ОРГАНИЧЕСКОЕ ПРОИЗВОДСТВО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ КАК ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕЁ КАЧЕСТВА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
Э.А. Митина, ассистент Е.А. Петрова, студент
Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (Россия, г. Симферополь)
Аннотация. В статье рассмотрено современное состояние рынка органически чистой продукции Российской Федерации, проанализирована законодательная база по вопросам органического регулирования производства, выявлены крупные участники рынка органической продукции в стране, определены перспективы развития сельского хозяйства в РФ.
Ключевые слова: органическое производство, органическая продукция, конкуренция, экологическая маркировка, государственное регулирование.
Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ № 17-32-00009, «Рынок органической сельскохозяйственной продукции: формирование товародвижения и прогнозирование конъюнктуры в регионе»
Введение. Развитие производства органической сельскохозяйственной продукции в Российской Федерации позволит увеличить конкурентоспособность отечественных товаров в условиях ВТО, увеличить доход мелких и средних производителей, трансформировавших свое хозяйство в органическое земледелие, ввести в оборот неиспользуемые земли, легализировать сельскохозяйственных производителей органической продукции. Толчком этому процессу может послужить принятие закона «Об органическом сельском хозяйстве», что обеспечит увеличение товарооборота более чем на 15%, а в условиях процесса импортозмещения - более 30% [2].
Органическое земледелие может спасти предприятия от банкротства и способствовать развитию малого и среднего бизнеса в сельской местности, созданию и продвижению региональных марок качества, что, в свою очередь, позволит усилить конкурентную борьбу, в результате которой органическая продукция начнет вытеснять генетически модифицированные продукты [1].
До настоящего времени производство и оборот органической продукции в Российской Федерации законодательно никак не
регулировался. Только с 1 января 2017 года в силу вступил ГОСТ Р 56508-2015 «Продукция органического производства. Правила производства, хранения, транспортирования», основной задачей которого является установление единых правил производства и оборота органической продукции в РФ [3]. В настоящем стандарте указаны принципы органического производства, требования к упаковке и процессам сбора, хранения, маркировки и транспортировки. Данный документ соответствует основным европейским стандартам производства, маркировки, переработки, контроля качества и сбыта органической продукции, а также базовым принципам Международной федерации органического сельского хозяйства (ШОАМ). Инициатором данного ГОСТа выступил комитет Государственной думы по аграрным вопросам [5].
Одними из самых крупных участников рынка органической продукции, такими как «Агранта», «Азбукой вкуса», «АРИ-ВЕРА», «Аграрные системные технологии» и Корпорацией «Органик» был подписан меморандум о создании Национального органического союза (НОС), целью которого является содействие развитию органического сельского хозяйства и рын-
ка органической сельхозпродукции, формирование условий для вывода отрасли в мировые лидеры органического сельского хозяйства. Так же НОС стал членом Международной федерации органического сельского хозяйства (ШОАМ), которая является одной из самых авторитетных международных правительственных организаций в сфере органики [4].
Следует отметить, что по данным НОС в Российской Федерации производство органических продуктов за период 20102015 гг. выросло более чем на 60% (со 116 млн. долларов до 178 млн. долларов), а по данным Федеральной службы государственной статистики в стране насчитывается 3192 га сертифицированных органических сельскохозяйственных угодий, которые используются для выращивания экологически чистых овощей и фруктов [7], что составляет около 0,001% от общей площади сельскохозяйственных угодий страны. Это свидетельствует о начальном этапе развития рынка органической продукции в России, однако, это не совсем так.
На самом деле в стране по разным оценкам от 40% до 75% частных ферм не используют при производстве овощей и фруктов химии, и тем более, генетически модифицированных технологий. Такие предприятия могут попасть под категорию «orgaшcfoods» согласно основным западным стандартам при условии регистрации своих ферм определенным образом. Этот вопрос является особенно актуальным со вступлением России в ВТО, поскольку производители такой продукции во всех странах получают за это немалую прибыль, а по подсчетам объединения «Экок-ластер» российские производители «orgaшcfoods» могли бы занять 15-20% мирового рынка уже в ближайшее время [8].
По данным Национального органического союза, объем российского рынка органической продукции в 2014 году составил 167 млн. долл. США, из которых лишь 10% приходится на товары отечественного производства (кисломолочные продукты и
молоко, мясопродукты, крупы), а остальная доля - импорт из стран ЕС.
Следует отметить, что сельскому хозяйству свойственен высокий уровень конкуренции, в связи с преобладанием на отечественном рынке большого количества мелких, средних и крупных производителей данной продукции, которые расположены на территории всей страны. Развитие отечественной органической сельскохозяйственной продукции гарантирует защиту здоровья населения, благодаря чему органическая продукция может смело конкурировать со многими производителями, поскольку спрос на этот товар растёт, и многие потребители готовы платить больше за натуральные продукты питания [6].
На данный момент товары с маркировкой «органический», «натуральный», «экологический» можно встретить в магазинах специализирующихся, в том числе и на органической продукции. В основном они находятся в крупных городах, где преобладает большее количество людей с высоким достатком (например, Москва, Санкт-Петербург и др.) и потребители понимают значимость здорового питания. В Республике Крым существуют интернет-магазины органической продукции, в частности косметики, такими представителями являются фирмы: «Крымская Роза», «Крымская натуральная косметика», «Формула здоровья Сакские грязи» и другие.
Таким образом, рынок органической сельскохозяйственной продукции можно определить, как взаимовыгодный конкурентный обмен всем, что представляет экологическую, социальную и экономическую ценность. Это в свою очередь дает возможность повышения конкурентоспособности органической продукции и рентабельности хозяйств. При таких условиях производство органической продукции может стать конкурентным преимуществом экономики Российской Федерации и придать импульс развитию не только сельского хозяйства, но и многих других сопутствующих отраслей.
Библиографический список
1. Митина Э.А. Исследование поведения потребителей на рынке органической продукции (на примере Республики Крым) / РИСК. - 2016. - №2. - С. 102-106
2. Митина Э.А. Формирование системы продовольственной безопасности России в контексте органического производства // Дни науки КФУ им. В.И. Вернадского: сборник тезисов научной конференции профессорско-преподавательского состава, аспирантов, студентов и молодых учены. - 2016. - С. 671-672.
3. Митина Э.А. Формирование спроса на продукцию органического производства // Маркетинг в России и за рубежом. - 2016. - №4. - С. 130-134.
4. Митина Э.А., Быкова Т.О. Экологически чистая продукция: вопросы стандартизации, сертификации и государственной поддержки производителей / Э.А. Митина, Т.О. Быкова // Продовольственная политика и безопасность. - 2016. - Т.3. - №2. - С. 91104.
5. Митина Э.А., Емельяенко М.Ю. Экологическая маркировка продукта в контексте повышения экологической безопасности в обществе / Э.А. Митина, М.Ю. Емельяненко // Отраслевые особенности развития экономики регионов. - 2016. - С. 232-237.
6. Митина Э.А., Степанова Д.А. Экологически чистая продукция как гарантия продовольственной безопасности страны / Э.А. Митина, Д.А. Степанова // Молодая наука. -2016. - С. 380-381.
7. ФГУП «Стандартинформ». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gostinfo.ru.
8. Финансовый университет при правительстве России. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fa.ru/Pages/home.aspx .
ORGANIC PRODUCTION OF AGRICULTURAL PRODUCTION AS THE FACTOR OF PROVIDING ITS QUALITY AND COMPETITIVENESS
E.A. Mitina, assistant E.A. Petrova, student
V.I. Vernadsky Crimean federal university (Russia, Simferopol)
Abstract. The article reviewed the current state of the market of the Russian Federation is organically pure products, analyzed the legal framework for regulating organic production, identified the major market participants for organic products in the country, identified the prospects of agricultural development in the Russian Federation.
Keywords: оrganic production, organic products, competition, environmental labeling, government regulation.