Научная статья на тему 'Организационная история и программные принципы движения Русское национальное единство (1990-2001 гг.)'

Организационная история и программные принципы движения Русское национальное единство (1990-2001 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1012
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организационная история и программные принципы движения Русское национальное единство (1990-2001 гг.)»

Алексей ПОРТНОВ

организационная ИСТОРИЯ

И ПРОГРАММНЫЕ ПРИНцИПЫ ДВИЖЕНИЯ

русское национальное единство

(1990-2001 гг.)

Начало 1990-х гг. ознаменовалось в жизни нашего отечества ростом центробежных тенденций, распадом СССР, стремительной политизацией и актуализацией национального самосознания. Отмена идеологической монополии вызвала «эпистемологический хаос». В этих условиях стала явлением вполне закономерным.

Вначале 90-х гг. в России правые радикалы поставили вопрос о создании русского национального государства. Основное препятствие для него они видели в недостаточном развитии русского национального самосознания и рудиментах сознания имперского. Такова, в частности, инерция советского менталитета, таковы последствия коминтерновского воспитания в течение многих десятилетий. Тем не менее они отмечали рост русского национализма как восходящей тенденции общественного развития, с которой необходимо считаться.

В настоящей статье предпринята попытка раскрыть особенности отечественных ультраправых движений, на примере организации Русское Национальное Единство, так как РНЕ наиболее полно выражало интересы правых радикалов и в 90-е гг. держало монополию на российском ультраправом фланге.

В октябре 1990 г. ефрейтор запаса А. П. Баркашов с группой единомышленников, покинувших НПФ «Память», основал движение «Русское Национальное Единство», руководителем которого являлся вплоть до его распада в 2001 г. Русское Национальное Единство являлось одной из самых радикальных ультраправых национал-патриотических организаций в России. Главной целью движения РНЕ декларировалось обеспечение настоящего и будущего русской нации, ее достойного исторического пути, возвращение русскому народу его исторического места и роли в государстве и мире. Пропаганда идей велась представителями РНЕ в основном через собственный печатный орган — газету «Русский порядок». Первоначально, в 1991 г., вышел один номер отпечатанного на ксероксе бюллетеня «Русский стяг» под редакцией самого А. Баркашова. «Русский порядок» стал выходить с начала 1992 г. типографским способом. Первоначально газета содержала в основном документы и пропагандистские материалы РНЕ. В дальнейшем начали печататься статьи Баркашова, как программные, так и «теоретические», научно-популярные статьи о происхождении русского народа, об истории свастики, о религии и т.п. Функционеры РНЕ постоянно стремились расширить географию своего издания.

К лету 1995 г. «Русский порядок», кроме Москвы, печатался уже во Владивостоке, Самаре, Ставрополе и Петропавловске-Камчатском. На эту газету можно было подписаться по каталогу «Роспечати». В октябре 1995 г. возобновился выход «Русского стяга», на этот раз уже как зарегистрированной газеты. Печатное содержание «Русского стяга» почти ничем не отличалось от содер-

ПОРТНОВ

Алексей

Александрович — Саратовский гсударственный уиверситет им.

Н. Г. Чернышевского, Институт истории и международных отношений, кафедра истории Нового, Новейшего времени и международных отношений

жания «Русского порядка». В дальнейшем в Интернете был создан и зарегистрирован сайт РНЕ.

В программных положениях подчеркивалось, что именно русский народ, благодаря своей многочисленности, военной мощи, высокой духовности, справедливости, самобытной культуре и хозяйственно-экономическому укладу стал притягивающим ядром, вокруг которого на протяжении столетий формировалось многонациональное государство-империя. «Многие народы, например, грузины, казахи, по несколько раз обращались к России с просьбой о принятии их в подданство, надеясь на защиту и справедливость. Не какой-то интернационализм и общечеловеческие ценности, а именно Русский Народ с его национальным характером был главной притягивающей и скрепляющей силой в государстве»1. Как видно из вышеуказанного источника, ультраправые идеологи пропагандировали исключительность русского народа и его доминирующую роль в создании Российского государства.

Идеологи из РНЕ считали, что формировать национальное движение необходимо не на политической, социальной или религиозной основах, а на основе общности происхождения, кровном родстве и общности по национальному характеру — «родству по духу». Русские националисты из РНЕ считали себя носителями национальной идеи и ставили интересы нации превыше всего. Под «нацией» они понимали не политическое сообщество граждан (политическая модель нации-государства — порождение французской революции конца XVIII в.), а этническую общность (этнонациональная модель, восходящая к Гердеру, была характерна для германского национализма).

Патриотизм представлялся руководителями РНЕ, в частности самим Баркашовым, как националистический и имперский одновременно2. Предполагалось создать государственное устройство по принципу национальнопропорционального представительства, сочетая его с корпоративным. Возврат к границам бывшего СССР не фигуриро-

1 Баркашов А. П. Азбука русского патриота. Эра России. М., 1990, стр. 32

2 Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Политический экстремизм в России. М., 1996, стр. 173

вал среди декларированных целей движения. На южном направлении предпочтение отдавалось выселению выходцев из кавказских и среднеазиатских республик, не входящих в состав России. По проекту РНЕ, «Россия должна быть унитарным государством Русских (85%) и Россиян (15%)»3. В органах государственной власти и управления «русские» и «россияне» должны быть представлены в таком же процентном соотношении. Под русскими подразумевался триединый народ

— русских, украинцев и белорусов, а под россиянами — неславянские коренные этносы: угро-финские народы, татары, чуваши и т.д., для которых Россия является исторической родиной и с которыми русские «сотни лет живут в мире»4.

В пропагандистских документах неоднократно подчеркивалось, что русский национализм не предполагает враждебного отношения к другим нациям. Как написано в «Русском стяге», «Националист — это человек, который любит свою нацию — в отличие от шовиниста, возвышающего свою нацию и унижающего другие»5.

В религиозной сфере движение РНЕ опиралось на православное христианство, которое считалось официальной религией организации. По материалам идеологических документов: «Члены РНЕ в своей жизни опираются на те старые, присущие раннему средневековью формы Православия, которые служили нашим предкам духовной основой при создании и укреплении Русского государства»6. В действительности тотального контроля за вероисповеданием среди членов РНЕ не существовало, а наблюдался скорее религиозный синкретизм, состоящий из православного христианства, древнеславянского язычества, буддизма и ряда некоторых оккультных национал-социалистических религиозных учений. Даже сам лидер движения Баркашов сочетал в себе симпатии к вышеперечисленным религиозным учениям. В самой символике РНЕ также присутствовал «сплав»

3 Кто такие Русские Националисты? // «Русский стяг». М.: 1999. № 1, стр. 2

4 Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Ук. соч., стр. 173

5 Кто такие Русские Националисты? // «Русский стяг». М.: 1999. № 1, стр. 2

6 Отношение РНЕ к религии? // «Русский стяг». М.:1999. № 1, стр. 4

ф

христианских, языческих и буддийских символов. Например, эмблема движения — коловрат на фоне восьмиконечной звезды, сочетала в себе правостороннюю индоарийскую свастику и восьмиконечную «звезду Богородицы». Идеологи РНЕ заявляли, что данная символика означает присутствие Бога в России, коловрат (или солнцеворот) — древнейший русский знак, изображавшийся на оружии и одежде еще во времена князя Святослава и Святого Владимира, а также ссылались на прозвище легендарного рязанского богатыря Евпатия Коловрата. Приветствие РНЕ — вскинутая от сердца со словами «Слава России!» вверх рука и особое рукопожатие также имели древнеязыческое происхождение. Поэтому с РНЕ сотрудничали как некоторые представители Русской Православной Церкви, так и явные неоязычники.

В экономической и социальной сфере РНЕ придерживалось так называемой доктрины «национального социализма». В данной доктрине сочетались идеи национализации крупного производства, стратегических природных ресурсов, финансов, внешней торговли, но с сохранением частной собственности и права на предпринимательскую деятельность, а также бесплатного социального обеспечения с идеей безоговорочного приоритета русских и россиян в управлении экономикой и пользовании социальными благами. Под этим подразумевалось: обеспечение работой, жильем, бесплатным медицинским обслуживанием, бесплатным образованием, защита материнства и детства и обеспечение достойной жизни и старости граждан России. Таким образом, главной задачей движения ставилось построение национального государства на принципах социальной справедливости1.

В сфере внешней политики идеологи РНЕ декларировали, что покончат с геноцидом русского народа и будут защищать интересы русских и россиян в любой точке земного шара. Большое значение в программных документах движения имела антиамериканская и антиизраиль-ская пропаганда. Для идеологов РНЕ эти страны представлялись основным источником зла и разложения. В то же время страны Западной Европы в таком аспекте

1 Мы, Русские националисты, говорим: «Нет фашизму в России!» // «Русский стяг». М.: 1999. № 1, стр. 2

не рассматривались. Выдвигалась идея нормальных добрососедских отношений, если Запад не будет пытаться нарушать русскую самобытность. Необходимо отметить еще и тот факт, что РНЕ неоднократно выражало солидарность с националистами в других европейских странах.

В сфере внутриполитических отношений РНЕ находилось в оппозиции к так называемому традиционному патриотическому движению, обвиняя его в неэффективности, непоследовательности и связях с партноменклатурой. С ультраправыми оппозиционными организациями РНЕ также мало шло на сотрудничество. Руководство мотивировало это тем, что ни одна из подобных организаций реально не отстаивает интересы России и русской нации. Понятно, что Баркашов претендовал на единоличное лидерство. В программных документах движения указывалось на то, что иные националистические партии или движения «...малочисленны, неорганизованны, не имеют четких критериев нации и национального государства и, не представляя реальной опасности для врагов Русской нации, лишь мешают объединению здоровых националистических сил в один кулак»2.

Особое внимание в движении уделялось внутренней структуре. РНЕ было построено по иерархическому принципу, управление внутри организации авторитарно, с жесткой, почти армейской дисциплиной. На каждом уровне руководитель распоряжался единолично, имевшийся при нем Совет выполнял только совещательные функции. Руководитель всего движения именовался Главным Соратником, далее по субординации шли три категории членов:

— Соратники (члены движения) образовывали ядро (центр), они формировались из наиболее дееспособных, авторитетных и преданных движению людей. Главное требование, применявшееся к Соратникам, — осознанная готовность подчиняться военной дисциплине, которая действовала внутри ядра движения. Соратники — люди, добровольно и сознательно подчинявшие все свои личные интересы делу движения и внесшие значительный вклад в укрепление РНЕ.

2 Сотрудничает ли РНЕ с другими политическими организациями? // «Русский стяг». М.: 1999. № 1, стр. 1

Соратники наделялись большими полномочиями. Так, в «Кодексе чести» указывалось: Соратник, являясь полномочным представителем Русской Нации, обязан восстанавливать справедливость в отношении Русских людей своей властью и своим оружием, не обращаясь в судебные и иные инстанции. Любые вопросы Соратник решает, руководствуясь только национальным правосознанием и в соответствии с полномочиями, данными ему Главным Соратником, и никаким законам не подчиняется»1.

— Сподвижники (кандидаты в члены движения) образовывали регулярный актив. Сподвижники систематически выполняли определенные задачи в движении, но еще не обладали качествами, предъявляемыми к Соратникам. «Сподвижники не готовы по каким-либо причинам подчинить свои личные интересы интересам Движения, не осознают необходимости подчиняться твердой, постоянно действующей дисциплине, пребывают в Движении непродолжительное время и в силу этого еще недостаточно зарекомендовали себя. По мере устранения всех перечисленных несоответствий Сподвижники становятся Соратниками, то есть переходят в Ядро движения».

— Сторонники (сочувствующие) образовывали потенциальный актив движения и наиболее массовую его часть. По меркам функционеров РНЕ, данная категория лиц еще не обладала качествами, предъявляемыми к Соратникам и Сподвижникам. «Например, Сторонники могут быть недостаточно активными, неспособными систематически выполнять поручения по объективным причинам, одна из которых — непродолжительное время пребывания в Движении»2. Тем не менее эта категория участников была наиболее многочисленна и периодически привлекалась к участию в общих мероприятиях движения: митинги, собрания, пикетирования, расклейка и раздача печатных материалов и т.д. Также сторонники вели повседневную бытовую пропаганду и агитацию идей движения и формировали вокруг себя группы сочувствующих — потенциальных членов РНЕ и избирателей, так как представители от

1 Кодекс чести. Русский порядок. 1993—1994. № 9-10 (12-13), стр. 1

2 Баркашов А.П. Ук. соч., стр. 48

РНЕ достаточно часто баллотировались на выборах различного уровня.

РНЕ было военизированной организацией. По заявлениям идеологов: «Сам факт появления военизированного национального движения <...> стимулирует волю народа к борьбе с врагами <...> Появление организации, члены которой одеты в военизированную форму, деморализует врага, демонстрирует ему единство и решимость народа сражаться до победы за свою неза-висимость»3. Поэтому активисты РНЕ носили специальную форму черного цвета с опознавательными знаками движения, в комплект которой входил черный берет, коричневая портупея и армейские ботин-ки-берцы, позже к ней добавился армейский камуфляжный костюм.

Особое внимание в движении уделялось патриотическому воспитанию молодежи. Баркашов имел все основания гордиться тем, что в его организации большинство составляла именно молодежь. В 90-е гг. была создана по стране сеть военно-патриотических клубов под эгидой РНЕ, самыми известными из которых были: «Русские Витязи», «Витязи», «Виктория», «Викинги» и «Коловрат». В этих клубах молодые активисты РНЕ и сочувствующие проходили бесплатную, качественную военно-спортивную подготовку под руководством опытных военных инструкторов, как отставных, так и действующих. Конечно, часть молодых людей приходила ради возможности бесплатно потренироваться в боевых искусствах и стрелковой подготовке, но те, кто оставался и, следовательно, подчинялся жесткой дисциплине РНЕ, — уже были не случайные люди. Регулярно проводились политзанятия, где углубленно разъяснялись основы идеологии движения. Также в РНЕ пропагандировался здоровый образ жизни, запрещены алкоголь и табакокурение, не говоря уже о наркотиках. Внутри РНЕ существовал Национальный клуб, в который принимали зарекомендовавших себя хорошим знанием националистической идеологии и преданностью движению молодых активистов. Клуб считался кузницей кадров РНЕ.

В отличие от многих других оппозиционных ультраправых организаций, в РНЕ не было массы экзальтированных

3 Почему члены РНЕ носят черные рубашки и военизированную форму? // «Русский стяг». 1999, № 1, стр. 1

личностей, пригодных только для митингов. Баркашов не раз заявлял, что РНЕ готовится не к митингам, а к борьбе в экстремальной ситуации; этой установке соответствовал и отбор кадров. Поэтому довольно высоким был процент военнослужащих, сотрудников органов МВД и спецслужб. Внутренняя служба безопасности РНЕ была в свое время создана бывшим сотрудником МВД Александром Денисовым. В списке отряда РНЕ, участвовавшего в защите Белого Дома, можно обнаружить не только отставных офицеров армии, МВД и КГБ, но и действующих1. Такая ситуация прослеживалась не только в Москве, например, бывший руководитель краснодарской краевой организации Виктор Зелинский прослужил в МВД 25 лет и дослужился до командира батальона.

В 90-е гг. подразделения РНЕ существовали более чем в 1 тыс. городов и насе-

1 Верховский А., Папп А., Прибыловский В. Ук. соч, стр. 177

ленных пунктов России и практически во всех республиках бывшего СССР. Из российских отделений РНЕ самыми крупными являлись: московское, краснодарское и воронежское, а из зарубежных — белорусское.

На Юге России подразделения РНЕ пополнялись во многом за счет казаков. Одну из самых сильных организаций в Краснодарском крае, в городе Славянске-на-Кубани возглавлял Сергей Перов, воевавший как казак в Приднестровье.

Распалось движение к лету 2001 г. в результате внутренних противоречий среди руководства. РНЕ было, пожалуй, самым высокоорганизованным образованием среди националистических сообществ России конца XX в. Движение реально претендовало на власть во время событий 1993 г. Лозунги и программа этого движения находили поддержку среди многих представителей тогдашнего российского общества и пользовались популярностью в различных регионах России и стран ближнего зарубежья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.