Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРАУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ'

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРАУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
148
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛЫЙ БИЗНЕС / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшина Д.А.

Малый бизнес в России является активным участником экономической жизни страны. Управление в компании подобного рода считается достаточно простым, однако, на практике менеджер сталкивается с рядом проблем еще на моменте создания организации и её организационной структуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF A SMALL ENTERPRISE: DESIGN FEATURES, PATHOLOGICAL ERRORS

Small business in Russia is an active participant in the economic life of the country. Management in a company of this kind is considered quite simple, however, in practice the manager faces a number of problems even at the moment of creation of the organization and its organizational structure.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРАУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ»

увеличивается при существенном изменении условий работы организации, с появлением новых раздражающих факторов внешней среды. Они приобретают массовый характер в период проведения масштабных экономических преобразований, что обусловливает особую важность данной проблемы.

Использованные источники:

1. Пригожин А.И. Методы развития организаций. - М.: МЦФЭР, 2003. - 864 с.

УДК 005.5

Яшина Д.А. студент 3 курса Новосибирский Государственный Университет

Экономики и Управления Россия, г. Новосибирск ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРАУКТУРА МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ, ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ

ОШИБКИ

Малый бизнес в России является активным участником экономической жизни страны. Управление в компании подобного рода считается достаточно простым, однако, на практике менеджер сталкивается с рядом проблем еще на моменте создания организации и её организационной структуры.

Ключевые слова: малый бизнес, организационная структура, патологические ошибки, управление.

Yashina D.A.

Student 3 course Novosibirsk State University University of Economics and Management

Russia, Novosibirsk ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF A SMALL ENTERPRISE: DESIGN FEATURES, PATHOLOGICAL ERRORS

Small business in Russia is an active participant in the economic life of the country. Management in a company of this kind is considered quite simple, however, in practice the manager faces a number ofproblems even at the moment of creation of the organization and its organizational structure.

Key words: small business, organizational structure, pathological errors, management.

Малый бизнес является самым многочисленным сектором экономики, согласно статистическим данным, число малых предприятий в России на конец 2016 г. составило 267 749 предприятий. Роль малого бизнеса для экономики страны трудно переоценить. Однако развитие малых предприятий сопряжено с рядом трудностей, которые сопровождаются

разнонаправленными процессами в виде изменений потребительских предпочтений, формированием технологического уклада на инновационной базе, нарастающим дефицитом многих ресурсов, ростом потребности в финансовой поддержке предприятий, что приводит как к обострению конкуренции, так и к новым возможностям развития [1, с. 211]. В этой связи, одна из проблем, с которой сталкиваются российские малые предприятия -формирование организационной структуры, способной адекватно реагировать на вызовы сложной, высоко динамичной внешней среды.

Организационная структура, представляет собой определенную упорядоченность задач, ролей, полномочий и ответственности, она создает условия для осуществления предприятием своей деятельности и достижения установленных целей. Она развивается и изменяется под воздействием особенностей стратегии предприятия, его внутренней сложности и изменений во внешней среде [2, с. 132].

Организационная структура и её формирование в малом бизнесе базируются на том, что структура должна быть как можно более ёмкой и вмещать в себя основополагающие департаменты (производственные единицы). Организационная структура в такого рода предприятиях в основном выглядит в виде иерархии, где от высшего органа управления распределение расходится по ветвям делегирования.

Управление малым предприятием с одной стороны, для людей, не осведомленных в данной проблематике, кажется достаточно простым, не требующим высококвалифицированного управления. Однако, на практике малое предприятие сталкивается со многими проблемами, наряду с крупными организациями. Именно поэтому владельцы небольших компаний нередко сами берут на себя выполнение функции менеджера, в то время как более крупные организации занимаются тем, что передают эти полномочия штатным сотрудникам.

Одной из самых больших проблем при создании организационной структуры является то, что во время функционирования бизнеса, управляющая ветвь не способна развивать кадровый состав предприятия, так как она сосредоточена на том, чтобы осуществлять планирование и контроль за деятельностью. Одним из возможных путей избежать рисков при управлении малым предприятием это балансировка теории и практики.

Путь решения данных проблем заключаются в следующем: рациональнее всего при формировании структуры предприятия опираться на то, что необходимо для успешного функционирования компании, то есть, если необходим специалист в сфере налогов, то необходимо внести данную должность. Другой момент, если недостаточно средств. Но здесь есть выход, в настоящее время, на рынке услуг существует множество компаний готовых оказывать квалифицированную помощь организациям. Компании, воспользовавшиеся услугами профессионалов, окажут грамотную помощь своему бизнесу при этом сократив издержки. Однако, недопустимо чтобы человек не имеющий должной квалификации регулировал вопросы, которые

находятся не в его компетенции.

Основными особенностями организационной структуры малого предприятия являются:

1. способность оперативно реагировать на изменения потребительского спроса, тем самым организационная структура является достаточно гибкой и способна подстраиваться под изменение рынка и внешней среды;

2. взаимодействие между департаментами производится намного эффективнее, чем в предприятиях крупного масштаба. Это обусловлено тем, что взаимодействие происходит на высокой скорости (нет необходимости в ожидании ответа или сигнала от другого департамента);

3. простота организационной структуры позволяет облегчить управление и контроль за деятельностью предприятия;

Следуя вышеперечисленному, можно сделать вывод о том, что какого бы типа не создавалась организационная структура, в каждом предприятии есть свои особенности, которые следует учитывать руководителям. Главное - организационная структура должна функционировать таким образом, чтобы все информационные потоки в организации могли свободно перемещаться внутри неё. Для малого бизнеса наиболее простой является структура фирмы, находящейся в единоличном владении. Такая фирма обычно управляется собственником, который берет на себя риск предпринимательства, поэтому крайне важно расширять организационную структуру и делегировать свои полномочия.

Рекомендации по совершенствованию орг. структур:

- приведение организационной структуры в соответствие с целями и выбранной стратегией развития малого предприятия;

- проектирование организационной структур с применением основных положений процессной концепции, которые позволяют сформировать и обеспечить «настройку» внутреннего функционального «каркаса» предприятия для реализации его стратегии развития [3, С. 274].

Использованные источники:

1. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. - М.: Академия, 1997;

2. Натальина Т. В. Интегрированный подход к формированию и реализации стратегии роста предприятий// ЭТАП: экономическая теория, анализ, практика. -2016.- № 2.- С. 132-147

3. Натальина Т. В. Стратегия развития предприятий металлообрабатывающей промышленности: интегрированный подход // Вестник БУКЭП. - 2017. - № 3(64).- С. 272 -282.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.