Si
(S.
$
£*
a
J
1
с
3S
I
1
1
S3
s
§.
t
2
§.
2
ж
iS
S'
£
ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРИБО-ЯГОДНЫХ РЕСУРСОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Т.Е.Дмитриева, А.А.Максимов
Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН г. Сыктывкар, е-mail: [email protected], [email protected]
Успешным зарубежным и российским опытом доказано, что использование недревесных продуктов леса является не только важным фактором экономического развития регионов, но способно реально обеспечить устойчивое лесопользование.
Грибные и ягодные ресурсы Республики Коми. В лесах Республики Коми произрастает 15 видов ягодных растений. Промысловое значение имеют клюква, брусника, черника, морошка, голубика, рябина, играющие существенную роль в растительном покрове тайги и тундры. В тундровой зоне республики встречается 35, в лесотундре 50, а в подзоне средней тайги 90 видов съедобных грибов.
Промысловые запасы республики, по данным лесоустройства 1978-1992 гг, оцениваются в 211,6 тыс. т ягод и 74 тыс. т грибов. В ягодном запасе выделяются клюква (43%) и черника (33%), в грибном - волнушка и подосиновик (вместе 48%).
Заметны запасы республики в потенциале Северного района. Республика сосредоточивает 55% его ягодных промысловых ресурсов, в том числе клюквы - 84, морошки - 67%.
Стоимость урожая дикоросов республики, по экспертной рыночной оценке промыслового запаса, по ягодам можно оценить в 458, а по грибам - в 171 млн. долл.
Ягодные ресурсы в отличие от грибных расположены по территории республики неравномерно. Так, доля в общих промысловых запасах ягодников Вуктыльского района достигает 42%. Суммарный эксплуатационный запас ягодных ресурсов всего пяти районов -Вуктыльского, Усть-Куломского, Ижем-ского, Сысольского и Троицко-Печорс-кого - составляет 83% запаса по республике (рис. 1). К лидерам по грибным ресурсам относятся Усть-Куломс-кий, Печорский, Корткеросский и Тро-ицко-Печорский, аккумулирующие почти половину промыслового запаса.
Обеспеченность промысловыми запасами ягод на душу населения колеблется от 5 т в Вуктыльском районе до 16 кг в Ухтинском городском округе. Более ровные удельные запасы грибов, в 11 муниципальных образованиях из 20, обеспеченность ими составляет от 200 до 400 кг на человека.
Нересурсные предпосылки формирования сектора НПЛ. Кроме богатой ресурсной базы можно привести другие факторы в пользу возможности и необходимости целенаправленного превращения традиционного вида деятельности в новую отрасль экономики республики.
1. Складывается рыночная система организации. В период реформ государственная система побочного лесного пользования была разрушена. На смену лесхозам и потребкооперации в республике пришли рыночные субъекты разного масштаба, в том числе крупные (ООО «Матреко-Коми», ООО «Белком»), формирующие свои закупочные сети. Кроме того, на заготовительном поле республики действует много внешних игроков.
2. Растут объемы заготовки грибов и ягод. Исследование показало, что в Республике Коми бизнес в сфере НПЛ активно развивается. Современные объемы сбора в целом по республике можно определить на уровне 4-5 тыс. т ягод и 1,5-2 тыс. т грибов.
Среднедушевое потребление НПЛ сельским населением республики составляет: для личного использования ягоды - 10-12 кг, грибы - 10-20 кг, для коммерческого (на продажу) - ягоды от 5 до 80 кг, грибы - от 0 до 50 кг. По отдельным районам эти цифры различаются значительно.
В настоящее время основным фактором размещения заготовительной деятельности, сконцентрированной в южных районах республики, является не промысловый запас, а инфраструктура, как транспортная в виде внутрирегиональных и межрайонных трасс, так и собственно заготовительная в виде сети независимых закупщиков и приемных пунктов крупных фирм, обеспеченных оборудованием для заморозки и транспортом.
Коммерческим сбором дикоросов выделяются Усть-Куломский, Корткеросский, Прилузский, Удорский районы. Согласно предварительным оценкам, здесь собирается для реализации по 250-1000 т ягод и 130-300 т грибов. Хорошую динамику демонстрирует Троицко-Печорский район. В то же время наиболее богатый ягодными ресурсами Вуктыльский район пока себя не проявил в заготовительной деятельности.
3. Заготовительный бизнес является доходным. Информация по экономическим показателям работы предприятий очень скудна, что обусловлено ограничениями в действующем учете и доступности данных. Такое положение является следствием недооценки данного сектора в экономике республики. Единственным источником информации по заготовительной деятельности населения служат материалы социологических опросов.
Таможенная статистика отражает вклад данного вида деятельности во внешнюю торговлю республики. Согласно бюллетеню, в 2005 г. продукция растительного происхождения, исключая древесину, составила в экспорте республики 0,3%, что при объеме экспорта в январе - декабре 2005 г. в сумме 792,2 млн. долл. можно определить как 2,4 млн. долл.
Данные отдельных предприятий являются коммерческой тайной. Приблизительное представление можно получить по редким публикациям. Например, в 2001 г. только продажа грибов фирмой «Матреко» составила 600 т на сумму 1млн. долл. (Лидербелых, 2002).
Анкетирование население, проведенное в ряде районов республики, подтверждает, что использование грибов и ягод является важным элементом жизнеобеспечения бедных семей и заметным источником доходов населения.
При существующем уровне организации заготовительной деятельности среднедушевые доходы от продажи ягод и грибов за сезон 2005 г. составили 2180, 1250, 650 и 400 рублей в Корткеросском, Прилузском, Печорском и Ижем-ском районах соответственно.
В прошлом сезоне жители Корткеросского района продали грибов и ягод на общую сумму около 33 млн. руб. (примерно половина фонда заработной платы в лесозаготовительных организациях района). Таким образом, данная экономическая деятельность за два месяца работы может генерировать доходы, сравнимые с доходами в лесной отрасли за целый год.
Более активны в получении доходов от сбора ягод и грибов менее обеспеченные семьи. С ростом базовых доходов семьи (зарплата, пенсии, пособия) ее доходы от продажи НПЛ падают. Согласно данным анкетирования, семьи Корткеросского и Прилузского районов, чьи душевые доходы не превышают 1500 руб. (при среднем значении душевого дохода 1000 руб.), составляют около 20% от общего числа домохозяйств. За счет ягод и грибов они увеличивают душевой доход на 265 руб. в месяц, а семейный - на 11 тыс. руб. в год.
4. Использование НПЛ - одно из ключевых направлений регулируемой эксплуатации возобновимых ресурсов. Наряду с использованием рекреационных ресурсов и развитием туризма эксплуатация недревесных продуктов леса открывает реальные возможности устойчивого развития. Для регионов с преобладающим освоением минеральных ресурсов в условиях их истощения, а также деятельности крупных вертикально-интегрированных
компаний и централизованного налогообложения, что не позволяет трансформировать ресурсные доходы в региональные траст-фонды будущих поколений, поиск альтернативных видов деятельности является наиболее актуальным.
Все это непосредственно относится к Республике Коми. Кроме того, экологическая хрупкость ее северной природной среды, наличие больших и уникальных участков особо охраняемых территорий усиливает потребность в укреплении и развитии новых профилирующих отраслей в республиканской и муниципальной экономике, которые должны быть:
а) альтернативными природно-агрессивным на данном этапе отраслям добычи полезных ископаемых, а также при определенных условиях лесозаготовке и целлюлозно-бумажной промышленности;
б) конкурентоспособными в отношении формирования муниципальных и личных доходов и трудовой занятости.
Это особенно важно для муниципальных образований, сопредельных с охраняемыми территориями или включающих их, и, в первую очередь Печо-ро-Илычский заповедник и национальный парк «Югыдва».
Проблемы и задачи эффективного использования НПЛ. Ресурснооценочное направление является базовым в формировании нового сектора. Однако материалы лесоустройства дают противоречивую оценку запасов грибов и ягод. Специалисты фиксируют и несовершенство нормативно-правовой базы: отсутствуют обоснованные нормы и квоты изъятия недревесных ресурсов; нет порядка предоставления ресурсов в пользование, и правил сбора и заготовки дикоросов; отсутствуют юридически закрепленные номенклатурные списки видового состава флоры и фауны, перечни сообществ и экосистем, что очень важно для сохранения биоразнообразия.
Таким образом, можно говорить о серьезных изъянах в информационной базе недревесных растительных ресурсов - их биологических запасах, промысловой концентрации и экономической доступности.
Радикальным решением этой проблемы является ориентация при выполнении оценки запасов не на лесоустро-ителей, для которых она представляет попутную деятельность, а на профиль-
ных специалистов, имеющих опыт исследований на региональном и локальном уровне. Такую работу на договорных началах квалифицированно выполняют сотрудники Всероссийского научно-исследовательского института охотничьего хозяйства и звероводства им. проф. Б.М. Житкова (ВНИИОЗ) в г. Кирове.
Второй важной проблемой является неудовлетворительный учет использования НПЛ как вида экономической деятельности. При попытке дать ее характеристику выявились следующие информационные барьеры:
- ведомственный учет из-за утраты соответствующих функций лесхозами практически ликвидирован;
- учет потребительской кооперации в связи со стремительным свертыванием ее деятельности характеризует небольшой сегмент использования НПЛ;
- статистический учет в рамках отчетности предприятий является крайне неполным как по видам информации, так и по характеру ее предоставления;
- таможенная статистика отражает лишь экспортный аспект деятельности по очень малому числу предприятий и доступна лишь в сводном виде;
- налоговый учет пока не имеет направленности, позволяющей вычленить данную сферу и ее бюджетный вклад;
- предприниматели не обременены предоставлением официальной отчетности и часто закрыты для исследователей.
Первым условием для формирования полноценного блока статистического учета является, по нашему мнению, признание использования НПЛ как самостоятельного вида экономической деятельности региональной властью. Примером для подражания является Томская область, целенаправленно и активно выстраивающая грибо-ягодную экономику. Здесь ежегодно и открыто подводятся итоги заготовительной деятельности, анализируются использование финансовых средств, расширение географии заготовки, развитие переработки, структуры сбыта и потребления продукции, объем и динамика бюджетных поступлений.
Важно восстановить отчетность о побочном лесопользовании в региональной структуре лесного хозяйства. Необходимо продолжать и социологические исследования, чтобы уяснить и затем устранить ограничения роста личных доходов граждан от продажи грибов и ягод и определить вклад сезонной занятости в снижение безработицы.
За исключением двух-трех регионов государство не имеет политики формирования «грибо-ягодной экономики». Безучастность государства к маркетингу продукции побочного лесопользования, кредитованию оборотных средств сохраняет «переполненность» отечественного рынка импортной продукцией и экспортную ориентацию продовольственного и лекарственного сырья.
Отсутствие государственного внимания сказывается и на состоянии региональных рынков заготовки НПЛ, которым свойственны: нестабильность, связанная с отсутствием в регионах крупных перерабатывающих предприятий, обеспечивающих устойчивый спрос на сырье; транзитность, обусловленная ориентацией на вывоз продукции в сыром виде; криминализированность.
Сферой приложения усилий региональной и муниципальной власти должно быть формирование системы правил заготовительной деятельности, одинаковых для «чужих» и «своих», не дискомфортных, как это имеет место сейчас, для честно регистрирующих свою деятельность субъектов.
Существенную помощь государство может оказать в поддержке кредитования и инфраструктурного обустройства сбора ягод и грибов, продвижения продукции, в содействии организации структур, объединяющих мелких и средних предпринимателей и взаимодействующих с крупными предприятиями.
Важным фокусом государственной политики следует считать совместную с заинтересованными участниками разработку стратегических направлений развития заготовки, а в перспективе и переработки ягод и грибов в форме соответствующих документов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лидер белых. $ 1 млн. на дарах природы. 2002. // Ведомости № 171 от 23.09.
Международная научно-практическая конференция