УДК 338.45.01
Организационно-экономическая концепция построения договорной системы управления разработками в правовом пространстве НИОКР Organizational-economic concept of building a contract development management system in the legal area of advanced research and development
Иванисов Владимир Юрьевич, кандидат экономических наук, начальник управления филиала ОАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого», Москва Vladimir Y. Ivanisov the head of Planning-Economic department of the Sukhoi Design Bureau branch of JSC Sukhoi Company Moscow e-mail: vladimir-ivanisov@yandex.ru
Аннотация
Предметом данной статьи является формулировка условий нормативного перехода к договорной системе управления разработками в специфическом правовом пространстве НИОКР и новой организационно-экономической концепции построения договорной системы управления разработками в данном правовом пространстве.
The subject of this article is the definition of the normative contract development management system transition conditions in a specific legal area of advanced research and development and a new organizational-economic concept of building a contract development management system in the given legal area.
Ключевые слова: переход к договорной системе управления разработками в правовом пространстве НИОКР.
Keywords: contact development management system transition in the legal area of advanced research and development
В работе [1] договор на выполнение НИОКР определяется как смешанный договор, содержащий элементы подряда и создания объектов интеллектуальной собственности. В свою очередь результаты проведенных нами исследований дают основания для отрицания подряда как основы построения договорных отношений при выполнении НИОКР и позволяют сформулировать следующее утверждение:
специфика товарно-денежных отношений, присущая разработке, определяет необходимость нормативного перехода от договорной системы управления разработками, основанной на товарно-денежных отношениях по типу подряда, к договорной системе управления разработками, построенной в обособленном, специфическом правовом пространстве НИОКР.
Дадим определение договорной системы управления разработками.
Договорная система управления разработками представляет собой иерархическую структуру договоров взаимосвязанных между собой:
- технологическими взаимосвязями предприятий структуры кооперации разработки,
- техническими взаимосвязями содержания работ по каждому из договоров в рамках единой подсистемы технических заданий при определяющей роли ТТЗ на разработку,
- взаимообусловленностью сроков выполнения работ по каждому из договоров сроками выполнения разработки по договору с генеральным заказчиком в рамках единой подсистемы задания сроков через ведомости исполнения (календарные планы) договоров,
- единством (типизацией) договорных условий, определяемых организационно-экономическими подходами генерального заказчика разработки к условиям ценообразования, финансирования и производственно-имущественным условиям проведения разработки.
В данной статье мы сформулируем, основываясь на нашем, более чем двадцатилетнем опыте деятельности в области экономики разработок авиационной техники военного назначения, условия нормативного перехода к договорной системе управления разработками в специфическом правовом пространстве НИОКР, а также новую организационно-экономическую концепцию построения договорной системы управления разработками в данном правовом пространстве.
Нормативный переход к договорной системе управления разработками, построенной в обособленном, специфическом правовом пространстве НИОКР, а не в правовом пространстве подряда, возможен только тогда, когда будут внесены корректировки в главу 38 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) [2], которые сформируют правовое пространство НИОКР, т.е.:
- определят в статье 769 ГК РФ продукт разработки как информационный продукт, исключив опытные образцы новых изделий из определения продукта разработки,
- полностью исключат применение норм главы 37 ГК РФ (подряд) к правоотношениям, регулируемым главой 38 ГК РФ (НИОКР),
- включат в главу 38 ГК РФ понятие о рисках разработчика и обязанность заказчика НИОКР вносить необходимые изменения в договор на выполнение НИОКР, обеспечивающие устранение негативных последствий реализации рисков разработчика, в т.ч. корректировку стоимости и сроков проведения НИОКР,
- однозначно определят заказчика НИОКР как собственника всех результатов НИОКР, всего имущества, созданного или приобретенного в ходе НИОКР за счет средств заказчика НИОКР,
- определят, что охраноспособные технические решения, полученных в ходе НИОКР (в т.ч. при изготовлении опытных образцов новых изделий), присваиваются заказчиком НИОКР исключительно на возмездной основе в
форме стимулирования предприятий, создавших эти результаты, повышенной рентабельностью НИОКР,
- определят, что результаты НИОКР, опытные образцы и имущество не передаются заказчику НИОКР, хранятся у исполнителя и используются им в ходе НИОКР, за исключением специальных случаев, оговоренных договором на выполнение НИОКР,
- установят обязанность заказчика НИОКР передавать исполнителю НИОКР на безвозмездной основе и в сроки, обеспечивающие проведение НИОКР, имущество, необходимое исполнителю для проведения НИОКР и передача которого согласована между заказчиком и исполнителем НИОКР в договоре на выполнение НИОКР,
- установят возможность проведения НИОКР при множественности источников финансирования, включая смешанное бюджетно-внебюджетное финансирование с привлечением к смешанному финансированию НИОКР внебюджетных финансовых средств на добровольной основе (с установлением в отношении этих средств условий привлечения), а также результатов и имущества, созданных за счет внебюджетных средств в других НИОКР,
- установят совместную государственно-частную собственность на результаты НИОКР, полученные при смешанном финансировании НИОКР,
- разрешат в технологически-обусловленных случаях передачу между участниками НИОКР документации, опытных образцов и другого имущества в материально-вещественной форме, полученных за счет собственных средств участников НИОКР, не определяя эти случаи как дарение,
- установят, что составные части НИОКР, вне зависимости от содержания работ по составным частям НИОКР, регулируются нормами главы 38 ГК РФ, если отличительной характеристикой результатов выполнения составных частей НИОКР является новизна,
- вменят в обязанность Правительству Российской Федерации определить примерные условия типовых договоров на выполнение НИОКР, соответствующие уточненной главе 38 ГК РФ,
- установят, что на НИОКР государственного заказа и на привлечение соисполнителей к выполнению составных частей таких НИОКР не распространяются требования законодательства о конкурсном порядке размещения государственного заказа и закупок (тем самым НИОКР будут выведены из-под юрисдикции Федерального закона №44-ФЗ [3] и «Федерального закона №223-ФЗ» [4]),
Мы считаем, что перечислили тот минимум изменений, которые должны быть внесены в главу 38 ГК РФ для формирования специфического правового пространства НИОКР, в котором должна быть выстроена
Этим будут в новой договорной системе управления разработками:
а) в полной мере учтены все особенности договора на выполнение НИОКР, вытекающие из информационного характера продукта разработки,
б) исключены из условий договора на выполнение НИОКР все элементы подрядных отношений, введенные действующим законодательством в условия договора на выполнение НИОКР и не соответствующие фактическим условиям выполнения НИОКР.
Для того чтобы эти наши предложения были надлежащим образом распространены на НИОКР по государственному оборонному заказу, необходимо внести корректировки, соответствующие новой редакции главы 38 ГК РФ в Федеральные законы №№275-ФЗ [5], 44-ФЗ, 223-ФЗ и уточнить, согласно внесенным корректировкам, Положение о государственном регулировании цен [6], Положение о применении видов цен [7] и Правила определения начальной цены государственного контракта [8].
Наши предложения о новой организационно-экономической концепции построения договорной системы управления разработками в договорном пространстве НИОКР изложены применительно к государственному оборонному заказу на разработку конструктивно-сложной наукоемкой
продукции военного назначения (например, авиационной техники военного назначения).
1) Вершиной иерархической структуры договоров является государственный контракт на выполнение разработки между государственным заказчиком и головным исполнителем разработки.
2) Для заключения государственного контракта и всех договоров структуры кооперации разработки применен единый тип договора - договор на НИОКР, вне зависимости от конкретики содержания отношений, которые устанавливаются между предприятиями структуры кооперации разработки.
3) Критерием для установления договорных отношений «по типу НИОКР» между предприятиями структуры кооперации разработки с применением договора единого типа являются действующие одновременно следующие условия:
- наличие «новизны» в результатах работ, выполняемых по договору,
- технологическая подчиненность работ, выполняемых по данному договору, работам по конкретному договору вышерасположенного уровня структуры кооперации разработки (т.е. технологическая соподчиненность договоров, обусловленная технологической соподчиненностью работ).
На «новизну» в результатах работ по договору и на технологическую подчиненность работ по данному договору работам по договору вышерасположенного уровня кооперации должно быть прямое указание в предмете договора, например: выполнить опытно-конструкторскую работу по созданию нового изделия согласно ТТЗ государственного заказчика.
Эти требования исключают из числа договоров, заключаемых «по типу НИОКР», договоры по которым субъектом отношений, устанавливаемых договорами, является не предприятие - исполнитель НИОКР, а предприятие -хозяйствующий субъект. Например, это договоры, по которым осуществляются поставки готовых изделий и оказание услуг. Соответственно результаты выполнения таких договоров относятся к выполнению конкретных НИОКР не на уровне договорных отношений, а на уровне
бухгалтерского учета предприятия, когда эти результаты (полностью или частично), физически вовлекаются в выполнение НИОКР с отнесением соответствующих затрат на отдельный субсчет, открытый в б/с 20 под конкретную НИОКР.
4) Типовой договор на НИОКР построен в правовом пространстве НИОКР согласно требованиям главы 38 ГК РФ, скорректированной по нашим предложениям.
В частности, типовой договор на НИОКР должен статуировать опытные образцы только как объекты испытаний в следующих вариантах:
- объект испытаний, не подлежащий передаче в эксплуатацию после завершения НИОКР,
- объект испытаний, подлежащий передаче в эксплуатацию после завершения НИОКР и доработок по результатам испытаний.
В типовом договоре на НИОКР (с последующим отражением в договорах на разработку и в договорах на изготовление опытных образцов и их составных частей) должны содержаться нормы:
- о собственности генерального заказчика на документацию, полученную как предприятием - разработчиком, так и предприятием - изготовителем,
- о порядке хранения и передачи предприятиям - изготовителям и их контрагентам исходной конструкторской документации, переработанной конструкторской документации и технологической документации,
- о собственности генерального заказчика на все изготовленные для опытного производства средства технологического оснащения (СТО).
5) В типовой договор на НИОКР включены следующие условия ценообразования работ по предмету договора:
5 а) Применительно к договору в целом в протоколе согласования цены договора (далее - «протокол цены») устанавливается ориентировочная цена ОКР (ориентировочная или твердо фиксированная цена НИР). Ориентировочная цена ОКР подлежит пересмотру на стадиях ОКР.
5б) Допускается установление ориентировочных или твердо фиксированных цен отдельных этапов ОКР (НИР) без установления цен по всем этапам ОКР (НИР).
5в) Цены этапов НИОКР устанавливаются с учетом нормативно установленных отраслевых особенностей образования затрат при разработках и в следующем порядке:
- ориентировочные цены - путем оценки или калькулирования по статьям расходов,
- твердо фиксированные цены - путем калькулирования по статьям расходов или по факту затрат.
5г) Цены этапов НИОКР государственного заказа устанавливаются с использованием экономических нормативов, перечисленных ниже:
- норматив среднемесячной заработной платы одного работника основной деятельности-разработчика,
- норматив стоимости одного человеко-часа труда одного основного производственного рабочего,
- норматив дополнительной заработной платы (процентным отношением к основной заработной плате),
- норматив отчислений на социальные нужды (процентным отношением к сумме всех зарплатных выплат),
- норматив транспортно-заготовительных расходов (процентным отношением к сумме материальных затрат, взятой без производственных услуг сторонних организаций),
- норматив накладных расходов (процентным отношением к основной заработной плате работников основной деятельности-разработчиков и основных производственных рабочих),
- норматив оплаты банковских гарантий возврата аванса государственного заказчика (процентным отношением к сумме аванса),
- норматив численности испытательных подразделений,
- норматив образования вознаграждения экипажам опытных образцов изделий за проведение натурных экспериментов,
- норматив рентабельности.
Экономические нормативы устанавливаются на период в один календарный год применительно к работам, запланированным к выполнению или фактически выполненным в данном периоде. Экономические нормативы при установлении твердо фиксированных цен работ данного периода по факту затрат применяются по следующему правилу: фактические затраты на проведение работ, нормируемые конкретным нормативом в данном временном периоде, включаются в твердо фиксированную цену:
- на уровне, определяемом нормативом, если их фактическая сумма в данном временном периоде выше суммы, определяемой нормативом,
- на фактическом уровне, если их фактическая сумма в данном временном периоде, ниже суммы, определяемой нормативом.
Помесячное нормирование фактических затрат категорически запрещено!
Экономические нормативы среднемесячной заработной платы и стоимости одного человеко-часа труда на планируемый год устанавливаются умножением значения этих показателей, достигнутого в истекшем году, на сумму 1 + d, где коэффициент d устанавливается по двум официальным индекс-дефляторам:
- индекс-дефлятору роста потребительских цен dП,
- индекс-дефлятору роста реальной заработной платы dз
в соответствии с формулой d = dП + dз.
Возможно применение дифференцированных нормативов среднемесячной заработной платы для отдельных высокооплачиваемых категорий работников, например для директоров программ и главных конструкторов. Вместе с тем, нам представляется целесообразным отнесение затрат по этим категориям работников на накладные расходы.
5д) Допускается сверхнормативное увеличение рентабельности разработок с учетом потребности разработчиков в техническом
перевооружении и передачи разработчиками государству исключительных прав на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе разработок. Рентабельность затрат головного исполнителя и соисполнителей НИОКР на собственные работы по этапам эскизного проектирования, технического проектирования, рабочего проектирования, изготовления опытных образцов (только в части подготовки опытного производства) должна увеличиваться в ориентировочной цене НИОКР на цели технического перевооружения на 5% сверх норматива, установленного
в [8].
Тем самым образуются дополнительные собственные финансовые средства предприятий-разработчиков, которые должны направляться на целевое переоснащение лабораторно-испытательной базы разработчиков в части, не покрытой из себестоимости НИОКР (затратами на технологическую подготовку опытного производства и затратами по статье «Специальное оборудование для научно-исследовательских и экспериментальных работ» структуры цены НИОКР).
В этой связи в типовом договоре на НИОКР должны содержаться условия, напрямую разрешающие указанное выше увеличение рентабельности затрат на собственные работы разработчиков.
В свою очередь типовой договор на НИОКР должен определять общий порядок обоснования указанного увеличения рентабельности, а также размеров затрат на специальное оборудование и технологическую подготовку опытного производства.
Увеличение рентабельности НИОКР, связанное с передачей разработчиками государству исключительных прав на охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности, полученные в ходе разработок, должно производиться однократно в период выполнения НИОКР на этапе государственных испытаний опытных образцов нового изделия или при завершении НИР. Для этого проводится инвентаризация результатов интеллектуальной деятельности всеми предприятиями структуры научно-
производственной кооперации разработки. По итогам инвентаризации и в соответствии с нормативными требованиями оформляются и передаются государственному заказчику перечни полученных охраняемых и охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности. Государственный заказчик принимает эти перечни и выплачивает каждому из предприятий, передавших перечни, денежные средства в размере, исчисленном в процентном отношении к сумме затрат предприятия на собственные работы, понесенных за счет государственного заказчика в рамках НИР (в рамках ОКР при эскизном проектировании, техническом проектировании, рабочем проектировании, подготовке опытного производства).
Денежные средства выплачиваются через головного исполнителя НИР (ОКР) при закрытии НИР (или в рамках текущего этапа ОКР путем соответствующего увеличения рентабельности этапа ОКР и этапов составных частей ОКР).
Условием увеличения рентабельности ОКР является обязательная передача государственному заказчику комплексного изобретения по изделию и промышленного образца изделия.
Указанное выше процентное отношение увеличения рентабельности определяется количеством объектов патентного права (только), переданных государственному заказчику с соблюдением условия по предыдущему абзацу, по предлагаемой нами схеме:
Количество 30 и 25 и 20 и 15 и 10 и 5 и 3 2 1
изобретений более более более более более более
% 5 4 3 2 1 0,5 0,3 0,2 0,1
Для НИР с фиксированной ценой увеличение рентабельности при передаче государственному заказчику исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности не применяется.
5е) Типовой договор НИОКР предусматривает возможность обоснованного изменения в ходе НИОКР номенклатуры, содержания и сроков этапов НИОКР без изменения результатов НИОКР, определенных ТТЗ (ТЗ) на НИОКР.
5ж) Типовой договор НИОКР должен допускать (в отношении ОКР) перепроектирование объекта разработки применительно к конструктивно сложным наукоемким изделиям, с соответствующим пересмотром номенклатуры, содержания, сроков и ориентировочной цены этапов ОКР и ОКР в целом.
5з) Типовой договор НИОКР может допускать привлечение внебюджетных средств к финансированию НИОКР в размерах по договоренности сторон государственного контракта на НИОКР и только на согласованных условиях привлечения. Цена работ, финансируемых внебюджетными средствами, в случае достижения соответствующей договоренности сторон, указывается в отдельном «Протоколе согласования цены работ, выполняемых за счет привлеченных внебюджетных средств» с пометкой «Справочно, в общую цену работ по договору не включается».
Отметим, что наши предложения по условиям ценообразования разработок, конкретизированные в пп. 5а-5з для новой договорной системы управления разработками, предусматривают оплату за счет государственного заказчика всех конструкторских, технологических, производственных и финансовых рисков, возникающих при выполнении НИОКР.
Оплата рисков предусмотрена в следующих формах:
- оплата перепроектирования объекта разработки,
- обоснованное продление сроков разработки по этапам и в целом,
- оплата внедрения конструктивных изменений в незавершенное производство опытных образцов на предприятиях - изготовителях,
- оценочный (а не калькуляционный) подход к установлению ориентировочной цены НИОКР и ориентировочных цен отдельных этапов НИОКР с возможным их пересмотром и переводом в твердо фиксированные
цены для проведения расчетов на основании документально подтвержденных фактических затрат.
6) В типовой договор на НИОКР включены следующие условия финансирования работ по предмету договора:
ба) Государственный заказчик принимает в типовом договоре на НИОКР обязательство увеличивать в обоснованных случаях лимит финансирования НИОКР.
бб). Работы, выполненные в рамках НИОКР, принимаются и оплачиваются по этапам НИОКР с номенклатурой, содержанием и сроками, уточненными на момент формирования твердо фиксированных цен этапов без изменения результата НИОКР, предусмотренного ТТЗ (ТЗ) на НИОКР.
бв) см. пункт 5з. Содержание раздела о возможном внебюджетном дофинансировании НИОКР должно соответствовать законодательству и нормативно-методическим документам, в которых учтен существующий у предприятий-разработчиков опыт практического выполнения НИОКР в условиях совместного / смешанного финансирования.
7) В типовой договор на НИОКР включены следующие производственно-имущественные условия выполнения работ по предмету договора, которые приводятся нами здесь конкретно применительно к договору на выполнение НИОКР новых образцов продукции военного назначения по государственному оборонному заказу:
7 а) В типовой договор на НИОКР должна быть включена норма о собственности государства на новые охраноспособные конструктивно-технические и производственно-технологические решения, полученные за счет бюджетных средств при выполнении НИОКР (при выполнении условий п. 5д).
7б) Типовой договор на НИОКР должны быть включены:
- порядок отчетности перед государственным заказчиком о целевом израсходовании дополнительной прибыли полученной на техническое перевооружение,
- конкретный механизм обоснования затрат на техническое перевооружение по статье «Затраты на специальное оборудование для научных и экспериментальных работ»,
- разрешение передавать отдельные средства технологического оснащения опытного производства (СТО) другим предприятиям-участникам НИОКР со списанием затрат на изготовление предоставленных СТО в себестоимость работ предприятия, передавшего СТО,
- обязательство государственного заказчика обеспечить выделение головному исполнителю НИОКР серийных образцов изделий для их доработки до технического облика опытных образцов, заданного ТТЗ на НИОКР, и для последующего проведения испытаний,
- приложение к государственному контракту с головным исполнителем НИОКР, определяющее условия безвозмездного пользования переданными образцами изделий.
7в) Типовой договор на НИОКР должен содержать обязательство государственного заказчика оплачивать за счет части накладных расходов головного исполнителя и соисполнителей, возмещаемой государственным заказчиком:
- ответственное хранение документации, опытных образцов и имущества государственного заказчика, оставшихся после проведения НИОКР,
- мероприятия головного исполнителя и соисполнителей по оформлению документов о принятии разработанного образца изделия в эксплуатацию (на вооружение или снабжение).
7г) Типовой договор на НИОКР должен содержать норму, разрешающую предприятиям промышленности после завершения НИОКР по государственному заказу:
- самостоятельное списание установленным порядком материальных ценностей, оставшихся после завершения НИОКР и не пригодных к дальнейшему использованию по назначению,
- самостоятельный прием в состав имущества предприятия материальных ценностей, оставшихся после завершения НИОКР и пригодных к дальнейшему использованию по назначению.
Соответственно, в типовой договор на НИОКР государственного оборонного заказа должны быть введены ограничения на распоряжение без согласования с государственным заказчиком объектами вооружения и военной техники, оставшимися после проведения НИОКР.
Перечисленные выше требования к построению договорной системы управления НИОКР государственного оборонного заказа применимы, по мнению автора, к построению договорной системы управления НИОКР, финансируемыми полностью из внебюджетных источников финансирования.
Выводы.
В настоящей статье сформулированы условия нормативного перехода к договорной системе управления разработками в специфическом правовом пространстве НИОКР, а также новая организационно-экономическая концепция построения договорной системы управления разработками в данном правовом пространстве, учитывающая специфику разработок.
Список использованных литературных источников.
1. Амангельды А. Договоры по созданию объектов интеллектуальной собственности в системе гражданско-правовых договоров. «Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность». №6, июнь 2013г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Федеральный закон №44-ФЗ от 5 апреля 2013г. «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
4. Федеральный закон от 18 июля 2011г. №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
5. Федеральный закон №275-ФЗ от 29 декабря 2012г. «О государственном оборонном заказе».
6. «Положение о государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2013г. №1119).
7. «Положение о применении видов цен на продукцию по государственному оборонному заказу» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2013г. №1155).
8. «Правила определения начальной цены государственного контракта при размещении государственного оборонного заказа путем проведения торгов, а также цены государственного контракта в случае размещения государственного оборонного заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), введены в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 04 ноября 2006г. №656 (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009г. №219 и от 04 мая 2012г. №441).
1. Amangel'dy A. Dogovory po sozdaniju ob#ektov intellektual'noj sobstvennosti v sisteme grazhdansko-pravovyh dogovorov. «Intellektual'naja sobstvennost'. Promyshlennaja sobstvennost'». №6, June 2013;
2. The Civil code of the Russian Federation;
3. Federal Law №44-FZ of 5 April 2013 «O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd»;
4. Federal Law №223-FZ of 18 July 2011 «O zakupkah tovarov, rabot, uslug otdel'nymi vidami juridicheskih lic»;
5. Federal Law №275-FZ of 29 December 2012 «O gosudarstvennom oboronnom zakaze».
6. «Polozhenie o gosudarstvennom regulirovanii tsen na produktsiyu, postavlyaemuyu po gosudarstvennomu oboronnomu zakazu» (approved by the regulation of the government of the Russian Federation of 5 December 2013 №1119);
7. «Polozhenie o primenenii vidov tsen na produktsiyu po gosudarstvennomu oboronnomu zakazu» (approved by the regulation of the government of the Russian Federation of 13 December 2013 №1155);
8. «Pravila opredelenija nachal'noj ceny gosudarstvennogo kontrakta pri razmeshhenii gosudarstvennogo oboronnogo zakaza putem provedenija torgov, a takzhe ceny gosudarstvennogo kontrakta v sluchae razmeshhenija gosudarstvennogo oboronnogo zakaza u edinstvennogo postavshhika (ispolnitelja, podrjadchika)» approved by the regulation of the government of the Russian Federation of 4 November 2016 №656 (in edition of the government of the Russian Federation of 10 March 2016 №441).