Научная статья на тему 'Организационно-экономические факторы эффективного использования земельных ресурсов'

Организационно-экономические факторы эффективного использования земельных ресурсов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / GROUND RESOURCES / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ / GROUND CONTROL / ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ / ORGANIZATION OF THE CONTROL / EFFICIENCY OF USE OF THE FARMLAND

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Акмаров П.Б., Князева О.П., Суетина Н.А.

В статье приводится характеристика земельных ресурсов России в сравнении с другими странами мира. Показаны проблемы эффективного использования земли. Предложены организационные механизмы развития контроля, направленные на повышение эффективности использования земельных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC FACTORS EFFECTIVE APPLICATION OF THE GROUNDS RESOURCES

In article the characteristic of ground resources of Russia in comparison with other countries of the world is resulted problems of an effective application of the farmland are shown. Organizational mechanisms of development of the control, directed on increase of efficiency of use of ground resources are offered.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические факторы эффективного использования земельных ресурсов»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 349.414:351.778.533

Акмаров П.Б., Князева О.П., Суетина Н.А.

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Akmarov P.B., Knyazeva O.P., Suetina N.A.

ORGANIZATIONAL-ECONOMIC FACTORS EFFECTIVE APPLICATION OF THE GROUNDS RESOURCES

В статье приводится характеристика земельных ресурсов России в сравнении с другими странами мира. Показаны проблемы эффективного использования земли. Предложены организационные механизмы развития контроля, направленные на повышение эффективности использования земельных ресурсов.

Ключевые слова: земельные ресурсы, эффективность использования земель, земельный контроль, организация контроля.

In article the characteristic of ground resources of Russia in comparison with other countries of the world is resulted problems of an effective application of the farmland are shown. Organizational mechanisms of development of the control, directed on increase of efficiency of use of ground resources are offered.

Key words: ground resources, efficiency of use of the farmland, ground control, organization of the control.

Земля является основой богатства и развития любого государства, а эффективность ее использования служит базой для определения уровня технологического развития страны. Поэтому рациональное использование земельных ресурсов имеет большое значение для развития национальной экономики, с ним тесно связаны объемы производства сельскохозяйственной продукции и продовольственная проблема.

По размерам земельных ресурсов Российская Федерация является одним из наиболее обеспеченных государств в мире, однако, по эффективности использования земель Россия далеко отстает от развитых государств. Это отставание имеет как объективные, так и субъективные причины.

Сведения о размере и структуре земельных ресурсов России в сравнении с основными странами мира представлены в таблице 1 [1].

Таблица 1- Размер и структура земельных ресурсов России и основных стран _мира_

С.-х. угодья в т.ч. пашня

Всего в % от в % от

Страна земель, млн. га млн. га общей площади земель млн. га общей площади земли

Россия 1707,5 220,3 12,9 124,4 7,3

Великобрита- 24,0 17,3 72,0 6,4 26,0

ния

Германия 35,0 17,1 49,0 11,8 34,0

Австрия 8,3 3,3 40,0 1,4 17,0

Италия 30,0 15,0 50,0 8,3 28,0

Франция 55,0 29,7 54,0 18,3 33,0

Швейцария 4,0 1,6 40,0 0,4 11,0

Швеция 45,0 4,1 9,0 2,8 7,0

Канада 922,0 73,8 8,0 45,6 5,0

США 916,0 421,4 46,0 117,0 19,0

Россия занимает первое место в мире по площади земельных ресурсов (1707,5 млн. га). Несмотря на это, на долю сельскохозяйственных угодий приходится лишь 12,9% земель, а на долю пашни - 7,3%, в то время как в большинстве европейских стран этот процент гораздо выше. Например, в Великобритании удельный вес сельхозугодий составляет 72%, в Италии, Франции, Германии и США около 50%, только в Швеции и Канаде он меньше, чем в России - 9% и 8% соответственно. Данная ситуация характерна и для пашни. Это объясняется тем, что для России характерно преобладание земель несельскохозяйственного назначения.

Если же рассматривать данные в физическом выражении, то по площади сельскохозяйственных угодий Россия уступает лишь США (в России 220,3 млн. га, в США - 421,4 млн. га), а по площади пашни занимает первое место в мире (124,4 млн. га).

Анализируя причины низкой эффективности землепользования первоочередное внимание следует обратить на проблемы с определением правового статуса и экономического механизма контроля и использования земельных ресурсов. Несмотря на значительный (более 20 лет) период проведения экономических реформ в нашей стране эти проблемы окончательно еще не решены, что препятствует становлению рынка земли, развитию аграрного производства и эффективного использования производственного потенциала страны в целом.

В соответствии с Земельным кодексом земли в Российской Федерации подлежат охране, а их использование должно осуществляться в соответствии с правовым режимом земель.

В России сейчас сложилась система контроля за соблюдением земельного законодательства, которая включает в себя [2]:

государственный земельный контроль, осуществляемый специально уполномоченным органом - федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его территориальными органами, во взаимодействии с федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитар-ному надзору (Россельхознадзор) и их территориальными органами;

муниципальный земельный контроль, осуществляемый органами местного самоуправления;

общественный земельный контроль, осуществляемый органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами;

производственный земельный контроль, осуществляемый собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем.

Органы государственного земельного контроля и государственные инспекторы по использованию и охране земель имеют право выносить решения о совершении земельного правонарушения, давать обязательные к исполнению предписания по вопросам соблюдения законодательства, предписания об устранении выявленных нарушений и привлекать правонарушителей к административной ответственности, ответственность за которые предусмотрена статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Наиболее распространенными нарушениями являются:

1) Самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности;

2) Невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению;

3) Использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом;

4) Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства;

Анализ нормативных документов, регулирующих проведение государственного, муниципального, производственного и общественного земельного контроля позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, земельный контроль направлен главным образом на контроль за рациональным использованием земель, их охрану, соблюдение земельного законодательства, правового режима использования земельных участков. При этом контроль за другими сторонами использования земельных

участков, например экономическая эффективность их использования, полнота поступления доходов и эффективность реализации принципа платности землепользования, соблюдения требований и положений договоров по использованию земельных участков и др. в рамках земельного контроля не предполагается. Данный вывод подтверждается также и перечнем правонарушений, за которые землепользователь может привлекаться к административной ответственности.

Во-вторых, в оценке эффективности использования государственных и муниципальных земель, важное значение имеет объем поступлений доходов от их использования, а также поступления от уплаты частными собственниками земельных участков земельного налога. Как показано на примере Удмуртской Республики (таблица 2), объемы этих доходов довольно существенны и имеют тенденцию к увеличению [3]. Так, только за 2 последних года объемы поступлений в консолидированный бюджет Удмуртии от использования земельных участков возросли почти на 22%, причем основную долю в них составляет арендная плата. Это говорит о том, что спрос на землю достаточно высок и с развитием производства, а соответственно доходов населения и предприятий этот спрос будет расти. В то же время, контроль за поступлением указанных доходов в рамках земельного законодательства сегодня не может быть осуществлен.

Контроль за эффективным использованием государственных и муниципальных земель, а также единый подход в данном вопросе диктуется также необходимостью реализации на территории субъекта РФ единой государственной политики в области земельных отношений, что возлагается на высший орган исполнительной власти субъекта РФ и в настоящее время, в связи с реализацией политики укрепления вертикали власти в РФ приобретает важное значение.

Таблица 2- Объем доходов бюджета от использования государственных _и муниципальных земель в Удмуртской Республике_

Наименование 2011 год 2012 год 2013 год

Доходы консолидированного бюджета, в т.ч.

Арендная плата за государственные и муниципальные земли, тыс. руб. 317 935,9 422 527,8 508 654,7

из них в бюджет Удмуртской Республики 162 473,8 190 834,8 210 590,9

в местный бюджет 155 462,1 231 693,0 298 063,8

в бюджет РФ 10 204,0 15 171,8 25 214,46

Земельный налог за государственные и муниципальные земли (местный бюджет), тыс. руб. 279 548,5 272 453,8 205 052,0

Итого доходов бюджета за использование государственных и муниципальных земель, тыс. руб. 607 688,4 710 153,4 738 921,2

Организация комплексного контроля за эффективным использованием государственных и муниципальных земель возможна с применением всех видов земельного контроля, а также с реализацией дополнительных функций контроля, в таких сферах как контроль за поступлением в бюджет средств от использования государственных и муниципальных земель, соблюдения землепользователями условий и положений договоров об их использовании, оценка эффективности использования земельных участков в части наилучшего и наиболее эффективного использования и др.

Организация земельного контроля на территории субъекта РФ на практике имеет существенные недостатки, в частности недостаточный информационный обмен между распорядительными органами с органами земельного контроля и между собой, недостаточно развитый (особенно в сельской местности) муниципальный земельный контроль, практически полное отсутствие организованного производственного и общественного земельного контроля, отсутствие единой политики и системы организации земельного контроля.

В целях развития контроля за эффективным использованием государственных и муниципальных земель, а также развития земельного контроля на территории субъекта РФ нами предлагается следующая система организации контроля за эффективным использованием государственных и муниципальных земель и земельного контроля (рисунок 1).

Основные элементы организации единой системы контроля за эффективным использованием государственных и муниципальных земель и земельного контроля выглядят следующим образом:

1. Выработка концепции контроля за эффективностью использования государственных и муниципальных земель и земельного контроля с подготовкой соответствующих нормативных актов.

2. Создание в распорядительных органах комиссий по контролю за эффективным использование земельных участков, находящихся в собственности соответствующего публично-правового образования.

Таким комиссиям могут быть даны полномочия по привлечению экспертов и специалистов для анализа информации, получения консультаций, проведения экспертиз, проведению проверок использования земельных участков, передаче материалов и результатов проведения проверок в органы государственного земельного контроля для привлечения землепользователей к административной ответственности, выносить предложения землепользователям по устранению выявленных нарушений, выносить предложения и рекомендации руководителям органов публично-правовых образований, являющихся учредителями организаций-землепользователей, допустивших нарушения, о наказании руководителей таких организаций-землепользователей, обращаться в суд по защите имущественных интересов публично-правовых образований с исками о взыскании с землепользователей убытков, упущенной выгоды и др.

3. Организация в распорядительных органах оценки и анализа эффективности использования государственных и муниципальных земельных участков в рамках созданных комиссий.

4. Организация на территории субъекта РФ производственного земельного контроля путем принятия нормативного акта, предусматривающего обязательную организацию производственного контроля в крупных организациях, в пользовании которых находятся значительные земельные ресурсы (предприятия-сетевладельцы, крупные промышленные предприятия и др.) с обязательным предоставлением материалов об осуществлении производственного земельного контроля в распорядительные органы (в отношении государственных и муниципальных земельных участков) и в органы государственного земельного контроля (в отношении всех земельных участков, в т. ч. находящихся в частной собственности). Крупные землепользователи могут определяться как специально утверждаемым списком, так и путем утверждения параметров землепользования по количеству и размеру земельных участков.

Вывод. Для решения этих задач необходимо разработать и утвердить специальные формы статистической отчетности, а также разработать соответствующие показатели эффективности управления государственными и муниципальными землями.

Предложенные рекомендации позволят не только упорядочить контроль за использованием земель, но и создадут основу для повышения их эффективности.

Библиографический список:

1. Россия и страны мира. 2012.: Стат.сб. // М.: Росстат. 2006. С. 143-147.

2. Акмаров П.Б., Зорин Д.М.Экономические и нормативно-правовые аспекты организации контроля за эффективным использованием земельных ресурсов. //Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И.Вавилова, №5, 2008, С.60-63.

3. Удмуртия в цифрах. : Стат.сб. // Удмуртия, 2014. С. 45-48.

УДК: 339.13.017

Давудов Д.К., Исмаилова Ш. Т.

ПЕРСПЕКТИВЫ ПРОДАЖИ СЛАНЦЕВОЙ НЕФТИ В УСЛОВИЯХ НИЗКИХ ЦЕН НА НЕФТЬ

Davudov D.K., Ismailova Sh. T.

OUTLOOK SALES OF SHALE OIL UNDER LOW OIL PRICES

В статье рассмотрены перспективы развития рынка сланцевой нефти в условиях низких мировых цен на нефть. В результате анализа авторами раскрыто понятие сланцевой нефти, проанализировано состояние рынка сланцевой нефти, сделан прогноз развития сланцевой промышленности. В ходе исследования было доказано, что несмотря на снижение количества скважин и инвестиций в разработку сланцевых месторождений, будет наблюдаться увеличение добычи сланцевой нефти за счет научно-технического прогресса.

Ключевые слова: сланцевая нефть, цены на нефть, перспективы сланцевой нефти.

In article prospects of development of the market of slate oil in the conditions of the low world prices for oil are considered. As a result of the analysis authors opened concept of slate oil, the condition of the market of slate oil is analysed, the forecast of development of the slate industry is made. During research it was proved that despite decrease in quantity of wells and investments into development of slate fields, the increase in production of slate oil due to scientific and technical progress will be observed.

Key words: shale oil, oil prices, prospects of shale oil.

Бурное развитие нефтяной промышленности за счет разработки месторождений сланцевой нефти привлекает внимание субъектов и экспертов мирового нефтяного рынка к проблеме разработки нетрадиционных источников

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.