ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2018. № 6
Рабия Калфаоглу,
аспирант факультета политологии МГУ имени М.В. Ломоносова (Россия), e-mail: [email protected]
ОРГАНИЗАЦИИ И ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ
В данной статье приведен анализ взаимодействия и сотрудничества различных государств в Арктическом регионе. Автор рассматривает взаимосвязь полярных изменений и увеличения геополитического, геоэкономического значения Арктики. Особое внимание в статье уделяется тому факту, что столкновение интересов различных государств является столкновением различных экологических, экономических и геополитических подходов. Последнее приводит к осложнению поиска общих интересов и построению моделей их согласования в целях развития взаимовыгодного сотрудничества и минимизации рисков конфликтных ситуаций в этой части мира. Методологической основой исследования выступают анализ и синтез, описание и объяснение, диалектический подход, системный и сравнительный анализ, а также прогнозирование. Основной вывод исследования состоит в том, что изменение климата и энергетические ресурсы в регионе приводят к увеличению геополитической, экономической и экологической активности и, как следствие, к более тесному сотрудничеству в экономической, политической и экологической сферах, которое продолжится и в будущем, чтобы поддержать внутреннюю экономику и местную окружающую среду.
Ключевые слова: Арктика, сотрудничество в Арктике, Арктический совет, «Арктическая пятерка», российская арктическая политика, Северный морской путь, энергетические ресурсы, правовой режим Арктики.
Rabia Kalfaoglii,
Graduate student, Political Science Department, Lomonosov Moscow State
University (Russia), e-mail: [email protected]
ORGANIZATIONS AND FORMS OF COOPERATION IN THE ARCTIC REGION
This article presents an analysis of the interaction and cooperation of different states in the Arctic region. The author examines the relationship between polar changes and the increase in geopolitical and geo-economic importance of the Arctic and, as a consequence, the increased interest in the region. Particular attention is paid to the fact that the dash of interests of different states is a dash of
different environmental, economic and geopolitical approaches. The latter leads to complications in the search for common interests and the construction of models for their coordination in order to develop mutually beneficial cooperation and minimize the risks of conflict situations in this part of the world. The methodological basis of the research consists of analysis and synthesis, description and explanation, the dialectical approach, systematic and comparative analysis, and forecasting. The main conclusion of the study is that climate change and energy resources in the region are leading to increased geopolitical, economic and environmental activity, and as a consequence, closer cooperation in the economic, political and environmental spheres is likely to continue in the future to support the domestic economy and the IocaI environment.
Key words: Arctic, Arctic cooperation, Arctic Council, Arctic five, Russia's Arctic policy, Northern Sea Route, energy resources, legal regime of the Arctic.
Введение
Арктика — северная полярная область Земли, включающая 8 стран: Российскую Федерацию, Канаду, Гренландию (автономная единица в составе Дании), США, Исландию, Норвегию, Швецию и Финляндию. В Арктике проживает около 4 млн человек, причем более половины из них — в полярных владениях России. Этот регион — объект геополитических интересов многих арктических и неарктических стран, что обусловлено природно-ресурсным потенциалом Арктики. Во-первых, регион богат рыбой, запасами углеводородного сырья. Здесь производится около 10 % мировой нефти и 25 % газа, большая часть которых добывается на суше в Российской Арктике1. Неосвоенные ресурсы Арктики могут принести значительную прибыль, поэтому интерес региональных и глобальных торговых держав к этому региону стремительно рас-тет2. Во-вторых, регион обеспечивает возможность более быстрого транспортного сообщения между континентами.
Вместе с тем Арктический регион претерпевает значительные и быстрые изменения, как экологические, так и экономические. В последние годы температура в регионе растет в два-три раза быстрее, чем в среднем по миру, что ведет к критическим изменениям морских и наземных экосистем. Процесс таяния снега и льда также привел к изменению экономического потенциала региона, особенно в свете перспективы использования более быстрых морских путей3.
1 Blaauw R.J. Oil and Gas Development and Opportunities in the Arctic Ocean // Environmental Security in the Arctic Ocean / Eds. P.A. Berkman, and A.N. Vylegzhanin. Dordrecht: Springer, 2012. P. 175-184.
2 Шерстюков Б.Г. Климатические условия Арктики и новые подходы к прогнозу изменения климата // Арктика и Север. 2016. № 24. С. 39-67.
3 Российская Арктика: современная парадигма развития / Под ред. А.И. Татар-кина. СПб.: Нестор-История, 2014. С. 197-222.
Региональное и международное сотрудничество является необходимым условием для адаптации к последствиям изменения климата в Арктике, а также обеспечения устойчивого экономического развития региона. Таким образом, проблемы, связанные с экологической, экономической и гуманитарной безопасностью, имеют особое значение для ключевых представителей Арктического региона. Неопределенность, вызванная текущими изменениями климата и окружающей среды, а также экономического развития, привела к более активному сотрудничеству. Оно направлено на установление более жесткого регулирования и расширения возможностей оперативного реагирования для устранения рисков и проблем местного населения.
Недавние изменения в системе международных отношений повлекли за собой трудности обеспечения политической стабильности в регионе. Эти события частично экстраарктические в том смысле, что они происходят за пределами самого региона. Неарктические игроки очень заинтересованы в том, чтобы зафиксировать свое присутствие в Арктике исходя из перспектив более широкого международного сотрудничества, а также возможности усиления геополитической конкуренции в связи с продолжающимся украинским кризисом и ухудшением отношений между Россией и Западом4. Ограничительные меры, введенные Западом против России, повлияли на сотрудничество между Западом и Россией в нефтяной отрасли на Арктическом шельфе и обусловили повышенную напряженность, которая может потенциально оказать негативное влияние на другие сферы сотрудничества. Таким образом, экстраразвитие Арктики и политическая напряженность активизировали «интра-Арктику».
Арктика как пространство сотрудничества: современный
контекст
Система действующих международных норм и правил обеспечивает регулирование отношений между арктическими государствами и создает условия для их успешной кооперации5. Арктические государства подчеркивают роль Конвенции ООН по морскому праву как международно-правовой базы по разграничению морских территорий. Конвенция определяет размер территориальных вод прибрежных государств. Она также устанавливает юридические нормы использования океана, морских ресурсов и навигации в междуна-
4 Atland K. Interstate Relations in the Arctic: An Emerging Security Dilemma? // Comparative Strategy. 2014. Vol. 33. No. 2. P. 152.
5 Пилявский В.П. Арктика как центр геополитических и экономических интересов. М.: Россия сегодня и завтра, 2011. URL: http://library.fes.de/pdf-files/ bueros/moskau/07996.pdf
родных водах совместно с другими международными морскими конвенциями6.
Конвенция предусматривает процедуры переоформления прав прибрежных государств на ресурсы морского дна за пределами их исключительных экономических зон, что является особенно важным политическим аспектом в Арктическом регионе. Рекомендации комиссии по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву не являются обязательными в тех случаях, когда существуют перекрывающие друг друга претензии. Таким образом, разграничение континентального шельфа в Арктике в значительной степени зависит от политического урегулирования между государствами. Даже если США не являются участником Конвенции ООН по морскому праву, они тем не менее отметили значимость Конвенции в Арктике и обязались вести себя в регионе в рамках основ международного права. В рамках ООН роль Международной морской организации (ИМО) в арктических водах возросла в связи с принятием Международного кодекса для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) в 2014 г. Полярный кодекс направлен на обеспечение безопасной эксплуатации судна и защиты окружающей среды полярных регионов.
В 1991 г. восемь арктических стран — Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США — приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики (ЛЕРБ) в целях решения экологических проблем региона7. В 1996 г. министерства иностранных дел перечисленных стран подписали От-тавскую декларацию8 и образовали Арктический совет. В качестве постоянных участников в АС вошли также крупнейшие международные объединения коренных народов Севера. Шесть неарктических стран — Великобритания, Франция, Германия, Нидерланды, Польша и Испания — присоединились к организации в качестве постоянных стран-наблюдателей вместе с девятью представителями межправительственных организаций. С 2007 г. статус наблюдателя предоставляется Италии, Еврокомиссии, Республике Корея, Японии
6 Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане: Материалы Международного научного симпозиума (Москва, 4 сентября 2012 г.) / Гл. ред. И.С. Иванов. М.: Российский совет по международным делам: Спецкнига, 2012. URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/wp_arct_112.pdf
7 Laruelle M. Russia's Arctic Strategies and the Future of the Far North. New York: M.E. Sharpe, 2014. P. 14.
8 Declaration on the Establishment of the Arctic Council, Ottawa, September 19, 1996. URL: https://oaarchive.arctic-council.org/bitstream/handle/11374/85/EDOCS-1752-v2-ACMMCA00_Ottawa_1996_Founding_Declaration.PDF?sequence=5&isAllowed=y
и ряду других государств. В 2013 г. такой же статус получили Китай, Индия и Сингапур9.
Созданный для обеспечения регионального и субрегионального сотрудничества Арктический совет стал главным форумом для сотрудничества по вопросам Арктики10. Значительное внимание он уделяет вопросам изучения Арктики и ее окружающей среды, а также улучшения условий жизни и труда и содействия устойчивому экономическому развитию в регионе11.
«Арктическая пятерка» 28 мая 2008 г. приняла Илулиссатскую декларацию, подчеркивающую: 1) суверенитет этих стран над внутренними морскими водами, их дном и недрами дна (к берегу от исходных линий); над территориальным морем, его дном и недрами (к морю от исходных линий до ширины в 12 морских миль); 2) их суверенные права и целевую, прежде всего природноресурсную, юрисдикцию в своих 200-мильных исключительных экономических зонах, установленных соответствующими актами национального законодательства; 3) их суверенные права над своим континентальным шельфом, включая его недра, в целях разведки и разработки
12
его естественных ресурсов12.
Пять прибрежных государств Северного Ледовитого океана — Канада, Дания, Норвегия, США и Россия — также собирались в более узкой и неформальной обстановке по вопросам, в основном связанным с Северным Ледовитым океаном. Они встречались на уровне министров в 2008 и 2010 гг., чтобы разработать общие принципы сотрудничества в Арктике. Их чиновники по-прежнему работали вместе по вопросам, представляющим взаимный интерес, в 2014 г. обсуждались перспективы организации рыболовства в Арктике.
Совет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР) был создан в 1993 г. странами Северной Европы, Европейского союза и России для сотрудничества на суше в субрегионе Европейского Крайнего Севера. На протяжении многих лет он был тесно связан с полити-
9 Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы / Гл. ред. И.С. Иванов. М.: Российский совет по международным делам, 2016. URL: http:// russiancouncil.ru/common/upload/Asia-Arctic-Report26-ru.pdf
10 КонышевВ.Н., Сергунин А.А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. 2011. № 3. С. 27-36.
11 Havard W. How Russian Arctic Policies Are Committing Arctic States in Their Search for Energy Resources in the Region? The Degree of MA Dissertation. 2013. P. 35-39; Коваль В.П., Лыжин Д.Н. Международное экологическое сотрудничество в Арктике // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 139-149.
12 Вылегжанин А.Н. Правовое положение Арктического региона в документах // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества / Под общ. ред. И.С. Иванова. М.: Российский совет по международным делам: Аспект Пресс, 2013. С. 36. URL: https://mgimo.ru/upload/docs-7/Arctic%20Anthology%20Vol%203.pdf#1
кой Европейского союза, Исландии, Норвегии и России. СБЕР и его межрегиональные параллельные структуры Баренцева регионального совета создают платформу для сотрудничества между региональными организациями и группами, имеющими опыт развития приграничного сотрудничества для решения экологических и социально-экономических проблем.
В дополнение к существующим законам и соглашениям арктические государства рассмотрели вопросы арктической безопасности и охраны окружающей среды, создав ряд соглашений и кодексов. Кроме того, в сентябре 2010 г. территориальные споры между Россией и Норвегией были урегулированы путем успешных переговоров о проведении границы между архипелагом Новая Земля с российской стороны и архипелагом Шпицберген с норвежской стороны. Необходимо довести до конца работу по согласованию в рамках Смешанной российско-норвежской комиссии единых технических мер регулирования рыболовства в Баренцевом море13. Решение этой задачи позволит в полной мере использовать потенциал сотрудничества, предусмотренного российско-норвежским договором 2010 г. с целью рационального использования живых ресурсов этого моря14.
В 2011 г. Арктический совет провел переговоры об усилении поисково-спасательных операций в Арктике и принял соответствующее обязательное соглашение между восемью государствами-членами — Канадой, Данией, Финляндией, Исландией, Норвегией, Россией, Швецией и США. В 2014 г. Международная морская организация разработала Полярный кодекс по предотвращению катастроф.
В августе 2015 г. в Осло пять прибрежных арктических государств договорились держать рыболовецкие флоты за пределами центральной части Северного Ледовитого океана, чтобы дать ученым возможность узнать больше о рыбах, которые мигрируют в высокую Арктику. Также это было сделано для того, чтобы подписать соглашение о запрете коммерческого рыболовства на арктических территориях, пока ученые не улучшат свое понимание региона, его рыбных запасов и их распределения. С тех пор были проведены переговоры с участием ЕС, Китая, Японии и Южной Кореи, и по состоянию на ноябрь 2017 г. страны достигли нового соглашения о запрете коммерческого рыболовства в центральной части Северного Ледовитого океана, по крайней мере, на 16 лет для того чтобы обеспечить возможность дальнейшего изучения и разработки устойчивой
13 Leschine T.M., Brosnan I.G., Miles E.L. Cooperation or Conflict in a Changing Arctic? // Ocean Development & International Law. 2011. Vol. 42. No. 1-2. P. 194-195.
14 Загорский А.В., Глубокое А.И., Хмелева Е.Н. Международное сотрудничество в Арктике / Гл. ред. И.С. Иванов. М.: Российский совет по международным делам: Спецкнига, 2013. URL: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2016/11/arktika2.pdf
политики. В настоящее время там не ведется коммерческого рыболовства, но все может измениться, поскольку перемены в климате откроют моря и более теплые температуры привлекут такую рыбу, как треска, на север15.
Пять северных государств развивают свое сотрудничество и для международного регулирования кризисных ситуаций и обеспечения обороноспособности. В частности, Финляндия и Швеция объявили о планах значительного углубления сотрудничества по поддержанию мира. Даже если эти скандинавские инициативы открыто не детерминированы, они будут способствовать укреплению обороноспособности этих стран. Конкретные совместные действия проводились в Арктическом регионе, в частности, патрулирование воздушного пространства, организованное НАТО в 2014 г. при участии Финляндии и Швеции.
Североамериканское сотрудничество в области обороны представлено в Арктике структурами НОРАД (Североамериканское командование воздушно-космической обороны). Это организация США и Канады, которая обеспечивает раннее предупреждение, защиту суверенитета воздушного пространства и оборону Северной Америки с установками на Аляске, в Канаде и Гренландии. В настоящее время Канада и США ищут возможности для расширения своей ответственности, в том числе для мониторинга арктических вод.
Стратегии Российской Федерации в Арктической зоне
В последнее время Правительство Российской Федерации концентрирует внимание на проблемах Севера. В сентябре 2008 г. Россия приняла Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и стала первым арктическим государством, разработавшим перспективную стратегию в отношении региона16. Согласно документу, основными национальными интересами Российской Федерации в Арктике являются использование Арктической зоны Российской Федерации в качестве своей «ведущей стратегической ресурсной базы», обеспечивающей решение задач социально-экономического развития страны; сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества; сбережение уникальных экологических систем Арктики; использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации
15 Geopolitics and Control // News Deeply. URL: https://www.newsdeeply.com/ arctic/background/geopolitics-and-control
16 Арктика в фокусе современной геополитики. М.: Институт региональных проблем, 2015. С. 39. URL: http://www.arcticandnorth.ru/Encyclopedia_Arctic/ arctic_focus.pdf
Российской Федерации в Арктике17. Впоследствии Указом Президента Российской Федерации от 8 февраля 2013 г. № Пр-232 была утверждена Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.18 По сути, этот документ развил и конкретизировал положения основ государственной политики, принятых в 2008 г.19
Россия придает большое значение Арктическому региону. Здесь проходит Северный морской путь. Длина российского арктического побережья составляет 22,6 тыс. км (из 38,8 тыс. км береговой линии России). Сухопутные территории России в данном регионе имеют площадь 3,7 млн кв. км, а население составляет около 2,5 млн человек20. В Арктике находится 80 % общероссийских разведанных запасов газа промышленных категорий, 91 % добычи природного газа России21. Это обуславливает неизбежный поиск оптимальных механизмов представительства, защиты и реализации национальных интересов по сохранению и укреплению легитимных основ владения, распоряжения и использования Россией своего арктического 22
сегмента22.
Международное сотрудничество в Арктике имеет большое значение для России. Если Российская Федерация сможет вовлечь государства Азиатско-Тихоокеанского региона в качестве участников, партнеров и инвесторов в собственные проекты изучения Арктики, то она сможет быстро и эффективно освоить природно-ресурсный и инфраструктурный потенциал Арктики, обеспечить комфортные условия для граждан страны, проживающих в этом регионе23. Такое партнерство позволит России получить доступ к передовым
17 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и на дальнейшую перспективу, 18 сентября 2008 // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=119442&fl d=134&dst=100014,0&md=0.48663150156682344#07424183721255649
18 О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года // Правительство России. 2013. 20 февраля. URL: http://government.ru/info/18360/
19 МедовиковД.С., ВиньковА.В., ИмамутдиновИ.Н. и др. Приоритеты России в Арктике: Специальный доклад к Международному форуму технологического развития «Технопром-2016». Новосибирск: ЭС ВПК, 2016. С. 42-49. URL: http://www. instrategy.ru/pdf/334.pdf
20 Юферев С. Оружие для войны в Арктике // Военное обозрение. 2018. 25 октября. URL: https://topwar.ru/148840-oruzhie-dlja-vojny-v-arktike.html
21 Пилявский В.П. Указ. соч.
22 Залывский Н.П. Геополитика национальных интересов России в Арктике в условиях рецессии экономики арктических стран // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2013. № 3. С. 88-96.
23 Плисецкий Е.Е. Приоритеты развития Северного морского пути в стратегическом управлении и планировании // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 101-111.
технологиям экологического мониторинга, судостроения, добычи полезных ископаемых и логистики, что особенно актуально сейчас, когда из-за западных санкций, наложенных на российский энергетический сектор в ответ на кризис в Украине, обмен опытом и доступ к новым технологиям из Европы и США ограничен24. Партнеры России, в свою очередь, смогут открыть для себя новые рынки для сбыта своей продукции, а при условиях совместного освоения энергоресурсов — укрепить гарантии собственной энергетической безопасности.
Западные санкции привели к усилению российско-китайского технологического сотрудничества в нефтегазовой отрасли, что в перспективе повлечет за собой усиление участия Китая в развитии российской Арктики25. Поскольку Китай стремится расширить и углубить свое участие в Арктическом регионе, существует множество примеров сотрудничества Китая с Россией в развитии дипломатических и экономических инициатив на Приполярном севере26.
После многих спекуляций, в январе 2018 г. Пекин опубликовал Белую книгу под названием «Арктическая политика Китая» — первый документ, охватывающий этот регион27. Поскольку Китай является крупнейшим неарктическим государством, опубликовавшим такое заявление, документ получил большое международное внимание после его выпуска, особенно учитывая, что страна часто упоминала себя, как «околоарктическое государство» в предыдущих политических замечаниях.
В связи с тем, что США рассматривают возможность внесения изменений в свою собственную арктическую стратегию, включая строительство новых ледоколов и расширение нефтегазового бурения на Аляске, возникает вопрос о возможном столкновении Соединенных Штатов с более открытой конкуренцией со стороны китайско-российского партнерства для развития Арктики и потенциального использования ресурсов региона и новых морских путей. Это несет утверждение, что в обозримом будущем, вероятно, будет
24 Kharlampyeva N.K. The Transnational Arctic and Russia // Energy Security and Geopolitics in the Arctic Challenges and Opportunities in the 21st Century / Ed. H. Peimani. Singapore: World Scientific, 2013. P. 98-119.
25 Калфаоглу Р. Китайско-российское сотрудничество в Арктике: перспективы развития // Вестник Московского государственного областного университета: (электронный журнал). 2018. № 2. С. 108-128. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/ Articles/Doc/878
26 HsiungC.W. China and Arctic Energy: Drivers and Limitations // The Polar Journal. 2016. Vol. 6. No. 2. P. 243-258.
27 China's Arctic Policy. The State Council Information Office of the People's Republic of China // The State Council, The People's Republic of China. 2018. January 26. URL: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336. htm
организовано более тесное сотрудничество между Китаем и Россией в арктических делах, эти отношения будут основаны на взаимной экономической выгоде.
Заключение
Арктика — особая природная территория и в то же время уникальная, с точки зрения мировой политики, транснациональная среда. Арктические государства заинтересованы в укреплении мира, экологической и экономической устойчивости в Арктическом регионе, что ведет к развитию региональных и субрегиональных институтов сотрудничества. Российское политическое и экспертное сообщество осознает, что наиболее эффективный способ взаимодействия держав в Арктике — не соперничество, а сотрудничество. Этому принципу отвечает и недавнее включение неарктических государств в этот процесс.
ЛИТЕРАТУРА
Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы / Гл. ред. И.С. Иванов. М.: Российский совет по международным делам, 2016. URL: http:// russiancouncil.ru/common/upload/Asia-Arctic-Report26-ru.pdf
Арктика в фокусе современной геополитики. М.: Институт региональных проблем, 2015. URL: http://www.arcticandnorth.ru/Encyclopedia_Arctic/arctic_focus. pdf
Вылегжанин А.Н. Правовое положение Арктического региона в документах // Арктический регион: Проблемы международного сотрудничества / Под общ. ред. И.С. Иванова. М.: Российский совет по международным делам: Аспект Пресс, 2013. С. 11-45. URL: https://mgimo.ru/upload/docs-7/Arctic%20Anthology%20Vol%203. pdf#1
Загорский А.В., Глубоков А.И., Хмелева Е.Н. Международное сотрудничество в Арктике / Гл. ред. И.С. Иванов. М.: Российский совет по международным делам: Спецкнига, 2013. URL: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2016/11/arktika2.pdf
Залывский Н.П. Геополитика национальных интересов России в Арктике в условиях рецессии экономики арктических стран // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия «Гуманитарные и социальные науки». 2013. № 3. С. 88-96.
Калфаоглу Р. Китайско-российское сотрудничество в Арктике: перспективы развития // Вестник Московского государственного областного университета: (электронный журнал). 2018. № 2. С. 108-128. URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/ Articles/Doc/878
Коваль В.П., Лыжин Д.Н. Международное экологическое сотрудничество в Арктике // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 139-149.
КонышевВ.Н., Сергунин А.А. Международные организации и сотрудничество в Арктике // Вестник международных организаций. 2011. № 3. С. 27-36.
Медовиков Д.С., Виньков А.В., Имамутдинов И.Н. и др. Приоритеты России в Арктике: Специальный доклад к Международному форуму технологического развития «Технопром-2016». Новосибирск: ЭС ВПК, 2016. URL: http://www.instrategy. ru/pdf/334.pdf
Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды, сохранения и рационального управления биологическими ресурсами в Северном Ледовитом океане: Материалы Международного научного симпозиума (Москва, 4 сентября 2012 г.) / Гл. ред. И.С. Иванов. М.: Российский совет по международным делам: Спецкнига, 2012. URL: http://russiancouncil.ru/common/upload/wp_arct_112. pdf
Пилявский В.П. Арктика как центр геополитических и экономических интересов. М.: Россия сегодня и завтра, 2011. URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/ moskau/07996.pdf
Плисецкий Е.Е. Приоритеты развития Северного морского пути в стратегическом управлении и планировании // Арктика и Север. 2016. № 22. С. 101-111.
Российская Арктика: современная парадигма развития / Под ред. А.И. Татар-кина. СПб.: Нестор-История, 2014.
Шерстюкое Б.Г. Климатические условия Арктики и новые подходы к прогнозу изменения климата // Арктика и Север. 2016. № 24. С. 39-67.
Юферее С. Оружие для войны в Арктике // Военное обозрение. 2018. 25 октября. URL: https://topwar.ru/148840-oruzhie-dlja-vojny-v-arktike.html
Atland K. Interstate Relations in the Arctic: An Emerging Security Dilemma? // Comparative Strategy. 2014. Vol. 33. No. 2. P. 145-166.
Blaauw R.J. Oil and Gas Development and Opportunities in the Arctic Ocean // Environmental Security in the Arctic Ocean / Eds. P.A. Berkman, and A.N. Vylegzhanin. Dordrecht: Springer, 2012. P. 175-184.
Havard W. How Russian Arctic Policies Are Committing Arctic States in Their Search for Energy Resources in the Region? The Degree of MA Dissertation. 2013. P. 35-39.
Hsiung C. W. China and Arctic Energy: Drivers and Limitations // The Polar Journal. 2016. Vol. 6. No. 2. P. 243-258.
Kharlampyeva N.K. The Transnational Arctic and Russia // Energy Security and Geopolitics in the Arctic Challenges and Opportunities in the 21st Century / Ed. H. Peimani. Singapore: World Scientific, 2013. P. 98-119.
Laruelle M. Russia's Arctic Strategies and the Future of the Far North. New York: M.E. Sharpe, 2014.
Leschine T.M., Brosnan I.G., Miles E.L. Cooperation or Conflict in a Changing Arctic? // Ocean Development & International Law. 2011. Vol. 42. No. 1-2. P. 173-210.
REFERENCES
Arktika v fokuse sovremennoi geopolitiki. Moscow: Institut regional'nykh problem, 2015, URL: http://www. arcticandnorth.ru/Encyclop edia_Arctic/arctic_focus.pdf
Atland, K. "Interstate Relations in the Arctic: An Emerging Security Dilemma?" Comparative Strategy, Vol. 33, No. 2, 2014, pp. 145-166.
Blaauw, R. J. "Oil and Gas Development and Opportunities in the Arctic Ocean," Environmental Security in the Arctic Ocean, eds. P. A. Berkman, and A. N. Vylegzhanin. Dordrecht: Springer, 2012, pp. 175-184.
Havard, W. How Russian Arctic Policies Are Committing Arctic States in Their Search for Energy Resources in the Region? The Degree of MA Dissertation. 2013. P. 35-39.
Hsiung, C. W. "China and Arctic Energy: Drivers and Limitations," The Polar Journal, Vol. 6, No. 2, 2016, pp. 243-258.
Iuferev, S. "Oruzhie dlia voiny v Arktike," Voennoe obozrenie, October 25, 2018, URL: https://topwar.ru/148840-oruzhie-dlja-vojny-v-arktike.html
Ivanov, I. S. (ed.) Aziatskie igroki v Arktike: interesy, vozmozhnosti, perspektivy. Moscow: Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam, 2016, URL: http://russiancouncil. ru/common/upload/Asia-Arctic-Report26-ru.pdf
Ivanov, I. S. (ed.) Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo v oblasti okhrany okruzhaiushchei sredy, sokhraneniia i ratsional'nogo upravleniia biologicheskimi resursami v Severnom Ledovitom okeane: Materialy Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma (Moskva, 4 sentiabria 2012 goda). Moscow: Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam: Spetskniga, 2012, URL: http://russiancouncil.ru/common/ upload/wp _arct_112.pdf
Kalfaoglu, R. "Kitaisko-rossiiskoe sotrudnichestvo v Arktike: perspektivy razvitiia," Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta: (elektronnyi zhurnal), No. 2, 2018, pp. 108-128, URL: https://evestnik-mgou.ru/ru/Articles/Doc/878
Kharlampyeva, N. K. "The Transnational Arctic and Russia," Energy Security and Geopolitics in the Arctic Challenges and Opportunities in the 21st Century, ed. H. Peimani. Singapore: World Scientific, 2013, pp. 98-119.
Konyshev, V. N., and Sergunin, A. A. "Mezhdunarodnye organizatsii i sotrudnichestvo v Arktike," Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii, No. 3, 2011, pp. 27-36.
Koval', V. P., and Lyzhin, D. N. "Mezhdunarodnoe ekologicheskoe sotrudnichestvo v Arktike," Arktika i Sever, No. 22, 2016, pp. 139-149.
Laruelle, M. Russia's Arctic Strategies and the Future of the Far North. New York: M.E. Sharpe, 2014.
Leschine, T. M., Brosnan, I. G., and Miles, E. L. "Cooperation or Conflict in a Changing Arctic?" Ocean Development & International Law, Vol. 42, No. 1-2, 2011, pp. 173-210.
Medovikov, D. S., Vin'kov, A. V., Imamutdinov, I. N. et al. Prioritety Rossii v Arktike: Spetsial'nyi dokladk Mezhdunarodnomu forumu tekhnologicheskogo razvitiia 'Tekhnoprom-2016'. Novosibirsk: ES VPK, 2016, URL: http://www.instrategy.ru/pdf/334. pdf
Piliavskii, V. P. Arktika kak tsentr geopoliticheskikh i ekonomicheskikh interesov. Moscow: Rossiia segodnia i zavtra, 2011, URL: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/ moskau/07996.pdf
Plisetskii, E. E. "Prioritety razvitiia Severnogo morskogo puti v strategicheskom upravlenii i planirovanii," Arktika i Sever, No. 22, 2016, pp. 101-111.
Sherstiukov, B. G. "Klimaticheskie usloviia Arktiki i novye podkhody k prognozu izmeneniia klimata," Arktika i Sever, No. 24, 2016, pp. 39-67.
Tatarkina, A. I. (ed.) Rossiiskaia Arktika: sovremennaia paradigma razvitiia. St. Petersburg: Nestor-Istoriia, 2014.
Vylegzhanin, A. N. "Pravovoe polozhenie Arkticheskogo regiona v dokumentakh," Arkticheskii region: Problemy mezhdunarodnogo sotrudnichestva, ed. I.S. Ivanov. Moscow: Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam: Aspekt Press, 2013, pp. 11-45, URL: https://mgimo.ru/upload/docs-7/Arctic%20Anthology%20Vol%203.pdf#1
Zagorskii, A. V., Glubokov, A. I., and Khmeleva, E. N. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo vArktike, ed. I. S. Ivanov. Moscow: Rossiiskii sovet po mezhdunarodnym delam: Spetskniga, 2013, URL: http://sibfrontier.ru/wp-content/uploads/2016/11/arktika2. pdf
Zalyvskii, N. P. "Geopolitika natsional'nykh interesov Rossii v Arktike v usloviiakh retsessii ekonomiki arkticheskikh stran," VestnikSevernogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriia 'Gumanitarnye i sotsial'nye nauki', No. 3, 2013, pp. 88-96.