Научная статья на тему 'Оренбургский учебный округ: ретроспективный взгляд в будущее'

Оренбургский учебный округ: ретроспективный взгляд в будущее Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
55
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ОКРУГ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ / SCHOOL DISTRICT / TEACHER EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS / INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каргапольцева Н. А., Ерофеева Н. Е., Полухина В. И.

В статье рассматриваются роль Казанского и Оренбургского учебных округов в процессе подготовки педагогических кадров для дореволюционной Оренбургской губернии. Особое внимание уделяется учреждению Оренбургского учебного округа и деятельности Орского филиала Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» по интеграции вузовского и общего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Каргапольцева Н. А., Ерофеева Н. Е., Полухина В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оренбургский учебный округ: ретроспективный взгляд в будущее»

Каргапольцева Н. А.1, Ерофеева Н. Е.2, Полухина В.И. 3 ©

1Доктор педагогических наук, профессор, Оренбургский государственный университет; 2доктор филологических наук, профессор; 3кандидат педагогических наук, Орский гуманитарно-технологический институт (филиал) Оренбургского государственного университета

ОРЕНБУРГСКИЙ УЧЕБНЫЙ ОКРУГ: РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ

Аннотация

В статье рассматриваются роль Казанского и Оренбургского учебных округов в процессе подготовки педагогических кадров для дореволюционной Оренбургской губернии. Особое внимание уделяется учреждению Оренбургского учебного округа и деятельности Орского филиала Ассоциации «Оренбургский университетский (учебный) округ» по интеграции вузовского и общего образования.

Ключевые слова: учебный округ, педагогическое образование, образовательные учреждения, интеграция.

Keywords: school district, teacher education, educational institutions, integration.

Говоря о развитии современной системы образования, невольно вспоминаются исторические факты, без учета которых нельзя понять современную траекторию всех образовательных реформ, особенно в преддверии принятия нового Закона «Об образовании». История и современность не просто перекликаются, они взаимодействуют, захватывают широкое поле всей истории педагогического образования в целом и помогают настраивать интегральные процессы на региональном уровне. Об этом свидетельствуют, например, этапы развития педагогического образования в Оренбургской области и современное развитие широких интеграционных связей между вузом и школой.

Оренбургская губерния, образованная в 1744 г., по учебному ведомству относилась к Казанскому учебному округу. Образовательная сфера дореволюционной губернии состояла из учебных заведений начального уровня. Подготовка учителей для губернии осуществлялась, как правило, за ее пределами, либо через сдачу экзаменов в испытательном комитете при Казанском университете.

История учреждения университетских учебных округов связана с открытием Московского университета (1775 г.), при котором были открыты: общеобразовательная светская школа-гимназия, с двумя отделениями, дворянским Благородным пансионом, а также открытая в 1779 г. учительская семинария. На профессорский состав университета возлагалась организация испытательных экзаменов для лиц, претендующих на учительские должности. Московский университет - фактически первое светское высшее учебное заведение России, которое много внимания уделяло подготовке учителей. Его воспитанники, составляли значительное число педагогов средних образовательных учреждений России в XVIII - начале XIX вв. [1].

Следующие изменения приходятся на период правления Александра I. Императорским манифестом Александра I от 8 сентября 1802 г. было учреждено Министерство народного просвещения: для решения многоцелевых задач в области просвещения территория Российской империи поделена на учебные округа во главе с попечителем. На учебные округа возлагались функции научных, учебно-методических и административных центров. Школьная реформа 1803-1804 гг. предусматривала шесть округов: Московский, Петербургский, Казанский, Харьковский, Виленский, Дерптский. Руководство учебным делом должны были осуществлять университеты в Москве, Дерпте и Вильно.

Казанский императорский университет был организован в 1804 г. на базе местной гимназии. В 1812 г. при университете был открыт педагогический институт. При Казанском

© Каргапольцева Н.А., Ерофеева Н.Е., Полухина В.И., 2013 г.

университете был создан училищный комитет, на который возлагались все функции по руководству учебными заведениями округа. Училищный комитет подчинялся ректору университета, последний - попечителю учебного округа. На попечителя учебного округа возлагалась задача проводить в жизнь «школьную политику правительства и официальную педагогическую линию министерства народного просвещения» [ 1, 40].

Большая роль в развитии Казанского университета и в подготовке педагогических кадров принадлежит великому русскому ученому-математику Н. И. Лобачевскому, который в период с 1827 по 1846 гг. являлся ректором университета, а с 1846 по 1856 гг. - помощником попечителя Казанского учебного округа.

Казанский учебный округ, где функционировал Казанский императорский университет, не был замкнут административными границами Казанской губернии, а охватывал достаточно большие территории: в округ входили образовательные учреждения, расположенные в таких губерниях, как Вятская, Пермская, Кавказская, Оренбургская, Симбирская, Тобольская, Иркутская.

Рассматривая подготовку педагогических кадров для школ дореволюционной Оренбургской губернии, необходимо отметить, что она связана с открытием педагогического класса при Бирском уездном училище. По вопросу открытия педагогического класса в архивных материалах Уфы (ЦГИА РБ) имеется сообщение М. Д. Попова директору училищ Оренбургской губернии, в котором отмечалось: «Первого октября, по совершению молебна, при вверенном мне училище открыт педагогический класс для подготовки первоначальных наставников» [2, л. 7]. К этому событию был проявлен интерес у командующего Башкирским войском, которым 26 июня 1862 г. было направлено письмо с ходатайством о приеме в педагогический класс «молодых людей из башкир», окончивших курс в уездных училищах, для подготовки их наставниками в башкирских деревенских школах [2, л. 5,5 об.]. Однако просуществовал педагогический класс недолго. В августе 1863 г. учебно-окружное начальство распорядилось провести аттестацию учащихся, по результатам которой трое были лишены стипендий, двое отчислены, один остался «своекоштным» (обучался за счет личных средств). В «Отчете по управлению Казанским учебным округом за 1863 год» помощником попечителя учебного округа П. Д. Шестаковым отмечалось, что из числа учащихся «некоторые явно поступили лишь для получения стипендии». 29 января 1864 г. Попечительский совет принял решение «разместить педагогический класс при Казанском уездном училище» [2, л. 18].

Значительное число зажиточных людей Оренбургской губернии обучали своих детей на дому. Однако деятельность домашних учителей и наставников также находилась под пристальным вниманием Оренбургской дирекции. Так в §§ 25 и 26 «высочайше» утвержденного 1 июля 1834 г. «Положения о домашних наставниках и домашних учителях» значилось, что «домашние наставники, учителя (учительницы), как при поступлении в частные дома для воспитания детей, так и при переходе с сею же целью из дома в дом и при переезде для постоянного жительства из одной губернии в другую, должны предоставлять свидетельства на звание домашнего наставника или учителя (учительницы) директору гимназии или уездному предводителю дворянства, где будут находиться» [3, 56]. Далее отмечалось, что если лица «происходят из податных сословий» и по истечении 2-х лет не вступят в отправленные должности своего звания или окажутся неблагонадежными к исполнению своих обязанностей, то на основании § 32 «обращаемы быть должны в первобытное состояние, с вытребованием обратного выданного свидетельства» [3, 56].

Негативным фактором на развитие педагогического образования в Оренбургской губернии были социально-экономические условия: многонациональный состав, неравномерность расселения жителей по уездам, большое число переселенческого населения, слабая экономическая база, отсутствие учебного округа на территории губернии, а также малое число меценатов. Поэтому значимым событием для Оренбургской губернии явилось образование Оренбургского учебного округа [4, 238-240]. Так, «Высочайшим повелением» от 18.05.1874 г. «Об отчислении от Казанского учебного округа некоторых губерний и образования Оренбургского учебного округа» сообщалось, что «Государственным Советом в Соединенных Департаментах Законов и Государственной Экономии и в Общем Собрании было

рассмотрено представление Министра народного просвещения об отделении от Казанского учебного округа некоторых губерний и образования Оренбургского учебного округа». Прошение министра народного просвещения было одобрено правительством России. Состав Казанского учебного округа был ограничен Казанской, Симбирской, Самарской, Саратовской, Астраханской и Вятской губерниями, а Нижегородскую и Пензинскую губернии исключили из состава Казанского учебного округа. Далее значилось, что «из губерний Пермской, Оренбургской и Уфимской, а также областей Уральской и Тургайской образовать Оренбургский учебный округ». На управление Оренбургским учебным округом из государственной казны ежегодно предназначалось отпускать двадцать семь тысяч четыреста девять рублей семьдесят шесть копеек в год. Служащим в Оренбургском учебном округе «присваивается форма обмундирования чинов Казанского учебного округа»

Главным основанием (кроме разукрупнения Казанского учебного округа) для образования Оренбургского учебного округа, «управление которого помещено почти в центре инородческого населения, явилось правильное воспитание и образование инородцев через организацию инородческих школ, с необходимостью ближайшего и непосредственного над ним контроля правительственных органов» [5, 12]. Кроме того, уже в то время было четкое понимание следующего обстоятельства - «образование в Оренбургском крае много теряет от того, что зависит от двух центров: Оренбурга и Казани» [6, 3].

Первым попечителем Оренбургского учебного округа с 1 января 1875 г. Министерством народного просвещения был назначенный Петр Алексеевич Лавровский. Приступив к работе, попечитель отметил основные задачи окружного управления в области образования, в том числе и педагогического: «Первое, что должно делать управление, - это надзор за учебными заведениями округа, и второе - с целью «воспитания и образования инородцев» - подготовка «надежных» и сведущих учителей для них» [7, 3].

С первых же дней работы администрация Оренбургского учебного округа занимается подготовкой педагогических кадров для светских и инородческих школ губернии. Ввиду отсутствия на территории Оренбургской губернии специальных педагогических учебных заведений, для увеличения числа педагогов в губернии приказом от 18 апреля 1875 г. учрежден Испытательный (экзаменационный) Комитет при Оренбургском учебном округе (с 21 апреля 1875 г.), в обязанности которого входили организация и прием экзаменов, а также выдача соответствующих документов [7, 373]. Теперь лица, изъявившие желание получить профессию учителя, обязаны были обращаться в Испытательный комитет для «испытания на различные учительские и специальные звания». Временно председателем Комитета был назначен А. А. Залежский (впоследствии на эту должность был утвержден окружной инспектор Н. П. Великанов), секретарем Испытательного комитета был назначен Г. Ф. Фенев. Кроме того, были утверждены еще семь «членов-испытателей» по таким предметам, как Закон Божий, русский язык и словесность, математика, история и география, французский язык, немецкий язык и по древним языкам. «Заседания Комитету назначено было проводить» в здании Оренбургской мужской гимназии [5, с. 5-6].

С образованием Оренбургского учебного округа значительно возросло число образовательных учреждений, занятых в подготовке педагогических кадров для губернии, что способствовало открытию специальных педагогических заведений. Кроме того, были учреждены различные педагогические курсы на базе специальных педагогических учреждений и общеобразовательных учреждений.

Говоря о роли Оренбургского учебного округа в развитии педагогического образования в дореволюционной Оренбургской губернии, можно заметить, что с момента образования учебного округа и до октября 1917 г. на территории Оренбургской губернии функционировало 71 образовательное учреждение, участвующее в подготовке педагогических кадров. Они различались по видам подготовки учителей, по наличию сословности, по образовательному уровню, по половому признаку, по ведомственной принадлежности, по наличию платы за обучение и т. д. Однако высших учебных заведений губерния не имела [5]. Можно критиковать систему подготовки кадров, считать ее несостоятельной, однако с учетом географических, этноконфессиональных, экономических и социальных особенностей Оренбургской губернии

того времени, эта система была востребована и оправдана конкретными условиями общественно-политической жизни.

Исторический опыт формирования системы педагогического образования в Оренбургской области показывает, что вся деятельность учебного округа была направлена, прежде всего, на формирование профессионального педагога. Эту традицию подхватил и успешно развивает Ассоциация «Оренбургский университетский (учебный) округ» (Ассоциация), организованный при Оренбургском государственном университете (ОГУ) в 2000 г. Известно, что более 300 образовательных учреждений входит в состав Ассоциации, действующей при ОГУ. В 2002 г. на востоке Оренбургской области открыт Орский филиал Ассоциации при Орском гуманитарно-технологическом институте (филиале) ОГУ (Орский филиал, ОГТИ), объединившем вокруг себя более 30 образовательных учреждений восточного Оренбуржья.

Работа учебного округа строится на тесном взаимодействии вуза и школы, Орский филиал учебного округа реализует цели и задачи, обозначенные в нормативных документах Ассоциации, способствует углублению и развитию интеграционных процессов. Согласно существующей в педагогике классификации, - это пример внутрисистемной интеграции. Ее содержание определяет не только новый тип взаимоотношений вуза и школы, но коренным образом меняет сознание учителя, вступившего в диалог с вузом. Школьный педагог перестает быть только урокодателем, его творческий потенциал начинает открываться в каждом новом виде деятельности, контентно обновленном, благодаря преподавателю вуза. Внутри нового образовательного пространства формируется и новая шкала ценностей, главной из которых по-прежнему остается ученик. Она также включает знание, опыт, «Я» учителя-предметника и «Я» ученика. На ученика в итоге направлена вся работа, поэтому так значимы результаты достижений, побед каждого учителя и его ученика. Индивидуальные консультации, получаемые преподавателем и обучающимся в вузе на этапе подготовки исследовательских проектов, стимулируют, прежде всего, профессиональный рост самого педагога. А участие в работе секций на региональных, областных и российских конференций способствуют обогащению методического опыта и определяют более высокую планку личных достижений учителя и его ученика. Конференции, олимпиады, конкурсы, лекции для учеников и предметников -все это становится лестницей успеха, каждая ступень которой - новый профессиональный виток в жизни педагога, и не только потому, что достижения учителя и ученика - это результат, определяющий будущее современного образования.

Профессиональное становление личности учителя-исследователя, учителя-новатора происходит и в его непосредственной деятельности, и в процессе профессионального диалога на методологических и авторских семинарах в вузе. Казалось бы, подобную работу проводит Управление образования, научно-методический центр, однако только в вузе и учитель, и ученик могут познакомиться с авторским эксклюзивным материалом, обсудить его «за» и «против», опять же с автором новаций или научного открытия, найти пути его адаптации к школе, и использовано в качестве нового знания одаренными детьми. Значит, сотрудничество с вузом гарантирует и новый подход к изучению стандартного материала в школе. Возрастает роль методологических семинаров, на которые выносятся актуальнейшие темы и проблемы теоретического или методического характера. Примером тому служит ряд семинаров для учителей по литературе, иностранному и русскому языкам, биологии, химии, истории, не говоря уже о семинарах по вопросам организации воспитательной работы в современной школе или вопросам национальных взаимоотношений в новой образовательной среде. Таким образом, характер взаимоотношений в системе учебного округа имеет характер равнонаправленного действия, продолжая традиции Оренбургского учебного округа, решавшего одновременно социально-педагогические и общекультурные задачи.

Школа сегодня тоже может многому научить преподавателя вуза, поэтому так актуально звучат голоса учителей-практиков на семинарах для вузовских педагогов по информационным технологиям, по особенностям работы с интерактивными досками на уроке или семинаре в вузе. И в этом серьезную поддержку оказывает центр развития образования Оренбургского государственного университета и специализированные лаборатории учебного округа,

специалисты которых не раз проводили занятия для педагогов и студентов в Орске.

Однако внешняя интеграция, наверное, так и осталась бы лишь оболочкой некоего нового пространства, если бы субъекты учебного округа не стремились постоянно к внутреннему объединению на практике. Этому углублению процессов интеграции способствуют многочисленные авторские проекты, которыми руководят преподаватели вуза. Таких проектов в учебном округе 14, из них в Орском филиале успешно реализуются «Восхождение к слову», «Конкурс исследовательских работ учащихся и студентов Оренбуржья», «Интеллектуальное будущее Оренбуржья», университетский лекторий и вузовский тьюториал, Клуб тьюторов и др.

Структура и характер созданной в России в 1804 г. системы образования были обусловлены конкретно-историческими и национальными особенностями государства, в том числе на региональном уровне. Все это актуально и для современной России. Учебный округ в иных исторических условиях получил новый импульс своего развития, продолжил лучшие педагогические традиции в процессе подготовки кадров и совершенствования взаимодействия между образовательными учреждениями региона в целом. Учебный округ по-прежнему несет на себе ответственность за будущее образования в Оренбуржье, поэтому в центре его начинаний всегда Оренбургский государственный университет. Ретроспективный взгляд в будущее позволяет понять и осмыслить достижения, опыт, инновации в условиях реформирования российского образования на очередном витке истории, наметить новые пути в развитии идей учебного округа в живом интерактивном диалоге между всеми субъектами Ассоциации.

Литература

1. Паначин Ф. Г. Педагогическое образование в России: историко-педагогические очерки. - М., 1979. - 216 с.

2. Дело об открытии педагогического класса при Бирском двухклассном уездном училище // Центральный исторический государственный архив республики Башкортостан. - Ф. И-110. Оп. 1. Д. 929.

3. Относительно определения учителей в приходские училища из податного состояния // Начальственные распоряжения по Казанскому учебному округу. - Т. 2. - Казань, 1839.

4. Об отчислении от Казанского учебного округа некоторых губерний и образовании Оренбургского учебного округа // Журнал Министерства народного просвещения. - 1874. - Ч. 174. - № 8.

5. Об отчислении от Казанского учебного округа некоторых губерний и образовании Оренбургского учебного округа // Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. Оренбург - 1875. - № 1, 2, 3.

6. Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875-1899 гг.). - Оренбург, 1901.

7. О допущении лиц домашнего воспитания к испытанию наравне с учениками гимназий и прогимназий // Циркуляр по Оренбургскому учебному округу. Оренбург, 1875. - № 11, 12.

8. Полухина В. И. Образовательные учреждения Оренбургской губернии (1744-1917 гг.). - Орск, 2007. - 106 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.