Научная статья на тему 'Опытно-экспериментальное исследование по формированию ценностного отношения к здоровью у курсантов военных училищ средствами социально-культурной деятельности'

Опытно-экспериментальное исследование по формированию ценностного отношения к здоровью у курсантов военных училищ средствами социально-культурной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
632
204
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ / СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / PEDAGOGICAL ACTIVITY / FORMATION OF VALUABLE RELATION TO HEALTH / MEANS OF SOCIAL CULTURAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фадькин Константин Николаевич

В статье представлены описание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к здоровью у курсантов военных училищ средствами социально-культурной деятельности, осуществлено педагогическое исследование по апробации авторской программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фадькин Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SKILLED EXPERIMENTAL STUDY ON FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO MILITARY COLLEGES CADETS’ HEALTH BY MEANS OF SOCIAL CULTURAL ACTIVITY

In article the description and results of skilled experimental work on formation of the valuable relation to military colleges cadets’ health by means of social cultural activity are presented, pedagogical research on approbation of the author's program is carried out.

Текст научной работы на тему «Опытно-экспериментальное исследование по формированию ценностного отношения к здоровью у курсантов военных училищ средствами социально-культурной деятельности»

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ УЧИЛИЩ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

К. Н. ФАДЬКИН

В статье представлены описание и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию ценностного отношения к здоровью у курсантов военных училищ средствами социально-культурной деятельности, осуществлено педагогическое исследование по апробации авторской программы.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, формирование ценностного отношения к здоровью, средства социально-культурной деятельности.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в 2010-2012 гг. на базе ФГУ ВпО «Военный авиационный инженерный университет (г. Воронеж).

В исследовании принимали участие 132 человека: 120 курсантов, а также штатный офицерский состав в количестве 12 человек, включающий командиров подразделений и офицеров воспитательных структур в этих частях.

На констатирующем этапе эксперимента в работе принимало участие 120 курсантов Воронежского Военного авиационного инженерного университета. Из них 40 человек составили экспериментальную группу - с ними в дальнейшем проводилась целенаправленная педагогическая работа, а 80 курсантов составили контрольную группу - с этой группой курсантов целенаправленная работа по авторской педагогической программе не проводилась.

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

1. Письменный опрос с целью установления степени осведомленности респондентов о здоровом образе жизни.

2. Опрос респондентов о предпочтении различных средств воздействия на свое физическое состояние.

3. Анкетирование, в процессе которого респонденты отвечали на вопросы разработанной анкеты для выявления уровня сформированности ценностного отношения к здоровью.

4. Математическая обработка и анализ полученных данных.

Полученные в ходе проведенного опроса результаты показали недостаточную осведомлен-

ность курсантов о необходимости здорового образа жизни, о значимости физкультуры и двигательной активности в жизни человека и т. д.

Результаты, полученные в ходе опроса о различных средствах воздействия на физическое состояние, показали, что активные средства и в экспериментальной и в контрольной группах, преобладают над пассивными.

Далее с военнослужащими проводилось анкетирование, в процессе которого им предлагалось ответить на вопросы анкеты, разбитые на три блока в соответствии с выделенными критериями: когнитивным, мотивационным и поведенческо-деятельностным. За каждый ответ испытуемый получал определенное количество баллов (максимальный балл - 5, а минимальный - 1). Таким образом, максимальное общее количество баллов равнялось 180, а минимальное - 36 баллам.

У каждого курсанта определялся уровень сформированности ценностного отношения к здоровью с использованием следующей шкалы.

От 36 до 83 баллов - низкий уровень сформи-рованности ценностного отношения к здоровью, который характеризовался незнанием и непониманием сущности здорового образа жизни, принципов и требований сохранения и укрепления здоровья, непониманием проблем теории и практики использования здоровьесберегающих технологий, отсутствием понимания требований, предъявляемых к здоровью военнослужащих, отсутствие интереса к проблемам укрепления здоровья; отсутствием стремления к приобретению новых знаний о здоровом образе жизни; отрица-

тельным отношением к занятиям физкультурноспортивной деятельностью как средству гармонического развития в физическом плане, отсутствием желания повышать уровень своей спортивной активности; отсутствием здорового образа жизни, участие в физкультурно-спортивной деятельности и занятиями спортивной подготовкой только по приказу, отсутствием умений и навыков, необходимых для укрепления здоровья, наличием вредных привычек, наносящих ущерб здоровью.

От 84 до 132 баллов - средний уровень характеризуется частичным знанием и пониманием сущности здорового образа жизни, принципов и требований сохранения и укрепления здоровья, некоторым знанием проблем теории и практики использования здоровьесберегающих технологий; бессистемным приобретением знаний о здоровом образе жизни; недостаточной сознательностью в отношении к физкультурно-спортивной деятельности как возможности гармонического развития в физическом плане и повышения своего профессионального уровня, безразличным отношением к получению знаний о здоровье; частичным соблюдением здорового образа жизни, редким участием в досуговой физкультурно-спортивной деятельности, наличием некоторых вредных привычек и действий, наносящих ущерб здоровью.

От 133 до 180 баллов - высокий уровень, который характеризуется наличием обширных знаний и глубоким пониманием сущности здорового образа жизни, необходимости сохранения и укрепления здоровья, пониманием проблем теории и практики использования здоровьесберегающих технологий; активным стремлением курсанта к приобретению новых знаний о здоровом образе жизни через самые разнообразные источники; сознательным отношением к физкультурноспортивной деятельности для гармонического развития в физическом плане и повышения своего профессионального уровня; постоянным соблюдением здорового образа жизни, активным участием в физкультурно-спортивной деятельности для гармонического развития, отсутствием вредных привычек и поступков, разрушающих здоровье.

В результате проведенного опроса у каждого курсанта был определен уровень сформированно-сти ценностного отношения к здоровью, что позволило затем условно распределить респондентов на подгруппы. Данные, полученные на этапе констатирующего эксперимента в экспериментальной и контрольной группах, очень незначительно отличались друг от друга (рис. 1).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

53,00 %

56 %

7,7 ПП % о.

36,00 %

10 %8,00 %

к

□ Экспериментальная группа -

констати рующий эксперимент

:Контрольная группа констатирующий эксперимент

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 1. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение курсантов, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, в соответствии с выявленными уровнями сформированности ценностного

отношения к здоровью (констатирующий этап эксперимента)

Проведенный анализ показал, что курсантов, имеющих низкий уровень сформированности ценностного отношения к здоровью, на констатирующем этапе эксперимента было выявлено 53 % -в экспериментальной группе и 56 % - в контроль-

ной. Курсантов, продемонстрировавших средний уровень сформированности ценностного отношения к здоровью, оказалось, соответственно, 37 % и 36 %, а курсантов, у которых был выявлен высокий уровень сформированности ценностного

отношения к здоровью, оказалось всего 10 % в экспериментальной группе и 8 % в контрольной группе.

Полученные данные свидетельствуют о том, что уровень сформированности ценностного отношения к здоровью у большинства курсантов, принимающих участие в экспериментальной работе, невысок.

По мнению специалистов, исследовавших данную проблему, это вызвано комплексом объективных условий и субъективных факторов, характерных как для современного общества в целом, так и для армии. Среди объективных причин часто называются такие недостатки, как слабый экономический базис развития физкультурного движения, несовершенство его инфраструктуры, отсутствие традиций здорового образа жизни, будничность спортивных мероприятий, низкая эффективность использования нерегламентиро-ванных форм занятий.

К наиболее общим субъективным факторам, препятствующим занятиям, специалисты относят неорганизованность личности (пассивность, неумение организовать активный досуг, быт в целом, нерациональное использование свободного времени и т. д.), отсутствие личной убежденности в необходимости занятий физическими упражнениями, низкий уровень физкультурной грамотности, неразвитость и нестабильность мотивации, интересов и потребностей военнослужащих в освоении ценностей физической культуры. Причины физкультурной безграмотности молодежи, ее равнодушие к своему здоровью многообразны и определяются не столько комплексом перечисленных нами негативных факторов, сколько сложившимся укладом жизни, отношением нашего общества к здоровью людей как к составляющей производственных отношений.

Недостаточный уровень сформированности ценностного отношения к здоровью, выявленный у большинства курсантов, принимавших участие в экспериментальной работе, подтверждает необходимость проведения целенаправленной педагогической работы по формированию ценностного отношения к здоровью с учетом разработанных нами организационно-педагогических условий.

В экспериментальной работе на формирующем этапе эксперимента принимали участие 52 человека: 40 курсантов 1 курса, составивших экспериментальную группу (те же, что участвовали в экспериментальной работе на констатирующем этапе), и штатный офицерский состав в количестве 12 человек, включающий командиров подразделений и офицеров воспитательных

структур в этих частях. С курсантами, составляющими контрольную группу, целенаправленная деятельность по разработанной нами программе, направленной на формирование ценностного отношения к здоровью, не проводилась.

Были поставлены следующие задачи формирующего этапа эксперимента:

- разработать педагогическую программу «Выбор здорового образа жизни!» по формированию ценностного отношения к здоровью у курсантов средствами социально-культурной деятельности;

- апробируя авторскую программу, выявить возможности использования средств социальнокультурной деятельности в воспитательной работе с курсантами с целью формирования у них ценностного отношения к здоровью;

- используя методики, применяемые на констатирующем этапе эксперимента, провести повторное изучение сформированности ценностного отношению к здоровью у курсантов, вошедших в экспериментальную группу;

- провести количественную и качественную обработку полученных данных, сравнить их и сделать итоговые выводы.

Исходя из предмета и задач исследования, соответствующим образом выстраивалась работа на формирующем этапе эксперимента.

Прежде всего, была разработана педагогическая программа «Выбор здорового образа жизни!» по формированию ценностного отношения к здоровью у курсантов средствами социальнокультурной деятельности.

Цель программы «Выбор здорового образа жизни!» - формирование ценностного отношения к здоровью у курсантов средствами социальнокультурной деятельности.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи педагогической деятельности: учить осознавать значимость формирования здорового образа жизни, понимать взаимосвязь физического, психического и нравственного развития человека; развивать двигательные способности, правильно организовывать питание; ставить цель, определять задачи и выбирать средства их достижения по физическому и психическому совершенствованию; уметь рационально организовывать деятельность; развивать потребность в сохранении здоровья (своего и окружающих), прививать устойчивый интерес к здоровому образу жизни, совершенствовать стиль поведения, образ жизни в целях достижения гармонии в физическом, психическом и нравственном здоровье на основе валеологических рекомендаций; непри-

ятие антисоциальных привычек: курения, алкоголизма, наркомании.

Педагогическая работа проводилась с учетом разработанных организационно-педагогических условий.

В процессе педагогической работы использовались различные формы деятельности: массовые (соревнования, акции, праздники, фестивали, конкурсы и пр.); групповые (спортивные занятия, тренинги, видеофильмы, стенды, устный журнал, стенная газета, диспуты, дискуссии и пр.; индивидуальные (беседы, консультации, доверительный разговор и др.). Во все формы занятий были включены задания практического и теоретического характера, направленные на решение проблем здорового образа жизни средствами физической культуры, проводились физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Учебные занятия предусматривали: овладение системой знаний по программе обучения; овладение практическими умениями и навыками выполнения разнообразных физических упражнений; приобретение опыта умственной организации, характеризующейся удовлетворением потребностей в сфере сознательной физической подготовки, направленной на ведение здорового образа жизни.

В предусмотренных двух первых положениях организации и проведения учебных занятий, при всех прочих традиционных моментах, дополнительно моделировались вопросы к военнослужащим, которые формировали в их сознании ряд позиций, предусматривающих содержательное осмысливание предстоящей профессиональной деятельности: создавались ситуации, в которых необходимо было определить отношение к различным сторонам физической подготовки с целью ее реализации в удовлетворении потребностей, направленных на здоровый образ жизни.

В процессе формирования потребностей курсантов особое внимание отводилось целеустанов-ке. Целеустановка предполагает процесс общественной и личной жизни военнослужащего, который психологически и морально готовит его к здоровому образу жизни. Для этого военнослужащим предоставлялась возможность разобраться и проанализировать реальные ситуации: в отношении физического воспитания военнослужащих в Вооруженных Силах, в отношении приобретения теоретических и практических занятий курсантами, а также прокомментировать отдельные мероприятия, в которых могли иметь место столкновения военнослужащих с социальными и естественными условиями, факторами, законо-

мерностями, которыми необходимо было овладеть, чтобы вести здоровый образ жизни. Речь идет о том, чтобы вся деятельность военнослужащего в процессе обучения и в свободное время была пронизана целью вести здоровый образ жизни.

Особое внимание отводилось обучению военнослужащих средствам самоконтроля. Под самоконтролем понимается ряд мероприятий, проводимых самими военнослужащими в целях активного наблюдения за состоянием своего здоровья во время занятий различными видами спортивных упражнений (со специфической и неспецифической направленностью). Самоконтроль включал в себя простые, доступные всем методы наблюдения.

Проводилась целенаправленная работа по подготовке командного состава к осуществлению педагогической деятельности по формированию ценностного отношения к здоровью у курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности. Участие в педагогической работе приняло 12 человек из числа командиров и организаторов культурно-досуговой деятельности.

Для проведения педагогической деятельности были разработаны лекции-беседы и семинары по проблеме формирования ценностного отношения к здоровью у курсантов военных вузов средствами социально-культурной деятельности, на которых все участники были ознакомлены с программой «Выбор здорового образа жизни!». Были обсуждены этапы внедрения программы в воспитательный процесс, создание оптимальных условий для формирования ценностного отношения к здоровью у курсантов.

После подготовки командиров с экспериментальной группой курсантов в течение 10 месяцев проводилась специальная педагогическая работа по формированию ценностного отношения к здоровью. В контрольной группе занятия проводились по общепринятой методике в каждой из установленных и утвержденных форм.

После осуществления целенаправленной педагогической деятельности с курсантами по разработанной нами программе «Выбор здорового образа жизни!» было проведено повторное анкетирование с помощью анкеты, применяемой нами в процессе констатирующего эксперимента.

У каждого курсанта определялся уровень сформированности ценностного отношения к здоровью. В соответствии с выявленными уровнями все курсанты были условно распределены на подгруппы. Анкетирование показало, что уровень сформированности ценностного отношения к здо-

ровью у курсантов, вошедших в экспериментальную группу, значительно повысился.

Контрольный эксперимент предполагал сравнительный анализ результатов, полученных на констатирующем и формирующем этапах эксперимента.

Результаты сравнительного анализа показали четкую положительную динамику сформирован-ности ценностного отношения к здоровью у курсантов, вошедших в экспериментальную группу (рис. 2).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

□ Экспериментальная группа до проведения педагогической работы

□ Экспериментальная группа после проведения педагогической работы

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 2. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая динамику сформированности ценностного отношения к здоровью у курсантов, вошедших в экспериментальную группу (контрольный этап эксперимента)

Сравнительный анализ уровней сформированности ценностного отношения к здоровью у курсантов, вошедших в экспериментальную группу, до и после проведения опытно-эксперимен-тальной работы по составленной на-

ми программе доказывает эффективность педагогической работы.

Кроме того, мы сравнили итоговые результаты, полученные в экспериментальной и контрольной группах (рис. 3).

60%

50%

40%

30%

20%

10%

0%

37%

16,00%

50,00% 51,00%

33 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■н

3,00 %

□ Экспериментальная группа - контрольный эксперимент

□ Контрольная группа -контрольный эксперимент

Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень

Рис. 3. Сравнительная диаграмма, демонстрирующая условное распределение курсантов, вошедших в экспериментальную и контрольную группы, в соответствии с выявленными уровнями сформированности ценностного отношения к здоровью (контрольный этап эксперимента)

Как и предполагалось, целенаправленная педагогическая работа с курсантами по разработанной нами программе, включающая ознакомление курсантов с основными правилами, определяющими развитие потребностей к здоровому образу жизни средствами физической культуры и спорта; использование различных средств воздействия на свое физическое состояние; обучение приемам самоконтроля; использование средств массовой информации; составление различного рода программ, направленных на формирование здорового образа жизни, существенно повлияли на уровень сформированности ценностного отношения к здоровью у курсантов, вошедших в экспериментальную группу.

Данное утверждение полностью доказало первоначально выдвинутую гипотезу исследования.

* * *

SKILLED EXPERIMENTAL STUDY ON FORMATION OF THE VALUABLE RELATION TO MILITARY COLLEGES CADETS’ HEALTH BY MEANS OF SOCIAL CULTURAL ACTIVITY

K. N. Fadkin

In article the description and results of skilled experimental work on formation of the valuable relation to military colleges cadets’ health by means of social cultural activity are presented, pedagogical research on approbation of the author's program is carried out.

Key words: pedagogical activity, formation of valuable relation to health, means of social cultural activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.