Научная статья на тему 'Организационно-экономические основы инфраструктурного обеспечения инновационного развития'

Организационно-экономические основы инфраструктурного обеспечения инновационного развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY / ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ / INFRASTRUCTURE SUPPORT FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF ECONOMY / ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ / ORGANIZATIONAL ELEMENTS OF INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ХАРАКТЕРА / ECONOMIC MECHANISMS OF INFRASTRUCTURE CHARACTER / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦЕПОЧКИ В ИНФРАСТРУКТУРНОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC CHAINS IN INFRASTRUCTURE PROVIDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плетнев К.И., Волкова Ю.Н.

В статье рассматриваются организационно-экономические основы так называемого инфраструктурного обеспечения инновационного развития экономики. А также делается попытка обоснования целесообразности замены этим понятием уже достаточно традиционной и даже общепринятой в России категории инновационной инфраструктуры инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational and economic bases of infrastructure support for innovative development

The article reviews organizational and economic basics of so-called infrastructure support for innovative development of economy. Also it attempts to justify expedience of replacement with this concept already existing traditional and even the standard category of innovative infrastructure of innovative development in Russia.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические основы инфраструктурного обеспечения инновационного развития»

Организационно-экономические основы инфраструктурного обеспечения инновационного развития

К. И. Плетнев, Ю. Н. Волкова,

д. э. н., академик РАЕН, профессор аспирантка

ynwolkova@gmail.com

Кафедра государственного регулирования экономики, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

В статье рассматриваются организационно-экономические основы так называемого инфраструктурного обеспечения инновационного развития экономики. А также делается попытка обоснования целесообразности замены этим понятием уже достаточно традиционной и даже общепринятой в России категории инновационной инфраструктуры инновационного развития.

Ключевые слова: инновационное развитие экономики, инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики, организационные элементы инновационной инфраструктуры, экономические механизмы инфраструктурного характера, организационно-экономические цепочки в инфраструктурном обеспечении.

Ядром и несущей конструкцией экономики инновационного типа, как экономики, основанной прежде всего на знаниях, безусловно являются научный, научно-технический и инновационный виды деятельности. Именно они и дают получение ранее неизвестных знаний, их трансформацию в новые экономически или социально значимые решения в виде технологических процессов, материалов, технических средств и иных наукоемких продукции и услуг, которые вводятся в дальнейшем в качестве инноваций в практику жизнедеятельности общества. В этой связи соответственно уже и сами инновации в свою очередь вполне объективно также требуют для их практической реализации осуществления и собственных, обеспечивающих ее видов деятельности. На наш взгляд, наглядно это можно отобразить в виде неких двух основных, взаимосопряженных компонент, составляющих саму суть инновационного развития экономики, и представляющих собой в нем фактически как бы соответствующие триады, охватывающие определенные виды деятельности, связанные с инновациями (рис. 1).

Развитие экономики по инновационному пути таким образом, с учетом двух лежащих в его основе триад видов деятельности, с одной стороны органически связано, прежде всего, с вовлечением, дальнейшим обогащением и постоянным воспроизводством интеллектуального потенциала страны по направлениям, в

наибольшей степени удовлетворяющим потребности ее социально-экономического развития. При этом, с другой стороны, если все-таки не ориентироваться в развитии исключительно на всеобъемлющее получение из-за рубежа на тех или иных условиях как наукоемкой продукции, так и высокотехнологичных услуг, то этот путь неотделим также и от промышленного потенциала страны, без которого даже и сами результаты ее собственного интеллектуального потенциала по сути дела просто не будут иметь своего по-настоящему реального воплощения в практике данной страны. Иначе говоря, применительно к инновационному развитию экономики в части обеспечения возможностей и условий для него, в том числе естественно и инфраструктурных, речь должна идти о необходимости органического и рационального сочетания в этом интересов обоих основных, так сказать инновационных уже по самой их сути потенциалов страны (интеллектуального, включая научный, и промышленного).

Наряду с этими обоими потенциалами, объективно требующимися для подлинно инновационного и не заимствующего извне развития экономики страны, еще более важное значение имеют и две другие основные проекции этого развития, которые в отличие от потенциалов, как способностей к чему-то, отражают уже сами результаты данного развития: предметная (продуктовая) и пространственная (территориаль-

ю

о сч

о сч

< СО

о

Рис. 1. Основные триады видов деятельности в инновационном развитии экономики

ю о

о

<

со О

ная). К тому же собственно и в том, что касается непосредственно создания возможностей и условий для успешной реализации обеих упомянутых результирующих проекций развития, то и здесь, в принципе, можно также выделить как бы еще две его важнейшие составляющие.

Во-первых, это будет собственно сама инновационная инфраструктура как таковая. Она реализует или хотя бы призвана реализовать значительное количество функций, служащих содействию развития инновационного бизнеса на разных стадиях его жизненного цикла. Достаточно укрупнено и условно все данные, сугубо инфраструктурные функции в принципе можно тоже подразделить на три их основные, взаимодополняющие друг друга группы (рис. 2).

Упомянутые группы функций получают свою практическую реализацию посредством организационных элементов этой инфраструктуры, которые таким образом соответственно служат предоставлению возможностей и условий для успешного функционирования и роста компаний, создающих инновационные продукты, в том числе и с последующим выводом их на рынок. Но, второй не менее неотъемлемой и важной составляющей в уже упомянутом создании возможностей и условий для инновационного развития экономики, по нашему мнению, будут и так называемые экономические механизмы инфраструктурного характера.

Рис. 2. Группы функций инновационной инфраструктуры

Если собственно саму инновационную инфраструктуру как таковую в наиболее широко признанном ее понимании сейчас обычно трактуют как совокупность ныне уже как бы достаточно традиционных организационных элементов (технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансфера технологий и т. д.), то за время современных рыночных реформ в России также появились (причем преимущественно исходя из зарубежного опыта) еще и институционализированные в единое целое совокупности норм, правил и т. п., не столько организационного, сколько скорее преимущественно экономического характера: особые экономические зоны (ОЭЗ), наукограды и т. п. С одной стороны, они прямым и непосредственным образом занимаются именно инновационным развитием экономики, а с другой — предоставляют для такого развития качественно новые возможности и условия, причем в значительной их части эксклюзивного характера (льготы, привилегии и т. п).

В этой связи считаем принципиально важным отметить и еще раз подчеркнуть некую двойственность или дуализм таких новых совокупностей норм, правил и т. п. преимущественно экономического характера. С одной стороны, в своем конкретном, так сказать географическом воплощении, они это прежде всего непосредственно реальные хозяйственные системы, являющиеся таким образом субъектами например того же высокотехнологичного комплекса страны, т. е. прямые участники ее экономической жизни (ОЭЗ «Дубна», наукоград «Обнинск» и т. д.). Но, с другой стороны, принципиально новые возможности предоставляемые этими образованиями экономического характера как раз в части создания через них лучших условий для инновационного развития, объективно роднят их одновременно и с инфраструктурным обеспечением последнего. В этой связи такие новые (прежде всего для России) целостные совокупности норм, правил и т. п. мы считаем возможным и допустимым рассматривать не только и не сколько как собственно хозяйствующих субъектов экономики, но и относительно народного хозяйства страны в целом еще и как

некие его экономические механизмы инфраструктурного (т. е. создающего прежде всего возможности и условия) характера [1].

Их взаимодополнение и взаимосочетание с упомянутыми выше так сказать достаточно традиционными ныне организационными элементами инновационной инфраструктуры, на наш взгляд, способно придать всему этому в целом такое новое качество, которое и предлагается в дальнейшем трактовать именно как инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики, т. е. создание в нем возможностей и условий для не только организационного, но еще и экономического и институционального (правового) характера. В подобном общем контексте, да к тому же и с учетом предметной и пространственной проекций в результатах инновационного развития экономики, представляется возможным говорить об инфраструктурном обеспечении такого развития в обновленном понимании как сложном и многоаспектном явлении, не сводимом просто к каким-то отдельным его составляющим, включая и собственно саму инновационную инфраструктуру (рис. 3).

Итак, еще раз подчеркнем отмеченные выше собственные, вновь предлагаемые понимание и трактовку применительно к инновационному типу развития экономики такой категории как инфраструктурное обеспечение этого развития. На наш взгляд, оно являет собой совокупность услуг, предоставляемых по тем видам деятельности, которые и определяют в рамках триад «НЗ-НТТР-И» и «ПП-СВ-ПС» само функционирование упоминавшихся выше обеих компонент в

инновационном развитии экономики, а также совокупность новых целевых возможностей по ресурсному обеспечению (концентрация, доведение и т. д.) этих видов деятельности (интеллектуальные, информационные, инвестиционные и т. п. ресурсы).

В настоящее время в общем понимании естественно все еще как бы и не существует достаточно четкого содержательного разграничения между экономическими механизмами и организационными элементами, составляющими в целом такое инфраструктурное обеспечение инновационной деятельности. Однако, рассматривая это обеспечение как процесс именно взаимодействия таких механизмов и элементов в создании возможностей и условий для реализации инновационной деятельности, на наш взгляд, все-таки не следует забывать и таким образом как бы нивелировать и основные отличительные особенности одних из них от других, включая уже и упоминавшийся выше дуализм (рис. 3).

Вместе с тем, даже применительно к такому сложному и многоаспектному явлению, каковым по нашему мнению является инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики, мы считаем, что отнюдь не следует сводить и все его организационно-экономические основы только непосредственно к уже упоминавшимся выше механизмам и элементам и связанным с ними совокупностям услуг и возможностей. Большая роль в этих основах должна принадлежать и так называемым организационно-экономическим цепочкам (ОЭЦ) в данном обеспечении. По своей содержательной сути они призваны стать как бы новым

ю о

о

<

со О

Рис. 3. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития экономики как многоаспектное явление

ю о

CN

о

CN

J <

со

о

видом возможных интегрирующих сопряжений, служащих взаимодополнению механизмов и элементов инфраструктурного обеспечения.

ОЭЦ в их обобщенном понимании — это такие совокупности организационных элементов и экономических механизмов, которые объективно делают их основным инструментарием инфраструктурного обеспечения инновационного развития, ориентированным через их совместное целостное взаимодействие на создание лучших условий для функционирования тех хозяйствующих субъектов, которые уже в свою очередь прямо и непосредственно занимаются таким развитием, а также для формирования эффективных связей между ними.

Применительно же к упомянутым ранее двум главным результирующим проекциям в инновационном развитии экономики (предметная и пространственная) в части ОЭЦ, как инструмента для инфраструктурного обеспечения этого развития, представляется целесообразным отметить следующее. Собственно и само инновационное развитие, а соответственно и его инфраструктурное обеспечение, при всей широте служащих им инструментов (механизмы, элементы, ОЭЦ) все-таки не будут по-настоящему действенными и результативными, если в них не будут серьезно вовлечены как федеральные (так сказать предметно или иначе говоря ориентированные на отрасль), так и территориальные органы управления, поскольку именно они, наряду с соответствующими бизнесами, наиболее заинтересованы в инновационном развитии тех или иных отраслей и территорий, а следовательно и в построении необходимого для этого инфраструктурного обеспечения.

ОЭЦ в ее отраслевой или же территориальной ориентации это будет уже не просто обобщенная совокупность механизмов и элементов, но одновременно еще и исходная модель и даже так сказать некое «лекало», опираясь на которое, соответствующие федеральные отраслевые или же территориальные органы управления при совершенствовании инфраструктурного обеспечения инновационного развития, относящегося к их так сказать «зоне ответственности», смогут получить достаточно серьезное представление о степени полноты инфраструктурного обеспечения, наличия в нем всех необходимых и желательных организационных элементов и экономических механизмов, их взаимосвязи и взаимодополнении и т. д., т. е. о всем том, что позволяет достигать действительно более высокого уровня и комплексности в таком обеспечении.

Кроме того у предметной (продуктовой) и пространственной (территориальной) проекций инновационного развития экономики в контексте ОЭЦ, на наш взгляд, есть и еще один достаточно важный и интересный аспект инфраструктурного характера. Основными инструментами инновационного развития экономики (именно самого развития, а не его обеспечения) сегодня в мире, в том числе и в России, признаются прежде всего соответственно так называемые технологические платформы и инновационные кла-

стеры. Однако, и те, и другие до сих пор одновременно являются и предметом серьезных научных дискуссий, поскольку как модельные представления о них, так и опыт практической реализации свидетельствуют о все еще известной разобщенности этих инструментов развития экономики, некоторой неопределенности в их позиционировании в отношении друг друга и т. д. [2]. Представляется, что и в эти научные споры ОЭЦ, при их целевом комплексном исследовании как инструмента инфраструктурного обеспечения, но во взаимосвязи с инструментами собственно самого развития экономики (технологические платформы и инновационные кластеры), тоже были бы способны внести свой определенный вклад.

Изложенные выше некоторые первоначальные соображения об организационно-экономических основах современного инфраструктурного обеспечения инновационного развития экономики России, по нашему мнению, в известной степени свидетельствуют также и о том, что на нынешнем этапе этого развития данное направление в нем должно было бы стать одним из приоритетных как для бизнеса в частности, так и для государства в целом. В этой связи оно должно постепенно найти свое отражение уже не только в исследованиях, посвященных собственно самой национальной инновационной системе (НИС) России как таковой, но и по ее предметным (продуктовым) или иначе говоря секторальным [3], а также пространственным или региональным системам.

Список использованных источников

1. К. И. Плетнев, Ю. Н. Волкова. Особые экономические зоны и интегрирование их опыта в интересах инновационного раз-вития//Инновации, № 6, 2013.

2. И. Г. Дежина. Технологические платформы и инновационные кластеры в России — вместе или порознь?//Инновации, № 2, 2013.

3. Н. В. Гапоненко. Секторальные инновационные системы в экономике, основанной на знаниях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М.: РАНХиГС, 2015.

Organizational and economic bases of infrastructure support for innovative development K. I. Pletnev, Doctor of Economic Sciences, member of the Academy of Sciences, Professor at the Department of state regulation of economy of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

Yu. N. Volkova, Postgraduate at the Department of state regulation of economy of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration.

The article reviews organizational and economic basics of so-called infrastructure support for innovative development of economy. Also it attempts to justify expedience of replacement with this concept already existing traditional and even the standard category of innovative infrastructure of innovative development in Russia.

Keywords: Innovative development of economy, infrastructure support for innovative development of economy, organizational elements of innovative infrastructure, economic mechanisms of infrastructure character, organizational and economic chains in infrastructure providing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.