ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
ББК 65.32-5
Л. В. Гайкалова Министерство экономического развития Астраханской области
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ И ВОДНЫХ РЕСУРСОВ В ОРОШАЕМОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
В условиях реформирования экономики страны в 90-е гг. прошлого столетия в Астраханской области произошло преобразование организационных форм сельскохозяйственного производства - сложилось многоукладное сельское хозяйство. Место крупных специализированных сельскохозяйственных и подсобных хозяйств промышленных предприятий (90 % сельскохозяйственного производства) заняли хозяйства всех форм собственности: в основном личные и крестьянские хозяйства, сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности (акционерные, частные, агропромышленные объединения и др.).
Крупнотоварное производство, основанное на орошении и государственном финансировании, в кризисных экономических условиях в большей части было разрушено. Пришедшие ему на смену личные хозяйства населения (70 % производства области) занимаются производством продовольствия в большей части для самообеспечения - это овощебахчевая и животноводческая продукция. Минимальные размеры земельных участков (10-15 соток), низкопродуктивный молочный скот являются причиной высокой себестоимости производимой продукции, что негативно влияет на её конкурентоспособность на продовольственном рынке. Для этого типа хозяйств характерен ручной труд и неэффективное использование ресурсов. Производством зерна такие хозяйства не занимаются в связи с отсутствием техники и транспорта.
Наиболее эффективной на селе в создавшихся жестких для сельского хозяйства условиях является смешанная форма собственности с участием иностранного капитала и государства. Приоритет должен быть сохранен за крупными сельскохозяйственными предприятиями (кооперативной формы), способными обеспечить наибольшую эффективность производства за счет применения широкой механизации и электрификации производства, внедрения технологий, достижений научно-технического прогресса [1].
В рыночных условиях сокращение государственного финансирования сельского хозяйства, отказ от государственного регулирования сельскохозяйственного производства (госзакупки и госпоставки), диспаритет
цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, рост цен на энергоносители, галопирующая инфляция и др. привели к значительному спаду сельскохозяйственного производства, убыточности отрасли, банкротству сельскохозяйственных предприятий, обнищанию сельского населения.
В результате смены собственника производства произошло перераспределение сельскохозяйственных земель, особенно орошаемой пашни, производственных фондов и трудовых ресурсов. В сложившихся экономических условиях хозяйствования происходит сокращение посевных площадей сельскохозяйственных культур, уменьшение поголовья скота и птицы, растёт убыточность сельскохозяйственных предприятий, осуществляется нерациональное использование земель, в результате чего ухудшается экологическое состояние сельскохозяйственных угодий, особенно мелиорированной пашни (истощается почвенное плодородие, растёт число деградированных земель). Всё это влияет на снижение экономической и экологической эффективности земледелия.
Именно поэтому новые земельные отношения требуют более полного учета экологических факторов состояния земельного фонда. В условиях аграрной реформы качество и доходность земли, её цена, арендная плата и рента определяют рыночную стоимость земли с учётом экологических факторов. Всё это определяет рост производства в аграрной сфере и решение социально-экономических проблем сельского хозяйства [2].
Цель рациональной системы ведения хозяйства сводится к максимизации выхода продукции определённого качества в расчёте на единицу ресурсного потенциала (земли, труда, энергии, финансовых средств) или минимизации издержек этих ресурсов на единицу продукции определённого качества. Кроме того, предусматривается обеспечение максимально возможной стабильности и устойчивости к неблагоприятным природным и иным факторам, а также избежание негативных социальных и экономических последствий.
Условием рационального природопользования выступает ресурсо-и энергосбережение. Залогом этого является внедрение современных ресурсосберегающих технологий и систем земледелия [3].
Землепользование
Одним из главных направлений перехода к устойчивому развитию отрасли растениеводства является обеспечение воспроизводства земель сельскохозяйственного назначения, наведение порядка в использовании орошаемой пашни.
Важным направлением развития и основным механизмом, обеспечивающим рациональное использование земель, должно стать землеустройство. Современное землеустройство - это социально-экономический процесс целенаправленной организации территории и средств производства, неразрывно связанный с землёй, происходящий под воздействием изменения производительных сил и производственных отношений общества [4]. В рамках землеустройства на территории Астраханской области необходимо создание картографической основы на базе космо- и аэрофотосъёмок, осуществление почвенной и агрохимической оценки земель, особенно орошаемой
пашни, разработка мероприятий по защите земель от деградации и других негативных явлений, консервация и восстановление деградированных земель. С учетом возрастания значения экологических факторов сельскохозяйственного производства и малой вероятности осуществления дорогостоящих мероприятий по изменению территории, землеустроительные действия в ближайшей перспективе, вероятно, будут носить адаптивный характер.
Для научного обеспечения данной проблемы необходимо развитие работ по агроэкологической оценке земель и сельскохозяйственных культур, создание сети многофакторных полевых экспериментов, разработка моделей продукционного процесса сельскохозяйственных культур в агроценозах и моделей оптимизации агроландшафтов. Кроме того, необходима её оценка, учитывающая кадастровые характеристики участков, местоположение, размещение, экологическое состояние, рекреационную ценность. Вовлечение земли в финансовый оборот позволит увеличить приток инвестиций в развитие сельского хозяйства и АПК в целом.
Основными задачами орошаемого земледелия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса агрохимических, гидромелиоративных, культур-технических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Орошение в условиях Астраханской области имеет свои отличительные особенности: с одной стороны - это изобилие водных ресурсов, с другой - сложившиеся почвенно-геологические особенности, связанные с близкозалегающими минерализованными грунтовыми водами, особенно в Волго-Ахтубинской пойме и дельте р. Волги, а также с влиянием уровня Каспийского моря. Поэтому для применения орошения в сельскохозяйственном производстве стратегическое значение приобретает рациональное использование природных ресурсов, сокращение потерь воды при транспортировке, а также оптимизация структуры сельского хозяйства в целом, орошаемого сектора в особенности, если учесть факторы деградации компонентов окружающей среды, прежде всего земельно-водных ресурсов.
Водопользование в сельском хозяйстве
В результате социально-экономических реформ водно-мелиоративный комплекс Астраханской области оказался разделенным по формам собственности. В ведении государства осталось 39,5 % орошаемых земель (крупные магистральные каналы с соответствующим оборудованием - водозаборы, насосные станции, гидротехнические сооружения - весь дорогостоящий мелиоративно-технический комплекс), 60,5 % орошаемых земель перешло в частную собственность (внутрихозяйственные оросительные системы). Вертикаль управления мелиоративным комплексом оказалась нарушенной, а его хозяйственное использование не превышает 45 % имеющихся мощностей. Наблюдается нерациональное использование во-
ды и земли, сопровождаемое ростом затрат на доставку воды для орошения. Другой причиной больших потерь воды при транспортировке и поливе является высокий износ всего мелиоративного хозяйства, построенного в 60-80-е гг. прошлого века.
К основным проблемам и задачам водопользования в Астраханской области можно отнести:
- недостаточное в течение 15-20 лет финансирование водохозяйственных организаций из федерального и областного бюджетов, что стало причиной старения, высокого износа и разрушения всего водномелиоративного комплекса;
- созданные ранее орошаемые системы были спроектированы для крупных землепользователей и в условиях разукрупнения хозяйств требуют перепроектирования;
- орошаемые системы были предназначены под определенные культуры и размеры посевных площадей (60 % - рис и 40 % - прочие культуры, согласно агроэкономическим обоснованиям всех проектов систем);
- в настоящее время все государственные насосные станции загружены лишь на 30-40 %;
- хозяйства, пользователи воды на старых оросительных системах не в состоянии укладываться в установленные ранее нормативы полива, т. к. значительное уменьшение посевных площадей привело к неполному использованию орошаемой системы и оборудования, нерациональному использованию энергетических и природных ресурсов, особенно земли и воды.
С учетом этого необходимы:
- комплексная реконструкция орошаемых участков;
- привлечение инвестиций в развитие орошения через высокоэффективные инвестиционные проекты путем применения различных налоговых льгот и пр.;
- стимулирование ресурсосбережения;
- льготное кредитование мелиоративных работ;
- введение платного водопользования.
В связи с этим необходимо пересмотреть сложившуюся структуру управления мелиоративным хозяйством, четко разграничить функции субъектов водного хозяйства, определить статус водохозяйственных и гидромелиоративных объектов, разработать механизм экономических отношений и прозрачность систем финансовых потоков, позволяющих эффективно управлять отраслью и обеспечивать рациональное использование земельных и водных ресурсов.
Кроме того, необходима выработка решений, способствующих развитию территорий (районов области): определение и стимулирование перспективных приоритетов развития и внедрение ресурсосберегающих технологий, льготная инвестиционная и налоговая политика.
Оценка состояния действующей системы водопользования и анализ мирового опыта позволили определить основные направления оптимизации финансирования водного хозяйства:
- на уровне Министерства финансов РФ и области - совершенствование планирования расходов на мелиоративное хозяйство;
- на уровне Минсельводхоза - реформирование действующей системы управления деятельностью организаций, осуществляющих распределение и подачу воды, реконструкция имеющегося водно-мелиоративного хозяйства, строительство новых оросительных систем, отвечающих современным требованиям хозяйствования и природопользования, их содержание;
- на уровне водно-мелиоративных организаций - расширение внебюджетных источников финансовых ресурсов;
- на уровне водопользователей - стимулирование водосбережения и ресурсосберегающих технологий.
Одним из внебюджетных источников финансирования является платное водопользование. Оно, по нашему мнению, должно осуществляться на двух уровнях. Первый предполагает введение платы за воду на староорошаемых землях с низким КПД оросительных систем. Второй связан с платным водопользованием на гидромелиоративных системах нового поколения.
В основу двух уровней платного водопользования должен быть положен свойственный рыночной экономике принцип - учет спроса и предложения на водный ресурс как дефицитный товар. С учетом этого на гидромелиоративных системах с низким КПД оросительная вода, на наш взгляд, должна подаваться землепользователям дороже, и потому потреблять ее для сельскохозяйственных нужд будут меньше, и наоборот. Это, с одной стороны, позволит создать необходимые экономические предпосылки для водохозяйственных эксплуатационных организаций по повышению КПД гидромелиоративных систем и снижению себестоимости единицы объема воды, а с другой - сельскохозяйственные предприятия - водопотре-бители станут более экономно, рационально и эффективно использовать орошаемую воду при возделывании сельскохозяйственных культур. Это позволит также улучшить мелиоративное состояние орошаемых земель.
С введением платного водопользования на староорошаемых землях государство должно поддерживать как водохозяйственные эксплуатационные организации, так и сельскохозяйственных водопотребителей.
На втором уровне водно-эксплуатационные организации должны работать в условиях полного коммерческого расчета. Плату за воду целесообразно дифференцировать в зависимости от уровня издержек на поставку воды в различных районах области, а оплату водохозяйственных услуг лучше осуществлять по двухставочному тарифу: за кубометр подаваемой воды (за потребление воды сверх утвержденных лимитов устанавливать повышенные расценки) и за мелиоративное обслуживание орошаемых земель (погектарный тариф).
Мировой опыт и научные разработки показывают, что наибольшая эффективность использования воды достигается в хозяйственных системах, построенных на общих принципах товарных отношений. Поэтому необходимо совершенствовать внутрихозяйственные отношения водопользователей. В настоящее время внутрихозяйственные (а сегодня это межхозяйственные) оросительные сети, по сути, являются бесхозными, вследствие чего необходимо объединение водопользователей в различные организации ассоциации водопользователей (АВП), которые финансиро-
вались бы за счёт средств водопользователей и осуществляли содержание, ремонт и обслуживание этих систем. Возможно делегирование этих функций водохозяйственным организациям.
В условиях стихийного продовольственного рынка, следствием которого является диспаритет цен и высокая инфляция, государство обязано ликвидировать негативные последствия действия этой тенденции и возвращать часть средств производителям аграрного сектора через механизм государственной поддержки. Применительно к орошаемому земледелию таким механизмом должно стать государственное регулирование: определение приоритетов развития (производства культур) для различных территорий (природно-климатических зон), контроль за использованием воды и земли, соблюдением агротехники, разработка государственного механизма регулирования цен на оборудование, тракторы и машины, ГСМ, энергоносители, расширение государственного заказа сельскохозяйственной продукции.
Государственное регулирование в сельском хозяйстве
Для комплексного решения проблем орошаемого земледелия в Астраханской области в целях повышения его эффективности на базе утвержденного Правительством Астраханской области постановления от 3 мая 2006 г. № 138-П «О концепции отраслевой целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения Астраханской области на 2007-2010 годы» необходимо разработать и принять областную целевую программу «Развитие орошаемого земледелия в Астраханской области», предусматривающую с учетом новых экономических и хозяйственных условий оценку существующего состояния водно-мелиоративного хозяйства и принятие мер по его реконструкции.
В рамках программы целесообразно:
- провести тщательную инвентаризацию водно-мелиоративного хозяйства и орошаемых земель, их привязанность к насосным станциям и мелиоративной сети, работоспособность;
- произвести перепроектирование оросительных систем и смену насосных станций с установкой насосов необходимой производительности на различных системах;
- осуществить поэтапную реконструкцию и капитальный ремонт орошаемых участков согласно их техническому состоянию;
- произвести выбытие части непригодных орошаемых участков из сельскохозяйственного оборота;
- все крупные насосные станции и оросительные каналы передать на обслуживание государства;
- создать агрономические и мелиоративные службы в муниципалитетах или районах для научного обслуживания и грамотного управления отраслью;
- создать механизм реформирования водно-мелиоративного хозяйства и др.
- разработать приоритеты и стимулы развития сельского хозяйства;
- разработать ценовой механизм платного водопользования.
Важным направлением повышения эффективности орошаемого земледелия является техническое и технологическое обеспечение сельского хозяйства, которое требует определённой государственной технологической политики. Это создание региональных регистров агротехнологий, сертификация и государственная поддержка их освоения путём льготного кредитования, установление льготных цен на производственные ресурсы, заключение выгодных государственных контрактов на закупку продукции и др.
Целесообразно создание машинотехнологических станций (МТС), аналогичных существующих ранее в области ПМК, имеющих лишь ту мелиоративную и сельскохозяйственную технику, которая не может эффективно использоваться одним хозяйством (энергонасыщенные тракторы, высокопроизводительные уборочные машины, специализированные транспортные и погрузочные средства, землеройная и другая сельскохозяйственная и мелиоративная техника).
В этих целях актуально при зональных НИИ и вузах создавать технологические центры с опорой на опытные и учебные хозяйства, способные демонстрировать технологии, обучать, консультировать и оказывать практическую помощь специалистам, организовывать рекламу и маркетинг технологий, техники, оборудования, семян, удобрений, средств защиты растений, координировать деятельность инвесторов, разрабатывать организационные и финансовые схемы обеспечения технологий, проекты бизнес-планы и др.
Необходимо стимулирование развития потребительской кооперации путем её легализации и льготного кредитования. В этих целях целесообразно принятие закона «О кооперации в Астраханской области» и внесение изменений в областную программу «Развитие потребительской кооперации в Астраханской области на 2005-2007 годы».
Совершенствование землепользования, водопользования и государственного регулирования способствует рациональному и экологичному ведению сельского хозяйства, повышению его эффективности и увеличению объёмов производства сельскохозяйственной продукции.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Воронцов А. П. Организация, нормирование и оплата труда в сельскохозяйственных предприятиях: Учеб. - М.: Элит, 2004. - 416 с.
2. Воронцов А. П. Экономика природопользования: Учеб. - М.: Элит, 2004. - 377 с.
3. Воронцов А. П. Рациональное природопользование: Учеб. пособие. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Изд-во ЭКМОС, 2000. - 304 с.
4. Веселовская Л. Ф. Землеустройство: Учеб. - М.: ЮРКНИГА, 2004. - С. 10.
Получено 1.09.2006
THE RATIONAL USE OF LAND AND WATER RESOURCES IN IRRIGATED AGRICULTURE OF THE ASTRAKHAN REGION
L. V. Gaikalova
The article states the main problems and ways to increase the efficiency of irrigated agriculture in the Astrakhan region. Nowadays among the main problems of irrigated agriculture are the following: saving and rational use of agricultural lands and water for irrigation; creation of conditions for the increase in the output of high-quality agricultural products on the basis of the realization of technological and organizational arrangements with the use of modern scientific and technical achievements. The perfection of rational use of land and water recourses, and correct government policy will tend to lead to the rational and harmless agriculture, increase of its efficiency and increase in the total output of agricultural products.