Научная статья на тему 'Орден иезуитов в романе Д. Янчара «Катарина, павлин и иезуит» (к проблеме исторических реалий)'

Орден иезуитов в романе Д. Янчара «Катарина, павлин и иезуит» (к проблеме исторических реалий) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миссионерство / редукции / Игнатий Лойола / Парагвай / миссионы / индейцы / словенская проза
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Орден иезуитов в романе Д. Янчара «Катарина, павлин и иезуит» (к проблеме исторических реалий)»

Примечания

1 Павич М. Леандр // Внутренняя сторона ветра. СПб., 2013. С. 23-24.

2 Там же. С. 24.

3 Там же. С. 47.

4 Там же. С. 78.

5 См.: SleumerA. KirchenlateinischesWörterbuch. Olms, 1996.

6 Павич М. Геро // Внутренняя сторона ветра. С. 39.

DOI: 10.31168/2619-0869.2019.3.9 В.В. Старкова

Орден иезуитов в романе Д. Янчара «Катарина, павлин и иезуит» (к проблеме исторических реалий)

Ключевые слова: миссионерство, редукции, Игнатий Лойо-ла, Парагвай, миссионы, индейцы, словенская проза.

В историческом романе Д. Янчара «Катарина, павлин и иезуит» («Katarina, pav in jezuit», 2000) действие происходит в XVIII в. накануне и во время Семилетней войны (1756-1763) и заканчивается роспуском ордена иезуитов в 1773 г. География художественного пространства обширна: главная героиня Катарина сначала живет в словенской деревушке Добрава, затем отправляется в паломничество в Кельн, где и происходят основные события. Главный герой Симон Лов-ренц, монах-иезуит, много лет занимался миссионерской деятельностью в Южной Америке, но, когда земли, в которых он проповедовал, перешли от Испании к Португалии, он вернулся в Европу и тоже отправился в паломничество в Кельн, где и произошло его знакомство с Катариной.

Иезуиты и их система морали сыграли решающую роль в формировании личности главного героя. Орден был учрежден Игнатием Лойолой (1491-1556) в Испании и утвержден Папой Римским в 1540 г. Игнатий, религиозный фанатик,

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ = = 259

не раз попадавший в руки инквизиции за свои убеждения, основал организацию, главной идеей которой было безропотное подчинение Церкви и Папе. Орден был создан в момент, когда авторитет католической церкви падал под влиянием распространения реформаторского движения М. Лютера и Ж. Кальвина. Консервативные взгляды Игнатия и его последователей позволили Папе долгое время использовать орден в целях контрреформации. По всей Европе были открыты иезуитские школы, колледжи, многие университеты находились под началом иезуитов. Так, в Любляне в 1597 г. была открыта первая иезуитская гимназия1. О борьбе иезуитов с реформаторами писал основоположник словенского литературного языка протестант П. Трубар, называя их главными виновниками контрреформации2.

К XVIII в., когда борьба с реформацией была закончена, основным видом деятельности иезуитов стало миссионерство в колониях. Сегодня нет единого мнения о ситуации в этих землях. Они назывались редукциями, и их первоначальной целью было обращение индейцев Южной Америки в католичество. Новообращенные индейцы-христиане жили в одинаковых домах, носили одинаковую одежду, с утра до ночи занимались тяжелой работой. Вот как описывает увиденное в редукциях А. де Бугенвиль, французский мореплаватель, руководитель первой французской кругосветной экспедиции: «Дома здесь настолько похожи друг на друга, что, увидев один, вы уже как бы видели все остальные, так же как, увидев мужчину или женщину, вы уже знаете всех жителей, так как в их одежде нет никакой разницы»3. Орден создал государство в государстве, получал огромную прибыль с полей гуарани, неслыханно обогащаясь, в то время как жизнь индейцев «была заполнена однообразным трудом и невероятно скучным отдыхом. Этой скукой, которую справедливо называют смертельной, объясняется, почему [...] они без сожаления расстаются с жизнью. Заболев, они редко выздоравливают. Если их спрашивают, печалит ли их смерть, они отвечают, что нет; так это и есть в действительности. Не приходится теперь удивляться тому, что индейцы [...] стремились бежать из этого заключения. Иезуиты

изображали нам этот народ как людей, разум которых никогда не может подняться выше детского. Но жизнь, которую они вели, не позволяла этим большим детям веселиться по-детски»4. Есть и противоположное мнение, его разделяли даже такие противники Церкви, как Вольтер и Монтескье, что иезуиты создали в Парагвае «земной рай», идеальное коммунистическое государство5. Эта точка зрения близка герою романа.

Симон Ловренц, фанатик веры, преданно несший учение Лойолы коренным народам Южной Америки, оказался в итоге вне ордена. Он прошел все стадии перед вступлением в орден, принес все четыре обета, долгое время усердно служил в одной из Парагвайских редукций. Ему казалось, что в Парагвае и было его призвание. Герой искренне полагал, что приносит счастье вместе с христианством на эти дикие земли: «Сто и более лет назад сюда пришли наши братья из Испании, а затем из многих других стран - из Франции и Бельгии, из Австрии и Польского королевства - и смогли превратить живущих в лесах язычников в людей, следующих Евангелию, знакомых с архитектурой, справедливым общественным устройством, музыкой и живописью»6, - эту позицию супериора Иносенса Хервера, разделяет Симон. Супериор пытается доказать Симону, что послушание ордену и Папе -главное для спасения души, однако Симон, осознавал, что в данном случае речь идет об уничтожении многолетних трудов отцов-иезуитов в Парагвайской миссии и возможное уничтожение самих индейцев, его подопечных, которые безусловно доверяли ему и другим отцам-иезуитам, считали их своими покровителями и защитниками. 15 января 1750 г. был подписан договор между Испанией и Португалией, по которому Португалии передавалась часть земель у реки Уругвай в обмен непортугальские колонии Сакраменто. Данные земли относились к иезуитским миссионам, и иезуиты получили приказ уходить с португальских земель. Это произошло из-за того, что Европа была обеспокоена усилением власти иезуитов, увеличением их богатств и возможным влиянием на политику монархов. Герой Янчара не может согласиться с супериором и безусловно подчиниться приказу Папы даже под угрозой

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИСТОРИЯ

2б1

исключения из ордена. Парагвай был его детищем, его раем, его обетованной землей: «Да, там, в Парагвае, был рай»7. Поэтому он выбирает отказ от ордена и защищает эти земли вместе с индейцами и остальными отцами-иезуитами. Такое решение кардинально изменило будущую жизнь Симона Ловренца. Оставшись ни с чем — исключенный из ордена, высланный на родину, потерявший сон и покой, - герой находит в себе силы жить дальше. Главное, что он осознает, - это то, что человек должен сам распоряжаться своей судьбой. Любовь к Катарине делает его еще сильнее. Глубокая вера позволяет ему бороться с житейскими невзгодами, со своим животным началом: «Глаза, залитые неожиданной кровавой злобой, уставились на капитанскую шею, на шелковый шейный платок под красивым лицом, перед его мысленным взором блеснуло острие ножа, шея, лицо какого-то португальского солдата. Боже, прости мне эту мысль, прости меня, Боже. Он попятился назад...»8. Но в итоге все-таки сильное чувство - ревность к Катарине - берет верх и Симон убивает соперника. Другое чувство - чувство вины - приводит Симона обратно в монастырь на покаяние.

Следование правилам, установленным святым Игнатием, заводит героя в тупик, и в то же время законы, которые Симон устанавливает для себя, также не приводят героя к счастью и свободе. В 1773 г. орден иезуитов официально перестает существовать, и это событие находит отражение в романе. Оно обозначает собой передел мира, пересмотр всех ценностей героя. Если первый уход Симона от иезуитов был актом его изгнания из общества, то его второй, вынужденный выход из ордена иезуитов является освобождением, возвращением героя к нормальной жизни и к Катарине. В финале романа герой, потерявший все, обретает настоящую свободу, и эта свобода - в вечном движении, в вечном поиске себя и смысла жизни.

Примечания

1 Dolimar F. Vloga in pomen jezuitskih kolegij v slovenskem prostoru // Jezuitski kolegiji v Ljubljani (1597-1773). Ljubljana, 1998. S. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.