Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальное изучение становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения'

Опытно-экспериментальное изучение становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
конфликт / профессиональная культура / конфликтогенная компетентность / дошкольное образовательное учреждение / взаимодействие педагогов. / conflict / professional culture / conflict resistance competence / pre-school educational institution / interaction of teachers

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михайлова Татьяна Николаевна

Рассматриваемый в статье феномен конфликтогенной компетентности выступает в качестве приоритетного личностного свойства педагога, позволяющего ему продуктивно взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса, выстраивать траекторию конструктивного диалога на бесконфликтной основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Михайлова Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experimental study of the formation of conflict resistance competence as a component of the teacher’s professional culture at a preschool educational institution

The conflict resistance competence phenomenon considered in the article is a priority personal characteristic of a teacher, allowing him/her to interact productively with other subjects of the educational process, to build a trajectory of a constructive dialogue on a conflict-free basis.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальное изучение становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения»

Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.

ART 196034 УДК 371.132

Михайлова Татьяна Николаевна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного образования ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный социально-педагогический университет», г. Волгоград [email protected]

Опытно-экспериментальное изучение становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения

Аннотация. Рассматриваемый в статье феномен конфликтогенной компетентности выступает в качестве приоритетного личностного свойства педагога, позволяющего ему продуктивно взаимодействовать с другими субъектами образовательного процесса, выстраивать траекторию конструктивного диалога на бесконфликтной основе. Ключевые слова: конфликт, профессиональная культура, конфликтогенная компетентность, дошкольное образовательное учреждение, взаимодействие педагогов. Раздел: (01) отдельные вопросы сферы образования.

В условиях социального обновления России наблюдается заметное повышение напряженности и конфликтности в различных сферах общественной жизни, в том числе и в области образования. В связи с этим в последнее время возрос интерес к проблеме педагогического конфликта, весьма актуальной как в научном, так и прикладном отношениях.

Педагогическая конфликтология - теоретико-прикладное направление, основным предназначением которого является изучение природы и причин педагогических конфликтов, разработка методов их практического регулирования и разрешения [1].

По мнению ученых, многие процессы, происходящие в педагогической или управленческой деятельности в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ), зависят от профессиональной культуры педагога.

Профессиональная культура педагога - это сложная, комплексная составляющая его личности, соединяющая в себе социальные, профессиональные и сугубо личностные характеристики. Социальная сторона профессиональной культуры педагога определяется его социальным статусом, функциями в обществе, самосознанием и самооценкой как члена социума, а также уровнем и способами взаимоотношения с другими социальными группами. Педагогическая профессия является одновременно преобразующей и управляющей. А для того, чтобы управлять процессом развития личности, нужно быть компетентным. Одной из составляющих профессиональной культуры педагога является его конфликтогенная компетентность [2].

Конфликтогенная компетентность педагога дошкольного образовательного учреждения представляет собой системное личностное свойство педагогического работника, обладающего комплексом прикладных и теоретических компетенций, соответствующих профессиональной квалификации, выполняющее когнитивно-регуляторную функцию и способствующее актуализации внутренней установки на предотвращение конфликтов либо целесообразные действия по его минимизации [3].

По нашему мнению, эффективное становление конфликтогенной компетентности у педагогов дошкольных образовательных учреждений возможно:

1) если будет выявлена сущность названной компетентности, а ее становление определено как одна из приоритетных задач в целостной системе профессиональной культуры педагога;

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.

2) в структуре конфликтогенной компетентности будут представлены наряду с общепринятыми компонентами (регулятивным, гностическим, проектировочным, нормативным, рефлексивным) эмоциональный, мотивационный и нравственный, которые позволяют охватить все аспекты проявления конфликтогенной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения;

3) будет описана и реализована модель организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности у педагогов дошкольного образовательного учреждения, которая будет включать в себя:

- обеспечение психоэмоционального климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения;

- управление педагогическими конфликтами;

- профессионально-этическое регулирование взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Согласно выделенным положениям, нами была разработана теоретическая модель организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения как составляющей его профессиональной культуры. Данная модель отражена на рисунке.

Создание эмоционально благоприятной атмосферы

Создание и соблюдение подробного кодекса профессиональной этики

Управление педагогическими конфликтами

Разработка и реализация технологий урегулирования конфликтов

Модель организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности

педагога ДОУ

Первый модуль (обеспечение психоэмоционального климата в коллективе дошкольного образовательного учреждения) подразумевает реализацию таких условий:

- создание эмоционально благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимодействия в учреждении;

- организацию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды, способствующей становлению доверительных отношений между педагогами.

Во второй модуль (профессионально-этическое регулирование взаимоотношений в педагогическом коллективе) входит создание и соблюдение подробного кодекса профессиональной этики, который будет доступен для ознакомления всем педагогам дошкольного образовательного учреждения.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.

В третий модуль (управление педагогическими конфликтами) включены:

- организация работы с психологом, которая может проходить как индивидуально с каждым педагогом, так и со всем коллективом (данная работа может быть представлена в виде тренингов «Нас с тобой объединяет», «Плюсы и минусы конфликта» и др.);

- разработка и реализация технологий урегулирования конфликтов с применением как организационно-распорядительных, так и социально-психологических методов воздействия на конфликтное поведение сотрудников.

Изучив и проанализировав теоретические и эмпирические исследования в области педагогической конфликтологии, мы сделали вывод о необходимости определения целевой направленности профессиональной конфликтогенной подготовки педагогов, методологических основ, методического обеспечения процесса становления конфликтогенной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения. Разработка технологии, методов и условий становления конфликтогенной компетентности педагога требует анализа научно-педагогических исследований, передового педагогического опыта, проведения педагогического эксперимента.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме нашего исследования нами были выделены следующие признаки уровня становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения:

- наличие благоприятного психоэмоционального климата и доверительных отношений в коллективе дошкольного образовательного учреждения;

- степень соблюдения педагогами кодекса профессиональной этики;

- готовность педагогов к разрешению и предотвращению конфликтов в реальных ситуациях взаимодействия.

С целью изучения уровня становления конфликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения нами был разработан и реализован констатирующий этап исследования. Содержание данного этапа составили методики В. И. Шкатуллы «Определение психоэмоционального климата в коллективе», «Оценка способов реагирования в конфликте», а также тест «Понимание норм профессиональной этики педагогов» [4].

В эксперименте приняли участие педагоги экспериментального дошкольного образовательного учреждения в количестве 30 человек.

Обобщив результаты, полученные в ходе всех диагностических методик, испытуемых мы распределили по следующим уровням становления конфликтогенной компетентности: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень характеризует педагогов, которые обладают стилями поведения «Сотрудничество» и «Компромисс», низким уровнем конфликтности личности и готовы к поддержанию благоприятного психоэмоционального климата в коллективе.

Средний уровень характеризует испытуемых, которые избирают стиль поведения «Избегание» или «Приспособление», у них замечено проявление конфликтности, данные педагоги стараются следовать нормам педагогической этики, но сохранять благоприятный климат в коллективе не предоставляется возможным.

B результате проведенной работы на констатирующем этапе эксперимента было выявлено, что в исследуемом педагогическом коллективе преобладает низкий уровень становления конфликтогенной компетентности.

Данный уровень характеризует неблагоприятный психоэмоциональный климат, отсутствие понимания педагогическим коллективом норм профессиональной этики. Также важным обстоятельством выступил стиль поведения в конфликтных ситуациях, доминирующими в исследуемом коллективе стали «Избегание» и «Соперничество».

Количественные данные приведены нами в таблице.

Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.

Уровни конфликтогенной компетентности в коллективе экспериментального ДОУ

Уровень Количество человек Процентное соотношение

Высокий 5 18

Средний 11 36

Низкий 14 46

Все вышесказанное свидетельствует об отсутствии в экспериментальном дошкольном образовательном учреждении организационно-управленческих условий, способствующих становлению конфликтогенной компетентности педагогов.

На основе разработанной нами теоретической модели организационно-управленческих условий и данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента, нами была реализована формирующая работа по становлению конфликтогенной компетентности педагогов дошкольного образовательного учреждения, состоящая из следующих этапов:

1. Создание эмоционально благоприятной атмосферы сотрудничества и взаимодействия в коллективе детского сада, включающей организацию соответствующей развивающей предметно-пространственной среды.

2. Разработка подробного кодекса профессиональной педагогической этики. Обеспечение его доступности для ознакомления педагогов образовательного учреждения.

3. Организация психологической работы с педагогами по подготовке их к разрешению и предотвращению конфликтов в реальных ситуациях взаимодействия.

Первый этап мы начали с подбора приемов по улучшению эмоциональной атмосферы сотрудничества. Нами была определена неформальная структура группы, выявлен лидер и его роль в группе. Мы выявили, что деятельность лидера направлена на защиту интересов членов своей группы, но при этом он преследует эгоистические цели - повышение своего статуса, престижа в ущерб интересам группы. В связи с этим с лидером была проведена беседа на тему «Значимость лидера для организации», далее со всем педагогическим коллективом мы провели тренинговые упражнения, направленные на выявление ценностей группы, сплочение и понимание значимости каждого члена группы. Данная работа позволила произвести социально-психологическую коррекцию групповых процессов и состояний.

На втором этапе организована совместная работа с педагогами ДОУ по разработке кодекса профессиональной этики педагогов.

Весь свод профессиональных норм полностью принимается руководством ДОУ, который является гарантом их выполнения. Начав с себя, он может требовать того же и с остальных.

После принятия и внедрения кодекса норм профессиональной этики мы предоставили возможность при необходимости в него вносить изменения. Например, если в трудовых кадрах произошли изменения, то к кодексу необходимо сделать дополнения, которые снизят вероятность возникновения конфликтов и этических проблем, связанных с новыми направлениями деятельности. Изменения оформляются приложением к основному тексту кодекса норм профессиональной этики.

Третий этап работы был проведен совместно с руководством ДОУ и психологом.

Работа с психологом включала в себя психологические консультации по проблемам продуктивного общения и взаимодействия педагогов в процессе деятельности. Туда были включены вопросы, раскрывающие:

- сущность, структуру и причины конфликтов;

- диагностические методики и их использование при анализе конфликтных ситуаций;

- социально-психологические особенности людей, их учет во взаимоотношениях в работе;

- методику анализа конфликтных ситуаций при участии педагогов;

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Михайлова Т. Н. Опытно-экспериментальное изучение становления кон-фликтогенной компетентности как составляющей профессиональной культуры педагога дошкольного образовательного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2019. - № V4. - 0,4 п. л. -URL: http://e-koncept.ru/2019/196034.htm.

- технологии предупреждения и преодоления конфликтов с учетом всех диагностических данных и на основе гуманизации межличностных отношений.

По нашему мнению, одной из основных стратегий предупреждения конфликтов в коллективе ДОУ прежде всего является снижение уровня конфликтности тех людей, которые склонны к их разжиганию. Работа по осуществлению данного подхода шла по двум направлениям:

- коррекция субъективных (внутренних) условий конфликтной личности в ходе индивидуальной работы;

- создание условий, способствующих снижению проявлений конфликтности. По нашему мнению, реализация модели организационно-управленческих условий становления конфликтогенной компетентности педагогов позволит им более успешно управлять собой, находить правильный стиль в отношениях с окружающими, а также в решении непростых проблем, которых так много в дошкольном образовательном учреждении, а значит, поможет повысить профессиональную культуру педагога в целом и конфликтогенную компетентность в частности.

Ссылки на источники

1. Киршбаум Э. И. Психолого-педагогический анализ конфликтных ситуаций в педагогическом процессе: дис. ... канд. психол. наук. - Л., 1986. - 252 с.

2. Петровская Л. А. К вопросу о природе конфликтной компетентности // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. - 1997. - № 4. - С. 41-45.

3. Богданов Е. Н., Зазыкин В. Г. Психология личности в конфликте: учеб. пособие. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004. - 224 c.

4. Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. - М.: Норма, 2001. - 527 с. Tatiana Mikhailova,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Preschool Pedagogy Education Chair, Volgograd

State Social Pedagogical University, Volgograd

[email protected]

Experimental study of the formation of conflict resistance competence as a component of the teacher's professional culture at a preschool educational institution

Abstract. The conflict resistance competence phenomenon considered in the article is a priority personal characteristic of a teacher, allowing him/her to interact productively with other subjects of the educational process, to build a trajectory of a constructive dialogue on a conflict-free basis.

Key words: conflict, professional culture, conflict resistance competence, pre-school educational institution,

interaction of teachers.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Kirshbaum, Eh. I. (1986). Psihologo-pedagogicheskij analiz konfliktnyh situacij v pedagogicheskom processe: dis. ... kand. psihol. nauk, Leningrad, 252 p. (in Russian).

2. Petrovskaya, L. A. (1997). "K voprosu o prirode konfliktnoj kompetentnosti", Vestnik MGU. Seriya 14: Psihologiya, № 4, pp. 41-45 (in Russian).

3. Bogdanov, E. N. & Zazykin, V. G. (2004). Psihologiya lichnosti v konflikte: ucheb. posobie. 2-e izd., Piter, St. Petersburg, 224 p. (in Russian).

5. Shkatulla, V. I. (2001). Nastol'naya kniga menedzhera po kadram, Norma, Moscow, 527 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 24.01.19 Получена положительная рецензия Received a positive review 20.02.19

Принята к публикации Accepted for publication 20.02.19 Опубликована Published 30.04.19

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2019 © Михайлова Т. Н., 2019

9772304120197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.