Научная статья на тему 'ОРГАНИЧЕСКАЯ АКВАКУЛЬТУРА В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ'

ОРГАНИЧЕСКАЯ АКВАКУЛЬТУРА В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
43
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКВАКУЛЬТУРА / ОРГАНИЧЕСКАЯ АКВАКУЛЬТУРА / ОРГАНИЧЕСКАЯ ПРОДУКЦИЯ / ДОБРОВОЛЬНАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ / ЗНАК ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Куликова Ольга Валентиновна

В статье рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой существующих правовых механизмов реализации института органической аквакультуры в Российской Федерации; утверждается, что аквакультура по-прежнему занимает относительно невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Куликова Ольга Валентиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIC AQUACULTURE IN RUSSIA: LEGAL AND PRACTICAL ISSUES OF DEVELOPMENT

The article deals with the issues related to the characteristics of the existing legal mechanisms for the implementation of the institute of organic aquaculture in the Russian Federation; it is argued that aquaculture still occupies a relatively low place in the production and economic structure of the country's fishery complex.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЧЕСКАЯ АКВАКУЛЬТУРА В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ»

DOI 10.47643/1815-1329_2022_1_57 УДК 349.6

ОРГАНИЧЕСКАЯ АКВАКУЛЬТУРА В РОССИИ: ПРАВОВЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ORGANIC AQUACULTURE IN RUSSIA: LEGAL AND PRACTICAL ISSUES OF DEVELOPMENT

КУЛИКОВА Ольга Валентиновна,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры земельного и экологического права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». 410028, Россия, Саратовская обл., г. Саратов, ул. Чернышевского, 104. E-mail: kulikovaov.sgap@rambler.ru;

KULIKOVA Olga Valentinovna,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Land and Environmental Law Saratov State Law Academy.

410028, Russia, Saratov region, Saratov, Chernyshevsky str., 104. E-mail: kulikovaov.sgap@rambler.ru

Краткая аннотация: в статье рассмотрены вопросы, связанные с характеристикой существующих правовых механизмов реализации института органической аквакультуры в Российской Федерации; утверждается, что аквакультура по-прежнему занимает относительно невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса страны.

Abstract: the article deals with the issues related to the characteristics of the existing legal mechanisms for the implementation of the institute of organic aquaculture in the Russian Federation; it is argued that aquaculture still occupies a relatively low place in the production and economic structure of the country's fishery complex.

Ключевые слова: аквакультура, органическая аквакультура, органическая продукция, добровольная сертификация, единый государственный реестр производителей органической продукции, знак органической продукции.

Keywords: aquaculture, organic aquaculture, organic products, voluntary certification, unified state register of organic producers, organic product mark.

Дата направления статьи в редакцию: 03.01.2022

Дата публикации: 31.01.2022

В современном постиндустриальном мире как никогда важна тема экологизации массового производства на планете Земля. Органическая культура стала популярной из-за того, что люди начали задумываться о своих потребностях и о том, как их, хоть и временно, но удовлетворить без вреда для планеты. Органическая культура в современном мире позиционирует себя как часть экологического движения, так как она не имеет огромных масштабов, губящих тот или иной аспект природы. Однако, к сожалению, массовое производство всё равно более популярно даже в нашем современном мире. Хотя, экологи не перестают говорить о том, что к 2050 году Мировой океан полностью истощится. Именно поэтому популяризация и правовая основа для органической продукции и тем более для аквакультуры как никогда важны.

Нормативно-правовая база, посвященная основам развития аквакультуры, довольно широка. Для понимания существующего правого пространства в рассматриваемой сфере необходимо остановиться на характеристике основополагающих источников, закрепляющих понятийный аппарат, особенности и порядок осуществления данного вида использования объектов животного мира.

Аквакультура является неотъемлемой частью современного мира и непосредственно сельского хозяйства, занимаясь разведением, содержанием, выращиванием водных организмов. Рыбоводство (аквакультура) акцентирует своё внимание исключительно на осуществление своей деятельности (разведение, содержание и выращивание водных организмов) в искусственно созданной среде обитания с активным и обязательным использованием специально разработанных для аквакультуры технологий [1].

В целях рационального использования и сохранения водных биологических ресурсов, поддержки существующих аквакультурных производств в федеральном законодательстве закреплен самостоятельный вид рыболовства в целях аквакультуры (рыбоводства) [2].

Говоря о системе источников в сфере органической продукции рыбоводства, следует не забывать о нормах Евра-

зийского экономического союза. «Развитие органического производства в государствах - членах ЕАЭС отнесено к числу приоритетных задач. Страны проводят работу по развитию нормативной правовой базы, формированию национальных систем аккредитации и сертификации в сфере органического сельского хозяйства с учетом национальных интересов и приоритетов» [3].

Примечательными являются рекомендации Коллегии Евразийской экономической комиссии, разработанные «в целях использования механизмов межгосударственного взаимодействия по регулированию общего аграрного рынка для устойчивого развития аквакультуры...» [4]. Так, закреплены меры в области ресурсного обеспечения, производства и развития рынка продукции аквакультуры, научно-инновационного сотрудничества, а также совершенствования нормативно-правовой, методологической базы и информационного обеспечения.

Регулирование рыбоводческой отрасли сельского хозяйства осуществляется в соответствии с Федеральным Законом «Об органической продукции» [5] и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме того, разработан и введен в действие ряд стандартов на органическую продукцию:

- национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56104-2014 «Продукты пищевые органические. Термины и определения»;

- национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57022-2016 «Продукция органического производства. Порядок проведения добровольной сертификации органического производства»;

- межгосударственный стандарт ГОСТ 33980-2016 «Продукция органического производства. Правила производства, переработки, маркировки и реализации».

В современном и постоянно дополняющемся российском законодательстве прочно закрепилось понятие органической продукции, к которой относятся экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых обязано соответствовать требованиям, закреплённым в специальных источниках.

Специальные разработки, активно использующиеся в современном производстве органической продукции, существенно отличаются от технологий, применяемых в традиционном сельском хозяйстве. В частности, при ведении органического сельского хозяйства ограничивается применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста, откорма животных, гормональных препаратов, генно-модифицированных организмов и т.д.

Подтверждение соответствия производства органической продукции осуществляется в форме добровольной сертификации. Сертификация не заменяет обязательного подтверждения соответствия органической продукции в случаях, предусмотренных российским законодательством.

Безвозмездное информирование потребителей о производителях органической продукции и видах производимой ими органической продукции выполняет единый государственный реестр.

Реестр является государственным информационным ресурсом, обладателем информации которого является Российская Федерация. Ведение реестра осуществляется с использованием технологий, позволяющих обеспечить сбор и внесение в реестр сведений о производителях органической продукции, их поиск, хранение, систематизацию, защиту и актуализацию [6].

Непосредственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, рыболовства и рыбоводства (аквакультуры), выступает Министерство сельского хозяйства Российской Федерации [7].

Тем самым на министерство сельского хозяйства законодатель возлагает обязательную деятельность по определению порядка ведения единого государственного реестра производителей органической продукции, в том числе порядка предоставления органами по сертификации, и также порядка предоставления информации о наличии или об отсутствии сведений о производителях органической продукции в едином государственном реестре производителей органической продукции. Помимо этого, министерство сельского хозяйства устанавливает порядок использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца.

С 1 января 2020 года Правительство РФ постановило, что любой производитель органической продукции, добровольно прошедший сертификацию, может свободно применять определённое графическое изображение (знак). Срок законного использования графического изображения (знака) полностью совпадает со сроком действия сертификата соответствия производства определённой органической продукции [8].

При наличии определённого сертификата производитель может использовать маркировку в виде комбинации надписей и графического изображения (знака) органической продукции единого образца на упаковке, потребительской и (или) транспортной таре органической продукции или на прикрепленных к ней либо помещенных в нее иных носителях информации. На сегодняшний день утверждена следующая единая форма знака органической продукции:

Место для нанесения двухмерного штрихового кода

Наличие широкой правовой базы на сегодняшний день не способно в полной мере решить существующих организационных и технологических проблем в сфере товарного рыбоводства, и оно по-прежнему занимает невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса России. Согласно данным 2019 года, производство продукции товарного рыбоводства, включая посадочный материал, составило 286,8 тыс. тонн, что на 20,2 процента больше, чем за 2018 год [9]. Темпы и масштабы развития товарной аквакультуры в России значительно отстают от уровня лидирующих в данном направлении государств, в частности Китая, Вьетнама, Норвегии и др.

Достаточно серьезным и необходимым шагом в рамках обеспечения развития рыбохозяйственного комплекса, обновления существующих производственных фондов и решения других организационных проблем в рассматриваемой сфере явилось утверждение Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации до 2030 г. [10]. В рамках данного документа предусмотрено строительство 20 лососёвых рыбоводных заводов, предполагается увеличение объёма производства лососёвых до 250 тысяч тонн, сейчас уже производится 110 тысяч тонн. К 2030 г. будет освоено не менее 120 тысяч гектаров акваторий, в основном Японского моря. Планируется, что объёмы производства составят не менее 1 тонны с гектара.

Основополагающим фактором реализации существующих правовых норм в рассматриваемой сфере несомненно является адресная государственная поддержка в форме предоставления долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленных на инвестиционные цели в области рыболовства, компенсации части процентов, уплачиваемых по инвестиционным кредитам, предоставления налоговых льгот и иных форм поддержки.

Одним из направлений финансовой поддержки развития российского сельского хозяйства является акцентирование внимания и популяризация органической рыбной продукции [11]. В частности, распределение субсидий на развитие рыбоводческой отрасли сельского хозяйства за счет средств федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 2020 год и период 2021-2022 годов [12] выглядит следующим образом:

тыс. рублей

№ п/п Наименование субъекта Российской Федерации Утверждено Федеральным законом от 02.12.2019 № Э80-ФЗ на 2020-2022 г.г. Объем субсидии, согласно заключеиым соглашениям

2020 год 2021 год 2022 год 2020 год 2021 год 2022 год

1 Республика Карелия 41 664,8 32 995,3 16 649,7 41 664,8 8 241,6 -

2 Красноярский край 23 239,0 18 OOS.7 1 1 603.8 21 270.8 16 344,7 10 408,5

3 Приморский край 1 013.1 3,9 - 1 013.1 3,9 -

4 Калужская область 86 915,2 93 422,5 98 639,6 6 685,6 - -

5 Мурманская область 138 820,1 146 141,7 1 13 441,7 138 819,9 146 141,7 1 13 441,6

6 Тамбовская область 2 756,7 2 069,9 1 295,1 2 756,7 2 069.9 1 295,1

7 Резерв - - 1 263,3

ИТОГО 294 408,9 292 639,0 242 893,2 212 2 Ю,9 172 801,8 125 145,2

Анализируя статистику и сведения на октябрь 2020 года, в нашей стране функционируют около 4600 рыбоводных хозяйств. Интересен тот факт, что популярность и уровень развития аквакультуры заметно растут, и именно поэтому непосредственно увеличивается объём производимой продукции. В 2019 году традиционно лидируют по производству товарной продукции аквакультуры Южный (70,2 тысяч тонн) и Северо-Западный (68,6 тысяч тонн) федеральные округа. Впервые в тройку лидеров не вошел Центральный регион - его вытеснил Дальневосточный федеральный округ с объемами производства 30,5 тысяч тонн.

На октябрь 2020 г. насчитывалось 4902 рыбоводных участка общей площадью более 555 тысяч гектаров, из них предоставлены в пользование более 3874 (474 тысячи гектаров), в отношении 255 рыбоводных участков общей площадью 14,9 тысяч гектаров проводятся торги. По 773 рыбоводных участкам общей площадью 65,7 тысяч гектаров проводится работа по предоставлению в пользование [13].

По итогам проведенного исследования можно прийти к следующим выводам. Основные фонды рыбохозяйственного комплекса характеризуются высокой степенью износа и относительно низким уровнем производственной эффективности из расчета среднесуточного объема добычи (вылова) водных биологических ресурсов, производства готовой продукции, степени безотходности, уровня автоматизации и энергопотребления.

Товарная аквакультура (товарное рыбоводство) по-прежнему занимает относительно невысокое место в производственной и экономической структуре рыбохозяйственного комплекса.

На сегодняшний день правовые основы реализации данного вида деятельности детально прописаны, но, к сожалению, остаются вопросы организационного и технологического характера.

Необходимым является решение задач, связанных с восстановлением и сохранением ресурсно-сырьевой базы рыболовства, техническим перевооружением и модернизацией действующих рыбоперерабатывающих мощностей, строительством судов рыбопромыслового флота на территории Российской Федерации и формированием основ для интенсивного развития аквакультуры.

Аквакультура, будучи аспектом органической культуры потребления и органической продукции в целом, играет большую роль в развитии модернизированного для постиндустриального мира сельского хозяйства. Эксперты уверяют, что к середине 21-го века аквакультура должна увеличить свои производственные масштабы на 60% по сравнению с нашими реалиями, чтобы обеспечить пищей 9,8 миллиардов человек на всей планете Земля.

Библиография:

1. Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.07.2013 № 148-ФЗ, ред. от 11.06.2021 № 161-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.12.2021).

2. О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов [Электронный ресурс]: федер. закон от 20.12.2004 № 166-ФЗ, ред. от 02.07.2021 № 339-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.12.2021).

3. Справка по вопросу выработки согласованных подходов по нормативному правовому регулированию в сфере органического сельского хозяйства в рамках Евразийского экономического союза (подготовлено и предоставлено Департаментом АПК Евразийской экономической комиссии) - URL: https://soz.bio (дата обращения 11.12.2021).

4. О развитии сотрудничества государств - членов Евразийского экономического союза в сфере аквакультуры [Электронный ресурс]: рекомендация Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2020 № 8 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.12.2021).

5. Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 03.08.2018 № 280-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.12.2021).

6. Об утверждении порядка ведения единого государственного реестра производителей органической продукции, в том числе порядка предоставления органами по сертификации сведений, предусмотренных частью 3 статьи 6 Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также порядка предоставления информации о наличии или об отсутствии сведений о производителях органической продукции в едином государственном реестре производителей органической продукции [Электронный ресурс]: приказ Минсельхоза России от 19.11.2019 № 633 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.12.2021).

7. О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 12.06.2008 № 450, ред. от 02.10.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.12.2021).

8. Об утверждении формы и порядка использования графического изображения (знака) органической продукции единого образца [Электронный ресурс]: приказ Минсельхоза России от 19.11.2019 № 634 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.12.2021).

9. Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 12.04.2020 № 993-р - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.12.2021).

10. Об утверждении Стратегии развития рыбохозяйственного комплекса Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства РФ от 26.11.2019 № 42798-р, ред. от 17.12.2021 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 20.12.2021).

11. О развитии сельского хозяйства [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ, ред. от 30.12.2020 № 520-ФЗ - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 11.12.2021).

12. URL: http://fish.gov.ru (дата обращения 11.12.2021).

13. О развитии и поддержке аквакультуры (рыбоводства) в Российской Федерации: информ. изд. - М.: ФГБНУ «Росинформагротех», 2020. - 164 с. - URL: https://mcx.gov.ru (дата обращения 11.12.2021).

References (transliterated):

1. Ob akvakul'ture (rybovodstve) i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: feder. zakon ot 02.07.2013 № 148-FZ, red. ot 11.06.2021 № 161-FZ - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

2. O rybolovstve i sohranenii vodnyh biologicheskih resursov [Elektronnyj resurs]: feder. zakon ot 20.12.2004 № 166-FZ, red. ot 02.07.2021 № 339-FZ - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

3. Spravka po voprosu vyrabotki soglasovannyh podhodov po normativnomu pravovomu regulirovaniyu v sfere organicheskogo sel'skogo hozyajstva v ramkah Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza (podgotovleno i predostavleno Departamentom APK Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii) - URL: https://soz.bio (data obrashcheniya 11.12.2021).

4. O razvitii sotrudnichestva gosudarstv - chlenov Evrazijskogo ekonomicheskogo soyuza v sfere akvakul'tury [Elektronnyj resurs]: rekomendaciya Kollegii Evrazijskoj ekonomicheskoj komissii ot 21.04.2020 № 8 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

5. Ob organicheskoj produkcii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: feder. zakon ot 03.08.2018 № 280-FZ - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

6. Ob utverzhdenii poryadka vedeniya edinogo gosudarstvennogo reestra proizvoditelej organicheskoj produkcii, v tom chisle poryadka predostavleniya organami po sertifikacii svedenij, predusmotrennyh chast'yu 3 stat'i 6 Federal'nogo zakona «Ob organicheskoj produkcii i o vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii», a takzhe poryadka predostavleniya informacii o nalichii ili ob otsutstvii svedenij o proizvoditelyah organicheskoj produkcii v edinom gosudarstvennom reestre proizvoditelej organicheskoj produkcii [Elektronnyj resurs]: prikaz Minsel'hoza Rossii ot 19.11.2019 № 633 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

7. O Ministerstve sel'skogo hozyajstva Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs]: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 12.06.2008 № 450, red. ot 02.10.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

8. Ob utverzhdenii formy i poryadka ispol'zovaniya graficheskogo izobrazheniya (znaka) organicheskoj produkcii edinogo obrazca [Elektronnyj resurs]: prikaz Minsel'hoza Rossii ot 19.11.2019 № 634 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

9. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya agropromyshlennogo i rybohozyajstvennogo kompleksov Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Elektronnyj resurs]: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 12.04.2020 № 993-r - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.12.2021).

10. Ob utverzhdenii Strategii razvitiya rybohozyajstvennogo kompleksa Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda [Elektronnyj resurs]: rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 26.11.2019 № 42798-r, red. ot 17.12.2021 - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 20.12.2021).

11. O razvitii sel'skogo hozyajstva [Elektronnyj resurs]: feder. zakon ot 29.12.2006 № 264-FZ, red. ot 30.12.2020 № 520-FZ - URL: http://www.consultant.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

12. URL: http://fish.gov.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

13. O razvitii i podderzhke akvakul'tury (rybovodstva) v Rossijskoj Federacii: inform. izd. - M.: FGBNU «Rosinformagrotekh», 2020. -164 s. - URL: https://mcx.gov.ru (data obrashcheniya 11.12.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.