УДК 349.42.338
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ
И ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
А.В. КОЛМЫКОВ, кандидат экономических наук А.В. ЧЕРНОВ, кандидат юридических наук, доцент УО " Белорусская государственная сельскохозяйственная академия"
ORGANIZATIONAL-ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF OPTIMIZATION OF LAND TENURE OF THE AGRICULTURAL ORGANIZATIONS
A.V KALMYKOV, Candidate of Economics A.V CHERNOV, Candidate of jurisprudence sciences, associate professor The Education Establishment "Belorussian State Agricultural Academy"
В статье рассматриваются организационно-экономические и правовые аспекты оптимизации землепользования сельскохозяйственных организаций. Проанализированы основные мероприятия по оптимизации землепользования сельскохозяйственных организаций. Установлены оптимальные размеры сельскохозяйственных организаций по площади сельскохозяйственных земель для средних производственных условий по республике.
In the article organizational-economic and legal aspects of optimization of land tenure of the agricultural organizations are considered. The basic actions for optimization of land tenure of the agricultural organizations are analyzed. The optimum sizes of the agricultural organizations on the area of farmlands for average working conditions on republics are established.
Введение. Государственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2005 г. №2 150, определяет меры повышения эффективности АПК за счет рационального использования природных, финансовых, трудовых и материальных ресурсов [1]. Решение поставленных задач в значительной мере зависит от научно обоснованного использования земли, как важнейшего богатства Республики Беларусь, и пространственного базиса для всех объектов жилищного, социально-культурного, производственного и иного назначения. С развитием рыночных отношений возрастает необходимость усиления экономических методов регулирования земельных отношений, что указывает на актуальность данной темы.
В процессе исследования применялись абстрактно-логический, экономико-статистический, экономию -математический, расчетно-конструктивный методы, общеправовые приемы познания (анализ и синтез, обобщения, аналогия, моделирование) и методы эмпирического анализа.
Информационной базой послужили нормативные правовые акты Республики Беларусь, труды отечественных и зарубежных ученых, разработки научно-исследовательских и учебных учреждений, данные первичного учета сельскохозяйственных организаций, личные обследования, наблюдения и расчеты авторов.
Основная часть. Земли сельскохозяйственного назначения - это особая категория земель, на которых производится практически вся сельскохозяйственная продукция. В связи с этим законодательством установлен особый режим их предоставления, использования и изъятия. Статья 97 Кодекса Республики Беларусь о земле закрепляет нормы, согласно которым сельскохозяйственные угодья имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране [6]. При этом нормы указанной статьи посвящены в основном гарантиям недопущения необоснованного изменения площадей высокопродуктивных земель. В частности, уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пахотных и земель, занятых под постоянными культурами, иных высокопродуктивных земель допускается в случаях особой необходимости.
Что же касается охраны сельскохозяйственных угодий в целях сохранения и повышения плодородия почв, то данная сфера регламентируется Кодексом о земле, а также иными специальными нормативными актами. В частности, статьей 136 данного Кодекса, по существу, установлены правовые основы государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения всеми субъектами земельных правоотношений [6]. Действующее земельное законодательство исходит из того, что сельскохозяйственные угодья должны использоваться по целевому назначению и предоставление их для любых иных нужд должно производится в исключительных случаях. В связи с этим Кодекс устанавливает дифференцированный подход к возможности такого изъятия в зависимости от показателей качества и ценности угодий, основанных на данных земельного кадастра. Под несельскохозяйственные нужды, как правило, выделяются сельскохозяйственные угодья худшего качества. На эти же цели направлен Указ Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. №2 369 " Об утверждении Положения о порядке изменения площадей высокопродуктивных земель". Данное положение определяет порядок и основания изменения
площадей высокопродуктивных земель, компетенцию органов местного управления и самоуправления в решении данных вопросов. Наряду с этим учитываются такие важные объективные изменения в агропромышленном комплексе, как значительное изменение трудовых ресурсов, средств механизации, применение удобрений. При существующих сейчас высоких ценах на удобрения, средства защиты растений, сельскохозяйственную технику и энергоносители интенсификация земледелия на всей площади пахотных земель в ближайшее время трудно достижима. Более реальной представляется перспектива улучшения баланса ресурсов и повышения эффективности земледелия путем оптимизации землепользования.
На необходимость решения проблемы оптимизации сельскохозяйственного землепользования указывает постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 января 2000 г. №2 79 " О мерах по эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения", где предусмотрено осуществить мероприятия по оптимизации землепользования сельскохозяйственных организаций, что является правовой основой эффективного использования земель и возможностью исключения их части из сельскохозяйственного оборота.
В научном плане и производственном отношении оптимизация землепользования представляет собой сложную комплексную задачу, которая не ограничивается только изменением сложившегося соотношения площадей пахотных и других земель. Так, в Республике Беларусь предусматривается до 2010 г. внедрить зональные системы земледелия, базирующиеся на возделывании высокодоходных сельскохозяйственных культур и применение энергосберегающих технологий, обеспечивающих высокий уровень окупаемости инвестиций в аграрную отрасль. При этом в северной части республики намечается развивать системы зер-нотравяного и льнокормового направления; в центральной части республики придается приоритет зернопропашной системе, выращиванию льна и сахарной свеклы, оптимизации кормопроизводства на основе рационального сочетания зернофуражных культур, многолетних трав и кукурузы для развития молочно-мясного скотоводства; в южной части республики - использовать зернокормовую систему как базовую; в Белорусском Полесье на торфяно-болотных почвах будут возделываться преимущественно травы; в районах, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, будет продолжено внедрение севооборотов сельскохозяйственных культур с минимальным накоплением радионуклидов.
В связи с этим возникает необходимость кадастровой оценки земель, на основании которой определяется целесообразность использования пахотных земель.
Анализ результатов проведенной кадастровой оценки земель в Республике Беларусь показывает, что их качество изменяется в широком диапазоне. Так, например, при средневзвешенном балле земли по республике 31,2, в областях он изменяется от 26,7 - в Витебской до 34,4 - в Гродненской. При этом имеются отдельные участки и поля, качество почв которых оценивается менее 20 баллов [2]. Поэтому в целях улучшения баланса производственных ресурсов в земледелии и в интересах повышения их эффективности признано целесообразным часть обрабатываемых ныне земель вывести из активного оборота и переориентировать для использования по другим направлениям.
По данным выполненной поучастковой кадастровой оценки земель, пахотные земли сельскохозяйственных организаций распределяются следующим образом (в процентах):
1) наиболее благоприятные - 7,7;
2) благоприятные - 19,9;
3) хорошие - 34,8; удовлетворительные - 26,8;
5) неудовлетворительные - 9,4;
6) плохие - 1,3;
7) самые плохие - 0,1 [7, с. 46].
Последние три группы включают земельные участки, на которых сельскохозяйственное производство убыточно. Поэтому в целях улучшения баланса ресурсов земледелия определенную часть обрабатываемых земель сочтено целесообразным перевести в залежь (резерв, запас) с последующей конкретизацией их использования в зависимости от изменяющейся экономической ситуации в сельском хозяйстве.
Проведенные исследования показали, что площадь пахотных земель за 10 лет сократилась на 632,7 тыс. га, в том числе за последние годы - на 490,4 тыс. га. На сохраняемых для земледелия пахотных землях намечается сформировать массивы лучших земель с целью формирования высокопродуктивного производства.
Выполненные расчеты показывают, что эффективность мероприятия по оптимизации землепользования подтверждается нормативными расчетами: уменьшение площади обрабатываемых земель позволяет снизить производственные затраты почти на 150 млн долл. Если сэкономленные средства направить на приобретение дополнительных ресурсов, к примеру, минеральных удобрений, то это позволит увеличить объем валовой продукции и уменьшить ее себестоимость.
Оптимизация землепользования осуществляется поэтапно с первоочередным перепрофилированием самых плохих земель и проведение таких работ в наиболее низко рентабельных предприятиях.
Однако существует опасность, что уменьшение площади обрабатываемых земель повлечет в определенной мере сворачивание сельскохозяйственного производства. Вместе с тем прогнозные расчеты и экспериментальные результаты показывают, что такое положение маловероятно. Особое значение имеет требование, что перепрофилирование использования земель субъектами хозяйствования должно происходить одновременно с перепрофилированием видов их деятельности, без существенного уменьшения занятости работников.
В настоящее время первостепенное значение для обеспечения рационального использования земли имеет установление научно обоснованного соотношения материально-технических и производственных ресурсов с имеющимися производственными площадями.
На основании проведенного исследования, анализа нормативно-правовых актов, изучения специальной экономической литературы можно сделать вывод, что одним из основных путей оптимизации землепользования сельскохозяйственных организаций является установление их оптимальных размеров.
В ходе исследований установлено, что под оптимальным размером сельскохозяйственной организации следует понимать такой размер ее землепользования, который позволяет получить при прочих равных условиях максимум сельскохозяйственной продукции с единицы площади при наименьших затратах труда и материальных средств на ее высокорентабельное производство, обеспечить рациональное использование и охрану земель.
Как показывают наши исследования, выполненные по статистическим материалам основных экономических показателей производства 1278 хозяйств республики, специализирующихся на молочно-мясном скотоводстве, сложившиеся размеры их землепользования находятся в пределах от 783 до 10564 га сельскохозяйственных угодий.
Анализ результатов хозяйственной деятельности рассматриваемых сельскохозяйственных организаций проведен с использованием метода статистических группировок. Это позволило исследовать фактические, реальные, а не предполагаемые закономерные связи между размерами хозяйств и основными показателями их производственной деятельности.
Для изучения этого вопроса нами принято, что основным показателем размеров сельскохозяйственных предприятий данной специализации выступает площадь их сельскохозяйственных земель. С этой площадью связаны размеры используемых в хозяйстве ресурсов и показатели его производства.
Для установления зависимости показателей производства от размеров землепользований по группам хозяйств выполнена оценка их ре-сурсообеспеченности и эффективности (табл.).
о Ja
J= S
O
В среднем по совокупности | Более 10000 | 9001-10000 00 o 0 1 o o o o o T 00 o o o | 6001-7000 | 5001-6000 | 4001-5000 LO o 0 1 o o o | 2001-3000 | До 2000 Группы хозяйств по площади сельхозугодий, га
1278 ы L/l m LO ND ON ON ю NO ю ю LO LO 4^ LO LO 00 NO ю Количество хозяйств
3952 10492 ND 4^ o 00 LO L/l nd 4^ L/l ON 4^ ON 00 l/l 4^ 4^ 4^ 4^ 4^ 4^ 00 lo 4^ ON LO m L/l m 4^ ON 4^ L/l Средний размер хозяйств по площади сельхозугодий, га
87,7 00 у, "NO 00 j-j 00 4^ 4^ 00 ON NO 00 j-j "lo 00 00 ON "-J 00 00 00 00 00 lo 00 L/l lo Сельскохозяйственная освоенность земель, %
ы NO ы ON Ю 00 M 00 Ю 00 Ю NO Ю NO NO Ю NO Ю NO Ю Качество сельскохозяйственных земель, баллов
217,3 NO ON lo M p "o 00 00 211,2 206,9 o LO L/l Ю ON "o ND L/l 4^ lo "~J Фондооснащенность, млн руб /100 га сельхозугодий
2,03 KJ ¡Ñ) ¡nj "o 00 ¡Nj o "ND L/I KJ o 00 KJ o ¡NJ "o O ¡NJ "o Ю ¡Nj Ю Энерговооруженность в расчете на одного работника, л. с.
19,65 21,70 "o 00 LO L/l InJ O "nD 00 22,52 V 4^ p "o 00 NO Oí ON 00 V ON ON 00 Произведено валовой продукции на одного работника, млн руб.
13,45 13,30 lo o V ON NO 00 13,98 14,90 lo ON ND lo V Ю lo O lo ND "o 00 Получено валового дохода на 100 млн руб. основных фондов, млн руб.
4,70 00 ON 00 ío NO 00 O 00 J-J 4^ on "-J O L/l NO (si 4^ L/i 4^ lo L/i 4^ O NO NJ lo lo Получено прибыли на 100 га сельхозугодий, млн руб.
11,12 OJ 00 lo У1 Oí o ON Oí "ON O jnj L/l lo "-J l/l "o NO V 4^ O "lo lo lo Уровень рентабельности, %
9L
s н
»
■е- о\ ^
■е- S
X н с »
S 1
а X !-0 2S
о W
п н в- 2 ■о
a ег
■о
о и
S W а о м М
о S!
ь О
о н
н а
ев a
65 о
a
ta
О
I
Ja
a
rs
Гй
ta
ер
о
к
о
X
о
W
¡0
Bi
Г>
н
ев
<ъ
a
a
г
й
м
Л
S
ta
у
■о
Л
о
■о
п
о
о
о»
Л
п
a
Гй
Л
Гй
a
a
о
п
н
о-
Исследования показывают, что сельскохозяйственная освоенность земель по группам хозяйств различается не более чем на 5 %, качество сельскохозяйственных земель не более 3 баллов (5 %), максимальная разница в фондооснащенности (в расчете на 100 га сельскохозяйственных земель) не превышает 30 %, а энерговооруженность колеблется по группам хозяйств не более чем на 20 %. Примерно равные условия ре-сурсообеспеченности позволяют сравнить группы хозяйств по эффективности их хозяйственной деятельности. Так, производительность труда в расчете на одного работника выше в группе хозяйств размером от 8001-9000 га, получено значительно больше валового дохода в расчете на 100 млн руб. основных фондов в группах хозяйств с площадью 80019000 га. Больше получено прибыли в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий в группах хозяйств с площадью 9001-10000 га. Более высокий уровень рентабельности составил 17,2 % в хозяйствах размером 7001-8000 га.
Таким образом, максимальные значения изучаемых показателей достигаются в хозяйствах с площадью сельскохозяйственных угодий от 7001 до 10000 га.
Заключение. Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод, что оптимизация землепользования сельскохозяйственных организаций достигается проведением системы мероприятий. Основными из них являются кадастровая оценка земель с последующей конкретизацией их использования и установление оптимальных размеров землепользования сельскохозяйственных организаций. При сложившихся средних условиях производства по республике оптимальные размеры сельскохозяйственных организаций находятся в пределах 7-10 тыс. га сельскохозяйственных земель.
Литература
1. Го сударственная программа возрождения и развития села на 2005-2010 годы / М-во сельского хозяйства и продовольствия Респ. Беларусь. - Минск: Беларусь, 2005. - 96 с.
2. Государственный земельный кадастр Республики Беларусь (по состоянию на 1 января 2008 г.) / Гос. комитет по имуществу Респ. Беларусь. - Минск, 2008. - 63 с.
3. Гусаков, В.Г. В чем состоят приоритетные цели и задачи Государственной программы возрождения и развития села / В.Г. Гусаков // Аграрная экономика. - 2006. - № 3. - С. 3-6
4. Гусаков, В.Г. Взаимосвязь размеров сельскохозяйственных предприятий с интенсификацией и эффективностью производства / В.Г. Гусаков, С.А. Константинов // Аграрная экономика. - 1997. - № 7. - С.4-6.
5. Земельные отношения в Республике Беларусь: сб. норматив. правовых актов в области регулирования зем. отношений, использования и охраны земель, гос. регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, геодезии и картографии / Комитет по зем. ресурсам, геодезии и картографии при Совете Министров Респ. Беларусь; сост. А. А. Гаев [и др.]. - Минск: Бела-руская навука, 2003. - 583 с.
6. Кодекс Республики Беларусь о земле: принят Палатой представителей 25 ноября 1998 г.: одобрен Советом Республики 19 декабря 1998 г.: в Кодекс с 20 октября 2006 г. изменения не вносились: информация сверена с Эталонным банком данных правовой информации Респ. Беларусь по состоянию на 17 января 2008 г. - Минск: Амалфея, 2008. - 119 с.
7. Колмыков, В.Ф. Эффективное использование земель и организация территории в АПК / В.Ф. Колмыков. - Горки: БГСХА, 2003. - 184 с.
8. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
Информация об авторе
Колмыков Алексей Васильевич - кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры организации производства в АПК УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (раб.) 8(02233) 5-94-16. E-mail: [email protected]
Чернов Александр Викторович - кандидат юридических наук, доцент кафедры права УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия". Информация для контактов: тел. (моб.) 8(029) 810-92-97.
Дата поступления статьи - 23 апреля 2010 г.