Научная статья на тему 'ОРГАНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭТИКЕ И ВОЛЕ'

ОРГАНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭТИКЕ И ВОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ОРГАНИЦИЗМ / ВОЛЯ / ЭТИКА / ВОЛЮНТАРИЗМ / НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ / ИЗМЕНЧИВОСТЬ / ЦЕННОСТНАЯ ЭТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Лазаренко И. А.

Статья рассматривает развитие этики и эволюцию систем ценностей через призму органического подхода. Проводится параллель между генетикой и механизмами наследования систем ценностей, изучается возможность наличия общей природы процессов наследования и изменения как биологических, так и этических признаков, полагая волю в понимании немецких иррационалистов движущей силой обоих.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭТИКЕ И ВОЛЕ»

УДК 17.023.6

Лазаренко И.А.

магистрант Московский физико-технический институт (Национальный исследовательский университет) (Россия, г. Москва)

ОРГАНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ЭТИКЕ И ВОЛЕ

Аннотация: статья рассматривает развитие этики и эволюцию систем ценностей через призму органического подхода. Проводится параллель между генетикой и механизмами наследования систем ценностей, изучается возможность наличия общей природы процессов наследования и изменения как биологических, так и этических признаков, полагая волю в понимании немецких иррационалистов движущей силой обоих.

Ключевые слова: органический подход, органицизм, воля, этика, волюнтаризм, наследственность, изменчивость, ценностная этика.

Органический подход Г. Спенсера подразумевает исследование общества как живого организма [1]. В известной мере данный подход можно распространить и на такой аспект человеческого существования, как ценности и мораль. Действительно, проводя параллели между системами ценностей и живыми организмами, можно отметить, что они одинаково подвержены наследственности и изменчивости -основным принципам теории эволюции. Принцип наследственности реализуется достаточно очевидным образом - через воспитание и приспособление к устоявшимся в обществе ценностям; разумно предположить, что человек, рожденный и, что важнее, воспитанный в обществе, которое, скажем, постоянно восхваляет честность, будет склонен к той же точке зрения. Следует сразу отметить, что ценности в данной статье понимаются в самом широком смысле: упомянутая выше честность - ценность, быть живым - ценность, иметь знатную родословную - ценность. В общем и целом, под системой ценностей индивида можно понимать набор приоритетов, которым тот

руководствуется (или пытается руководствоваться), принимая решения, а система ценностей общества - это ожидаемый от индивида, «общепринятый» набор.

Что же касается изменчивости - свойства живых организмов, заключающегося в способности приобретать отличия от родительских форм и наличия разнообразия признаков внутри одного вида - то касательно систем ценностей она выражается в разнообразии взглядов внутри общества. Особенно ярко это проявляется в политической жизни, но имеет место так же на повседневном уровне - например, в таких простых ситуациях, как выбор между ложью и получением/сохранением выгоды и правдой и несением убытков. Даже если общество в целом придерживается одной из позиций (иными словами, честность/выгода стоят выше в системе ценностей, чем альтернатива), все равно найдутся такие личности, которые предпочтут другую. Красноречивым подтверждением данного умозаключения служит сам факт существования убийц и воров в современном обществе - ведь убийство и воровство почти повсеместно порицаемы. В общем, системы ценностей - и мораль, и этика в целом, как следствие - подвержены изменчивости.

Естественный отбор (который возможен именно благодаря двум принципам

выше) подразумевает, что выгодные признаки закрепляются в популяции, а невыгодные

исчезают из нее по причине того, что особи с более удачным фенотипом (т.е. набором

проявленных признаков) будут иметь в целом большую выживаемость и большее

потомство, а потому с большим же шансом передадут свои гены потомству (и

наоборот). Если мы обратимся к системам ценностей и этике, то обнаружим примерно

тот же процесс. Например, ацтекская держава, постоянно приносившая жертвы свои

ненасытным богам и развязывавшая бесконечные т.н. цветочные войны ради пленных,

погрязла в застое и была оцеплена враждебно настроенными соседями [2, с. 52-56];

закрепившись, невыгодный признак привел к падению всего общества. Напротив,

христианство обеспечило стабильность западного мира на многие столетия, принеся с

собой такие «этические гены», как смирение, покорность власти и осуждение насилия,

цементируя общество, создающееся на месте уничтоженной Римской империи [3].

Любопытно, что последний элемент совершенно не мешал европейцам вести войны всю

свою историю. Это подводит к новому умозаключению - не всегда общепринятая

30

система ценностей общества совпадает с тем, что можно назвать самой популярной или усредненной по обществу. Как правило, такое расхождение порождает страдание или, в более общем случае, дискомфорт: когда речь идет об одной личности, то она чувствует себя отвергнутой или непонятой, или вообще вынуждена скрывать свои взгляды (представьте каннибала или фашиста в современном обществе). Если же подобное расхождение принимает крупный масштаб, то речь идет о социальном потрясении и смене общепринятой системы ценностей (хорошим примером является Реформация или революции в Германии или России в ходе Первой Мировой войны).

Так или иначе, имея какие-либо взгляды или ценности, отличные от ценностей

окружения, индивид часто имеет потребность делиться ими. Это выражается, во-

первых, в воспитании детей, во-вторых, во всем институте философии и, в

определенном смысле, науки. Новую идею или морально-этическую ценность,

выведенную особью-личностью, можно сравнить с мутацией - необязательно

благоприятной или неблагоприятной, просто случайным отклонением. И довольно

часто носитель этой нравственной мутации пытается ее закрепить - создавая

философскую школу, секту или же просто высказывая свои взгляды за обеденным

столом. Подобное желание - бессмысленное с точки зрения социального поведения, т.к.

расхождение во взглядах скорее вызовет разлад между таким «нравственным

мутантом» и его окружением - напоминает ни что иное, как инстинкт размножения.

Действительно, основной целью данного действия является закрепление собственных

признаков в популяции. Более того, известно немало случаев - от Сократа до Бруно,

минуя Катона, Христа и бесчисленное множество солдат, религиозных фанатиков и

прочих - которые ставили верность своим убеждениям, т.е. своей системе ценностей,

превыше собственной жизни, и часто такая мученическая смерть приводила к

стремительному распространению и/или закреплению данных убеждений. Если мы

рассматриваем этику с эволюционной точки зрения и через призму органического

подхода, то подобная стратегия «размножения» выгодна, несмотря на уничтожение в

процессе носителя «генов». В общем, речь идет о наличии некоторого стремления или

вектора силы, который заставляет животных (в т.ч. и людей) продолжать игру эволюции

- биологической или этической - любой ценой. Подобное стремление стоит

31

рассматривать подобно стремлению подброшенного кирпича упасть на землю - этому можно противодействовать, но в целом законы природы и особенности кирпича таковы, что он скорее упадет на землю, чем нет. Этот взгляд применительно к живым организмам вовсе не нов - его высказывал еще Шопенгауэр [4, гл. ХЫ], полагая волю движущей силой позади данного стремления, а Ницше называл волей к власти (или, более точно, волей к могуществу) и воспринимал в более позитивном ключе; речь идет о свойстве живого превосходить самое себя, продолжать борьбу за жизнь и ресурсы, несмотря на все страдания и трудности, которые процесс развития и борьбы вызывает [5, с. 368] (правда, сам Ницше полагал, что существующие в его время формы морали волю к власти подавляют, несмотря на то, что для дальнейшего развития необходим сам объект развития). Несомненно, проще держать свое мнение при себе, чем пытаться распространить его; если бы не воля, вынуждающая человека продвигать свои взгляды, то не было бы ни философов, ни проповедников, ни политиков.

Просуммировав все сказанное выше, можно прийти к выводу, что источником изменения, или, вернее, изменчивости этики и систем ценностей является т.н. воля, то есть стремление к усложнению и совершенствованию форм и проявлений жизни, включая человеческие общества. Анализ распространения различных систем ценностей и их элементов (например, христианской морали, марксистской идеологии, института семьи в современном понимании и его особенностей и т.д.) с данной позиции представляется особо любопытным, но выходит за рамки данной стати.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Спенсер, Г. Основания социологии / Г. Спенсер // Западно-европейская социология XIX века: Тексты. - Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Международного Университета Бизнеса и Управления, 1996. - С. 212.

Мишель Гролиш. Монтесума / Перевод с французского Кукиева Н. М.. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. - 480 с. ISBN 5-222-00446-5

Е.П.Корякина. Культура средневековой Западной Европы: особенности, ценности, идеалы (глава 2) [Электронный ресурс; дата обращения: 10.04.2020] http://svr-lit.ru/svr-lit/koryakina-kultura-evropy/kultura-2.htm

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление, Т.2 / Пер. с нем. -- Мн.: ООО "Попурри", 1999. -832 с. ISBN 985-438-346-6.

Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей /пер. с нем. Е. Герцык и др. М. Культурная Революция, 2005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.