимизацию использования финансовых ресурсов, а также разработку и внедрение новых методик и программ обучения, соответствующих требованиям современного рынка.

Важно также подчеркнуть роль Республики Саха (Якутия) как ключевого региона в развитии Дальнего Востока России. Учитывая уникальные особенности и потенциал этого региона, определение эффективных стратегий развития СПО становится еще более актуальным.

Таким образом, литературный обзор подчеркивает важность адаптивного подхода к управлению системой среднего профессионального образования в регионах Дальнего Востока, в частности в Республике Саха (Якутия). Отражая реалии современного экономического и социокультурного условия, данный подход требует глубокого понимания специфики региона, его культурных, экономических и социальных особенностей. Эффективное реагирование на запросы рынка труда, прогнозирование потребностей в кадрах, а также совершенствование методик обучения стоят в центре внимания исследователей и практиков.

Основные проблемы и вызовы, с которыми сталкивается система среднего профессионального образования, такие как отток молодёжи, конкуренция с трудовыми мигрантами и необходимость адаптации к быстро меняющимся условиям, требуют комплексного подхода и стратегического планирования. Не менее важно учесть региональную специфику, которая делает Якутию и другие территории Дальнего Востока уникальными и требующими особых методов управления и подходов к обучению.

Разработка и реализация новых методик и программ в системе среднего профессионального образования Дальнего Востока, а также адаптация их к условиям конкретного региона, могут стать ключом к обеспечению качественного и востребованного образования, которое будет соответствовать потребностям современного рынка труда и учитывать интересы и потребности молодого поколения региона

Таким образом, для успешного решения задач современного образования в Республике Саха (Якутия) и других регионах Дальнего Востока необходим комплексный подход, включающий в себя анализ существующих проблем, определение будущих вызовов и адаптацию системы образования к меняющимся условиям. Только так можно обеспечить высокую конкурентоспособность выпускников и соответствие их квалификации потребностям рынка труда.

Информация о конфликте интересов

Мы, авторы данной статьи, со всей ответственностью заявляем о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Об образовании в Российской Федерации : федер. закон от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3. — URL: http://docs.cntd.ru/document/499035757 (дата обращения 09.02.2023 г.)

2. Центр занятости населения Республики Саха (Якутия) — URL: https://zan.sakha.gov.ru/ reports/index (дата обращения 09.02.2023 г.)

3. Федеральная служба государственной статистики — URL: https://gks.ru/free_doc/new_ site/population/trud/itog_trudoustr_2021 /index, html (дата обращения 09.02.2023 г.)

4. Блинов В. И. Тенденции развития среднего профессионального образования и перспективы научных исследований / В. И. Блинов // Техник транспорта: образование и практика. — 2023. — Т. 4, № 1. — С. 9—15. — DOI 10.46684/2687-1033.2023.1.9-15. — EDN PWCYQA.]

5. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. — Москва : ИНФРА-М, 2012.

6. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь / Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева. —6-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИНФРА-М, 2023. — 512 с.

7. Хайнс Э. Как подготовиться к «безработному» будущему / Э. Хайнс // Форсайт. — 2019. — Т. 13, № 1. — С. 19—30. — DOI 10.17323/25002597.2019.1.19.30. — EDN WECAOO.

8. Дежина И. Г. Среднее профессиональное образование для инновационной экономики / И. Г. Дежина, Г. А. Ключарев // Вестник Института социологии. — 2019. — Т. 10, № 1. — С. 120—138. — DOI 10.19181/ vis.2019.28.1.560. —EDN HJABOI.

9. Боев А. Г. Механизм реализации стратегии институциональных преобразований промышленного комплекса в условиях цифровой экономики. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2021;(3):139—156. — URL: https://doi. org/10.21686/2413-2829-2021-3-139-156

10. Романенко И. В. Понятие организационно-экономического механизма / И. В. Романенко, М. А. Сухонда // Экономика. Общество. Человек : материалы национальной научно-практической конференции с международным участием, Белгород, 26—27 июня 2020 года. Т. 3. Выпуск XXXIX. —Белгород : Белгородский государственный технологический университет им. В. Г. Шухова, 2020. — С. 166—171. — EDN EJMUJJ.

11. Головцова И. Г. Особенности организационно-экономического механизма системы управления качеством образовательной деятельности / И. Г. Головцова // Век качества. — 2013. —№ 4. —URL: https://cyberleninka.

ru/art icle/n/os ob ennosti- or ganizats ionno-ekonomicheskogo-mehanizma-sistemy-upravleniya-kachestvom-obrazovatelnoy-deyatelnosti (дата обращения: 19.10.2023).

12. Об утверждении Концепции развития образования Республики Саха (Якутия) до 2030 года «Открытое образование — пространство возможностей» : Указ Главы Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2022 г. № 2719.

13. Питухин Е. А. Оценка потенциала системы профессионального образования Дальнего Востока как приоритетной территории России / Е. А. Питухин, А. Л. Кекконен, С. В. Шабаева // Перспективы науки и образования. — 2019. — № 1 (37). — С. 20—36. — DOI 10.32744/pse.2019.1.2. — EDN YXRKDJ.

14. Об утверждении Национальной программы социально-экономического развития Дальнего Востока на период до 2024 г. и на перспективу до 2035 г. : распоряжение Правительства РФ от 24 сентября 2020 г. № 2464-р. — URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/74587526/ (дата обращения 28.09.2023 г.)

15. Блинов В. И. Среднее профессиональное образование: сценарии возможного будущего и перспективы развития / В. И. Блинов, Л. Н. Куртеева // Техник транспорта: образование и практика. — 2020. — Т. 1, № 1—2. — С. 21—27. — DOI 10.46684/2687-1033.1.02. —EDN POBKWF.

16. ЛомтеваЕ.В. Анализ организационно-экономических механизмов развития региональных систем СПО / Е. В. Ломтева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. — 2023. — № 3 (90). — С. 12—18. — DOI 10.51904/2306-8329_2023_90_3_12. — EDN JIITTZ.

17. Молодые профессионалы для новой экономики: среднее профессиональное образование в России / Ф. Ф. Дудырев, О. А. Романова, А. И. Шабалин, И. В. Абанкина ; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. — Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2019. — 272 с. — (Серия коллективных монографий «Российское образование: достижения, вызовы, перспективы»), —ISBN 978-5-75981937-0. — DOI 10.17323/978-5-7598-1937-0. — EDN CBQJGP.

18. Беспечальных А. В. Проблемы развития интеграции организаций среднего профессионального образования с предприятиями реального сектора экономики в Кировской области / А. В. Беспечальных // Научный аспект. — 2021. — Т. 2, № 3. — С. 129—137. — EDN HLKKDU.

19. Алексейчева Е. Ю. Роль среднего профессионального образования в подготовке ква-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лифицированных кадров для российской экономики / Е. Ю. Алексейчева, Е. Ю. Куломзина, О. В. Шинкарева // Вестник Екатерининского института. — 2022. — № 1 (57). — С. 4—12. — EDN VKYPCW.

20. Басовский Д. А. Вопросы формирования практического механизма синхронизации системы среднего профессионального образования и кадровой потребности экономики / Д. А. Басовский, А. С. Роботов // Варианты синхронизации среднего профессионального образования с потребностью экономики города : материалы учебно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2021 года. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия управления городской средой, градостроительства и печати», 2021. — С. 8—11. — EDN PQLBOJ.

21. Дзюба К С. Подготовка специалистов среднего профессионального образования для экономики Хабаровского края / К. С. Дзюба, Т. В. Мазанкова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2023. — № 1 (67). — С. 70—76. — EDN UDZFXX.

LITERATURE

1. Formed water in the Russian Federation : Federal Law No. 273-FZ dated December 29, 2012. — URL: http://docs.cntd.ru/document/499035757 (accessed 09.02.2023))

2. Data Employment Center of the Republic of Sakha (Yakutia). —URL: https://zan.sakha.gov.ru/ reports/index (accessed 09.02.2023))

3. Federal Public Statistics Service. — URL: https://gks.ru/free_doc/new_site/population/ trud/itog_trudoustr_2021/index.html (accessed 09.02.2023))

4. Blinov V. I. Tendinitis of intelligence is an average professional representation and prospects for private research / V. I. Blinov // conveyor technique: formation and practice. — 2023. — Vol. 4, No. 1. — S. 9—15. — DOI 10.46684/26871033.2023.1.9-15. — EDN PWCYQA.]

5. Raisberg B. A. The agreed economic level / B. A. Raisberg, L. G. Lozovsky, E. B. Starodubtse-va. — Moscow : INFRA-M, 2012.

6. Raisberg B. A. The agreed economic level / B. A. Raisberg, L. G. Lozovsky, Or. B. Starodubt-seva. — 6-or ed., reprint, and the ball. — Moscow : INFRA-M, 2023. — 512 p.

7. Hines E. How to prepare for «without processing» will be / E. Hines I I Foresight. — 2019. — Vol. 13, No. 1. — S. 19—30. — DOI 10.17323/25002597.2019.1.19.30. — EDN WECAOO.

8. Dezhinal. D. Secondary vocational education for innovative economy /1. D. Dezhina, G. A. Kle-varev // Bulletin of the Sociological Institute. —

2019. — Vol. 10, No. 1. — S. 120—138. — DOI 10.19181/vis.2019.28.1.560. —EDN HJABOI.

9. Boev A. D. The mechanism of strategic implementation of institutional transformations of the industrial complex in the digital economy / A. D. Boev // Bulletin of the Russian Economic University named after G. S. Plekhanov. 2021;(3):139—156. — URL: https://doi. org/10.21686/2413-2829-2021-3-139-156

10. Romanenko I. S. Organizational and economic mechanism is necessary / I. S. Romanenko, M. A. Sukhonda//Economy. Community. Man: Mass media materials-practical conference with the interdepartmental section, Belgorod, June 26—27, 2020. Volume 3. Output XXXIX. — Belgorod : Belgorod National Technological University named after S. D. Shuk-hov, 2020. — S. 166—171. — EDN EJMUJJ.

11. Golovtsova I. D. Features of the organizational and economical mechanism of the casest management system forming the duty /1. D. Golovtsova // The age of quality. — 2013. — No. 4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-organi-zatsionno-ekonomicheskogo-mehanizma-sistemy-up-ravleniya-kachestvom-obrazovatelnoy-deyatelnosti (date of appeal: 19.10.2023).

12. The specified Republic of Sakha (Yakutia) dated December 14, 2022 N 2719 «the content of the Concept of the formation of the Republic of Sakha (Yakutia) until 2030 «The opening of formations-the scope of opportunities»

13. Pitukhin Or. A. Assessment of the potential of the professional image system of the Far East as a priority territory of Russia / Or. A. Pitukhin, A. L. Kekkonen, S. S. Templates // Prospects of science and education. — 2019. — № 1 (37). — S. 20—36. — DOI 10.32744/pse.2019.1.2. — EDN YXRKDJ.

14. Distribution of the Rulers of the Russian Federation dated September 24, 2020 No. 2464-R water contains the national program of socioeconomic development of the Far East for the period up to 2024 2035. — URL: https://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/74587526 / (accessed 28.09.2023)

15. Blinov V. I. Secondary professional formation: a scenario of possible and promising developments / V. I. Blinov, L. N. Kurteeva // conveyor technician: formation and practice. —

2020. — Vol. 1, No. 1—2. — S. 21—27. — DOI 10.46684/2687-1033.1.02. — EDN POBKWF.

16. Lomteva E. S. Analysis of organizational and economic mechanisms of development of regional systems of SPO / E. S. Lomteva // Municipal education: innovation and expertise. — 2023. — № 3 (90). — S. 12—18. — DOI 10.51904/2306-8329_2023_90_3_12. — EDN JIITTZ.

17. Native professionals for the new economy: secondary vocational education in Russia / F. F. Dudyrev, O. A. Romanova, A. I. Shabalin,

I. S. Abankina; National University «Higher School of Economics», Institute of Education. — Moscow : National Research University «Higher School of Economics», 2019. — 272 p. — (Series of collective monographs «Russian image: information, reviews, prospects»). — ISBN 978-5-7598-1937-0. — DOI 10.17323/978-5-7598-1937-0. — EDN CBQJGP.

18. Bespechalnykh A. V. Problems of the development of integration of secondary professional image bodies with prefaces of the real sector of the economy in the Kirov region / A. V. Bespechalnykh // shallow aspect. —2021. — Vol. 2, No. 3. — S. 129— 137. — EDN HLKKDU.

19. Alekseicheva E. Yu. The role of the average professional image in the training of qualified personnel for the Russian economy / E. Yu. Alekseicheva, Or. Yu. Kulomzina, O. S. Sinkareva // Bulletin of the Catherine Institute. — 2022. — № 1 (57). — S. 4—12. — EDN VKYPCW.

УДК 332.14

20. Basovsky D. A. The reasons for the formation of a practical mechanism for synchronizing the systems of an average professional image and personnel resource saving / D. A. Basovsky, A. S. Robots // Options for synchronizing secondary vocational education with the need for city economies: materials of the educational and practical conference, St. Petersburg, October 27, 2021. — Saint Petersburg : Saint Petersburg State Budgetary Professional Education «Academy of Management of the Mountain Environment, Urban Planning and Sadness», 2021. — S. 8—11. — EDN PQLBOJ.

21. DzyubaK. S. Training of specialists is a secondary vocational education for the economies of the Khabarovsk Territory / K. S. Dzyuba, T. S. Mazankova // Innovative economy: prospects for development and perfection. — 2023. — № 1 (67). — S. 70—76. — EDN UDZFXX.

ОРГАНИЗАЦИЯ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В АНАЛИЗЕ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ НА МИКРОУРОВНЕ

Коды JEL G32

Чаплыгина М. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры таможенного дела и мировой экономики, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия.

E-mail: chaplyginam@mail.ru; SPIN-код: 6258-3970

Польская Г. А., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и налогообложения, Курский институт кооперации (филиал) AHO ВО Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Курск, Россия.

E-mail :polsckaya:galina@yandex.ru; SPIN-Kod:6493-4890

Доренская И. Н., кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета, финансов и налогообложения, Курский институт кооперации (филиал) AHO ВО Белгородский университет кооперации, экономики и права, г. Курск, Россия.

E-mail: metodvik@bk.ru; SPIN-Kod:8845-2658

Тарасов Д. О., магистрант, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия.

E-mail: dima-tarasow@rambler.ru; SPIN-код: отсутствует

Поступила в редакцию 30.10.2023. Принята к публикации 04.11.2023

Аннотация

Актуальность темы. Необходимость управления устойчивостью финансов для устранения непредвиденных обстоятельств со структурой денежного капитала, устранения диспропорции между заемным и собственным капиталом в рамках финансовой политики как основного условия деятельности и развития хозяйствующего субъекта.

Цель. Анализ финансовой устойчивости через абсолютные и относительные показатели, выявление типа финансовой устойчивости и обоснование инструментов управления, позволяющих разработать направления её повышения.

Методология. Методы абсолютного и относительного сравнения, коэффициентного анализа, определение типа финустойчивости, прогнозирование и моделирование устойчивого положения на основе применения экономико-математического моделирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.