Научная статья на тему 'Организационно-экономические основы возведения и реконструкции объектов транспортного назначения при устройстве скоростных железнодорожных магистралей'

Организационно-экономические основы возведения и реконструкции объектов транспортного назначения при устройстве скоростных железнодорожных магистралей Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
49
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРУДА / МАГіСТРАЛЬ / FACILITY / RAILWAY LINES / ЗДАНИЕ / МАГИСТРАЛЬ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Волков Е.И., Чашин Д.Ю., Доценко Р.А.

Работа имеет своей целью совершенствование методологических и методических основ разработки системы оценки и планирования, которая моделируется с помощью методов системного подхода, как неотъемлемая часть организационно-экономической подготовки строительства сооружений транспорта и скоростных железнодорожных магистралей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Волков Е.И., Чашин Д.Ю., Доценко Р.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC BASES OF CONSTRUCTION AND RECONSTRUCTION OF OBJECTS OF TRANSPORT DESTINATION OF HIGH-SPEED RAILWAY LINES ORGANIZATION

The goal of the work is improvement of methodological and methodical principles of development of the estimation and planning systems, which is modelled with the use of system approach methods, as an integral part of the organizational and economical preparation to the construction of transport facilities and high-speed railway lines.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические основы возведения и реконструкции объектов транспортного назначения при устройстве скоростных железнодорожных магистралей»

УДК 69.003:658.012

Е. И. ВОЛКОВ, Д. Ю. ЧАШИН, Р. А. ДОЦЕНКО (ДИИТ)

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗВЕДЕНИЯ И РЕКОНСТРУКЦИИ

ОБЪЕКТОВ ТРАНСПОРТНОГО НАЗНАЧЕНИЯ ПРИ УСТРОЙСТВЕ СКОРОСТНЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

Робота мае на меп удосконалення методолопчних i методичних основ розробки системи оцшки i плану-вання, що моделюеться за допомогою методiв системного шдходу, як неввд'емна частина оргашзацшно-економiчноl подготовки будiвництва транспортних споруд i швидшсних залiзничних магiстралей.

Работа имеет своей целью совершенствование методологических и методических основ разработки системы оценки и планирования, которая моделируется с помощью методов системного подхода, как неотъемлемая часть организационно-экономической подготовки строительства сооружений транспорта и скоростных железнодорожных магистралей.

The goal of the work is improvement of methodological and methodical principles of development of the estimation and planning systems, which is modelled with the use of system approach methods, as an integral part of the organizational and economical preparation to the construction of transport facilities and high-speed railway lines.

Среди стратегически важных проектов, запланированных к реализации в Украине в начале XXI в., особое место занимает создание сети скоростных железнодорожных линий. Государственная программа организации скоростного движения пассажирских поездов осуществляется в два этапа [1]:

- внедрение на основных направлениях железных дорог скоростного движения пассажирских поездов (скорость 140... 160 км/ч), при этом сохраняется до 2006 года совмещенное движение пассажирских и грузовых поездов;

- организация в течение 2004-2010 гг. движения пассажирских поездов со скоростью до 200 км/ч.

Общая стоимость реализации двух этапов программы организации скоростного движения пассажирских поездов на железных дорогах Украины - около 2 млрд дол. США [1].

При этом многочисленные исследования [1-5] и опыт устройства первых магистралей с реконструкцией и модернизацией железнодорожной производственной инфраструктуры на направлениях Киев-Харьков и Киев-Днепропетровск показали, что состояние производственной инфраструктуры железнодорожного транспорта Украины во многом не отвечает современным европейским стандартам.

Поэтому разработка организационно-экономических основ возведения объектов транспортного назначения при устройстве скоростных железнодорожных магистралей имеет важное теоретическое и практическое значение.

Связь работы с научными и практическими задачами планирования и организации транспортного строительства. Основные результаты работы направлены на реализацию Государственной программы «Организация скоростного движения на главных магистралях Украины (до 200 км/ч)» [5]. Работа входит в состав комплекса научных работ, результаты которых приобретают особое значение в контексте Директивы 96/48 Евросоюза, посвященной развитию и совершенствованию взаимодействия систем трансевро-пейских высокоскоростных магистралей [6].

Цель исследований, предлагаемых в данной работе, заключается в усовершенствовании методов планирования и организации транспортного строительства.

Для достижения поставленной цели в работе решена следующая задача: разработаны концептуальные основы методов оценки продолжительности возведения объектов и затрат строительных организаций, направленных в целом на совершенствование и развитие транспортного строительного комплекса, ориентированного на устройство скоростных железнодорожных магистралей.

Объект исследования - организационно-технологическая и организационно-экономическая подготовка транспортного строительства.

Предметом исследований является решение задач планирования и организации в составе систем организационно-технологической и организационно-экономической подготовки транспортного строительства.

Разработка организационно-экономических основ возведения объектов транспортного назначения. Согласно принципам системного подхода данные исследования могут состоять из следующих этапов:

1. Предпосылки создания строительного комплекса и систем организационно-экономической подготовки в рамках государственных программ устройства скоростных железнодорожных магистралей. На данном этапе необходимо рассматривать проблему создания скоростных железнодорожных магистралей в общегосударственном масштабе как составной части перспективного стратегического развития Украины и международных отношений. При этом осуществляются:

- анализ и состояние проблемы в условиях осуществления программ государственного развития Украины, международного сотрудничества и интеграции;

- анализ современного состояния транспортного комплекса и его инфраструктуры, а также главных тенденций развития транспортного комплекса и транспортного строительства;

- анализ современного состояния строительного рынка в условиях устройства скоростных железнодорожных магистралей, конкурентоспособности, оснащенности организаций транспортного строительного комплекса.

2. Теоретические и методологические основы совершенствования и развития транспортного строительного комплекса. На данном этапе разрабатываются:

- методологические основы повышения и обеспечения конкурентоспособности строительной продукции и предприятий, ориентированных на устройство скоростных магистралей;

- методологические и методические подходы к ценообразованию в транспортном строительстве;

- теоретические, методологические и методические основы определения эффективности инвестиций в устройство скоростных железнодорожных магистралей.

3. Научно-методические основы разработки систем организационно-экономической подготовки возведения объектов транспортного назначения при устройстве скоростных железнодорожных магистралей. На данном этапе рассматриваются:

- развитие методологии, управления и организации строительного проектирования возведения и реконструкции объектов транспортного назначения при устройстве скоростных железнодорожных магистралей;

- методологические аспекты формирования критериев и показателей оценки эффективности деятельности строительных организаций;

- методологические и методические аспекты взаимоотношений между участниками инвестиционного процесса в транспортном строительстве.

4. Организационно-экономические основы механизма функционирования предприятий и материально-технической базы транспортного строительства включают:

- организационно-экономические основы обеспечения сроков и стоимости возведения и реконструкции объектов транспортного назначения при устройстве скоростных железнодорожных магистралей;

- организационно-экономические основы обеспечения качества и конкурентоспособности продукции транспортного строительства;

- основы развития организационно-экономического механизма формирования подрядных договоров в транспортном строительном комплексе.

5. Разработка методов управления ресурсами строительных организаций при реализации проектов устройства скоростных участков магистралей подразумевает:

- разработку методических основ совершенствования формирования машинных парков строительных организаций в составе системы организационно-экономической подготовки транспортного строительства, включая совершенствование методов распределения машин по объектам строительства и реконструкции, совершенствование методов организации эксплуатации и ремонта строительных машин и механизмов;

- совершенствование методов организации материально-технического снабжения подрядных организаций транспортного строительства;

- совершенствование методов управления трудовыми ресурсами подрядных организаций транспортного строительства.

6. Разработка методов оценки влияния условий производства работ по устройству скоростных участков магистралей на продолжительность возведения и реконструкции объектов транспортного назначения и затрат строительных организаций.

7. Разработка методов принятия управленческих решений при устройстве скоростных железнодорожных магистралей в условиях неопределенности и многокритериальности с применением информационных технологий.

Выводы

В данной работе представлены концептуальные основы методов оценки продолжительности возведения объектов и затрат строительных организаций, направленных на совершенствование и развитие транспортного строительного комплекса, ориентированного на устройство скоростных железнодорожных магистралей.

Представленные в работе результаты позволяют определить направления дальнейшего совершенствования планирования и организации в составе системы организационно-технологической и организационно-экономической подготовки транспортного строительства. При этом становится очевидным, что любые предлагаемые методики в данных направлениях должны обеспечивать, согласно требованиям системного проектирования, итеративную природу разработки и постоянного пересмотра планов, интеграцию функций планирования и контроля, делать возможным достижение стабильного обучающего эффекта, связывая стадии проектирования и объединяя разработчиков планов для достижения целей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кирпа Г. Н. Скоростные рельсы экономики Украины // Затзничний транспорт Украши. -2004. - № 1. - С. 3-8.

2. Борщов В. И.Состояние железобетонных балочных пролетных строений мостов на железных дорогах Украины / В. И. Борщов, В. И. Соломка, Г. Н. Эйхе // Залiзничний транспорт Украши. -1999. - № 4. - С. 18-19.

3. Курган Н. Б. О нормах содержания кривых на участках скоростного движения / Н. Б. Курган, Д. Н. Курган // Залiзничний транспорт Украши. -1999. - № 4. - С. 7-9.

4. Бойник А. Б. Диагностирование и прогнозирование состяния систем железнодорожной автоматики // Залiзничний транспорт Украши. -2002. - №4. - С. 2-7.

5. Юрпа Г. М. Зв'язки Трансевропейсько! транс-портно! мереж! i Укра!ни // Залiзничний транспорт Украши. - 2004. - № 3. - С. 3-10.

6. Юрпа Г. М. Дослвдження передумов впрова-дження високошвидшсного руху поlздiв в Украш / Проектування, виробництво та екс-плуата^ автотранспортних засобiв i по1здв // Щорiч. наук.-виробнич. журн. - Л., 2003. -№ 10. - С. 88-100.

Поступила в редколлегию 21.04.05.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.