Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
ДЗАГОЕВ С.Ф.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ
Социально-экономическая политика - ключевой компонент управления развитием региона. В целом организационно-экономические основы формирования и осуществления региональной социально-экономической политики складываются из следующих элементов (рис. 1):
Рис. 1. Организационно-экономические основы формирования и осуществления региональной социально-экономической политики
Идеологической и системообразующей основой региональной политики выступает социально-экономическая политика РФ, которая определяет рамочные условия и общецелевые задачи для всех регионов страны [3, 4, 5].
В последние годы важнейшими факторами социально-экономической политики отдельных регионов выступают национальные проекты, федеральные целевые программы, политика развития других регионов страны (учитываемая в межрегиональном взаимодействии), изменяющаяся конъюнктура рынков, мировые процессы влияния на региональном уровне (глобализация) [1, 2, 6].
Разумеется, социально-экономическая политика региона базируется на условиях, ресурсах, методах и инструментах, которые могут существенно изменяться в зависимости от заданных целей политики.
Логика осуществления социально-экономической политики региона связана с необходимостью перевода параметров региона из начального состояния, характеризуемого набором фактически достигнутых показателей, в некоторое новое качество, что обусловливает необходимость преобразования отраслей и сфер региона.
В научной литературе, как правило, выделяют три основных вида социально-экономической политики - консервативную, умеренную и активную. Однако, в условиях многооб-
разия потенциалов регионов, особенностей и возможностей их развития возникает такое состояние, которое сложно описать тремя видами проводимой политики. В реальности в регионах проводится смешанная социально-экономическая политика, включающая следующие виды: региональная политика государства; консервативная политика; умеренная политика; агрессивная политика; административная политика; поддерживающая политика; традиционная политика; зависимая политика; имитационная политика; наступательная политика; политика приоритетов; политика точечного воздействия.
Мы уже отметили, что региональная политика государства - рамочные условия, обязательные для всех субъектов страны. Что касается консервативной политики, то она ориентирована на минимальные риски, высокую надежность действий, использование в качестве участников преимущественно государственных организаций и предприятий. Умеренная политика включает умеренные риски, достаточную ликвидность и надежность проектов. Агрессивная политика означает высокие риски, низкую ликвидность и надежность проектов и мероприятий. При этом обеспечивается высокая прибыльность, осуществляются рисковые инновации, попытки создания новых видов деятельности. Административная политика отражает особенности органов власти региона. Предполагает высокий уровень вмешательства органов власти в регулирование экономики и социальной сферы, определение объектов вложения, порядок использования инвестиций и пр.
В российской практике последних лет важное место заняла поддерживающая политика, осуществляемая с целью сохранения существующего уровня социально-экономического и технико-технологического развития региона, выравнивания общерегиональных показателей развития. Это политика вынужденная, во многом безальтернативная и отражает кризисные явления в экономике и обществе, она не устраняет риск утраты регионом своих позиций, но способствует решению множества проблем и противоречий.
В рамках традиционной политики основное внимание, как правило, направлено на повышение качества выпускаемых товаров и расширение потребительского спроса на них с незначительной ориентацией на рыночные требования.
Особо следует выделить специфику еще двух видов политики, которые проводятся в регионах: зависимая и имитационная. Зависимая политика осуществляется в случае, когда в регион в силу депрессивности его экономики передаются (в определенной форме) отдельные товары или технологии (например, «отверточное производство», «грязное» производство и т.п.). Имитационная политика осуществляется на основе приобретения известных технологий, оборудования и производств, применения заимствованного опыта. Это достаточно успешная политика развития для депрессивного региона, но для ее реализации необходимы, как нам представляется, прежде всего, высокая квалификация специалистов и комплекс мер по освоению технологий, оборудования и производств. Однако подобная политика решает задачи развития экономики на краткосрочный период и затрудняет экономике региона получить конкурентные преимущества на долговременный период.
Наступательная политика основывается на четко просчитанной стратегии, гибких реагированиях на внешние изменения, постоянном создании конкурентоспособных факторов, непрерывном инновационном процессе. Она ориентирует на реализацию не краткосрочных или среднесрочных интересов, а на достижение более долгосрочных целей. Эта политика представляет собой сложную экономико-управленческую задачу, сопровождается большим риском и большими трудностями (требует больших финансовых вложений, наличия высокого интеллектуального потенциала и высокой квалификации персонала, хорошо организованных бизнес-процессов, возможности распределения рисков, хорошего знания рынка и т.д.). На начальном этапе данная политика может иметь форму догоняющей модернизации, направленной на смену технологического уклада. Такое развитие экономики не является чем-то особенным - этот путь развития проходили послевоенная Франция, Германия, Япония, проходят ныне Южная Корея, Китай, страны Восточной Европы. Политика догоняющей модернизации заключается в концентрации имеющихся резервов производства на развитии приоритетных производств (например, автомобилестроение, самолетостроение и т.п.), определяющих вектор развития, при активном влиянии на эти процессы со стороны общества и государства с целью ускорения естественного процесса модернизации.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Политика приоритетов направлена на выявление и поддержку приоритетов - ограниченного круга особо важных направлений социально-экономического развития (например, образования).
Политика точечного воздействия означает особую форму поддержки и мотивирования предприятий на выпуск таких товаров и разработку технологий, по которым экономика может в короткий срок с наименьшими затратами выйти на рынок, обеспечив себе конкурентное преимущество на длительную перспективу. Среди отрицательных моментов (недостатков) этой политики можно выделить сложность определения зон приложения усилий, отсутствие комплексности воздействия, опасность асимметричности развития областей экономической деятельности и т.п.
Основные альтернативные пути возможной организации социально-экономической политики в регионе могут включать три варианта.
Вариант 1. Регион сохраняет существующие подходы к организации социально-экономической политики. В этом случае функции, сферы деятельности и уровень ответственности министерств и ведомств не могут соответствовать новым задачам регионального развития. В этой связи при сохранении существующих темпов социально-экономического развития уровень конкурентоспособности региона будет ухудшаться, а качество жизни населения будет отставать от показателей развитых стран.
Вариант 2. Усиление административных методов в организации региональной социально-экономической политики. Данный вариант также малопригоден по следующей причине. В условиях рыночных отношений задачи государства не направлены на доминирование в экономике, как это было в условиях планового хозяйства. Государство скорее должно обеспечивать благоприятные институциональные условия для функционирования рыноч-но ориентированных хозяйствующих субъектов во всех регионах.
Вариант 3. Осуществление региональной социально-экономической политики, обеспечивающей производство конкурентоспособной продукции (работ, услуг) в условиях глобализации экономики. Основой региональной экономики должно стать постоянное и непрерывное создание и реализация инноваций, как главного фактора преуспевания в конкурентной борьбе любого предприятия, региона и страны в целом. Чтобы выжить, выиграть и постоянно повышать уровень благосостояния населения, нужно непрерывно улучшать и преобразовывать продукцию, услуги, совершенствовать производственные и управленческие функции на базе инноваций и инновационных технологий. Реализация нововведений, инноваций, а также полученных научно-технических достижений в производстве новых или недостающих товаров, технологий и услуг имеет определяющее значение для развития экономики страны, сохранения природы и подъема жизненного уровня населения, способствует повышению производительности труда, созданию новых отраслей, сферы услуг и рабочих мест, улучшению качества обслуживания и росту конкурентоспособности товаров на мировом рынке, сокращению торгового и товарного дефицита, стабилизации валюты и цен на выпускаемые производителями товары и услуги.
Отсюда следует, что под организацией региональной социально-экономической политики следует понимать определенную форму правового и экономического взаимодействия органов власти, предприятий и некоммерческих обществ, связанных между собой едиными целями и задачами развития региона на основе устойчиво высокой конкурентоспособности и достижения мирового качества жизни населения.
Основными характерными признаками организации региональной социально-экономической политики являются:
1. Организационно-экономическая форма региональной социально-экономической политики - совокупность организаций, методов, ресурсов региона. Это необходимо для обособления социально-экономической политики конкретного региона от других и рассмотрения ее как отдельного субъекта и объекта управления, координирования и учета.
2. Единые цели и задачи развития региона - предполагают, что социально-экономическая политика имеет миссию, цели, задачи, ресурсное обеспечение, методы управления и т.д., отражающие перспективные потребности субъекта Российской Федерации.
3. Правовые основы - означают законодательные и другие нормативно-правовые акты, определяющие порядок разработки и реализации социально-экономической политики региона, условия ее взаимоотношений с государством, другими политиками, субъектами экономики и органами власти.
4. Условно обособленная совокупность - означает, что социально-экономическая политика региона ограничена территориальными границами.
5. Участники связаны между собой единой методикой действий - означает, что социально-экономическая политика интегрирует органы власти, хозяйствующие субъекты экономики и некоммерческие структуры региона в единое целое, что предполагает взаимозависимость, наличие определенных интересов в результатах политики.
6. Определенная специализация - социально-экономическая политика региона должна быть ориентирована на приоритетные направления деятельности, которые в наибольшей мере раскрывают потенциал региона в промышленности, сельском хозяйстве и других областях деятельности.
Социально-экономическая политика региона многообразна и оказывает существенное влияние на различные стороны экономической жизни общества, подверженных процессам политических и общественных изменений. Поэтому ее можно рассматривать во многих аспектах. Во-первых, сама по себе социально-экономическая политика региона как сложная система, выступает в виде: юридически (законодательно) оформленного субъектно-объектного органа регулирования развития региона, интегрируя в единое целое ресурсы и производительные силы региона - природные ресурсы, рабочую силу, капиталы и инвестиции, средства производства, товары.
Во-вторых, социально-экономическая политика региона, являясь генератором и регулятором создания общественного богатства, соответственно, является интеллектуальным организатором производства новых видов товаров на более высокой технологической базе, что повышает конкурентоспособность региональной экономики.
В-третьих, социально-экономическая политика решает одну из ключевых задач развития региона - она способствует расширенному воспроизводству, что позволяет не только накапливать материальные, интеллектуальные и духовные ценности, но и качественно преобразовывать их, т.е. по существу предоставляет саму возможность для развития региона.
В-четвертых, социально-экономическая политика региона, привлекая в воспроизводственный процесс финансово-инвестиционные и другие ресурсы оптимальным образом, направляя их на решение проблем, является основным «донором» региона, способствуя созданию добавленной стоимости, росту налоговых платежей и поддержки социальной сферы.
В-пятых, социально-экономическая политика решает задачи социального характера (например, рост заработной платы, пенсий и т.д.), формирует новую покупательную способность региона, создавая возможности и перспективы его развития.
В-шестых, социально-экономическая политика региона способствует формированию важнейших рынков - рабочей силы, капиталов и инвестиций, товаров и средств производства.
Органы управления регионом и хозяйствующие субъекты должны обеспечивать функции социально-экономической политики:
- средствами предвидения и адаптации к изменениям, происходящим во внешней и внутренней среде региона;
- необходимой связью между политикой и возможностями ее реализации;
- возможностями координации и интегрирования видов деятельности;
- способностями хозяйствующих субъектов к диверсификации и радикальному обновлению.
Функции социально-экономической политики региона по мере модернизации его экономики могут регулярно уточняться и использовать все новые методы. В целом методы социально-экономической политики региона можно объединить в следующие основные группы.
1. Прямое организационно-административное управление (создание структур с определенными функциями, влияние на государственные предприятия, делегирование полномочий и ответственности, регулирование норм и т.д.).
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3
2. Правовое регулирование (издание и введение в действие законов, нормативно-правовых актов, стандартов и т.п.).
3. Регулирование материальных потоков и экономической деятельности (заказы на поставки продукции и выполнение работ для государственных нужд, квотирование, лицензирование, участие в управлении предприятиями с государственной долей собственности и т.д.).
4. Прямое государственное финансирование (распределение бюджетных инвестиций, трансферты, субвенции, дотации, субсидии и т.д.).
5. Косвенные методы финансового и денежно-кредитного регулирования (налоговая политика, кредитная политика, таможенная политика, амортизационная политика и пр.).
6. Инфраструктурное обеспечение с участием государства (прогнозирование, планирование, программно-целевой метод развития социально-экономических приоритетов и др.).
7. Саморегулирование со стороны участников, вырабатывающих и соблюдающих общие принципы и правила поведения в процессе интегрированной деятельности.
Организационно-экономические основы социально-экономической политики региона включают в себя:
- правовую регламентацию, предполагающую, что политика, программы и мероприятия всех уровней (федеральный, окружной, региональный, муниципальный) должны осуществляться на основе соответствующих правовых норм;
- обоснованность - реальность достижения поставленных целей, наличие соответствующих ресурсов, готовность сторон и участников к выполнению предусматриваемых мероприятий;
- конкретность, предполагающую постановку цели, задач и мероприятий, которые поддаются учету и контролю и позволяют дать однозначную оценку их реализации и выполнения;
- сбалансированность, предполагающую структурную гармонию развития важнейших отраслей и видов деятельности, обеспечивающую устойчивое их взаимодействие;
- непротиворечивость, предполагающую соответствие целей, задач, направлений, мероприятий ресурсов политики проблемам развития региона;
- гибкость, означающую возможность организационно-экономического механизма политики быстрой и адекватной реакции на изменения;
- научность, предполагающую использование самых передовых достижений науки и техники при разработке направлений развития региона;
- конкурсность, предполагающую отбор мероприятий и их исполнителей на основе состязательности по законодательно утвержденным критериям социальной и экономической эффективности.
- вертикальную интеграцию, означающую соответствие основных положений политики по вертикали с политикой более высокого уровня;
- горизонтальную интеграцию, предполагающую интеграцию региональных направлений развития в единое правовое и экономическое пространство Российской Федерации, а также интеграцию субъектов региона между собой;
- мониторинг, обеспечивающий регулярность отслеживания хода осуществления и достижения итогов осуществляемых мероприятий;
- ответственность, например, в форме «закрепления» всех утвержденных позиций и мероприятий политики за конкретными исполнителями - юридическими и физическими лицами;
- эффективность - наилучшее на конкретный период использование потенциалов развития региона (природно-ресурсного, геополитического, научно-инновационного, кадрового и т.д.).
Социально-экономическое развитие региона нуждается в эффективном государстве, играющем роль катализатора и организатора, стимулирующего и контролирующего региональные органы власти, деятельность частного бизнеса, некоммерческих организаций. Опыт прошедших лет показал, что свертывание экономических функций государства, как
правило, не только снижает потенциальный эффект преобразований в регионах, но и ведет к прямым народнохозяйственным потерям.
ЛИТЕРАТУРА
1. Глазьев С. Экономическая политика: проблемы нынешней новой модели. // Российский
экономический журнал. 1996. № 5, 6.
2. Государственное регулирование рыночной экономики. - М.: Издательский дом «Путь России»; ЗАО «Издательский дом «Экономическая литература»». 2002.
3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики. - М., 2000.
4. Климанов В.В. Региональное развитие и экономическая самостоятельность субъектов Российской Федерации. - М.: Эдиториал УРСС, 2000.
5. Лексин В.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. 2-е издание (стереотипное) - М.: УРСС, 1999.
6. Федеральная целевая программа социально-экономического развития «Юг России» до 2006 года (справочные материалы). - Ростов н/Д: Изд-во «Южная столица», 2001.
ПОЛЬСКАЯ М.А.
СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОВМЕСТНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВОМ В СТАВРОПОЛЬСКОМ КРАЕ
В настоящее время в регионе не разработана стратегия управления совместным предпринимательством. Решение проблем развития совместных предприятий требует поиска путей более эффективного и быстрейшего выхода из подобной ситуации. Путь видится в разработке концепции развития совместным предпринимательством региона в 2008-2012 г.г.
Механизм реализации концепции заключается в разработке и реализации стратегии, целевой комплексной программы развития совместного предпринимательства региона.
Самой динамично развивающейся отраслью является строительство, то есть вложения иностранных инвесторов с каждым годом увеличиваются, например в 2005 году они возросли по сравнению с 2001 годом в 20,7 раз.
Таблица 1
Совместное предпринимательство в развитии предпринимательских структур сельского хозяйства
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Число действующих СП, 4 4 3 3 2 2
Доля занятых на СП, % 0,2 0,2 0,22 0,25 0,37 0,38
Доля инвестиций на СП, % 40,1 1,92 1,66 2,77 2,85 2,96
Доля произведенной продукции СП, % 1,92 1,89 3,24 3,01 2,85 3,15
Из таблицы 1 видно, что в сельском хозяйстве края наоборот наблюдается тенденция к снижению вложений иностранных инвесторов. Из 4 созданных совместных предприятий в сельском хозяйстве в конце 90-х годов, на данный момент существуют только 2. Тем не менее доля произведенной продукции СП увеличилась в 2005 году по сравнению с 2000 годом на 1,23%, что свидетельствует об эффективности создания совместных предприятий в этой отрасли АПК.
Объем иностранных инвестиций в АПК за период с 1998 года по 2006 год был самым высоким в 2002 году и составил - 47592,1 тыс. долл. США.
Мы полностью согласны с мнениями ряда авторов в области региональной экономики, что снижение объема иностранных инвестиций в АПК Ставропольского края связано с рядом причин.
Экономический вестник Ростовского государственного университета Ф 2008 Том 6 № 2 Часть 3