В 2016 году 23 муниципальных образования представили в Комитет финансов Санкт-Петербурга муниципальные программы на получение субсидии в 2017 году общим объемом расходов 536 212,7 тыс. руб., из которых 461 074,1 тыс. руб. софи-нансируются за счет субсидии из бюджета Санкт-Петербурга, а оставшиеся 75 138,6 тыс. руб. из местных бюджетов. В случае применения принципов, рассмотренных в данной статье, распределение объемов расходов было бы следующим: 175 531,5 тыс. руб. за счет субсидии из бюджета Санкт-Петербурга и 360 681,2 тыс. руб. из местного бюджета.
В случае соотнесения предельных уровней софинансиро-вания расходов и минимальных расходов на благоустройство
муниципальных образований, общий объем субсидии для всех муниципальных образований составил бы 1 329 181,3 тыс. руб. Следовательно, изменилась бы и обеспеченность муниципальных образований доходами (рис. 4).
Для применения на практике выше перечисленных предложений потребуется внесение значительных изменений в бюджетное законодательство Санкт-Петербурга. Но данные предложения позволят выстроить более эффективную систему межбюджетных отношений, что, в свою очередь, приведет к возможности более полно удовлетворить потребности населения в бюджетных услугах и повысит общественное благосостояние.
Литература
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW&n=220519&dst=4294967295&req =doc&md=3AD2B881AA917ACBCE7BE417AE835E72#08654538586458838 (дата обращения: 16.11.2017).
2. О порядке проведения мониторинга соблюдения органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге требований бюджетного законодательства Российской Федерации и оценки качества управления бюджетным процессом во внутригородских муниципальных образованиях Санкт-Петербурга: Распоряжение Комитета финансов Санкт-Петербурга от 21.08.2015 № 50-р. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi? req=doc&base=SPB&n=163507#06562740975204975 (дата обращения: 16.12.2017).
3. О распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 22.11.2004 № 670 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts=6075611690058794676540181&cacheid=2F5EBB4C12D6DC1B2CE D6A3186D3F410&mode=splus&base=LAW&n=288650&md=3AD2B881AA917ACBCE7BE417AE835E72#05753463925721949 (дата обращения: 25.11.2017).
4. О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 30.09.2014 № 999 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base= LAW&n=289712&dst=0&md= 3AD2B881AA917ACBCE7BE417AE835E72#08100415469668443 (дата обращения: 25.11.2017).
5. О формах, порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга из бюджета Санкт-Петербурга: Закон Санкт-Петербурга от 21.11.2007 № 538-110 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req= doc&ts=175397480002185924373416932&cacheid=4AD3ED0516AB963DE73BFF7C0FD73999&mode=splus&base=SPB&n=188275 &md=3AD2B881AA917ACBCE7BE417AE835E72#011414224956299313 (дата обращения: 11.11.2017).
6. Об утверждении Перечня расходных обязательств внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинанси-рования которых местным бюджетам предоставляются субсидии из бюджета Санкт-Петербурга, целевых показателей результативности предоставления субсидий и их значений на период 2018-2020 годов: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.06.2017 № 537 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ts= 83861533601765899580474033&cacheid=76917AB7804FE7BB6273E9A19062A173&mod e=splus&base=SPB&n=187836&md=3AD2B881AA917ACBCE7BE417AE835E72#05760289135479428 (дата обращения: 24.12.2017).
7. Официальный сайт Комитета финансов Санкт-Петербурга. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fincom.gov.spb. ги/ (дата обращения: 07.12.2017).
организационно-экономические основы создания межмуниципальных учреждений жкх в городских агломерациях
Е.М. Каратаев,
соискатель Кузбасского государственного технического университета им. Т.Ф. Горбачева (г. Кемерово)
В статье проанализирована практика создания межмуниципальных организаций в отрасли ЖКХ, учредителями которых являются администрации муниципальных районов и сельских поселений. Выявлено, что подобная практика не является достаточно эффективной. По результатам анализа основных финансово-экономических показателей деятельности управляющих компаний в муниципальных образованиях сделан вывод о слабой финансовой устойчивости данных организаций. Автор обращает внимание на возможность создания межмуниципального учреждения ЖКХ в городских агломерациях, как новой формы межмуниципального сотрудничества.
Ключевые слова: Кемеровская область, г. Кемерово, городские агломерации, межмуниципальные учреждения, управление многоквартирным домом, управляющие компании, финансовая устойчивость.
УДК 352 ББК 65.050.2
за последние годы произошли значительные изменения в сфере жилищно-коммунального хозяйства: активно применяются рыночные рычаги и механизмы воздействия, ежегодно увеличивается размер тарифов по различным направлениям ЖКХ. Однако, до сих пор данная сфера отличается неэффек-
тивной системой управления, высокими затратами, главным образом, связанными с предоставлением ЖКУ [1, с. 259].
Указанные проблемы актуальны для всех муниципальных образований субъектов РФ, в том числе и в тех, которые включены в состав агломераций.
Агломерация — «концентрированная форма организации жизнедеятельности большой численности населения на ограниченной территории, объединенная в единую сложную многокомпонентную динамическую систему интенсивными внутренними связями» [2, с. 143].
В настоящее время существуют следующие модели управления городскими агломерациями: одноуровневая модель; модель, при которой создается в рамках агломерации муниципальное образование «второго уровня» при сохранении ранее существовавших муниципальных образований; договорная агломерация и модель регионального управления [3, с. 187].
Наиболее подходящей моделью управления в сфере ЖКХ является «договорная агломерация», при которой в рамках муниципального сотрудничества органы местного самоуправления отдельных самостоятельных муниципальных образований организуют совместное предоставление услуг [4, с. 81].
В настоящее время Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5] предусмотрены следующие формы межмуниципального сотрудничества:
- совет муниципальных образований субъектов РФ;
- единое общероссийское объединение муниципальных образований;
- иные объединения муниципальных образований (ассоциации);
- межмуниципальные объединения;
- межмуниципальные хозяйственные общества в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (по решению представительных органов муниципальных образований);
- некоммерческие организации в форме автономных некоммерческих организаций и фондов (по решению представительных органов муниципальных образований).
Юридически единого органа управления агломерацией не существует, вследствие чего особую важность приобретает умение руководства муниципальных образований находить компромиссы в решении общих вопросов. В целях координации руководства в рамках агломерации могут быть созданы совещательные органы, участие в которых и выполнение принятых этими органами решений является добровольным [6, с. 50].
По данным, размещенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы РФ [7], в ЕГРЮЛ зарегистрированы межмуниципальные организации, имеющие следующие основные виды деятельности в отрасли ЖКХ: управление эксплуатацией жилого фонда; управление эксплуатацией нежилого фонда; производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными и др.
На основе анализа сведений о межмуниципальных организациях ЖКХ, включенных в реестр, сделаны следующие выводы:
1. Более 90% данных организаций созданы в форме общества с ограниченной ответственностью, учредителями которых являются администрации муниципальных районов и администрации сельских поселений, входящих в данный район.
2. Деятельность включенных в реестр указанных организаций не является прозрачной (официальные сайты либо отсутствуют, либо заблокированы).
3. Более 50% созданных межмуниципальных организаций в отрасли ЖКХ ликвидированы или находятся в стадии ликвидации. Ликвидированные организации осуществляли свою деятельность, как правило, не более 10 лет.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что создание межмуниципальных организаций в отрасли ЖКХ на базе администраций муниципальных районов и администраций сельских поселений, входящих в этот район, не является достаточно эффективным. Данная ситуация обусловлена высокой дотационностью сельских поселений и муниципальных районов в целом [8, с. 259-260; 9, с.251].
Возможным вариантом решения сложившихся в сфере ЖКХ проблем является создание межмуниципального учреждения ЖКХ, как новой формы межмуниципального сотрудничества, в агломерациях муниципальных образований.
Предлагается статью 68 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» «Межмуниципальные организации» дополнить статьей 68.1 «Межмуниципальные учреждения» следующего содержания:
«1. Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решение о создании межмуниципальных учреждений.
2. Межмуниципальное учреждение — это некоммерческая организация, созданная муниципальными образованиями для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, жилищно-коммунального хозяйства, а также в иных сферах.
3. Учредителями межмуниципальных учреждений являются уполномоченные органы местного самоуправления».
Для наиболее эффективного управления сферой ЖКХ в Кемеровской агломерации необходимо создать два межмуниципальных учреждения:
1. Создание межмуниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской агломерации». В настоящее время происходит дублирование 4-х вопросов местного значения: то, что в границах поселения, выполняют сельские поселения, а межпоселенческие вопросы местного значения решаются муниципальным районом.
Создание межмуниципального учреждения «Управление жилищно-коммунального хозяйства Кемеровской агломерации» позволит осуществить следующие виды экономии (по оценке экспертов):
- сбор и вывоз ТБО на территории всех поселений Кемеровского района (экономия более 2 млн руб. в год);
- монтаж и текущее обслуживание уличных осветительных приборов (экономия более 2 млн руб. в год);
- формирование в структуре межмуниципального учреждения аварийной, ремонтно-восстановительной бригады объектов ЖКХ (экономия более 1 млн руб. в год);
- формирование в структуре межмуниципального учреждения единой дорожно-эксплуатационной компании муниципального района (экономия более 10 млн руб. в год) [6, с. 103].
2. Создание межмуниципального учреждения «Управляющая компания Кемеровской агломерации». На территории муниципальных образований Кемеровской агломерации г. Кемерово и Кемеровского муниципального района управление наибольшим количеством многоквартирных домов (МКД) осуществляется организациями, имеющими неустойчивое финансовое состояние.
На основании данных, размещенных на официальном сайте Государственной жилищной инспекции Кемеровской области [10] и официальном сайте «Реформа ЖКХ» [11], автором были проанализированы сведения обо всех управляющих компаниях, осуществляющих свою деятельность на территории г. Кемерово и Кемеровского района. В результате анализа сделаны следующие основные выводы:
1. На 01.11.17 г. 2651 дом общей площадью 11544,1 тыс. кв. м. г.Кемерово находится в управлении 57 управляющих компаний. 107 домов общей площадью 199,9 тыс. кв. м. в Кемеровском районе находится в управлении 7 управляющих компаний.
2. Отрицательный результат деятельности (убыток) на 31.12.2016 г. имеют 13 управляющих компаний, осуществляющих управление 568 многоквартирными домами общей площадью 2394,4 тыс. кв. м. (21% от общей площади МКД в управлении УК) в г. Кемерово и 4 управляющих компаний, осуществляющих управление 71 многоквартирным домом общей площадью 122 тыс. кв. м. (61% от общей площади МКД в управлении УК) в Кемеровском муниципальном районе. Хотя, цель любой управляющей компании — получение прибыли.
3. Коэффициент финансовой устойчивости, близкий к 1 (Кфин.уст. > 0,7), имеют только 5 управляющих компаний из
1997 199Я 1999 2ППП 2ПП1 2ПП2 2ПГП 2ПП4 2ПП5 2ППЛ 2ПП7 2ППЯ 2ПП9 2П1П 2П11 7П\7. 2ПП 2П14 2П 1 5 2П\Л рис. 1. динамика ввода многоквартирных домов в г. Кемерово и Кемеровском муниципальном районе [12]
60-ти: ООО «Жилсервис плюс» (в управлении 7 домов общей площадью 48,7 тыс. кв. м. в г. Кемерово), ООО «УК Стимул» (в управлении 17 домов общей площадью 42,8 тыс. кв. м. в Кемеровском районе), ООО «УК «АртСервис» (в управлении 12 домов общей площадью 131,9 тыс. кв. м. в г. Кемерово), ООО «УК ЖКХ № 2» (в управлении 6 домов общей площадью 117,3 тыс. кв. м. в г. Кемерово) и ООО»Лесная поляна» (в управлении 16 домов общей площадью 91,0 тыс. кв. м. в г. Кемерово). Таким образом, только 8% управляющих компаний имеют собственные средства для обеспечения устойчивой финансовой деятельности предприятия.
4. Максимальную прибыль имеет ООО «УК «Жилищник» (66,5 млн руб. за 2016 г.), в управлении которого находится 192 дома общей площадью 1212,3 тыс. кв. м. Сумма прибыли остальных управляющих компаний — менее 10 млн руб.
Максимальный убыток имеет ООО «Шалготарьян» (9,2 млн руб.), в управлении которого находится 31 дом общей площадью 335,1 тыс. кв. м.
5. Более 88% управляющих компаний, осуществляющих управление многоквартирными домами в г. Кемерово и Кемеровском муниципальном районе, имеют задолженность перед ресурсоснабжающими организациями за коммунальные ресурсы. Минимальная сумма задолженности составляет 164,7 тыс. руб. (ООО «Алькор», в управлении 3 дома общей площадью 16,4 тыс. кв. м.), а максимальная сумма задолженности составляет 175 255,1 тыс. руб. (ООО УК «Жилищный трест Кировского района», в управлении 349 домов общей площадью 1035,5 тыс. кв. м.).
6. Средняя сумма расходов, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению МКД, на 1 кв. м. значительно различается у управляющих компаний и колеблется от 0,22 руб. до 1629,43 руб.
7. Наименьшую стоимость активов в балансе организации имеет ООО «УК Предзаводская» (1731 тыс. руб.), в управлении которой находится 1 дом общей площадью 3,9 тыс. кв. м. Наибольшая стоимость активов — у ООО «УК «Жилищник» (160 205 тыс. руб.)
8. У 88% управляющих компаний доля дебиторской задолженности в активах организации составляет более 50%.
Таким образом, в целях реализации единой политики в сфере ЖКХ, направленной на достижение положительной динамики результатов деятельности и обеспечение непрерывного предоставления высококачественных ЖКУ потребителям, необходимо создание межмуниципального учреждения «Управляющая компания Кемеровской агломерации» (Учреждения).
Возможны два варианта создания данного Учреждения:
1. Учредителями Учреждения являются: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Кемерово и Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района.
2. Учредителем является Комитет по управлению муниципальным имуществом г.Кемерово. При данном варианте может быть заключен договор на приобретение услуг Кемеровским муниципальным районом у г. Кемерово, т.к. г. Кемерово обладает большей инфраструктурной обеспеченностью.
В целях привлечения в управление Учреждением наибольшего количества МКД, необходимо проводить предваритель-
ные встречи управленческого персонала Учреждения с председателями советов многоквартирных домов, председателями членов правления ТСЖ. На данных встречах разъяснять цели создания Учреждения и его преимущества (организовать раздачу листовок). Кроме этого, в управление Учреждением необходимо привлекать новостройки Кемеровской агломерации.
Для определения потребностей населения в услугах ЖКХ на ближайшие 3 года автором было проведено прогнозирование объема ввода многоквартирных домов в рассматриваемых муниципальных образованиях. В качестве исходных временных рядов были использованы годовые данные по г. Кемерово и Кемеровскому муниципальному району за 1997-2016 гг. (см. рис. 1).
На этапах прогнозирования были использованы наиболее часто применяемые в статистической практике методы: метод Ирвина (для определения аномальных явлений), кумулятивный Т-критерий и метод Фостера-Стюарта (для выявления наличия тенденции во временном ряду), применение t-критерия Стьюден-та (для проверки гипотезы о равенстве математического ожидания ряда остатков нулю и последующего вывода об адекватности моделей), RS-критерий (для проверки адекватности моделей).
С помощью инструментов программы «MS Excel» по максимальной величине детерминации (R2) из возможных вариантов линий тренда выбраны следующие наиболее адекватные данным уравнения, являющиеся моделями зависимости объема ввода многоквартирных домов от времени:
- y = 0,3429x2 + 4,5977x + 58,309 (полиномиальное уравнение) для г. Кемерово;
- y = 0,9826e01533x (экспоненциальное уравнение) для Кемеровского района.
Полученные модели являются адекватными на 5%-ном уровне значимости (данный уровень соответствует в уверенности на 95%).
На основе трендовых моделей сделан точечный и интервальный прогнозы объема ввода жилья на 2017-2019 гг. В соответствии с прогнозом, объемы ввода многоквартирных домов в рассматриваемых муниципальных образованиях Кемеровской агломерации будут увеличиваться в течение 2017-2019 гг. и в совокупности составит около 330,655 (±61,992) тыс. кв. м. в 2017 г., 354,069 (±66,742) тыс. кв. м. в 2018 г. и 378,843 (±72,6) тыс. кв. м. в 2019 г. (вероятность прогноза составляет 90%).
График результатов моделирования приведен на рис. 2.
Для прогноза, составленного по временному ряду г. Кемерово, средняя квадратическая ошибка прогноза (|5|) равна 4%, для прогноза, составленного по временному ряду Кемеровского района — |5| = 7,7%. Высокому уровню точности прогноза соответствует значение |5| < 10% [13, с. 125].
В результате анализа основных финансово-экономических показателей управляющих компаний муниципальных образований Кемеровской агломерации была выявлена зависимость между суммой активов управляющих компаний и общей площадью домов, находящихся в управлении управляющих компаний.
В целях получения наиболее точных результатов для расчетов были выбраны данные управляющих компаний г. Кемерово и Кемеровского района, имеющих в управлении дома общей площадью более 400 тыс. кв. м., а также имеющих положительный результат деятельности (прибыль) на 31.12.2016 г. (см. табл. 1).
Кемерово
Кемеровский район
17,411 M,S75 28,647
2015 2016 2017 (ПРОГНОЗ) 201В (ПРОГНОЗ) 2019 (ПРОГНОЗ)
Рис. 2. Прогноз ввода многоквартирных домов в г. Кемерово и Кемеровском муниципальном районе на 2017-2019 гг.
Таблица 1
Исходные данные для моделирования [11; 12]
№ п/п Наименование управляющей компании Площадь домов, тыс. кв. м (х) Сумма активов, тыс. руб. (у)
1 ООО «УК «Кемерово-сити» 400,3 54701
2 ООО «РЭУ-7» 423,6 51518
3 ООО УК «РЭУ-10» 449,1 40000
4 ООО «РЭУ-9» 461,6 32541
5 ООО УК «Радуга» 547,9 48784
6 ООО «Южный» 557,7 66181
7 ООО «Молодежный» 604,9 47214
8 ООО «Гарант+» 664,9 62613
9 ООО «Жилищно-коммунальный трест» 720,8 72915
10 ООО «УК «Жилищник» 1690,97 160205
По наибольшему значению коэффициента детерминации и основным характеристикам наиболее адекватной статистическим данным экономико-математической моделью для описания зависимости суммы активов организации (у) от общей площади домов (х) является линейная функция (Г = 0,931): у = 91,415х + 4048,8 (у = а1х + а0).
Краткие выводы по результатам регрессионного анализа:
- вариация стоимости активов организации (у) на 93,1%о объясняется изменением общей площади домов, находящихся в управлении организацией (х);
- изучаемая связь между параметрами у и х по F-критерия Фишера является статистически значимой;
- при проверке типичности параметров выявлено, что коэффициент а, является статистически значимым, а коэффициент а2 не является статистически значимым, т.е. его необходимо исключить из модели (при этом качество модели не ухудшится);
- в соответствии с полученным значением средней ошибки аппроксимации A = 4,5% модель у = 91,415х достаточно точно описывает связь между параметрами у и х.
Таким образом, полученная модель может быть использована при планировании объема финансирования, необходимого на обслуживание конкретной общей площади многоквартирных домов в Кемеровской агломерации.
На первоначальном этапе для создания Учреждения необходимо 1 322 000 руб., в числе которых 892 000 руб. — текущие расходы (расходы на заработную плату, коммунальные услуги, аренду автомобилей и др. расходы) и 430 000 руб. — это финансовые вложения (расходы на регистрацию юридического лица, приобретение организационной техники и мебели и др.).
Следует отметить, что в текущие расходы не включены расходы на аренду помещения, необходимого для осуществления Учреждением своей деятельности, т.к. предлагается использовать свободные помещения, находящиеся в муниципальной собственности.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод, что создание межмуниципальных учреждений на основе агломераций муниципальных образований является одним из способов достижения целей реформ в отрасли жКХ. Учитывая широкую сферу применения и потенциальную высокую востребованность межмуниципального учреждения, как новой формы межмуниципального сотрудничества в городской агломерации, необходима детальная разработка нормативно-правовой основы для ее внедрения.
Литература
1. Каратаев Е.М. Создание межмуниципальных учреждений в агломерациях городов как инструмент развития жилищно-коммунального хозяйства / Е.М. Каратаев, В.В. Меркурьев // Экономика и предпринимательство. — 2016. — № 12-2 (77-2). — С.259-262.
2. Косинский П.Д. Совершенствование местного самоуправления на основе формирования агломераций муниципальных образований: региональный аспект / П.Д. Косинский, В.В. Меркурьев // Проблемы современной экономики. — 2013. — № 1 (45). — С.143-146.
3. Косинский П.Д, Меркурьев В.В., Чупрякова А.Г. Муниципальный менеджмент: системный подход / Под ред. В.А. Шабаше-ва. — М.: Институт исследования товаропродвижения и конъюнктуры оптового рынка, 2014. — 244 с.
4. Шабашев В.А. Агломерация как инструмент организации межмуниципального сотрудничества в регионе / В.А. Шабашев, В.В. Меркурьев // Наука, образование, общество. — 2015. — № 3(5). — С. 78-87.
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 окт. 2003 г. № 131-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
6. Меркурьев В.В. Формирование агломераций муниципальных образований: теоретические и прикладные аспекты / В.В. Меркурьев, П.Д. Косинский, А.Г. Чупрякова. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2015. — 206 с.
7. Федеральная налоговая служба: официальный сайт [Электронный ресурс] — URL: https://egrul.nalog.ru/ (дата обращения 12.11.2017).
8. Каратаев Е.М. Предпосылки создания межмуниципальных организаций ЖКХ на основе агломераций муниципальных образований / Е.М. Каратаев, В.В. Меркурьев // Международные научные исследования. — 2017. — №2(31). — С. 258-261.
9. Реформа местного самоуправления: опыт, проблемы, перспективы развития / П.Д. Косинский, О.А. Абраменко // Вестник Кемеровского государственного университета. — 2013. — №1(53). — С.251-256.
10. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс] — URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения 10.11.2017).
11. Государственная жилищная инспекция Кемеровской области — URL: https://www.gosgil42.ru/.
12. Реформа ЖКХ: официальный сайт [Электронный ресурс] — URL: https://www.reformagkh.ru/ (дата обращения 12.11.2017).
13. Садовникова Н.А. Анализ временных рядов и прогнозирование: учебник / Н.А. Садовникова, Р.А. Шмойлова. — М.: Университет «Синергия», 2016. — 151 с.