местной вытяжной вентиляции установлены на металлических площадках без укрытия на высоте 4 м. Все коммуникации, в том числе воздуховоды сечением 2Х I м, расположены под потолочным перекрытием.
На первом этапе были проведены следующие мероприятия: сборочные цеха и конторские помещения механических цехов огорожены металло-стеклянными перегородками высотой 3,5 м; цех обработки неметаллов выделен из общего зала в особое помещение за кирпичную стену, каркасный цех, расположенный в середине зала, переведен в торец здания, что позволило улучшить условия труда.
На втором этапе были проведены инструментальные замеры шума (без определения его спектра) шумомером Ш-ЗМ по шкалам «А» и сС». Полученные результаты шумовых характеристик помещений и оборудования были проанализированы в акустической лаборатории санэпидстанции Москвы. После этого осуществили следующие профилактические мероприятия: конторские помеЧцения механических цехов и сборочных были укрыты шумо-поглощающими потолками, благодаря чему шум снизился на 9 дБ; вентиляторы местной вытяжной вентиляции отгородили кирпичными стенами с шумопоглощающими прокладками (шум снизился на 9—20 дБ); циклоны из деревообрабатывающего цеха были вынесены на улицу (шум снизился на 20 дБ); станки с высокими шумовыми характеристиками установили на бетонные основания.
На третьем этапе было проведено тщательное обследование отдельных единиц оборудования с определением параметров шума по частотному спектру.
Обследование по выявлению источников шума проводили методом исключения. Определили шумовой фон предприятия по шкалам «А» и «С» (в выходные дни). Полученные результаты замеров нанесли на план завода по точкам замеров. Определили громкость шума от общеобменной вентиляции и местной вытяжной вентиляции рабочих мест. монтажников. При этом выяснилось, что шум от общеобменной вентиляции завода не превысил, а шум от местной вытяжной вентиляции превысил предельно допустимые нормы. Таким образом, источниками шума служили станочное оборудование и местная вытяжная вентиляция.
Оцененные параметры шума позволили составить план мероприятий по его снижению.
Голтовочные барабаны были облицованы резиной толщиной 20—30 мм (ГОСТ 7338-65), при этом шум снизился на 12—20 дБ. Эти барабаны поместили в металлические кожухи с дверцами, стенки кожухов также облицовали резиной, что привело к снижению шума до нормы. На пылеотсосах ЗИЛ-900 были установлены шумопоглощающие устройства. Шум от каждой установки снизился на 9—15 дБ. Демпфирование подающих труб на токарных автоматах резиновыми и песчаными прокладками снизило шум на 1—6 дБ. Такого же снижения добились путем укрытия дутьевых вентиляторов кожухами в кузнице. На 5 дБ был снижен шум от настольных штампов благодаря установке их на резиновые прокладки.
Были установлены также амортизаторы на рабочих местах обрубки литья (деревянные), в станочном парке (ГОСТ ОВ-31). Зачистный рихтовочный участок был выведен в отдельное помещение, облицованное шумопоглощающей плиткой. Жестяночные работы стали производить во 2-ю смену, когда работает небольшое количество рабочих.
Трр этапа выполненных работ дали значительное снижение шума на заводе.
Поступила 28/1 1975 г.
УДК 814.7:628.517.2
О. Г. Крестинская, канд. техн. наук В. Г. Немзер, Л. Н. Самойлович ОПЫТ ЗАЩИТЫ ОТ ТРАНСПОРТНОГО ШУМА
Нефтяной институт им. М. Д. Миллионщикова и городская санэпидстанция, г. Грозный
В шумовом фоне современных городов доминирует транспортный шум, уровни которого непрерывно возрастают с увеличением транспортного парка и связанной с этим интенсивности движения, мощностей моторов и скоростей движения (И. А. Карагодина и соавт.; М. Порт; Г. Л. Осипов).
В 1969 г. в г. Грозном впервые был измерен уровень транспортного шума на основных магистралях. Инструментальные замеры проводили шумомером Ш-63. Оказалось, что шум превышает 90 дБ А.
С целью его снижения был выполнен комплекс мероприятий. В частности, запрещено движение тракторов, обслуживающих сеть общественного питания и торговли и создающих шум до 90 дБ А. Вместо них стали использоваться легковые автофургоны. Уровень шума от этого снизился до 80 дБ А (т. е. на 10 дБ А). Запрещен выход из парка автомашин и трамваев с техническими неисправностями, создающими шум. Это привело к его снижению на 5—8 дБ А. При ремонте автодорог перекрестки стали покрываться асфальтобетоном вместо бетона. При скорости движения машин, равной 60 км/ч, это снизило уровень шума на 4—6 дБ А («при аналогичном покрытии мостовых достигается еще большее снижение уровня шума» [Шребер Людвиг]). Однако снижение шума в результате выполнения ряда мероприятий, к сожалению, перекрывалось ростом интенсивности движения. К 1971 г. в некоторых районах, на отдельных участках дорог средний уровень шума возрос.
2 шз а 4
Рис. 1. Шумовая карта г. Грозного (1973).
1 — уровень шума выше 90 дБ А: 2 — уровень шума 80—90 дБ А; 5— уровень шума 70— 80 дБ А: 4 — уровень шума меньше 70 дБ А.
Новые замеры уровней транспортных шумов с 1972 г. проводили согласно методике, разработанной в Московском инженерно-строительном институте им. В. В. Куйбышева совместно с Научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (О. С. Расторгуев и со-авт.), точным импульсным шумомером типа РБ1-202 фирмы ИГГ (ГДР). В соответствии с этой методикой расчетным считается уровень звука, измеренный или рассчитанный на расстоянии 7,5 м от первой полосы движения (в децибелах А) в зависимости от интенсивности движения транспорта в обоих направлениях (экипаж/час). Время подсчета — 20, 30 и 60 мин. За расчетное принимали движение в часы «пик». На определенных участках автодороги определяли скорости движения транспорта и его состав в процентном отношении (легковой, общественный, грузовой, рельсовый). На основании полученных данных составляли суточные графики распределения средних уровней шумов на основных магистралях.
Для снижения транспортного шума, возросшего в 1971—1972 гг. (из-за увеличения интенсивности движения), были выполнены дополнительные мероприятия.
Так, из центра города на одну из периферийных улиц вынесен автовокзал. Этим был устранен шум, создаваемый междугородними автобусами, т. е. уровень шума в центре города понизился с 90 до 75—80 дБ А. Запрещено движение грузового транспорта общим весом свыше 3,5 ш по центральным улицам. К ним относились улица Красных фронтовиков, проспект Победы, Дагестанская, Партизанская и Комсомольская улицы, проспект им. С. Орджоникидзе и др.).
Эффективность этих мероприятий показана на шумовой карте г. Грозного 1973 г. (рис. 1), а динамика снижения шума на центральных улицах города— на рис. 2. Уровень шума на центральных улицах города в 1973 г. доведен в среднем до 80 дБ А, что соответствует допустимому уровню внешнего шума легковых автомобилей (согласно проекту ГОСТ «Допустимые уровни внешнего и внутреннего шума автотранспорта», разработанному Научно-исследовательским автомоторным институтом.
Анализ данных, полученных в результате измерений, показал, что шум неодинаков в различных районах города; максимальный уровень его (свыше 90—95 дБ А) наблюдается в северо-западной зоне, а минимальный (50—55 дБ А) — в восточном и юго-восточном районах, где преобладает застройка жилыми и общественными зданиями. Отсутствие окружной (объездной) дороги приводит к значительной перегрузке центральных магистралей и повышению уровня шума на них до 95—100 дБ А. Совмещение 3 видов транспорта — трамвая, железной дороги Министерства путей сообщения и железнодорожной магистрали местного значения, а также автодороги в Заводском районе — служит одной из причин повышения шума до 100—110 дБ А.
По мере уменьшения расстояния от дороги до красной линии застройки замечено возрастание шума, по-видимому, за счет отражения звуковой энергии от последней. Зеленая изгородь из кустарника и деревьев вдоль некоторых кварталов улиц (Рабочая и Первомайская, проспект Победы, Ильинская, им. Чичерина и др.) снижает уровень шума на 1—1,5 дБ А при ширине полосы 5—6 м.
Как известно, непрерывный рост интенсивности движения транспорта влечет за собой повышение среднего уровня шума на 1—2 дБ А в год, а общего шумового фона — на 1 дБ А (М. Порт). С учетом этого на основе метода прогнозирования (изложенного в методике составления шумовой карты города, разработанной Московским инженерно-строительным институтом им. В. В. Куйбышева и Научно-исследовательским институтом гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана (О. С. Расторгуев и соавт.), " вычислены предполагаемые уровни транспортного шума в г. Грозном на 1975 г.
Г7Ц
Рис. 2. Динамика снижения шума на центральных улицах города.
а — улица им. В. И. Ленина: б\— проспект Революции. Остальные обозначения те'же, что на рис. 1.
Данные шумовых карт учитывает главный архитектор при выдаче архитектурно-планировочных заданий на застройку городских участков с включением мероприятий, предусматривающих снижение уровней шума и обязательным их исполнением к моменту ввода объектов в эксплуатацию. Одним из примеров этого является проект реконструкции центральной магистрали города—улицы им. В.И.Ленина.
Выводы
1. Систематический контроль за состоянием шумового режима на основе анализа регулярно корректируемых шумовых карт позволяет своевременно реагировать на его изменение.
2. Наиболее эффективным средством снижения интенсивности движения транспорта в центральной части города и тем самым снижения уровня шума явится разгрузка главных городских дорог в связи с вводом в эксплуатацию в 1975 г. объездной кольцевой автомагистрали. По расчетным данным, это позволит снизить уровень шума в центральной части города на 10—15 дБ А.
3. Зеленая изгородь вдоль тротуаров способствует снижению шума на 1—1,5 дБ А.
4. Эффективным средством снижения уровня шума (на 4—5 дБ А) является покрытие перекрестков и мостовых асфальтобетоном.
1ЛИТЕРАТУРА. Карагодина И. А., Осипов Г. Л., Шишкин И. А. Борьба с шумом в городах. М., «Медицина», 1972.—Осипов Г. Л. Защита зданий от шума. М., Стройиздат, 1972. —Порт М. Архитектура и автомобиль. — «Строит-во и архитектура», 1973, № 6, с. 25. — Расторгуев О. С., СолдаткинаС. А., Карагодина И. А. Методика составления шумовой карты города. — «Гиг. и сан.», 1972, № 10, с. 62. — III ребер Л. Расчет транспортного шума в зоне проложения дорог. — «Строит-во и эксплуатация автомобильных дорог». (Экспресс-информация), 1969, № 26, с 30—35.
Поступила 23/XII 1974 г.
УДК 613.287:576.851.49<SHIGELLA)
А. А. Рындич, С. Р. Хомик
К ВОПРОСУ О САНИТАРНО-БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКЕ МОЛОКА И КИСЛОМОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ
Ростовский-на-Дону научно-исследовательский институт эпидемиологии, микробиологии и гигиены
Существующая инструкция о порядке расследования н учета пищевых отравлений с методикой бактериологических исследований при пищевых отравлениях (1962) из-за сложности их биоценоза не обеспечивает достаточного выявления патогенной микрофлоры. С целью улучшить выделение патогенной кишечной микрофлоры из мешочных продуктов С. Р. Хомик1 разработала методику бактериологических исследований с количественным определением как возбудителей, так и санитарно-показательной микрофлоры. Эту методику мы использовали при проведении наших исследований.
По данной методике на протяжении 2 лет, в течение которых не были зарегистрированы вспышки дизентерии молочного происхождения, исследовали молоко и кисломолочные продукты, доставляемые с молочного завода и из торговой сети. Проанализировано 500 проб, в том числе 165 проб молока, 93 — кисломолочных продуктов, 180 — сметаны и творога и 62 прочие пробы (мороженое, детские молочные смеси, сыр, крем, масло).
В результате из 7 проб сметаны и 3 проб творога выделены 10 лактозонегативных культур. При идентификации этих культур оказалось, что 2 из них (выделенные из сметаны) были шигеллами Зонне и Флекснера, 2 культуры идентифицированы как сальмонеллы группы (0-41), 1— как сальмонелла gallinarum-hylorum и 5 бактерий Аризона. Кроме того, в 5% проб молока и молочных продуктов обнаружен протей, а в 14,3% — гемолитический стафилококк.
Согласно стандарту 9225-68, в молочных продуктах учитываются только цитратнега-тивные разновидности кишечных палочек, не дающих роста на средах Козера и Симмонса. Для определения частоты их распространения в молочных продуктах мы идентифицировали путем посева на среду Симмонса по 10 лактозопозитивных колоний. В молочных продуктах обнаружены в основном (в 89,1 % случаев) цитратнегативные кишечные палочки — показатели свежего загрязнения. Цитратпозитивные кишечные палочки (aerogenes) найдены всего в 11,9% проб.
1 X о м н к С. Р. Методические указания по улучшению выделения патогенных бактерий кишечной группы из воды, молока и молочных продуктов. Издано Министерством Здравоохранения РСФСР 26/ХП 1969 г.