Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3
развития буржуазного сословия. При этом российская гражданская идентичность будет коллективная, коммунальная соборная по своим основаниям, т. е. будет принципиально отличаться от западноевропейской, сформированной в эпоху Нового времени.
Примечание
1 Подробнее об этом см.: Кравченко Н. Ю. Основы ти-пологизации гражданской идентичности : полисный период античности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2013. Т 13, вып. 4. С. 13-16 ; Она же. Миф в механизме формирования гражданской идентичности в логике полиса. Некоторые проблемы социально-политического развития российского общества. Саратов : ИЦ «Наука», 2013. С. 45-47.
2 Подробнее об этом см.: Кравченко Н. Ю. Основания средневековой западно-европейской гражданской идентичности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2014. Т. 14, вып. 3. С. 13-16 ; Она же. Особенности генезиса гражданской идентичности (Древние цивилизации) // Некоторые проблемы социально-политического развития российского общества : сб. науч. тр. Вып. 19 (115). Саратов : Научная книга, 2012. C. 55-58 ; Она же. Цивилизационная обусловленность гражданской идентичности // Социологическая наука и социальная практика. 2014. № 4 (8). С. 87-104.
3 Гавров С. Н. Социокультурная традиция и модернизация российского общества. М. : МГУКИ, 2002. С. 78.
УДК 316.4
4 См.: Гудков Л. Д. Русский нетрадиционализм и сопротивление переменам // Отечественные записки. 2002. № 3. С. 87-102.
5 См.: Хабермас Ю. Гражданство и национальная идентичность // Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность : Московские лекции и интервью. М. : KAMI-ACADEMIA, 1995.
6 См.: Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М. : Постум, 2015.
7 См.: Кофанова Е. Н., Мчедлова М. М. Религиозность россиян и европейцев // Мониторинг общественного мнения : экономические и социальные перемены. 2010. № 2. С. 201-229.
8 См.: Фукуяма Ф. Будущее истории // Foreign Affairs. 2012. № 1. URL: http://www.globalaffairs.ru/number/ Buduschee-istorii-15456 (дата обращения: 24.04.2015).
9 Ф. Фукуяма, продолжая идею Ницше, актуализирует понятие «последнего человека», или постисторического человека толпы, который ни во что не верит и ничего не признает, кроме своего комфорта, и который утратил способность испытывать благоговение. Гармония мыслей, чувств и поступков уступает место эклектике и мозаичности постмодерна в прочувствованиях, осмысливаниях и действиях. Актриса Фаина Раневская сетовала, что у артистов и зрителей исчезло чувство трепета от происходящего на сцене - ключевое чувство для мира театра. Современные граждане утратили так необходимое чувство неравнодушия к происходящему, без которого невозможно быть полноценным гражданином.
ОПЫТ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ В СТРАНАХ
Е. В. Сайганова
Саратовский государственный университет E-mail: Saiganovaev@yandex.ru
В статье рассматриваются анализ молодежной политики за рубежом, в Германии и Швеции, специфика изучения процессов социализации молодого поколения в рамках государственной молодежной политики.
Ключевые слова: молодежь, общество, социальная институты общества, государственная молодежная политика.
Experience in Implementing Programs for Youth Policy in the Country
E. V. Saiganova
This article discusses the analysis of youth policy abroad, in the Germany and Sweden, specifics of studying the processes of socialization of the young generation in the framework of the state youth policy.
Key words: youth, society, social institutions of society, state youth policy.
DOI: 10.18500/1818-9601 -2015-15-3-18-21
В развитых западных странах (США, Франции, Великобритании, Италии, Германии, Швеции, Испании, Финляндии и др.) уже не одно десятилетие формируется молодежная политика как самостоятельное направление деятельности государства, социальных институтов общества и общественных организаций, в основе которой, как правило, находятся гуманистические идеи развития личности. Накопленный западными странами богатый опыт по государственной молодежной политике может быть полезным и для России.
В настоящее время вопрос социализации молодого поколения очень остро стоит во всех странах мира, что обусловлено быстрыми социально-экономическими изменениями, на-
учно-техническим прогрессом, перестройкой социальной структуры общества, новыми явлениями в сфере идеологии и культурной жизни. Возрастная группа от 15 до 30 лет в начале ХХ в.
© Сайганова Е. В., 2015
Е. В. Сайганова. Опыт в реализации программ по молодежной политике в странах
составила 18% (более 1,5 млрд человек) всего населения мира1. Повышенный интерес к молодой генерации отражает одну из объективных закономерностей современного этапа мирового развития, связанную с усилением роли молодежного фактора в социально-экономических и политических процессах.
В начале XXI в. молодежная политика в развитых странах Запада, по мнению исследователей, приобрела вполне определенные формы и осуществляется по нескольким весьма разным способам и моделям. Наиболее известны три модели, которые сложились в Швеции, США и Гер -мании и отличаются по степени государственного регулирования и вмешательства2.
В Германии осуществляется стратегия ведущей роли государства в сфере молодежной политики. В этой стране с развитой системой регулирования социально-экономических процессов государство играет ведущую роль в определении приоритетов молодежной политики и ее осуществлении, тесно взаимодействуя с неправительственными организациями. Политика государства осуществляется на основе нескольких законодательных актов как общего характера, определенным образом регламентирующих молодежные вопросы, так и тех, что непосредственно ее касаются3.
В Германии молодежная политика реализуется на основе Конституции и федеральных законов «О помощи молодежи и детям», «О защите молодежи», элементы социальной поддержки молодежи отражены в Государственном законе «О благотворительности молодежи», а также ежегодного федерального плана по молодежной и детской политике.
Представительство управления по делам молодежи имеет четырехуровневую структуру. Администрирование на федеральном уровне осуществляет Министерство по делам семьи, пожилых людей, женщин и молодежи, оно координирует деятельность всех учреждений, занимающихся вопросами молодежи. В нем есть отдел по вопросам молодежи, занимающийся разработкой ежегодного федерального плана по молодежной политике (также в разработке плана участвуют Министерство образования и науки и Министерство экономики и занятости).
На уровне земельной власти администрирование осуществляют управления сената для школ, молодежи и спорта, они разрабатывают, ориентируясь на федеральный план, земельные планы молодежной политики с учетом потребностей регионов и занимаются выполнением молодежной политики. На коммунальном уровне (уровне решения проблем вне компетенции местного представительства и на местном уровне) работают управления по делам молодежи, здесь происходит непосредственная реализация задач и программ, определенных в федеральном и земельном планах.
На всех уровнях управления действуют специальные программы, направленные на обеспечение молодым гражданам возможностей обучения и труда, образования и досуга. Основу программ составляют пособие и услуги. Социальные услуги предоставляют муниципальные, региональные, земельные социальные службы, волонтерские и частные организации4.
Широко используется принцип субсидиарности, когда основная ответственность, в том числе финансовая, возлагается на низовой уровень. В Германии до 60% расходов на реализацию молодежных программ приходится на коммунальный уровень (около 10% коммунального бюджета), а 35% - на земельный. Это позволяет предоставлять молодым людям более адресную помощь с учетом локальных и региональных социально-экономических реалий и потребностей.
Молодежные программы разрабатываются на существенной научно-методической основе, широко применяется комплексный подход. Регулярно проводится мониторинг проблем молодежи независимыми экспертами, который позволяет уполномоченным органам принимать взвешенные долгосрочные решения на основе различных оценок ситуации и возможностей ее развития, внося соответствующие коррективы. Стоит вспомнить, что в Германии существует более 200 научных центров, организаций и учреждений, занимающихся исследованиями различных проблем молодежи, действует научный центр - Немецкий институт молодежи5, регулярно издающий отчеты о положении молодежи, представляемые федеральным правительством в Бундестаг и Бундесрат в каждый отчетный период.
Большое внимание правительство уделяет вопросам повышения квалификации специалистов в сфере помощи молодежи, работающих на профессиональной основе по единому стандар-ту6. Результатом плодотворной работы молодежного ведомства в течение четырех десятилетий стало создание по всей стране центров повышения квалификации работников молодежной сферы. Содержание и стандарты обучения включают обязательную практическую направленность, уважение к личности и опыту, желаниям курсантов, новые подходы и методы, позволяют изменить отношение и взгляды специалистов к своей работе.
Среди основных черт молодежной политики Германии можно выделить политику партнерства, диалог государства и социально-политических структур общества, которые предоставляют общественную помощь молодежи, в частности: церкви и другие религиозные организации, юридические лица в сфере предпринимательства, союзы свободной помощи, молодежные союзы, инициативные группы и группы самостоятельной помощи7. Но решающее влияние на осуществление молодежной политики имеют
Социология
19
Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Социология. Политология. 2015. Т. 15, вып. 3
политические партии - прежде всего те, что находятся у власти8. В процессе деятельности между организациями формируются особые отношения, которые способствуют решению проблем и поддержке интересов молодежи.
Молодежь играет ключевую роль в демократических преобразованиях общества. К слову, адресности мероприятий в отношении молодежи способствует условное разделение единого массива молодежи, она делится на «непосредственно молодежь» (14-18 лет) и «молодых взрослых» (18-27 лет), так как приоритеты в этих возрастных групп различны.
Мощное молодежное движение Германии по праву считается признаком наличия развитого гражданского общества в этой стране. Сотрудничество власти и неправительственных организаций происходит на всех уровнях реализации молодежной политики. В Германии неправительственные организации, в первую очередь - молодежные, могут получить статус «общественного исполнителя», если их работа соответствует задачам молодежной политики, и участвовать в реализации конкретных мероприятий. Организации, участвующие в осуществлении молодежной политики, занимаются лоббированием интересов своих членов (в основном - представителей молодежных групп) на всех уровнях власти, т. е. представительство интересов идет снизу вверх9.
Обычно организации ставят своей целью воспитание и обучение молодежи, организацию досуга, предоставление консультаций, представление интересов молодых людей во всех сферах жизни перед государством и обществом. Среди других важных задач молодежных организаций - молодежный обмен, межкультурное общение.
Таким образом, государство при наличии мощной законодательной базы и структур обеспечивает реализацию прав молодежи, оказывает государственную помощь молодым людям, кому она необходима, проводит мероприятия превентивного, компенсационного и субсидиарного характера, привлекает широкие массы молодежи к решению собственных проблем. Определенным показателем эффективности молодежной политики Германии может служить хотя бы тот факт, что, по данным социологических опросов, 7080% молодежи выражают свое удовлетворение существующей системой и жизнью в ней10.
Молодежная политика по модели Швеции основывается на стратегии паритета государства и структур гражданского общества в сфере молодежной политики. Несмотря на то что в Швеции реализуется специальный закон о молодежной политике, существует целая отрасль законодательства, которая охватывает проблемы труда, учебы, отдыха и др. Многие положения в отношении молодежи нашли отражение в «Законе о социальных службах»11.
В Швеции государство формулирует общее направление, цель и приоритеты молодежной
политики, но в реализации этой цели главная роль отведена местному самоуправлению и общественным организациям.
Молодежная политика осуществляется на центральном уровне, уровне муниципалитета и на уровне округов. Центральное правительство занимается разработкой и реализацией законодательства и программ по вопросам молодежи. Разработка единых национальных программ и планов не практикуется, молодежная политика как комплекс мер, призванных обеспечить всем молодым людям равный шанс на достойную жизнь, реализуется различными министерствами, ведомствами, общественными организациями в рамках их компетенции. Также центральное правительство определяет общую сумму расходов и их распределение между местными органами власти, принимающими решения о приоритетах расходов с учетом локальных особенностей.
Специальное министерство по делам молодежи и молодежной политике в Швеции отсутствует. Администрирование этой сферы осуществляет Министерство справедливости, в круг полномочий которого входят также контроль за соблюдением Конституции и законов, государственное управление, деятельность общественных организаций. Органы местной власти играют решающую роль в обеспечении работы социальных служб. На уровне муниципалитетов и округов в каждой коммуне создаются социальные советы, непосредственно решающие молодежные проблемы и координирующие усилия всех организаций, учреждений, служб по работе с молодежью12.
Молодежная политика Швеции обеспечивает приоритет молодежи в различных сферах государственной деятельности и имеет целью углубление веры молодежи в настоящую политическую демократию путем постоянного диалога государства с молодежью и предоставлением ей возможности самой «делать» политику. Неправительственные организации имеют в Швеции существенное значение, они охватывают около 3 /4 молодежи.
К наиболее распространенным инструментам молодежной политики в Швеции можно отнести: предоставление услуг, государственное финансирование молодежных программ, предоставления кредитов, финансовую поддержку молодежи и молодежных организаций и другую деятельность по созданию условий для нормального развития каждого молодого человека13. Более двух третей социальных услуг, например, программы для зависимых от химических веществ, помощь семьям с детьми, молодежные консультации, предоставляются и финансируются местными властями, хотя и с некоторыми дотациями из общегосударственного бюджета14.
Образовательные, социальные и медицинские услуги предоставляют также частные службы, хотя в отношении таких направлений,
20
Научный отдел
Л. Б. Синельников, О. В. Дорохина. Брак и развод в России с точки зрения социальных норм
как образование молодежи, социальное обслуживание, жилищная политика, сохраняются существенный государственный контроль и регулирование. Незначительная часть программ, например, поддержка студентов, собственного бизнеса и занятости молодежи, финансируется за счет государственных грантов. Разные авторы преимущественно утверждают, что в стране остается мощным политическое движение за сохранение универсальности социальных программ и высокого уровня расходов на базовые государственные программы. Но тенденцией последнего десятилетия можно считать приобретение адресной социальной помощи молодежи, развитие волонтерства15.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что с развитием демократических процессов отношение государства к молодому поколению приобретает принципиально новые признаки и превращается в коммуникацию как единство двух равных субъектов. При этом повышению эффективности реализации молодежной политики способствуют многие факторы, такие как децентрализация государственного управления, развитие механизмов взаимодействия и партнерства субъектов: это и государство, и социально-политические общества, и бизнес-структуры.
Примечания
1 См.: ТаракановП. В. Молодежь как объект и социальный субъект политического процесса // Общество и безопасность : перспективы эволюции, современное
УДК 314.554
БРАК И РАЗВОД В РОССИИ С точки : ФОРМАЛЬНЫХ И НЕФОРМАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
А. Б. Синельников, О. В. Дорохина1
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
1 Институт государственной службы и управления РАНХиГС
при Президенте РФ, Москва
E-mail: sinelka@mail.ru, odorokhina@yandex.ru
Статья посвящена изменениям российского семейного законодательства и ценностей семейного образа жизни в XX в. Законы Российской империи предусматривали много ограничений на заключение и особенно на расторжение брака. Эти законы, т. е. формальные социальные нормы, остались неизменными на протяжении жизни многих поколений, но на рубеже XIX и XX вв. изменились моральные, т. е. неформальные нормы. Часть интеллигенции требовала радикального изменения законов о семье: полной свободы развода, равноправия для детей, рожденных вне брака, и т. п. Эти требования осуществили большевики, которые радикально изменили семейное законодательство и ценности
состояние : сб. науч. ст. / под ред. Н. П. Шебанова. Саратов : Научная книга, 2006. С. 124.
2 См.: ЛупандинВ. Н. Социология молодежи : учеб. пособие. Орел : Изд-во Орлов. гос. техн. ун-та, 2011. С. 136.
3 Там же. С. 138-140.
4 См.: Калинина З. Н., Орехова Е. Я., Полунина Л. Н. История и современное состояние молодежной политики за рубежом : учебник. Тула : Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2013. С. 257.
5 См.: Социальная работа с молодежью : учеб. пособие / под ред. Н. Ф. Басова. М. : Дашков и Ко, 2009. С. 271.
6 См.: Филиппов В. Социальный потенциал молодежи как предмет социологического анализа // Ученые записки. 2007. № 4. С. 52.
7 См.: Государственная молодежная политика : российская и мировая практика реализации в обществе инновационного потенциала новых поколений / под ред. В. А. Лукова . М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. С. 264.
8 См.: Социальная работа с молодежью. С. 272.
9 См.: ИсаевЭ. Ш., ПетренкоД. А. Молодежь как особая общественная группа в социальной структуре общества Германии // Независимая газ. 2006. № 3.
10 См.: Чеблукова А. А., Чеблукова Т. А. Молодежь Гер -мании в зеркале исследования трендов и социальных опросов. М. : Альянс-пресс, 2005. С. 54.
11 См.: Смирнов С. Н., Сидорина Т. Ю. Социальная политика : учеб. пособие. М. : ГУ-ВШЭ, 2004. С. 113.
12 См.: Социальная работа с молодежью. С. 269.
13 См.: Государственная молодежная политика... С. 270.
14 См.: Социальная работа с молодежью. С. 229.
15 См.: ЛеоновЮ. С. Молодежная политика : зарубежный и отечественный опыт // Аналитический вестн. Совета Федерации ФС РФ. 2007. № 4 (321). С. 31-42.
семейного образа жизни, что усилило кризис семьи, который продолжается и в наше время.
Ключевые слова: семейное законодательство, законные причины для развода, внебрачные рождения, либерализация семейного законодательство, кризис семьи, ценности семейного образа жизни.
Marriage and Divorce in Russia in the View of Formal and Informal Social Regulations
A. B. Sinelnikov, O. V. Dorokhina
The article is devoted to the changes in Russian matrimonial law and the values of family lifestyle in the twentieth century. Legislation of the Russian Empire contained many restrictions on the right to marry and especially to divorce. These laws (i.e. formal social norms) remained
© Синельников Л. Б., Дорохина О. В., 2015