ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ТЕХНИЧЕСКОГО
СЕРВИСА АПК
ТАЙМАСХАНОВ Х.Э.,
кандидат экономических наук, доцент, ректор, Грозненский государственный нефтяной институт им. М.Д. Миллионщикова,
364051, ЧР, г. Грозный, ул. Клары Цеткин 14/53;
АБДУЛКАДЫРОВА М.А.,
кандидат экономических наук, докторант, Кабардино-Балкарская государственная сельскохозяйственная академия,
360030, КБР, г. Нальчик, пр. Ленина, 1в
В статье рассмотрены проблемы формирования и развития сельского хозяйства. Исследованы организационно-экономические основы функционирования рынка технического сервиса АПК.
Ключевые слова: сельское хозяйство; регион; рынок; технический сервис; развитие; стратегия.
Problems of the shaping and developments of the agriculture are considered In article. Explored organizing-economic bases of the operation market technical service AIC.
Keywords: agriculture; region; market; technical service; development; strategy.
Коды классификатора JEL: Q16.
Трудности современного процесса коренного реформирования сельского хозяйства и непосредственно связанных с ним отраслей обусловлены, во-первых, необходимостью перехода отечественной экономики от плановоадминистративной к регулируемой рыночной и, во-вторых, внутренними трудностями и проблемами предшествующего развития.
Поэтому цели и задачи аграрной реформы должны определяться как целями процесса преобразования во всем народном хозяйстве, так и особенностями экономического положения и развития сельского хозяйства на предшествующих этапах. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать некоторые тенденции, сложившиеся в производстве, переработке и реализации сельскохозяйственной продукции в Чеченской Республике.
© Таймасханов Х.Э., Абдулкадырова М.А., 2010
TERRA ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
!!?!?@ ! P"
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
Сельское хозяйство республики всегда специализировалось на производстве фруктов, винограда и овощей, возделывались зерновые культуры, рис, подсолнечник. Было развито тонкорунное овцеводство, птицеводство, перерабатывающая отрасль.
Общая площадь земельных угодий Чеченской Республики составляет 1620,7 тыс. га, в том числе сельскохозяйственные угодья — 830 тыс. га, из них пашня — 314 тыс. га.
В АПК Чеченской Республики в настоящее время насчитывается 164 сельхозпредприятия, 2 253 КФХ, более 180 тыс. личных подсобных хозяйств. Агропромышленный комплекс Чеченской Республики является одной из ведущих отраслей экономики Чеченской Республики, которая при соответствующем финансировании способна обеспечить население республики и внешний рынок экологически чистыми, конкурентоспособными продуктами питания.
Реализуемая ФЦП «Социально-экономическое развитие Чеченской Республики на 2008-2011 годы» позволит достичь повышения темпов роста сельскохозяйственного производства во всех категориях хозяйств в 1,5-2 раза по сравнению с 2007 годом, рост производства продукции сельского хозяйства ожидается в 6 раз.
Проблемы рационального использования ресурсов тесно переплетаются с проблемами экономического роста, закономерностями развития страны в целом и отдельных ее отраслей. Экономический рост выступает как перспектива и долговременная цель развития, но, в свою очередь, реализация этой перспективной цели связана с увеличивающимся потреблением ресурсов, используемых для создания материальных и духовных благ. В рыночных условиях хозяйствования (при отсутствии ценовой сбалансированности и экономических предпосылок для расширенного воспроизводства) государственное регулирование должно стать одним из главных инструментов повышения эффективности сельскохозяйственного производства и рационального использования имеющихся ресурсов. Однако принимавшиеся многочисленные федеральные программы по стабилизации и развитию аграрного сектора, лишенные единой концепции, мало влияли на улучшение его состояния. Это не позволяло последовательно решать узловые проблемы и достигать намеченных целей. Сельские товаропроизводители, функционирующие на основе самофинансирования, нуждаются в государственной поддержке, так как их низкая конкурентоспособность на мировом рынке не позволяет достичь необходимой саморегуляции производства.
Наши исследования показывают, что функционирование машиннотехнологического обслуживания в настоящее время возможно лишь при условии использования рыночных механизмов взаимоотношений между партнерами, в полной мере отвечающих их интересам.
Основу экономических отношений субъектов рынка составляет система ценообразования. Гибкость и способность к адаптации присущи рыночному механизму через динамику цен, являющихся главным ориентиром рыночного по ведения.
Уровень цен зависит от многочисленных факторов: цели ценообразования, типа рынка, спроса и предложения, издержек производства, каналов сбыта, конкуренции, политики государства и др.
Выделяются два основных этапа ценообразования: определение базовой цены и установление окончательной цены с учетом системы надбавок и скидок под воздействием рыночных факторов.
В научной литературе рассматриваются различные методы определения базовой цены. Основными из них, наиболее распространенными в практике называют следующие:
1. Установление цены по методу средних издержек плюс прибыль;
2. Обеспечение безубыточности и получение целевой прибыли;
3. Установление цены, исходя из реальной стоимости, в основе которой лежит спрос и покупательское восприятие ценности товара;
4. Установление цены на основе уровня средних текущих цен.
Первый и второй методы ценообразования в экономической литературе получили название затратных.
Таким образом, не всякая цена базируется на затратах, но в основе любой цены и сопутствующих расчетов по ее определению лежат издержки производства.
Издержки производства в экономической литературе подразделяются на постоянные (косвенные) и переменные (прямые). Показатель постоянных издержек остается неизменным при всех уровнях производства, включая нулевой. Переменные издержки представляют собой затраты, которые меняются в зависимости от объема производимой продукции (услуг).
При определении стоимости единицы механизированных работ к постоянным затратам относят амортизационные отчисления, расходы на содержание и эксплуатацию зданий и сооружений (гаражей, машинных сараев и др.), расходы по организации производства и управлению, проценты за кредит, страховые платежи и др. Переменные издержки составляет заработная плата основного производственного персонала с отчислениями на социальные нужды, затраты на ремонтные работы, техническое обслуживание, топливо, смазочные материалы и др.
В зависимости от организационно-правовых форм и экономических основ функционирования предприятий по машинно-технологическому обслуживанию состав издержек может быть различным.
Если машинное товарищество не имеет средств производства в коллективной собственности, техника принадлежит каждому из членов кооператива, то себестоимость не включает в себя затраты на ремонт, техническое обслуживание и хранение машин. Эти расходы принимает на себя и учитывает в своих затратах владелец техники [1].
Если сервисным предприятием техника передается пользователю без оператора, то в себестоимость услуг не входят расходы по оплате труда.
При простейших формах кооперации, основанных на прямой договоренности участников, расценки за услуги техники могут быть меньше, так как себестоимость не включает затраты на организацию производства и управления.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
По договоренности друг с другом члены кооперативного предприятия могут исключать из цены и обязательный процент на уплату налогов. Обязательные платежи и затраты на воспроизводство берут на себя члены-пайщики, включая эти суммы в ежегодные паевые взносы.
В зависимости от выбранного метода ценообразования, цена на машиннотехнологические услуги может включать определенную величину прибыли (первый и второй методы ценообразования). Однако нужно отметить, что ряд кооперативных предприятий по совместному использованию техники организуется не для извлечения прибыли, а для оказания помощи друг другу, при этом нормативная прибыль в цены услуг не закладывается.
В нынешних условиях хозяйствования затратные принципы формирования тарифов на машинно-технологические услуги не имеют широких перспектив, их использование не способствует объединению интересов сторон и не ориентирует их на выбор действительно эффективных хозяйственных решений. В рыночных условиях в основе установления цены должна лежать оценка воспринимаемой ценности или экономической выгодности товара для конечного пользователя (третий метод ценообразования).
Экономическая выгода товара (услуги) характеризуется его предельной полезностью. В экономической литературе предельная полезность определяется как дополнительная выгода, которую потребитель извлекает из каждой последующей дополнительной единицы товара или услуги и которая определяет их цену в условиях чистой конкуренции [3].
Основные преимущества машинно-технологического обслуживания, взаимно дополняющие и обусловливающие друг друга и проявляющиеся в получении дополнительного дохода, на наш взгляд, можно изобразить в виде схемы (рис. 1).
Рис. 1. Основные экономические преимущества машинно-технологического обслуживания в сельском хозяйстве
Приобретение сельскохозяйственными товаропроизводителями отдельных агротехнических услуг характеризуется различным уровнем дополнительного дохода и является неодинаково выгодным, следовательно, цена услуг может быть различной вне зависимости от их себестоимости.
В этой связи еще А.В. Чаянов подчеркивал необходимость «удешевить пользование дорогих, но полезных агрономических машин против индивидуального тарифа и получившийся убыток покрыть за счет таких машин, которые наиболее рентабельны, а поэтому легко выдержат тариф сверх индивидуальных ставок» [4].
Ряд авторов высказывает мнение о целесообразности установления цен на машинно-технологические услуги на основе уровня средних текущих цен (четвертый метод ценообразования). Однако подобный метод применим лишь в условиях развитого рынка.
На этапе установления окончательной цены необходимо решить следующие задачи:
1. Определить механизм корректировки цен с учетом инфляционных процессов и других текущих изменений рыночной ситуации.
2. Создать собственную систему скидок и надбавок, являющуюся одним из маркетинговых инструментов формирования спроса.
Для осуществления первой задачи сервисное предприятие по соглашению с заказчиком может устанавливать постоянные (фиксированные) денежные тарифы за единицу работы и общую сумму договора, если работа выполняется за небольшой промежуток времени, и скользящие, если меняются экономические условия.
Постоянная договорная цена устанавливается только при условии устойчивых цен на ресурсы и технику, относительно стабильной оплаты труда механизаторов, постоянных нормативах отчислений в бюджет и др.
Скользящая цена состоит из двух частей: фиксированной, которая устанавливается в ходе подписания договора, и переменной, связанной, например, с текущим удорожанием сырья и других ресурсов.
При расчете цен на механизированные услуги необходимо учитывать множество различных факторов, поэтому система надбавок и скидок достаточно многогранна, в экономической литературе они подразделяются на две основные группы: компенсирующие и стимулирующие.
Компенсирующие наценки (скидки) представляют собой манипуляции с предварительно зафиксированной ценой в зависимости от включения или исключения из цены некоторых составляющих ее элементов. Исходя из состава издержек, учитываемых при определении базовой цены на механизированные услуги, скидкой или наценкой будут являться затраты на топливно-смазочные материалы, оплату труда механизатора, затраты по доставке агрегата.
Стимулирующие наценки (скидки) направлены на увеличение объема продаж, завоевание постоянных клиентов на рынке.
Из множества скидок на рынке машинно-технологических услуг наиболее применимы следующие:
1. За превышение стандартного размера партии закупаемого товара.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
Целесообразно снижение цены в случае приобретения сельскохозяйственным товаропроизводителем большого объема услуг, длительного периода работы техники сервисного предприятия в хозяйстве.
Необходимо дифференцировать тарифы в зависимости от сроков пользования техникой. Кроме стимулирования спроса эта мера экономически оправдана тем, что при более длительных сроках уменьшаются расходы по передаче техники от одного заказчика к другому, сокращается коэффициент простоя.
2. Бонусная скидка (с совокупного оборота) направлена на завоевание постоянных клиентов.
3. Сезонные скидки.
Ряд авторов выдвигает идею необходимости дифференциации тарифов за машинно-технологические услуги в зависимости от времени оказания услуг, то есть сезонные скидки [2].
Еще А.В. Чаянов, обсуждая проблемы организации машинного товарищества, предлагал бороться с ажиотажным спросом на технику в особо напряженные периоды сельскохозяйственных работ «путем значительного удешевления машинопользования в начале и в конце сезона за счет удорожания его в середине» [4].
Целесообразно также использование сезонных скидок для работ, не связанных с основным технологическим процессом, например ремонтных, для организации равномерной работы сервисного предприятия в течение года.
4. Сконто (скидка за расчет наличными).
Применительно к рынку механизированных услуг аналогом этого вида скидки может служить снижение тарифа за предоплату или расчет деньгами сразу же после выполнения работы. Наценка к установленному тарифу предусматривается при выполнении услуг в кредит, с оплатой продукцией после сбора урожая.
Особого внимания, на наш взгляд, заслуживает проблема расчетов с потребителями услуг в натуральной форме.
Натуральная оплата за работы и услуги может взиматься с потребителей двумя различными методами:
1. По взаимной договоренности сторон устанавливается фиксированная норма (процент) передачи продукции машинно-технологическому предприятию в зависимости от уровня урожайности сельскохозяйственных культур или продуктивности животных в хозяйствах.
2. Натуральная оплата рассчитывается посредством договорных цен.
В практике функционирования машинно-технологических предприятий накоплен большой опыт расчетов с потребителями услуг в натуральной форме в виде части урожая, применявшийся в функционировавших с конца 1920-х годов до конца 1950-х годов машинно-тракторных станциях. Система расчетов в МТС претерпевала существенные изменения на протяжении всего периода их существования.
Обобщая опыт развития прежних МТС, можно выделить некоторые основные этапы совершенствования расчетов между МТС и сельскохозяйственными предприятиями.
До 1934 года оплата за выполненные услуги осуществлялась в виде определенного процента от урожая. В дальнейшем получил развитие принцип натуроплаты в зависимости от урожайности. С 1934 по 1948 годы были введены семь групп оплаты по уровню урожайности.
Недостатком подобных принципов исчисления натуральной оплаты являлось то, что хозяйства, собиравшие высокий урожай, нередко оказывались в невыгодном положении, так как при одинаковом объеме работ МТС передавали ей относительно больший размер натуральной оплаты. В связи с этим с 1954 года взамен прогрессивной шкалы были введены твердые ставки натуральной оплаты по видам работ и культурам, дифференцированные по девяти зонам страны в зависимости от их природных и экономических условий. За превышение планов урожайности машинно-тракторные станции получали от колхозов премии натурой — определенную часть сверхпланового урожая.
Сложность экономических расчетов колхозов и МТС через натуральную оплату состояла в том, что она не полностью соответствовала своему экономическому содержанию: она либо не возмещала всех затрат МТС, либо через нее происходило отчуждение в пользу государства продукта, созданного трудом колхозников. И в первом, и во втором случае ухудшались материальные условия воспроизводственного процесса в сельском хозяйстве.
Планирование деятельности МТС осуществлялось исходя из фактической себестоимости работ предыдущих лет и приводило к перерасходу материальных средств. Себестоимость работ машинно-тракторных станций была высокой на протяжении всего периода их функционирования, их производственные затраты превышали натуральные и денежные поступления от колхозов, большинство МТС были убыточными. Убытки станций брало на себя государство, давая им дотации из бюджета.
Несмотря на несовершенство расчетов за услуги машинно-тракторных станций в натуральной форме, можно отметить, что на начальном этапе развития сельскохозяйственного производства, в силу экономической слабости хозяйств, натуральная оплата была единственно возможной формой взаиморасчетов.
Анализируя работы современных авторов, можно отметить, что число сторонников возрождения практики расчетов с машинно-технологическими предприятиями продукцией, определяемой пропорционально полученному урожаю, и в настоящее время достаточно велико [2, 3].
Вместе с тем данный подход не отвечает требованиям рыночного хозяйствования. Причины этого следующие:
1. Расчет за услуги частью производимой продукции не отвечает основному условию товарно-денежного производства, где экономические связи осуществляются посредством денег как всеобщего товарного эквивалента.
2. На практике сложно определить экономически обоснованную часть урожая, которую следует передать машинно-технологическому предприятию за выполнение того или иного вида работ.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2010 ^ Том 8 № 2 Часть 2
3. Рассчитать размер натуральной оплаты можно, лишь зная биологическую урожайность, то есть не раньше, чем перед началом уборочных работ. В этих условиях и сервисное предприятие, и сельскохозяйственные товаропроизводители не могут эффективно планировать свою деятельность.
В связи с этим наиболее приемлемым и распространенным на практике является метод взимания натуральной оплаты посредством договорных цен за единицу работ и услуг. Этот метод позволяет на базе договорной цены пересчитать в натуральную оплату всю договорную сумму или ее часть по видам работ по закупочным или иным (по договоренности между производителем и потребителем) ценам. В этом случае, на наш взгляд, оплата потребителями части стоимости услуг в натуральной форме не будет противоречить основным принципам рыночного ценообразования.
Цена выступает как своего рода условный норматив соответствия спроса, предложения и производственных затрат. От цены зависит как возмещение издержек производства, так и доход предприятия.
Сервисные предприятия, закладывающие в свои тарифы нормативную прибыль, при условии хорошей работы и собираемости платежей в конце операционного года получают определенную прибыль.
Предприятия по совместному использованию техники, функционирующие на бесприбыльной основе, используют, как правило, особый порядок оплаты. Расчеты за услуги машин в течение года ведутся без перечисления денег. В зависимости от того, оказывает участник товарищества услуги своей техникой другим членам или получает помощь от них, плата за работы записывается в дебет или кредит его индивидуального счета. Часть платежей при этом взаимно погашается, в конце года подводится итог.
Существующее многообразие форм машинно-технологического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей отличают их организационно-правовые формы, зона обслуживания, специализация, формы расчетов за услуги и др. Выбор той или иной модели организации сервисного предприятия должен быть обусловлен хозяйственно-экономическими, природными условиями, наличием потенциальных заказчиков и конкурентов и другими особенностями конкретного регионального рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдулкадырова М.А. Эффективность государственного регулирования АПК депрессивного региона: Научное издание. Нальчик: Издательский центр ЗАО «Насып», 2007.
2. Милосердов В. Многоукладная экономика АПК: состояние и перспективы // АПК: экономика, управление. 2002. № 2. С. 10-20.
3. Устойчивое развитие сельской местности: концепции и механизмы. М.: Энциклопедия российских деревень, 2001.
4. Чаянов А.В. Избранные труды. М.: Финансы и статистика, 1991.