Научная статья на тему 'Организационно-экономические аспекты формирования резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур'

Организационно-экономические аспекты формирования резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
137
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗЕРВЫ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / RESERVES / COMPETITIVE ABILITY SUPPLY / ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богомолова Елена Владимировна

Организационно-экономические аспекты формирования резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур рассмотрены с позиций принципов и методов оценки конкурентоспособности, генезиса систем обеспечения конкурентоспособности и механизма формирования резервов обеспечения конкурентоспособности. Предложены этапы формирования резервов обеспечения конкурентоспособности, организационно-экономический механизм формирования резервов обеспечения конкурентоспособности, структура резервов конкурентоспособности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION AND ECONOMIC ASPECTS OF FORMATION OF RESERVES OF COMPETITIVE ABILITY OF ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES RESERVES

Organization and economic aspects of formation of reserves of competitive ability of entrepreneurship structures reserves are scrutinized from positions of principles and methods of assessment of competitive ability, genesis of supply systems of competitive ability and mechanism of reserve formation of competitive ability supply. The stages of formation of reserves of competitive ability supply, Organization and economic mechanism of formation of reserves of competitive ability supply, structure of competitive ability reserves are offered.

Текст научной работы на тему «Организационно-экономические аспекты формирования резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур»

УДК 009.02

ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЗЕРВОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР

Елена Владимировна БОГОМОЛОВА

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, докторант; Липецкий государственный технический университет, г. Липецк, Российская Федерация, кандидат технических наук, e-mail: ttn58@mail.ru

Организационно-экономические аспекты формирования резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур рассмотрены с позиций принципов и методов оценки конкурентоспособности, генезиса систем обеспечения конкурентоспособности и механизма формирования резервов обеспечения конкурентоспособности. Предложены этапы формирования резервов обеспечения конкурентоспособности, организационно-экономический механизм формирования резервов обеспечения конкурентоспособности, структура резервов конкурентоспособности.

Ключевые слова: резервы; обеспечение конкурентоспособности; предпринимательские структуры.

Организационно-экономические аспекты формирования резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур включают: принципы и методы оценки конкурентоспособности, генезис систем обеспечения конкурентоспособности и, собственно, механизм формирования системы резервов обеспечения конкурентоспособности.

Современный менеджмент направлен на создание таких систем управления, которые должны быть ориентированы, прежде всего, на обеспечение конкурентоспособности, а также должны быть результативными и эффективными. Вопросы эффективности, результативности и конкурентоспособности предпринимательских структур являются актуальными и при формировании резервов обеспечения конкурентоспособности.

Поиск (идентификация) резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур - это сложный, динамичный и продолжающийся процесс. Он может рассматриваться как действие, как взаимодействие и как собственно процесс (рис. 1).

Тенденции, происходящие в современном управлении обеспечения конкурентоспособности интегрированных предпринимательских структур можно определить как:

1) существенное ускорение изменений внешней среды, в которой работают предпринимательские структуры;

2) все увеличивающаяся глобализация бизнеса;

3) появление новых технологий, позволяющих существенно упростить разработку, производство и потребление продукции и услуг и сделать возможным создание еще более сложных предпринимательских структур, в т. ч. распределенных по всему миру.

Один из базовых принципов обеспечения конкурентоспособности состоит в принятии решений на основе фактов. В условиях рыночной экономики конкурентоспособность предпринимательской структуры обеспечивается, прежде всего, конкурентоспособностью товара как главного фактора успеха. Конкурентоспособность товара предполагает оптимальное сочетание качества, цены, дизайна и возможности послепродажного обслуживания [1-2].

Конкурентоспособность товаров рассматривается как способность товаров быть проданными. Чтобы удовлетворить различные потребности, покупатель приобретает товары, качество и потребительские свойства которых способны удовлетворить эту потребность. Поэтому конкурентоспособность товаров можно считать и рядом качеств, обеспечивающих преимущества товару на рынке и содействующих его успешному сбыту.

При сравнении групповых потребительских свойств и факторов конкурентоспособности можно провести аналогию.

В этой связи и по причине того, какое значение принимает конкурентоспособность на этапе становления цивилизованного рынка и по тому, как оно связано с потребительскими свойствами, данное понятие можно

рассматривать как новое потребительское свойство с конкретными показателями, которые характеризуют товары с различных точек зрения (табл. 1).

Конкурентоспособность можно рассматривать и как комплексное свойство, характеризующее способность товара обладать определенной предпочтительностью для потребления с различных точек зрения как социальных, функциональных, так и экономических. Таким образом, «конкурентоспособность» - совокупность только конкретных свойств, которые представляют несомненный интерес для покупателя. Конкуренто-

способность товара - степень его притягательности для потребителя. Это свойство объекта, характеризующее степень удовлетворения конкретной потребности по сравнению с лучшими аналогичными объектами, представленными на данном рынке [3].

Традиционная модель управления конкурентоспособностью нацеливала внимание менеджера практически только на экономические цели. Новая модель формирования резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательской структуры, отражает растущую интеграцию экономических и социальных процессов (рис. 2).

Рис. 1. Схема взаимодействия резервов с процессами обеспечения конкурентоспособности

Таблица 1

Сравнение потребительских свойств и конкурентоспособности

Групповые потребительские свойства Факторы конкурентоспособности

Социальные Престижность

Функциональные Технические параметры

Эргономические Сервисные возможности

Надежность Цена покупки и потребления

Безопасность Имидж фирмы

Эстетические Дизайн

Рис. 2. Этапы формирования резервов обеспечения конкурентоспособности

Формирование резервов обеспечения конкурентоспособности интегрированных предпринимательских структур можно представить в виде организационно-экономического механизма (рис. 3). При этом экономическим регулятором является программа качества выпускаемой продукции, а роль регулирующего органа выполняют циклы Де-минга-Исикавы PDCA (PDCA - «план - выполнение - контроль - действие») и SDCA (SDCA - «стандартизация - выполнение -контроль - действие»).

Стремясь выйти победителем в конкурентной борьбе, интегрированные предпринимательские структуры пытаются реорганизовать свою деятельность с помощью следующих разнообразных возможностей усовершенствования: управление качеством товара; производство и распределение в соответствии с концепцией «точно-в-срок» (justin-time, JIT); «соревнование на время»; эко-

номное производство; ориентированность на потребителя; управление операционными затратами; внутренняя реконструкция бизнеса (реинжиниринг) и др.

Рассматривая резервы как систему, включающую элементы разной природы и способов использования, а также учитывая динамизм их взаимодействия, представляется невозможным использование одного натурального или стоимостного показателя для их оценки. Одним из путей решения данной проблемы является измерение резервов посредством оценки их составляющих частей. Но в этом случае для обоснования подходов к измерению или оценке резервов необходимо определить их структуру и выделить основные элементы.

Резервы обеспечения конкурентоспособности могут быть представлены следующим образом (рис. 4).

30

29

28

2?

I

I

4

I

/rxiN

l0

ll

l2

і6

l3

l?

l4

l8

l3

l9

20

2l

22

T

24

I

23

23

Рис. 3. Организационно-экономический механизм формирования резервов обеспечения конкурентоспособности: 1 - позиционирование рынка; 2, 3, 4 - миссия, видение и кредо ПС; 5 - поле взаимодействия векторов качества продукции и резервов конкурентоспособности; 6-10 - компоненты концепции качества 6М1: Мь М2, М3, М4, М5, М6, соответственно; 11-15 - институциональные регуляторы; 16-20, 23 - установки регуляторов, формирующие ожидания потребителей 21; 22 - регулятор компоненты М1 концепции качества 6М; 24, 25 - циклы Деминга PDCA и SDCA2; 26-30 - управляющие воздействия

Рис. 4. Структура резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур

1 6М: исходное сырье, материалы (materials) - М1; машины, оборудование (mashines) - М2; персонал (man) - М3; методы (methods) - М4; измерения (metrology) - М5; окружающая среда (media) - М6).

2 PDCA и SDCA- циклы Деминга: Р - plan (планирование), S - standard (стандартизация), D - do (выполнение), C - control (контроль), A - action (действие).

l

2

3

3

9

8

7

б

Финансовая составляющая резервов представляет собой показатели, которые оценивают экономические последствия предпринятых действий и являются индикаторами соответствия стратегии предпринимательских структур, его осуществления и воплощения общему плану усовершенствования предприятия в целом. Как правило, финансовые цели относятся к прибыльности и измеряются, например операционной прибылью, доходностью занятого капитала или, как это было до недавнего времени, добавленной стоимостью. Альтернативными финансовыми целями могут быть быстрый рост объема производства или генерирование потока наличности.

Составляющая резервов внутренних бизнес-процессов определяет главнейшие внутренние бизнес-процессы, которые необходимо довести до совершенства [4].

Показатели данной составляющей сосредоточены на оценке внутренних процессов, от которых в огромной степени зависит удовлетворение потребностей клиентов и достижение финансовых задач предпринимательских структур в целом.

Потребительская составляющая организационных резервов рассматривается как потребительская база и сегмент рынка, в которых конкурирует данная предпринимательская структура, а также как показатели результатов его деятельности в целевом сегменте рынка. Как правило, эта составляющая включает в себя несколько основных, или базовых, показателей результатов успешного претворения в жизнь правильно сформулированной и хорошо выполняемой стратегии. Сюда входят удовлетворение потребности клиентов, сохранение потребительской базы, привлечение новых клиентов, доходность, а также объем и доля целевого сегмента рынка. Однако потребительская составляющая должна также включать специфические показатели ценности предложений, получаемых потребителем целевого сегмента от данной компании. Речь идет о тех факторах, которые являются важнейшими для потребителя в вопросе сохранения лояльности. Например, для него чрезвычайно важны факторы своевременной доставки или доставки в короткие сроки; постоянного потока новых видов продуктов или услуг; способности поставщика не только предвосхищать новые

потребности клиента, но и возможности удовлетворить их. Потребительская составляющая позволяет сформулировать стратегию, ориентированную на потребителя и целевой сегмент рынка, таким образом, чтобы в будущем она обеспечила исключительную доходность.

Кадровая составляющая резервов определяет инфраструктуру, которую надлежит создать, чтобы обеспечить долговременный рост и совершенствование, подразумевает в себе постоянное обучение и развитие персонала.

Организационное обучение и карьерный рост имеют три главных источника: люди, системы и организационные процедуры.

Подобно параметрам потребительской составляющей, показатели данной составляющей представляют собой комплекс общих критериев (удовлетворение работой, текучесть персонала, обучение, повышение квалификации) и специфических факторов, таких как подробный характерный для данной деятельности набор навыков и умений, необходимых в новой конкурентной обстановке [5].

В целом, при воздействии некоторого количества резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур на входе предпринимательской структуры как квазилинейной динамической экономической системы со сосредоточенными параметрами, конкурентоспособность во времени подчиняется закону припасовывания (учета предшествующего уровня конкурентоспособности). В рамках процесса постоянного совершенствования и развития подразумевается нахождение путей усовершенствования.

Результативность резервов обеспечения конкурентоспособности оценивается по результативности составляющих:

4

В а1Вф + а2Вп + а3Rвн.б.+а4Rк, О. = 1,

1=1

где Вф, Вп, Ввн.б., Вк - результативности составляющих (финансовая, потребительская, внутренних бизнес-процессов, кадровая, соответственно); а1, а2, а3, а4 - коэффициенты весомости составляющих, которые выбираются владельцем процесса с учётом важности вклада каждой составляющей в общий

показатель результативности в текущем году. Перераспределение весомостей каждой составляющей в общий показатель результативности процесса позволяет оптимизировать управляемость процессом.

Результативность составляющих (Вс) определяется суммой отношений значений индикаторов к целевым значениям (в соответствии с количеством показателей):

ИП.

цзй;

где Ъ, - коэффициент весомости показателя, который выбирается владельцем процесса аналогично коэффициенту весомости составляющей; ИП, - индикатор показателя, ЦЗП, -целевое значение показателя.

Таким образом, анализ развития философии резервов обеспечения конкурентоспособности позволяет выявить фазы резервов обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур:

- фаза контроля конкурентоспособности, увеличивающая удовлетворенность потребителя;

- фаза стандартизации, метрологии, взаимозаменяемости («идея стандартного качества»), идентифицирующая резервы конкурентоспособности внутренних бизнес-процессов;

- концепция научного менеджмента, включившая системный подход, кадровый менеджмент, разделение ответственности между работниками и управленцами в обеспечении качественной и эффективной работы предпринимательской структуры, идея научного нормирования труда;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- фаза управления конкурентоспособ-

ностью (применение статистических методов, создание специальной аудиторской службы): возможность совершенствования

качества продукции и конкурентоспособности предпринимательской структуры;

- фазы менеджмента конкурентоспособности (концепции «прорыв», «внутренний поставщик» и «триада качества», применение принципа Парето к решению проблем конкурентоспособности, а также в разработке методологии оценки затрат на формиро-

вание резервов обеспечения конкурентоспособности как способа выделения приоритетов и мониторинга мероприятий по улучшению деятельности; формирование менеджмента конкурентоспособности предпринимательских структур производится посредством внедрения механизмов экономного производства, теории шести сигм, хосин-ме-неджмента, стратегии кайзен, стратегий кай-рио, синергетических теорий и других теорий, позволяющих создавать соответствующее поле конкурентоспособности, оказывающее значительные изменения во внутрифирменное управление): идентификация и использование максимума возможностей предпринимательских структур.

В целом, основная современная тенденция в обеспечении конкурентоспособности предпринимательских структур - это стремление к созданию системы резервов обеспечения конкурентоспособности при всестороннем подходе к обеспечению конкурентоспособности с учетом сложности и нелинейности происходящих в ней взаимодействий.

Система - одна из самых распространенных сегодня научных категорий. Общепризнанного понимания термина «система» в настоящее время не существует. В самом общем виде под системой принято понимать целостное, взаимосвязанное множество объектов любой природы. Для целей нашего исследования представляется приемлемой следующая формулировка: система - совокупность правил, закономерностей, которые используются при решении задач над различными типами объектов. Обеспечение, в нашем понимании - это функция организационных систем различной природы, представляющая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программ и целей.

Теоретические подходы к обеспечению конкурентоспособности развивались от функционального к процессному и системному. В результате их изучения и систематизации нами выделены их основные черты, достоинства и недостатки, а также разработана системная схема процесса обеспечения конкурентоспособности интегрированных предпринимательских структур (рис. 5).

Цели управления

Отчетность

Процесс обеспечения конкурентоспособности

Руководитель Координационного совета по обеспечению конкурентоспособности

Руководитель по производственному направлению

Управленческое решение по обеспечению конкурентоспособности

Координационный совет по обеспечению конкурентоспособности

Выполняемые функции:

1. Определение потенциальных потребителей

2. Оценка конкурентоспособности

3. Анализ полученных результатов, выявление проблем и резервов обеспечения конкурентоспособности

4. Разработка целей обеспечения конкурентоспособности

Информация о состоянии и тенденциях/ развития внешней среды

Доработка

Реализация стратегии обеспечения конкурентоспособности

Обратная связь:

информация о выполнении решения в ходе отслеживания конкурентной ситуации

Рис. 5. Процесс обеспечения конкурентоспособности

1. Богомолова Е.В. Концепция системного обеспечения резервов конкурентоспособности предпринимательских структур // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2.

2. Богомолова Е.В. Планирование резервов конкурентоспособности интегрированных предпринимательских структур // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 1 (93).

3. Богомолова Е.В. Мониторинг резервов обеспечения конкурентоспособности предприни-

мательских структур // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2011. Вып. 2 (94).

4. Богомолова Е.В., Толстых Т.Н. Синергизм обеспечения резервов конкурентоспособности при интегрировании предпринимательских структур // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2.

5. Толстых Т.Н., Богомолова Е.В. Проблемы и перспективы развития корпораций в современной России: монография. Тамбов, 2009.

Поступила в редакцию 9.10.2011 г.

UDC 009.02

ORGANIZATION AND ECONOMIC ASPECTS OF FORMATION OF RESERVES OF COMPETITIVE ABILITY OF ENTREPRENEURSHIP STRUCTURES RESERVES

Elena Vladimirovna BOGOMOLOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate for Doctoral Degree; Lipetsk State Technical University, Lipetsk, Russian Federation, Candidate of Technics, e-mail: ttn58@mail.ru

Organization and economic aspects of formation of reserves of competitive ability of entrepreneurship structures reserves are scrutinized from positions of principles and methods of assessment of competitive ability, genesis of supply systems of competitive ability and mechanism of reserve formation of competitive ability supply. The stages of formation of reserves of competitive ability supply, Organization and economic mechanism of formation of reserves of competitive ability supply, structure of competitive ability reserves are offered.

Key words: reserves; competitive ability supply; entrepreneurship structures.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.