Регионы России и СНГ
Опыт внедрения инновационной модели управления в медицинском учреждении Самарской области
О. В. Тюмина
Клинический центр клеточных технологий (ГБУЗСО «Клинический центр»), Самара, Россия
В работе представлен опыт внедрения инновационной модели управления процессом разработки и внедрения инноваций в государственном медицинском учреждении Самарской области. Интегрированная модель системы управления была разработана и внедрена с использованием методологии организационного моделирования, реинжиниринга процессов, на основе принципов менеджмента качества стандарта ИСО 9001-2008 и матрично-штабной организационной структуры. Доказана эффективность её функционирования на примере разработки новых клеточных и лабораторных технологий.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инновационный процесс, система менеджмента качества, интегрированная модель системы управления.
ВВЕДЕНИЕ
Инновации в здравоохранении являются конечным результатом внедрения новшеств (открытий, результатов НИОКР) с целью получения экономического и социального эффектов. Инновационный подход должен стать точкой роста отрасли, именно технологические улучшения позволят сделать прорыв в развитии отечественной медицины [1]. Однако управление инновационной деятельностью в системе здравоохранения изучено недостаточно, особая сложность состоит в многообразии методов и приёмов. В Российской Федерации нет единого методологического подхода по управлению процессом разработки и внедрения новых медицинских технологий, не разработана методология оценки эффективности управления инновационным процессом в медицинском учреждении. Существует необходимость создания унифицированного для медицинских организаций алгоритма процесса разработки инноваций с учётом специфики отрасли, чем и обусловлена актуальность настоящего исследования.
Цель исследования: оптимизация системы управления процессом разработки и внедрения новых медицинских технологий для повышения её эффективности.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ
Объект исследования - система управления процессом разработки и внедрения новых медицинских технологий. Предмет исследования - эффективность внедрения инноваций в медицинском учреждении (на примере клеточных и лабораторных технологий). Единицы наблюдения: структурные и функциональные элементы системы управления инновационным
процессом, экспертизы качества медицинской услуги (24 860), анкеты социологического опроса пациентов (1960 анкет) и врачей (106 анкет), карты расчёта коэффициентов результативности (51). В исследовании использованы следующие методы: структурный анализ и функциональное моделирование процессов, метод экспертных оценок, организационное моделирование, графический метод формализованного представления систем управления, метод реинжиниринга процессов, т.е. радикальное переосмысление и перепроектирование бизнес процессов организации для достижения резких, скачкообразных улучшений главных показателей деятельности учреждения, а также параметрические, социологические, статистические методы.
Клинической базой для проведения настоящего исследования являлось государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Клинический центр клеточных технологий» (далее КЦКТ), работает с 2003 г. и является уникальной формой инновационной организации. Деятельность КЦКТ направлена на удовлетворение потребности населения в новых клеточных, лабораторных и репродуктивных технологиях и включает заготовку, обработку и длительное криогенное хранение пуповинной крови, предоставление ее донорских образцов для применения, а также лабораторную диагностику и лечение бесплодия. За период работы с 2003 г. проведена заготовка 6 236 публичных образцов пуповиной крови и 1 630 образцов пуповинной крови для персонального (именного) хранения, проведено 18 884 ^А - типирований образцов крови, 1 563 определений резус-фактора плода по крови матери, более 40 000 гематологических лабораторных анализов, а также проведено 2 240 циклов экстракорпорального оплодотворения.
63
ш
X
<
а. х о о
ш <
а. ч
о
ш ш
ш ц,
а
<
а.
< *
о
64
CL
О
LQ _0 ш
X
ш
о ^
о
X
X
ш
о х
а ш
Организационная структура управления КЦКТ является линейно-функциональной и представляет собой совокупность производственных, специализированных по выполняемым функциям (линейные подразделения), и административно-хозяйственных (функциональных) отделов. Для разработки новой организационной структуры учреждения использовались такие методы, как организационное моделирование и реинжиниринг процессов. Оценка эффективности системы управления инновационным процессом в организации проводилась параметрическим методом ежеквартально и ежегодно по трём наиболее значимых для системы здравоохранения параметрам - по медицинской, социальной и экономической эффективности. Для оценки медицинской эффективности мы использовали коэффициент качества (Кк) новой медицинской технологии (услуги), вычисляемый по данным экспертизы первичных документов (сплошным методом), а также анализа жалоб и претензий пациентов, получающих медицинские услуги в КЦКТ. Для оценки социальной эффективностиновой медицинской технологии мы использовали коэффициент социальной удовлетворенности (Кс), который определяли путём проведения социологических опросов пациентов (сплошным методом) по специально разработанной анкете с балльной системой оценки от 1 (очень плохо) до 5 (очень хорошо); средний возраст анкетируемых составил 34 ± 3,2 года (от 18 до 47 лет).
Для оценки экономической эффективности мы рассчитывали коэффициент объема (Ко) выполненных новых медицинских услуг и коэффициент экономичности (Кэк) (отношение фактических расходов к плановым). На основании этих четырех коэффициентов рассчитывался интегральный коэффициент эффективности инновационного процесса:
К = Кх Кх Кх 1/ К
эф к о с эк
оптимальное значение Кэф равно 1.
Для оценки удовлетворенности персонала системой управления в организации использован метод анализа «важность-исполнение» в сочетании с теорией мотивации труда Герцберга [2]. В специальной анкете персонал КЦКТ просили оценить по пятибалльной шкале Лайкерта каждый из шестнадцати атрибутов Герцберга (сначала в контексте их важности для персонала, затем - в контексте удовлетворенности ими).
Для анализа динамики определяемых коэффициентов (К , К, К, К , К ) использовался метод построения
к о с эк эф
интервальных динамических рядов, выравнивание которых проводилось способом наименьших квадратов, что позволяло наиболее объективно выявить тенденцию развития изучаемого явления. Результаты исследования были подвергнуты обработке методами параметрической и непараметрической статистики с использованием программ STATISTICA FOR WINDOWS
версии 6.0 и MS Office Excel 2003. Выявленные закономерности и связи изучаемых параметров между группами и признаками были значимыми при вероятности безошибочного прогноза 95 % и более (p < 0,05).
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Инновационный процесс для медицинской организации мы представили в виде схемы (рис.1). Входным элементом, началом данного процесса является новшество (открытие, изобретение, новая технология), далее идут такие этапы, как «Разработка», «Регистрация» и «Внедрение» новации, на выходе - широко используемая новая медицинская услуга, заканчивается полный инновационный цикл снижением спроса на медицинскую услугу (технологию) в связи с её устареванием.
Новшество - оформленный результат фундаментальных, прикладных исследований, разработок в виде открытий, изобретений, патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, ноу-хау, новый или усовершенствованный продукт (технологический процесс). Новация - это новшество, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Инновация - конечный результат внедрения новшества (нововведение) с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического или другого вида эффектов. Основные компоненты инновационного процесса: 1) наличие новшества (новации); 2) нововведение (результат внедрения новой продукции или процесса); 3) диффузия инновации (применение новых продуктов, услуг, технологий в новых местах и условиях).
Новые медицинские технологии (НМТ)- это впервые предлагаемые к использованию на территории РФ или усовершенствованные совокупности методов (приемов, способов) лечения, диагностики, профилактики, реабилитации, с помощью которых данные методы осуществляются. Выдача разрешений на применение НМТ до 1 января 2012 г. проводилась на основании результатов соответствующих исследований, испытаний и экспертиз, подтверждающих эффективность и безопасность ме-дицинскойтехнологии. Документом, подтверждающим факт разрешения на применение НМТ, являлось разрешение, подписанное руководителем Росздравнадзора, при этом медицинская технология переставала считаться новой и могла использоваться без ограничений всеми лицами, осуществляющими медицинскую деятельность в соответствии с законодательством РФ [3]. Письмо Росздравнадзора от 16 ноября 2007 г. № 01И-773/07 разъясняло, какое обоснование на применение новой технологии необходимо иметь медицинскому учреждению: до 2004 г. - методические рекомендации, утверждённые Минздравом России, с 2007 г. - подлинник или нотариально заверенную копию Разрешения на применение НМТ с приложением и полным описанием
о m
tu Э m О X
Ol л
% 2
■о с;
m ai
О i-
O С
о о
г, 10
Р га
О
к 5 I
(О
ш о сг ш с; и и 3
а-га а
I-
и
5 |_
(U а.
I
<и о. d ai х со
X
га в О CL
5
*
ГО Q.
г
ос
га с
i S
^vi О £
Подготовка к внедрению '<-1-
Научно-практический цикл
Разработка Ч-►!
Регистрация
Внедрение
процесс «Разработка и внедрение новации» Полный инновационный цикл
Рис. 1. Схема инновационного процесса
технологии [4]. Данное положение резко снижало внедрение и тиражирование НМТ в лечебных учреждениях, так как организация-разработчик несла ответственность за использование инновации в других организациях и потому разрешение и описание НМТ третьим лицам не выдавала. Таким образом, распространение инноваций в РФ становилось практически невозможным. Вступивший в силу с 1 января 2012 г. Федеральный закон №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» вопросы разработки и внедрения медицинских технологий не регулирует, в ст.2. закона, где перечислены основные понятия, отсутствует определение медицинских технологий [5]. Кроме того, установленные ранее требования об использовании в практике здравоохранения методов профилактики, диагностики и медицинских технологий, разрешённых к применению в установленном порядке, признаны утратившим силу в связи с принятием нового закона. Таким образом, с 1 января 2012 г. осуществление функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий полностью прекращено, поэтому в настоящее время для применения новых медицинских технологий получать разрешение не требуется, если иное не установлено законом (планируется регистрация биомедицинских клеточных технологий в проекте нового ФЗ «О биомедицинских клеточных технологиях») [6]. После существовавшей в 2007-2011 гг. процедуры обязательной государственной регистрации новых медицинских технологий произошла полная отмена действовавшего регламента, сняты имевшиеся административные барьеры для внедрения инноваций
в здравоохранении. В настоящее время требуется приведение в соответствие новому ФЗ действующих нормативно-правовых актов, вступающих в противоречие с этим законом в вопросе разработки и регистрации новых технологий.
В КЦКТ в 2007-2011 гг. проходила разработка инновационных лабораторных технологий и клеточных технологий; были разработаны и внесены в государственный реестр следующие новые медицинские технологии: «Диагностика резус-фактора плода по крови матери»; «Диагностика пола плода по крови матери»; «Генетическое типирование HLA системы методом SSO с использованием хМАР технологии»; «Заготовка, обработка и хранение плацентарной/пуповинной крови». Это позволило рекомендовать данныетехно-логии для внедрения в медицинских учреждениях.
В 2009 г. мы провели оценку сильных и слабых сторон инновационной деятельности КЦКТ за предшествующие 2 года (2007-2009 гг.). На основе параметрического и экспертного метода были выявлены узкие места функционирования линейно-функциональной системы управления (рис.2), разработаны варианты решения организационных проблем для повышения эффективности управления.
Проведенный комплексный анализ показал, что линейно-функциональный тип организационной структуры является неэффективным для управления процессом разработки и внедрения новаций и требует коренной перестройки. Это подтвердили и результаты исследования, а именно: низкие показате-
65
ш
X
<
о. х о о
tt <
о. d
о
ш ш
ш ц,
со <
о.
< *
о
66
Рис. 2. Схема линейно-функциональной структуры управления КЦКТ
CL
О
LQ _0 Ш
X
ш
о ^
о
X
X
ш
о х
ш
ли удовлетворенности пациентов (Кс = 0,65 ± 0,07); низкая оценка персоналом степени удовлетворённости своей работой (от 2,7 до 3,3 баллов по пятибалльной шкале); низкие показатели качества (Кк = 0,64 + 0,01); низкие показателями экономичности (Кэк =1,19 ± 0,02); несоответствия, выявленные в результате диагностического аудита (отсутствие установленных регламентов процессов и четкого распределения ответственности персонала, отсутствие управления как процессами, связанными с потребителями, так и процессами сбора и анализа данных и постоянного улучшения качества услуг).
Данная ситуация потребовала проведения в 2010 г. реинжиниринга всех процессов для совершенствования системы управления с целью повышения качества новых медицинских услуг и эффективности деятельности организации. Для решения данных вопросов было проведено организационное моделирование новой структуры управления. За основу (эталон) был принят матрично-штабного тип организационной структуры, позволяющий обеспечить необходимую гибкость в управлении при соблюдении принципов системы управления качеством на основе международного стандарта ISO 9001:2008 (ГОСТ Р ИСО 90012008, далее «стандарт»). Матрично-штабная структура управления предполагает увеличение степени децентрализации, появление тематического (руководитель инновационного проекта) и координационного уровней управления (координатор инновационного проекта), увеличение количества горизонтальных связей, вовлечение большего количества сотрудников в процесс выявления проблем и в управление (рис. 3).
Интеграция системы менеджмента качества на основе стандарта в общую систему управления происходит через внедрение процессного подхода в управление и выполнение основных 8 принципов стандар-
та ИСО 9001-2008, а также выделения тематического уровня (ответственное лицо, принимающее решения) и координационного уровня (уполномоченный по качеству в организации), который координирует, анализирует всю деятельность организации в области системы менеджмента качества.
Эффективность разработанной и внедрённой интегрированной модели системы управления подтверждается положительной динамикой в сравниваемых периодах до и после начала внедрения инноваций в КЦКТ, т.е. в 2007-2009 гг. и 2010-2011 гг., следующих коэффициентов: качества (до внедрения Кк= 0,64 ± 0,01, после внедрения Кк = 0,89 ± 0,03; различие достоверно: р < 0,05), социальной удовлетворенности (до: Кс = 0,65 ± 0,07; после: Кс = 0,90 ± 0,01; р < 0,05), экономичности (до: К = 1,19 ± 0,02; после: К = 0,90 ± 0,01;
4 эк ' ' ' эк '
р < 0,05). Положительный средний темп прироста (4,6 %) (2010-2011 гг.) коэффициента эффективности внедрения новых технологий наблюдался с момента внедрения интегрированной системы управления, что свидетельствует о достоверном влиянии проводимых преобразований на эффективность управления инновационным процессом, направленным на повышение качества медицинских услуг.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышения эффективности инновационных процессов в медицинской организации можно достигнуть, используя методы организационного моделирования и реинжиниринга процессов. Внедрение интегрированной модели системы управления на основе принципов менеджмента качества стандарта ИСО 9001-2008 и матрично-штабной организационной структуры позволяет оптимизировать порядок взаимодействия подразделений, увеличить их саморегулируемость, установить порядок управления, планиро-
Директор
Управление от
зетственностью
re^i
Отдел маркетинга Общехозяйственный отдел
Управление кадрами Фин.экономич . отдел .
Управление
Г
Ответственный по качеству отд. 1.
Ответственный по качеству отд. 2.
Уполномочен ный по качеству (координатор
ресурсами
Иннова-ционный проект 1
Иннова-ционный проект 2
Координатор проектов
Руководитель проекта 1
Руководитель проекта 2
Управление процессом: анализ, Í измерение, совершенствование Т 1 Производственные инновационные процессы
Потребитель
Рис. З. Модель интегрированной системы управления
вания, обеспечения, контроля и улучшения качества работы, создать заинтересованность в качественных медицинских услугах для всех сотрудников, что в итоге повышает эффективность разработки и внедрения новых технологий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пилипенко П. И. Нормативно-правовые аспекты применения медицинских технологий. Вестник Росздравнадзора. 2009; № 4: 4—9.
2. Herzberg F. The Motivation to Work, New York. JohnWiley and Sons. 1959; ISBN 978-1-56000-634-3.
3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 20.07.2007 № 488 "Об утверждении административного Регламента Федеральной Службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение новых медицинских технологий".
4. Письмо Росздравнадзора от 16.11.2007 № 01И-773/07 «Об использовании медицинских технологий». URL: http://lawru.info/ base06/part2/d06ru2458.htm.
5. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
6. Проект Федерального закона «О биомедицинских клеточных технологиях». URL: http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_projects/535.
Сведения об авторе:
Тюмина Ольга Владимировна
директор ГБУЗСО «Клинический центр клеточных технологий», канд. мед. наук
Адрес для переписки:
443095, Самара, ул. Ташкентская, д.159 Телефон: 8(846) 956-4455, с. т. 8(902)2912788, E-mail: [email protected]
67
POLICY AND MANAGEMENT IN HEALTHCARE
Regions of Russia
The Implementation of an Innovative Management Model in a Medical Center in the Samara Region
O. V. Tumina
State Budget Healthcare Institution «Clinical Center of Cell Technologies», 443095, Samara, Tashkentskaya St., 159, Russia
The article presents the experience of implementing an innovative model for managing the development and implementation of innovations at a state medical institution in the Samara region. This model of integrated management system was created and implemented using the methods of organizational modeling, process reengineering, the principles of quality management standard ISO 9001-2008, and matrix organizational structure. The efficacy of this approach is illustrated with the example of developing new cellular and laboratory technologies.
KEYWORDS: innovative process, quality management system, model of integrated management system.