УДК 631.62
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОРОШАЕМЫХ ЗЕМЛЯХ
UDC 339.137.2
ОRGANIZATIONAL AND ECONOMIC ASPECTS OF BUSINESS ACTIVITIES ON IRRIGATED LANDS
Шишкин Виктор Октябриевич д.э.н., профессор
Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
В этой статье представлена система организационных и экономических мер, направленных на повышение эффективности орошаемых земель
Shishkin Viktor Oktyabrievich Dr.Sci.Econ., professor
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
In this article the system of organizational and economic measures, aimed at improving the efficiency of irrigated lands is presented
Ключевые слова: ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ОРОШАЕМЫЕ ЗЕМЕЛИ, ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОВМЕСТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ
Keywords: ENTREPRENEURSHIP, IRRIGATED LAND, CONTRACTUAL RELATIONSHIPS, COFINANCING
В результате всестороннего анализа материалов статотчетности, данных анкетирования сельскохозяйственных и мелиоративных организаций выявлены характерные признаки и показатели кризисного состояния отрасли: сокращение мелиоративного фонда и фактически поливаемых площадей, снижение эксплуатационной готовности систем, разукрупнение землепользователей и нарушение технологической целостности объектов, пересмотр сложившейся почвоохранной структуры площадей, и как следствие снижение урожайности и производства продукции [1].
Основными причинами этих негативных процессов являются резкое сокращение бюджетного финансирования, несовершенство кредитнофинансовой системы, рынков продовольственной и промышленной продукции, земельного законодательства, снижение инвестиционных возможностей хозяйств и другие. К числу основных причин, негативно влияющих на использование мелиорированных земель, относится разукрупнение землепользователей, законодательно закрепленное Федеральным Законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» [2]. Так, на 26 оросительных системах площадью 300,3 тыс. га в пяти субъектах Федерации (Кабардино-Балкария, Калмыкия, Ростовская область, Ставропольский и Краснодар-
ский край) число землепользователей увеличилось против проектного в 12,3 раза и на одного землепользователя в среднем приходится 90,3 га. Это влечет за собой нарушение технологической целостности объектов, и соответственно, несоблюдение режимов орошения, севооборотных требований, а в перспективе правовые и технологические затруднения при формировании рынка услуг по водоподаче и т.п.
Увеличение числа мелких землепользователей на орошаемых землях, имеющих низкий инвестиционный потенциал, при значительной капиталоемкости мелиоративных мероприятий, в значительной степени привело к тому, что на указанных системах вместо предусмотренных проектами 3,4 тысячи дождевальных машин в настоящее время имеется всего 880 единиц или 25% от потребности. В результате полив осуществляется по бороздам и полосам, что ведет к подъему уровня грунтовых вод, превышению поливных норм, перегрузке, в ряде случаев, межхозяйственных оросительных сетей.
Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает не допущение выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий, если размер выделяемого в натуре (на местности) земельного участка меньше устанавливаемого субъектами Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о землеустройстве предельного минимального размера земельного участка для мелиорированных земель. Вносимые изменения должны обеспечить достаточно четкое отражение вопросов паевого раздела мелиорированных угодий, обеспечивающего формирование законодательной основы для реализации принципа неделимости технологических и административно-территориальных границ управления мелиоративными объектами.
Специфическими задачами преобразований в водохозяйственных и сельскохозяйственных предприятиях, использующих орошаемые земли, являются: восстановление управляемости оросительных систем, нарушенной в результате проведения земельной реформы; повышение эксплуатационной готовности внутрихозяйственной сети; углубление рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве на орошаемых землях; совершенствование бюджетного финансирования водохозяйственных органов, повышение инвестиционных возможностей хозяйств.
Задачи, реализуемые региональными и районными администрациями, сельскохозяйственными органами и управлениями по мелиорации земель, должны преследовать общую цель - мелиорированные земли, расположенные на оросительных системах и построенные за счет бюджетных средств, должны быть государственными; их можно продавать только коллективным сельскохозяйственным предприятиям во владение, пользование или аренду без права деления орошаемых земель на паи.
В современных условиях организация территории мелиорированных земель, меняющих свой правовой статус, должна отвечать следующим требованиям: необходимо соответствие орошаемой площади новых хозяйств севооборотным требованиям и сезонной нагрузке дождевальной техники; переходы хозяйств к новым культурам, нарушающие проектные укомплектованные графики гидромодуля и вызывающие пиковые нагрузки в сети, должны в обязательном порядке согласовываться с управлениями оросительных систем; проблема диспетчеризации поливов может быть решена на договорных основах между УОС и хозяйствами (ассоциациями); решение проблемы управления поливами и поддержания эксплуатационной готовности внутрихозяйственной сети потребует пересмотра нормативов бюджетных расходов эксплуатационных водохозяйственных предприятий.
Программа содействия государства развитию рыночных структур в АПК должна быть ориентирована на обеспечение интеграции производителей сельскохозяйственной продукции. В целях реализации известного правительственного постановления о продовольственной политике на 2000-2010 гг. целесообразным является создание ассоциаций хозяйств-водопотребителей по организации водопользования и технического обслуживания. Комплекс организационных мероприятий, необходимых для создания системы индивидуальной и ассоциированной хозяйственной деятельности на мелиорированных землях, определяется различными вариантами формирования ассоциаций хозяйств, предусмотренными законодательством. В экономическом и технологическом отношении наиболее целесообразно создание территориальных ассоциаций хозяйств-водопотребителей, берущих на себя функции организации работ по проектированию строительству и реконструкции (функции заказчика) мелиоративных объектов в хозяйствах - членах ассоциации, заключающих договоры на услуги по водоподаче с водохозяйственными эксплуатационными предприятиями и создающих производственную инфраструктуру для реализации проектируемых мероприятий. Кроме этого создание ассоциаций хозяйств-водопотребителей при современных ограниченных финансовых ресурсах будет весьма эффективным для приобретения мелиоративной техники по лизингу.
Указанные причины требуют разработки и совершенствование системы организационно-экономических мероприятий в области использования орошаемых земель - подотрасли АПК со свойственными ей особенностями и проблемами, такими, как значительная капиталоемкость мелиоративных мероприятий, статус многоукладной собственности на технологические элементы мелиоративных комплексов, правовые и технологические затруднения при формировании рынка услуг по водоподаче, необходимость организации взаимовыгодных коммерческих отношений между го-
сударством и водопользователями, слабая финансовая база хозяйств на орошаемых землях.
Вместе с тем, на основе анализа показателей окупаемости операционных расходов налоговыми поступлениями, установлена народнохозяйственная целесообразность эксплуатации крупных оросительных систем и возможность совершенствования организационно-экономических взаимоотношений между хозяйствующими субъектами, использующими орошаемые земли.
Специфическими задачами преобразований в водохозяйственных и сельскохозяйственных предприятиях, использующих орошаемые земли, являются:
• восстановление управляемости оросительных систем (ОС), нарушенной в результате проведения земельной реформы;
• повышение эксплуатационной готовности внутрихозяйственной сети;
• углубление рыночных отношений в сельскохозяйственном производстве на орошаемых землях;
• совершенствование бюджетного финансирования водохозяйственных органов, повышение инвестиционных возможностей хозяйств;
Задачи, реализуемые региональными и районными администрациями, сельскохозяйственными органами и управлениями по мелиорации земель, должны преследовать на перспективу общую цель - мелиорированные земли, расположенные на оросительных системах должны быть государственными; их можно продавать только коллективным сельскохозяйственным предприятиям во владение, пользование или аренду без права деления орошаемых земель на паи.
В современных условиях продолжающегося разукрупнения хозяйств организация территории мелиорированных земель имеющих свой правовой статус должна отвечать следующим требованиям:
• необходимо соответствие орошаемой площади новых хозяйств севооборотным требованиям и сезонной нагрузке дождевальной техники;
• использование новых севооборотов, нарушающих проектные укомплектованные графики гидромодуля и вызывающие пиковые нагрузки в сети должны в обязательном порядке согласовываться с УОС;
• проблема диспетчеризации поливов может быть решена на договорных основах между УОС и хозяйствами (ассоциациями);
• решение проблемы управления поливами и поддержания эксплуатационной готовности внутрихозяйственной сети потребует пересмотра нормативов бюджетных расходов эксплуатационных водохозяйственных предприятий.
Резервами увеличения бюджетных средств на содержание объектов государственной собственности и внутрихозяйственной сети (на договорной основе) являются:
• централизация в местных бюджетах части НДС на продукцию хозяйств, превышающей операционные расходы;
• перераспределение действующих нормативов операционных затрат в пользу увеличения затрат на текущий и капитальный ремонт систем;
• дифференциация ставок земельного налога в долях от стоимости реализуемой продукции;
• предоставление эксплуатационным предприятиям льготных долгосрочных (до 10 лет) кредитов за счет государственного бюджета;
• создание региональных фондов мелиорации земель за счет отчислений от платы за землю (30-35% платы) платежей за аренду мелиоративного фонда, части налогов строительных организаций, привлекаемых для выполнения работ по строительству и реконструкции объектов мелиорации и водного хозяйства;
• централизация части налога на прибыль предприятий, перешедших на новую систему налогообложения;
• перераспределение и централизация в местных бюджетах части прибыли перерабатывающих и реализующих предприятий;
• поступление средств от хозяйств за услуги по содержанию внутрихозяйственной сети и диспетчеризацию водопользования.
Платность водопользования выступает как стимул экономии водных ресурсов, что благотворно сказывается на деятельности водохозяйственных организаций и сельхозпроизводителей, а также обеспечивает достижение экологического эффекта, выражающегося в снижении ущерба, наносимого землям в результате бесхозяйственного использования вод. В экономическом аспекте плата за воду обеспечивает адекватное производственной деятельности отражение затрат, более обоснованные этим затратам цены и возможности экономической самостоятельности водохозяйственных организаций с одновременным сокращением бюджетного финансирования.
В то же время отраслевая специфика мелиоративной деятельности не допускает полного отказа государства от участия в ее финансировании. Монопольный характер деятельности водохозяйственных организаций и социальная направленность этой деятельности предполагают активное участие государства, как в финансировании, так и в управлении. Степень участия государства в содержании водохозяйственных организаций должна определяться реальными возможностями сельхозпредприятий - водопользователей мелиорированных земель по оплате водо-подачи и других услуг.
Бюджетное финансирование водохозяйственных организаций может быть реализовано двумя путями:
• выделениям сельхозпредприятиям субвенций для частичной компенсации издержек на оплату услуг по водоподаче (система трансфертных платежей водохозяйственным организациям);
• осуществлением долевого финансирования водохозяйственных предприятий за счет госбюджета и сельхозпредприятий.
Совершенствование договорных коммерческих отношений с хозяйствами предполагает, прежде всего, упрочение их финансового состояния. В целях реализации известного правительственного постановления о продовольственной политике на 2000-2010 гг. целесообразным является создание ассоциаций хозяйств - водопотребителей, выполняющих функции заключения договоров с водохозяйственными органами. Ассоциации хозяйств при их современных ограниченных финансовых ресурсах, нуждаются, на период становления во всесторонней государственной поддержке, предоставлении льготных долгосрочных кредитов за счет государственного бюджета. Условиями предоставления кредита могут быть достижения нормативной для данного региона продуктивности, выделение доли получаемой продукции для государственных нужд по твердым ценам. Весьма эффективным является источник кредитования, государственное долевое обслуживание кредитов коммерческих банков, привлекаемых для, приобретения техники по лизингу. Для повышения заинтересованности коммерческих банков в кредитовании мелиоративных мероприятий целесообразно часть фонда мелиорации земель резервировать для создания страховых резервов по кредитным обязательствам ассоциаций и хозяйств. В случаях улучшения мелиоративного состояния орошаемых земель, обусловленного работами, выполненными хозяйствами, ему может быть представлен беспроцентный кредит на развитие производства, соответствующий приросту нормативной стоимости земель в результате выполненных работ.
Программа содействия государства развитию рыночных структур в АПК должна быть ориентирована на обеспечение интеграции производителей сельскохозяйственной продукции.
Комплекс организационных мероприятий, необходимых для создания системы индивидуальной и ассоциативной хозяйственной деятельности на мелиорированных землях, определяется различными вариантами формирования ассоциаций хозяйств, предусмотренными законодательством; организационными путями создания производственной инфраструктуры хозяйств-водопотребителей. Наиболее рационально создание хозяйств-водопотребителей при получении надела из земель вблизи существующей оросительной сети (в этом случае первоочередной работой по обустройству земли является присоединение к сети, создание пункта водоучета и т.п.) и при организации орошения на местном стоке. Целесообразно создание территориальных ассоциаций крестьянских хозяйств-водопотребителей, которые брали бы на себя функции организации работ по проектированию и строительству (функции заказчика) водохозяйственных объектов в крестьянских хозяйствах - членах ассоциации, заключали бы договоры на услуги по водоподаче с водохозяйственными эксплуатационными предприятиями и создавали бы производственную инфраструктуру.
В современных организационно-экономических условиях задача поддержания эксплуатационной готовности внутрихозяйственной оросительной сети может быть решена путем заключения договоров государственными эксплуатационными организациями с хозяйствами на техническое обслуживание внутрихозяйственных систем. С этой целью предлагается создать ремонтные службы в составе бригад плановопрофилактического обслуживания внутрихозяйственной оросительной сети (ППО). ППО входят в структуру эксплуатационных организаций и финансируются за счет незначительного (не более 10-15 %) увеличения опе-
рационных средств и средств обслуживаемых ими хозяйств - водопользователей (или ассоциаций водопользователей) на договорной основе.
Бригады ППО создаются для обеспечения надлежащего уровня технической готовности систем, бесперебойной работы поливной техники, напорной сети, насосных станций. На договорных началах бригада ППО:
• осуществляет текущий и капитальный ремонт сети и сооружений;
• производит планово-профилактическое обслуживание и ремонт поливной техники и насосных станций;
• производит консервацию и расконсервацию запорной, регулирующей и предохранительной арматуры оросительной сети, поливной техники и насосных станций.
Состав бригады ППО комплектуется в соответствии с выполняемыми работами. Для экстренного устранения неисправностей в состав бригады возможно включение звена аварийного обслуживания (АО). В соответствии с выполняемыми задачами в состав звена АО входят: мастер-наладчик (бригадир), шофер-электрик, слесарь-сварщик, шофер-крановщик, машинист-экскаваторщик, монтажник-такелажник, подсобный рабочий.
Звено АО осуществляет оперативную ликвидацию аварий и повреждений поливной техники, внутрихозяйственной оросительной сети и насосных станций; организует получение и доставку необходимых материалов и оборудования на место ремонта; разрабатывает мероприятия по предотвращению аварийных ситуаций на внутрихозяйственной оросительной системе. Звено АО в составе бригады ППО в неполивной период участвует в проведении консервации, расконсервации, текущих ремонтов и других работ.
Количественный состав бригад ППО определяется в зависимости от объемов и распределения работ по обслуживанию элементов внутрихозяйственной части оросительных систем, концентрации поливной техники и оборудования на сети и наличия договоров на обслуживание.
Экспертный опрос показал, что в порядке эксперимента на начальном этапе формирования указанной службы целесообразно при соответствующем оснащении техническими средствами создание одной бригады ППО в составе эксплуатационной организации.
Библиографический список
1.Шишкин В.О., Организационно-правовое совершенствование взаимоотношений водохозяйственных и сельскохозяйственных предприятий // Сб. науч. тр. Новочеркасской гос. мелиорат. академии [Текст] / В.О. Шишкин. - Новочеркасск, 2005. - С. 67-74.
2. Федеральный Закон №101-ФЗ от 24.07.02 г. «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».