Научная статья УДК 341.1/8
https://doi.org/10.24158/tipor.2023.8.29
Опыт Японии в области исследования и использования космического пространства: национальные и международно-правовые аспекты
Марина Евгеньевна Мунтян1, Егор Русланович Сигаури-Горский2
■^Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО МИД России), Москва, Россия ■m.e.muntyan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0650-7243 2sigores@outlook.com, https://orcid.org/0000-0002-6879-3065
Аннотация. Рассматривая опыт Японии в области исследования и использования космического пространства, авторы отмечают, что законодательство Японии о космической деятельности отличается наличием целого ряда нормативно-правовых актов, что обусловлено стремительным развитием космических технологий на национальном уровне, а также изменениями в государственной правовой политике в данной сфере за последние десятилетия. Подчеркивается, что, несмотря на уже давно существующие у частных операторов программы по проведению суборбитальных полетов, японский законодатель не включил их в сферу действия национального законодательства в отношении космической деятельности. Отмечается, что законодательство Японии предусматривает обязательное финансовое покрытие рисков, связанных с участием частных лиц в космической деятельности. Данное требование представляется особо актуальным с учетом опасностей, связанных с использованием группировок спутников, а также малых спутников и наноспутников, которые, обладая довольно ограниченной возможностью внешнего управления, могут стать причиной столкновений и нарушения безопасности космического движения. Подчеркивается ведущая роль Японии в региональных космических форумах и формировании современной международно-правовой концепции исследования и использования космического пространства.
Ключевые слова: Япония, международное космическое право, национальное космическое законодательство Японии, космические ресурсы, правовое регулирование космической деятельности, дистанционное зондирование Земли, космическая деятельность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, правовая политика в космической сфере
Финансирование: инициативная работа.
Для цитирования: Мунтян М.Е., Сигаури-Горский Е.Р. Опыт Японии в области исследования и использования космического пространства: национальные и международно-правовые аспекты // Теория и практика общественного развития. 2023. № 8. С. 226-233. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.8.29.
Original article
Japan's Experience in the Exploration and Use of Outer Space: National and International Legal Aspects
Marina E. Muntyan1, Egor R. Sigauri-Gorsky2
12Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO), Moscow, Russia 1m.e.muntyan@yandex.ru, https://orcid.org/0000-0003-0650-7243 2sigores@outlook.com, https://orcid.org/0000-0002-6879-3065
Abstract. Considering Japan's experience in the exploration and use of outer space, the authors stress out that Japanese legislation on space activities is characterized by the presence of a number of normative legal acts, which is due to the rapid development of space technologies at the national level, as well as changes in state legal policy in this area in recent decades. It is emphasized that, despite the long-standing suborbital flight programs of private operators, the Japanese legislator has not included them in the scope of national legislation on space activities. Reference is made to the fact that Japanese law provides for mandatory financial coverage of risks associated with the participation of private individuals in space activities. This requirement is particularly relevant in view of the dangers associated with the use of constellations of satellites, as well as small satellites and nanosatellites, which, with their rather limited external control capability, may cause collisions and disrupt the safety of space traffic. In conclusion, Japan's leading role in regional space forums and in shaping the modern international legal concept of the exploration and use of outer space is emphasized.
Keywords: Japan, international space law, national space legislation of Japan, space resources, legal regulation of space activities, Earth remote sensing, space activities in the Asia-Pacific region, legal policy in the space sector
© Мунтян М.Е., Сигаури-Горский Е.Р., 2023
Funding: Independent work.
For citation: Muntyan, M.E. & Sigauri-Gorsky, E.R. (2023) Japan's Experience in the Exploration and Use of Outer Space: National and International Legal Aspects. Theory and Practice of Social Development. (8), 226-233. Available from: doi:10.24158/tipor.2023.8.29 (In Russian)
Япония, наряду с Индией и КНР, в настоящий момент находится в авангарде азиатских государств, последовательно придерживающихся развития космической деятельности. Это подтверждается не только внутригосударственной политикой по развитию инициатив и проектов в сфере космической деятельности, но и широким участием страны в международных договорах по космосу. Так, Япония стала одним из первоначальных участников Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в 1967 г.1, а в 1983 г. присоединилась к другим универсальным международным договорам в сфере космической деятельности, среди которых: Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство 1968 г.2, Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.3 и Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство 1975 г.4 Примечательно, что Япония, как и ряд других космических держав, не присоединилась к Соглашению 1979 г. по Луне5.
Во второй половине XX в. перед Японией встал вопрос о дальнейшем векторе развития в космической сфере. У.Д. Рэй в 1991 г. писал, что в рамках дальнейшего пути расширения космической деятельности Японии ее политика «раскачивается подобно маятнику» в двух направлениях: автономии и интернационализма (Wray, 1991: 464). Рассматривая путь Японии в космической сфере в конце XX и в начале XXI вв., можно сказать, что правительство страны все же в большей степени склоняется к «автономии», сохраняя при этом активную роль в международном космическом сотрудничестве.
На 60-ой сессии Юридического подкомитета Комитета по использованию космического пространства в мирных целях (далее - КОПУОС), проведенной в Вене 31 мая - 11 июня 2021 г., был особо отмечен вклад Японии в совместную программу Управления ООН по вопросам космического пространства и JAXA (англ. Japan Aerospace Exploration Agency - Японское агентство аэрокосмических исследований) под названием KiboCUBE6. CubeSat - это вид малых спутников, используемых в основном в научных целях и состоящих из одной или нескольких кубических единиц размером 10 х 10 х 10 см и весом чуть более 1 кг (Davies, Woodburn, 2021: 51). Впечатляюще малый размер CubeSat, а также их способность оперативно подключаться к другим миссиям в качестве вспомогательного компонента означают, что они невероятно экономичны в проектировании, производстве, запуске и выводе на орбиту. Как результат, данные спутники предлагают субъектам космической деятельности, обладающим весьма ограниченным бюджетом, помощь в развитии их космического потенциала. Суть программы KiboCUBE заключается в предоставлении образовательным и исследовательским учреждениям из развивающихся стран возможности
1 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19 декабря 1966 года) [Электронный ресурс] // ООН. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/outer_space_governing.shtml (дата обращения: 24.08.2023).
2 Соглашение о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство (принято резолюцией 2345 (XXII) Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1967 года) [Электронный ресурс] // ООН. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/astronauts_rescue.shtml (дата обращения: 24.08.2023).
3 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (принята резолюцией 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1971) [Электронный ресурс] // оОн. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/damage.shtml (дата обращения: 24.08.2023).
4 Конвенция о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство (принята резолюцией 3235 (XXIX) Генеральной Ассамблеи ООН от 12.11.1974) [Электронный ресурс] // ООН. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/objects_registration.shtml (дата обращения: 24.08.2023).
5 Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах (принято резолюцией 34/68 Генеральной Ассамблеи ООН от 05.12.1979) [Электронный ресурс] // ООН. Конвенции и соглашения. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/moon_agreement.shtml (дата обращения: 24.08.2023).
6 Доклад Юридического подкомитета о работе его шестидесятой сессии, проведенной в Вене 31 мая -11 июня 2021 года. Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Шестьдесят четвёртая сессия Вена, 25 августа - 3 сентября 2021 года [Электронный ресурс] // Генеральная Ассамблея ООН. URL: https://cms.unov.org/dcpms2/api/finaldocuments?Language=ru&Symbol=A/AC.105/1243 (дата обращения: 24.08.2023).
разработать собственный CubeSat и запустить его с японского экспериментального модуля Kibo МКС. Так, благодаря KiboCUBE в космос были отправлены первые спутники Кении и Гватемалы, а также разработан первый молдавский спутник TUMNanoSAT1.
На упомянутой сессии Юридического подкомитета был представлен доклад стран-участников Инициативы по национальному космическому законодательству Азиатско-Тихоокеанского регионального форума космических агентств (англ. Asia-Pacific Regional Space Agency Forum) о состоянии их национального космического законодательства. В докладе выделены достижения Японии в области исследования и использования космического пространства, среди которых: наличие собственных ракет-носителей и зондирующих ракет; функционирование частных структур, занимающихся разработкой и запуском космических аппаратов; эксплуатация метеорологических спутников и навигационных спутниковых систем; реализация космических научных и исследовательских спутниковых программ; осуществление пилотируемой космической деятельности; наличие собственного космического агентства JAXA; работа неправительственных организаций, содействующих развитию коммерческой космической деятельности; наличие государственного механизма возмещения расходов частного субъекта в связи с компенсацией ущерба, причиненного космическим объектом третьим лицам, сверх пределов застрахованной ответственности такого частного субъекта за ущерб; наличие и эксплуатация собственных стартовых площадок на территории государства; обеспечение возможности замены страхования ответственности перед третьими лицами иными мерами (например, размещением депозита в официальном депозитарном учреждении); наличие развитого законодательства в сфере регулирования космической деятельности2.
На основании Закона о создании Японского агентства аэрокосмических исследований, принятого в 2002 г., 1 октября 2003 г. три ранее независимые организации были объединены в Японское агентство аэрокосмических исследований (англ. Japan Aerospace Exploration Agency -JAXA). До интеграции в JAXA Институт космоса и астронавтики (англ. Institute of Space and Astro-nautical Science - ISAS), Национальная аэрокосмическая лаборатория Японии (англ. National Aerospace Laboratory of Japan - NAL) и Национальное агентство Японии по освоению космического пространства (англ. National Space Development Agency of Japan - NASDA), просуществовавшие с 1969 по 2003 гг., часто дублировали полномочия и задачи друг друга в области авиационных и космических исследований и разработок. При этом ISAS и NAL были подконтрольны Министерству образования, а NASDA напрямую подчинялось Агентству по науке и технологиям (Aoki, 2010: 222).
В настоящий момент целями JAXA являются:
1) содействие развитию академических исследований в университетах и других образовательных организациях;
2) повышение уровня космической, а также авиационной науки и техники;
3) освоение и использование космического пространства посредством разработки, запуска, отслеживания и эксплуатации космических аппаратов и деятельности, связанной с ними.
27 августа 2008 г. вступил в силу Основной закон Японии о космосе (англ. Basic Space Law)3. Данный акт стал первым законом Японии, установившим общие положения о космической деятельности. Отдельные положения Основного закона о космосе стали свидетельством определенных сдвигов в государственной правовой политике в рассматриваемой сфере. Одной из наиболее заметных характеристик японских космических программ до 2008 г. было их строгое ограничение «мирными целями», прежде всего вопросами регулирования научных исследований. Но, как отмечается в зарубежной научной литературе, «ввиду развития космической индустрии в мире и возникновения ряда сопутствующих этому международных обстоятельств, у Японии появилась необходимость в скорейшем расширении своей космической деятельности»4. Соответственно, японский законодатель стал учитывать возможность использования космического пространства в целях самообороны и в интересах национальной безопасности.
1 KiboCUBE: The Cooperation Programme between UNOOSA and JAXA on CubeSat Deployment from the International Space Station (ISS) Japanese Experiment Module (Kibo) [Электронный ресурс] // United Nations. URL: https://www.unoosa.org/documents/pdf/psa/hsti/KiboCUBE/20-05460_KiBocube_flyer_ebook.pdf (дата обращения: 15.03.2023).
2 Доклад о состоянии национального космического законодательства стран - участников Инициативы по национальному космическому законодательству Азиатско-тихоокеанского регионального форума космических агентств. Рабочий документ, представленный Австралией, Вьетнамом, Индией, Индонезией, Малайзией, Республикой Корея, Таиландом, Филиппинами и Японией. A/AC.105/C.2/L.318 // United Nations. [Электронный ресурс] URL: https://www.unoosa.org/oosa/en/oosadoc/data/documents/2021/aac.105c.2l/aac.105c.2l.3l8_0.html (дата обращения: 13.03.2023).
3 Basic Space Law (Law No.43 of 2008) // JAXA. [Электронный ресурс] URL: https://stage.tksc.jaxa.jp/space-law/country/japan/27A-1.E.pdf (дата обращения: 20.03.2023).
4 Yotsumoto H., Ishikawa D., Odan T. Japan // The Space Law Review. L., 019. Р. 47-57.
Отражение такого подхода нашло свое закрепление в ст. 14 Основного закона Японии о космосе 2008 г., которая гласит, что «государство принимает все необходимые меры для содействия развитию и использованию космического пространства в целях обеспечения международного мира и безопасности, а также для поддержания национальной безопасности Японии»1. Р. Уилсон отмечает, что подобные изменения в «космических интересах» Японии могли быть связаны с «потрясениями в области безопасности», вызванными действиями Северной Кореи и КНР за несколько лет до принятия закона2. Теперь запрет распространяется не на военные разработки в целом, а только на наступательные, в связи с чем Министерство обороны получило право заказывать собственные спутники у Mitsubishi Electric Corporation или Kawasaki Heavy Industries Aerospace Company, например, для использования в целях противоракетной обороны, без какой-либо необходимости выдавать их за «спутники для сбора информации»3.
Японский законодатель также обозначил свою готовность и желание благоприятствовать развитию коммерческой деятельности в космическом пространстве, закрепив в ст. 16 Закона4 признание важной роли частных операторов в освоении и использовании космического пространства, а также стремление государства к принятию таких налоговых, финансовых и других необходимых мер, которые бы содействовали инвестициям частных лиц в бизнес, связанный с освоением и использованием космического пространства5.
В 2016 г. в Японии был принят Закон о космической деятельности (англ. Act on Launching of Spacecraft, etc. and Control of Spacecraft), вступивший в силу 15 ноября 2018 г. (Morimito et al., 2021: 317-322). Данный акт был предназначен для выполнения роли всеобъемлющего закона, регулирующего запуск и эксплуатацию искусственных спутников. В соответствии с Законом о космической деятельности6 лицо, которое намеревается осуществить запуск космического аппарата с использованием стартовой площадки, расположенной в Японии, или с борта судна, осуществляющего свою деятельность под японским флагом, должно получить разрешение премьер-министра на каждый из всех планируемых им запусков7. В отношении контроля и эксплуатации спутников с помощью спутникового операционного центра, расположенного на территории Японии, действует требование об обязательном лицензировании8. В случае, когда спутник управляется несколькими операционными центрами, расположенными в более чем одной юрисдикции, лицензия требуется, если основное управление осуществляется с территории Японии9. Если же спутник используется с целью радиовещания, его оператор должен получить отдельную лицензию в соответствии с Законом Японии о радио10.
Интересно, что с учетом определения термина «spacecraft», данного в ст. 2 (ii) Закона11, суборбитальный полет ракеты, не предназначенной для вывода какого-либо космического объекта на орбиту или выше, выходит за рамки действия данного документа. При этом среди японских космических компаний уже есть те, планы которых предусматривают осуществление суборбитальных полетов. Например, компания PD AeroSpace еще в 2017 г. объявила о намерении предоставлять в ближайшем будущем коммерческие услуги по осуществлению суборбитальных полетов. Неотъемлемой частью ее плана является разработка уникального космического самолета, который сможет осуществлять суборбитальный полет с космическими туристами на борту к 2023 г.12 Еще один пример - Space Walker, созданная в конце 2017 г. на базе Токийского науч-
1 Basic Space Law (Law No.43 of 2008) ... Art. 14.
2 Wilson R.S. Japan's Graduate Shift Towards Space Security [Электронный ресурс] // Aerospace. URL: https://csps.aerospace.org/papers/japans-gradual-shift-toward-space-security (дата обращения: 19.03.2023).
3 Уханова Э. «Новый космос» по-японски // Российский совет по международным делам. 2021. [Электронный ресурс] URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/space/novyy-kosmos-po-yaponski/ (дата обращения: 19.03.2023).
4 Basic Space Law (Law No.43 of 2008) ...
5 Ibid.
6 Act on Launching of Spacecraft, etc. and Control of Spacecraft (Act No. 76 of 2016). [Электронный ресурс] // 8.cao.go.jp. URL: https://www8.cao.go.jp/space/english/activity/documents/space_activity_act.pdf (дата обращения: 19.03.2023).
7 Ibid. Art. 4 (1).
8 Ibid. Art. 20.
9 Yotsumoto H., Ishikawa D., Odan T. Japan ...
10 Ibid. P. 51.
11 Act on Launching of Spacecraft, etc. and Control of Spacecraft (Act No. 76 of 2016) ...
12 Williams M. Japanese Startup is Working on a Reusable Rocketplane to Carry Passengers to Space, as Early as 2023 [Электронный ресурс] // Universe Today. URL: https://www.universetoday.com/139947/japanese-startup-is-working-on-a-reusable-rocketplane-to-carry-passengers-to-space-as-early-as-2023/ (дата обращения: 25.03.2023).
ного университета и Технологического института Кюсю программа, которая нацелена на пилотируемые и беспилотные суборбитальные космические самолеты. Space Walker осуществляется при содействии JAXA и японской корпорации IHI, занимающейся производством комплектующих для космических аппаратов с самого начала освоения Японией космического пространства.
Подобно регулированию деятельности по запуску искусственных спутников, Закон о космической деятельности1 применяет принцип территориальной юрисдикции и к управлению спутниками и их группировками: а именно, под его действие попадают только спутники, управление которыми осуществляется непосредственно с территории Японии. Соответственно, контроль за спутником или их группировкой с использованием системы, находящейся вне территории Японии, также выходит за рамки его юрисдикции, даже если он осуществляется гражданином или юридическим лицом Японии2.
Закон о космической деятельности3 также установил особые правила ответственности за причиненный космическим объектом ущерб третьим лицам. В дополнение к общим нормам, установленным Конвенцией о международной ответственности за ущерб, причинённый космическими объектами 1972 г.4, Закон требует, чтобы лица, осуществляющие запуск космического объекта, принимали финансовые меры для обеспечения покрытия ущерба, который может быть причинен третьим лицам в результате такого запуска (как правило, путем оформления страхования ответственности и заключения соглашения о компенсации с правительством)5. При этом, как уже было отмечено ранее, существует возможность замены страхования ответственности перед третьей стороной иными мерами (например, размещением депозита в официальном депозитарном учреждении).
В 2016 г. Япония приняла Закон о дистанционном зондировании (англ. Act on Ensuring Appropriate Handling of Satellite Remote Sensing Data)6, который вступил в силу 15 ноября 2017 г. Документ был принят на волне значительного увеличения использования данных спутникового дистанционного зондирования Земли (далее - ДЗЗ) частными субъектами, что привело к необходимости разработки национальных правил для предотвращения их неправомерного использования. Закон о ДЗЗ во многом аналогичен законодательству о дистанционном зондировании, существующему во многих других странах, обладающих спутниками с возможностью предоставления информации в высоком разрешении, например, в США, Канаде, Франции и Германии7. Большая часть его текста посвящена установлению режима выдачи лицензий на использование спутниковых приборов ДЗЗ и разрешений на использование спутниковых данных ДЗЗ в целях обеспечения их надлежащей обработки. Главной целью закона является установление баланса между продвижением услуг по распространению данных, полученных в ходе ДЗЗ, и обеспечением международного мира и безопасности, а также национальной безопасности Японии. Лицензию должно получить любое лицо, намеревающееся взять под свой контроль управление спутниковыми приборами ДЗЗ с возможностью получения изображения с высоким разрешением при использовании наземной радиостанции, расположенной на территории Японии (включая морские и воздушные суда под японским флагом)8.
15 июня 2021 г. в Японии был принят Закон о поощрении предпринимательской деятельности, связанной с исследованием и освоением космических ресурсов (англ. Act on the Promotion of Business Activities Related to the Exploration and Development of Space Resources, далее - Закон о космических ресурсах)9, который разрешает частным лицам осуществлять коммерческую деятельность по исследованию и освоению космических ресурсов и приобретать права собственности на них. Закон вступил в силу 23 декабря 2021 г. Таким образом, Япония стала четвертым по счету государством, принявшим национальное законодательство об освоении космических ресурсов, после США, Люксембурга и ОАЭ.
1 Act on Launching of Spacecraft, etc. and Control of Spacecraft (Act No. 76 of 2016) ...
2 Ibid. Art. 20 (1).
3 Ibid.
4 Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами (принята резолюцией 2777 (XXVI) Генеральной Ассамблеи ООН от 29.11.1971) ...
5 Act on Launching of Spacecraft, etc. and Control of Spacecraft (Act No. 76 of 2016). ... Art. 39 (1).
6 Act on Ensuring Appropriate Handling of Satellite Remote Sensing Data (Act No. 77 of November 16, 2016) [Электронный ресурс] // 8.cao.go.jp. URL: https://www8.cao.go.jp/space/english/rs/rs_act.pdf (дата обращения: 29.03.2023).
7 Daisuke S. Working with the Japanese New Remote Sensing Data Act [Электронный ресурс] // International Astronautical Federation. URL: https://iafastro.directory/iac/paper/id/47295/summary/ (дата обращения: 29.03.2023).
8 Act on Ensuring Appropriate Handling of Satellite Remote Sensing Data (Act No. 77 of November 16, 2016) ... Art. 4 (1).
9 Act on the Promotion of Business Activities Related to the Exploration and Development of Space Resources (Act No. 83 of 2021) [Электронный ресурс] // 8.cao.go.jp. URL: https://www8.cao.go.jp/space/english/re-source/documents/act83_2021.pdf (дата обращения: 29.03.2023).
В соответствии с Законом Японии о космических ресурсах, если частное лицо намеревается использовать космический аппарат в целях изучения и освоения природных ресурсов небесных тел, при подаче заявления на получение разрешения ему также требуется представить компетентным органам план задуманной коммерческой деятельности, который должен включать цель, срок, место, методы и содержание геологоразведочной миссии1. С целью привлечения частных лиц в процесс обсуждения национальных проектов по освоению космоса Закон о космических ресурсах позволяет лицам, занимающимся исследованием и разработкой космических ресурсов, приобретать права собственности на ресурсы, которые они добыли или извлекли в соответствии с представленным ими планом коммерческой деятельности2.
Закон определяет «космические ресурсы» как «воду, полезные ископаемые и другие природные ресурсы, существующие в космическом пространстве, включая Луну и другие небесные тела»3. Однако в нем не содержится какого-либо определения самих «природных ресурсов». Учитывая, что данный термин в его широком понимании включает в себя флору и фауну, японское законодательство, по-видимому, потенциально допускает более широкие эксплуатацию и владение космическими ресурсами по сравнению с законодательством США. Закон также не предусматривает установления особых способов передачи права собственности, установления арендных правоотношений и заключения прочих сделок, предметом которых являются извлеченные ресурсы. Соответственно, до тех пор, пока правительство Японии не примет другой закон или нормативный акт, регулирующий такие сделки, в их отношении будут действовать нормы Гражданского кодекса Японии4.
Как уже было отмечено ранее, Япония является одним из первых государств, на законодательном уровне разрешивших своим гражданам и юридическим лицам приобретать права собственности на уже добытые или извлеченные природные ресурсы небесных тел. Ст. II Договора по космосу, запрещающая национальное присвоение космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, не предусматривает аналогичного запрета в отношении уже извлеченных ресурсов5. Соответственно, международное право не содержит специальных норм относительно правового режима природных ресурсов небесных тел, хотя и прямо не запрещает эксплуатацию таковых, что уже не раз было подчеркнуто как в зарубежной, так и в отечественной международно-правовой литературе6 (Юзбашян, 2017: 76; Dunk, Tronchetti, 2015: 289). Японский законодатель, оценивая необходимость принятия соответствующего закона, руководствовался именно таким толкованием ст. II Договора, тем самым поддержав инициативу союзников Японии по Соглашениям Артемиды7 (коими в данном контексте являются США, Люксембург и ОАЭ, имеющие аналогичные законодательные акты) и упрочив тенденцию к разрешению вопросов правового регулирования добычи и эксплуатации природных ресурсов небесных тел на национальном, нежели на международно-правовом уровне.
На основе изложенного обозначим ряд выводов. Во-первых, законодательство Японии о космической деятельности отличается наличием сразу нескольких актов, среди которых: Закон о создании JAXA 2002 г., Основной закон о космосе 2008 г., Закон о космической деятельности 2016 г., Закон о дистанционном зондировании 2016 г., а также недавно принятый Закон о поощрении предпринимательской деятельности, связанной с исследованием и освоением космических ресурсов 2021 г. Это во многом обусловлено не только стремительным развитием космических технологий, в том числе и в Японии, но и постепенно меняющейся правовой политикой государства в данной сфере.
Во-вторых, несмотря на уже давно существующие у частных операторов программы по проведению суборбитальных полетов, японский законодатель не включил их в сферу действия национального космического законодательства. При этом вопрос о правовом регулировании суборбитальных полетов остается неразрешенным не только в национальном, но и в международном измерении, в особенности в свете отсутствия юридически закрепленной делимитационной линии между воздушным и космическим пространствами.
1 Act on the Promotion of Business Activities Related to the Exploration and Development of Space Resources. Art. 3.1.
2 Ibid. Art. 5.
3 Ibid. Art. 2(i).
4 Civil Code of Japan (Act No. 89 of April 27, 1896) [Электронный ресурс] // Ministry of Justice of Japan. URL: https://www.moj.go.jp/content/000056024.pdf (дата обращения: 29.03.2023).
5 Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела (принят резолюцией 2222 (XXI) Генеральной Ассамблеи от 19.12.1966) ...
6 Международно-правовые основы недропользования : учебное пособие / А.Н. Вылегжанин [и др.] ; отв. ред. А.Н. Вылегжанин. М., 2007. 526 с.
7 The Artemis Accords [Электронный ресурс] // NASA. URL: https://www.nasa.gov/specials/artemis-ac-cords/img/Translated-Versions-of-the-Accords.pdf (дата обращения: 29.03.2023).
В-третьих, законодательство Японии предусматривает обязательное финансовое покрытие рисков, связанных с участием частных лиц в космической деятельности. Данное требование представляется особо актуальным с учетом опасностей, связанных с использованием группировок спутников (англ. satellite constellation), а также малых и наноспутников, которые, обладая довольно ограниченной возможностью внешнего управления, могут стать причиной столкновений и нарушения безопасности космического движения.
Наконец, Япония, наряду со своими главными конкурентами - Индией и Китаем, входит в тройку лидеров Азиатско-Тихоокеанского регионального форума космических агентств, который был учрежден в 1993 г. по инициативе «Страны восходящего солнца» в целях выхода на региональные космические рынки (Григорьев, Охочинский, 2017: 77), а также оказывает широкое содействие развитию космического сектора не только государствам внутри упомянутого региона, но и другим развивающимся странам. Все изложенное позволяет сделать вывод о значительной роли Японии в формировании современной международно-правовой концепции исследования и использования космического пространства.
Список источников:
Григорьев М.Н., Охочинский М.Н. Космическая деятельность в Азиатско-Тихоокеанском регионе и аэрокосмическая промышленность России // Инновации. 2015. № 10 (204). С. 75-80.
Юзбашян М.Р. Закон США об исследовании и использовании космических ресурсов 2015 г. и международное космическое право // Московский журнал международного права. 2017. № 2 (106). С. 71-8б.
Aoki S. Regulation of Space Activities in Japan // National Regulation of Space Activities. Space Regulations Library. Cham, 2010. P. 199-223. https://doi.org/10.1007/978-90-481-9008-9_9.
Davies J.B.P., Woodburn J. Approaches to and Loci for Regulation of Large and Mega Satellite Constellations // Legal Aspects Around Satellite Constellations. Studies in Space Policy. Cham, 2021. P. 47-81. https://doi.org/10.1007/978-3-030-71385-0_3.
Dunk F.D., Tronchetti F. Handbook of Space Law. Northampton, 2015. 1136 p.
Morimito T., Hara T., Saito G., Matsubara I., Yamaguchi S., Miki M., Fukuchi Y., Tanaka D., Kikuchi M., Oga K. Overview of Act on Launching of Spacecraft, etc. and Control of Spacecraft in Japan // Journal of Space Safety Engineering. 2021. Vol. 8, iss. 4. P. 317-322. https://doi.org/10.1016/jjsse.2021.08.007.
Wray W.D. Japanese Space Enterprise: The Problem of Autonomous Development // Pacific Affairs. 1991. Vol. 64, iss. 4. P. 463-488. https://doi.org/10.2307/2759856.
References:
Aoki, S. (2010) Regulation of Space Activities in Japan. In: National Regulation of Space Activities. Space Regulations Library. Cham, рр. 199-223. Available from: doi:10.1007/978-90-481-9008-9_9.
Davies, J. B. P. & Woodburn, J. (2021) Approaches to and Loci for Regulation of Large and Mega Satellite Constellations. In: Legal Aspects Around Satellite Constellations. Studies in Space Policy. Cham, рр. 47-81. Available from: doi: 10.1007/978-3-030-71385-0_3.
Dunk, F. D. & Tronchetti, F. (2015) Handbook of Space Law. Northampton. 1136 p.
Grigoriev, M. N. & Ohochinsky, M. N. (2015) Space Activities in the Asia-Pacific Region and Aerospace Industry of Russia. Innovations. (10 (204)), 75-80. (In Russian).
Morimito, T., Hara, T., Saito, G., Matsubara, I., Yamaguchi, S., Miki, M., Fukuchi, Y., Tanaka, D., Kikuchi, M. & Oga, K. (2021) Overview of Act on Launching of Spacecraft, etc. and Control of Spacecraft in Japan. Journal of Space Safety Engineering. 8 (4), 317-322. Available from: doi:10.1016/j.jsse.2021.08.007.
Wray, W. D. (1991) Japanese Space Enterprise: The Problem of Autonomous Development. Pacific Affairs. 64 (4), 463-488. Available from: doi:10.2307/2759856.
Yuzbashyan, M. R. (2017) The Us Space Resource Exploration and Utilization Act of 2015 and the International Space Law. Moscow Journal of International Law. (2 (106)), 71-86. (In Russian).
Информация об авторах М.Е. Мунтян - магистр Московского государственного института международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО), Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1139718
Е.Р. Сигаури-Горский - магистр Московского государственного института международных отношений (университет) МИД Российской Федерации (МГИМО), Москва, Россия. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1183312
Вклад авторов:
все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Конфликт интересов:
авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about the authors M.E. Muntyan - Master's degree student, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO), Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1139718
E.R. Sigauri-Gorsky - Master's degree student, Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation (MGIMO), Moscow, Russia. https://elibrary.ru/author_items.asp?authorid=1183312
Contribution of the authors:
The authors contributed equally to this article.
Conflicts of interests:
The authors declare no conflicts of interests.
Статья поступила в редакцию / The article was submitted 07.07.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 04.08.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 29.08.2023.
Авторами окончательный вариант рукописи одобрен