Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.
ART 196034 УДК 371.132
Михайлова Татьяна Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград [email protected]
Опытно-экспериментальное изучение становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения
Аннотация. Рассматриваемый в статье феномен конфликтогенной компетентности выступает в качестве приоритетного личностного свойства педагога, позволяющего ему продуктивно взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса, выстраивать траекторию конструктивного диалога на бесконфликтной основе. Ключевые слова: конфликт, профессиональная культура, конфликтогенная компетентность, дошкольное образовательное учреждение, взаимодействие педагогов. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.
В условиях социального обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. В связи с этим в последнее время возрос интерес к проблеме педагогического конфликта, весьма актуальной как в научном, так и прикладном отношениях.
Педагогическая конфликтология - теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения [1].
По мнению ученых, многие процессы, происходящие в педагогической или управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ), зависят от профессиональной культуры педагога.
Профессиональная культура педагога - это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Одной из составляющих профессиональной культуры педагога является его конфликтогенная компетентность [2].
Конфликтогенная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения представляет собой системное личностное свойство педагогического работника, обладающего комплексом прикладных и теоретических компетенций, соответствующих профессиональной квалификации, выполняющее когнитивно-регуляторную функцию и способствующее актуализации внутренней установки на предотвращение конфликтов либо целесообразные действия по его минимизации [3].
По нашему мнению, эффективное становление конфликтогенной компетентности у педагогов дошкольных образовательных учреждений возможно:
1) если будет выявлена сущность названной компетентности, а ее становление определено как одна из приоритетных задач в целостной системе профессиональной культуры педагога;
ISSN 2304-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.
2) в структуре конфликтогенной компетентности будут представлены наряду с общепринятыми компонентами (регулятивным, гностическим, проектировочным, нормативным, рефлексивным) эмоциональный, мотивационный и нравственный, которые позволяют охватить все аспекты проявления конфликтогенной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения;
3) будет описана и реализована модель организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности у педагогов дошкольного образовательного учреждения, которая будет включать в себя:
- обеспечение психоэмоционального климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения;
- управление педагогическими конфликтами;
- профессионально-этическое регулирование взаимоотношений в педагогическом коллективе.
Согласно выделенным положениям, нами была разработана теоретическая модель организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения как составляющей его профессиональной культуры. Данная модель отражена на рисунке.
Создание эмоционально благоприятной атмосферы
Создание и соблюдение подробного кодекса профессиональной этики
Управление педагогическими конфликтами
Разработка и реализация технологий урегулирования конфликтов
Модель организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности
педагога ДОУ
Первый модуль (обеспечение психоэмоционального климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения) подразумевает реализацию таких условий:
- создание эмоционально благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимодействия в учреждении;
- организацию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, способствующей становлению доверительных отношений между педагогами.
Во второй модуль (профессионально-этическое регулирование взаимоотношений в педагогическом коллективе) входит создание и соблюдение подробного кодекса профессиональной этики, который будет доступен для ознакомления всем педагогам дошкольного образовательного учреждения.
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.
В третий модуль (управление педагогическими конфликтами) включены:
- организация работы с психологом, которая может проходить как индивидуально с каждым педагогом, так и со всем коллективом (данная работа может быть представлена в виде тренингов «Нас с тобой объединяет», «Плюсы и минусы конфликта» и др.);
- разработка и реализация технологий урегулирования конфликтов с применением как организационно-распорядительных, так и социально-психологических методов воздействия на конфликтное поведение сотрудников.
Изучив и проанализировав теоретические и эмпирические исследования в области педагогической конфликтологии, мы сделали вывод о необходимости определения целевой направленности профессиональной конфликтогенной подготовки педагогов, методологических основ, методического обеспечения процесса становления конфликтогенной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Разработка технологии, методов и условий становления конфликтогенной компетентности педагога требует анализа научно-педагогических исследований, передового педагогического опыта, проведения педагогического эксперимента.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нашего исследования нами были выделены следующие признаки уровня становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения:
- наличие благоприятного психоэмоционального климата и доверительных отношений в коллективе дошкольного образовательного учреждения;
- степень соблюдения педагогами кодекса профессиональной этики;
- готовность педагогов к разрешению и предотвращению конфликтов в реальных ситуациях взаимодействия.
С целью изучения уровня становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения нами был разработан и реализован констатирующий этап исследования. Содержание данного этапа составили методики В. И. Шкатуллы «Определение психоэмоционального климата в коллективе», «Оценка способов реагирования в конфликте», а также тест «Понимание норм профессиональной этики педагогов» [4].
В эксперименте приняли участие педагоги экспериментального дошкольного образовательного учреждения в количестве 30 человек.
Обобщив результаты, полученные в ходе всех диагностических методик, испытуемых мы распределили по следующим уровням становления конфликтогенной компетентности: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень характеризует педагогов, которые обладают стилями поведения «Сотрудничество» и «Компромисс», низким уровнем конфликтности личности и готовы к поддержанию благоприятного психоэмоционального климата в коллективе.
Средний уровень характеризует испытуемых, которые избирают стиль поведения «Избегание» или «Приспособление», у них замечено проявление конфликтности, данные педагоги стараются следовать нормам педагогической этики, но сохранять благоприятный климат в коллективе не предоставляется возможным.
B результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что в исследуемом педагогическом коллективе преобладает низкий уровень становления конфликтогенной компетентности.
Данный уровень характеризует неблагоприятный психоэмоциональный климат, отсутствие понимания педагогическим коллективом норм профессиональной этики. Также важным обстоятельством выступил стиль поведения в конфликтных ситуациях, доминирующими в исследуемом коллективе стали «Избегание» и «Соперничество».
Количественные данные приведены нами в таблице.
Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.
Уровни конфликтогенной компетентности в коллективе экспериментального ДОУ
Уровень Количество человек Процентное соотношение
Высокий 5 18
Средний 11 36
Низкий 14 46
Все вышесказанное свидетельствует об отсутствии в экспериментальном дошкольном образовательном учреждении организационно-управленческих условий, способствующих становлению конфликтогенной компетентности педагогов.
На основе разработанной нами теоретической модели организационно-управленческих условий и данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами была реализована формирующая работа по становлению конфликтогенной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, состоящая из следующих этапов:
1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимодействия в коллективе детского сада, включающей организацию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.
2. Разработка подробного кодекса профессиональной педагогической этики. Обеспечение его доступности для ознакомления педагогов образовательного учреждения.
3. Организация психологической работы с педагогами по подготовке их к разрешению и предотвращению конфликтов в реальных ситуациях взаимодействия.
Первый этап мы начали с подбора приемов по улучшению эмоциональной атмосферы сотрудничества. Нами была определена неформальная структура группы, выявлен лидер и его роль в группе. Мы выявили, что деятельность лидера направлена на защиту интересов членов своей группы, но при этом он преследует эгоистические цели - повышение своего статуса, престижа в ущерб интересам группы. В связи с этим с лидером была проведена беседа на тему «Значимость лидера для организации», далее со всем педагогическим коллективом мы провели тренинговые упражнения, направленные на выявление ценностей группы, сплочение и понимание значимости каждого члена группы. Данная работа позволила произвести социально-психологическую коррекцию групповых процессов и состояний.
На втором этапе организована совместная работа с педагогами ДОУ по разработке кодекса профессиональной этики педагогов.
Весь свод профессиональных норм полностью принимается руководством ДОУ, который является гарантом их выполнения. Начав с себя, он может требовать того же и с остальных.
После принятия и внедрения кодекса норм профессиональной этики мы предоставили возможность при необходимости в него вносить изменения. Например, если в трудовых кадрах произошли изменения, то к кодексу необходимо сделать дополнения, которые снизят вероятность возникновения конфликтов и этических проблем, связанных с новыми направлениями деятельности. Изменения оформляются приложением к основному тексту кодекса норм профессиональной этики.
Третий этап работы был проведен совместно с руководством ДОУ и психологом.
Работа с психологом включала в себя психологические консультации по проблемам продуктивного общения и взаимодействия педагогов в процессе деятельности. Туда были включены вопросы, раскрывающие:
- сущность, структуру и причины конфликтов;
- диагностические методики и их использование при анализе конфликтных ситуаций;
- социально-психологические особенности людей, их учет во взаимоотношениях в работе;
- методику анализа конфликтных ситуаций при участии педагогов;
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.
- технологии предупреждения и преодоления конфликтов с учетом всех диагностических данных и на основе гуманизации межличностных отношений.
По нашему мнению, одной из основных стратегий предупреждения конфликтов в коллективе ДОУ прежде всего является снижение уровня конфликтности тех людей, которые склонны к их разжиганию. Работа по осуществлению данного подхода шла по двум направлениям:
- коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы;
- создание условий, способствующих снижению проявлений конфликтности. По нашему мнению, реализация модели организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности педагогов позволит им более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими, а также в решении непростых проблем, которых так много в дошкольном образовательном учреждении, а значит, поможет повысить профессиональную культуру педагога в целом и конфликтогенную компетентность в частности.
Ссылки на источники
1. Киршбаум Э. И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1986. - 252 с.
2. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. - 1997. - № 4. - С. 41-45.
3. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: учеб. пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 c.
4. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма, 2001. - 527 с. Tatiana Mikhailova,
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Preschool Pedagogy Education Chair, Volgograd
State Social Pedagogical University, Volgograd
Experimental study of the formation of conflict resistance competence as a component of the teacher's professional culture at a preschool educational institution
Abstract. The conflict resistance competence phenomenon considered in the article is a priority personal characteristic of a teacher, allowing him/her to interact productively with other subjects of the educational process, to build a trajectory of a constructive dialogue on a conflict-free basis.
Key words: conflict, professional culture, conflict resistance competence, pre-school educational institution,
interaction of teachers.
References
1. Kirshbaum, Eh. I. (1986). Psihologo-pedagogicheskij analiz konfliktnyh situacij v pedagogicheskom processe: dis. ... kand. psihol. nauk, Leningrad, 252 p. (in Russian).
2. Petrovskaya, L. A. (1997). "K voprosu o prirode konfliktnoj kompetentnosti", Vestnik MGU. Seriya 14: Psihologiya, № 4, pp. 41-45 (in Russian).
3. Bogdanov, E. N. & Zazykin, V. G. (2004). Psihologiya lichnosti v konflikte: ucheb. posobie. 2-e izd., Piter, St. Petersburg, 224 p. (in Russian).
5. Shkatulla, V. I. (2001). Nastol'naya kniga menedzhera po kadram, Norma, Moscow, 527 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 24.01.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.02.19
Принята к публикации Accepted for publication 20.02.19 Опубликована Published 30.04.19
www.e-koncept.ru
Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Михайлова Т. Н., 2019
9772304120197