Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН'

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЪЕКТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / ИНФРАСТРУКТУРА КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС / РЫНОК ИННОВАЦИЙ / OBJECTS OF INTELLECTUAL PROPERTY / INFRASTRUCTURE OF COMMERCIALIZATION / INNOVATIVE BUSINESS / INNOVATION MARKET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кулембаева Анаргуль Сынтасовна, Донцов Сергей Семёнович, Кадырова Акмарал Сатбековна

В статье отмечается острая необходимость разработки эффективной стратегии и инфраструктуры коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Республике Казахстан. При этом подчеркивается важность обеспечения профессионального управления правами интеллектуальной собственности, являющейся результатом научных исследований. Изучена структура организаций Казахстана в системе охраны интеллектуальной собственности. Непосредственно сам процесс коммерциализации представлен с точки зрения совокупности связей между разработчиком, покупателем конечной продукции произведенной на основе разработанного объекта интеллектуальной собственности и/или лицензиатом. Изучены проблемы взаимоотношений между предприятиями-исполнителями и заказчиками при распределении и использовании прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств государственного бюджета. Выявлена необходимость реформирования отношений между органами власти и инновационным бизнесом. Установлено, что большинство исследованных проблем могут быть решены только путем совершенствования законодательной и нормативной базы инновационной деятельности. Определена цель исследования, заключающаяся в обосновании концептуальных положений коммерциализации интеллектуальной собственности, определении сущности и теоретических основ организационно-экономических отношений при коммерциализации новых технологий на рынке инноваций Казахстана. Сформулированы результаты исследований, заключающиеся в развитии современных представлений о содержании и специфике действующих организационно-экономических отношений, складывающихся при коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и разработке на этой основе основных направлений по совершенствованию отдельных элементов коммерциализации инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC RELATIONS IN THE COMMERCIALIZATION OF INTELLECTUAL PROPERTY IN KAZAKHSTAN REPUBLIC

The article notes the urgent need for an effective strategy and infrastructure for the commercialization of intellectual property in the Republic of Kazakhstan. It emphasizes the importance of ensuring professional management of intellectual property rights, which is the result of scientific research. It is studied the structure of Kazakhstan organizations in the system of intellectual property protection. The process of commercialization itself can be represented in term of relations between the developer, the buyer9of final products produced on the basis of the developed intellectual property and the licensee. The problems of relations between the executing companies and customers in the distribution and use of intellectual property rights created at the expense of the state budget have been studied. The need to reform the relations between government and innovative business is revelead. It is determined, that most of legislative and regulatory framework of innovation. The purpose of research is to justify the conceptual provisions for commercialization of intellectual property, to determine the nature and theoretical foundations of organizational and economic relations in the commercialization of new technologies in the innovation market of Kazakhstan. The results of research are formulated, which consist in the development of modern ideas about the content and specifics of existing organizational and economic relations that emerge during the commercialization of intellectual property objects and in the development on this basis of the main directions for improving individual elements of commercialization of innovations.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН»

УДК 330.5:347.77(574)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СФЕРЕ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Анаргуль Сынтасовна Кулембаева1, Сергей Семёнович Донцов2, Акмарал Сатбековна Кадырова3

1 Кафедра экономики, Павлодарский государственный университет имени С. Торайгырова, Павлодар, Республика Казахстан

2Кафедра экономики, Павлодарский филиал Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан, Павлодар, Республика Казахстан

3Кафедра бизнеса и управления, Инновационный Евразийский Университет, Павлодар, Республика Казахстан

Аннотация. В статье отмечается острая необходимость разработки эффективной стратегии и инфраструктуры коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Республике Казахстан. При этом подчеркивается важность обеспечения профессионального управления правами интеллектуальной собственности, являющейся результатом научных исследований. Изучена структура организаций Казахстана в системе охраны интеллектуальной собственности. Непосредственно сам процесс коммерциализации представлен с точки зрения совокупности связей между разработчиком, покупателем конечной продукции произведенной на основе разработанного объекта интеллектуальной собственности и/или лицензиатом. Изучены проблемы взаимоотношений между предприятиями-исполнителями и заказчиками при распределении и использовании прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет средств государственного бюджета. Выявлена необходимость реформирования отношений между органами власти и инновационным бизнесом. Установлено, что большинство исследованных проблем могут быть решены только путем совершенствования законодательной и нормативной базы инновационной деятельности. Определена цель исследования, заключающаяся в обосновании концептуальных положений коммерциализации интеллектуальной собственности, определении сущности и теоретических основ организационно-экономических отношений при коммерциализации новых технологий на рынке инноваций Казахстана. Сформулированы результаты исследований, заключающиеся в развитии современных представлений о содержании и специфике действующих организационно-экономических отношений, складывающихся при коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и разработке на этой основе основных направлений по совершенствованию отдельных элементов коммерциализации инноваций.

Ключевые слова: организационно-экономические отношения, объекты интеллектуальной собственности, инфраструктура коммерциализации, научные исследования, инновационный бизнес, рынок инноваций.

Organizational and Economic Relations in the Commercialization of Intellectual Property in Kazakhstan Republic

Anargul S. Kulembayeva1, Sergey S. Dontsov2, Akmaral S. Kadyrova3

1 Department of ofEconomics, S. Toraigirov Pavlodar state University, Pavlodar, Republic of Kazakhstan. 2Department of Economics, S. Toraigirov Pavlodar state University, Pavlodar, Republic of Kazakhstan. 3Department of business and management, Innovative Eurasian University, Pavlodar, Republic of Kazakhstan

Abstract. The article notes the urgent need for an effective strategy and infrastructure for the commercialization of intellectual property in the Republic of Kazakhstan. It emphasizes the importance of ensuring professional management of intellectual property rights, which is the result of scientific research. It is studied the structure of Kazakhstan organizations in the system of intellectual property protection. The process of commercialization itself can be represented in term of relations between the developer, the buyer

of final products produced on the basis of the developed intellectual property and the licensee. The problems of relations between the executing companies and customers in the distribution and use of intellectual property rights created at the expense of the state budget have been studied. The need to reform the relations between government and innovative business is revelead. It is determined, that most of legislative and regulatory framework of innovation. The purpose of research is to justify the conceptual provisions for commercialization of intellectual property, to determine the nature and theoretical foundations of organizational and economic relations in the commercialization of new technologies in the innovation market of Kazakhstan. The results of research are formulated, which consist in the development of modern ideas about the content and specifics of existing organizational and economic relations that emerge during the commercialization of intellectual property objects and in the development on this basis of the main directions for improving individual elements of commercialization of innovations.

Keywords: objects of intellectual property, infrastructure of commercialization, innovative business, innovation market.

Введение

Организационно-экономические отношения представляют собой отношения, в результате которых происходит обмен экономическими интересами между предприятиями в ходе реализации и обмена результатами производственно-хозяйственной деятельности [1]. В данной статье раскрывается теоретическая и практическая значимость определения организационно-экономических отношений при коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в Республике Казахстан (РК) с учетом современных реалий существования предприятий различных организационно-правовых форм.

На сегодняшний день, в рамках реализации индустриально-инновационной стратегии Республики Казахстан дальнейшее функционирование отечественных предприятий обусловлено необходимостью развития организационных и экономических отношений, ориентированных на повышение конкурентоспособности и активизацию использования перспективных объектов интеллектуальной собственности.

Доктор юридических наук, профессор Т.Е. Каудыров к организациям, осуществляющим контроль в системе интеллектуальной собственности в РК, относит патентное ведомство, ведомство по авторским правам, организации коллективного управления авторскими правами, а также правоохранительные органы и суды [2].

За годы независимости РК система Патентного ведомства, в связи с трансформацией организационной структуры, видоизменилась. На сегодняшний день данная система представлена двумя уровнями:

• Комитетом по правам интеллектуальной собственности, выступающим в роли государственного уполномоченного органа в сфере интеллектуальной собственности;

• Республиканским государственным предприятием «Национальный институт интеллектуальной собственности», осуществляющим экспертные функции патентного ведомства [3].

Проблемы функционирования интеллектуальной собственности и формирования механизма коммерциализации её объектов были исследованы в трудах российских ученых А. Корчагина, А. Козырева, Н. Лынника, В. Мухопада, О. Новосельцева, И. Плетнева, В. Фетисова, Т. Волкова, И. Дежина, И. В.А. Конявского, Леонова, Е. Медведева, Е.А. Иукова, Дж. Казметского, Т. Карпова, Я. Матковской, А. Квашнина, Н. Шарановой, Л. Нигматулиной, Е. Спиридоновой, Р. Харисова, Ф. Морозова, В. Курбата [4; 5].

Для анализа проблемы развития организационно-экономических отношений в области коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, методов воздействия государства на инновационный процесс весьма полезными оказались теоретические разработки казахстанских ученых-экономистов У.Б. Баймуратова, Ф.М. Днишева,

Р.Е. Елемесова, С.Т. Купешевой, А.Г. Мухамеджановой, З.А. Сальжановой, Е.С. Ситниковой, А.Л. Шевяковой, Н.А. Урузбаевой.

Материалы и методы

Методологическую основу исследования сформировали инструментарий общей экономической теории, современной экономической литературы, различные подходы к определению организационно-экономических отношений как в РК, странах ближнего зарубежья, так и в странах ЕС. В статье применялся метод обобщения зарубежного опыта коммерциализации интеллектуальной собственности в целях активизации продвижения технологий в отечественной практике введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Использованы ситуационный подход, структурирование законодательной базы при формировании инфраструктуры коммерциализации ОИС, механизма коммерциализации технологий и другие общенаучные методы, позволяющие рассмотреть сложившуюся систему внедрения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот. Кроме того, использовались дедуктивные и индуктивные методы, следствием которых являются логические выводы по изученному казахстанскому опыту и опыту стран ЕС, стран Южной Америки, Южной Африки по вопросам организационно-экономических отношений при коммерциализации вновь созданных технологий, с целью совершенствования действующего отечественного механизма исследуемой нами дефиниции в области стимулирования продвижения интеллектуальной собственности. При проведении исследования использовался также метод сравнения специфики коммерциализации интеллектуальной собственности в Финляндии, Израиле, Франции. Были выявлены различия и сходства событий механизмов коммерциализации интеллектуальной собственности.

Использование метода систематизации при определении участников процесса коммерциализации технологий, выявили несовершенства элементов исследуемого нами механизма в области не только в НИИ, вузах, но и в частных компаниях и консорциумах при академических институтах.

Таким образом, на основе использования общенаучных методов обобщения, теории, ситуационного метода, дедуктивного и индуктивного методов, метода сравнения, а также метода моделирования, в статье выстраивается механизм организационно-экономических отношений при коммерциализации ОИС, в результате которых были выявлены проблемы организационно-правового характера, проблемы институционализации лоббистской деятельности структур инновационного бизнеса и государства, проблемы в вопросах развитости инфраструктуры процесса коммерциализации технологий в Казахстане.

Целью применения вышеперечисленных методов при проведении исследований в части коммерциализации интеллектуальной собственности является представление путей решения сложившихся проблем на основе совершенствования правовой системы сложившегося института интеллектуальной собственности в РК, с использованием опыта стран дальнего и ближнего зарубежья, в правовой охране интеллектуальной собственности которых необходимо учитывать экономико-правовые интересы авторов разработки. Решение данных проблем в области развития и продвижения технологий стимулирует развитие соответствующей инфраструктуры рынка и интеллектуальной собственности.

Результаты исследования

Казахстан для перехода на новый технологический уклад 4.0, а также в целях вхождения в число лидирующих стран мира развивает систему контроля и оценки интеллектуальной собственности, используя современные инновационные методы. В этой связи наши предприятия должны быть мотивированы к использованию новых технологий и других объектов интеллектуальной собственности, стать более инновационно-ориентированными.

На сегодняшний день это в основном те предприятия, где современные цифровые технологии уже стали основой бизнеса. Речь идет о финансовой сфере, онлайн и офлайн ритейле (розничной продаже), секторе услуг. Инновационная трансформация для них - это постоянное совершенствование, которое заключается в поиске дополнительных ниш и возможностей коммерциализации перспективных объектов интеллектуальной собственности за счет использования новых подходов и технологий в разработке и предоставлении услуг (мобильный банкинг, агрегаторы такси, онлайн-кинотеатры и т.д.). Подобная система цифровизации должна касаться и других предприятий различных сфер и отраслей деятельности [6].

Совершенствование инновационных методик и дальнейшая цифровизация экосистемы коммерциализации новейших разработок в сфере интеллектуальной собственности на предприятиях будет содействовать скорейшему достижению основных целей вышеназванной государственной стратегии.

Ключевым фактором успеха в вопросах развития инновационной экосистемы на предприятиях реального сектора должно стать повышение спроса на применение новых технологий, приращение добавленной стоимости благодаря внедрению инноваций. Этим процессам будет способствовать и соответствующая оптимизация отечественной нормативно-законодательной базы [7].

В целях повышения глобального индекса конкурентоспособности РК на 2018-2019 годы государством приняты следующие меры:

• АО «Фонд науки» осуществляет среди общественности популяризацию коммерциализации результатов научной и научно-технической деятельности;

• систематически осуществляется поддержка перспективных технологичных проектов посредством выдачи инновационных грантов;

• планируется дальнейшее развитие системы офисов коммерциализации интеллектуальной собственности в научно-исследовательских и образовательных организациях страны [8].

Необходимость быстрой трансформации экономики сырьевого типа в smart-экономику (экономику интеллектуального типа) ставит перед нашим государством соответствующие задачи по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере новых механизмов организационно-экономических отношений при коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (далее ОИС).

Процесс коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности включает в себя несколько этапов видоизменения объекта интеллектуальной деятельности в ОИС, подлежащие применению в коммерческой деятельности:

• разработчиком анализируются идеи, концепции, появившиеся в результате анализа имеющейся информации;

• проведение НИОКР. На этой стадии происходит непосредственное формирование ОИС. На данном этапе имеют место анализ, поиск информации, непосредственные информационно-аналитические исследования, а также исследования по совершенствованию действующих технологий для снижения затрат и повышения прибыли, научные исследования по разработке новых технологий, моделей, прототипов изобретений;

• получение результатов интеллектуальной деятельности (ОИС). Происходит первичное оформление экономико-правовых отношений по интеллектуальной собственности (уполномоченным органом РК выдаются охранные документы на различные виды ОИС);

• оценка ОИС на балансе предприятия;

• определение путей использования разработанной интеллектуальной собственности в хозяйственном обороте с целью ее дальнейшей коммерциализации.

Сложность анализа современных отношений при коммерциализации технологий обусловлена комплексностью взаимосвязанных отношений организационно-экономического,

юридического, социально-коммуникативного, технологического характера. Система подобного рода отношений часто приводит к разногласиям между различными участниками процесса коммерциализации интеллектуальной собственности на всех стадиях исследуемого нами процесса как на микро-, так и на макроуровне.

Процесс коммерциализации технологий сводится в основном к взаимодействию между непосредственным автором технологических разработок (владельцем охранного документа на ОИС) и потенциальным инвестором [9]. Именно инвестор выступает здесь в качестве важнейшего субъекта, поскольку процесс вовлечения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот — дорогостоящий процесс. Роль инвестора также является значимой, если владелец ОИС применяет интеллектуальную собственность в своей деятельности. Таким образом, одной из основных задач коммерциализации интеллектуальной собственности становится обеспечение всех участников процесса комплексной системой управления и возможностью взаимодействия на всех стадиях.

Краеугольным в системе определения процесса коммерциализации ОИС в РК является существующее в отечественной нормативно-правовой базе законодательное определение организационно-экономических отношений при коммерциализации технологий, подразумевающее взаимодействие и взаимосвязь всех участников коммерциализации ОИС. Основные участники процесса: субъекты научно-технической, научной деятельности; субъекты частного предпринимательства; отечественные и зарубежные вузы, научные организации, аккредитованные в РК; стартап-компании; технопарки; центры (офисы) коммерциализации технологий; сервисные компании, а также юридические и физические лица, инвестирующие собственные средства в коммерциализацию интеллектуальной собственности [10].

Авторы, разработчики, инженеры, сотрудники научных учреждений, являясь участниками процесса коммерциализации интеллектуальной собственности, образуют научный потенциал страны. Вместе с тем названные лица, являющиеся прямыми разработчиками новых технологий, не имея полных прав на ОИС, отстранены от результатов интеллектуальной деятельности.

По этой причине создание и дальнейшее развитие эффективного механизма коммерциализации ОИС повысит творческую активность и будет содействовать сохранению научного, интеллектуального потенциала страны, что в конечном итоге приведёт к ускорению процесса перехода от сырьевой экономики к экономике интеллектуального типа.

Существуют различные методы передачи интеллектуальной собственности, которые обеспечивают эффективную взаимосвязь всех участников процесса ее коммерциализации. В зарубежной практике имеется достаточно обширный список методов передачи технологий из научно-интеллектуальной сферы в сферу производства. Такими учреждениями являются центры передачи технологий. В Великобритании - это специальные бюро или отделения по связи с промышленностью; во Франции - академические центры перспективных исследований; в Германии - совместные исследовательские ассоциации. В Казахстане - это научно-исследовательские центры, структуры, вузы и другие учебные заведения, предприятия промышленного комплекса, малый и средний инновационный бизнес. У нас данная ниша предпринимательства в вопросах коммерциализации новых технологий пока еще недостаточно развита, поэтому имеется необходимость дальнейшего ее совершенствования и расширения.

Общими проблемами в области коммерциализации исследований в вузах, свойственными не только для стран ЕС, но и для стран Южной Африки, Южной Америки являются отсутствие навыков коммерциализации и низкое число квалифицированных сотрудников, несовершенство мер политики в области интеллектуальной собственности и сосредоточение внимания на чтении лекций, а не на исследовательских мероприятиях в вузах. Предлагаемые стратегии улучшения коммерциализации научных исследований в

зарубежных вузах включают разработку и осуществление справедливой политики и руководящих принципов в области интеллектуальной собственности, укрепление человеческого и организационного потенциала в вузах и научно-исследовательских институтах и усиление периодического обзора превентивных мер со стороны различных ведомств в области интеллектуальной собственности [11]. Еще одним кластером проблем является то, что, несмотря на сложность и дороговизну производства, большая часть знаний, генерируемых наукой, не коммерциализируется. Учитывая преимущества, которые компании и их акционеры могли бы извлечь из корпоративной науки, мы анализируем факторы, которые приводят к неспособности коммерциализировать результаты интеллектуальной деятельности [12].

Действующая в РК система нормативно-правового регулирования отношений в области коммерциализации интеллектуальной собственности недостаточно стимулирует развитие соответствующей инфраструктуры. Она не в полной мере способствует развитию творческой и изобретательской активности, внедрению объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот.

К примеру, в рамках казахстанского законодательства авторские права на произведения науки, литературы или искусства, которые созданы в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебные произведения), не принадлежат фактическому автору произведения. Исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное.

В этом случае служебным произведением будет считаться любое произведение науки/литературы/искусства, созданное в рамках трудовых обязанностей. То есть понятие служебного произведения, определенное согласно Гражданскому кодексу РК, лишает авторов объекта интеллектуальной собственности всяких прав на результаты его последующей коммерциализации.

В этой связи остаются открытыми следующие вопросы: кому принадлежит объект интеллектуальной собственности: автору (группе авторов) — создателю; инвестору (кто платит за разработку); разработчику (кто проводит опытное испытание данной разработки и подтверждает ее техническую (промышленную) применимость и экономическую целесообразность); внедренческой организации (обеспечивает коммерческое использование и экономическую эффективность от внедрения) или же автору-создателю научной школы, продуктом которой явилась идея, воплощенная в научно-техническом решении.

Подобные организационно-экономические и юридические проблемы проявляются в период всего процесса коммерциализации интеллектуальной собственности на предприятии. Вкратце, они могут быть представлены следующим образом:

- проблемы организационно-правового характера возникающие между предприятием-исполнителем и заказчиком в ходе распределения и использования прав на изобретения, профинансированные государственным бюджетом, государственными программами в области трансферта и коммерциализации технологий;

- проблемы институционализации лоббистской деятельности структур инновационного бизнеса и государства, в результате которых не получили дальнейшего развития многие технологические проекты как внутри страны, так и за рубежом;

- слабая развитость инфраструктуры процесса коммерциализации ОИС в Казахстане.

Пути решения вышеприведенных проблем должны основываться на совершенствовании

законодательной базы в сфере интеллектуальной деятельности. К примеру, в части возникновения спорных моментов в вопросах об авторском праве на различные ОИС, следует в первую очередь учитывать экономико-правовые интересы автора разработки, в трудовом договоре которого должно быть прописано право преимущественного использования и распоряжения изобретением в рамках трудового законодательства РК.

Обсуждение

Для более эффективного решения выявленных проблем, необходимо учитывать зарубежный опыт организационно-экономических отношений при коммерциализации ОИС.

В странах ЕС внедряется новая инфраструктуралогическая единица - технологические брокеры, посредством которых реализуются задачи коммерциализации между владельцами и инвесторами разработанных технологий. Подобные организационные структуры получили широкое распространение в Великобритании и Германии. Именно Великобритания, является лидером в странах ЕС по внедрению офисов трансфера технологий при университетах. Такие технологические брокеры имеются также в Швеции, Германии.

В Германии функциональные обязанности технологических брокеров между исследовательскими центрами и предприятиями осуществляют научные общества и совместные исследовательские ассоциации в промышленности. Например, Общество Фраунгофера (в составе Общества исследовательских институтов) при решении соответствующих вопросов играет основную организационно-экономическую роль. Основные функции Общества: проведение, организация исследований общегосударственного масштаба, а также помощь, посредством государственных программ, во внедрении, продвижении инновационных технологий. Источники финансирования общества: федеральный бюджет - девяносто процентов, бюджет земель - десять процентов [13].

Удачным примером, активизирующим продвижение технологий в странах ЕС, является, действующий с 1999 года Французский закон об инновациях и научных исследованиях. Действующее там законодательство способствует внедрению и дальнейшему функционированию стартап-компаний с участием научно-исследовательских институтов и вузов. Согласно принятому во Франции закону, научные сотрудники НИИ, вузов будут непосредственно задействованы в бизнес-проектах. Подобное участие будет давать возможность непосредственным изобретателям новых технологий иметь право на участие в управлении компанией, быть соучредителями, осуществлять функциональные обязанности наблюдательного и административного совета и т.д. Таким образом, французское законодательство повысило значимость исследователей в деятельности НИИ, вузов, предопределяя их права и полномочия как основных двигателей бизнеса в сфере инновационного предпринимательства.

Специфика коммерциализации интеллектуальной собственности в Финляндии и Израиле основана на официальных программах долевых субсидий. На основе данного способа введения интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот могут произрасти наиболее обещающие инновации для последующих вложений капитала инвесторами частного сектора, такими как Венчурные Фонды.

В основе программы долевых субсидий заложена помощь в распределении риска компаниями. Ориентир выбора программы НИОКР основывается на будущем экономическом эффекте от разработанных инноваций.

Компании и консорциумы при академических институтах посылают заявки на субсидии по научно-исследовательским проектам. Заявки рассматриваются независимыми исследовательскими комиссиями. В случае положительного решения по заявкам, заявители получат субсидию (грант) от 50 до 70 процентов в рамках установленного бюджета НИОКР для проекта. Проекты, реализовавшиеся по всем параметрам, включая продвижение технологий, обязаны возместить грант из роялти от доходов суммы гранта. Еще одним из значимых финансовых инструментов являются налоговые преференции. Налоговое законодательство - специальная правовая сфера, однако очевидно, что налоговые преференции участникам процесса коммерциализации являются одним из распространенных инструментов, применяемым в ЕС.

В зарубежной практике существуют также и нефинансовые методы стимулирования

продвижения интеллектуальной собственности - натуральные преференции. Данный метод стимулирует снижение коррупции. Это объясняется тем, что компании получают взамен денежных переводов - услуги. Услуги связаны с оказанием помощи в патентовании, сертификации продукта, обучении кадров, с предоставлением площадей в инкубаторах, технопарках и т.п.

Система экономических и организационных методов стимулирования продвижения технологий способствует развитию отношений между участниками процесса коммерциализации ОИС.

Именно организационно-экономические отношения при коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности способствуют формированию ее наиболее значимого элемента - механизма реализации.

Ряд работ Л.Г. Нигматуллиной, тематика исследований которой посвящена процессу коммерциализации ОИС, рассматривает механизм коммерциализации интеллектуальной собственности как «синтез» определенных аспектов экономического, организационного и правового характера. В данном ключе механизм коммерциализации ОИС является «синтезом», поскольку включает в себя их объективное взаимодействие и базируется на организационных отношениях интеллектуальной собственности. При этом сама интеллектуальная собственность рассматривается как экономическая категория. С другой стороны, данный механизм включает в себя субъективный элемент - комбинацию «пучка» прав. Западные экономисты интерпретируют данный «пучок» прав под разным углом, рассматривая возможные сочетания прав в зависимости от институциональной инфраструктуры в сферы регулирования нормативно-правовых отношений.

Механизм коммерциализации ОИС проявляется в следующих организационно-экономических формах: уступка исключительного права (продажа прав); передача прав на использование; коммерческая реализация ОИС в форме ноу-хау [14].

В отечественном законодательстве имеет место определение следующих механизмов коммерциализации ОИС:

• заключение лицензионного договора и (или) договора уступки исключительных прав на результаты научной и (или) научно-технической деятельности;

• создание стартап-компаний;

• внедрение (использование) результатов научной и (или) научно-технической деятельности в собственное производство [15].

Для развития механизма коммерциализации ОИС возможно использовать алгоритмы разработки технологических программ на основе результатов интеллектуальной деятельности, принадлежащих организации, для которой разрабатывается программа, и исследуются пути сокращения затрат на НИОКР и затрат на создание системы управления интеллектуальной собственности в организации [16].

В целях реализации государственной стратегии по стимулированию инноваций необходимо учитывать, что для долгосрочного развития высокотехнологичных производств казахстанские компании должны не только импортировать новые решения и специалистов из-за границы, но и создавать свои инновационные технологические разработки, в том числе направленные на адаптацию популярных в мире решений к особенностям рынка нашей страны. Коммерциализация инноваций подразумевает полноценную инновационную экосистему и создание стимулов для участия предприятий в инновационной деятельности, что приведет к увеличению привлекательности инвестиций в новые, в том числе цифровые технологии [17]. Одним из важных результатов реализации этой задачи станет развитие тесных организационно-экономических отношений при коммерциализации технологий между научными коллективами (НИИ, вузами) и предприятиями промышленности, включая их дальнейшую интеграцию.

Выводы

Изученный отечественный и зарубежный опыт организационно-экономических отношений при коммерциализации новых технологий позволяет сделать следующие выводы:

• в странах ЕС государством реализуется целый перечень программ в пользу поддержки инновационных технологий и других изобретений на всех стадиях реализации нововведений.

• государственные программы, разработанные для развития инновационной деятельности - очень разноплановые и многофакторные. Они включают в себя не только субсидии, государственные гранты, а также другие виды полного или частичного обеспечения финансирования проектов, но и консалтинговую, консультационную, информационную, юридическую и другие виды поддержек.

• значительная часть проектов рассматривается государством именно на стадии коммерческого приложения. Особое комплексное внимание уделяется начинающим технологическим компаниям. Государство, участвуя в гарантировании рисков и финансируя высокорисковые проекты, не подменяет собой бизнес, а компенсирует «провалы рынка».

• страны ЕС активизируют организационно-экономические, правовые, коммерческие отношения между научной сферой и сферой промышленности. В этих странах преобладает целевое финансирование научно-исследовательских институтов на стадиях перехода разработанных ими продуктов интеллектуальной деятельности в коммерческую сферу. При этом зарубежная практика характеризуется созданием привлекательных условий как для изобретателей, создающих новые технологии, так и для бизнес-сектора. Существенным стимулом в таких программах является передача прав на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджетных средств, в промышленность для ее последующей коммерциализации.

• зарубежная практика, которая в перспективе может быть применима в Казахстане для стимулирования и дальнейшего развития организационно-экономических отношений при коммерциализации ОИС, ориентирована на обеспечение эффективного взаимодействия государства с негосударственным сектором науки, представленным общественными академиями, научными и проектно-конструкторскими организациями, научными подразделениями вузов и предприятий, нарождающимся слоем организаций научно-инновационной инфраструктуры. Речь идет не только о технопарках, бизнес-инкубаторах, практика внедрения которых положительно сказывается на инновационной инфраструктуре РК, но и о научно-внедренческих фирмах, роль которых будет неуклонно возрастать.

Библиографический список

[1] Захарченко М.А. Организационно-экономические отношения в сфере агропромышленного производства (на материалах Пензенской области): дис. на соискание ученой степени к.э.н. - Пенза, 2005. - С. 7.

[2] Каудыров Т.Е. Гражданско-правовая охрана объектов промышленной собственности. -Алматы: Жет жаргы, 2001. - С. 37.

[3] Система патентования в Республике Казахстан. Законодательная основа РК в области промышленной собственности. Виды охранных документов [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.adilet.gov.kz (дата обращения: 11.01.2019).

[4] Иуков Е.А. Антиглобализм // Политические институты и процессы. - 2016. - № 3. - С. 5-12.

[5] Конявский В.А. Минимизация рисков участников дистанционного банковского обслуживания // Вопросы защиты информации. - 2014. - №4 (107). - С. 3-4

[6] Госпрограмма «Цифровой Казахстан», утвержденная постановлением Правительства РК №827 от 12.12.2017. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=37168057 (дата обращения: 11.04.2019).

[7] Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 10 января 2018 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.akorda.kz/ru/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g (дата обращения: 15.03.2019).

[8] План мер по улучшению индикаторов глобального индекса конкурентоспособности всемирного экономического форума на 2018-2019 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://economy.gov.kz/ru/pages/plan-mer-po-uluchsheniyu-indikatorov-globalnogo-indeksa-konkurentosposobnosti-vsemirnogo?theme_version=special (дата обращения: 10.01.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[9] Ramya P., Nagabhushanam M.V., Bonthagarala B. Intellectual property rights (IPRS) // A Reviewindo American Journal of Pharmaceutical Sciences. -2018. - Vol. 5, Issue 8. -P. 38.

[10] Закон Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 381-V «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности» (с изменениями от 04.07.2018 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31806330 (дата обращения: 11.03.2019).

[11] Gachie W. Commercialization of higher education institutions' research within the National System of Innovation // Desmond Wesley Govender. - 2017. - P. 387-397/ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://doi.org/10.1080/20421338.2017.1338387 (дата обращения: 11.04.2019).

[12] Zahra Sh.A., Kaul A., Bolivar-Ramos, M. Why Corporate Science Commercialization Fails: Integrating Diverse Perspectives. Academy of Management Perspectives. - 2018. - Vol. 32. -156-176.

[13] Теребова С.В., Волкова Л.А. Принципы и практика функционирования зарубежных центров трансфера технологий // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2011. - Т. 1, № 13. - С. 101-107.

[14] Нигматуллина Л.Г. Коммерциализация интеллектуальной собственности в переходной экономике: дис. на соискание ученой степени к.э.н. - Казань, 2004. - 39 с.

[15] Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38490966 (дата обращения: 15.03.2019).

[16] Korobets B.N. Models for building technology programmes in educational, research and industrial organisations // Herald of the Bauman Moscow State Technical University, Series Natural Sciences. - 2016. - Р. 135-142. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0 (дата обращения: 12.03.2019).

[17] Указ Президента Республики Казахстан от 15 февраля 2018 года № 636 «Об утверждении Стратегического плана развития Республики Казахстан до 2025 года». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38490966 (дата обращения: 10.04.2019).

References

[1] Zakharchenko, M.A. (2005). Organizational and economic relations in the field of agro-industrial production (on the materials of the Penza region). (Candidate thesis, Penza State Agricultural Academy, Penza, Russian Federation).

[2] Kaudyrov, T.E. (2001). Civil law protection of industrial property. Almaty: Jeti Jargi.

[3] The patent system in the Republic of Kazakhstan. The legislative basis of the Republic of Kazakhstan in the field of industrial property. Types of security documents. Retrieved from http://www.adilet.gov.kz.

[4] Iukov, E.A. (2016). Antiglobalism. Political Institutions and Processes, 3, 5-12.

[5] Konyavsky, V.A. (2014). Minimizing the risks of participants in remote banking services. Information Security Issues, 4 (107), 3-4

[6] The state program "Digital Kazakhstan", approved by the Government of the Republic of Kazakhstan No. 827 of 12/12/2017. Retrieved from https://online.zakon.kz/m/document/?doc_id=37168057

[7] Message of the President of the Republic of Kazakhstan N. Nazarbayev to the people of Kazakhstan. (2018). Retrieved from http://www.akorda.kz/rn/addresses/addresses_of_president/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-nazarbaeva-narodu-kazahstana-10-yanvarya-2018-g

[8] Plan of measures to improve the indicators of the global index of competitiveness of the World Economic Forum for 2018-2019. Retrieved from http://economy.gov.kz/ru/pages/plan-mer-po-uluchsheniyu-indikatorov-globalnogo-indeksa-konkurentosposobnosti-vsemirnogo?theme_version=special.

[9] Ramya, P., Nagabhushanam, M.V., & Bonthagarala, B. (2018). Intellectual property rights (IPRS). A Reviewindo American Journal of Pharmaceutical Sciences, 5(8), 38.

[10] Law of the Republic of Kazakhstan dated October 31, 2015 No. 381-V "On the commercialization of the results of scientific and (or) scientific and technical activities." Retrieved from https://online.zakon.kz/document/?doc_id=31806330.

[11] Gachie, W. (2017). Commercialization of higher education institutions' research within the National System of Innovation. Desmond Wesley Govender, 387-397. Retrieved from https://doi.org/10.1080/20421338.2017.1338387.

[12] Zahra, Sh.A., Kaul, A., & Bolivar-Ramos, M. (2018). Why Corporate Science Commercialization Fails: Integrating Diverse Perspectives. Academy of Management Perspectives, 32, 156-176.

[13] Terebova, S.V., & Volkova, L.A. (2011). Principles and practices of functioning foreign technology transfer centers. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 1 (13), 101 -107.

[14] Nigmatullina, L.G. (2004). Intellectual Property Commercialization in a Transition Economy (Candidate thesis, Kazan State Technical University named after A.N. Tupolev., Kazan, Russian Federation).

[15] Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated February 15, 2018 No. 636 "On Approval of the Strategic Development Plan of the Republic of Kazakhstan until 2025". Retrieved from https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38490966

[16] Korobets, B.N. (2016). Models for building technology programmes in educational, research and industrial organisations. Herald of the Bauman Moscow State Technical University, Series Natural Sciences, 135-142. Retrieved from https://www.scopus.com/record/display.uri?eid=2-s2.0.

[17] Decree of the President of the Republic of Kazakhstan dated February 15, 2018 No. 636 "On Approval of the Strategic Development Plan of the Republic of Kazakhstan until 2025". Retrieved from https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=38490966

Получена / Submitted: 20/03/2019

Доработана / Revised: 10/04/2019

Принята к публикации / Accepted: 21/05/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.