Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЦИРКУЛЯРНОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЦИРКУЛЯРНОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
135
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЦИРКУЛЯРНАЯ ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ЦИРКУЛЯРНОСТЬ / НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Еремеева О. С., Мочалова Л. А.

Одной из проблем развития циркулярной экономики в минерально-сырьевом секторе является отсутствие методологического подхода к формированию организационно-экономического механизма циркулярного недропользования в России и ее регионах, специализирующихся на добыче полезных ископаемых. Статья посвящена разработке указанного подхода. Методологической базой исследования послужили концепция циркулярной экономики и теоретические положения экономики природопользования и экологического менеджмента. Применялись методы анализа, синтеза и индукции. Обосновано использование и даны определения терминов «организационно-экономический механизм», «циркулярное недропользование» и «организационно-экономический механизм циркулярного недропользования». Выделены организационные, правовые и экономические факторы организационно-экономического механизма, сформулированы принципы обеспечения его сбалансированности и эффективности. Аргументирован выбор базирующихся на этих факторах и принципах инструментов: 1) организационно-управленческих, предусматривающих формирование, регулирование и координацию деятельности участников циркулярных процессов; 2) экономических, создающих материальную заинтересованность в развитии циркулярной экономики в сфере недропользования. Определены две группы показателей результативности применения данных инструментов - общеэкономические (макро- и мезо-) и коммерческие (микроэкономические). Разработанная методология позволяет обеспечить эффективность и результативность государственного управления отходами недропользования и вторичными минеральными ресурсами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Еремеева О. С., Мочалова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANISATIONAL ECONOMIC MECHANISM OF CIRCULAR SUBSOIL USE

One problem about developing circular economy in the mineral resources sector is the absence of a methodological approach to forming an organisational economic mechanism for circular subsoil use in Russia and its regions which specialise in the extraction of minerals. The paper aims to create such an approach. The concept of circular economy and theoretical propositions of natural resources economics and environmental management constitute the methodological basis of the research. The methods include analysis, synthesis, and inductive reasoning. The paper justifies the application of the terms “organisational economic mechanism”, “circular subsoil use”, and “organisational economic mechanism of circular subsoil use” and provides them with definitions. Then, the article identifies organisational, legal and economic factors affecting the organisational economic mechanism, as well as formulates principles of balancing it and ensuring its efficiency. Proceeding from these factors and principles the authors justify their selection of tools: 1) organisational and managerial ones targeted at forming, regulating, and coordinating the activities of circular processes’ participants; 2) economic ones that create material incentives for developing circular economy in the subsoil use. According to the research results, there are two groups of indicators showing the effectiveness of using these tools: general economic (macro- and meso-) and commercial (microeconomic) indicators. The developed methodology allows ensuring the effectiveness and efficiency of the state management of secondary resources and waste generated by mineral extraction.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ЦИРКУЛЯРНОГО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИИ»

DOI: 10.29141/2658-5081-2023-24-1-5 EDN: QSVOKB JEL classification: Q58, R11

О. С. Еремеева Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург,

Российская Федерация Л. А. Мочалова Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, Российская Федерация

Организационно-экономический механизм циркулярного недропользования

Аннотация. Одной из проблем развития циркулярной экономики в минерально-сырьевом секторе является отсутствие методологического подхода к формированию организационно-экономического механизма циркулярного недропользования в России и ее регионах, специализирующихся на добыче полезных ископаемых. Статья посвящена разработке указанного подхода. Методологической базой исследования послужили концепция циркулярной экономики и теоретические положения экономики природопользования и экологического менеджмента. Применялись методы анализа, синтеза и индукции. Обосновано использование и даны определения терминов «организационно-экономический механизм», «циркулярное недропользование» и «организационно-экономический механизм циркулярного недропользования». Выделены организационные, правовые и экономические факторы организационно-экономического механизма, сформулированы принципы обеспечения его сбалансированности и эффективности. Аргументирован выбор базирующихся на этих факторах и принципах инструментов: 1) организационно-управленческих, предусматривающих формирование, регулирование и координацию деятельности участников циркулярных процессов; 2) экономических, создающих материальную заинтересованность в развитии циркулярной экономики в сфере недропользования. Определены две группы показателей результативности применения данных инструментов - общеэкономические (макро- и мезо-) и коммерческие (микроэкономические). Разработанная методология позволяет обеспечить эффективность и результативность государственного управления отходами недропользования и вторичными минеральными ресурсами.

Ключевые слова: циркулярная экономика; организационно-экономический механизм; циркулярность; недропользование; экологический менеджмент; результативность .

Для цитирования: Eremeeva O. S., Mochalova L. A. (2023). Organisational economic mechanism of circular subsoil use. Journal of New Economy, vol. 24, no. 1, pp. 104-125. DOI: 10.29141/2658-5081-2023-24-1-5. EDN: QSVOKB.

Информация о статье: поступила 28 октября 2022 г.; доработана 25 ноября 2022 г.; одобрена 28 ноября 2022 г.

Olga S. Eremeeva Lyudmila A. Mochalova

Ural State Mining University, Ekaterinburg, Russia Ural State Mining University, Ekaterinburg, Russia

Organisational economic mechanism of circular subsoil use

Abstract. One problem about developing circular economy in the mineral resources sector is the absence of a methodological approach to forming an organisational economic mechanism for circular subsoil use in Russia and its regions which specialise in the extraction of minerals. The paper aims to create such an approach. The concept of circular economy and theoretical propositions of natural resources economics and environmental management constitute the methodological basis of the research. The methods include analysis, synthesis, and inductive reasoning. The paper justifies the application of the terms "organisational economic mechanism", "circular subsoil use", and "organisational economic mechanism of circular subsoil use" and provides them with definitions. Then, the article identifies organisational, legal and economic factors affecting the organisational economic mechanism, as well as formulates principles of balancing it and ensuring its efficiency. Proceeding from these factors and principles the authors justify their selection of tools: 1) organisational and managerial ones targeted at forming, regulating, and coordinating the activities of circular processes' participants; 2) economic ones that create material incentives for developing circular economy in the subsoil use. According to the research results, there are two groups of indicators showing the effectiveness of using these tools: general economic (macro- and meso-) and commercial (microeconomic) indicators. The developed methodology allows ensuring the effectiveness and efficiency of the state management of secondary resources and waste generated by mineral extraction.

Keywords: circular economy; organisational economic mechanism; subsoil use; environmental management; effectiveness.

For citation: Eremeeva O. S., Mochalova L. A. (2023). Organisational economic mechanism of circular subsoil use. Journal of New Economy, vol. 24, no. 1, pp. 104-125. DOI: 10.29141/26585081-2023-24-1-5. EDN: QSVOKB.

Article info: received October 28, 2022; received in revised form November 25, 2022; accepted November 28, 2022

В эпоху стремительного научно-технического развития благодаря производственно-техническим и социально-экономическим изменениям повышаются экономическое благосостояние страны и качество жизни населения, открываются новые возможности для развития общества, но вместе с тем накапливаются экологические проблемы, возникшие в ходе антропогенного воздействия на окружающую среду. Для обеспечения сбалансированности в области достижения научно-технологических, социально-экономических и экологических целей в России в целом и ее регионах необходима реализация общеизвестной концепции устойчивого развития и вытекающей из нее концепции циркулярной экономики.

Введение

Наиболее часто под циркулярной экономикой, называемой также экономикой замкнутого цикла и круговой экономикой, специалисты и ученые понимают экономику, имеющую восстановительный и замкнутый характер [Дорохина, Харченко, 2017; D'Amato et al., 2017; Гурьева, 2019; Suarez-Eiroaa et al., 2019; Dovgal et al., 2020]. Ее отличает уменьшение объема потребления и переработки первичного сырья, которое достигается за счет использования вторичных ресурсов, что, в свою очередь, приводит к ресурсосбережению, сокращению количества отходов, а вследствие этого и площадей, предназначенных для их захоронения [Пахомова, Рихтер, Ветрова, 2017; Kinnunen, Kaksonen, 2019; Rossi et al., 2020; Мочалова, Соколова, 2021].

Поскольку циркулярная экономика помимо проявления других эколого-экономиче-ских эффектов подразумевает решение проблемы управления отходами, важной сферой ее реализации выступает недропользование, связанное с образованием более 90 % всех отходов в России и ее регионах. Соответственно, концепции и стратегии устойчивого пространственного развития регионов, специализирующихся на добыче полезных ископаемых, включают задачи и направления, ориентированные на управление отходами недропользования и применение вторичных минеральных ресурсов. К таким территориям относятся, в частности, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, входящие в Уральско-Сибирский макрорегион.

Для перехода минерально-сырьевого комплекса к циркулярной экономике требуются масштабные технико-технологические преобразования. Их успешное осуществление возможно лишь при наличии организационно-экономического механизма, который стимулирует применение циркулярных бизнес-моделей в недропользовании. Вопросам формирования организационно-экономического механизма посвящены труды многих ученых, однако в научной литературе не сформировалось целостного представления о его методологии в сфере циркулярного недропользования.

Целью исследования, определяющей его научную новизну, является разработка методологического подхода к формированию организационно-экономического механизма циркулярного недропользования в России и ее регионах, промышленность которых базируется на добыче полезных ископаемых.

Задачи исследования заключаются в выявлении факторов, влияющих на организационно-экономический механизм циркулярного недропользования; определении принципов его формирования; выборе и исследовании инструментов данного механизма, а также показателей их результативности.

Согласно гипотезе исследования, формирование циркулярного недропользования, характеризуемого рациональным использованием природных ресурсов и минимизацией отходов в условиях деятельности предприятий минерально-сырьевого комплекса, возможно в случае применения эффективных инструментов организационно-экономического механизма.

Обзор литературы

В научных трудах организационно-экономический механизм понимается по-разному. Л. К. Агаева характеризует его как «совокупность организационно-экономических форм и методов, инструментов и рычагов воздействия на объект...» [Агаева, 2013, с. 141]. А. Д. Ку-харук дополняет это определение, отмечая, что данная совокупность представляет собой систему, способную к самоуправлению [Кухарук, 2013]. Б. А. Райзберг, Л. М. Лозовский, Б. А. Стародубцева [1996] предлагают учитывать в указанном механизме правовой аспект, а Н. Л. Удальцова акцентирует внимание на его отраслевом характере [Удальцова, 2012]. Наиболее полное определение дает М. Дергалюк: организационно-экономический

механизм - это «специфическая совокупность элементов организационно-экономического характера (объекты, субъекты, цели, взаимодействия, методы, инструменты и т. д.), взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом с помощью подвижных внутренних и внешних коммуникаций на макро-, мезо- и микроуровнях экономики, ее межотраслевых комплексах, отраслях, первичных звеньях и многом другом» [Бе^аНик, 2017]. Анализ определений рассматриваемого феномена позволяет сделать вывод о том, что все они предусматривают системный подход к использованию организационных и экономических инструментов.

Важно отметить, что в экономике природопользования как науке известно понятие «экономический механизм природопользования», охарактеризованное С. Н. Бобылевым как «специальные механизмы и инструменты, непосредственно связанные с охраной окружающей среды и эксплуатацией природных ресурсов» [Бобылев, 2014, с. 309]. Ч. С. Ка-рыбаева рассматривает экономический механизм регулирования природопользования и охраны окружающей среды как систему «мероприятий, определяющих устойчивое рациональное использование природных ресурсов на основе экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую следующие составляющие: учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов; оценка загрязнения окружающей среды; возмещение экологического вреда» [Карыбаева, 2011, с. 16]. Н. Н. Лукьянчиков и И. М. Потравный представляют экономический механизм природопользования через его составляющие: «платность природопользования; система экономического стимулирования природоохранной деятельности; плата за загрязнение окружающей среды; создание рынка природных ресурсов; совершенствование ценообразования с учетом экологического фактора; экологические фонды; экологические программы; продажа прав на загрязнение; система «залог - возврат»; экологическое страхование и др.» [Лукьянчиков, Потравный, 2007, с. 589]. С. Лутковска и Г. Калетник рассматривают «организационно-экономический механизм управления природной, техногенной и экологической безопасностью», который является «частью общей системы экономики в целом со своими особенностями» и имеет своей целью «согласование экономических и экологических интересов общественного производства: вертикальных - государственных, региональных, местных, горизонтальных - территориальных, ведомственных, на уровне отношений между предприятиями и т. д., а также установление эффективной процедуры обеспечения безопасности» [Ь^коуэка, Ка1е11шк, 2020, р. 606].

С нашей точки зрения, в рамках экономики природопользования корректнее применять термин «организационно-экономический механизм природопользования», учитывая не только экономические, но и организационно-управленческие инструменты, тесно связанные друг с другом. В условиях развития циркулярной экономики рекомендуется говорить об организационно-экономическом механизме циркулярного природопользования. Поясним смысл прилагательного «циркулярный», обозначающего признак предмета, на основе характеристики самого предмета исследования - циркулярности.

Следует отметить, что различные авторы, определяя термин «циркулярность» схожим образом, раскрывают его по-разному. Например, М. А. Гурьева [2019] связывает циркулярность с научными идеями, воплощенными в концепте циркулярной экономики, такими как экологически устойчивая модель для промышленности, промышленная экосистема Р. Фроша и Н. Галлопулоса (1989); концепция нулевых отходов В. Сноу и Дж. Дикинсона (1990); устойчивое использование природных ресурсов Д. Пирса (1992); безотходное производство, социальная ответственность М. Браунгардта и У. Макдоно (2002) и др. В труде Н. В. Пахомовой, К. К. Рихтера, М. А. Ветровой рассматриваемое понятие характеризуется «минимизацией потребления первичного сырья и объемов

перерабатываемых ресурсов, которая сопровождается снижением отходов, направляемых на захоронение, при одновременном сокращении площадей, занимаемых соответствующими полигонами и неорганизованными свалками» [Пахомова, Рихтер, Ветрова, 2017, с. 245]. Д. В. Валько, изучая понятийный аппарат, связывает циркулярность со сбалансированной устойчивостью и динамичностью [Валько, 2019]. Как показал анализ, отечественные ученые, так же как и зарубежные [Prieto-Sandoval, Jaca, Ormazabal, 2018; Suarez-Eiroaa et al., 2019; Costa Fernandes et al., 2020; Kristensen, Mosgaard, 2020; Yadav et al., 2020], характеризуя циркулярность, используют следующие понятия: безотход-ность, малоотходность, ресурсосбережение, комплексность, устойчивость, эффективность, оптимизирование, создание ценности и т. д.

На основании вышесказанного дадим определение нового термина. Организационно-экономический механизм циркулярного природопользования - это совокупность организационно-управленческих и экономических инструментов, стимулирующих ресурсосберегающее, комплексное и минимально отходное использование природных ресурсов.

Однако в отношении сферы минерально-сырьевого комплекса страны в целом и отдельных промышленных регионов в связи с особенностями использования минеральных ресурсов целесообразно применять термин «организационно-экономический механизм циркулярного недропользования». Схема формирования данного термина представлена на рис. 1.

Природопользование -

Недропользование > Циркулярное недропользование

Другие виды природопользования

>

Экономика природопользования

Экономические Организационно-инструменты управленческие

инструменты

'-*-'

Организационно-экономический механизм природопользования

î>

Организационно-экономический

механизм циркулярного недропользования

Рис. 1. Формирование термина «организационно-экономический механизм

циркулярного недропользования» Fig. 1. Formation of the term "organisational economic mechanism of circular subsoil use"

С учетом данной нами интерпретации организационно-экономического механизма циркулярного природопользования и трактовки недропользования, представленной в Российской геологической энциклопедии1, организационно-экономический механизм циркулярного недропользования можно определить как совокупность организационно-управленческих и экономических инструментов, которые стимулируют осуществление ресурсосберегающей, комплексной и минимально отходной деятельности по геологическому изучению, поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, а также использованию недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.

1 Российская геологическая энциклопедия: в 3 т. Т. 2. Москва; Санкт-Петербург: Издательство Всероссийского научно-исследовательского геологического института им. А. П. Карпинского, 2011. 704 с.

Методология формирования организационно-экономического механизма

циркулярного недропользования

При разработке методологического подхода к формированию организационно-экономического механизма циркулярного недропользования в России и ее регионах применялся логический метод рассуждения от частного к общему и учитывались влияющие на данный механизм факторы; принципы, на которых он должен базироваться; инструменты, позволяющие ему достигать поставленных целей, и показатели его результативности (рис. 2).

Факторы, влияющие на формирование организационно-экономического механизма циркулярного недропользования

Правовые Экономические Организационные

+

Базовые принципы формирования организационно-экономического механизма циркулярного недропользования

Сбалансированное использование побуждающих и ужесточающих методов развития циркулярной экономики Снижение экологических рисков недропользования Сохранение естественных (природных) запасов полезных ископаемых и использование вторичного минерального сырья Обеспечение экономической эффективности циркулярного недропользования

Инструменты организационно-экономического механизма циркулярного недропользования

Организационно-управленческие Экономические

+

Показатели результативности организационно-экономического механизма циркулярного недропользования

Общеэкономические Коммерческие

Технико-экологические Экономические Технико-технологические Организационно-управленческие Финансово-экономические

Рис. 2. Методологический подход к формированию организационно-экономического механизма циркулярного недропользования Fig. 2. Methodological approach to forming the organisational economic mechanism of circular subsoil use

По мнению авторов статьи, влияющие на рассматриваемый механизм факторы в зависимости от сферы влияния подразделяются на правовые, экономические и организационные.

Правовые факторы отражают необходимость развития циркулярного законодательства и оформления правовых отношений в сфере экономики недропользования. Экономические факторы связаны с применением методов, способствующих повышению уровня экономического развития путем вовлечения в производство бросовых (отвальных) отходов недропользования. Организационные факторы учитывают готовность сообществ, институтов и организаций способствовать внедрению и развитию циркулярных

схем производства и потребления в недропользовании. Перечисленные факторы могут оказывать воздействие разного масштаба - международного, национального, регионального и локального.

Принципы, на которых должен базироваться организационно-экономический механизм циркулярного недропользования, охарактеризованы в табл. 1.

Таблица 1. Принципы формирования организационно-экономического механизма

циркулярного недропользования Table 1. Principles of forming the organisational economic mechanism of circular subsoil use

Принцип Комментарий

1. Сбалансированное использование побуждающих и ужесточающих методов развития циркулярной экономики Организационно-экономический механизм циркулярного недропользования по характеру воздействия должен быть не только стимулирующим, но и жестким (подавляющим)

2. Снижение экологических рисков недропользования Циркулярное недропользование, в отличие от нециркулярного, должно способствовать уменьшению негативного воздействия на все компоненты окружающей среды

3. Сохранение естественных (природных) запасов полезных ископаемых и использование вторичного минерального сырья Недропользование, основанное на применении принципов циркулярной экономики, предполагает сбережение природных запасов полезных ископаемых, а также развитие отрасли в части использования вторичных минеральных ресурсов

4. Обеспечение экономической эффективности циркулярного недропользования Предприятиям будет выгодно развивать циркулярное недропользование, если получаемые результаты будут не только покрывать, но и превосходить все понесенные затраты

Первый принцип предусматривает стимулирование развития циркулярной экономики посредством применения не только экономических и рыночных рычагов, свойственных стимулирующему механизму природопользования (предполагает слабую устойчивость), но и экономических и административных инструментов, определяющих жесткий механизм природопользования (предполагает сильную устойчивость) и направленных на решение проблемы отходообразования в процессе добычи и переработки полезных ископаемых путем реализации жесткой правовой, административной, налоговой, кредитной и штрафной политики. Именно такое сочетание видов экономического механизма природопользования экономист-эколог С. Н. Бобылев [2014] называет целесообразным.

Второй принцип основывается на том, что общество и государство заинтересованы в развитии организационно-экономического механизма циркулярного недропользования для уменьшения вероятности неблагоприятных экологических событий и снижения величины эколого-экономического ущерба. Недропользование, осуществляемое без учета принципов циркулярного развития, вызывает следующие экологические риски:

• природно-экологический, обусловленный неблагоприятными воздействиями на окружающую среду, потерей запасов;

• технико-экологический, который определяется появлением техногенной окружающей среды (подразделяется на два вида: риск, связанный с изменениями в окружающей среде в результате безаварийной хозяйственной деятельности, и риск, вызванный техногенными катастрофами и авариями);

• социально-экологический, вызывающий защитную реакцию государства и общества на обострение экологических проблем и приводящий к формированию и развитию

эколого-социальной среды (делится на два типа: эколого-нормативный, обусловленный принятием и постоянным ужесточением экологических законов и норм для хозяйствующих субъектов, и эколого-политический, связанный с экологическими акциями общественности в отношении предприятий) [Олейник, 2000].

Третий принцип тесно переплетается со вторым и предусматривает ресурсосбережение и сохранение природных запасов полезных ископаемых, а также использование вторичного минерального сырья взамен первичного. Для реализации данного принципа необходимо положительное действие правовых, экономических и организационных факторов.

Четвертый принцип означает, что экономические результаты (выгоды) от циркулярного недропользования должны значительно превосходить затраты недропользователей. Для предприятий данные результаты заключаются в снижении издержек и росте доходов. Экономия средств (снижение издержек) достигается благодаря уменьшению объемов использованных природных ресурсов и экологических платежей и штрафов за причиненный экологический ущерб. Циркулярный недропользователь расходует меньше денежных средств на обезвреживание, хранение и захоронение отходов. Ввиду улучшения условий труда работников уменьшаются компенсационные выплаты. Кроме того, для циркулярного недропользователя становится возможным снизить ставку страховых платежей при экологическом страховании. Рост доходов обусловлен увеличением доли рынка от продажи «экологически чистой» продукции, более востребованной, чем продукция конкурентов, а также продажей дополнительной основной продукции в результате использования вторичного сырья и попутной продукции, открывающей новые рынки.

Название и сущность организационно-экономического механизма циркулярного недропользования показывают, что он основывается на применении организационно-управленческих и экономических инструментов. Организационно-управленческие инструменты, к которым относятся прежде всего циркулярные бизнес-модели, схемы-иерархии управления цикличностью производства и потребления, логистические приемы управления цикличностью производства и потребления [Мочалова, Соколова, 2021], ориентированы на формирование, регулирование и координацию деятельности участников циркулярных процессов. Экономические инструменты представляют собой конкретные формы регулирования и методы управления, основанные на правовых нормах и создающие материальную заинтересованность в развитии циркулярной экономики в сфере недропользования.

Результативность применения перечисленных инструментов предлагается оценивать с помощью следующих показателей: общеэкономических (макро- и мезо-), определяемых для уровня минерально-сырьевого комплекса России и ее регионов, и коммерческих (микроэкономических), рассчитываемых для конкретного недропользователя. В свою очередь, показатели первого типа подразделяются на технико-экологические и экономические, а второго типа - на технико-технологические, организационно-управленческие и финансово-экономические.

Применимость инструментов организационно-экономического механизма циркулярного недропользования в российских условиях: результаты исследования

На практике организационно-экономический механизм циркулярного недропользования реализуется в России и ее регионах в виде применения его инструментов, которые, как было отмечено выше, делятся на организационно-управленческие и экономические (табл. 2).

Таблица 2. Инструменты организационно-экономического механизма циркулярного недропользования Table 2. Tools of the organisational economic mechanism of circular subsoil use

Инструменты

организационно-управленческие экономические

• внутрикорпоративные циркулярные бизнес-модели; • схемы-иерархии управления цикличностью производства и потребления; • логистические приемы управления цикличностью производства и потребления; • государственные институты, способствующие развитию циркулярной экономики; • циркулярные промышленные кластеры; • рыночная инфраструктура, необходимая для получения и обращения вторичного минерального сырья • ценообразование на рынке первичного и вторичного минерального сырья; • налогообложение добытого минерального сырья из природных и техногенных месторождений; • льготное налогообложение и кредитование циркулярного недропользования; • государственное финансирование циркулярного недропользования; • штрафы и выплата компенсаций за нециркулярное недропользование; • льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду

Авторы рассмотрели каждый из обозначенных инструментов организационно-экономического механизма циркулярного недропользования с целью выявления их применимости в условиях России и ее сырьевых регионов.

Организационно-управленческие инструменты были проанализированы с использованием как отечественного [Важенин, Орлов, Хакимов, 2020; Макарова, 2020; Мирке-римова, 2020; Уланов, Бахмин, Коробова, 2020; Мочалова, Соколова, 2021], так и зарубежного [Kemp, Never, 2017; Cai et al., 2020; Fan, Fang, 2020; Tang et al., 2020; Nyangchak, 2022] опыта.

Внутрикорпоративные циркулярные бизнес-модели. Данные модели были предложены фондом Ellen MacArthur1. По причине высокого уровня отходообразования в сфере недропользования наиболее востребованной у российских предприятий должна быть циркулярная бизнес-модель «восстановление ресурсов». Восстановление минеральных ресурсов в количественном плане предусматривает утилизацию горнопромышленных отходов, которая осуществляется посредством использования пустых пород для рекультивации отработанных карьеров, применения хвостов обогащения в качестве вторичного сырья для производства строительных материалов, очистки технической воды и ее повторного использования в системе оборотного водоснабжения, улавливания неорганических веществ (шлама) и их применения в процессе изготовления стройматериалов [Мочалова, Соколова, 2021].

Схемы-иерархии управления цикличностью производства и потребления. На первоначальном этапе применения данных схем предприятиям минерально-сырьевого комплекса следует начать с реализации концепции 3R - Reduce, Reuse and Recycle (предотвращение образования отходов - повторное использование - переработка во вторичные ресурсы). По мере расширения круга задач сигнатура 3R может смениться на 6R с одним исключением: в управлении цикличностью производства и потребления, связанного с отходами недропользования, будет невозможно применение ремануфактуринга (remanufacture). Таким образом, управление ограничится пятью R. Развитие схемы-иерархии методов

1 Ellen MacArthur Foundation: Towards a circular economy: Business rationale for an accelerated transition. (2015). https://www.ellenmacarthurfoundation.org/assets/downloads/TCE_Ellen-MacArthur-Foundation-9-Dec-2015.pdf.

управления цикличностью производства и потребления до концепции 9R возможно путем добавления способов организации умного потребления, если деятельность по добыче полезных ископаемых связана с металлургическим производством (горно-металлургическое производство) или если производство реализуется в рамках конгломерата, осуществляющего ведение непрофильной для горной сферы экономической деятельности [Мочалова, Соколова, 2021].

Логистические приемы управления цикличностью производства и потребления. Организационно-управленческим инструментом, способствующим наиболее эффективному внедрению и развитию циркулярных бизнес-моделей и схем-иерархий управления цикличностью производства и потребления, на предприятиях минерально-сырьевого комплекса выступает применение логистических приемов управления отходами как специфичными материальными потоками. Например, бизнес-модель «циркулярные поставки» предполагает сокращение объемов используемых ресурсов (Reduce), которого можно добиться с помощью такого логистического приема управления отходами, как оптимизация норм расходования материальных, топливных и энергетических ресурсов. Бизнес-модель «восстановление ресурсов», в частности, реализуется путем повторного использования отходов (Reuse), предполагающего транспортирование отходов недропользования в собственные подразделения или на предприятия-партнеры с целью производства песчано-щебеночных смесей, теплоизоляционных материалов и др.

Государственные институты, способствующие развитию циркулярной экономики. Формирование циркулярной экономики в минерально-сырьевом комплексе во многом зависит от наличия институциональной среды, обеспечивающей возможность и эффективность переработки отходов недропользования. Создание государственных институтов необходимо для проведения фундаментальных исследований в области циркулярной экономики, стимулирования предприятий к внедрению замкнутых циклов, контроля за соблюдением циркулярного законодательства и создания условий для внедрения инноваций. Таким образом, их основной задачей является установление «формальных правил», например разработка нормативных правовых актов в области циркулярной экономики (в том числе закона о круговой экономике); проведение государственного экологического мониторинга; осуществление регионального государственного экологического надзора за использованием отходов недропользования; организация системы экологического образования и систем подготовки и переподготовки кадров для внедрения практик циркулярного недропользования; ведение государственного учета объектов, имеющих потенциал для использования отходов недропользования в качестве вторичного сырья; систематизация отходов недропользования и др. Функцией государственных институтов является также проведение индивидуальных консультаций, связанных с организацией замкнутых циклов, и пропаганда производства и потребления «экологически чистой» продукции [Макарова, 2020].

Важно отметить, что в задачи данных институтов должны входить не только разработка новых подходов, методов и нормативных правовых актов, касающихся обращения с отходами недропользования, но и корректировка уже существующих, установленных законодательно «формальных правил». С учетом условий России речь идет, в частности, об исключении так называемого «двойного» регулирования, возникающего между природоохранным (связанным с вопросами охраны окружающей среды, в том числе обращением с отходами производства и потребления) и природоресурсным (связанным с недропользованием) видами законодательства, а также установлении четкого разграничения их сфер действия [Важенин, Орлов, Хакимов, 2020; Миркеримова, 2020; Уланов, Бахмин, Коробова, 2020]. Трудоемкая работа по совершенствованию правового

регулирования необходима также ввиду противоречий в российском законодательстве в части управления отходами недропользования и применения вторичных минеральных ресурсов. Необходимость устранения этих противоречий определяет первоочередные действия государственных институтов, предназначенных для развития циркулярной экономики в минерально-сырьевом комплексе. Государственное регулирование в этой сфере следует возложить на Министерство природных ресурсов и экологии РФ, а также на подведомственные службы и агентства. На территории Уральского федерального округа ответственными за исполнение циркулярного законодательства в сфере недропользования, следовательно, должны быть министерства природных ресурсов и экологии входящих в округ областей, Департамент по недропользованию по Уральскому федеральному округу и Департамент федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу.

Циркулярные промышленные кластеры. Данные кластеры являются особым видом межкорпоративных циркулярных бизнес-моделей, представляющих собой объединение промышленных предприятий, превращающих отходы друг друга в готовые продукты. Механизм их функционирования основан на обмене ресурсами и использовании побочных продуктов, в результате которых формируются замкнутые циклические системы, создающие минимальные отбросы и потребляющие меньшее количество природных ресурсов и энергии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Формирование циркулярных промышленных кластеров в минерально-сырьевом комплексе России и ее сырьевых регионах необходимо для каскадного использования добываемых и перерабатываемых полезных ископаемых, получения основной и попутной продукции из первичного и вторичного минерального сырья, а также для обеспечения безотходного производства в сфере недропользования. Один циркулярный промышленный кластер может объединять предприятия, образующие и перерабатывающие отходы недропользования определенного вида, а также включать одно крупное горнообогатительное или горно-металлургическое предприятие и несколько средних и мелких предприятий, утилизирующих отходы его производства.

Развитие циркулярного промышленного кластера возможно при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ и должно базироваться на следующих документах: Федеральном законе от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в РФ», постановлении Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 (с изменениями от 02.08.2018) «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров», приказе Министерства промышленности и торговли РФ от 09.02.2016 № 304 (с изменениями от 29.01.2019) «Об утверждении Порядка ведения реестра промышленных кластеров и специализированных организаций, соответствующих требованиям к промышленному кластеру и специализированной организации, в том числе обеспечения своевременного внесения изменений в содержащиеся в указанном реестре сведения». Еще одна схема формирования промышленного кластера основывается на нормативно-правовой базе, включающей Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ (подготовлены в 2008 г. Минэкономразвития России) и Порядок формирования перечня пилотных программ развития инновационных территориальных кластеров (принят по итогам заседания президиума Госсовета РФ от 11.11.2011). Для реализации данной схемы на территории Свердловской области при Свердловском областном фонде поддержки предпринимательства (СОФПП) создан Центр кластерного развития.

Рыночная инфраструктура, необходимая для получения и обращения вторичного минерального сырья. Формирование и поддержание устойчивого спроса на вторичное

минеральное сырье, обеспечение свободного движения на рынке полученных из него товаров и услуг во многом зависит от деятельности государства. Основная его роль заключается в создании экономических, нормативно-правовых и организационных условий для эффективного вовлечения вторичных минеральных ресурсов в хозяйственный оборот, сохранения свободной конкуренции хозяйствующих субъектов, регулирования экономических отношений между всеми участниками рынка, защиты их экономических прав и интересов.

К основным мерам содействия развитию рынка вторичных минеральных ресурсов относятся обеспечение качества вторичных материалов, применение экономических стимулов к превращению отходов недропользования во вторичное сырье, формирование спроса на вторичные ресурсы и продукцию, в том числе посредством установления ограничений и стимулов, побуждающих к использованию вторичного сырья взамен первичного, ведение постоянного наблюдения за рынком вторичных минеральных ресурсов, подготовка кадров для работы на вторичном рынке1.

Экономические инструменты циркулярного недропользования, также рассмотренные с опорой на труды не только отечественных [Ларичкин и др., 2010; Мамаев, 2016; Го-роднянский, 2017; Блошенко, 2019; Ларичкин, Кныш, 2019; Соколова, Кондратьев, 2019; Мочалова, Игнатьева, Юрак, 2020; Юмаев, 2020], но и зарубежных исследователей [Chen et al., 2021; Chevallier et al., 2021; Dikau, Volz, 2021; Fatica, Panzica, Rancan, 2021; Luo, Leipold, 2021; Wang, Yu, 2021], с одной стороны, опираются на организационно-управленческие инструменты, с другой - являются материальным стимулом для их применения.

Ценообразование на рынке первичного и вторичного минерального сырья. Считается, что на рынке цена на товар формируется в зависимости от следующих ключевых факторов: затрат на производство и реализацию продукции; соотношения спроса и предложения; среднеотраслевой рентабельности; качества; эластичности спроса по цене и доходам и др. Однако ценообразование в минерально-сырьевом комплексе значительно осложняется тем, что в процессе многостадийной и многооперационной добычи и переработки минерального многокомпонентного сырья образуется большое количество разнородных, многокомпонентных и разнокачественных готовых основных, сопутствующих и промежуточных продуктов, полученных на разных стадиях обработки полезного ископаемого и подлежащих дальнейшей переработке на этом же или на других предприятиях.

Первая сложность связана с отсутствием конкретики в понятийном аппарате. Например, нет четкого научного обоснования отличия основной и попутной продукций, что затрудняет объективную дифференцированную оценку всех производимых продуктов, поскольку себестоимость попутной продукции, как правило, не определяется, а себестоимость основной продукции, соответственно, искажается [Ларичкин и др., 2010]. Другая сложность связана с согласованием цен на товарные концентраты, полученные из многокомпонентного техногенного сырья. Справедливым является мнение о том, что ценообразование должно обеспечивать «обоснованность дифференцированных оценок каждого из используемых компонентов в исходном комплексном сырье» [Ларичкин, Кныш, 2019, с. 182]. Однако проблема усугубляется при определении и согласовании между производителями и фактическими или потенциальными потребителями цен товарных концентратов, чаще всего имеющих комплексный многокомпонентный состав. Проблемы возникают и при стоимостной оценке и согласовании цен на разного рода полуфабрикаты и промежуточные продукты: шламы, шлаки, хвосты обогащения, накопленные

1 Концепция развития рынка вторичных ресурсов. https://www.waste.ru/modules/section/item.php? itemid=117.

отвалы. Наконец, еще одной сложностью при формировании приемлемой цены вторичного минерального сырья является неготовность общества платить за продукты и материалы, изготовленные из отходов недропользования [Ларичкин и др., 2010].

Специфика минерально-сырьевого комплекса, включающего обширную номенклатуру разнообразных продуктов сложного многокомпонентного состава, обусловливает широкое применение метода нормативно-параметрического ценообразования для дифференциации базовых цен в зависимости от потребительских свойств и технико-экономических параметров продукции.

Налогообложение минерального сырья, добытого из природных и техногенных месторождений. Следует отметить, что действующий налог на добычу полезных ископаемых выступает регулятором отношений, возникающих между государством и недропользователями, а также является основным налогом, уплачиваемым в федеральный бюджет РФ и значительно влияющим на экономическое благосостояние страны. Однако анализ действующего законодательства и научной литературы в части определения данного налога выявил ряд дискуссионных вопросов.

Прежде всего следует отметить целесообразность использования дифференцированных ставок при установлении величины налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для конкретных месторождений твердых полезных ископаемых или конкретных условий разработки месторождения. И. В. Городнянский обосновывает выбор дифференциальной горной ренты первой формы для расчета платежей за пользование недрами [Го-роднянский, 2017]. Дифференциальный подход поддерживает и С. М. Мамаев, отмечая, что «плоская шкала НДПИ, т. е. отсутствие рентного подхода в налогообложении добычи нефти и газа, приводит к тому, что разработка высокодоходных и некондиционных запасов облагается одинаковыми суммами платежей» [Мамаев, 2016, с. 162]. Данное высказывание вполне применимо и для других видов полезных ископаемых. Такая система налогообложения позволяет недропользователям добывать полезные ископаемые из более богатых участков, что провоцирует преждевременное затопление и блокирование в недрах значительных запасов. Т. А. Блошенко выделяет как несовершенство налоговой политики не только игнорирование учета природного качества полезных ископаемых и условий их разработки, но и отсутствие дифференцированной величины НДПИ для отдельных этапов разработки месторождения твердых полезных ископаемых [Блошенко, 2019].

Другим проблемным вопросом в сфере налогообложения деятельности недропользователей является несформированность понятийного аппарата. В Налоговом кодексе Российской Федерации не обозначена специфика недропользования, что негативно отражается на определении налоговых обязательств организаций минерально-сырьевого комплекса.

Льготное налогообложение циркулярного недропользования. Отдельно следует сказать о необходимости введения налоговых льгот, например в виде уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций, за счет использования объектов циркулярного назначения и уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль в случае дополнительных расходов, связанных с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. В частности, Федеральный закон от 21.07.2014 № 219 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ» предусматривает предоставление налоговых льгот в виде применения дополнительного коэффициента 2 при начислении амортизации на оборудование наилучших доступных технологий (НДТ), к которым можно отнести циркулярные бизнес-модели.

Необходимость совершенствования налоговой политики М. М. Юмаев и Т. А. Бло-шенко объясняют следующими причинами: 1) отсутствием единого системного подхода к формированию фискальной политики в налогообложении минерально-сырьевого комплекса, которая в РФ представлена неналоговыми платежами за недропользование, налогом на добычу полезных ископаемых, налогом на прибыль организаций и таможенными пошлинами; 2) наличием индивидуального подхода, выраженного в предоставлении персональных льгот и режимов для отдельных предприятий и групп компаний, что, в свою очередь, нарушает принципы справедливого налогообложения; 3) слабым стимулированием вовлечения вторичных минеральных ресурсов в производственный процесс ввиду недостаточности налоговых льгот для разработки техногенных месторождений и др. [Блошенко, 2019; Юмаев, 2020].

На территории Свердловской области действуют следующие налоговые льготы для инвесторов, в частности способствующие вложению инвестиций в циркулярные проекты: 1) налоговые льготы в рамках присвоения статуса участника приоритетного инвестиционного проекта, который позволяет получать налоговые преференции по налогу на прибыль и по налогу на имущество организаций; 2) изменение сроков уплаты налогов в форме инвестиционного налогового кредита; 3) льготы в отношении компаний, являющихся научными организациями: освобождение от уплаты налога на имущество организаций; 4) освобождение от налога на имущество или льготы по налогу на прибыль в рамках специального инвестиционного контракта; 5) налоговые льготы для резидентов особой экономической зоны «Титановая долина» и территорий опережающего социально-экономического развития в части установления преференций по налогу на прибыль, налогу на имущество, земельному и транспортному налогам; 6) налоговые льготы для организаций, имеющих статус участника регионального инвестиционного проекта в сфере туризма, в виде предоставления возможности применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций и освобождения от уплаты налога на имущество организаций.

Льготное кредитование циркулярного недропользования. Льготное кредитование, рассматриваемое как один из инструментов циркулярного недропользования, теоретически может осуществляться путем выдачи льготных кредитов на приобретение экологичных (циркулярных) средств производства через льготное кредитование предприятий, а также посредством материального стимулирования коммерческих банков на выдачу льготных кредитов на природоохранные цели. Преимущество последней льготы заключается в соблюдении принципов платности и возвратности предоставляемых средств, а также в стимулировании исключительно целевого использования кредитов и минимальных сроков проведения природоохранных мероприятий. В данном случае государство предоставляет банку-кредитору налоговую льготу (снижение налоговой ставки на прибыль), что, в свою очередь, мотивирует сами банки осуществлять экологическое кредитование. В настоящее время на данные направления стимулирования природоохранной деятельности в России бюджетных средств не выделяется [Мочалова, Игнатьева, Юрак, 2020].

Среди доступных форм льготного кредитования в нашей стране, которые могут быть использованы при управлении отходами недропользования и применении вторичных минеральных ресурсов, следует выделить предоставление инвестиционных налоговых кредитов и реализацию программ льготного кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП).

Первая форма экономического стимулирования закреплена в статье 67 Налогового кодекса РФ, где указано, что инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при

проведении этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на осуществление мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, к которым относится циркулярное недропользование. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения платежей по соответствующему налогу и сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит).

Вторая форма льготного кредитования представлена в Программе стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства 2015 г. (с изменениями и дополнениями), которая разработана АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП) совместно с Минэкономразвития России и Банком России. Указанная программа предусматривает предоставление субъектам МСП кредитных средств на льготных условиях и др., в частности для управления отходами [Мочалова, Еремеева, 2021].

Государственное финансирование циркулярного недропользования. Формирование циркулярной экономики в сфере недропользования практически невозможно без государственной поддержки предприятий, которая может быть выражена в предоставлении субсидий, дотаций, субвенций и грантов для проведения природоохранных мероприятий, внедрения циркулярных бизнес-моделей и реализации замкнутых цепей поставок. Недропользователи, ориентированные на переработку отходов и использование вторичных минеральных ресурсов, могут получить субсидию, которая согласно постановлению Правительства РФ от 15.02.2018 № 158 «О программе "Фабрика проектного финансирования" (вместе с Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию развития "ВЭБ.РФ" на возмещение расходов в связи с предоставлением кредитов и займов в рамках реализации механизма "фабрики" проектного финансирования)» предусматривает инвестиции в приоритетные для страны направления, в том числе на внедрение НДТ и снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду. Кроме того, в соответствии с критериями, утвержденными постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий», возможно получение субсидии компаниями, реализующими инвестиционные проекты по внедрению НДТ на объектах, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду. Порядок выдачи данной субсидии закреплен постановлением Правительства РФ от 30.04.2019 № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий».

Кроме того, можно рассмотреть такую форму государственной поддержки, как заключение специального инвестиционного контракта между инвестором и публично-правовым образованием на основании Федерального закона от 31.12.2014 № 488 «О промышленной политике в РФ». Основанием для этого является реализация каких-либо проектов, связанных с созданием/модернизацией промышленного предприятия, в том числе с внедрением НДТ в ходе выполнения плана мероприятий по защите окружающей среды или программы повышения экологической эффективности. Формой государственной поддержки, согласно которой Министерство финансов РФ должно предусматривать на плановый период бюджетные средства на исполнение обязательств по гарантиям, является также предоставление государственных гарантий РФ по кредитам

и облигационным займам. Данная форма закреплена в постановлении Правительства РФ от 10.05.2017 № 549 «О государственных гарантиях РФ по кредитам или облигационным займам, привлекаемым юридическими лицами на цели...» [Соколова, Кондратьев, 2019; Мочалова, Еремеева, 2021].

Штрафы и выплата компенсаций за нециркулярное недропользование. Этот инструмент следует применять в случаях, когда предприятия минерально-сырьевого комплекса при наличии технических и экономических возможностей применения принципов циркулярной экономики в своем производстве отказываются следовать по пути устойчивости и модернизации производственных процессов путем внедрения циркулярных бизнес-моделей и бизнес-процессов и ввиду этого не могут выполнить экологические нормативы и требования.

Льготы в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду. Федеральным законом от 24.06.1998 № 89 «Об отходах производства и потребления» (статья 24) предусмотрено:

• понижение размера соответствующей платы индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, которые внедряют технологии, обеспечивающие уменьшение количества отходов;

• применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с деятельностью в области обращения с отходами.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты РФ», возможны корректировка указанной платы путем вычета затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в пределах исчисленной суммы, а также освобождение от взимания этой платы после внедрения НДТ.

Заключение

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно позволило на базе используемого в эколого-экономических науках понятийно-категориального аппарата («циркулярность», «недропользование», «организационно-экономический механизм природопользования») сформировать набор новых терминов, объясняющих современные тенденции развития концепции циркулярной экономики в сфере недропользования: «циркулярное природопользование», «циркулярное недропользование», «организационно-экономический механизм циркулярного природопользования».

Главный объект исследования - организационно-экономический механизм циркулярного недропользования - охарактеризован авторами как совокупность организационно-управленческих и экономических инструментов, стимулирующих осуществление ресурсосберегающей, комплексной и минимально отходной деятельности по геологическому изучению, поиску, разведке и добыче полезных ископаемых, а также использованию недр для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. При проведении исследования была подтверждена гипотеза о возможности рационального использования природных ресурсов и минимизации отходов минерально-сырьевого комплекса в случае применения эффективных инструментов данного механизма.

Практическая значимость полученных результатов определяется тем, что разработанный авторами и обоснованный в статье методологический подход к формированию организационно-экономического механизма циркулярного недропользования позволяет государственным органам власти и управления формировать и реализовывать эффективную политику стимулирования предприятий-недропользователей к организации замкнутых циклов производства и обеспечению благоприятных условий окружающей

среды. Предлагаемые организационно-управленческие и экономические инструменты циркулярного недропользования, с одной стороны, согласуются с традиционными подходами управления природопользованием в России и ее регионах, а с другой - учитывают такие современные технологии управления, как бизнес-моделирование, кластеризация, возвратная логистика, позволяющие эффективно решать проблемы обеспечения цикличности недропользования.

Изучение указанных инструментов с точки зрения применимости в российских условиях показало их общее соответствие сформированной институциональной среде. Вместе с тем были выявлены проблемы нормативно-правового регулирования рассматриваемой сферы, для выработки способов устранения которых требуется отдельное исследование.

Источники

Агаева Л. К. (2013). Организационно-экономический механизм управления инвестиционной деятельностью на предприятиях городского хозяйства // Материалы конференции. Самара: САГМУ. Т. 2. С. 138-142.

Блошенко Т. А. (2019). Методология налогообложения организации при добыче и комплексной переработке минерального сырья: дис. ... д-ра экон. наук. Москва. 317 с.

Бобылев С. Н. (2014). Экономика природопользования: учебник. 2-е изд. Москва: Инфра-М. 400 с.

Важенин Ю. И., Орлов М. В., Хакимов Б. В. (2020). Правовое регулирование использования отвалов горных пород и отходов перерабатывающих производств // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. № 2. С. 56-60.

Валько Д. В. (2019). Циркулярная экономика: понятийный аппарат и диффузия концепции в отечественных исследованиях // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». № 2. С. 42-49. Ьйр8://аоП0.17586/2310-П72-2019-12-2-42-49.

Городнянский И. В. (2017). Экономические механизмы защиты недр от расхищения выборочными разработками // Недропользование XXI век. № 3 (66). С. 102-113.

Гурьева М. А. (2019). Циркулярная экономика как инновационная модель развития социально-экономического пространства // Вопросы инновационной экономики. Т. 9, № 4. С. 1295-1316. Ы^:/МоП0.18334Мпес.9.4.41236.

Дорохина Е. Ю., Харченко С. Г. (2017). Экономика замкнутых циклов: проблемы и пути развития // Экология и промышленность России. Т. 21, № 3. С. 50-55. https://doi.org/10.18412/1816-0395-2017-3-50-55.

Карыбаева Ч. С. (2011). Экономический механизм регулирования природопользования и охраны окружающей среды в Кыргызской Республике: монография. Каракол: Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова. 160 с.

Кухарук А. Д. (2013). Содержание организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия // Вестник КемГУ. № 2 (54). С. 283-287.

Ларичкин Ф. Д., Воробьев А. Г., Глущенко Ю. Г., Иброхим А., Петеин В. Н., Иванов М. А. (2010). Теория и практика ценообразования на продукцию комплексной переработки минерального сырья // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. № 32 (89). С. 24-30.

Ларичкин Ф. Д., Кныш В. А. (ред.). (2019). Рациональное использование вторичных минеральных ресурсов в условиях экологизации и внедрения наилучших доступных технологий: монография. Апатиты: ФИЦ КНЦ РАН. 252 с.

Лукьянчиков Н. Н., Потравный И. М. (2007). Экономика и организация природопользования: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. Москва: ЮНИТИ-ДАНА. 591 с.

Макарова Т. И. (2020). Институциализация охраны окружающей среды как фактор реализации экологической политики на уровне законодательства субъектов Российской Федерации // Вестник ЮУрГУ Серия «Право». Т. 20, № 1. С. 90-95. Б01: 10.14529/1а^^200114.

Мамаев С. М. (2016). Недостатки системы налогообложения недропользования и пути ее совершенствования // Вестник университета. № 1. С. 161-166.

Миркеримова Н. Ф. (2020). О некоторых подходах к гармонизации требований законодательства об отходах производства и потребления и отходах недропользования // Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. № 4-5. С. 86-91.

Мочалова Л. А., Еремеева О. С. (2021). Нормативно-правовое обеспечение управления отходами недропользования и использования вторичных минеральных ресурсов в условиях развития циркулярной экономики // Дискуссия. № 5. Вып. 108. С. 26-38. DOI: 10.46320/2077-7639-2021-5-108-26-38.

Мочалова Л. А., Игнатьева М. Н., Юрак В. В. (2020). Экономика устойчивого развития. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного горного университета. 179 с.

Мочалова Л. А., Соколова О. Г. (2021). Теория, методология и методика перехода к циркулярной экономике в сфере недропользования: научная монография. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного горного университета. 147 с.

Олейник К. А. (2000). Экологические риски хозяйственной (предпринимательской) деятельности: сущность, основные виды // Управление риском. № 3. С. 42-44.

Пахомова Н. В., Рихтер К. К., Ветрова М. А. (2017). Переход к циркулярной экономике и замкнутым цепям поставок как фактор устойчивого развития // Вестник СПбГУ. Экономика. Т. 33. Вып. 2. С. 244-268. https://doi.10.21638/11701/spbu05.2017.203.

Райзберг Б. А., Лозовский Л. М., Стародубцева Б. А. (1996). Современный экономический словарь. Москва: Инфра-М. 496 с.

Соколова Н. Р., Кондратьев А. В. (2019). Виды государственной поддержки инвестиционной деятельности в природоохранной сфере // Экология производства. № 8. С. 26-31.

Удальцова Н. Л. (2012). Организационно-экономический механизм функционирования отрасли национальной экономики // Экономические науки. № 6 (91). С. 94-98.

Уланов А. Ю., Бахмин В. И., Коробова О. С. (2020). О совершенствовании системы обращения с отходами недропользования // Горный информационно-аналитический бюллетень. № 6. С. 48-55. https://doi.10.25018/0236-1493-2020-6-0-48-55.

Юмаев М. М. (2020). Налог на добычу полезных ископаемых: проблемные вопросы и циф-ровизация налогового администрирования // Налоги и налогообложение. № 3. С. 44-55. DOI: 10.7256/2454-065X.2020.3.32580.

Cai X., Zhu B., Zhang H., Li L., Xie M. (2020). Can direct environmental regulation promote green technology innovation in heavily polluting industries? Evidence from Chinese listed companies. Science of the Total Environment, vol. 746, 140810. https://doi.org/10.1016/j.scitotenv.2020.140810.

Chen L., Zhou R., Chang Y., Zhou Y. (2021). Does green industrial policy promote the sustainable growth of polluting firms? Evidences from China. Science of the Total Environment, vol. 764, 142927. https://doi.org/10.1016/jj.scitotenv.2020.142927.

Chevallier J., Goutte S., Ji Q., Guesmi K. (2021). Green finance and the restructuring of the oil-gas-coal business model under carbon asset stranding constraints. Energy Policy, vol. 149, 112055. https://doi. org/10.1016/j.enpol.2020.112055.

Costa Fernandes S., da, Pigosso D. C. A., McAloone T. C., Rozenfeld H. (2020). Towards product-service system oriented to circular economy: A systematic review of value proposition design approaches. Journal of Cleaner Production, vol. 257, 120507. https://doi.10.1016/jjclepro.2020.120507.

D'Amato D., Droste N., Allen B., Kettunen M., Lahtinen K., Korhonen J. ... Toppinen A. (2017). Green, circular, bio economy: A comparative analysis of sustainability avenues. Journal of Cleaner Production, vol. 168, pp. 716-734. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2017.09.053.

Dergaliuk M. (2017). The essence of the concept "organizational and economic mechanism". International Journal of Innovative Technologies in Economy, no. 1(7), pp. 52-56.

Dikau S., Volz U. (2021). Central bank mandates, sustainability objectives and the promotion of green finance. Ecological Economics, vol. 184, 107022. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2021.107022.

Dovgal O., Goncharenko N., Reshetnyak O., Dovgal G., Danko N., Shuba T. (2020). Sustainable ecological development of the global economic system. The institutional aspect. Journal of Environmental Management and Tourism, vol. 11, no. 3, pp. 728-740. https://doi.org/10.14505//jemt.v11.3(43).27.

Fan Y., Fang C. (2020). Circular economy development in China-current situation, evaluation and policy implications. Environmental Impact Assessment Review, vol. 84, 106441. https://doi.org/10.1016/j. eiar.2020.106441.

Fatica S., Panzica R., Rancan M. (2021). The pricing of green bonds: Are financial institutions special? Journal of Financial Stability, vol. 54, 100873. https://doi.org/10.1016/jjfs.2021.100873.

Kemp R., Never B. (2017). Green transition, industrial policy, and economic development. Oxford Review of Economic Policy, vol. 33, no. 1, pp. 66-84. https://doi.org/10.1093/oxrep/grw037.

Kinnunen P. H.-M., Kaksonen A. H. (2019). Towards circular economy in mining: Opportunities and bottlenecks for tailings valorization. Journal of Cleaner Production, vol. 228, рр. 153-160. https://doi. org/10.1016/j.jclepro.2019.04.171.

Kristensen H. S., Mosgaard M. A. (2020). A review of micro level indicators for a circular economy - moving away from the three dimensions of sustainability? Journal of Cleaner Production, vol. 243, 118531. https://doi.10.1016/jjclepro.2019.118531.

Luo A., Leipold S. (2021). Chinese lessons on upscaling environmental policy concepts? A review of policy-oriented circular economy research. Journal of Cleaner Production, vol. 333, 130047. https://doi. org/10.1016/j.jclepro.2021.130047.

Lutkovska S., Kaletnik G. (2020). Modern organizational and economic mechanism for environmental safety. Journal of Environmental Management and Tourism, vol. 11, no. 3, pp. 606-612. https:// doi.10.14505//jemt.11.3(43).14.

Nyangchak N. (2022). Emerging green industry toward net-zero economy. A systematic review. Journal of Cleaner Production, vol. 378, 134622. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2022.134622.

Prieto-Sandoval V., Jaca C., Ormazabal M. (2018). Towards a consensus on the circular economy. Journal of Cleaner Production, vol. 179, pp. 605-615. https://doi.10.1016/jjclepro.2017.12.224.

Rossi E., Bertassini A. C., Santos Ferreira C., dos, Amaral W. A. N., do, Ometto A. R. (2020). Circular economy indicators for organizations considering sustainability and business models: Plastic, textile and electro-electronic cases. Journal of Cleaner Production, vol. 247, 119137. https://doi.org/10.1016/;). jclepro.2019.119137.

Suarez-Eiroaa B., Fernandeza E., Mendez-Martinez G., Soto-Onate D. (2019). Operational principles of circular economy for sustainable development: Linking theory and practice. Journal of Cleaner Production, vol. 214, pp. 952-961. https://doi.10.1016/jjclepro.2018.12.271.

Tang J., Tong M., Sun Y., Du J., Liu N. (2020). A spatio-temporal perspective of China's industrial circular economy development. Science of the Total Environment, vol. 706, 135754. https://doi.org/10.1016/j. scitotenv.2019.135754.

Wang Y., Yu L. (2021). Can the current environmental tax rate promote green technology innovation? - Evidence from China's resource-based industries. Journal of Cleaner Production, vol. 278, 123443. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2020.123443.

Yadav G., Luthra S., Jakhar S. K., Mangla S. K., Rai D. P. (2020). A framework to overcome sustainable supply chain challenges through solution measures of Industry 4.0 and circular economy: An automotive case. Journal of Cleaner Production, vol. 254, 120112. https://doi.10.1016/jjclepro. 2020.120112.

Информация об авторах Еремеева Ольга Сергеевна - аспирант кафедры экономики и менеджмента. Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: 206081@m.ursmu.ru Мочалова Людмила Анатольевна - доктор экономических наук, доцент, заведующий кафедрой экономики и менеджмента. Уральский государственный горный университет, г. Екатеринбург, РФ. E-mail: lyudmila.mochalova@m.ursmu.ru

■ ■ ■

References

Agaeva L. K. (2013). Organisational economic mechanism for managing investment activities at municipal enterprises. Proc. of Conf. Samara: Samara Academy of State and Municipal Administration, vol. 2, pp. 138-142. (In Russ.)

Bloshenko T. A. (2019). Methodology of taxation of organisations in the extraction and complex processing of mineral raw materials. Dr. econ. sci. diss. Moscow. 317 p. (In Russ.)

Bobylev S. N. (2014). Economics of natural resources management. 2nd ed. Moscow: Infra-M Publ. 400 p. (In Russ.)

Vazhenin Yu. I., Orlov M. V., Khakimov B. V. (2020). Legal regulation of the use of rock dumps and waste from processing industries. Mineralnye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie = Mineral Resources of Russia. Economics and Management, no. 2, pp. 56-60. (In Russ.)

Valko D. V. (2019). Circular economy: Definitions and diffusion of the concept in Russian research. Nauchnyy zhurnal NIU ITMO. Seriya "Ekonomika i ekologicheskiy menedzhment" = Scientific journal of NIU ITMO. The series "Economics and Environmental Management", no. 2, pp. 42-49. DOI: 10.17586/2310-1172-2019-12-2-42-49. (In Russ.)

Gorodnyanskiy I. V. (2017). Economic mechanisms to protect subsoil from misappropriation selective mining. Nedropolzovaniye XXI vek = Subsoil Use in the 21th century, no. 3 (66), pp. 102-113. (In Russ.)

Guryeva M. A. (2019). Circular economy as an innovative development model of socio-economic space. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki = Russian Journal of Innovation Economics, vol. 9, no. 4, pp. 1295-1316. https://doi.10.18334/vinec.9.4.41236. (In Russ.)

Dorokhina E. Yu., Kharchenko S. G. (2017). Circular economy: Problems and ways of development. Ekologiya i promyshlennost Rossii = Ecology and Industry of Russia, vol. 21, no. 3, pp. 50-55. https://doi. org/10.18412/1816-0395-2017-3-50-55. (In Russ.)

Karybaeva Ch. S. (2011). Economic mechanism for regulating mineral resources management and environmental protection in the Kyrgyz Republic. Karakol: Issyk-Kul State University named after K. Tynys-tanov. 160 p. (In Russ.)

Kukharuk A. D. (2013). The content of the organisational economic mechanism for increasing the competitiveness of an enterprise. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta = Bulletin of Kemerovo State University, no. 2 (54), pp. 283-287. (In Russ.)

Larichkin F. D., Vorobyev A. G., Glushchenko Yu. G., Ibrokhim A., Petein V. N., Ivanov M. A. (2010). Theory and practice of pricing for products of complex processing of mineral raw materials. Natsional-nye interesy: prioritety i bezopasnost = National Interests: Priorities and Security, no. 32 (89), pp. 24-30. (In Russ.)

Larichkin F. D., Knysh V. A. (eds.). (2019). Rational use of secondary mineral resources in the conditions of greening and introduction of the best available technologies. Apatity: Kola Science Centre of RAS. 252 p. (In Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Lukyanchikov N. N., Potravnyy I. M. (2007). Economics and organisation of natural resources management. Moscow: YuNITI-DANA Publ. 591 p. (In Russ.)

Makarova T. I. (2020). Institutionalization of environmental protection as a factor of implementation of ecological policy at the level of legislation of subjects of the Russian Federation. Vestnik Yuzhno-Ural-skogo gosudarstvennogo universiteta. Series "Pravo" = Bulletin of South Ural State University. Series "Law", vol. 20, no. 1, pp. 90-95. DOI: 10.14529/law200114. (In Russ.)

Mamaev S. M. (2016). Disadvantages of the system of taxation of subsoil use and ways to improve it. Vestnik universiteta = University Bulletin, no. 1, pp. 161-166. (In Russ.)

Mirkerimova N. F. (2020). On some approaches to harmonizing the requirements of legislation on production and consumption waste, and subsoil use waste. Mineralnye resursy Rossii. Ekonomika i upravlenie = Mineral Resources of Russia. Economics and Management, no. 4-5, pp. 86-91. (In Russ.)

Mochalova L. A., Eremeeva O. S. (2021). Regulatory and legal support for the subsurface waste management and the use of secondary mineral resources in the context of the development of a circular economy. Diskussiya = Discussion, no. 5, issue 108, pp. 26-38. DOI: 10.46320/2077-7639-2021-5-10826-38. (In Russ.)

Mochalova L. A., Ignatyeva M. N., Yurak V. V. (2020). Economics of sustainable development. Ekaterinburg: Ural State Mining University. 179 p. (In Russ.)

Mochalova L. A., Sokolova O. G. (2021). Theory, methodology and methods of transition to a circular economy in the field of subsoil use. Ekaterinburg: Ural State Mining University. 147 p. (In Russ.)

Oleynik K. A. (2000). Environmental risks of economic (entrepreneurial) activity: Essence, main types. Upravlenie riskom = Risk Management, no. 3, pp. 42-44. (In Russ.)

Pakhomova N. V., Richter K. K., Vetrova M. A. (2017). Transition to circular economy and closed-loop supply chains as driver of sustainable development. Vestnik SPbGU. Ekonomika = St. Petersburg University Journal of Economic Studies, vol. 33, issue 2, pp. 244-268. DOI: 10.21638/11701/spbu05.2017.203. (In Russ.)

Rayzberg B. A., Lozovskiy L. M., Starodubtseva B. A. (1996). Modern economic dictionary. Moscow: Infra-M Publ. 496 p. (In Russ.)

Sokolova N. R., Kondratyev A. V. (2019). Types of state support of investment activities in the sphere of environmental protection. Ekologiya proizvodstva = Ecology of Production, no. 8, pp. 26-31. (In Russ.)

Udaltsova N. L. (2012). Organisational economic mechanism of functioning of industries in the national economy. Ekonomicheskie nauki = Economic Sciences, no. 6 (91), pp. 94-98. (In Russ.)

Ulanov A. Yu., Bakhmin V. I., Korobova O. S. (2020). Improvement of subsoil use waste management. Gornyy informatsionno-analiticheskiy byulleten = Mining Information and Analytical Bulletin, no. 6, pp. 48-55. DOI: 10.25018/0236-1493-2020-6-0-48-55. (In Russ.)

Yumaev M. M. (2020). Taxation of natural resource extraction: problematic questions and digitali-zation of tax administration. Nalogi i nalogooblozhenie = Taxes and Taxation, no. 3, pp. 44-55. DOI: 10.7256/2454-065X.2020.3.32580. (In Russ.)

Cai X., Zhu B., Zhang H., Li L., Xie M. (2020). Can direct environmental regulation promote green technology innovation in heavily polluting industries? Evidence from Chinese listed companies. Science of the Total Environment, vol. 746, 140810. https://doi.org/10.1016Z.scitotenv.2020.140810.

Chen L., Zhou R., Chang Y., Zhou Y. (2021). Does green industrial policy promote the sustainable growth of polluting firms? Evidences from China. Science of the Total Environment, vol. 764, 142927. https://doi.org/10.1016/jj.scitotenv.2020.142927.

Chevallier J., Goutte S., Ji Q., Guesmi K. (2021). Green finance and the restructuring of the oil-gas-coal business model under carbon asset stranding constraints. Energy Policy, vol. 149, 112055. https://doi. org/10.1016/j.enpol.2020.112055.

Costa Fernandes S., da, Pigosso D. C. A., McAloone T. C., Rozenfeld H. (2020). Towards product-service system oriented to circular economy: A systematic review of value proposition design approaches. Journal of Cleaner Production, vol. 257, 120507. https://doi.10.1016/jjclepro.2020.120507.

DAmato D., Droste N., Allen B., Kettunen M., Lahtinen K., Korhonen J. ... Toppinen A. (2017). Green, circular, bio economy: A comparative analysis of sustainability avenues. Journal of Cleaner Production, vol. 168, pp. 716-734. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2017.09.053.

Dergaliuk M. (2017). The essence of the concept "organizational and economic mechanism". International Journal of Innovative Technologies in Economy, no. 1(7), pp. 52-56.

Dikau S., Volz U. (2021). Central bank mandates, sustainability objectives and the promotion of green finance. Ecological Economics, vol. 184, 107022. https://doi.org/10.1016/j.ecolecon.2021.107022.

Dovgal O., Goncharenko N., Reshetnyak O., Dovgal G., Danko N., Shuba T. (2020). Sustainable ecological development of the global economic system. The institutional aspect. Journal of Environmental Management and Tourism, vol. 11, no. 3, pp. 728-740. https://doi.org/10.14505//jemt.v11.3(43).27.

Fan Y., Fang C. (2020). Circular economy development in China-current situation, evaluation and policy implications. Environmental Impact Assessment Review, vol. 84, 106441. https://doi.org/10.1016/;). eiar.2020.106441.

Fatica S., Panzica R., Rancan M. (2021). The pricing of green bonds: Are financial institutions special? Journal of Financial Stability, vol. 54, 100873. https://doi.org/10.1016/jjfs.2021.100873.

Kemp R., Never B. (2017). Green transition, industrial policy, and economic development. Oxford Review of Economic Policy, vol. 33, no. 1, pp. 66-84. https://doi.org/10.1093/oxrep/grw037.

Kinnunen P. H.-M., Kaksonen A. H. (2019). Towards circular economy in mining: Opportunities and bottlenecks for tailings valorization. Journal of Cleaner Production, vol. 228, pp. 153-160. https://doi. org/10.1016/j.jclepro.2019.04.171.

Kristensen H. S., Mosgaard M. A. (2020). A review of micro level indicators for a circular economy - moving away from the three dimensions of sustainability? Journal of Cleaner Production, vol. 243, 118531. https://doi.10.1016/jjclepro.2019.118531.

Luo A., Leipold S. (2021). Chinese lessons on upscaling environmental policy concepts? A review of policy-oriented circular economy research. Journal of Cleaner Production, vol. 333, 130047. https://doi. org/10.1016/j .jclepro.2021.130047.

Lutkovska S., Kaletnik G. (2020). Modern organizational and economic mechanism for environmental safety. Journal of Environmental Management and Tourism, vol. 11, no. 3, pp. 606-612. https:// doi.10.14505//jemt.11.3(43).14.

Nyangchak N. (2022). Emerging green industry toward net-zero economy. A systematic review. Journal of Cleaner Production, vol. 378, 134622. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2022.134622.

Prieto-Sandoval V., Jaca C., Ormazabal M. (2018). Towards a consensus on the circular economy. Journal of Cleaner Production, vol. 179, pp. 605-615. https://doi.10.1016/jjclepro.2017.12.224.

Rossi E., Bertassini A. C., Santos Ferreira C., dos, Amaral W. A. N., do, Ometto A. R. (2020). Circular economy indicators for organizations considering sustainability and business models: Plastic, textile and electro-electronic cases. Journal of Cleaner Production, vol. 247, 119137. https://doi.org/10.1016/;). jclepro.2019.119137.

Suarez-Eiroaa B., Fernandeza E., Mendez-Martinez G., Soto-Onate D. (2019). Operational principles of circular economy for sustainable development: Linking theory and practice. Journal of Cleaner Production, vol. 214, pp. 952-961. https://doi.10.1016/jjclepro.2018.12.271.

Tang J., Tong M., Sun Y., Du J., Liu N. (2020). A spatio-temporal perspective of China's industrial circular economy development. Science of the Total Environment, vol. 706, 135754. https://doi.org/10.1016/j. scitotenv.2019.135754.

Wang Y., Yu L. (2021). Can the current environmental tax rate promote green technology innovation? - Evidence from China's resource-based industries. Journal of Cleaner Production, vol. 278, 123443. https://doi.org/10.1016/jjclepro.2020.123443.

Yadav G., Luthra S., Jakhar S. K., Mangla S. K., Rai D. P. (2020). A framework to overcome sustainable supply chain challenges through solution measures of Industry 4.0 and circular economy: An automotive case. Journal of Cleaner Production, vol. 254, 120112. https://doi.10.1016/jjclepro. 2020.120112.

Information about the authors

Olga S. Eremeeva, Postgraduate of Economics and Management Dept. Ural State Mining University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: 206081@m.ursmu.ru

Lyudmila A. Mochalova, Dr. Sc. (Econ.), Associate Prof., Head of Economics and Management Dept. Ural State Mining University, Ekaterinburg, Russia. E-mail: lyudmila.mochalova@m.ursmu.ru

© Еремеева О. С., Мочалова Л. А., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.