Научная статья на тему 'Организационно-экономические условия формирования экологически устойчивых агромелиоландшафтов'

Организационно-экономические условия формирования экологически устойчивых агромелиоландшафтов Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
66
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ / ЭКОНОМИКА / ПРИРОДООХРАНА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АГРОМЕЛИОЛАНДШАФТ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Поляков Вячеслав Владимирович

В данной статье автором рассматривается комплекс организационно-экономических условий, оказывающих непосредственное влияние на формирование природоохранной деятельности в рамках агропромышленного комплекса, и даны предложения по совершенствованию этого механизма в рамках агромелиоландшафтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические условия формирования экологически устойчивых агромелиоландшафтов»

УДК 631.152

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИ УСТОЙЧИВЫХ АГРОМЕЛИОЛАНДШАФТОВ

В.В. Поляков

Ростовский государственный строительный университет

В данной статье автором рассматривается комплекс организационно -экономических условий, оказывающих непосредственное влияние на формирование природоохранной деятельности в рамках агропромышленного комплекса, и даны предложения по совершенствованию этого механизма в рамках агромелиоландшафтов.

Ключевые слова: организация; экономика; природоохрана; деятельность; агромелиоландшафт.

In this article the complex of the organizational and economic conditions having direct impact on formation of nature protection activity within agro-industrial complex is considered by the author and suggestions for improvement of this mechanism within agromeliolandshaft are given.

Key words: organization; economy; nature protection; activity; агромелиоландшафт.

Принятие хозяйственных решений при организации рационального природопользования на агромелиоландшафтах основывалось на экономическом механизме, который был ориентирован на то, что от объема и качества рекомендуемых природоохранных мероприятий зависит величина затрат на единицу производимого продукта. Это указывает на то, что чем лучше организована территория, обеспеченная природоресурсным потенциалом, чем выше пространственные характеристики ландшафтов и лучше качество окружающей природной среды, тем благоприятнее объективные предпосылки для развития производственной деятельности, то есть в этих условиях эффективно существует в тесном взаимодействии система «природные ресурсы

- территория - аграрное производство». В эту систему следует добавить процесс экологизации окружающей природной среды, то есть экосистемы, а в области мелиорации

- агромелиоэкосистемы.

В современных условиях вхождения в рыночную экономику все природные ресурсы - земля, вода, растительные и другие ресурсы обладают стоимостью, которая используется при их обороте, установлении рыночной цены, арендной платы, возмещение потерь, формирования налогооблагаемой базы и установления платежей за их загрязнение и нерациональное использование, размеров материального стимулирования и других видов плат. Величина стоимости природных ресурсов во многом зависит от уровня научно- технического прогресса, техники и технологического обеспечения методов создания рационального природопользования и способов экологизации окружающей природной среды.

Несмотря на введение платного пользования, природными ресурсами и платежей за использование окружающей природной среды заметных успехов в повышении эффективности природопользования в отраслевом аспекте не наблюдается. Нерациональное использование показателей экономической оценки стоимости природных ресурсов обусловлены следующими причинами:

• содержание, цели и задачи государственной собственности сформулированы недостаточно четко с учетом внедрения рыночных отношений;

• институт частной собственности на природные ресурсы пока не создан,

действуют примитивные подходы по ее реализации в области природоохранной деятельности;

• существующая система стимулирования организации рационального природопользования, основанная на платности природных ресурсов и окружающей природной среды практически не действует, поскольку плата устанавливается только за природные ресурсы как товар, природный продукт и за загрязнение природной среды сверх установленных предельных нормативов, а не за их полные запасы и не за общую загрязненность;

• необоснованность расчетов экономической оценки стоимости природных ресурсов и платы за использование природной среды;

• необоснованные размеры платного природопользования, не в полной мере учитывающие особенности каждого природного ресурса, а также несовершенство методик определения показателей стоимости природных ресурсов;

• отсутствие статистики в области природопользования;

• показатели экономической оценки, используемые в качестве основы платежей за природные ресурсы определяется чаще всего без учета уровней воздействия на окружающую природную среду степени освоения того или иного природного ресурса. Поэтому такие стоимостные показатели, определенные без учета экологических факторов не следует использовать при оценке эффективности освоения природных ресурсов;

• затруднен методический учет экономических факторов, поскольку он связан с определением социально-экономического ущерба, наносимого природными ресурсами и окружающей природной среде в процессе хозяйственной деятельности в различных сферах природопользования.

Социально-экономический ущерб понимается как совокупность стоимостных и социальных потерь при освоении и использовании природных ресурсов и при загрязнении окружающей природной среды, дополнительных затрат на восстановление нарушенных ресурсов и природной среды и снижением их естественного качественного состояния и как следствие ухудшение состояние здоровья людей.

Экономический и социальный ущербы возникают в связи с превышением установленных нормативов загрязнения окружающей природной среды, при котором природная ситуация не обеспечивает самоочищение и самовосстановление качественного состояния нарушенной среды. В этом случае возникает потребность в проведении комплекса специальных мероприятий, направленных не только на восстановление качества нарушенной природной среды, но и определение дополнительных затрат на предотвращение возможности возникновения подобных ущербов. В этой связи при наличии достаточно полной информации о загрязнении окружающей природной среды и природных ресурсов, о понятиях при использовании природных ресурсов (земли, воды и т.д.), о воздействии отдельных источников загрязнения на природную среду и об обратном влиянии таких отрицательных последствий на процесс производства, на получение продукции на мелиорированных землях, представляется возможным вести разработку мероприятий как по устранению отрицательных последствий и предотвращению социально-экономического и экологического ущербов, причиняемых окружающей природной среде. При таком подходе представляется возможным установить виды самих ущербов (социальный, экономический, экологический) от нерационального использования как природных ресурсов, так и окружающей природной среды, определить затраты на устранение отрицательных последствий от загрязнения и на разработку мероприятий по предотвращению этих ущербов.

На практике объемы природоохранных мероприятий осуществляются при минимальных затратах, необходимые для снижения или полное прекращение выбросов загрязняющих веществ до их предельных концентраций. При этом затраты на проведение таких мероприятий необходимо включать в себестоимость производимой продукции предприятием. Экологические требования устанавливаются на ориентировочные объемы

выбросов. В этой связи плата за загрязнение природной среды не соответствует реально сформированным ущербам окружающей среде.

В экономическом аспекте эффективность аграрного производства достигается не только от снижения загрязнения окружающей природной среды и предотвращения различных видов ущербов (социального, экономического, экологического), но и производством дополнительной продукции более высокого качества в экологическом отношении. Эффективность природоохранных мероприятий можно в упрощенном виде определить по следующей зависимости:

Д = У + А Р пр + А Рк -7 (1)

где Д - общий доход от проведения природоохранных мероприятий;

У - стоимость предотвращенного ущерба;

- стоимость дополнительной продукции;

- доплата за качество экологически безопасной продукции;

Ъ - общая сумма приведенных затрат на проведение природоохранных мероприятий.

Общую экономическую эффективность можно определить следующим образом: Э = (У + А Р пр + А Р к - 7) / 7 (2)

В этом случае экономическая эффективность может быть преобразована в эколого-экономическую эффективность, что в полной мере согласуется в общей народнохозяйственной эффективностью определяется отношением общего дохода от проведения мероприятий к суммарным приведенным затратам. Этот показатель по существу служит критерием любого производства, поскольку отражает интегральный эколого-экономический эффект. Следовательно, проведение природоохранных мероприятий должно обеспечить такой эффект, которым покрывались все дополнительные суммарные приведенные затраты, связанные с устранением негативных последствий и поддержание экологической безопасности в территориальном аспекте.

По данным исследований эффективность инвестиционных вложений определено, что в качестве критерия эколого-экономического обоснования принятия хозяйственных решений можно принять общую сумму приведенных ежегодных затрат, выраженную с учетом сумм предотвращенного ущерба окружающей природной среде, который предлагается выразить следующей формулой:

С = Е ■ К + Уе (3)

где С - ежегодные затраты на проведение природоохранных мероприятий;

Е - коэффициент, учитывающий долю ежегодных инвестиций;

К - общий объем инвестиционных вложений на проведение природоохранных мероприятий;

Уе - ежегодный ущерб в результате негативных экологических последствий в процессе нерациональной хозяйственной деятельности.

Расчеты, как правило, проводятся по вариантам и наилучший выбирается тот, где центральный суммарный показатель ежегодных затрат наименьший. Такой подход имеет реальное методологическое обоснование, поскольку решение данного вопроса во многом определяется степенью ущерба в региональном аспекте. Поэтому в этом случае требуется комплексный подход по охране окружающей среды в целях составления величины снижения ее загрязнения при минимальных затратах. Такой подход указывает на то, что эколого-экономическое обоснование природоохранных мероприятий в аграрном секторе должно осуществляться с учетом общего потенциала производственной деятельности и природных ресурсов

В тоже время проблема определения величины ущерба является весьма сложной, вследствие его многофакторного характера, поскольку до сих пор не разработана научно обоснованная методология экологизации производственной сферы аграрного сектора, а методика экологической экспертизы крупных проектов требует уточнения и конкретизации с учетом обеспечения экологически безопасного ведения

сельскохозяйственного производства на сформировавшихся агроландшафтах, а такие усовершенствования материального стимулирования природоохранной деятельности в сельскохозяйственных предприятий, отраслей и регионов в целом.

В целях осуществления эффективной природоохранной деятельности в области агропромышленного производства необходимо создать целевую финансовую систему, которая призвана обеспечить формирование специального финансового фонда и порядок его использования при организации эффективного внедрения природоохранных программ и мероприятий с учетом создания условий для нормального функционирования инвестиционных потоков в охрану окружающей природной среды на мелиорированных землях. Одновременно с этим определяется механизм функционирования эколого-финансовой системы в условиях проведения сельскохозяйственных работ, которым должны быть присущи следующие критерии:

• обеспечение заинтересованности сельскохозяйственных предприятий в эффективности природоохранных мероприятий на агроландшафтах, а также при проведении на этих территориях мелиоративных улучшений;

• создание условий для внутриотраслевого регулирования финансовыми ресурсами с учетом выделения приобретенных направлений;

• формирование механизма обеспечения самофинансирования природоохранных мероприятий на уровне сельскохозяйственной отрасли в целом;

• создание благоприятной инвестиционной привлекательности агромелиоративного производства для отечественных и зарубежных инвесторов;

• обеспечение финансирования инновационной и консалтинговой деятельности в организации рационального и эффективного природопользования в аграрном производстве;

• разработка природоохранных программ, обеспечивающих непрерывный процесс экологизации сельскохозяйственного производства.

Практически все платежи за пользование природными ресурсами реализуется посредством региональных и местных налогов, а также в форме платежей за загрязнение окружающей природной среды и в виде штрафов за нарушение природоохранного законодательства. При этом в современных условиях значительную роль в формировании финансовых ресурсов на природоохранную деятельность и повышении заинтересованности промышленных, сельскохозяйственных, водохозяйственных и других предприятий в снижении выбросов и сбросов загрязняющих веществ выполняют платежи за загрязнение земельных и водных ресурсов, а также окружающей среды.

Кроме того в качестве регулятивной функции в процессе учета нарушающих действий должно служить введение экологического страхования в порядке, установленным действующим законодательством в области природоохранной деятельности.

Таким образом, формирование огранизационно-экономического механизма повышения эффективности природоохранной деятельности в рамках ведения сельскохозяйственного производства должно оказать положительное влияние на рациональное использование агромелиоландшафтов в сфере агропромышленного комплекса.

Литература:

1. Александровская Л.А. Формирование и развитие агромелиоративного природопользования. М.: изд. «Вузовская книга», 2012.

2. Поляков В.В., Александровская Л.А., Лукьянченко Е.П., Чешев А.С. Использование и охрана природных ресурсов в рамках агромелиоративных систем, Ростов н/Д-Москва, «Вузовская книга», 2015.

3. Вагин В.С., Чешев А.С. Экологизация природоохранной деятельности на территории муниципальных образований. Ростов-на-Дону. ЗАО «Книга», 2015.

Вячеслав Владимирович Поляков - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика природопользования и кадастра» Ростовского государственного строительного университета.

Vyacheslav Vladimirovich Polyakov - Candidate of Economic Sciences, the associate professor "Economy of environmental management and the inventory" the Rostov State University of Civil Engineering

344022, г. Ростов-на-Дону, ул. Социалистическая, 162

344022, Rostov-on-Don, Sotsialisticheskaya St., 162 Тел.: +7(863) 295-03-32; e-mail: kafkadastra@yandex .ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.