ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ НЕФТЕХИМИЧЕСКИМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
Мезенцева Г.А., соискатель степени к.э.н., старший преподаватель кафедры «Менеджмент» АНО ВПО «НИЕВ»
В этой статье исследуются организационно-экономические основы корпоративного управления. Дается определение корпоративного управления. Рассматриваются особенности корпоративного управления нефтехимического предприятия.
Ключевые слова: организационно-экономические основы, нефтехимическое предприятие, корпорация, корпоративное управление.
ORGANISATIONAL AND ECONOMIC BASES OF CORPORATE MANAGEMENT OF
A PETROCHEMICAL ENTERPRISE
Mezentseva G., the applicant for a Candidate degree of economic sciences, senior lecturer of the Management department of ANO VPO «NIEV»
The organisational and economic bases of corporate management are analysed in this article. A definition of corporate management is given. The features of corporate management of a petrochemical enterprise are considered.
Keywords: organizational and economic bases, petrochemical enterprise, corporation, corporate management.
Сегодня в России именно крупные корпорации определяют и облик национальной экономики в мировой экономике, и основные направления ее развития, а также и эффективность и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках.
В мире принято использовать две основные модели корпоративного управления: англо-американскую и германскую. Англоамериканская модель действует, помимо Великобритании и США, также в Австралии, Индии, Ирландии, Новой Зеландии, Канаде, ЮАР. Германская модель характерна для самой Германии, некоторых других стран континентальной Европы, а также для Японии. Англо-американская модель подразумевает существование единого корпоративного «штаба» - совета директоров, осуществляющего как надзорные, так и исполнительные функции. Реализация обеих функций обеспечивается за счет формирования этого органа из неисполнительных, в том числе и независимых директоров («контролеров»), и исполнительных директоров («управленцев»). Германская модель развивается на базе концентрированной структуры акционерного капитала, другими словами, когда существуют несколько крупных акционеров. В этом случае система управления компанией является двухуровневой и включает в себя, во-первых, наблюдательный совет (в него входят представители акционеров и сотрудников корпорации; обычно интересы персонала представляют профсоюзы) и, во-вторых, исполнительный орган (правление), членами которого являются менеджеры. Особенность такой системы - четкое разделение функций надзора (отданных наблюдательному совету) и исполнения (делегированных правлению). В англо-американской модели правление как самостоятельный орган не создается, оно фактически «встроено» в совет директоров1.
Российская модель корпоративного управления находится в процессе формирования, и в ней проявляются особенности обоих описанных выше образцов.
Особенностями корпоративного институционального управления являются концентрация, рост и расширение масштабов производства с применением стратегий слияния и поглощений. Применение данных стратегических направлений развития и управления корпоративными структурами ведет к расширению сфер влияния на конкурируемом рынке, развитию интеграционных процессов, появлению новых конкурентных преимуществ. Рост и расширение масштабов корпоративного производства основаны на процессах оптимизации производства, привлечения иностранного капитала, капитализации прибыли, эмиссии акций и других ценных бумаг, а также привлечении заемных средств. Признаками, выделяющими корпорацию среди других видов объединений субъектов экономической деятельности, являются большие размеры, транснациональная сфера деятельности, успешная конкуренция и господство на рынке. В России формально присутствуют компоненты всех традиционных моделей: относительно распыленная собственность (но неликвидный рынок и слабые институциональные инвесторы), явная и устойчивая тенденция к концентрации собственности и контроля (но при отсутствии адекватного финансирования и эффективного мониторинга), элементы перекрестных владений и формирование сложных корпоративных структур разного типа (но при отсутствии тяготения к какому-либо типу).
Типичными структурами корпоративных объединений, являются следующие.
Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.
Консорциум. Временное объединение корпораций, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками).
Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих корпораций).
Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.
ФПГ. Зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) корпорацией в ФПГ может быть как специализированная организация - «управляющая компания», так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.
Корнер. Форма корпоративных объединений с целью переброски, аккумулирования, использования капитала для овладения рынками какого-либо товара. Соединённый капитал используют для скупки акций отдельных интересующих корнер корпораций с тем, чтобы впоследствии перепродать их, либо завладеть контрольным пакетом акций.
Трест. Объединение фирм, руководящиеся решением единого центра.
Конгломератное объединение. Группа предприятий, принадлежащих одной фирме и осуществляющих одну или более стадий производства разнообразных продуктов.
Конгломератное слияние. Слияние фирмы одной отросли с фирмой другой отросли.
Союз. Объединение по признакам в целях обеспечения общих интересов участников государственных, международных и иных организаций.
Франчайза. Объединение, где крупные корпорации обязуются снабжать мелкие компании своими товарами, рекламными услугами, технологиями и т.д.
Картель - Одна их основных форм соглашений о монополизации рынка, в отличие от концернов и трестов непосредственно не затрагивающих производственную и коммерческую самостоятельность вступивших в союз предпринимателей, договаривающихся между собой о монополизации и разделе рынка, об объемах (квотах) производства и реализации продукции, условиях сбыта товаров и найма рабочей силы, ценах и сроках платежа, рационализации производства и управления, обмене партнерами. Бывают внутренние, экспортные, импортные и международные. Создаются с
целью ограничения конкуренции, монополизации производства и сбыта того или иного товара, установления на него единой, Обязательной для всех участников соглашения, монопольной цены и получения более высокой, чем средняя, прибыли.
Холдинг. Одним из перспективных направлений развития бизнеса в настоящее время является создание групп предприятий, связанных между собой экономически, но одновременно остающихся самостоятельными юридическими лицами - холдинговых фирм, в которых одна компания, называемая головной или материнской, контролирует одну или несколько других. Это акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью. Холдинг является группой предприятий, когда основная компания берет на себя лишь функции управления группой предприятий, не занимаясь ни производством, ни реализацией продукции. Благодаря созданию групп, предприятия, в них входящие, получают возможность доступа к новым технологиям, расширения сферы своей деятельности, развития деловых связей, привлечения новых квалифицированных работников, приобретения кредитов. Положительный момент заключается также в том, что образование групп предприятий позволяет существенно укрепить инвестиционный потенциал такого хозяйственного объединения, повысить рентабельность и технологический уровень производства. Создание групп предприятий открывает широкие возможности для проведения ряда групповых операций по экономии финансовых ресурсов, уменьшению налоговых потерь, координации финансовых и материальных потоков внутри группы.
Основные целями объединений являются следующие:
• Увеличение рыночной доли
• Повышение качества
• Снижение издержек по сравнению с конкурентами
• Расширение ассортимента
• Укрепление репутации
• Укрепление конкурентных позиций
• Рост доходов
• Рост применения инноваций.
Корпоративное управление основано на стратегии и методах:
• Корпоративные ценности
• Четко сформулированная стратегия
• Внутренний контроль
• Стимулирование
• Наличие и анализ информации.
Если не основной, то весьма распространенной тактикой корпоративного управления является тактика слияний и поглощений. Понятие - «слияние» зарубежом и в России различно. Зарубежом под «слиянием» понимают
любое объединение хозяйствующих субъектов, в результате которого образуется единая экономическая единица. В России «слияние» - это
- реорганизация юридических лиц, при которой права и обязанности каждого из них переходят ко вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом. В этом случае, новая компания берёт под свой контроль и управление все активы и обязательства компаний, после чего последние прекращают своё существование. Слияние может быть добровольным, осуществляемое по доброй воле сторон. А также принудительное, осуществляемое чьим - либо под давлением.
Понятие «поглощение» - это взятие одной компанией другой под свой контроль, управление её с приобретением абсолютного или частичного права собственности на неё. На практике поглощение осуществляется часто путём скупки всех акций предприятия на бирже. Это действие как правило враждебное по отношению к поглощаемой компании.
Также под слиянием и поглощением понимается не только приобретение полностью или большей части какого-либо хозяйствующего субъекта, но так же и отчуждение, продажа подразделений, дочерних компаний, изменение структуры собственности фирмы.
Целью этих процессов является - увеличение благосостояние
акционеров и достижение конкурентных преимуществ на рынке. Классификация слияний представлена в таблице1. Слияния могут осуществляться на паритетных условиях (50Х50). Однако накопленный опыт свидетельствует о том, что это является самым трудным вариантом интеграции. Любое слияние в результате может завершиться поглощением. Тип слияний зависит от ситуации на рынке, а так же от стратегии деятельности компаний и ресурсов, которыми они располагают.
Выделение бизнеса как составная часть корпоративной стратегии, так же может осуществляться за счёт использования механизма слияния и поглощения.
Сегодня в большинстве своих случаев умение управлять именно нефтяной отраслью и именно нефтехимическими корпорациями, определяет состояние экономики России.
Управление нефтехимическим предприятием имеет свои особенности. Продукты их производственного процесса получаются в результате химических и физико- химических превращений. Составляющими всего управления нефтехимическим предприятием являются управление объемами, качеством, затратами на изготовление продукции, воздействием на окружающую среду. Что достигается путем варьирования (обычно в узких пределах) значениями таких специфических параметров технологических процессов, определяющими скорость и полноту реакций, как температуры, давления, применяемые катализаторы и т.д. Технологические процессы отрасли, как правило непрерывны, высокомеханизированы и автоматизированы.Они осуществляются современным оборудованием, без непосредственного участия работников, функции которых в нормальных условиях эксплуатации сводятся к наблюдению и контролю за бесперебойной работой этого оборудования. Риск выхода из строя оборудования высок. Неблагоприятное состояние окружающей среды в районах размещения и деятельности нефтехимических предприятий вызывает необходимость управления им на комплексной основе с учетом не только экономических и социальных интересов, но и экологических требований. Нефтехимические предприятия вырабатывают попутный нефтяной газ, обладают повышенной пожароопасностью и даже иногда и взрывоопаснос-тью. Нефтехимическая промышленность производит широкий ассортимент продукции разнообразного функционального назначения. В отрасли вырабатывается свыше 60 тысяч наименований продукции. Особенностью отрасли является наличие глубоких межотраслевых связей практически, со всеми отраслями народного хозяйства и непроизводственной сферой. Велико значение отрасли в обеспечении экономической и оборонной безопасности страны.
Основными преимуществами нефтегазовой корпорации являются:
-более широкое участие корпораций в государственных инвестиционных программах, основанное на правительственной поддержке и получении кредитов;
-лучшие возможности для применения современных эффективных технологий, менеджмента, диверсификации, открывающих возможность позиционирования на товарных рынках;
-более эффективная организация инвестиционной, финансовой, производственной деятельности;
- экономия издержек производства за счет широкомасштабной деятельности, кооперации и синергии;
-лучшие возможности организации и проведения научно-технических исследований и разработки новых видов изделий.
Эффективность управления экономической и производственной деятельностью нефтехимической корпорацией определяется не столько внешними факторами, сколько умением правильно и эффективно организовать управляющие процессы внутри каждого предприятия корпорации. Поэтому актуально совершенствование технологии управления корпорацией как совокупностью групп компании, так и через свои дочерние общества. Современная технология управления корпорацией заключается в повышении обоснованности и качества принимаемых управленческих решений. Наиболее высокой обоснованности и качества принимаемых управленческих решений в корпорации, возможно, добиться при грамотно используемой консолидированной информации и анализе сформированной на ее основе системы показателей корпоративного управления.
Корпоративное управление не всегда связано с экономически-
1 Аранович О.Г., Степаненко Е.Е. Системное корпоративное управление // Современные проблемы науки и образования. - 2006. - № 4 - С. 110-113
Таблица 1. Классификация корпоративных слияний
Класс слияния вид слияния характеристика вида слияния
По воле сторон добровольное Осуществляемое по доброй воле сторон. Осуществляемое чьим - либо под давлением.
принудительное Осуществляемое чьим - либо под давлением.
Производственная горизонтальные Объединение компаний одной отрасли,
общность производящих одно и тоже изделие или осуществляющих одни и те же стадии производства.
вертикальные Объединение корпораций различных отраслей, связанных технологическим процессом производства продукций, т.е. расширение корпорацией покупателем своей деятельности либо на предыдущие производственные стадии, вплоть до источников сырья, либо на последующие - до конечного потребителя
родовые Объединение корпораций, выпускающих взаимосвязанную продукцию
конгломератные Объединение корпораций различных отраслей без наличия производственной общности, т.е. слияние корпораций одной отрасли с корпорацией другой отрасли, не являющейся не поставщиком, не потребителем, не конкурентом.
общность реализации и расширяющие Объединение неконкурирующих продуктов со
процессов производства продуктовую линию схожими каналами реализации и процессами производства.
Расширяющие Приобретение дополнительных каналов реализации продукции.
чистые конгломератные Слияния, не предполагающие никакой общности.
зависимые от национальной национальные Слияние компаний, находящихся в границах
принадлежности одного государства.
транснациональные Слияние компаний, находящихся в разных странах, приобретение компаний в других странах.
В зависимости от отношения дружественные
управленческого персонала враждебные
корпорации к сделке слияния
или поглощения
В зависимости от способа корпоративные альянсы Объединение двух или нескольких компаний,
объединения потенциала сконцентрированные на каком-то отдельном направлении бизнеса.
корпорация Объединение всех активов, вовлекаемых в сделку фирм.
В зависимости от производственные Объединение активов производственных фирм.
деятельности финансовые Объединение активов финансовых фирм.
По условиям объединения паритетные Осуществляемые на паритетных условиях
отпочковывание и Выделение на возмездных и безвозмездных
продажу условиях.
дивестирование Продажа отделения компании или ее подразделения третьему лицу.
ми и финансовыми проблемами. Поэтому, необходимо выделить из общего понятия «Корпоративное управление» понятие «Корпоративное экономическое управление нефтехимической корпорацией». Таким образом, «Корпоративное экономическое управление нефтехимической корпорацией»-это управление экономической, финан-
совой и производственной деятельностью нефтехимической корпорацией как совокупности групп компании, так и через ее дочерние общества, путем принятия управленческих решений на основе анализа сформированной консолидированной информацией системы показателей корпоративного управления.