_Аннотация
В России на различных уровнях хозяйственной деятельности уже сформировались определенные подходы к стратегическому планированию. Однако практика хозяйственной деятельности промышленного сектора экономики на региональном уровне указывает на наличие организационно-экономических предпосылок повышения эффективности стратегического планирования.
Ключевые слова: кластерный подход, конкурентоспособность, промышленные предприятия, саморегулирование, стратегическое планирование, экономика региона
Морозов Даниил Александрович
соискатель сектора региональной экономики, Пермский филиал Института экономики Уральского отделения Российской академии наук [email protected]
cтратегическое планирование в промышленном секторе
пермского края
организационно-экономические предпосылки повышения эффективности стратегического планирования
в промышленном секторе региона
Модернизация промышленного производства в России относится к числу наиболее актуальных проблем стратегического планирования. В рыночных условиях формирование стратегии хозяйственной деятельности промышленного сектора экономики региона имеет свою теоретико-методологическую основу и нацелено на повышение конкурентоспособности в рамках следующих видов стратегического планирования:
1) стратегическое планирование на предприятиях;
2) отраслевое стратегическое планирование;
3) стратегическое планирование для хозяйственных комплексов - территориально-производственных комплексов и кластеров;
4) региональное стратегическое планирование.
Проведенный нами анализ исследований в промышленных отраслях и комплексах Пермского края показывает, что наибольшее развитие имеют теоретико-методологические основы и практика стратегического планирования на предприятиях. Определенное развитие имеет региональное стратегическое планирование (региональное стратегирование),
что объясняется нормативно обусловленной необходимостью разработки документов территориального планирования в соответствии со ст. 9 Градостроительного кодекса РФ (1).
Промышленные предприятия Пермского края
Отраслевое стратегическое планирование получило новый импульс в связи с введением института саморегулирования, поскольку саморегулируемые организации на общероссийском и региональном уровнях создаются по отраслевому признаку. Предметом саморегулирования является предпринимательская или профессиональная деятельность субъектов, объединенных в саморегулируемые организации. Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (2) может служить основой для формирования механизмов стратегического планирования территориально-производственных комплексов и кластеров, объединенных в саморегулируемые организации на рынках производимых товаров (работ, услуг).
Очевидно, что разработка стандартов и правил предпринимательской или профессиональной деятельности не может осуществляться без видения
стратегии развития соответствующих отраслей и комплексов и повышения их конкурентоспособности. Практической основой для стратегического планирования хозяйственной деятельности в Пермском крае служит исторически сложившаяся совокупность предприятий промышленного сектора экономики региона (см. табл. 1 ниже).
По данным статистики, в Пермском крае на начало 2011 года насчитывалось 3896 предприятий промышленности (1,4% от общего числа предприятий промышленности России). Распределение предприятий по видам экономической деятельности указывает укрупненно на их отраслевую принадлежность: 4,3% от общего числа предприятий промышленности Пермского края - добыча полезных ископаемых, 75,7% - обрабатывающие производства, 20,0% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды (5). В обороте предприятий и организаций с основным видом экономической деятельности «добыча полезных ископаемых» практически весь объем занимают предприятия по добыче топливно-энергетических ресурсов (97,9%). Наибольший удельный вес в обороте предприятий и организаций обраба-
Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
2008 2009 2010 2008 2009 2010 2008 2009 2010
Российская Федерация 8 315 9 136 9 805 216 343 221 480 235 755 44 471 42 869 39 793
Пермский край 173 185 168 3 265 3 107 2 950 986 923 778
Таблица 1
Количество действующих организаций по видам экономической деятельности (единиц)
региональная экономика
тывающих производств приходится на предприятия по производству кокса и нефтепродуктов (31,9%).
Стратегическое планирование социально-экономического развития региона
Схемой территориального планирования Пермского края выделены следующие типы кластеров (4):
- топливно-энергетический;
- горно-химический;
- лесопромышленный;
- строительный;
- агропромышленный. Разработчики Схемы применяют кластерный подход с оговоркой, что в Пермском крае кластеры пока не сформировались, тем не менее, этот термин используется с ориентиром на будущее. Кластерный подход не использован в отношении металлургии и машиностроения - развитие металлургии и машиностроения должно быть рассмотрено в отдельной целевой программе развития.
Принятый в 2010 году Закон Пермского края «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края» (3) устанавливает
по данным статистики, в Пермском крае на начало 2011 года насчитывалось 3896 предприятий промышленности (1,4% от общего числа предприятий промышленности России)
применение четырех инструментов стратегического планирования:
- прогноз социально-экономического развития;
- стратегия социально-экономического развития;
- программа социально-экономического развития;
- долгосрочная целевая программа. Все четыре инструмента взаимоувязывают стратегическое планирование хозяйственной деятельности предприятий промышленного сектора экономики региона. Согласно указанному закону, прогноз социально-экономического развития Пермского края осуществляется в целом по региону, по видам экономической деятельности, по муниципальным образованиям региона. Прогнозы социально-экономического развития Пермского края разрабатываются исходя из комплексного анализа состояния ресурсного и экономического потенциала края, перспектив изменения сложившейся социально-экономической ситуации с учетом стратегических целей и задач государственной политики Российской Федерации и Пермского края в экономике и социальной сфере.
Стратегия социально-экономического развития региона должна содержать:
а) характеристику социально-экономического положения в регионе, анализ тенденций и проблем в экономике и социальной сфере;
б) оценку конкурентных преимуществ и потенциала региона, в том числе природных ресурсов, трудового, производственного, научного и финансового потенциалов;
в) систему стратегических целей, приоритетных направлений и ценностей в сфере социально-экономического развития региона.
Конкурентоспособность региона
Одним из ключевых аспектов стратегического планирования хозяйственной деятельности предприятий промышленного сектора экономики и региона в целом является оценка их конкурентоспособности, Один из стратегических ориентиров, достаточно полно отражающий конкурентоспособность - инвестиционная привлекательность, Он наглядно иллюстрируется динамикой инвестиций и инвестиционным рейтингом региона, В табл. 2 (см. ниже) представлены динамика инвестиций и инвестиционный рейтинг Пермского края, опубликованные в Ежегодном отчете губернатора Пермского края о результатах деятельности Правительства Пермского края за 2005-2010 гг,
Снижение объема инвестиций за последние три года указывает на негативную ситуацию в мировой экономике, обусловленную глобальным экономическим кризисом, но с другой стороны, свидетельствет о снижении конкурентоспособности региона и его промышленного сектора экономи-
.. .прогноз социально-экономического развития Пермского края осуществляется в целом по региону, по видам экономической деятельности, по муниципальным образованиям региона
ки в целом, Теория и практика мировой экономики говорят о возможности роста инвестиций даже в условиях кризиса, и это указывает на необходимость совершенствования стратегического планирования, в том числе в части решения задач повышения конкурентоспособности, Об эффективности стратегического планирования говорит структура дохо-
Объем инвестиций на душу населения, руб. Рейтинг Пермского края
Период Объем инвестиций, млн руб. по объему инвестиций в основной капитал,по всем источникам финансирования по темпу прироста инвестиций
ПФО регионы-конкуренты РФ регионы-конкуренты
2006 152 388,7 27 566,0 5 7 21 4
2007 122 480,4 28 080,0 5 7 20 4
2008 152 388,7 56 061,8 4 6 18 1
2009 134 469,3 49 746,4 4 6 17 3
2010 129 942,5 44 920,7 5 4 18 2
Таблица 2
Динамика инвестиций и инвестиционный рейтинг Пермского края
региональная экономим
дов бюджета субъекта федерации, которая в Пермском крае демонстрирует сильную зависимость от цен на международных сырьевых рынках. В предкризисный 2008 год налог на прибыль составлял более половины собственных доходов бюджета. При этом удельный вес предприятий нефтяной и химической отраслей в налоге на прибыль составлял 66%. Поэтому в период кризиса, когда началось падение цен на мировых рынках, бюджет Пермского края пострадал сильнее многих других регионов - доходы снизились на 40%. Кризис показал, что стратегическая задача модернизации экономики края, и как следствие, повышения доли несырьевых секторов экономики в доходах бюджета по-прежнему стоит достаточно остро, что характерно и для других регионов, и экономики России в целом.
Заключение
Особенности формирования стратегии хозяйственной деятельности и результаты ее реализации промышленными предприятиями и регионом в целом указывают на наличие на
данном этапе организационно-экономических предпосылок повышения эффективности стратегического планирования промышленного сектора экономики региона и формирования институциональных условий развития конкурентоспособности промышленных отраслей и комплексов в его внутреннем и внешнем экономическом пространстве.
Литература
1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004. № 190-ФЗ (ред. от 06.12.2011).
2. Федеральный закон от 01.12.2007. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (ред. от 03.12.2011).
3. Закон Пермского края от 02.04.2010. № 598-ПК «О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края».
4. Постановление Правительства Пермского края от 27.10.2009 № 780-п «О Схеме территориального планирования Пермского края».
5. Промышленность России. 2010: Стат. сборник. - М.: Росстат, 2010.
Daniil A. Morozov
Applicant, Sector of Regional Economy, Perm Branch of Institute of Economics, Ural Division, Russian Academy of Sciences
Organizational and Economic Background for Improving the Effectiveness of Strategic Planning in the Regional Industrial Sector
Abstract
At various levels of economic activities in Russia certain approaches to strategic planning have already been formed. However, the practice of economic activities in the industrial sector on regional scale prompts that there is organizational and economic background for improving the effectiveness of strategic planning in this area.
Keywords: cluster approach, competitiveness, industrial enterprises, self-regulation, strategic planning, regional economy