Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты формирования стратегии развития системы образования в регионе'

Организационно-экономические аспекты формирования стратегии развития системы образования в регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
279
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ / МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / КОЛИЧЕСТВЕННАЯ И КАЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА / СИСТЕМА СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Погосова В. В.

В данной статье излагается авторский подход к разработке основных направлений стратегии развития системы образования в стране и методические рекомендации по формированию механизма оценки эффективности образовательных учреждений в системе высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты формирования стратегии развития системы образования в регионе»

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РЕГИОНЕ

В.В. ПОГОСОВА

Кисловодский институт экономики и права,

аспирант

357700, г. Кисловодск, ул. Розы Люксембург, 42

В данной статье излагается авторский подход к разработке основных направлений стратегии развития системы образования в стране и методические рекомендации по формированию механизма оценки эффективности образовательных учреждений в системе высшего образования.

Ключевые слова: реформа образования; стратегия развития; эффективность функционирования; менеджмент качества образовательных услуг; количественная и качественная оценка; система сбалансированных показателей.

Коды классификатора ^ЕЬ: 121, 128, И13.

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Однако осуществление образовательной реформы сдерживалось трудностями переходного периода, которые привели к неудовлетворительному состоянию материальной базы учебных заведений, обусловили задержки в оплате труда педагогического персонала, сказались на организации и качестве учебного процесса. Финансовая стабилизация, наметившаяся в докризисный период, тенденции к экономическому росту позволили в 2004-2007 гг. преодолеть некоторые трудности и приступить к новому этапу реформирования системы образования. Однако сегодня положение дел в образовании, несмотря на позитивные сдвиги, оставляет желать лучшего. В отечественной системе образования все еще сохранилось большинство проблем, порожденных последними десятилетиями ушедшего столетия: низкий уровень заработной платы, крайне слабая учебно-материальная база, отток квалифицированных кадров из сферы образования, концентрация внимания государства исключительно на высшей школе и т. д.

Если судить по таким разработанным проектам, как: Концепция модернизации российского образования до 2010 г., Национальная доктрина развития образования, Федеральная целевая программа развития образования и т. д. то на сегодня российское образование должно было бы возглавлять мировые рейтинги в этой области. На деле же все обстоит наоборот. Наша страна теряет образовательный потенциал [5, 6]. За последние гг. развитие системы образования в стране не продвинулось вперед ни на шаг. Максимум, что удалось сделать, — так это приостановить падение вниз.

В соответствии с концепцией «Стратегии-2020» перед российской системой образования стоит историческая задача по обеспечению глобальной, планомерной и полномасштабной доступности граждан к качественному образованию. Особо необходимо отметить при этом следующее: базовой стратегией образования XXI века является формирование и развитие системно-креативного мышления. Из сказанного следует, что в наши дни главное не стремиться научить всему, а сформировать навыки получения нужного нового знания. Универсализм специалиста сегодня связан не с объемом полученных знаний и навыков, а с овладением общей системой ориентации в жизни, умением постоянно пополнять и достраивать свою личную систему знаний, находить путь к уже существующему знанию и уметь генерировать новое знание. Таким образом, речь идет о реализации своего рода концепции, сориентированной на развитие творческого потенциала воспитанников школы, вузов и других учебных заведений [4].

Принципы современной образовательной политики должны также определяться во многом и особенностями регионального уровня, содержанием социально-экономической концепции развития субъектов Федерации и кадровой спецификой региональных систем образования. Поэтому стратегические образовательные установки федерального масштаба, направленные прежде всего на интеграцию России в мировое сообщество, должны быть ориентированы на региональный, муниципальный, институциональный (организации, учреждения и их инфраструктура) уровни.

Однако по мере расширения полномочий региональных органов власти федеративно-региональные процессы развития российской государственности вступают в противоречия. Поэтому для получения максимального экономического и социального эффекта необходимо следовать модели концентрированного развития перспективных регионов, способных обеспечить быструю модернизацию и возглавить процессы реформирования всей российской экономики [1].

Далее, уровень интеллектуального потенциала страны, задаваемый требованиями образовательных стандартов и обеспечиваемый условиями отдельного образовательного учреждения, формируется в рамках государственной политики, прежде всего в регионах, и становится важнейшим фактором ее выживания.

Сегодня становится ясным, что общепринятая, традиционная аттестация обучающихся и методы контроля над успеваемостью устарели. Эта проблематика существенно расширилась и поднялась до уровня перемен во внешнем мире. Такие проблемы, как качество образования и управления, контроль над издержками, профессионализация или регионализация требуют новых подходов к их решению.

Но одного решения этих проблем недостаточно. Общественность, непосредственные работники системы образования имеют право и обязаны знать, в какой степени инвестиции будут способствовать достижению ожидаемых результатов. Поэтому оценка качества образования помогает действующим субъектам сделать обоснованные выводы о текущей ситуации и, что даже более важно, принять квалифицированные управленческие решения. Отсюда разработка системы показателей, характеризующих состояние и уровень достижения целей и задач развития образования, а также разработка обоснованных критериев оценки деятельности образовательных систем различных иерархических уровней, учитывающих тенденции развития территорий, и др. являются одним из условий успешной реализации государственной образовательной политики и должны создаваться

© Погосова В. В., 2009

ТЕRRА ECONOMICUS ^кономичєский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

ТЕRRА ECONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3 (часть 3)

302

В.В. ПОГОСОВА

в большей степени на уровне регионов. В то же время реализация эффективной государственной образовательной политики обусловливает необходимость согласованного развития систем образования субъектов РФ и прежде всего согласованности управления образовательными системами различных иерархических уровней, основанного на принципах правового регулирования. Это позволит получить дополнительный эффект, связанный с координацией процессов и организацией взаимодействия и взаимообогащения региональных образовательных систем.

Вот почему разработка механизмов мониторинга программ развития регионального образования на основе системы показателей, характеризующих состояние и уровень достижения целей и задач развития образования, является одним из условий успешной реализации государственной образовательной политики в регионах.

В плане перечисленных выше, далеко не всех среди многочисленных проблем в развитии системы российского образования, разработка методов оценки эффективности функционирования образовательных учреждений, ориентированных на решение обозначенных нами проблем, является одной из основных задач методологического обеспечения реализации мероприятий Концепции развития образования в России до 2020 года.

В этом плане мы предлагаем использовать наиболее прогрессивную на сегодня систему контроля, основанную на системе сбалансированных показателей (ССП), которая представляет собой базу для формулирования гипотез при постановке целей организации и их увязке между собой [3].

Основными объектами контроля и управления при применении этой системы в любом секторе экономики, как известно, являются: финансы (положение организации или компании с позиции инвесторов); клиент (положение организации или компании с позиции клиента); процессы (хозяйственные процессы в организации для достижения ею максимальных результатов); персонал, его обучение (сохранение гибкости и возможности реализации намеченной стратегии развития организации). Система мониторинга деятельности образовательного учреждения на основе системы сбалансированных показателей, должна, прежде всего, базироваться на системном подходе. Так, например, высшее учебное заведение, являясь образовательной организацией, соответствует основным свойствам системы: целенаправленности (цели в области качества), сложности (множество структурных подразделений и сложность их взаимосвязи), делимости (образовательная, научно-исследовательская, учебно-методическая, хозяйственная деятельности), целостности (направленность действий структурных подразделений подчинена единым целям), многообразию элементов и различию их природы (различные виды деятельности имеют свою функциональную специфичность и автономность), структурности (взаимозависимость и взаимосвязь между подразделениями согласно иерархическим уровням). Поэтому при формировании системы сбалансированных показателей, характеризующих эффективность управления качеством образовательного процесса в высшем учебном заведении, необходимо учитывать следующее:

• эффективность реализации программы развития вуза обеспечивается мобилизацией всего необходимого для этого потенциала, включающего в себя кадры, информационные массивы, технологии, материальнотехническую базу, финансовые средства, организационные структуры и другие ресурсы;

• управление качеством образования осуществляется через управление качеством всех составляющих компонентов образовательного процесса, обеспечивающих в итоге перспективу развития и реализацию стратегических перспектив;

• учет таких особенностей как вид предоставляемой образовательной услуги, потребителей конечного результата, специфики учебного заведения (предоставления образовательных услуг);

• ориентация на конечные цели на всех промежуточных этапах обучения;

• организация процесса обучения на основе положений программно-целевого метода;

• обеспечение на всех этапах реализации профессионально-образовательной программы условий для управляемой самостоятельной работы студентов;

• совершенствование экономического механизма образовательного процесса.

С 2003 г. Минобразования России ввело систему показателей отчетности вузов с учетом рейтинга их специальностей, которую можно свести в две группы [2]:

Характеристика потенциала вуза для ведения образовательной и научной деятельности (характеристика возможностей вуза);

Достигаемые вузом результаты (это характеристика эффективности использования имеющегося потенциала).

При этом критерии, характеризующие потенциал, могут быть следующие:

• интеллектуальный потенциал (кадры ППС, члены государственных академий);

• материальная и информационная база (общая площадь учебно-лабораторной базы;

• стоимость машин и оборудования, общее количество компьютеров, общий библиотечный фонд);

• социально-культурная база (обеспеченность общежитием, обеспеченность в столовых, в санатории-профилактории, площадь крытых спортивных сооружений).

Критерии, которые показывают активность вуза, характеризуют результаты его деятельности. К ним относятся:

• подготовка кадров (контингент студентов, аспиранты дневной и заочной форм обучения, эффективность аспирантуры, число защищенных в советах вуза диссертаций);

• производство и апробация новых знаний и технологий (объем госбюджетных научных работ, объем хоздоговорных научных работ, внебюджетные средства, средства за подготовку иностранных граждан, учебники и пособия, изданные с грифами федеральных органов).

Использование этих критериев в общей системе сбалансированных показателей существенно повышает эффективность мониторинга управления качеством образовательного процесса, управления всеми направлениями деятельности вуза, реализацией стратегии его развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Региональная экономика / под ред. В. И. Видяпина и М. В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2008.

2. Соловьев В. П., Уткина Е. А. Мониторинг деятельности ВУЗа на основе системы сбалансированных показателей :

Йоклад на семинаре «Непрерывное совершенствование деятельности организации», 25-27 октября 2004 г., МИСиС. .: МИСиС, 2005.

3. Хорват П. Сбалансированная система показателей управления предприятием // Проблемы теории и практики управления. 2000. № 4.

4. Шевырев А.В., Романчук М.Н. Формирование и развитие системно-креативного мышления — базовая стратегия образования XXI века: Сборник докладов на У-й Международной конференции МосГУ «Высшее образование для ХХ1 века», 13-15 ноября 2008 г., г. Москва, с. 119-130.

5. Шудегов В. Е. Образование в современной России: новые решения : Сб. докладов на V Международной конференции МосГУ «Высшее образование для XXI века», 13-15 ноября 2008 г., г. Москва. С. 16-23.

6. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. М.: ТК Велби; Проспект, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.