УДК 61:378.244.6(477.62)
i ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ ОБЪЕКТИВНОГО СТРУКТУРИРОВАННОГО КЛИНИЧЕСКОГО ЭКЗАМЕНА В ДОНЕЦКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ МГОРЬКОГО
Игнатенко Г.А., Джоджуа А.Г., Первак М.Б., Чурилов А.В., Джеломанова С.А.
Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького,
Донецк, 283003, пр. Ильича, 16
Резюме.
В статье освещен опыт проведения объективного структурированного клинического экзамена по дисциплине «акушерство» для повышения объективности оценивания клинической компетентности студентов 4 курса и совершенствования системы практической подготовки специалистов.
Ключевые слова: медицинское образование, клиническая компетентность, объективный структурированный клинический экзамен (ОСКЭ), практические навыки.
i EXPERIENCE OF INTRODUCING OBJECTIVE STRUCTURED CLINICAL EXAM IN THE M. GORKY DONETSK NATIONAL MEDICAL UNIVERSITY
Ignatenko G.A., Jojua A.G, Pervak M.B., Churilov A. V, Dgelomanova S.A.
M. Gorky Donetsk National Medical University,
Donetsk, 283003, Ilyicha, 16
Summary.
The article highlights the experience of conducting the objective structured clinical exam in the discipline "Obstetrics" to increase the objectivity of assessing the clinical competence of 4thyear students and to improve the system of practical training of specialists.
Keywords: medical education, clinical competence. objective structured clinical exam (OSCE), practical skills.
Введение
На сегодняшний день приоритетом системы высшего медицинского образования является подготовка специалистов, не только обладающих достаточной базой теоретических знаний и основными практическими умениями, и навыками, но и умеющих в конкретной обстановке самостоятельно принять необходимое решение и оказать квалифицированную помощь. Формирование личности будущего врача, компетентного и ответственного требует модернизации высшего профессионального образования с использованием объективных методов оценки клинической компетентности будущих врачей как на этапе промежуточной, так и государственной итоговой аттестации [1, 2, 5].
Одним из эффективных инструментов оценки клинической компетентности, по мнению ряда авторов [1, 2, 3], является технология объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ), разработанная Генеральным секретарем Международной ассоциация по медицинскому образованию профессором Рональдом Харденом. В последние десятилетия наблюдается стабильный рост использования ОСКЭ для проведения аттестации у студентов-медиков и врачей. В основе метода лежит комплексная оценка с определенным количеством оценочных станций, моделирующих различные аспекты клинической компетентности врача по конкретной специальности (или дисциплине). Правильно разработанные станции ОСКЭ более объективны, легко воспроизводимы, реалистичны, соответствуют действительности.
Основная часть
Цель публикации - представить анализ результатов внедрения технологии объективного структурированного клинического экзамена в курсовой экзамен по дисциплине «Акушерство» в Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М. Горького» (ДонНМУ).
После введения в действие новых государственных образовательных стандартов в ДонНМУ по всем специальностям додипломного медицинского образования были разработаны матрицы, а также паспорта и программы всех обязательных общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Затем в соответствии с вышеуказанными документами были разработаны программы учебных дисциплин (модулей) и практик, методическое обеспечение и фонды оценочных средств для текущего контроля, промежуточной и государственной итоговой аттестации.
С целью повышения объективности оценивания клинической компетентности студентов на курсовых экзаменах и совершенствования системы практической подготовки специалистов нами был проведен пилотный проект по внедрению технологии объективного структурированного клинического экзамена в экзамен по дисциплине «Акушерство».
Содержание экзамена и средства оценивания были отобраны в соответствии с компетенциями, которые должны быть сформированы в итоге изучения названной клинической дисциплины у студентов, обучающихся по специальности 31.05.01 Лечебное дело [4].
Для проведения экзамена были подготовлены следующие методические материалы:
1. Методика проведения курсового экзамена с использованием технологии ОСКЭ.
2. Список станций и план расположения станций.
Каждая станция имела свой номер и задание, на выполнение которого экзаменующимся отводилось определенное время. Критериями отбора навыков для станций были соответствие специальности и уровню подготовки; востребованность, частота применения в практике; возможность выполнения за ограниченное время на фантоме.
Было определено 8 станций:
проведение наружного акушерского обследования по Леопольду - Левицкому;
определение предполагаемой массы плода;
аускультация сердцебиения плода;
проведение пельвиометрии;
оказание акушерской помощи при переднем виде затылочного предлежания;
оценка состояния последа;
проведение первичного туалета новорожденного;
проведение искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца при асфиксии новорожденного.
3. Перечень оборудования, необходимого для каждой станции.
4. Оценочные листы с пошаговым описанием действий, ожидаемых от студента на каждом этапе выполнения задания.
В качестве примера приводим оценочный лист для станции «Проведение первичного туалета новорожденного».
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
ФИО студента_
Факультет_Группа_Дата_
Станция ОСКЭ № 7
Проведение первичного туалета новорожденного
Материально-техническое обеспечение: акушерский фантом, манекен новорожденного, перчатки, 2 зажима, ножницы, 2 пеленки, шапочка, носочки, одеяло, зажим для пупочного остатка (скоба), 1% тетрациклиновая мазь.
№ шага Критерии оценки навыка Оценка в баллах
0 или 1
Выкладывание на живот и обсушивание новорожденного
Отделение новорожденного от матери (пережатие пуповины в момент прекращения её пульсации к концу 1 мин)
Надевание шапочки, носочков, укрывание теплой сухой пеленкой, одеялом.
Проведение термометрии (через 30 мин)
Проведение профилактика офтальмии
Обеспечение контакта «кожа к коже»
Проведение клеммирования пуповины
Измерение окружности головы, грудной клетки, массы, роста
Итого
Комментарии:
Время: 4 минуты
Максимальный балл: 8,0 баллов
Подготовлены инструкции для экзаменующихся, содержащие точное указание места и времени проведения экзамена, ясно и кратко излагающие правила передвижения от станции к станции, перечень практических навыков, которые будут выполняться на станциях ОСКЭ.
Создано учебное пособие по освоению практических навыков по дисциплине «Акушерство» для студентов 4 курса, в котором даны пошаговые алгоритмы выполнения всех необходимых навыков.
Курсовой экзамен состоял из 2 этапов, которые были стандартизованы и соответствовали конечным целям изучения дисциплины «Акушерство» студентами 4 курса и перечню практических навыков и умений из утвержденной сквозной программы практической подготовки по специальности «Лечебное дело».
Первый этап предусматривал тестирование с помощью наборов тестов, охватывающих основные цели изучения дисциплины. Каждый из 10 наборов включал 40 тестовых заданий формата А. В целом на тестирование отводилось 40 минут (по 1 минуте на тест).
Второй этап проводился в форме объективного структурированного клинического экзамена.
Все экзаменующиеся проходили одинаковые испытания, последовательно переходя от станции к станции в соответствии с планом, результаты выполнения заданий при этом оценивались с использованием оценочных листов.
До экзамена заведующий кафедрой одного из сотрудников кафедры назначил секретарем, ответственным за ОСКЭ. За 3-5 минут до начала экзамена доцент, ответственный за учебно-методическую работу кафедры, выдавал каждому студенту «Карточку», где был описан маршрут передвижения конкретного студента от станции к станции и были даны оценочные листы на все станции.
Затем секретарь приглашал первую группу студентов. Каждый студент в соответствии с установленными правилами проведения экзамена занимал определенную станцию.
По сигналу студенты приступали к выполнению задания соответствующей станции.
На каждой станции студента ожидал экзаменатор и одно практическое задание. Экзаменатор соответствующей станции формулировал задание и по ходу его выполнения студентом выставлял баллы в оценочном листе экзаменуемого согласно критериям, разработанным для данной станции («0» или «1» за каждый «шаг», в зависимости от того, правильно или неправильно выполнены предусмотренные действия).
На выполнение задания на каждой станции отводилось 4 минуты, по истечению времени все студенты прекращали выполнение задания и одновременно переходили на следующую станцию.
В таком порядке студенты выполняли задания всех назначенных 8 станций, после чего одновременно заканчивали экзамен. После этого приглашалась следующая группа студентов.
Секретарь подсчитывал по всем оценочным листам сумму баллов по каждому студенту и заносил данные в ведомость ОСКЭ. После заполнения сведений по всем студентам, заведующий кафедрой подводил итоги.
Оценивание результатов экзамена и выставление оценки по дисциплине проводилось в соответствии с «Положением об оценивании учебной деятельности студентов в Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет им. М. Горького»
Для оценки результатов первого этапа использовалась следующая шкала, основанная на процентном отношении правильно выполненных тестовых заданий: 90-100% - «5», 75-89,99% - «4», 60-74,99% - «3», менее 60% - «2».
На втором этапе экзамена выполнение студентом практических заданий оценивалось по шкале, разработанной на кафедре и согласованной с профильной методической комиссией: 36-40 баллов - 90-100% - «5», 30-35 баллов - 75-89,99% - «4», 24-29 баллов - 60-74,99% - «3», 23 и менее - менее 60% - «2».
Максимум (40 баллов) был установлен из расчета по 1 баллу за каждое из 40 действий, прописанных в оценочных листах всех 8 станций.
При положительных оценках на обоих этапах рассчитывали средний балл за экзамен, исходя из соотношения оценок за первый и второй этапы 1:1, и с учетом среднего балла за текущую учебную деятельность (также соотношение 1:1) выставляли оценку по дисциплине «Акушерство»:
4,5-5,0 - «5», 3,75-4,49 - «4», 3,0-3,74 - «3», менее 3,0 - «2».
Анализ результатов нового формата экзамена показал его преимущества и недостатки. Большой набор правильно разработанных станций ОСКЭ позволил оценить широкий спектр практических навыков, экзаменуемых и проверить клинические компетенции, связанные с самостоятельным осуществлением медицинской деятельности.
В связи с тем, что каждый экзаменуемый оценивался множеством экзаменаторов с использованием заранее согласованных оценочных листов, результат экзамена не зависел от отдельного экзаменатора, а применение оценочных листов позволило оценивать всех студентов объективно по единой схеме.
Новый формат экзамена значительно повысил мотивацию студентов к более глубокому и заинтересованному освоению практических навыков.
Однако, с другой стороны, некоторые студенты, зная заранее круг оцениваемых практических навыков, при подготовке к экзамену свои основные усилия направили на автоматическую отработку техники их выполнения. Кроме того, проверка уровня освоения навыков по заранее определенному алгоритму не позволила экаменаторам на втором этапе экзамена оценить клиническое мышление студентов.
Заключение
Внедрение технологии ОСКЭ в курсовые экзамены по клиническим дисциплинам будет способствовать повышению эффективности промежуточной аттестации, стимулировать будущих врачей к освоению практических умений и навыков и тем самым способствовать дальнейшему повышению уровня профессиональной подготовки выпускников медицинского вуза.
Для усиления клинического компонента ОСКЭ считаем целесообразным на ряде станций создать симуляционные модули с использованием ситуационных задач, реальных результатов лабораторных и инструментальных исследований и алгоритмов оказания неотложной помощи.
Литература (references)
1. Балкизов З.З., Семенова Т.В. Объективный структурированный клинический экзамен.
Руководство // Медицинское образование и профессиональное развитие. - 2016. - № 3 (25). - С.
27-63.
2. Манджавидзе И.Т., Читаишвили Д.Т. Опыт внедрения современных подходов обучения и оценки клинических навыков // Символ науки. - 2016. - № 9. - С. 146-150.
3. Опыт внедрения объективной оценки знаний студентов по пропедевтике внутренних болезней / [Аширбекова Б.Д., Турханова Ж.Ж., Умирбаева А.И., Мирзо Е.И., Мамашалиева С.Б. и др.] // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 4 (часть 1). - С. 21-24.
4. Паспорта и программы формирования компетенций по специальности 31.05.01 Лечебное дело / Под общ. ред. члена-корреспондента НАМНУ, профессора Г.А. Игнатенко. - Донецк, 2018. -648 с.
5. Проведение объективного структурированного клинического экзамена в рамках государственной аттестации выпускников клинической ординатуры по специальности «Анестезиологи и реаниматология» / [Щеголев А. В,, Андреенко А.А., Ершов Е.Н., Лахин Р.Е., Макаренко Е.П.] // Анестезиология и реаниматология. - 2016. - № 1. - С. 71-74.
Сведения об авторах
Игнатенко Григорий Анатольевич, доктор медицинских наук, профессор, член-корреспондент НАМНУ, ректор Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького» email: contact@dnmu. ru
Джоджуа Анзор Георгиевич, кандидат медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького», председатель Центрального методического совета email: anzorj oj ua@gmail. com
Первак Марина Борисовна, доктор медицинских наук, профессор, руководитель учебно-методического отдела Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького», зам. председателя Центрального методического совета email: [email protected] Чурилов Андрей Викторович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького» email: [email protected]
Джеломанова Светлана Алексеевна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Государственной образовательной организации высшего профессионального образования «Донецкий национальный медицинский университет имени М.Горького» email: [email protected]