Научная статья на тему 'Опыт живущего краеведения (к 100-летию Общества изучения Прикамского края)'

Опыт живущего краеведения (к 100-летию Общества изучения Прикамского края) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
192
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Опыт живущего краеведения (к 100-летию Общества изучения Прикамского края)»

Ерастов В.С. Опыт живущего краеведения

Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 134-139 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

Ерастов Виктор Сергеевич Сарапульский политехнический институт

(филиал ИжГТУ) ti@sarapul.biz

ОПЫТ ЖИВУЩЕГО КРАЕВЕДЕНИЯ (к 100-летию Общества изучения Прикамского края)

В 1913 году в Сарапуле было учреждено Общество изучения Прикамского края. Сейчас материалы Общества столетней давности являются объектом изучения для современных историков и краеведов. Разве это не является свидетелем живущего уже через века краеведения? Видимо, Богу было так угодно, что последние двадцать лет я оказался если не во главе, то рядом со множеством реализованных краеведческих проектов. Причем, не могу сказать, что какой-то из них важный или нет, а какой-то самый главный. Я живу, и краеведение живет вместе со мной. Если взять последние события, то недавно мне довелось судить интеллектуальное соревнование в техникуме Машиностроения и информационных технологий, посвященное 400-летию Дома Романовых. Это было и ярко и красиво. А в выходные провели народную экскурсию, посвященную 100-летию Романовского моста, построенного к 300-летию Императорского Дома. И это было замечательно. А еще за неделю до этого мы гуляли до Свя-то-Никольского храма на любви в Ершовке. И эта экскурсия тоже оставила неизгладимые впечатления.

Я от души рад тому, что то, что интересно мне, другим краеведам, профессиональным историкам - интересно еще сотням и тысячам наших сограждан. В годы советской власти пытались начать новое летоисчисление и переписать историю с точки зрения марксистко-ленинского мировоззрения. Последние двадцать лет, без очевидных успехов, пытаемся выстроить «новую» Россию. Но именно историческая наука, в масштабах всей страны, и краеведение, в масштабах края, республики, города, позволяют нам восстановить преемственность практически всего в единое

134

Ерастов В.С. Опыт живущего краеведения

Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 134-139 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

целое - отвечая на вопросы: «Кто мы? Где мы живем? Чем мы живем?» И, по-моему, именно этим они интересны людям, казалось бы, далеким от истории и краеведения.

Разрушавшийся на протяжении практически 20 лет храмовый комплекс Покрова Пресвятой Богородицы - это что? Культовое здание? Памятник истории? Памятник архитектуры? Как к нему относиться? И именно здесь, в музее, историки и краеведы собрали не десятки, тысячи подписей граждан к Высокопреосвященейшему Владыке Николаю и Президенту Удмуртии с ходатайством не оставить достопримечательность без внимания. Да, не сразу. Даже не через год. Да, не одними подписями. Заботами республиканских властей нашелся меценат - президент РуссНефти М.С. Гуцериев. И результат мы видим! Пусть не полностью. Пусть даже не наполовину. Пусть на треть. Но Покровская церковь восстановлена. И именно через Покровскую церковь - старейшую церковь города, республики, края - мы все, вне зависимости от религиозных убеждений и вероисповедания, можем почувствовать себя сопричастными и с горожанами XX века, и с XIX, и с XVIII.

Через Казанский крестный ход в Сарапуле мы могли почувствовать себя сопричастными не только с XVIII, а с XVII веком! Событии настолько знаковом, что дореволюционные энциклопедии в статьях о городе, упоминают о нем как одном из ключевых характеристик Сарапула. Зоя Ерошкина в повести «На реке» описывает Сарапульский Казанский крестный ход как самое яркое детское впечатление. Казалось бы, Крестный ход - не материальный объект, но через него, в то, что называется «здесь и сейчас» не просто многовековая сарапульская история - и Ермак, и Пугачевское восстание, и Вознесенский собор, и святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Фёдоровна! Кто-то из историков, принявший участие в первом после перерыва Крестном ходе, далеко не православных убеждений, на мой вопрос: «Что вы-то тут делаете?», ответил, практически, по-булгаковски: «Здесь делается история!» Вот маленький пример, как наше краеведение оживляет века и объединяет поколения: когда для одного из крестных ходов, пожалуй, впервые за сто пятьдесят лет, из киота из-

135

Ерастов В.С. Опыт живущего краеведения

Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 134-139 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

влекли список березовской иконы Святителя Николая в Воскресенской церкви - на ее обороте обнаружили дарственную надпись от Андрея Анисимовича Башенина. Отца Павла и Петра Башениных.

Реализуемые краеведческие проекты - самых разных категорий, самых разных направлений, самой разной протяженности. Жаль, что в некоторые восстановленные традиции, казалось бы, и яркие, и красивые, и востребованные, вдруг вновь прерываются.

Новогодний бал в бывшей женской гимназии - школе № 15 - проводящийся на Старый новый год 13 января с 2007 года из-за ремонта актового зала был сначала радушно принят на Даче Башенина, а в прошлом году совсем не проводился, но в этом году состоялся вновь. Сейчас, когда закончен ремонт актового зала, есть надежда, что традиция более не прервется. В тоже время, у взрослого, общегородского новогоднего бала, появился, заботами директора - Татьяны Сергеевны Дементьевой, «младший брат» - сиреневый бал для младших школьников, гимназисток и реалистов.

Наш издательский проект «Память Сарапула» (См. [1], [2], [3], [4], [5]), казалось бы, давно закончен. Книги, запланированные к изданию, напечатаны и нашли своих читателей. Но проект продолжается уже без моего участия. Книги и издаются, и переиздаются.

Народные экскурсии по Сарапулу проводятся вне расписания. Они начинались с объявления: «я пойду гулять» и прирастали самыми разными людьми. Потом Татьяна Борисовна Пеганова как-то назвала их народными, и это наименование прижилось. Мы гуляем уже больше десяти лет. Причем, сарапульские народные экскурсии - это не просто интересное совместное времяпровождение. Во время народных экскурсий отрабатываются маршруты, которые потом могут стать предметами коммерческого использования - как это стало, например, с музейным туристическо-экскурсионным маршрутом «Тропа Надежды». Во время народных экскурсий появляются новые факты, подтверждаются или опровергаются краеведческие гипотезы. Например, во время нашей прогулки по улице Пролетарской (Мещанской) к Николаю Леонидовичу Решетникову подо-

136

Ерастов В.С. Опыт живущего краеведения

Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 134-139 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

шел какой-то дед, и показал точное расположение колокольного завода Рябинина.

В качестве развития идеи народных экскурсий появился проект «Однёрка». Когда в Сарапуле так назвали автобусный маршрут, я возражал: это безграмотно, в русском языке нет такого слова, и т.д. Но, с появлением автобусных маршрутов № 19, 91, 51 - первый исчез! И вдруг, чего-то стало не хватать. Как будто Сарапул потерял часть своей самоидентификации. В результате, «Однерка» периодически появляется в обычном рейсовом автобусе 19 маршрута с комментариями о городских достопримечательностях по ходу движения, о первом в Сарапуле автобусе от порта до железнодорожного вокзала.

Отрадно, что краеведение перестало быть уделом энтузиа-стов-одиночек или «огородом» профессиональных историков. Массу интересных проектов реализуют библиотеки и школьные музеи, книжные серии: А.А. Мельникова [6], [7] и «Культурный слой» Н.С. Запорожцевой [8], [9] ,[10]. Краеведение вошло в школьную программу, и у нас есть замечательный учебник Т.Б. Пегановой [11]. Нами накоплен богатый опыт. Сарапулу есть чем гордиться и делиться в области развития краеведения и его продвижения. А у меня есть надежда, что в результате появятся поколения сарапульцев, которые любят и знают родной город и используют наше живое краеведение для его процветания.

Источники и библиография

1. Повесть о рыжей девочке [Текст]: [повесть] / Л. Будогоская ; [идея проекта В.С. Ерастов ; редкол.: Г. Р. Ахтамянова и др. ; сост. слов. Е. М. Те-бенькова]. - Сарапул : [б. и.], 2005. - 117, [2] с. : ил. ; 25 см. - (Проект "Память Сарапула"). - Словарик устаревших слов: с. 115-116. - В содерж.: Писательница Л. Будогоская / Л. Пантелеев. Сарапул в "Повести о рыжей девочке"; Герои повести - сарапульцы ; Еще одна "рыжая девочка" ; О чем рассказала и о чем не рассказала "Повесть о рыжей девочке". - 1000 экз.. -ISBN 5-901304-13-6

137

Ерастов В.С. Опыт живущего краеведения

Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 134-139 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

2. Записки кавалерист-девицы [Текст] / Н. А. Дурова; [Н. А. Дурова; [идея проекта В. С. Ерастов; вступ. ст. О. Г. Лукас ; редкол. : Г. Р. Ахтямова и др.].

- Сарапул: МУП "Сарапульская типография”, 2006. - 344 с.: ил. - (Проект «Память Сарапула»). - 1500 экз.. - ISBN 5-901304-18-7

3. В уездном городе «С» / Сборник произведений А. Вештомова, Н. Дуровой, Н. Блинова, И. Воронцова, С. Миловского, Н. Ончукова, Д. Зеленина. Идея проекта - В.С. Ерастов; Сост. - Т. Б. Пеганова; дизайн - Т. А. Кустова; Редакционная коллегия: Г. Р. Ахтамянова, Л. Ю. Быкова, С. В. Креклина, О. Г. Лукас, В. Л. Мурашкина, Т. Б. Пеганова, Н. Л. Решетников;.

- Сарапул: [б.и.], 2008 (МУП «Сарапульская типография»). - 290 с.: ил. -(Проект «Память Сарапула»).

4. На реке [текст] / З.А. Ерошкина; [Вступ.ст. - Пеганова Т.Б.; Худож. -Машкина Л.Г.; Идея проекта - В.С. Ерастов ; Ред. Коллегия: Ахтамянова Г.Р., Быкова Л.Ю., Креклина С.В., Лукас О.Г., Пеганова Т.Б., Сухинина С.Ю.]. - Сарапул : 424 с. ил., вкл., цв., ч/б фото, карты, схемы, репрод. -(Проект «Память Сарапула»). -1500 экз.

5. Эпоха с красной строки: сборник / Сборник. Сост. - Т.Б. Пеганова; дизайн - Т.В. Чикурова, Т.А. Кустова; идея проекта - В.С. Ерастов; Ред.коллегия - Г.Р. Ахтамянова, Л.Ю. Быкова, С.В. Креклина, О.Г. Лукас, В.Л. Мурашкина, Т.Б. Пеганова, Н.Л. Решетников.; дизайн - Т.В. Чикурова, Т.А. Кустова. - Сарапул: [б.и.], 2009 (МУП «Сарапульская типография»). -440 с.: ил. - (Проект «Память Сарапула»).

6. Мельников, Анатолий Александрович. Сарапул культурный / А.А. Мельников. - Сарапул, 2008. - 84 с.: ил.

7. Мельников, Анатолий Александрович. Здравоохранение Сарапула / А.А. Мельников. - Сарапул, 2008. - 92 с.: ил.

8. Запорожцева Н.С. Из дома Кульвеца в Удельную контору. — Сарапул, 2011. — 147 с. ил., табл.. (Проект «Культурный слой»). - ISBN 978-5-901304-37-2

9. Миловский, С.Н. Хрустальное яблоко [Текст]: рассказы / С.Н. Милов-ский; сост. Н.С. Запорожцева. - Сарапул: [б.и.], 2011 (МУП "Сарапульская типография"). - 358 с.: ил. (Проект «Культурный слой»).

138

Ерастов В.С. Опыт живущего краеведения

Войны начала ХХ века и Прикамье. / Иднакар: методы историко-культурной реконструкции [Текст]: научно-практический журнал. № 8 (25). 2014, С. 134-139 Режим доступа: http://elibrary.ru/title about.asp?id=33940

10. Миловский, С.Н. Неизреченный свет: рассказы / С.Н. Миловский; ред.-сост. Н.С.Запорожцева. - Сарапул: [б.и.], 2012 (МУП "Сарапульская типография”). - 344 с.: ил. (Проект «Культурный слой»).

11. Пеганова, Т.Б. Город - дорог: кн. для чтения по краеведению для младшего школьного возраста / Т.Б. Пеганова. - 2-е изд., перераб. и доп. -Сарапул: [б.и.], 2011 (МУП г. Сарапула «Сарапульская типография») - 120 с.: ил.

139

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.