ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ
УДК 332.1
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИМИ РИСКАМИ НА БАЗЕ МЕХАНИЗМОВ СТРАХОВАНИЯ
Т. Ю. АНОПЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор кафедры теории и технологии в менеджменте E-mail: davidova@mail.ru
А. Д. МУРЗИН, кандидат экономических наук, доцент, научный сотрудник Института экономики и внешнеэкономических связей E-mail: admurzin@yandex.ru Южный федеральный университет
Статья посвящена проблеме моделирования процесса управления социально-экономическими рисками на уровне региона. Исследуются механизмы страхования рисков, изучаются возможности формирования региональных страховых компаний, выявляются направления взаимодействия субъектов страховых отношений в регионе. В результате исследования предложена и детально описана модель регионального управления социально-экономическими рисками, в основе которой лежат механизмы страхования.
Ключевые слова: модель, региональное управление, социально-экономический риск, управление риском, механизмы страхования.
Экономическая деятельность неразрывно связана с неопределенностью в отношении социально-экономических процессов, а также бесконечного множества состояний и условий, формирующих хозяйственные решения. Это обусловлено:
- применением экономических методов регулирования деятельности субъектов экономических отношений;
- низким уровнем организованности;
- сильными противоречиями социальных, экономических и политических явлений.
Взаимодействие субъектов хозяйствования на уровне территориально-региональной среды в условиях неопределенности способствует формированию риска, который является ведущим способом нейтрализации неопределенной среды. Неопределенность трактуется как отсутствие конечного перечня однозначных и достоверных исходов взаимовлияющих событий. Данное свойство риска является важным при переходе к устойчивому социально-экономическому развитию, так как формирование программы долгосрочного развития территории или региона должно учитывать объективные и субъективные источники неопределенности. В данном случае не
РЕгионАльнАяэкономикА: теория и практика
21
ставится задача поиска средств и методов полного преодоления факторов неопределенности, но обосновывается необходимость учета важнейших принципов риск-менеджмента в процессе отбора рациональных альтернативных вариантов.
Проблемы развития инструментария страхования весьма актуальны для современной российской экономики. Отдельные ученые отмечают их прямое влияние на эффективность национальной экономической безопасности [9]. Потенциал страховых механизмов продолжает раскрываться в различных научных аспектах. Вопросам поиска новых направлений деятельности региональных страховых компаний посвящены работы Б. Х. Алиева [1]. Решение отдельных задач управления инновационными видами предпринимательских рисков с использованием механизмов страхования представлено в исследованиях Р. С. Губанова [5]. Сопоставление отечественной и международной практики страхования в контексте управления рисками промышленных предприятий проводилось В. В. Скляровой [10].
Принимая во внимание высокую эффективность инструментов передачи риска, и в частности -страхования, изучается возможность применения практики создания региональных страховых структур, способных своей деятельностью снизить ущерб от резких изменений хозяйственных процессов на определенной территории.
Механизм управления предпринимательскими рисками на региональном уровне предполагает наличие регулирующих взаимосвязей между участниками хозяйственного процесса.
К созданию подобного механизма следует привлекать:
- предприятия, которые осуществляют свою деятельность в условиях повышенного риска, мо-
Страховая компания <-► Специализированное предприятие
* ^f ^f —► Предприятие < * ......- \
Финансовые институты
I
Независимые консультанты
Контрагент
Типы взаимодействия: ч-► Сильное ч--> Умеренное
Рис. 1. Схема регионального механизма страхования
гут выступать субъектами разработки и внедрения системы регионального страхования рисков;
- страховые компании, которые являются главными участниками страхового механизма, способствующими комплексному решению задач страхования рисков;
- контрагенты - организации, выступающие партнерами или посредниками, а также иным способом связанные с предприятиями;
- специализированные фирмы, действующие в секторе страховых услуг и ведущие деятельность по предстраховой экспертизе, урегулированию страховых случаев, оказанию консультативной помощи;
- независимые юридические и финансовые консультанты, характер деятельности которых во многом аналогичен деятельности специализированных предприятий, но лежит исключительно в области финансово-правового консультирования;
- финансовые институты (банки, инвестиционные компании, государство, бюджетные предприятия и фонды), которые осуществляют деятельность по финансированию последствий наступления ущерба и др.
Схема отношений участников регионального механизма страхования с учетом силы их взаимодействия представлена на рис. 1 [6]. Очевидно, что ведущую роль в данном механизме выполняют:
- само предприятие;
- страховая компания;
- специализированные институты.
Второстепенные функции принадлежат контрагентам, финансовым институтам и независимым консультантам.
Анализ текущей рыночной ситуации и представленной схемы взаимодействия [8] показывает, что роль страховой компании хотя и существенна, но все же довольно ограничена по сравнению с имеющимся потенциалом, что обусловливается следующими причинами.
1. Длительный опыт взаимодействия предприятий и страховых агентов доказывает необходимость создания некоторого резервного фонда, используемого участниками экономических отношений для покрытия убытков , в ызванных стихийными бедствиями. Другими словами, данный механизм носит преиму-
-> Слабое
щественно замкнутый характер, т. е. потребности хозяйствующих субъектов в страховании рисков предпринимательской сферы удовлетворяются ими самими или за их счет.
Сложившаяся замкнутая система страхования предпринимательских рисков является упрощенной моделью традиционного механизма страхования, поскольку предприятия (субъекты риска) выступают ее единственными участниками. Развитие данной системы может происходить по пути обособления функции создания резервного (страхового) фонда, которую могут выполнять не сами предприниматели, а специализированные участники рынка -страховые компании. Таким образом, обособление страховщика от субъекта хозяйствования имеет исторические корни, экономическая природа которых связана с необходимостью специализации предпринимателей и страховщиков.
2. Разделение страховых и нестраховых рисков является одной из ведущих причин обособления страховщиков в системе страхования рисков. На практике данная причина выражается в низкой заинтересованности страховщика в минимизации рисков предприятия, которые плохо поддаются изучению, характеризуются неоднозначной статистикой, плохой формализацией, высокой частотой проявления и другими подобными свойствами. Эти обстоятельства служат поводом для отказа от страхования подобных рисков. Принятие решения о страховании тех или иных рисков производится на основании критериев количественной измеримости размеров возможного экономического ущерба и вероятности наступления страховых случаев.
3. Противоречие интересов хозяйствующих субъектов и страховых компаний. Экономической основой страхования становятся необходимость управления страховыми рисками и финансовая компенсация фактически понесенных ущербов. Однако при рассмотрении взаимодействия страховщика с конкретным предприятием выявляется принципиально противоположный характер ожиданий: страховая компания заинтересована в сотрудничестве с данным предприятием по минимизации вероятности или полного предотвращения убытков. В то же время страховщику выгодно наличие риска в области предпринимательства в целом.
Наличие данного противоречия создает условия для внутренних ограничений взаимодействия предприятий и страховых компаний, поскольку в пределах отдельного взаимодействия негативные
последствия риска одного субъекта взаимоотношений становятся позитивным фактором для существования другого.
Таким образом, в существующей системе страхования предпринимательских рисков имеет место устойчивое противоречие интересов субъектов хозяйствования и страховых компаний. На глобальном уровне данное противоречие выражается в крайней заинтересованности страховщика в наличии риска и связанных с ним неблагоприятных последствий. А предприятия в своем большинстве, напротив, стремятся снизить вероятность возможных потерь, поскольку это неминуемо связано с нарушением производственного процесса и дополнительными расходами. На уровне индивидуальных взаимоотношений очевидна обратная заинтересованность: страховой компании выгодно как можно более редкое проявление риска или его полное отсутствие, поскольку последствия риска выражаются в фактическом ущербе для предприятия и как следствие -прямых убытках для страховой компании.
4. Ориентация страховых компаний на массовое страхование также не способствует преодолению противоречий во взаимодействии с предприятиями. Страховые компании преследуют долгосрочные цели устойчивого прибыльного развития за счет формирования как можно большего портфеля однородных страховых рисков объектов страхования. Также страховщики заинтересованы в универсализации своего страхового портфеля, предоставлении страховых услуг по широкому спектру рисков и перечню объектов страхования.
Перечисленные обстоятельства ведут к диверсификации страховых ресурсов, что влечет удорожание страховых услуг и делает взаимодействие с отдельными предприятиями на фоне огромного количества клиентов малопривлекательным.
В целях совершенствования и повышения эффективности существующего механизма предпринимательского страхования предлагаются следующие возможные направления взаимодействия предприятий и страховой компании на региональном уровне.
1. Улучшить качество существующих страховых продуктов за счет детализации страхуемых рисков.
Общеизвестно, что по мере развития рыночных механизмов хозяйствования и возможностей страхового рынка страховые компании включают в перечень своих услуг все большее количество рисков предпринимательской деятельности:
- страхование возможных убытков в результате вынужденного прерывания производственной деятельности;
- страхование рисков финансирования и неплатежей;
- страхование гражданской ответственности.
На текущий момент среди наиболее перспективных можно выделить следующие виды страхования:
- страхование инновационных и проектных рисков;
- страхование рисков электронной коммерции;
- страхование рисков по лизинговым сделкам (табл. 1).
Бурный рост предпринимательской деятельности вызывает необходимость постоянного расширения предложения страховых услуг, позволяющих гарантированно снизить ущерб от различных рисков.
2. Внедрение в практику страховых компаний консалтинговых услуг по способам и подходам к минимизации рисков.
3. Выполнение страховой компанией некоторых функций других участников системы страхования предпринимательских рисков.
Также, по мнению авторов, страховая компания способна выполнять в системе страхования предпринимательских рисков некоторую часть функций финансовых институтов. Страховщик вправе активно участвовать во взаимоотношениях контрагентов предприятия, реализующего процедуру управления рисками. Роль страховой компании в данном случае может проявляться в юридической экспертизе коммерческих сделок, которая основана на обширной информационной базе о практике стандартных сделок (рис. 2).
4. Создание закрытой (кэптивной) страховой компании.
Проведенный анализ текущей практики взаимоотношений производственных предприятий и кэптивных страховых компаний в российских условиях, характеризующихся фрагментарностью страхового рынка, наличием крупных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов, поз-
Таблица 1
Предлагаемый спектр страховых услуг
Направление
Финансовое
Коммерческое
Кредит-
Прочее
Содержание страховых рисков
Страхование кредитов:
- риск невозврата кредита;
- ответственность по непогашенным кредитам;
- несвоевременная оплата процентов по кредиту;
- потребительский кредит, коммерческий кредит, депозиты
Страхование косвенных рисков:
- вероятность потери доходов или непредвиденных расходов;
- временная прибыль;
- косвенные убытки
Страхование биржевых рисков:
- неплатежи по сделкам;
- вознаграждение брокерской фирмы;
- операции с ценными бумагами
Страхование финансовых рисков:
- финансовые инвестиции;
- финансовые гарантии;
- муниципальные облигации
Страхование инвестиционных вложений
Страхование величины доходов (прибыли)
Страхование ипотечных или потребительских кредитов
Страхование коммерческих кредитов
Страхование банковских кредитов
Страхование экспортных кредитов
Страхование рисков внешней предпринимательской среды
Страхование рисков инновационных проектов
Страхование рисков информационной сферы
Страхование рисков по лизинговым сделкам Страхование рисков электронной коммерции
воляет сделать вывод о значительных перспективах развития кэптивного страхового бизнеса, развитии среди хозяйствующих субъектов тенденций к созданию дочерних подразделений, обеспечивающих страхование рисков.
Предлагаемый механизм кэптивного страхования, по мнению авторов, должен способствовать созданию следующих преимуществ.
1. Кэптивная страховая компания по сравнению с универсальным страховщиком адаптирована к
Рис. 2. Схема концентрации функций субъектов страхования
более эффективному выполнению отдельных частей функционала участников рискового страхования и более качественному выполнению консультативной функции, являясь полноценным участником страхового рынка:
- реализуя цели, поставленные материнской страховой компанией, кэптивная компания активно взаимодействует с универсальными страховыми организациями и обладает необходимым уровнем навыков, опытом по оказанию требуемых страховых услуг;
- кэптивная компания более эффективно выполняет функции специализированных предприятий за счет существенного расширения объемов по сравнению с универсальным страховщиком, ей присуща деятельность по андеррайтингу, размещению риска, урегулированию страховых случаев, что становится прямым обязательством и неотъемлемой частью функционала страховой компании;
- кэптивная страховая компания по мере накопления опыта и квалификации в страховом бизнесе усиливает консультативную роль, что может свидетельствовать о замещении функций независимых консультантов и специализированных предприятий;
- субъект риска получает в виде дочерней страховой компании действенный механизм воздействия на рынок страховых услуг, который способен обеспечивать интересы компании на высоком уровне за счет углубления специализации на типовых страховых операциях.
Таким образом, с одной стороны, в деятельности кэптивной страховой компании преобладает посреднический характер, а с другой - значительно повышается ответственность за результаты управления. Это в свою очередь способствует повышению эффективности управления на стадии контроля и страхования рисков в целом.
2. Субъект риска обладает полным набором инструментов юридического контроля за деятельностью кэптивной страховой компании, что позволяет связать стратегию ее развития со стратегическими планами материнской компании:
- дочерняя кэптивная компания заинтересована в первоочередном удовлетворении потребностей материнской компании в страховании возникающих рисков;
- приоритетная доступность страховых услуг при решении
задач оперативной стратегии страховой компании.
На основе рассмотренных преимуществ взаимодействия с кэптивной страховой компанией субъекта риска можно предложить усовершенствованную схему сотрудничества (рис. 3).
Анализ данного механизма страхования предпринимательских рисков показывает, что часть функций при применении кэптивной системы страхования принимает на себя страховая компания. Однако большая часть функций, безусловно, выполняется предприятием самостоятельно. Следовательно, процесс управления рисками по функциям, передаваемым кэптивной страховой компании, заключается в эффективном управлении самой страховой компанией. Что в свою очередь обусловливает необходимость увязки стратегических целей развития предприятия - субъекта риска и страховой компании для эффективной реализации управления рисками.
Обобщая приведенные аргументы, можно сделать вывод о возможности получения значительных стратегических преимуществ при совершенствовании взаимодействия субъектов риска со страховыми компаниями на основе предложенного механизма кэптивной схемы страхования. Кэптивная страховая компания способна эффективнее выполнять функции субъектов системы управления рисками при сохранении высокого уровня качества страхового покрытия, оптимальных страховых затратах и оперативном реагировании на индивидуальные запросы материнской компании по страхованию рисков.
Основной проблемой формирования и развития рынка страховых услуг в сегменте предпринимательских рисков на региональном уровне выступает выбор надежного страховщика. Ведь подавляющее большинство действующих региональных компаний не способно в полном объеме принять на себя риски опасных производств городского или регио-
Рис. 3. Механизм страхования рисков кэптивной страховой компанией
нального масштаба. Перестрахование или совместное с ведущими федеральными или иностранными страховщиками страхование рисков способствует утечке региональных финансовых ресурсов.
В качестве доступных и эффективных решений подобных проблем можно предложить следующие механизмы:
1) создание пулов ведущих региональных и крупных национальных страховых компаний, имеющих свою филиальную сеть в регионе.
2) создание на основе объединения усилий и финансовых ресурсов региональной администрации, региональных банков и бюджет-формирующих региональных предприятий крупной региональной страховой компании, целью которой будет решение проблем в системе регионального страхового рынка.
Учитывая рассмотренные преимущества и недостатки предлагаемого механизма страхования, наиболее объективным представляется создание региональной страховой компании (РСК), стратегической перспективой функционирования которой выступает формирование на ее основе единого регионального страхового института (рис. 4).
Предпосылками создания подобного регионального страхового механизма выступают:
- преимущественно неблагоприятные экономико-правовые условия для развития страхового бизнеса;
- недостаточное количество активно функционирующих объектов инфраструктуры страхового рынка;
- слабая диверсификация страховых услуг;
- отсутствие самостоятельных субъектов страхования рисков;
- слабое доверие к страховым организациям;
- отсутствие государственной поддержки регионального страхования;
- проблема выбора эффективной региональной страховой компании;
- неналаженный механизм взаимодействия субъектов риска и страховой компании в системе страхования рисков.
Перспективное слияние создаваемой региональной (муниципальной) страховой компании с частными страховщиками преследует цели приобретения готового страхового поля и базы постоянных клиентов регионального рынка, а также восприятия имеющегося опыта функционирования на местном рынке.
главными задачами региональной страховой компании являются:
- предоставление широкого спектра страховых услуг в области предпринимательских рисков;
- обеспечение полноценного страхования предприятий региона.
В соответствии с поставленными целями региональная страховая компания выполняет следующие функции:
- ведет анализ и статистический учет показателей регионального страхового рынка;
- выполняет независимые экспертизы финансового состояния, надежности, имущественного положения и деловой репутации предприятий;
- обеспечивает информационно-консультационную поддержку субъектов риска;
- предоставляет финансовую поддержку социально значимым проектам развития инновационного предпринимательства.
Создание региональной страховой компании может способствовать частичному разрешению имеющихся проблем жизнедеятельности региона:
- снижаются предпринимательские издержки за счет неуплаты страхового взноса, что обусловливает рост предпринимательской и инвестиционной активности в регионе;
Муниципалитет
(Гарантийный фонд)
Страховая компания
( страховое поле^ ( клиентская база ) ( опыт страхования )
Региональная страховая компания
Предпринимательский риск
Страховое покрытие риска
Частные инвесторы
( Инвестиции )
Рис. 4. Механизм функционирования региональной страховой компании
- высвобождаются инвестиционные ресурсы, что способствует снижению безработицы и созданию новых рабочих мест. Это в свою очередь положительно влияет на снижение социальной напряженности;
- финансовые ресурсы выводятся из теневого сектора региональной экономики, что увеличивает налоговые поступления в бюджет;
- за счет увеличения инвестиционной и предпринимательской активности улучшается общий инвестиционный климат региона;
- конкурсная основа финансирования дает возможность вложения капитала в наиболее эффективные проекты;
- частичное участие администрации в финансировании социально-значимых проектов приводит к экономии расходной части бюджета.
Таким образом, в настоящее время наиболее перспективным инструментом управления предпринимательскими рисками является страхование. Предложенный региональный механизм управления рисками и схема их страхования позволяют:
- повысить активность регионального бизнеса;
- обеспечить наиболее комфортные условия перехода экономики к устойчивому развитию.
При условии возможности определения вероятных потерь в процессе диагностики рисков предприятия, а также значимости каждого из выявленных рисков в процессе их идентификации в предпринимательской деятельности на обозримую перспективу данный этап управления рисками выражается в построении и анализе рискового профиля деятельности конкретного предприятия [7].
Структура рискового профиля деятельности предприятия включает:
- перечень рисков, характерных для предприятия (спектр рисков);
- схему конкретных рисков по объектам и подсистемам предприятия (карта рисков);
- возможность наступления рисковых событий (вероятность риска);
- оценку финансовых последствий реализации риска (стоимость риска).
Следовательно, рисковый профиль предприятия можно представить в виде трехмерной матрицы, оси которой представлены спектром, картой и вероятностью рисков, а их пересечение отражает стоимость конкретного предпринимательского риска (рис. 5) [4].
Систему менеджмента риска, как и всякую систему управления, целесообразно разделить на подсистемы:
- объекта управления (управляемую);
£
О о
и
н «
о Л
РЭ
Стоимость риска 3
Стоимость риска 2
Стоимость риска 1
Спектр риска
Рис. 5. Рисковый профиль предприятия
- субъекта управления (управляющую) [3].
Объектом управления в данном случае выступает риск, а также рисковые капиталовложения и экономические взаимоотношения субъектов хозяйствования при реализации рисковых событий. Субъект управления - специализированная общность людей, осуществляющая целенаправленное воздействие на объект управления с помощью различных способов и приемов (рис. 6).
Основная задача управления рисками состоит в поиске вариантов действий, определяющих оптимальное сочетание доходов и рисков данного вида предпринимательской деятельности (рис. 7).
Сущность представленной организационной модели заключается в объединении блоков мониторинга организации и функциональной среды, анализа факторов и оценки уровня риска, а также нормативно-справочной и методической информации.
На входе системы управления риском производится анализ информации, характеризующей текущее состояние внутренней и внешней среды субъекта риска.
Анализ внешней среды предполагает характеристику ее важнейших взаимосвязанных элементов (составляющих):
Финансовый менеджер
Руководство предприятия
Рисковые вложения
Рис. 6. Структурная модель управления риском
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
Внешняя среда
Руководство предприятия:
- управление планированием;
- управление обеспечением основного производства;
- управление вспомогательным производством;
- оперативное управление;
- управление снабжением;
- управление сбытом;
- управление финансами;
- управление внешнеэкономической деятельностью;
- управление инновациями
B
Региональный субъект управления риском (страховщик)
Блок I
Мониторинг организаций и среды функционирования
D
Блок II
Функция «Управление риском»
F
A
Анализ факторов и оценка уровня риска
E
Функция «Контроль и оценка решения»
C
Блок III
Базы данных (информационное наполнение) Архив:
результатов мониторинга; протоколов риска. Каталог:
факторов риска; комбинаций факторов риска. Банк:
методов анализа риска; моделей анализа риска; инструментов анализа риска. Результаты:
прогнозной информации; анкетного опроса экспертов
Рис. 7. Организационная модель регионального управления риском
- законодательную (нормативно-правовую);
- общественно-экономическую;
- научно-техническую;
- финансово-кредитную;
- профе ссионально-квалификационную;
- общественно-политическую;
- валютную;
- налоговую;
- экологическую;
- инфляционную;
- образовательную;
- информационную;
- социально-психологическую (на рис. 7 они имеют конкретный номер - по порядку).
Далее поступающая из блока I информация при помощи определенных методов и приемов анализируется в блоке II. Результатом данного анализа является определение практического состава потенциально возможных неблагоприятных событий, которые могут возникнуть при реализации конкретного стратегического решения в условиях рассматриваемого предприятия. Также в этом блоке происходит установление перечня ситуаций, факторов риска и их комбинаций, характеризующих неоп-
ределенность событий принимаемых решений.
На основе ранее выбранных количественных и качественных параметров альтернативными способами устанавливается новая величина уровня риска (точка Е) и производится ее сопоставление с величиной приемлемого риска (точка А). Если полученная величина уровня риска находится в пределах приемлемого риска, процедура контроля завершается оформлением протокола риска, который передается в блок III. В случае несоответствия измеренного уровня риска приемлемым пределам процедура анализа и оценки риска в блоке II повторяется (точка D). При неоднократном получении неудовлетворительных результатов цикла анализа и оценки риска рекомендуется отклонить первоначальное предложение и изменить исходные условия управленческих решений (точка F).
Выполнение всех функций системы управления рисками требует сосредоточения необходимой информации в блоке III.
Правильный выбор комплекса мероприятий, способствующих предупреждению и минимизации риска, выполняет ведущую роль в процессе эффективного риск-менеджмента.
В мировой практике управления риском находят применение множество способов, различающихся механизмами реализации и местом приложения [2]. Однако анализ показывает, что используемые методы, как правило, обладают характерной спецификой и являются эффективными в отдельных практических условиях, или представляют собой вариации широко применяемых методов. В связи с этим весьма актуальными для практического применения выступают универсальные методы управления рисками, обладающие широкой областью эффективного использования.
Главными целями риск-менеджмента являются:
- принятие и реализация решений, способствующих минимизации неблагоприятных последствий случайных факторов, воздействующих на результаты хозяйственной деятельности;
- повышение эффективности предпринимательства за счет рационализации управления рисками.
В результате достижения поставленных целей обе спечиваются:
- устойчивое положение предприятия на рынке;
- снижение вероятности кризисных ситуаций;
- сокращение времени преодоления финансовых трудностей;
- задействование современных инструментов менеджмента.
Несмотря на использование в процессе управления рисками общих принципов менеджмента, риск-менеджмент имеет собственные специфические черты на каждом уровне управления. Основополагающие задачи управления риском на предприятии решаются в процессе разработки и практической реализации специальной стратегической программы развития, способствующей успешности хозяйственной деятельности в условиях динамичной предпринимательской среды.
Формирование программы предприятия по управлению рисками (ПУР) обусловлено основными принципами риск-менеджмента:
- осознанное принятие риска;
- анализ возможностей передачи риска;
- определение финансовой стратегии предприятия;
- учет фактора времени;
- степень управляемости принимаемого риска;
- экономичность управления риском;
- согласование финансовых возможностей предприятия;
- независимость управления риском;
- сопоставимость принимаемого риска с уровнем доходности деятельности предприятия.
В общем виде процесс управления риском включает диагностику, идентификацию, измерение и целенаправленное воздействие на уровень восприятия объектов потенциальных потерь. Данный процесс на каждом предприятии конкретизируется в соответствии с общими принципами менеджмента, что обусловливает необходимость включения в него самостоятельных этапов диагностики, оценки и страхования рисков, а также мониторинга результатов (рис. 8).
Можно заметить, что представленные этапы необязательно должны осуществляться последовательно. Некоторые из них могут выполняться параллельно. Также имеется возможность перехода к предыдущему этапу и т. д. Поэтому важно установить логическую взаимосвязь между этапами программы управления риском.
На первоначальном этапе управления риском систематизируется исходная информация о риске, производится его идентификация, которая выступает базисом последующих действий по формированию ПУР. На данном этапе исследуются цели и характер рисковых капиталовложений, определяются:
- вероятность реализации неблагоприятного события;
- финансовая устойчивость и платежеспособность;
- политическая и экономическая ситуация в стране;
- состояние рынков конкурентных товаров и услуг;
- условия страхования и пр.
Несомненно, важную роль для эффективного
управления рисками имеют сбор и обработка исходной информации, независимо от ее конкретного содержания. Однако при формировании ПУР полнота и качество исходной информации имеют большое
1 г
Этап 1 Этап 2 Этап 3 Этап 4
Диагностика <—► Оценка риска <—► Страхование <—► Мониторинг
риска риска результатов
>к п >к
Рис. 8. Схема логических взаимосвязей этапов формирования ПУР
значение. Это объясняется вероятностью проявления новых факторов риска при отсутствии полной и достоверной информации, а также принятием необоснованных управленческих решений в условиях неполной информации, что может служить источником дополнительных финансовых потерь и снижения прибыли предприятия.
К качеству информации предъявляются следующие требования:
- достоверность (корректность) - приближенность к первоисточнику и точность интерпретации;
- объективность - адекватное отражение реальности;
- однозначность - недопущение двояких толкований;
- порядок - минимальное количество звеньев передачи от первоисточника к конечному пользователю;
- полнота - исчерпывающий характер и соответствие целям сбора;
- релевантность - соответствие поставленным задачам;
- актуальность - значение и современный характер;
- стоимость получения.
Выполнить данные требования в процессе сбора и обработки исходной информации позволяет использование соответствующей информационной системы, а также отдельных информационных технологий (рис. 9).
Среди преимуществ систем сбора и обработки исходной информации можно отметить следующие аспекты:
- возможность быстрой классификации рисков и приоритетность решения определенных задач по их минимизации;
- согласованность процесса анализа и административных сведений;
- взаимосвязь результатов анализа риска и данных маркетинговых и финансово-экономических служб;
- возможность оценки риска с применением различных методик и по разным уровням проявления и др.
Величина риска и качество исходной информации, по которой производится его оценка, имеют тесную взаимосвязь. Неоклассическая теория риска устанавливает прямую зависимость качества принимаемых управленческих решений от объема достоверной и объективной исходной информации [6]. Согласно данной теории из нескольких альтернативных вариантов принятия решений, характеризующихся равной доходностью, следует выбирать для реализации решение, обладающее наименьшей вероятностью проявления риска. Следовательно, в случае выбора из нескольких одинаково прибыльных вариантов решения, основанного на более качественной информации, устанавливается четкая зависимость уровня риска и исходных данных для его оценки, т. е. минимальная вероятность проявления риска соответствует максимальному объему качественной исходной информации.
Оценку качества исходной информации предлагается производить с помощью матрицы (табл. 2), обладающей широкими возможностями наглядного анализа информационного поля риска. Стол-
Информация о направлениях
бизнеса (операции, контракты, стратегия и пр.)
Конъюнктурная информация (динамика рынков, цен и пр.)
I ~
Информация о I рисках предприятия
Г
Информационная система
Сбор и обработка информации
Информация о клиентах и контрагентах (персональные
Идентификация риска
Рис. 9. Информационная система и основные информационные потоки
Таблица 2 Матричная схема оценки исходной информации
Характеристика Критерий качества, баллы
информации 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Достоверность
Объективность
Однозначность
Порядок
Полнота
Релевантность
Актуальность
Итоговая оценка
качества
бцы матрицы отражают качество информации по каждой характеристике. Оценка уровня качества производится прямо пропорционально: уровень качества соответствует оценке от 1 до 10 баллов. В результате такого анализа определяется итоговый уровень качества исходной информации, который представляет собой среднеарифметическое значение балльных оценок.
Процесс сбора и обработки информации для оценки уровня риска должен обеспечивать оптимальное соотношение полноты и качества исходных данных, с одной стороны, и стоимости их получения - с другой. Другими словами, необходимо поддерживать разумный баланс полноты информации и экономических затрат на ее получение. Поэтому в некоторых случаях с точки зрения экономической целесообразности допускается использование неполной информации для оценки риска, так как затраты времени и средств на ее получение могут превзойти ее практическую полезность. В связи с этим процесс анализа исходных данных должен сопровождаться оценкой возможных потерь от использования неполной информации и стоимости ее получения в разумные сроки.
Заметим, что процедура идентификации охватывает все виды рисков, присущих предприятию в целом и отдельным аспектам его деятельности. Поэтому в процессе анализа следует учитывать не только общие категории рисков предприятия, но и обращать внимание на аспекты видовой специфики его деятельности, организационную структуру управления и характеристики системы информационных потоков.
Учитывая эти требования, предлагается следующая трехкомпонентная схема идентификации рисков предприятия (рис. 10).
Процедура непосредственной оценки риска производится на основе эталонных значений, которые выступают критериями сопоставления текущих и будущих рисков, а также оценки эффективности системы управления рисками предприятия в целом. В результате оценки риска формируется суждение о благополучии рискового профиля предприятия и величине составляющих его рисков.
Методика оценки риска включает качественные и количественные методы. Качественные методы оценки риска имеют описательный характер и обобщенно - следующие стадии:
- идентификация и классификация возможных рисков предприятия;
- определение источников, причин и этапов реализации рисков, выявление потенциальных участков их образования;
- изучение факторов, определяющих уровень риска;
- оценка возможных последствий выявленных рисков;
- разработка программы снижения и/или компенсации рисков;
- оценка экономической целесообразности предлагаемых мер.
Уровни наблюдения:
• поля деятельности;
• сферы деятельности;
• подразделения, исполнители
Идентификация риска
Поля наблюдения:
• исследования и разработки;
• производство и сбыт;
• обслуживание клиентов (сервис)
Внешние и внутренние риски предпринимательской деятельности
Рис. 10. Схема идентификации риска в трех перспективах
Результаты качественной оценки рисков служат исходными данными их количественного анализа, который позволяет исчислить величину отдельного предпринимательского риска и уровня рисков предприятия в целом. Данный этап предполагает определение численных значений вероятности наступления конкретного рискового события и его последствий, осуществление количественной оценки уровня риска и установление допустимого в текущей ситуации уровня совокупного риска. То есть количественная оценка риска включает не только определение возможных последствий принимаемых управленческих решений, но и оценку вероятности их проявления.
В процессе анализа существующих методических подходов к оценке предпринимательских рисков были выявлены следующие недостатки [11].
Методы, используемые для оценки объективных и субъективных вероятностей реализации неблагоприятных последствий анализируемых рисковых ситуаций, основываются на информации о конечном количестве исходов и последствий принимаемых решений, а также о возможных состояниях внешней среды. Существенным недостатком методов теории вероятностей, предполагающих количественную оценку уровня предпринимательского риска, является большое количество случайных факторов и труднопредсказуемых состояний внешней и внутренней среды предприятия, что делает невозможным их корректное применение в реальных экономических ситуациях.
Статистические методы, позволяющие оценить риски предприятия в целом, предполагают проведение анализа динамики его финансовых результатов в ближайший ретроспективный период. Применение данных методов затрудненно при необходимости оценки риска выведения на рынок нового продукта, а также в условиях отсутствия полного объема исходной информации для принятия решений. Еще одним недостатком статистических методов выступает требование большого количества наблюдений за состоянием исследуемого объекта в течение длительного ретроспективного периода, так как достоверность оценки рисков здесь напрямую зависит от объема собранной статистической информации.
Комбинированные методы заключаются в объединении обозначенных подходов или их элементов и имеют недостатки, присущие составляющим их методам и приемам. Однако в некоторых случаях комбинирование нескольких методик позволяет
повысить точность и достоверность конечных результатов анализа риска.
Аналитические методы, предполагающие проведение анализа чувствительности объекта к изменению условий внешней и внутренней среды, не являются всеобъемлющими и не позволяют однозначно определить вероятность реализации альтернативных возможностей и проектов.
Методический подход при анализе сценариев реализации риска характеризуется высокой степенью субъективности экспертов.
Методы имитационного моделирования характеризуются объективными требованиями количественных ограничений факторов модели, влияющих на реализацию риска, а также необходимостью задания численных значений вероятностей рисковых событий. Кроме того, при использовании данных методов следует учитывать возможность формализации различных процессов, так как не все элементы экономической системы могут быть адекватно формализованы.
Методы «дерева решений», позволяющие моделировать задачи выбора управленческих решений, характеризуются высокой степенью трудоемкости и субъективизмом, так как позволяют учесть только те действия и исходы, которые предполагается осуществить или которые, по мнению аналитика, могут быть реализованы. При этом степень влияния внешней среды на управленческие решения и хозяйственную деятельность не учитываются вовсе.
Эвристические методы и методы экспертных оценок находят широкое применение в условиях недостатка или абсолютного отсутствия полной и достоверной информации об анализируемом явлении или процессе. Они основаны на опыте и интуиции экспертов. Поэтому в силу субъективизма производимых оценок, а также трудностей проведения и обработки результатов опроса экспертов данные методы не позволяют получить однозначной оценки уровня риска.
Таким образом, большинство количественных подходов к оценке предпринимательского риска оказываются недостаточно эффективными в условиях быстро меняющейся предпринимательской среды, обусловливаемой рыночными условиями хозяйствования. Почти все рассмотренные методы анализа и оценки риска плохо адаптированы для учета следующих нерыночных событий и явлений:
- политическая нестабильность;
- экологические кризисы;
- стихийные бедствия.
А ведь такие события способны произвести существенные изменения в экономике и могут служить причинами кардинальных изменений предпринимательской среды.
Список литературы
1. Алиев Б. Х., Вагабова Э. С., Кадиева Р. А. Маркетинговые аспекты развития региональных рынков страхования в России // Финансы и кредит. 2011. № 15.
2. Анопченко Т. Ю. Экономические предпосылки и теоретико-методическое обоснование повышения эффективности решения проблем управления эколого-экономическими рисками: монография. Ростов-на-Дону: Эверест. 2007.
3. Балабанов И. Т. Риск-менеджмент. М.: Финансы и статистика. 1996.
4. Внукова Н. Н., Московцев В. В. Экономические риски в управленческих решениях. Липецк: ЛЭГИ. 1998.
5. Губанов Р. С. Управление инновационными рисками предприятия путем страхования // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2010. № 14.
6. Иода Е. В., Кузнецова В. Б. Управление рисками предприятия: теория и практика страхования рисков. Тамбов: ТГТУ. 2003.
7. Мурзин А. Д. Комплексная оценка урбанизированных территорий: экономический, экологический и социальный аспект: монография. Саарб-рюккен: Ламберт. 2012.
8. Мурзин А. Д. Социально-экономическое развитие территорий: монография. Красноярск: Научно-инновационный центр. 2012.
9. Русецкая Э. А. Развитие страхования как инструмента повышения эффективной системы экономической безопасности страны // Региональная экономика: теория и практика. 2010. № 6.
10. Склярова В. В. Сравнительный анализ российской и международной системы страховых услуг как метод управления рисками промышленных предприятий // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 6.
11. Тихомиров Н. П., Потравный И. М., Тихомирова Т. М. Методы анализа и управления эколого-экономическими рисками: учеб. пособие / под ред. Н. П. Тихомирова. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2003.