Научная статья на тему 'Организационно-экономические основы функционирования рынка технического сервиса в сельском хозяйстве'

Организационно-экономические основы функционирования рынка технического сервиса в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
115
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ТЕХНИЧЕСКИЙ СЕРВИС / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЫНОК / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макоева Е.Р.

Рассмотрены проблемы рационального использования ресурсов. Разработаны организационно-экономические основы функционирования рынка технического сервиса в сельском хозяйстве. Сделан вывод о том, что выбор той или иной модели организации сервисного предприятия должен быть обусловлен хозяйственно-экономическими, природными условиями, наличием потенциальных заказчиков и конкурентов и другими особенностями конкретного регионального рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические основы функционирования рынка технического сервиса в сельском хозяйстве»

организационно-экономические основы функционирования рынка технического сервиса в сельском хозяйстве

е. р. макоева,

аспирант кафедры финансового менеджмента и инвестиций E-mail: miha-soisaf@mail. ru

Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия имени В. М. Кокова

Рассмотрены проблемы рационального использования ресурсов. Разработаны организационно-экономические основы функционирования рынка технического сервиса в сельском хозяйстве. Сделан вывод о том, что выбор той или иной модели организации сервисного предприятия должен быть обусловлен хозяйственно-экономическими, природными условиями, наличием потенциальных заказчиков и конкурентов и другими особенностями конкретного регионального рынка.

Ключевые слова: экономика, технический сервис, производственный потенциал, эффективность, рынок, развитие.

Проблемы рационального использования ресурсов тесно переплетаются с проблемами экономического роста, закономерностями развития страны в целом и отдельных ее отраслей. Экономический рост выступает как перспектива и долговременная цель развития, но, в свою очередь, реализация этой перспективной цели связана с увеличивающимся потреблением ресурсов, используемых для создания материальных и духовных благ [1].

В рыночных условиях хозяйствования (при отсутствии ценовой сбалансированности и экономических предпосылок для расширенного воспроизводства) государственное регулирование должно стать одним из главных инструментов повышения эффективности сельскохозяйственного производства и рационального использования имеющихся ресурсов. Однако принимавшиеся многочисленные федеральные программы по стабилизации и развитию аграрного сектора, лишенные единой концепции, мало влияли на улучшение

его состояния. Это не позволяло последовательно решать узловые проблемы и достигать намеченных целей. Сельские товаропроизводители, функционирующие на основе самофинансирования, нуждаются в государственной поддержке, так как их низкая конкурентоспособность на мировом рынке не позволяет достичь необходимой саморегуляции производства.

По мнению автора, функционирование машинно-технологического обслуживания в настоящее время возможно лишь при условии использования рыночных механизмов взаимоотношений между партнерами, в полной мере отвечающих их интересам.

Основу экономических отношений субъектов рынка составляет система ценообразования. Гибкость и способность к адаптации присущи рыночному механизму через динамику цен, являющихся главным ориентиром рыночного поведения. Уровень цен зависит от многочисленных факторов: цели ценообразования, типа рынка, спроса и предложения, издержек производства, каналов сбыта, конкуренции, политики государства и др.

Выделяются два основных этапа ценообразования: определение базовой цены и установление окончательной цены с учетом системы надбавок и скидок под воздействием рыночных факторов [2].

В научной литературе рассматриваются различные методы определения базовой цены. Основными из них, наиболее распространенными в практике, называют следующие: • установление цены по методу средних издержек плюс прибыль;

• обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли;

• установление цены, исходя из реальной стоимости, в основе которой лежит спрос и покупательское восприятие ценности товара;

• установление цены на основе уровня средних текущих цен.

Первый и второй методы ценообразования в экономической литературе получили название затратных.

Таким образом, не всякая цена базируется на затратах, но в основе любой цены и сопутствующих расчетов по ее определению лежат издержки производства. Издержки производства в экономической литературе подразделяются на постоянные (косвенные) и переменные (прямые). Показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая нулевой. Переменные издержки представляют собой затраты, которые меняются в зависимости от объема производимой продукции (услуг).

При определении стоимости единицы механизированных работ к постоянным затратам относят амортизационные отчисления, расходы на содержание и эксплуатацию зданий и сооружений (гаражей, машинных сараев и др.), расходы по организации производства и управлению, проценты за кредит, страховые платежи и др. Переменные издержки составляет заработная плата основного производственного персонала с отчислениями на социальные нужды, затраты на ремонтные работы, техническое обслуживание, топливо, смазочные материалы и др.

В зависимости от организационно-правовых форм и экономических основ функционирования предприятий по машинно-технологическому обслуживанию состав издержек может быть различным.

Если машинное товарищество не имеет средств производства в коллективной собственности, техника принадлежит каждому из членов кооператива, то себестоимость не включает в себя затрат на ремонт, техническое обслуживание и хранение машин. Эти расходы принимает на себя и учитывает в своих затратах владелец техники [1].

Если сервисным предприятием техника передается пользователю без оператора, то в себестоимость услуг не входят расходы по оплате труда.

При простейших формах кооперации, основанных на прямой договоренности участников, расценки за услуги техники могут быть меньше, так как себестоимость не включает затрат на организацию производства и управления.

По договоренности друг с другом члены кооперативного предприятия могут исключать из цены

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ:

и обязательный процент на уплату налогов. Обязательные платежи и затраты на воспроизводство берут на себя члены-пайщики, включая эти суммы в ежегодные паевые взносы [2].

В зависимости от выбранного метода ценообразования цена на машинно-технологические услуги может включать определенную величину прибыли (первый и второй методы ценообразования). Однако нужно отметить, что ряд кооперативных предприятий по совместному использованию техники организуется не для извлечения прибыли, а для оказания помощи друг другу, при этом нормативная прибыль в цены услуг не закладывается.

В нынешних условиях хозяйствования затратные принципы формирования тарифов на машинно-технологические услуги не имеют широких перспектив , их использование не способствует объединению интересов сторон и не ориентирует их на выбор действительно эффективных хозяйственных решений. В рыночных условиях в основе установления цены должна лежать оценка воспринимаемой ценности или экономической выгодности товара для конечного пользователя (третий метод ценообразования).

Экономическая выгода товара (услуги) характеризуется его предельной полезностью. В экономической литературе предельная полезность определяется как дополнительная выгода, которую потребитель извлекает из каждой последующей дополнительной единицы товара или услуги и которая определяет их цену в условиях чистой конкуренции [4].

Основные преимущества машинно-технологического обслуживания, взаимно дополняющие и обусловливающие друг друга и проявляющиеся в получении дополнительного дохода, на наш взгляд, можно изобразить в виде схемы (см. рисунок).

Приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями отдельных агротехнических услуг характеризуется различным уровнем дополнительного дохода и является неодинаково выгодным, следовательно, цена услуг может быть различной вне зависимости от их себестоимости.

В этой связи еще А. В. Чаянов подчеркивал необходимость «удешевить пользование дорогих, но полезных агрономических машин против индивидуального тарифа и получившийся убыток покрыть за счет таких машин, которые наиболее рентабельны, а поэтому легко выдержат тариф сверх индивидуальных ставок» [3].

Ряд авторов высказывают мнение о целесообразности установления цен на машинно-технологические услуги на основе уровня средних текущих

„„. -^з

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ доход

Снижение стоимости

выполнения механизированных работ

Увеличение объемов

производства, повышение качества продукции

Увеличение годовой загрузки сельскохозяйственной техники Рост производительности труда

Повышение урожайности сельскохозяйственных культур Повышение качества механизированных работ и соблюдение сроков

J к

Использование высокопроизводительной техники и прогрессивных технологий

Г

Основные экономические преимущества машинно-технологического обслуживания в сельском хозяйстве

цен (четвертый метод ценообразования). Однако подобный метод применим лишь в условиях развитого рынка.

На этапе установления окончательной цены необходимо решить следующие задачи:

• определить механизм корректировки цен с учетом инфляционных процессов и других текущих изменений рыночной ситуации;

• создать собственную систему скидок и надбавок, являющуюся одним из маркетинговых инструментов формирования спроса.

Для осуществления первой задачи сервисное предприятие по соглашению с заказчиком может устанавливать постоянные (фиксированные) денежные тарифы за единицу работы и общую сумму договора, если работа выполняется за небольшой промежуток времени, и скользящие, если меняются экономические условия. Постоянная договорная цена устанавливается только при условии устойчивых цен на ресурсы и технику, относительно стабильной оплаты труда механизаторов, постоянных нормативах отчислений в бюджет и др.

Скользящая цена состоит из двух частей: фиксированной, которая устанавливается в ходе подписания договора, и переменной, связанной, например, с текущим удорожанием сырья и других ресурсов.

При расчете цен на механизированные услуги необходимо учитывать множество различных факторов, поэтому система надбавок и скидок достаточно многогранна, в экономической литературе они подразделяются на две основные группы: компенсирующие и стимулирующие. Компенсиру-

44 -

ющие наценки (скидки) представляют собой манипуляции с предварительно зафиксированной ценой в зависимости от включения или исключения из цены некоторых составляющих ее элементов. Исходя из состава издержек, учитываемых при определении базовой цены на механизированные услуги, скидкой или наценкой будут являться затраты на топливно-смазочные материалы, оплату труда механизатора, затраты по доставке агрегата.

Стимулирующие наценки (скидки) направлены на увеличение объема продаж, завоевание постоянных клиентов на рынке. Из множества скидок на рынке машинно-технологических услуг наиболее применимы следующие:

1) за превышение стандартного размера партии закупаемого товара. Целесообразно снижение цены в случае приобретения сельскохозяйственным товаропроизводителем большого объема услуг, длительного периода работы техники сервисного предприятия в хозяйстве. Необходимо дифференцировать тарифы в зависимости от сроков пользования техникой. Кроме стимулирования спроса эта мера экономически оправдана тем, что при более длительных сроках уменьшаются расходы по передаче техники от одного заказчика к другому, сокращается коэффициент простоя;

2) бонусная скидка (с совокупного оборота) направлена на завоевание постоянных клиентов.

3) сезонная скидка. Ряд авторов выдвигают идею необходимости дифференциации тарифов за машинно-технологические услуги в зависимости от времени оказания услуг путем введения сезонных скидок [1].

В свое время еще А. В. Чаянов, обсуждая проблемы организации машинного товарищества, предлагал бороться с ажиотажным спросом на технику в особо напряженные периоды сельскохозяйственных работ «путем значительного удешевления машинопользования в начале и в конце сезона за счет удорожания его в середине» [3]. Целесообразно также использование сезонных скидок для работ, не связанных с основным технологическим процессом, например ремонтных, для организации равномерной работы сервисного предприятия в течение года;

4) сконто (скидка за расчет наличными). Применительно к рынку механизированных услуг аналогом этого вида скидки может служить снижение тарифа за предоплату или расчет деньгами сразу же после выполнения работы. Наценка к установленному тарифу предусматривается при выполнении услуг в кредит, с оплатой продукцией после сбора урожая.

Особого внимания, на взгляд автора, заслуживает проблема расчетов с потребителями услуг в натуральной форме.

Натуральная оплата за работы и услуги может взиматься с потребителей двумя различными методами:

1) по взаимной договоренности сторон устанавливается фиксированная норма (процент) передачи продукции машинно-технологическому предприятию в зависимости от уровня урожайности сельскохозяйственных культур или продуктивности животных в хозяйствах;

2) натуральная оплата рассчитывается посредством договорных цен.

В практике функционирования машинно-технологических предприятий накоплен большой опыт расчетов с потребителями услуг в натуральной форме в виде части урожая, применявшийся в функционировавших с конца 1920-х до конца 1950-х гг. машинно-тракторных станциях. Система расчетов в МТС претерпевала существенные изменения на протяжении всего периода их существования.

Обобщая опыт развития прежних МТС, можно выделить некоторые основные этапы совершенствования расчетов между МТС и сельскохозяйственными предприятиями в России.

До 1934 г. оплата за выполненные услуги осуществлялась в виде определенного процента от урожая. В дальнейшем получил развитие принцип натуроплаты в зависимости от урожайности. С 1934 по 1948 г. были введены семь групп оплаты по уровню урожайности.

Недостатком подобных принципов исчисления натуральной оплаты являлось то, что хозяйства, собиравшие высокий урожай, нередко оказывались в невыгодном положении, так как при одинаковом объеме работ МТС передавали ей относительно больший размер натуральной оплаты. В связи с этим с 1954 г. взамен прогрессивной шкалы были введены твердые ставки натуральной оплаты по видам работ и культурам, дифференцированные по девяти зонам страны в зависимости от их природных и экономических условий. За превышение планов урожайности машинно-тракторные станции получали от колхозов премии натурой — определенную часть сверхпланового урожая.

Сложность экономических расчетов колхозов и МТС через натуральную оплату состояла в том, что она не полностью соответствовала своему экономическому содержанию: она либо не возмещала всех затрат МТС, либо через нее происходило отчуждение в пользу государства продукта, созданного трудом колхозников. И в первом, и во втором случае ухудшались материальные условия воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.

Планирование деятельности МТС осуществлялось, исходя из фактической себестоимости работ предыдущих лет, и приводило к перерасходу материальных средств. Себестоимость работ машинно-тракторных станций была высокой на протяжении всего периода их функционирования, их производственные затраты превышали натуральные и денежные поступления от колхозов, большинство МТС были убыточными. Убытки станций брало на себя государство, давая им дотации из бюджета.

Несмотря на несовершенство расчетов за услуги машинно-тракторных станций в натуральной форме, можно отметить, что на начальном этапе развития сельскохозяйственного производства, в силу экономической слабости хозяйств, натуральная оплата была единственно возможной формой взаиморасчетов.

Таким образом, анализируя работы современных авторов, можно отметить, что число сторонников возрождения практики расчетов с машинно-технологическими предприятиями продукцией, определяемой пропорционально полученному урожаю, и в настоящее время достаточно велико. Вместе с тем данный подход не отвечает требованиям рыночного хозяйствования по следующим причинам:

1) расчет за услуги частью производимой продукции не отвечает основному условию товарно-денежного производства, где экономические связи осуществляются посредством денег как всеобщего товарного эквивалента;

2) на практике сложно определить экономически обоснованную часть урожая, которую следует передать машинно-технологическому предприятию за выполнение того или иного вида работ;

3) рассчитать размер натуральной оплаты можно, лишь зная биологическую урожайность, т. е. не раньше, чем перед началом уборочных работ. В этих условиях и сервисное предприятие, и сельскохозяйственные товаропроизводители не могут эффективно планировать свою деятельность.

В связи с этим наиболее приемлемым и распространенным на практике является метод взимания натуральной оплаты посредством договорных цен за единицу работ и услуг. Этот метод позволяет на

- 45

базе договорной цены пересчитать в натуральную оплату всю договорную сумму или ее часть по видам работ по закупочным или иным (по договоренности между производителем и потребителем) ценам. На взгляд автора, оплата потребителями части стоимости услуг в натуральной форме не будет противоречить основным принципам рыночного ценообразования.

Цена выступает как своего рода условный норматив соответствия спроса, предложения и производственных затрат. От цены зависит как возмещение издержек производства, так и доход предприятия.

Сервисные предприятия, закладывающие в свои тарифы нормативную прибыль, при условии хорошей работы и собираемости платежей в конце операционного года получают определенную прибыль. В хозяйственных товариществах и обществах часть прибыли, подлежащая распределению, делится между членами пропорционально вложенному в предприятие капиталу. Главным отличием кооперативных предприятий является иной принцип распределения прибыли. Она может быть разделена между членами, использующими услуги машинного товарищества, сообразно мере пользования. Таким образом, прибыль распределяется между пользователями услуг пропорционально их вкладу в ее формирование, т. е. часть средств возвращается к тому, с кого они были собраны.

Предприятия по совместному использованию техники, функционирующие на бесприбыльной основе, используют, как правило, особый порядок оплаты. Расчеты за услуги машин в течение года

ведутся без перечисления денег. В зависимости от того, оказывает участник товарищества услуги своей техникой другим членам или получает помощь от них, плата за работы записывается в дебет или кредит его индивидуального счета. Часть платежей при этом взаимно погашается, в конце года подводится итог.

Существует многообразие форм машинно-технологического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей, отличают их организационно-правовые формы, зона обслуживания, специализация, формы расчетов за услуги и др. Выбор той или иной модели организации сервисного предприятия должен быть обусловлен хозяйственно-экономическими, природными условиями, наличием потенциальных заказчиков и конкурентов и другими особенностями конкретного регионального рынка.

Список литературы

1. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятий АПК. Минск: ООО «Новое знание», 2004.

2. Хуранова С. М. Организация рыночной инфраструктуры и ее системных элементов регионального АПК // Проблемы современного управления в агропромышленном комплексе: Межвуз. сбор. науч. трудов. Владикавказ: ГГАУ, 2005.

3. Чаянов А. В. Избранные труды. М. : Финансы и статистика, 1991.

4. Экономическая кибернетика: Основы теории хозяйственных систем / под ред. И. М. Сыроежина. Л. : ЛГУ, 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.