УДК 34
Ханин Сергей Владимирович Khanin Sergey Vladimirovich
кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)
candidate of sciences (history), assistant professor, chair of the theory and history of state and law Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)
E-mail: [email protected]
Опыт взаимодействия милиции и населения в годы Великой Отечественной войны (историко-правовой аспект)
Experience of interaction of militia and the population in the Great Patriotic war (historical-legal aspect)
В данной статье автор рассматривает особенности и тенденции взаимодействия милиции и населения в годы Великой Отечественной войны. Отдельно автор выделяет недостатки, имевшие место в организации этого процесса, которые повлекли снижение качества обеспечения общественной безопасности в условиях войны.
Ключевые слова: особенности, тенденции, взаимодействие, милиция, население.
In this article, the author examines the features and trends of interaction of the police and the public during the Great Patriotic war. Moreover the author shows shortcomings that have taken place in the organization of the process that caused decline in the quality of public safety in war.
Keywords: features, trends, interaction, police, pub-
lic.
Празднование 70-летия Победы Великой Отечественной войны — это повод в очередной раз обратиться к опыту, накопленному в чрезвычайных условиях жизнедеятельности страны, всей системой органов государственного управления. Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для всего народа. Особое значение в сложившейся ситуации приобрела деятельность правоохранительных структур. Расширение функций и задач милиции в условиях войны предопределило необходимость тесного взаимодействия с населением в выполнении поставленных задач.
Анализ опыта организации взаимодействия милиции и населения в годы войны свидетельствует о наличии характерных особенностей в организации этого процесса.
Уже в предвоенные годы Главное управление милиции НКВД издает ряд важных нормативных актов, направленных на повышение эффективности организации взаимодействия в обеспечении охраны общественного порядка. Так, в июне 1937 года Главное управление милиции НКВД СССР издает Инструкцию по орга-
низации и порядку действий бригад содействия рабоче-крестьянской милиции (созданных в 1932 г. [1]), в которой подчеркивалось, что они были полностью подчинены органам милиции, а задачи их были конкретизированы. Органы милиции должны были в первую очередь направлять работу бригад «на решительную и повседневную борьбу с вредителями, шпионами, диверсантами и антисоветскими элементами, а также с дезорганизаторами производства». Бригады милиции (бригадмил) организовывались по инициативе органов милиции и действовали под руководством милицейских (районных и городских) управлений [2, с. 52—53], как своего рода «приданные силы» милиции [3, с. 39].
Правовую основу взаимоотношений милиции и членов бригадмила определял принцип единоначалия руководства со стороны милиции, что было обусловлено усложнением политической обстановки страны. Это потребовало не только адаптировать правовую регламентацию организационного строения и принципы деятельности государственно-общественных организаций по обеспечению охраны правопо-
рядка, но и определить условия членства, основные принципы и формы деятельности бри-гадмила, правовое положение и полномочия его членов. Таким образом, уже в предвоенный период сформировался механизм взаимодействия милиции и населения в форме бригады содействия милиции.
Сложившаяся форма социально-правового сотрудничества милиции и населения потребовала со стороны центрального аппарата улучшения руководства местными органами милиции, повышения уровня воспитательной работы среди сотрудников милиции с целью осознания ими своей ответственности как профессионалов за качество организации взаимодействия с населением в обеспечении охраны правопорядка.
В целях повышения авторитета милиции, укрепления доверия к ней со стороны трудящихся накануне войны стали широко практиковаться отчеты руководителей органов милиции в рабочих коллективах, что способствовало дальнейшему расширению основы взаимодействия с населением. Так, в феврале 1941 года на места была направлена директива Главного управления милиции НКВД СССР, потребовавшая проверить порядок рассмотрения жалоб и заявлений граждан. Эти и другие мероприятия обеспечили изменение климата в отношении общества к милиции, сменив страх перед репрессивно-насильственными методами в деятельности милиции на доверие к милиции. По мере возрастания угрозы агрессии на западных и восточных границах СССР возрастала социальная активность населения страны, выразившаяся в желании граждан стать членами бригадмила. Так, если в 1937 году в составе бригадмила насчитывалось в Советском Союзе 350 тысяч человек [4, с. 259], то в 1940 году — свыше 400 тысяч бригадмильцев. Помогая сотрудникам милиции, они задержали более 250 тысяч нарушителей порядка, 80 тысяч воров, изъяли с улиц около 79 тысяч беспризорных и безнадзорных детей [5, а 221]. Эти результаты являлись подтверждением правильного решения государственных органов о выборе формы, принципа и организационно-правовых начал в организации взаимодействия милиции с населением в деле обеспечения общественной безопасности граждан.
В условиях начавшейся войны нормативная база, регламентирующая взаимодействие милиции и населения, продолжала совершенствоваться.
Особенности организации взаимодействия милиции и населения, накопленные в предво-
енный период, были не только активно использованы в условиях войны, но и получили свое закрепление в нормативно-правовой базе различных уровней, включая и общесоюзный.
Стратегическим направлением в законодательстве, касающимся политико-правового регулирования общественной правоохранительной деятельности, была мобилизация всех материальных и людских ресурсов на достойный отпор врагу и надежную охрану тыла. Так, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 года «О военном положении» определял первостепенные мероприятия по охране правопорядка как в прифронтовых районах, так и в тылу [6, а 95]. Организация взаимодействия не только осуществлялась в масштабах всей страны, но и дифференцировалась с учетом статуса районов (прифронтовой, находящийся на осадном, блокадном положениях, тыловой, который также подразделялся на городской и сельский), что оказывало влияние на выбор форм государственно-общественных формирований.
Директивы и постановления партийно-советского руководства, приказы, инструкции и циркуляры НКВД конкретизировали основные задачи органов внутренних дел в организации взаимодействия милиции и населения. Так, совместная директива ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 29 июня 1941 года «Партийным и советским организациям прифронтовых областей о мобилизации всех сил и средств на разгром фашистских захватчиков» [6, с. 94] определяла не только основные задачи деятельности партийно-государственных органов в условиях войны, но и устанавливала приоритеты в деятельности органов внутренних дел в условиях превращения страны в единый военный лагерь.
Важной особенностью в организации взаимодействия милиции и населения в годы войны явилась милитаризация советского общества и позитивное влияние этого процесса на готовность к участию населения во взаимодействии с милицией в обеспечении общественной безопасности. Так, Всевобуч, организованный на основе постановления Государственного комитета обороны от 17 сентября 1941 года «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР», положил начало не только широкому охвату военным обучением населения, но и способствовал в том числе формированию навыков профессиональной подготовки у граждан, принимавших участие в различных формах взаимодействия с милицией, морально-психологической устойчивости в борьбе с врагом. Нормативная база определяла стратегиче-
ские направления в подготовке всех категорий граждан в возрасте от 16 до 60 лет (в первую очередь допризывники и военнообязанные запаса). На основе принципа всеобщности граждане обязаны были пройти краткосрочный курс военного обучения без отрыва на промышленных предприятиях, в колхозах и учреждениях. Данный вид подготовки в значительной степени способствовал повышению готовности к участию населения во взаимодействии с милицией в обеспечении общественной безопасности [7, с. 183—184].
Важной особенностью в организации взаимодействия милиции и населения в годы войны явилась кропотливая, систематическая и глубоко продуманная по содержанию и направлениям воспитательная работа со всеми категориями граждан СССР. Патриотизм и гражданская ответственность населения, сформированные в предвоенный период в результате проводимой оборонно-массовой и целенаправленной военно-патриотической работы, оказались не только устойчивыми, но и обострились в экстремальных условиях войны. Так, постановлением СНК Союза ССР от 7 октября 1940 года в Наркомате внутренних дел СССР, во всех крупных городах и промышленных центрах были созданы органы управления местной противовоздушной обороны, которые явились базовым элементом организации защитных мероприятий от воздушного нападения противника [6, с. 94]. Во время налетов вражеской авиации сотрудники милиции совместно с членами бригадмила, другими гражданами принимали участие в ликвидации последствий воздушного нападения, оказывали помощь пострадавшим и предупреждали панику. Органы МПВО функционировали во всех прифронтовых городах. К осени 1942 года формирования МПВО действовали в 230 городах и поселках городского типа [8, с. 113].
Массовое чувство личной ответственности у советских людей за судьбу своей Родины основывалось на результатах социально-экономической политики в предвоенный период, итогом которой стало фактическое равенство граждан по отношению к средствам производства, признании большинством населения страны успехов и достижений Советского государства во внутренней политике. Социальная однородность населения, сложившаяся в стране, явилась фундаментом и условием формирования правового и политического сознания, материализовавшегося в противодействии врагу как на фронте, так и в тылу, проявленном при этом героизме. Нравственные позиции в обществе,
закрепленные в лозунгах: «Единство армии и народа, фронта и тыла»; «Все для победы»; «Родина-мать зовет»; «Наше дело правое — враг будет разбит»; «Страна — единый военный лагерь», способствовали формированию социалистического правосознания, мотивации на социально активное поведение граждан страны, сотрудников милиции, что обеспечивало реализацию осознанного и добровольного взаимодействия граждан сорганами милиции.
Таким образом, особенности взаимодействия милиции и населения в годы Великой Отечественной войны проявлялись, во-первых, в том, что оно осуществлялось на постоянно совершенствующейся правовой основе; во-вторых, организовывалось и осуществлялось взаимодействие на основе единоначалия и дисциплины и было сопряжено с риском и большими физическими и морально-психологическими нагрузками; в-третьих, осуществлялось на общественных началах и при активном участии партийных и комсомольских органов; в-четвертых, при высоком доверии граждан к сотрудникам милиции.
В период войны в организации взаимодействия милиции и населения в обеспечении общественного порядка складывается ряд характерных тенденций.
Одной из них являлась тенденция дальнейшего расширения организационно-правовых форм участия населения в охране общественного порядка. Так, на основании директивы НКВД СССР от 25 августа 1941 года № 205 во всех городских и сельских населенных пунктах начинают создаваться из «советско-партийного актива» группы охраны общественного порядка (ГООП) (численность не более 12 человек) [2, с. 143—144]. Целью создания ГООП являлась борьба со шпионами, диверсантами в населенных пунктах, прилегающих к железнодорожным линиям, водным путям, шоссейным и грунтовым дорогам. Руководили ими участковые уполномоченные [4, с. 365]. В 1941 году насчитывалось 15 тысяч групп, в которых состояло 143,7 тысяч человек, в 1943 — 108 тысяч групп и 1109 тысяч человек [2, с. 144]. Группы охраны общественного порядка помогали милиции обнаруживать и изымать оружие у преступников и у населения в прифронтовой полосе. Только за два с половиной года войны с их помощью обнаружены и изъяты 188 пулеметов, 177 696 винтовок, 4 670 револьверов и большое количество боеприпасов [9, с. 92].
Важную роль в обеспечении безопасности тыла играли истребительные батальоны.
25 июня 1941 года был издан приказ НКВД СССР «О мерах по борьбе с парашютными десантами, диверсантами противника в прифронтовой полосе», определивший основные принципы организации и деятельности истребительных батальонов. Управление истребительными батальонами, их боевая подготовка и оперативное использование возлагались на органы внутренних дел. Уже к концу июля 1941 года в стране было сформировано 1 775 истребительных батальонов общей численностью около 328 тысяч человек [5, с. 311—312]. В помощь истребительным батальонам в основном в сельской местности были созданы группы содействия, в состав которых входили добровольцы — служащие, рабочие, колхозники, школьники под руководством специально выделенного оперативного сотрудника НКВД [4, с. 358]. В результате деятельности этих формирований попытки фашистов дезорганизовать тыл Красной армии были решительно пресечены.
Значительный вклад в обеспечение правопорядка, личной и имущественной безопасности населения внесли сельские исполнители, назначаемые сельсоветом в каждом селении. Задача по ознакомлению сельских исполнителей с их обязанностями и полномочиями возлагалась на начальника милиции волости [2, с. 462]. Его указания по вопросам охраны общественного порядка, относившиеся к функциям сельских исполнителей, имели обязательный характер. В селах создавались также группы самоохраны, которые с наступлением темного времени суток должны были задерживать всех, кто прибывал к населенному пункту, и доставлять их в сельсовет. Ответственность за эффективность работы групп содействия граждан органам милиции возлагалась на начальников подразделений милиции [10, с. 8].
Важная роль в обеспечении общественной безопасности принадлежала управляющим домами. Они были обязаны следить за тем, чтобы чердачные помещения имели надежные запоры. В подъездах устанавливалось дежурство дворников, лифтеров, членов групп общественного порядка [5, с. 341].
НКВД СССР 3 июля 1941 года утвердило Положение о группах самозащиты жилых домов, учреждений и предприятий [11]. Проводилась обязательная подготовка граждан к обороне, создавались особые отряды МПВО и противопожарной охраны, был определен возрастной ценз членов этих общественных формирований: мужчины от 16 до 60 лет и женщины от 18 до 50 лет. Актуальность такой подготовки проя-
вилась в связи с частой ротацией кадрового состава сотрудников милиции и членов бригадми-ла, вызванной уходом их в действующую армию или загруженностью на производстве (к 1943 г. численность состава бригад содействия милиции значительно сократилась, в нихнасчитыва-лось лишь 108 тысяч человек [4, с. 365]).
Анализ опыта взаимодействия милиции и населения в исследуемый период свидетельствует о возрастании тенденции к постоянному расширению многообразия государственно-общественных формирований граждан в охране общественного порядка в годы войны. Так, в годы войны рождается новая форма коллективного участия граждан в обеспечении общественного порядка — комсомольские полки. Комсомольский полк противопожарной обороны был создан в августе 1941 года в Ленинграде. Полк состоял из 15 рот и 3 отдельных взводов (по числу районов Ленинграда и пригородов: Пушкин, Кронштадт, Петергоф), насчитывал 1 600 человек (с июля 1942 г. — 950 человек) [12, с. 189]. В Москве, Харькове, Калинине, Горьком были также созданы комсомольские полки противопожарной обороны. В состав этих формирований входили комсомольцы непризывных возрастов, находящиеся на казарменном положении [5, с. 337, 361].
Лишившись значительного числа профессионалов, ленинградская милиция смогла выполнить свои служебно-боевые задачи благодаря привлечению молодежи. В 1941 году был сформирован комсомольский полк по охране революционного порядка [4, с. 366]. Комсомольские организации Москвы участвовали в формировании народного полка, основной задачей которого была помощь органам милиции в поддержании общественного порядка при выполнении оперативных заданий. Более 2 тысяч комсомольцев по окончании работы на предприятиях несли службу по охране порядка в городе [13, с. 42].
Исследователи организационных форм взаимодействия милиции и населения в охране общественного порядка в годы войны в целях их классификации используют различные основания. По мнению В.А Гусака, граждане содействовали органам внутренних дел в обеспечении общественного порядка и общественной безопасности как индивидуально, так и через объединения. Личное участие граждан способствовало не только расширению информационного поля в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы, но и нейтрализации бандитов и диверсантов, что имело большое значение в военный
период [10]. Классификация, предложенная А.Ф. Пехтеревым, основывается на анализе коллективных государственно-общественных форм содействия граждан органам милиции, в основу ее положены такие критерии, как масштабность, массовость, самостоятельность [14, с. 13, 16].
Отдельные исследователи высказывают суждение о преобладании экстенсивного метода в использовании организационно-правовых форм в организации взаимодействия милиции и общественности в охране общественного порядка [15, с. 4]. Для периода Великой Отечественной войны это не является характерным. В классификацию форм взаимодействия целесообразно положить и такой критерий, как территориальность, зависящий от статуса территории населенного пункта (блокадной либо прифронтовой или тыловой, включая городскую либо сельскую), который влияет на выбор формы взаимодействия субъектов процесса. Выбор формы взаимодействия как приоритетной, качество ее реализации определялись на различных по статусу территориях в зависимости от оперативной обстановки, от профессиональной подготовки сотрудников милиции, в том числе и общей культуры (малограмотность [16, с. 61]), состава населения (преобладание среди населения мужчин или женщин), границ самодеятельности, компактности проживания. Приоритет отдавался тем формам взаимодействия милиции и населения, которые с максимальной эффективностью обеспечивали выполнение поставленных задач.
Существенной тенденцией в организации взаимодействия милиции и населения являлось снижение возрастного ценза членов государственно-общественных формирований. Так, если минимальный возраст граждан, обязанных пройти подготовку в рамках всевобуча, составлял 16 лет, то в добровольческих комсомольских полках на казарменном положении находились 14-летние мальчишки, а в состав групп содействия истребительным батальонам записывались добровольцами и школьники [4, с. 358]. А если учесть, что свою деятельность все участники государственно-общественных формирований осуществляли на общественных началах, то роль и статус взаимодействия как средства формирования правосознания у граждан в последующие периоды развития государственности многократно возрастают.
Среди недостатков в организации взаимодействия милиции и населения в годы Великой Отечественной войны необходимо выделить
постоянную ротацию кадров, вызванную отправкой на фронт как сотрудников милиции, так и членов государственно-общественных формирований. Увеличивался некомплект милиции. Так, в Западной Сибири в годы войны он составлял от 14 до 18% [17, с. 54]. Опытных сотрудников, ушедших на фронт, заменяли вернувшимися на службу пенсионерами, призывниками старше 42 лет, женщинами. Всего к концу войны в милиции проходили службу более 20 тысяч женщин [9, с. 64]. Низкий уровень профессиональной подготовки вновь принятых сотрудников, отсутствие практического опыта несения службы в условиях войны снижали качество взаимодействия милиции и населения в обеспечении общественной безопасности.
Таким образом, анализ опыта взаимодействия в годы войны свидетельствует о том, что население является значительным резервом милиции в деятельности по обеспечению общественного порядка. Взаимодействие милиции и населения — это жизненно необходимая, сложная, многогранная система отношений, выражающаяся в умении, готовности сотрудников и населения к участию в этом процессе. Успешная деятельность советской милиции по борьбе с преступностью и обеспечению общественного порядка в стране, рост ее эффективности в годы Великой Отечественной войны определялись совершенствованием правового регулирования организационных форм участия граждан в охране общественного порядка и систематической воспитательной работой среди сотрудников милиции и населения.
Примечания
1. О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска: постановление СНК РСФСР от 29 апреля 1932 г. // СУ РСФСР 1932. № 38, ст. 173.
2. МВД России: энциклопедия. М., 2000.
3. Егорышев C.B., Егорышева Н.В. Из истории взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением в Российской Федерации // Российский следователь. 2010. № 4.
4. Министерство внутренних дел 1902—2002. Исторический очерк. М., 2004.
5. Министерство внутренних дел России 1802— 2002. Исторический очерк: в 2 т. T. II. СПб., 2002.
6. Афанасьев A.B., Галкин Ю.В. Российская милиция. Краткая хроника (октябрь 1917—2000 гг.). Саратов, 2001.
7. Великая Отечественная война 1941—1945: энциклопедия. М., 1985.
8. Порфирьев Ю.Б. Органы внутренних дел в Кировской области в годы Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. СПб., 2000.
9. История советской милиции: в 2 т. М., 1977. Т. 2.
10. Гусак В.А. Организационно-правовые формы взаимодействия милиции с населением в период Великой Отечественной войны // История государства и права. 2011. № 3.
11. URL: http://trans.all-5.ru/freereferat/28057.htm (дата обращения: 10.03.2015).
12. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград: Энциклопедический справочник. М., 1992.
13. Биленко С.В. Из истории советской милиции в годы ВОВ. М., 1967.
14. Пехтерев А.Ф. Формы участия трудящихся в охране общественного порядка. Хабаровск, 1987.
15. Слепнев Е.А. Развитие организационно-правовых форм взаимодействия советской милиции с органами общественной самодеятельности по охране общественного порядка: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992.
16. Мигущенко О.Н. Организация профессионального обучения сотрудников милиции в 20—30 годах XX века // Наука и практика: сборник статей. Орел, 2011. № 3.
17. Шатилов С.П. Деятельность милиции Западной Сибири в период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. (историко-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2001.
Notes
1. On the reorganization of the police and facilitate criminal police: resolution of CPC RSFSR 29 April 1932 // Collection of statutes RSFSR. 1932. № 38, art. 173.
2. Ministry of the Interior encyclopedia. Moscow, 2000.
3. Egoryshev S.V., Egorysheva N.V. From the history of interaction between law enforcement bodies and
civil society institutions and the population in the Russian Federation // Russian investigators. 2010. № 4.
4. The Ministry of internal affairs 1902—2002: historical sketch. Moscow, 2004.
5. The Ministry of internal affairs 1802—2002: historical sketch: in 2 vol. Moscow, 2002.
6. Afanasiev A.V, Galkin Y. V. Russian police. Brief Chronicle (October 1917—2000). Saratov, 2001.
7. The Great Patriotic war of 1941—1945: encyclopedia. Moscow, 1985.
8. Porfiriev Y.B. Bodies of internal affairs in the Kirov region during the Great Patriotic war: dissertation... candidate of history sciences. St. Petersburg, 2000.
9. The history of the Soviet police: in 2 vol. Moscow, 1977.
10. Husak V.A. Organizational and legal forms of cooperation with the police population in the Great Patriotic war // Journal of the history of state and law. 2011. № 3.
11. URL: http://trans.all-5.ru/freereferat/28057.htm (reference date: 10.03.2015).
12. St. Petersburg. Petrograd. Leningrad: An Encyclopedic reference. Moscow, 1992.
13. Bilenko S.V. From the history of the Soviet police during the Great Patriotic war. Moscow, 1967.
14. Pekhterev A.F. Forms of participation of workers in the maintenance of public order. Khabarovsk, 1987.
15. Slepnev E.A. Development of organizational and legal forms of cooperation with the Soviet police bodies of public initiative for the protection of public order: author's abstract... candidate of legal sciences. Moscow, 1992.
16. Miguschenko O.N. Organization of professional training of police officers in the 20—30 years of XX century // Journal of science and practice: collection of articles. Orel, 2011. № 3.
17. Shatilov S.P. The police force in Western Siberia during the Great Patriotic war of 1941—1945 (historical and legal aspect): dissertation... candidate of legal sciences. St. Petersburg, 2001.